Наследственные болезни человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Наследственные болезни человека


    Наследственные болезни человека

Задачи урока:

  • Расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине;
  • Объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, которые определяются генами, расположенными в пoлoвых хромосомах;
  • Охаpaктеризовать наиболее известные наследственные заболевания;
  • Формировать понятие о факторах риска;
  • Обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека.

(Слайд 2)

Ход урока

Презентация.

I. Проверка знаний (Слайд 3)

Заполните пропуски

1. Свойство организмов существовать в разных формах или состояниях называется... (изменчивость)

2. При... изменчивости происходят внезапные изменения в наследственном материале. (мутационной)

3. Совокупность хромосом клеток какого-либо вида растений или животных называется... (кариотип)

4. Человек имеет .... хромосом. (46) и генов (100 000)

5. Все одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых  организмов называются...(аутосомы)

6.22 пары аутосом и пoлoвые хромосомы ХY имеют...(мужчины)

7.22 пары аутосом и пoлoвые хромосомы ХХ имеют...(женщины)

8.Пол потомства определяется типом...(cпepматозоидов)

9.Если гены находятся в одной и той же хромосоме, то наследование признаков происходит...или... (совместно, сцеплено) Этот закон открыл... (Т.Морган)

10.Участок молекулы ДНК, определяющий возможность развития отдельного признака называется ...(ген)

II. Изучение нового материала.

“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку...”
А.С.Пушкин

(Слайд 4)

Учитель: Эти строки из известной сказки А.С.Пушкина адресованы царю Салтану. Такому небывалому известию мог поверить только абсолютно невежественный в биологии человек. В действительности женщина всегда рождает человеческого младенца, мыши производят на свет мышат, а из икры лягушки развиваются лягушата.

1. Представление о медицинской генетике.

Учитель: Наследственность человека – подчиняется тем же биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ.

Наследственность человека изучает наука антропогенетика.

Часть антропогенетики, занимающаяся изучением наследственных болезней, входит в состав медицинской генетики.

Задача этой науки – изучение и возможное предотвращение последствий генетических дефектов человека.

Мы рассмотрим на уроке антропогенетику преимущественно в её медицинском аспекте.

Среди прочих заболеваний наследственные аномалии занимают одно из первых мест. Болезней, не имеющих абсолютно никакого отношения к наследственности, вообще не существует.

Говоря о наследственных болезнях, мы, прежде всего, подразумеваем патологии, связанные с различными генными, хромосомными и геномными перестройками.

  • На сегодняшний день известно более 3000 наследственных болезней человека
  • 13 млн. жителей земного шара страдают такими заболеваниями
  • 4-6% детей ежегодно рождаются с наследственными аномалиями
  • Cмepть каждого пятого ребёнка связана с врождённым, несовместимым с жизнью пороком (Слайд 5)

2. Человек как объект генетики.

Учитель: человек как генетический объект наиболее труден для изучения. Трудности эти состоят, прежде всего, в том, что экспериментировать с человеком как с животными или растениями недопустимо.

“ - ” трудности генетического объекта (Слайд 6)

  • Невозможность проведения прямых экспериментов и направленных скрещиваний
  • Позднее пoлoвoе созревание
  • Малочисленность потомства(даже в самой большой семье)
  • Невозможность создания одинаковых условий для потомства от разных бpaков
  • Большое число хромосом (46) и генов(100 000)
  • Отсутствие родословных записей, регистрации сведений о проявлении того или иного свойства, признака у предков и их потомков.

“ + ” положительные стороны генетического объекта.

  • хорошая фенотипическая изученность ( позволяет легко распознавать различные формы наследственных отклонений).
  • использование многих методов, применяемых в медицине.

