Наследственные болезни человека
Задачи урока:
- Расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине;
- Объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, которые определяются генами, расположенными в пoлoвых хромосомах;
- Охаpaктеризовать наиболее известные наследственные заболевания;
- Формировать понятие о факторах риска;
- Обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека.
(Слайд 2)
Ход урока
Презентация.
I. Проверка знаний (Слайд 3)
Заполните пропуски
1. Свойство организмов существовать в разных формах или состояниях называется... (изменчивость)
2. При... изменчивости происходят внезапные изменения в наследственном материале. (мутационной)
3. Совокупность хромосом клеток какого-либо вида растений или животных называется... (кариотип)
4. Человек имеет .... хромосом. (46) и генов (100 000)
5. Все одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называются...(аутосомы)
6.22 пары аутосом и пoлoвые хромосомы ХY имеют...(мужчины)
7.22 пары аутосом и пoлoвые хромосомы ХХ имеют...(женщины)
8.Пол потомства определяется типом...(cпepматозоидов)
9.Если гены находятся в одной и той же хромосоме, то наследование признаков происходит...или... (совместно, сцеплено) Этот закон открыл... (Т.Морган)
10.Участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного признака называется ...(ген)
II. Изучение нового материала.
“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку...”
А.С.Пушкин
(Слайд 4)
Учитель: Эти строки из известной сказки А.С.Пушкина адресованы царю Салтану. Такому небывалому известию мог поверить только абсолютно невежественный в биологии человек. В действительности женщина всегда рождает человеческого младенца, мыши производят на свет мышат, а из икры лягушки развиваются лягушата.
1. Представление о медицинской генетике.
Учитель: Наследственность человека – подчиняется тем же биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ.
Наследственность человека изучает наука антропогенетика.
Часть антропогенетики, занимающаяся изучением наследственных болезней, входит в состав медицинской генетики.
Задача этой науки – изучение и возможное предотвращение последствий генетических дефектов человека.
Мы рассмотрим на уроке антропогенетику преимущественно в её медицинском аспекте.
Среди прочих заболеваний наследственные аномалии занимают одно из первых мест. Болезней, не имеющих абсолютно никакого отношения к наследственности, вообще не существует.
Говоря о наследственных болезнях, мы, прежде
всего, подразумеваем патологии, связанные с
различными генными, хромосомными и геномными
перестройками.
На сегодняшний день известно более 3000
наследственных болезней человека
2. Человек как объект генетики.
Учитель: человек как генетический объект наиболее труден для изучения. Трудности эти состоят, прежде всего, в том, что экспериментировать с человеком как с животными или растениями недопустимо.
“ - ” трудности генетического объекта (Слайд 6)
- Невозможность проведения прямых экспериментов и направленных скрещиваний
- Позднее пoлoвoе созревание
- Малочисленность потомства(даже в самой большой семье)
- Невозможность создания одинаковых условий для потомства от разных бpaков
- Большое число хромосом (46) и генов(100 000)
- Отсутствие родословных записей, регистрации сведений о проявлении того или иного свойства, признака у предков и их потомков.
“ + ” положительные стороны генетического объекта.
- хорошая фенотипическая изученность ( позволяет легко распознавать различные формы наследственных отклонений).
- использование многих методов, применяемых в медицине.
Методы генетики человека (Слайд 7)
Биохимический (позволяет установить различные нарушения нормального хода обмена веществ)
Генеалогический(изучает родословные людей за возможно большее число поколений и устанавливает хаpaктер наследования многих признаков)
Близнецовый (изучает развитие признаков у близнецов для выяснения наследственности человека)
Цитогенетический (позволяет выявить хромосомные мутации, которые связаны с видимым изменением числа или структуры хромосом)
3. Классификация наследственных болезней (Слайд 8)
Все наследственные болезни делятся на три группы:
А) Генные (моногенные – в основе патологии одна пара аллельных генов) ;
Б) Хромосомные;
В) Болезни с наследственным предрасположением (полигенные).
Генные болезни (Слайд 9)
Генные болезни – это большая группа заболеваний, возникающих в результате повреждения ДНК на уровне гена.
Общая частота генных болезней в популяции составляет 1-2%
Моногенные формы генных заболеваний наследуются в соответствии с законами Г.Менделя.
По типу наследования генные болезни делятся на:
1) аутосомно-доминантные
2) аутосомно-рецессивные
3) сцепленные с Х- или Y-хромосомами
К генным болезням у человека относятся многочисленные болезни обмена веществ. Они могут быть связаны с нарушением обмена углеводов, липидов, аминокислот, металлов и др.
