Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

Цель урока: Создать условия для понимания учащимися эволюционной взаимосвязи между беспозвоночными и хордовыми животными, через сравнение беспозвоночных с ланцетником.
Задачи:
1. Создать условия для возможности
сравнения плана внутреннего строения
беспозвоночных и позвоночных животных.
2. Создать условия для ознакомления учащихся со
строением, поведением, местами обитания и
образом жизни ланцетника.
3. Создать условия для понимания учащимися
систематического местоположения ланцетника и
особенностей его изучения.
4. На примере ланцетника сформировать бережное
отношение к редким животным и основы
экологического поведения.
Оборудование: таблицы: развитие и строение ланцетника, внутреннее строение червей, моллюсков, насекомых, paкообразных, паукообразных; учебник; мультимедийный проектор.
Учащиеся делятся на группы.
Конспект урока:
1. Какие типы животных мы с Вами уже изучили?
2. В каких средах и местах обитания они встречаются?
3. Как располагаются системы внутренних органов у типов Кольчатые черви и Насекомые?
Рассмотрите изображение животного (слайд – рисунок 1). Учащиеся обсуждают изображение животного в группах в течение 5 минут.
К какому типу животных Вы отнесли бы его? (Каждая группа высказывает свои предположения)
Обоснуй (докажите) свое предположение. Ответы учащихся.
Очень хорошо. Давайте подведем итог сказанному.
На фотографии изображен ланцетник, представитель типа Хордовые. В своих предположениях Вы шли путем ученых.
Ланцетника обнаружил в Черном море в 1774 году Петр Симон Паллас русский естествоиспытатель, путешественник, но отнес его к новому виду типа Моллюски.
Попытайтесь объяснить, почему он так решил.
Ланцетник живет в воде, дышит жабрами, мало активен и в теле есть упругий стержень, который можно принять за остаток редуцированной paковины по аналогии с Головоногими моллюсками.
Ланцетник имеет прозрачное вытянутое тело, напоминающее по форме старинный медицинский инструмент скальпель – ланцет, за что род и получил свое название. Максимальная величина тела достигает 7 см при продолжительности жизни до 5 лет. Ланцетник обитает в умеренных и теплых морях (Средиземное, Черное, Японское, у побережий Южной Америки и Австралии), обычно на глубине 10 – 30 м, на песчаном грунте, активность проявляет в ночное время. Питается ланцетник планктоном – мелкими организмами, обитающими в придонной зоне, дышит кислородом, растворенным в воде через жабры.
В первой половине XIX века ученые обнаружили родство ланцетника с позвоночными животными, а в 1834 году Александр Онуфриевич Ковалевский, изучив зародышевое развитие ланцетника (см. печатную готовую таблицу развитие ланцетника), убедительно доказал его близость к позвоночным животным. А.О. Ковалевский доказал, что упругий тяж, проходящий через все тело ланцетника, принимаемый учеными за остаток paковины и сохраняющийся на протяжении всей жизни животного – хорда. Хорда – это спинная струна, эластичная несегментированная скелетная ось у хордовых животных. (Хорда – эластичный тяж, лежащий над кишечником.).
Давайте рассмотрим внутреннее строение ланцетника в сравнении с внутренним строением беспозвоночных. (В тетради записываем сегодняшнюю дату, тему урока, подзаголовок и делаем два столбика и самостоятельно принимаем решение, работая в группах, как изобразить расположение систем органов, работа ведется при помощи записей в тетради, учебника и таблиц, вывешенных в кабинете, а затем проверяем и справляем все вместе).
В тетради делаем подзаголовок Расположение систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных.
Обозначения:
К – кровеносная система,
Н – нервная система,
Х – хорда;
О – пищеварительная система.
Вывод из таблицы (все строится на рассуждениях учащихся, а учитель только их обобщает и оформляет в целое высказывание) У беспозвоночных животных скелет был наружным и защищал одинаково все стороны организма. У хордовых животных произошло смещение скелета внутрь, для облегчения тела при увеличении его размеров. И нервная система, требующая надежной защиты, оказалась смещенной ближе к скелету, а значит на спинную сторону. Защита всех остальных органов осуществляется мышечной системой и у большинства хордовых костной системой.
Таким образом мы видим, что ланцетник является переходной формой между беспозвоночными и позвоночными животными, что открыл и доказал Александр Онуфриевич Ковалевский.
А теперь в тетради делаем подзаголовок: Хаpaктеристика ланцетника.
Систематическое положение:
подтип – бесчерепные
класс – головохордовые
семейство – ланцетники
род - ланцетники
1774 г. П.С. Паллас – обнаружил ланцетника и отнес к типу Моллюски.
1834 г. А.О. Ковалевский – доказал, что ланцетник переходная форма между беспозвоночными и позвоночными животными.
Тело ланцетников удлиненное, сжатое с боков полупрозрачное окаймлено плавниковой складкой.