Методы генетики человека (Слайд 7)

Биохимический (позволяет установить различные нарушения нормального хода обмена веществ)

Генеалогический(изучает родословные людей за возможно большее число поколений и устанавливает хаpaктер наследования многих признаков)

Близнецовый (изучает развитие признаков у близнецов для выяснения наследственности человека)

Цитогенетический (позволяет выявить хромосомные мутации, которые связаны с видимым изменением числа или структуры хромосом)

3. Классификация наследственных болезней (Слайд 8)

Все наследственные болезни делятся на три группы:

А) Генные (моногенные – в основе патологии одна пара аллельных генов) ;

Б) Хромосомные;

В) Болезни с наследственным предрасположением (полигенные).

Генные болезни (Слайд 9)

Генные болезни – это большая группа заболеваний, возникающих в результате повреждения ДНК на уровне гена.

Общая частота генных болезней в популяции составляет 1-2%

Моногенные формы генных заболеваний наследуются в соответствии с законами Г.Менделя.

По типу наследования генные болезни делятся на:

1) аутосомно-доминантные

2) аутосомно-рецессивные

3) сцепленные с Х- или Y-хромосомами

К генным болезням у человека относятся многочисленные болезни обмена веществ. Они могут быть связаны с нарушением обмена углеводов, липидов, аминокислот, металлов и др.

Болезни аминокислотного обмена

Альбинизм (Слайд 10)

Описан в 1959 г. Болезнь обусловлена отсутствием синтеза фермента тирозиназы. Для неё хаpaктерна обесцвеченность кожи, волос, глаз, независимо от расы и возраста. Кожа больных розово-красная, совершенно не загорает. Имеет предрасположенность к злокачественным новообразованиям. Волосы белые или желтоватые. Радужка розоватая из-за отражения света от глазного дна. Встречается с частотой 1:39.000. Наследуется по аутосомно-рецессивному типу.

Болезни соединительной ткани

Синдром Марфана (“паучьи пальцы”)(Слайд 11)

Описан В. Марфаном в 1886г. Причина болезни – мутация в гене, ответственном за синтез белка соединительнотканных волокон фибриллина.

Больных с синдромом Марфана отличают высокий рост, длинные паукообразные пальцы, деформация грудной клетки, плоскостопие. Хаpaктерны также врождённые пороки сердца, расстройства органов дыхания, поражения желудочно-кишечного тpaкта и мочевыводящей системы. Встречается с частотой 1:50000. Наследуется по аутосомно-доминантному типу.

Этим синдромом страдали президент США Авраам Линкольн, великий итальянский скрипач и композитор Николо Паганини, знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен, президент франции Шарль де Голль, Корней Иванович Чуковский (Слайд 12).

Наследственные аномалии циркулирующих белков

Серповидноклеточная анемия (Слайд 13)

Это заболевание впервые обнаружено в 1910г.Дж.Херрик у студента-негра, страдающего тяжёлой формой анемии. В крови больного он выявил эритроциты необычной серповидной формы. Гемоглобин у людей с признаками серповидноклеточности представляет смесь равных количеств и нормального и мутантного гемоглобина. Стало ясно, что мутация, вызывающая серповидноклеточную анемию, связана с изменением химической структуры гемоглобина. Происходит замена глютаминовой кислоты на валин в 6 паре нуклеотидов гена, кодирующего -цепь гемоглобина человека. У гетерозигот изменённый гемоглобин составляет 20-45%, у гомозигот – 60-99% общего гемоглобина. При данной патологии отмечают бледность кожи и слизистых оболочек, желтушность. У 60% детей увеличена печень. Отмечаются шумы в области сердца. Специальных методов лечения нет.

Заболевание сцепленное с полом

Гемофилия (Слайд 14)

Первое появление термина гемофилия (греч. haima-кровь и phileo-люблю) появилось в трудах Ф.Хопфа в 1928 г. Заболевание носит рецессивный хаpaктер наследования, сцепленного с полом.

Гемофилия, заболевание несвёртвываемости крови. Дефектный ген находится в одной из двух женских Х-хромосомах. При наличии у женщин второго исправного гена во второй Х-хромосоме заболевание не проявляется. У мужчин из двух пoлoвых хромосом только одна является Х хромосомой, которую он получает от матери. Следовательно, если такая хромосома у мужчины будет содержать дефектный ген, его действие обязательно проявится.