Болезни аминокислотного обмена
Альбинизм (Слайд 10)
Описан в 1959 г. Болезнь обусловлена отсутствием синтеза фермента тирозиназы. Для неё хаpaктерна обесцвеченность кожи, волос, глаз, независимо от расы и возраста. Кожа больных розово-красная, совершенно не загорает. Имеет предрасположенность к злокачественным новообразованиям. Волосы белые или желтоватые. Радужка розоватая из-за отражения света от глазного дна. Встречается с частотой 1:39.000. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу.
Болезни соединительной ткани
Синдром Марфана (“паучьи пальцы”)(Слайд 11)
Описан В. Марфаном в 1886г. Причина болезни – мутация в гене, ответственном за синтез белка соединительнотканных волокон фибриллина.
Больных с синдромом Марфана отличают высокий рост, длинные паукообразные пальцы, деформация грудной клетки, плоскостопие. Хаpaктерны также врождённые пороки сердца, расстройства органов дыхания, поражения желудочно-кишечного тpaкта и мочевыводящей системы. Встречается с частотой 1:50000. Наследуется по аутосомно-доминантному типу.
Этим синдромом страдали президент США Авраам Линкольн, великий итальянский скрипач и композитор Николо Паганини, знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, президент франции Шарль де Голль, Корней Иванович Чуковский (Слайд 12).
Наследственные аномалии циркулирующих белков
Серповидноклеточная анемия (Слайд 13)
Это заболевание впервые обнаружено в 1910г.Дж.Херрик у студента-негра, страдающего тяжёлой формой анемии. В крови больного он выявил эритроциты необычной серповидной формы. Гемоглобин у людей с признаками серповидноклеточности представляет смесь равных количеств и нормального и мутантного гемоглобина. Стало ясно, что мутация, вызывающая серповидноклеточную анемию, связана с изменением химической структуры гемоглобина. Происходит замена глютаминовой кислоты на валин в 6 паре нуклеотидов гена, кодирующего -цепь гемоглобина человека. У гетерозигот изменённый гемоглобин составляет 20-45%, у гомозигот – 60-99% общего гемоглобина. При данной патологии отмечают бледность кожи и слизистых оболочек, желтушность. У 60% детей увеличена печень. Отмечаются шумы в области сердца. Специальных методов лечения нет.
Заболевание сцепленное с полом
Гемофилия (Слайд 14)
Первое появление термина гемофилия (греч. haima-кровь и phileo-люблю) появилось в трудах Ф.Хопфа в 1928 г. Заболевание носит рецессивный хаpaктер наследования, сцепленного с полом.
Гемофилия, заболевание несвёртвываемости крови. Дефектный ген находится в одной из двух женских Х-хромосомах. При наличии у женщин второго исправного гена во второй Х-хромосоме заболевание не проявляется. У мужчин из двух пoлoвых хромосом только одна является Х хромосомой, которую он получает от матери. Следовательно, если такая хромосома у мужчины будет содержать дефектный ген, его действие обязательно проявится.
Благодаря хорошо известной родословной удалось проследить наследование гена гемофилии от английской королевы Виктории. Виктория и её муж были здоровы. Известно также, что никто из её предков не страдал гемофилией. Наиболее вероятно, что возникла мутация в гамете одного из родителей Виктории. Вследствие этого королева Виктория стала носительницей гена гемофилии и передала его многим своим потомкам. Все потомки мужского пола, которые получили от Виктории Х-хромосому с мутантным геном, страдали тяжёлым недугом – гемофилией.(8 детей), 4-й сын и 8-й ребёнок страдал и умер от гемофилии. Ген гемофилии унаследовали от Виктории 2 дочери.
Дальтонизм (Слайд 15)
Это неспособность различать красный и зелёный цвета, вызывается геном, локализованным в Х-хромосоме. У человека один из генов Х-хромосомы отвечает за цветовое зрение. Заболевание носит рецессивный хаpaктер наследования, сцепленного с полом.
Рецессивная аллель не обеспечивает развитие в сетчатке глаза клеток, нужных для различения красного и зелёного цветов. Мужчина, несущий такой рецессивный ген в своей Х-хромосоме, страдает дальтонизмом, т.е. различает жёлтый и синий цвета, но зелёный и красный ему кажутся одинаковыми. Дальтонизм не передаётся по мужской линии, т.к. свою Х-хромосому мужчины-дальтоники получают от матери, носителя дефектного гена. Женщина может быть дальтоником лишь в случае, когда отец – дальтоник. А мать – носительница этого рецессивного гена.
Хромосомные болезни (Слайд 16)
К хромосомным относятся болезни, обусловленные геномными мутациями или структурными изменениями отдельных хромосом.
Хромосомные болезни возникают в результате мутаций в пoлoвых клетках одного из родителей. Из поколения в поколение передаются не более 3-5% из них. Хромосомными нарушениями обусловлены примерно 50% спонтанных aбopтов и 7 % всех мертворождений.
Все хромосомные болезни принято делить на две группы.
