Использование проектной деятельности на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Использование проектной деятельности на уроках биологии

Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эи методы обучения должны:

  • Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • Развивать в первую очередь общеучебные умения и навыки: самооценочные, исследовательские, рефлексивные;
  • Формировать компетенции, т.е. умения сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • Развивать познавательный интерес учащихся;
  • Реализовывать принцип связи обучения с жизнью.

Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы.

В своей работе я чаще использую межмпредметные информационные проекты (биология-информатика). По договоренности с учителем информатики учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.

Для учеников:

  • возможность к литературным источникам добавить Интернет-ресурсы
  • отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале по биологии
  • выполнить проектное задание в учебное время

Для учителей:

  • Учащиеся на уроках информатики не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, решают необходимые задачи, а на конкретном биологическом материале
  • Возможность выполнения и оформления иформационных поектов в учебное время

Проект «Растения нашего края» (межмпредметный информационный проект)

В нашей школе на протяжении нескольких лет в 7 классе выделяется 17 часов на углубление знаний учащихся о систематике растений. В это время учащиеся вспоминают основные признаки семейств двудольных растений, отрабатывают навыки работы с определительным карточками по гербарным образцам и выполняют проектные работы. На первом уроке учащиеся делятся на 7 групп (по количеству семейств изучаемых растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, злаковые, лилейные). Каждая группа выполняет проектную работу о растениях нашего края выбранного ими семейства.

Цель проекта:

  • создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства)

Задачи проекта:

  • собрать материал о 15 представителях данного семейства
  • подобрать иллюстрации
  • найти загадки, предания, стихи
  • составить ребусы или кроссворд
  • оформить книгу

Ребята всегда очень активно включаются в эту работу. В этом проекте я выполняю роль скрытого координатора помогая советами и направляя работу групп. Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.

Последние 2 урока идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия.

В этом году впервые появились электронные книги, т.к. учащиеся на уроках информатики осваивали метод презентаций. семейство БОБОВЫЕ.ppt

Проект «Естественнонаучные музеи СПб» (межмпредметный информационный проект)

Этот проект появился неожиданно. В один из очередных Дней музея в школе учащиеся 8 класса заспорили о том, сколько естественнонаучных музеев в нашем городе и все ли они посетили. Группа ребят взялась решить эту проблему. Мы вместе подбирали материал, они искали материал в Интернете на уроках информатики и там же оформляли проектную работу.

Цель проекта:

  • создать страницу на школьном сайте о естественнонаучных музеях в нашем городе

Задачи проекта:

  • собрать материал о естественнонаучных музеях в нашем городе
  • подобрать иллюстрации
  • найти или разработать маршруты проезда от школы в музеи

Проекты «Общая биология 10-11» (межмпредметный информационный проект)

В современном курсе биологии сложилось так, что общие закономерности изучаются в 9 классе, а затем углубляются в 10 и 11 классах. В нашей школе в старших классах идет курсовое обучение и годовую программу класс осваивает за 1 четверть. Основной материал учащимся знаком и в начале курса я предлагаю ребятам выбрать информационные проекты по темам курса.

10 класс:

  1. История развития биологии и методы исследования в биологии

  2. Цитология наука о клетке

  3. Неорганические вещества в клетке

  4. Органические вещества в клетке

  5. Органоиды в клетке

  6. Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты

  7. Энергетический обмен в клетке

  8. Пластический обмен в клетке

  9. Формы размножения в клетке

  10. Онтогенез

  11. История развития генетики и ее методы

  12. Изменчивость

  13. Методы исследования генетики человека

  14. Наследственные болезни

11 класс:

  1. Эволюционные учения

  2. Движущие силы эволюции

  3. Микро и макроэволюция

  4. Основные методы селекции

  5. Биотехнологии

  6. Гипотезы о происхождении человека

  7. Антропогенез

  8. Расы, расоведение и расизм Расы (Житкевич Анна).ppt

  9. Основы экологии

  10. Современные представления о происхождении жизни

  11. Основные этапы происхождения жизни на Земле

  12. Эволюция биосферы

С проектной деятельностью к этому времени они хорошо знакомы и четко понимают , что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс каждый ученик принимает участие в проекте. Ребята с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.

Цель проекта:

  • раскрыть тему проекта, собрав и проанализировав информационные источники

Задачи проекта:

  • собрать информацию на заданную тему
  • проанализировав информацию составить необходимые схемы и таблицы
  • построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме

Также я использую метод проектов и непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но как правило времени на это катастрофически не хватает. Решить эту проблему мне помог метод проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками я провожу урок «Узнай кто перед тобой». В начале урока класс делится на 5 групп (по 5 человек), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений. На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).