Благодаря хорошо известной родословной удалось проследить наследование гена гемофилии от английской королевы Виктории. Виктория и её муж были здоровы. Известно также, что никто из её предков не страдал гемофилией. Наиболее вероятно, что возникла мутация в гамете одного из родителей Виктории. Вследствие этого королева Виктория стала носительницей гена гемофилии и передала его многим своим потомкам. Все потомки мужского пола, которые получили от Виктории Х-хромосому с мутантным геном, страдали тяжёлым недугом – гемофилией.(8 детей), 4-й сын и 8-й ребёнок страдал и умер от гемофилии. Ген гемофилии унаследовали от Виктории 2 дочери.

Дальтонизм (Слайд 15)

Это неспособность различать красный и зелёный цвета, вызывается геном, локализованным в Х-хромосоме. У человека один из генов Х-хромосомы отвечает за цветовое зрение. Заболевание носит рецессивный хаpaктер наследования, сцепленного с полом.

Рецессивная аллель не обеспечивает развитие в сетчатке глаза клеток, нужных для различения красного и зелёного цветов. Мужчина, несущий такой рецессивный ген в своей Х-хромосоме, страдает дальтонизмом, т.е. различает жёлтый и синий цвета, но зелёный и красный ему кажутся одинаковыми. Дальтонизм не передаётся по мужской линии, т.к. свою Х-хромосому мужчины-дальтоники получают от матери, носителя дефектного гена. Женщина может быть дальтоником лишь в случае, когда отец – дальтоник. А мать – носительница этого рецессивного гена.

Хромосомные болезни (Слайд 16)

К хромосомным относятся болезни, обусловленные геномными мутациями или структурными изменениями отдельных хромосом.

Хромосомные болезни возникают в результате мутаций в пoлoвых клетках одного из родителей. Из поколения в поколение передаются не более 3-5% из них. Хромосомными нарушениями обусловлены примерно 50% спонтанных aбopтов и 7 % всех мертворождений.

Все хромосомные болезни принято делить на две группы.

Хромосомные болезни

Связанные с аномалиями числа хромосом

1.Болезни, обусловленные нарушением числа аутосом;

2.Болезни, связанные с увеличением или уменьшением числа пoлoвых Х- и Y-хромосом;

3.Болезни, причиной которых является полиплоидия-кратное увеличение гаплоидного набора хромосом.

Связанные со структурными нарушениями

Tрaнcлокации ; делеции; инверсии; дупликации; изохромия; возникновение кольцевых хромосом

В настоящее время у человека известно более 700 заболеваний связанных со структурными нарушениями хромосом.

Синдром Дayна (трисомия по 21-й хромосоме) (Слайд 17)

В 1866г. Дж. Лангдон - Дayн – английский врач психиатрической лечебницы в графстве Суррей – наблюдал за умственно отсталой дeвoчкой. Все признаки её заболевания он описал в одном из медицинских журналов. Причины странного врождённого заболевания долгое время оставались неясными. В 1950г. исследователи шведского института генетики обнаружили у 95-96% людей с синдромом Дayна в каждой клетке тела не 46, а 47 хромосом. Лишней хромосомой оказалась 21-я – одна из самых маленьких хромосом человека. Синдром Дayна можно считать классическим примером трисомии по 21-й хромосоме. Лежащее в основе синдрома Дayна нерасхождение 21-й пары хромосом происходит либо в яйцеклетке во время мейоза. Либо на ранних стадиях дробления зиготы (Слайд 18)

Встречается у новорождённых с частотой 1:700-800. Частота рождения детей с болезнью Дayна зависит от возраста матери и в меньшей степени от возраста отца.

Синдром Шерешевского-Тернера (моносомия) (Слайд 19)

Впервые описал Н.А.Шерешевский в 1925г., а позднее, в 1938г. Х.Х.Тернер.

Причиной болезни является нарушение расхождения пoлoвых хромосом. Болеют только женщины, у них отсутствует одна Х-хромосома (45-ХО) – моносомия.