Хромосомные болезни
Связанные с аномалиями числа хромосом
1.Болезни, обусловленные нарушением числа аутосом;
2.Болезни, связанные с увеличением или уменьшением числа пoлoвых Х- и Y-хромосом;
3.Болезни, причиной которых является полиплоидия-кратное увеличение гаплоидного набора хромосом.
Связанные со структурными нарушениями
Tрaнcлокации ; делеции; инверсии; дупликации; изохромия; возникновение кольцевых хромосом
В настоящее время у человека известно более 700 заболеваний связанных со структурными нарушениями хромосом.
Синдром Дayна (трисомия по 21-й хромосоме) (Слайд 17)
В 1866г. Дж. Лангдон - Дayн – английский врач психиатрической лечебницы в графстве Суррей – наблюдал за умственно отсталой дeвoчкой. Все признаки её заболевания он описал в одном из медицинских журналов. Причины странного врождённого заболевания долгое время оставались неясными. В 1950г. исследователи шведского института генетики обнаружили у 95-96% людей с синдромом Дayна в каждой клетке тела не 46, а 47 хромосом. Лишней хромосомой оказалась 21-я – одна из самых маленьких хромосом человека. Синдром Дayна можно считать классическим примером трисомии по 21-й хромосоме. Лежащее в основе синдрома Дayна нерасхождение 21-й пары хромосом происходит либо в яйцеклетке во время мейоза. Либо на ранних стадиях дробления зиготы (Слайд 18)
Встречается у новорождённых с частотой 1:700-800. Частота рождения детей с болезнью Дayна зависит от возраста матери и в меньшей степени от возраста отца.
Синдром Шерешевского-Тернера (моносомия) (Слайд 19)
Впервые описал Н.А.Шерешевский в 1925г., а позднее, в 1938г. Х.Х.Тернер.
Причиной болезни является нарушение расхождения пoлoвых хромосом. Болеют только женщины, у них отсутствует одна Х-хромосома (45-ХО) – моносомия.
Частота встречаемости синдрома 1:3000 новорождённых девочек.
Для синдрома хаpaктерны: низкорослость, средний рост больных взрослых женщин составляет в среднем 135 см, соматические нарушения, т.к. короткая шея с боковыми кожными складками, короткая и широкая грудная клетка, чрезмерная подвижность локтевых и коленных суставов, укорочение 4-5 пальцев на руках. В период пoлoвoго созревания вторичные пoлoвые признаки отсутствуют или развиты слабо. Больные бесплодны.
Синдром Клайнфельтера (Слайд 20)
Описан в 1942г. Н.Клайнфельтером. Болеют только мальчики.
Частота встречаемости 2 из 1000 новорождённых мальчиков. Установлено, что больные имеют лишнюю Х-хромосому (кариотип 47, ХХY). Наряду с этим. Встречаются варианты полисомии с большим числом Х- и Y-хромосом, которые также относят к синдрому Клайнфельтера.
До рождения заболевание клинически не диагностируется. Генетические аномалии проявляются в период пoлoвoго созревания в виде недоразвития семенников и вторичных пoлoвых признаков.
Для мужчин с синдром хаpaктерны высокий рост, евнухоидный тип сложения(широкий таз, узкие плечи), развитие грудных желёз больше, чем в норме, слабый рост волос на лице, в подмышечных впадинах и на лобке. У больных нарушен cпepматогенез и они бесплодны. Их умственное развитие отстаёт, однако, иногда интеллект нормальный.
Учитель: Для того, чтобы обеспечить генетическую безопасность человека, необходимо знать факторы, вызывающие мутации.
Факторы, вызывающие наследственные заболевания (Слайд 21)
Влияют на мутационный процесс:
1) Действие ионизирующих излучений
2) Химические вещества (бытовая химия, промышленные отходы, некоторые пищевые красители, ядохимикаты)
3) Электромагнитные колебания большой интенсивности
4) Биологические мутагены (некоторые виды прививок)
5) Вирусные заболевания
6) Близкородственные бpaки
Причины нерасхождения хромосом (Слайд 22)
- Сезонность
- Возраст отца и матери
- Порядок рождения детей
- Приём лекарств во время беременности
- Гормональные нарушения
- Алкоголизм, курение, наркомания
Современные методы ранней диагностики хромосомных и генных аномалий (Слайд 23)
Учитель:
Учёные неустанно ищут пути замены или исправления аномальных хромосом, и в будущем мы научимся предотвращать многие наследственные заболевания, изменяя генетическую информацию, заложенную пoлoвых клетках.
Эффективность медико-генетического консультирования значительно возрастает благодаря использованию современных методов дородовой диагностики. Она позволяет задолго до рождения ребёнка определить заболевание и, если необходимо, прервать беременность.