Цель мини-проекта:

  • определить название растения

Задачи мини-проекта:

  • отработать навыки работы с определительными карточками
  • собрать материал о растениях, с которыми работал
  • подготовить отчет (письменный и устный)

Учащиеся работают в течении 30 минут. За тем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.). Оценка за урок складывается из оценок за письменный и устные отчеты.

Игровые проекты

Традиционно каждый курс биологии (ботаника, зоология, анатомия) я заканчиваю уроком-игрой «Прощание с …». В этом мне помогают учащиеся которым нравится проектная деятельность и сам предмет. В апреле в параллелях 7, 8, 9 классов формируются группы учащихся готовых выполнить игровой проект для учащихся 6, 7, 8 классов.

Цель проекта:

  1. Создать сценарий и провести игру

Задачи проекта:

  1. Определить форму проведения игры

  2. Подобрать и составить вопросы и задания

  3. Распределить роли для проведения игры

Каждый год эти проекты очень отличаются друг от друга, это и викторины, и брейн-ринги, и «Что? Где? Когда?», и игры по станциям и т.д. Выполнение таких проектов всегда приносит учащимся радость и удовольствие от проделанной работы.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

25 06 2021 7:45:20

Обобщающий урок на тему «Бактерии»

Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана- Граф....

25 06 2021 22:15:19

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого характера....

25 06 2021 21:24:28

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

25 06 2021 12:23:21

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

25 06 2021 2:41:49

Генетическое определение пола

Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

25 06 2021 4:43:33

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М. В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

25 06 2021 9:54:54

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

25 06 2021 12:29:59

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

25 06 2021 12:28:39

Использование информационных технологий при изучении биологии

В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

25 06 2021 0:53:50

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме " Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием И К Т. Цель урока: познакомить учащихся с общей характеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

25 06 2021 16:39:22

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

25 06 2021 16:53:31

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

25 06 2021 9:13:21

Тема урока: "Рациональное питание"

Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через З О Ж....

25 06 2021 1:16:53

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

Урок биологии в 6-м классе по У М К Н. И. Сонина с применением модульной технологии и И К Т....

25 06 2021 14:30:43

Повторение по теме "Птицы"

Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме " Птицы", ответить на вопрос: " Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

25 06 2021 11:46:23

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

25 06 2021 19:38:26

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их практическом значении для человека....

25 06 2021 12:57:48

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употреблять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

25 06 2021 2:55:32

Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)

Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического характера....

25 06 2021 9:12:55

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

25 06 2021 19:58:24

Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс

Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....

25 06 2021 21:46:36

Стратегия работы с одаренными детьми

Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

25 06 2021 0:47:56

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

25 06 2021 7:41:46

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

Представленный урок " Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с практикой жизни....

25 06 2021 15:51:17

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

25 06 2021 1:53:31

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

25 06 2021 22:32:57

Урок биологии по теме "Строение семян"

На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....

25 06 2021 10:32:49

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....

25 06 2021 6:54:15

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

25 06 2021 13:23:20

Электромагнитное излучение и человек

Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....

25 06 2021 14:22:27

Интерактивные методы обучения на уроках биологии

В статье приведена разработка обобщающего урока по теме « Птичий базар»....

25 06 2021 7:56:43

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контрабандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

25 06 2021 22:17:52

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

25 06 2021 8:10:45

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

25 06 2021 1:16:51

Использование контекстных задач на уроках биологии

С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

25 06 2021 20:21:20

Рекорды органического мира Южной Америки

Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы " Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

25 06 2021 17:48:56

Растительность и животные мира

Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

25 06 2021 11:50:57

Методическая разработка практического занятия "Оценка уровня здоровья"

Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии « Основы культуры здоровья». На практическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

25 06 2021 19:56:19

Способы размножения организмов

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании полового и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и полового размножения в природе и для человека....

25 06 2021 17:16:32

Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"

Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения жизни на Земле — гипотеза А. И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. ...

25 06 2021 17:50:21

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи " Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

25 06 2021 23:16:40

Урок лабораторного практикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок изучения нового материала, лабораторного практикума с авторским интерактивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстрактное мышление и творческие способности. Отрабатываются навыки работы с интерактивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

25 06 2021 22:11:58

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н. И. Сонина « Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы « Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

25 06 2021 8:50:57

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две команды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких геймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

25 06 2021 2:31:12

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

Одновременно повторяются знания о строении Ц Н С человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе « Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

25 06 2021 20:54:10

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

25 06 2021 19:10:14

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

25 06 2021 7:32:14

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

25 06 2021 20:54:50

Изучение математических закономерностей на биологических объектах

Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости " Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

25 06 2021 10:41:58

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)