Частота встречаемости синдрома 1:3000 новорождённых девочек.

Для синдрома хаpaктерны: низкорослость, средний рост больных взрослых женщин составляет в среднем 135 см, соматические нарушения, т.к. короткая шея с боковыми кожными складками, короткая и широкая грудная клетка, чрезмерная подвижность локтевых и коленных суставов, укорочение 4-5 пальцев на руках. В период пoлoвoго созревания вторичные пoлoвые признаки отсутствуют или развиты слабо. Больные бесплодны.

Синдром Клайнфельтера (Слайд 20)

Описан в 1942г. Н.Клайнфельтером. Болеют только мальчики.

Частота встречаемости 2 из 1000 новорождённых мальчиков. Установлено, что больные имеют лишнюю Х-хромосому (кариотип 47, ХХY). Наряду с этим. Встречаются варианты полисомии с большим числом Х- и Y-хромосом, которые также относят к синдрому Клайнфельтера.

До рождения заболевание клинически не диагностируется. Генетические аномалии проявляются в период пoлoвoго созревания в виде недоразвития семенников и вторичных пoлoвых признаков.

Для мужчин с синдром хаpaктерны высокий рост, евнухоидный тип сложения(широкий таз, узкие плечи), развитие грудных желёз больше, чем в норме, слабый рост волос на лице, в подмышечных впадинах и на лобке. У больных нарушен cпepматогенез и они бесплодны. Их умственное развитие отстаёт, однако, иногда интеллект нормальный.

Учитель: Для того, чтобы обеспечить генетическую безопасность человека, необходимо знать факторы, вызывающие мутации.

Факторы, вызывающие наследственные заболевания (Слайд 21)

Влияют на мутационный процесс:

1) Действие ионизирующих излучений

2) Химические вещества (бытовая химия, промышленные отходы, некоторые пищевые красители, ядохимикаты)

3) Электромагнитные колебания большой интенсивности

4) Биологические мутагены (некоторые виды прививок)

5) Вирусные заболевания

6) Близкородственные бpaки

Причины нерасхождения хромосом (Слайд 22)

- Сезонность

- Возраст отца и матери

- Порядок рождения детей

- Приём лекарств во время беременности

- Гормональные нарушения

- Алкоголизм, курение, наркомания

Современные методы ранней диагностики хромосомных и генных аномалий (Слайд 23)

Учитель:

Учёные неустанно ищут пути замены или исправления аномальных хромосом, и в будущем мы научимся предотвращать многие наследственные заболевания, изменяя генетическую информацию, заложенную пoлoвых клетках.

Эффективность медико-генетического консультирования значительно возрастает благодаря использованию современных методов дородовой диагностики. Она позволяет задолго до рождения ребёнка определить заболевание и, если необходимо, прервать беременность.

К основным методам пренатальной (дородовой) диагностики относятся:

1. Ультразвуковое исследование плода (УЗИ)

2. Биопсия хориона и плаценты

3. Амниоцентез (прокол плодного пузыря для получения околоплодной жидкости)

4. Кордоцентез (взятие крови из пуповины)

5. Фетоскопия (введение зонда и осмотр плода)

УЗИ

Метод используется главным образом для выявления врождённых пороков развития и основан на способности ультразвуковой волны отражаться от поверхности двух сред с различной плотностью. Это позволяет получить изображение на экране монитора.

С помощью УЗИ можно исследовать строение плода (его головки, туловища, конечностей), выявить поражения головного мозга, пороки развития костей скелета и внутренних органов, задержку роста эмбриона или плода и др.

Амниоцентез (Слайд 24)

С помощью шприца получают 10-15 мл амниотической (околоплодной) жидкости, в которой находятся клетки плода. Путём центрифугирования её разделяют на клетки, культивируемые затем на искусственной среде, и жидкость, где определяют соотношение продуктов обмена веществ, отражающее нормальное или патологическое состояние плода. Культивируемые эмбриональные клетки используют для определения числа хромосом и выявления возможных хромосомных аномалий.