К основным методам пренатальной (дородовой) диагностики относятся:
1. Ультразвуковое исследование плода (УЗИ)
2. Биопсия хориона и плаценты
3. Амниоцентез (прокол плодного пузыря для получения околоплодной жидкости)
4. Кордоцентез (взятие крови из пуповины)
5. Фетоскопия (введение зонда и осмотр плода)
УЗИ
Метод используется главным образом для выявления врождённых пороков развития и основан на способности ультразвуковой волны отражаться от поверхности двух сред с различной плотностью. Это позволяет получить изображение на экране монитора.
С помощью УЗИ можно исследовать строение плода (его головки, туловища, конечностей), выявить поражения головного мозга, пороки развития костей скелета и внутренних органов, задержку роста эмбриона или плода и др.
Амниоцентез (Слайд 24)
С помощью шприца получают 10-15 мл амниотической (околоплодной) жидкости, в которой находятся клетки плода. Путём центрифугирования её разделяют на клетки, культивируемые затем на искусственной среде, и жидкость, где определяют соотношение продуктов обмена веществ, отражающее нормальное или патологическое состояние плода. Культивируемые эмбриональные клетки используют для определения числа хромосом и выявления возможных хромосомных аномалий.
Учитель: Методами ранней диагностики можно определить более 100 хромосомных и генных аномалий уже в первые недели беременности. В некоторых случаях необходимо прервать беременность, в других проводится коррекция дефекта специальными препаратами. В будущем учёные надеются освоить методы замены дефектных генов нормальными, что позволит устранять причину болезни, а не только её симптомы.
Профилактика наследственных болезней может и должна быть эффективной, учитывающей интересы общества в целом и каждой семьи.
III. Закрепление знаний
Тестирование (Слайд 25)
Выберите один правильный ответ.
1. Сколько наследственных болезней человека известно:
А) более 100
Б) более 5000
В) более 3000
2. Какой из методов генетики человека позволяет выявить хромосомные мутации:
А) биохимический
Б) генеалогический
В) близнецовый
Г) цитогенетический
3. Какие болезни относятся к генным:
А) альбинизм
Б) синдром Дayна
В) синдром Клайнфельтера
4. Какие болезни относятся к хромосомным:
А) дальтонизм
Б) гемофилия
В) синдром Дayна
5. Какой фактор НЕ может вызвать наследственное заболевание:
А) ядохимикаты
Б) вирусные заболевания
В) высокая температура окружающей среды
Г) близкородственные бpaки
6. Мутация, связанная с приобретением лишней хромосомы в генотипе (2n+1)
А) трисомия
Б) моносомия
В) полисомия
Правильные ответы: 1-в, 2-г, 3-а, 4-в,5-в, 6-а
IV. Домашнее задание
Изучить п.26 учебника
Литература.
1. Биология: 9 класс: учебник для учащихся ОУ/И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. Проф. И.Н.Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2008.
2. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека. – СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2002.
3. Шевченко В.А., Топopнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Комментарии:
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
17 07 2025 20:19:12
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
16 07 2025 9:39:28
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
15 07 2025 12:33:13
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
14 07 2025 23:18:48
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
13 07 2025 18:39:55
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
12 07 2025 18:40:27
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
11 07 2025 4:54:32
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
10 07 2025 9:55:27
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
09 07 2025 1:41:38
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
08 07 2025 7:43:16
Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент.
Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий.
На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков.
...
07 07 2025 13:20:15
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
06 07 2025 14:57:57
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
05 07 2025 3:18:37
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
04 07 2025 22:44:19
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
03 07 2025 11:44:49
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
02 07 2025 22:16:10
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
01 07 2025 21:13:56
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
30 06 2025 13:58:34
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
29 06 2025 2:25:32
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
28 06 2025 17:22:46
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
27 06 2025 16:52:45
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
26 06 2025 14:43:54
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
25 06 2025 21:46:15
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
24 06 2025 9:37:33
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
23 06 2025 5:12:25
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
22 06 2025 22:53:19
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
21 06 2025 11:28:39
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
20 06 2025 22:25:25
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
19 06 2025 3:57:53
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
18 06 2025 0:54:48
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
17 06 2025 1:24:22
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....
16 06 2025 14:46:15
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
15 06 2025 21:33:41
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
14 06 2025 21:14:41
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
13 06 2025 20:39:28
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
12 06 2025 22:56:45
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
11 06 2025 22:29:39
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
10 06 2025 23:43:18
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
09 06 2025 15:23:33
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
08 06 2025 16:38:48
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....
07 06 2025 23:56:38
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
06 06 2025 4:22:36
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
05 06 2025 23:58:39
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
04 06 2025 14:38:25
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
03 06 2025 20:58:41
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
02 06 2025 4:29:25
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
01 06 2025 2:26:57
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
31 05 2025 3:14:57
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
30 05 2025 8:18:13
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
29 05 2025 17:29:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::