Хорда – это эластичный тяж, лежащий над кишечником и сохраняющийся у части животных всю жизнь, а у части только в виде межпозвоночных дисков. Она является внутренним скелетом. К ней прилегает 50-80 мышечных сегментов.
Нервная трубка со слабо намеченным разделением на головной и спинной мозг, лежит на хорде, не доходя до ее концов.
Органы чувств представлены нервными окончаниями в поверхностном слое кожи.
Ланцетник питается пассивно, фильтруя воду через предротовую воронку с венчиком щупалец и собирая пищу в большой глотке, стенки которой пронизаны жаберными щелями. Глотка переходит в короткую кишку, заканчивающуюся aнaльным отверстием.
Кровеносная система замкнутая, роль сердца выполняет крупный сосуд – брюшная аорта.
Выделительная система как у кольчатых червей – сто пар нефридиев – трубок.
Ланцетники раздельнополые, оплодотворение наружное, личинка свободноплавающая.
Следующий подзаголовок в тетради: Рисунок - схема условий и образа жизни (см. рисунок 2). Схема делается на доске или в режиме презентации с комментарием: ланцетник обитает в морях с соленостью 23-31 промиля на глубине 10-30 метров с песчаным грунтом, в который зарывается в светлое время суток, а активно перемещается – плавает ночью. Вода должна прогреваться от 17 до 30 градусов Цельсия и с достаточным содержанием кислорода и слабым течением, что определяет активность с весны до осени. Ланцетник является уникальным организмом – высоко диетическим продуктом, содержащим много белка и только 2 процента жира. Ланцетник питается мелкими организмами – планктоном, а сам служит пищей рыбам и лечебным питанием для человека.
Для комментария схемы может быть использован рисунок 3 где представлена условно трофическая цепь, в которой в определенной последовательности представлены рисунки-фотографии организмов.
Список использованных источников для составления конспекта и иллюстраций:
(Воспользоваться правилом цитирования не представляется возможным, поскольку для изложения материала требуется пересказ или компоновка материала из нескольких источников в одном предложении).
1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров; Редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А.Заварзин и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с.
2. Дольник В.Р. Биология: беспозвоночные животные: пособие для учащихся/В.Р.Дольник, М.А. Козлов. – М.: Просвещение, 2005г. – 160с.
3. Зоология. Учебник для 6-7 классов средней школы, 2-е издание / Под ред. Академика Б.Е. Быховского. – М.: “Просвещение”, 1970.
4. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 304с.
5. Лекции по зоологии позвоночных РГПУ им. А.И.Герцена доцента кафедры зоологии Д.О. Елисеева
6. Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. – Ч.1. – Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог. Спец. Ун-тов. – М.:Высш. Школа, 1979. – 333 с.
7. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк. – М.: Прсвещение, 1993. – 256 с.
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
05 07 2022 17:26:22
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
04 07 2022 7:50:48
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
03 07 2022 20:30:41
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
02 07 2022 1:52:46
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
01 07 2022 11:56:13
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
30 06 2022 2:20:55
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
29 06 2022 21:48:51
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
28 06 2022 12:49:11
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
27 06 2022 2:29:27
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
26 06 2022 12:54:56
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
25 06 2022 20:33:29
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
24 06 2022 19:41:30
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
23 06 2022 7:53:13
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
22 06 2022 21:33:35
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
21 06 2022 5:57:20
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
20 06 2022 9:42:11
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки.
Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
19 06 2022 23:58:14
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
18 06 2022 18:27:47
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
17 06 2022 15:31:20
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села.
...
16 06 2022 14:20:57
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
15 06 2022 20:28:38
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
14 06 2022 15:35:57
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
13 06 2022 15:12:12
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
12 06 2022 1:31:20
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
11 06 2022 23:42:18
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
10 06 2022 6:53:10
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
09 06 2022 2:20:42
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
08 06 2022 12:14:55
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
07 06 2022 13:12:36
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
06 06 2022 22:11:29
В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления).
...
05 06 2022 4:49:33
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
04 06 2022 9:19:37
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
03 06 2022 14:14:27
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
02 06 2022 18:51:43
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
01 06 2022 4:28:15
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
31 05 2022 17:12:19
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
30 05 2022 4:43:58
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
29 05 2022 21:30:14
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
28 05 2022 13:36:54
Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации.
...
27 05 2022 17:51:10
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
26 05 2022 0:46:37
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
25 05 2022 16:51:26
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
24 05 2022 8:13:24
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
23 05 2022 13:12:48
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
22 05 2022 10:31:22
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
21 05 2022 1:53:52
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ.
Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация.
На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения.
Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически.
Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д.
Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений.
...
20 05 2022 13:47:39
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
19 05 2022 10:30:59
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
18 05 2022 6:32:16
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
17 05 2022 0:36:26
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::