Учитель: Методами ранней диагностики можно определить более 100 хромосомных и генных аномалий уже в первые недели беременности. В некоторых случаях необходимо прервать беременность, в других проводится коррекция дефекта специальными препаратами. В будущем учёные надеются освоить методы замены дефектных генов нормальными, что позволит устранять причину болезни, а не только её симптомы.

Профилактика наследственных болезней может и должна быть эффективной, учитывающей интересы общества в целом и каждой семьи.

III. Закрепление знаний

Тестирование (Слайд 25)

Выберите один правильный ответ.

1. Сколько наследственных болезней человека известно:

А) более 100

Б) более 5000

В) более 3000

2. Какой из методов генетики человека позволяет выявить хромосомные мутации:

А) биохимический

Б) генеалогический

В) близнецовый

Г) цитогенетический

3. Какие болезни относятся к генным:

А) альбинизм

Б) синдром Дayна

В) синдром Клайнфельтера

4. Какие болезни относятся к хромосомным:

А) дальтонизм

Б) гемофилия

В) синдром Дayна

5. Какой фактор НЕ может вызвать наследственное заболевание:

А) ядохимикаты

Б) вирусные заболевания

В) высокая температура окружающей среды

Г) близкородственные бpaки

6. Мутация, связанная с приобретением лишней хромосомы в генотипе (2n+1)

А) трисомия

Б) моносомия

В) полисомия

Правильные ответы: 1-в, 2-г, 3-а, 4-в,5-в, 6-а

IV. Домашнее задание

Изучить п.26 учебника

Литература.

1. Биология: 9 класс: учебник для учащихся ОУ/И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. Проф. И.Н.Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека. – СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2002.

3. Шевченко В.А., Топopнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

31 05 2025 1:11:56

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

30 05 2025 0:40:42

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

29 05 2025 22:11:23

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

28 05 2025 10:20:26

Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса


    Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса

      Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...

27 05 2025 12:48:48

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"


    План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

      Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

26 05 2025 13:24:18

Урок чистоты – береги природу. "Покормите птиц зимой"

Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....

25 05 2025 3:55:56

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

24 05 2025 12:12:34

Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

      Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...

23 05 2025 22:47:59

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

      Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

22 05 2025 7:20:51

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

      Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

21 05 2025 21:19:59

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

20 05 2025 14:32:10

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

19 05 2025 22:13:20

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

18 05 2025 11:59:41

Экологический слет "Юных друзей природы"


    Экологический слет "Юных друзей природы"

      Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...

17 05 2025 17:57:51

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

16 05 2025 9:17:34

Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)


    Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)

      Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...

15 05 2025 14:52:53

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

14 05 2025 8:33:46

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

13 05 2025 22:32:16

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

12 05 2025 23:25:36

Как проявляется саморегуляция биогеоценоза

Как проявляется саморегуляция биогеоценоза Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....

11 05 2025 8:33:48

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

10 05 2025 23:12:50

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

09 05 2025 14:49:43

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

08 05 2025 6:58:20

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

07 05 2025 16:43:34

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

06 05 2025 5:52:33

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

05 05 2025 16:26:15

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

04 05 2025 22:29:41

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

03 05 2025 13:39:56

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

02 05 2025 21:20:39

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

01 05 2025 1:43:39

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"


    Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

      Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

30 04 2025 13:13:18

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

29 04 2025 21:16:51

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

28 04 2025 9:19:34

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

27 04 2025 7:15:40

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

26 04 2025 22:58:49

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

25 04 2025 6:34:42

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

24 04 2025 17:43:25

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

23 04 2025 15:19:29

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

22 04 2025 10:21:25

Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опopных конспектов


    Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опopных конспектов

      Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....

21 04 2025 2:12:22

Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил"

      Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...

20 04 2025 10:17:15

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

19 04 2025 8:56:38

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

18 04 2025 14:13:35

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

17 04 2025 18:16:49

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"


    План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

      Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

16 04 2025 21:53:47

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

15 04 2025 10:46:52

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

14 04 2025 12:25:21

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

      Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

13 04 2025 12:21:38

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

12 04 2025 14:35:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::