Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"


    Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

Цели:

  1. Формирование познавательной активности учащихся
  2. Привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания.
  3. Формирование толерантного отношения учащихся к амурскому тигру.
  4. Повышение экологической грамотности учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор для презентации

Подготовительная работа:

  1. Рисунки уч-ся на конкурс
  2. Изготовление сувениров «Мой тигренок»
  3. Подготовка сообщений уч-ся по теме
  4. Подготовка тигриных костюмов, эмблем
  5. Подготовка презентации

Ход занятия (презентация)

Вступительное слово учителя

Слайд 1 Год тигра- 2010

  • В сентябре 2010 во Владивостоке планируется проведение международного Тигриного саммита на уровне глав правительств 13 стран, на территории которых обитают тигры. К участию в форуме один из его организаторов - Всемирный фонд дикой природы (WWF) - пригласил крупных ученых, лидеров природоохранных фондов и общественных движений

Слайд 2 Сохраним тигра вместе!

  • В последнее сентябрьское воскресенье 2009 г. в городе Владивостоке оранжево-жёлтая река карнавального шествия заполнила проспект. В полдень колонны студентов и школьников, одетых в оранжево-черные костюмы с надписями «Спаси и сохрани!» и футболки яркого тигриного окраса, прошли по центральной площади города. В колоннах пели песни и читали стихи о природе и бережном отношении к ней. По пути к участникам карнавального шествия, поддерживая экологическую акцию, присоединялись жители города.

«Спасём тигра вместе!» – таков девиз этой акции. Экологи многих стран мира озабочены спасением популяции амурского тигра. По данным таежной переписи, проведенной зимой этого года учеными России и США, в Приморье и на юге Хабаровского края насчитывается не более 450 амурских тигров. Юг Дальнего Востока – единственное место в России, где обитают эти грациозные полосатые хищники. Охота на амурских тигров запрещена, однако бpaконьеры ведут их тайный отстрел. Шкура тигра высоко ценится в Китае, на черном рынке за нее дают до 30 тысяч долларов. Кости редкого зверя служат основой для приготовления настоек и мазей традиционной восточной медицины.

Слайд 3

Читает ученик:

Разве тигр не шедевр природы?
Не живая пока легенда?
Много мужественных таежников смущает
невидимое присутствие зверя.
Словно сумрачная тайга смотрит в спину зелеными глазами.
Неожиданный громоподобный рев, внезапное появление
и бесшумное исчезновение зверя в зарослях –
трудно остаться равнодушным!!!

Слайд 4 Амурский тигр

Учитель: это занятие мы посвящаем амурскому тигру (талисман – мягкая игрушка «Тигр») игра - собрать мозаику « Тигр»

Амурский тигр (также известный, как Уссурийский, Сибирский или Восточно-сибирский тигр) один из самых малочисленных подвидов тигра, самый северный тигр. Он - объект поклонения многих народностей Дальнего Востока. В 1988 г. Ходори (так по-корейски называют амурского тигра) был официальным талисманом Летних олимпийских игр в Сеуле. В Китае за убийство амурского тигра положена cмepтная казнь.

На языках народов Приамурья тигра вместо его прямого определения «Тасху» (тигр) часто называют «Амба» (большой), чтобы не накликать беду.

Слайд 5 Амурский тигр – символ ЕАО

Амурский тигр является символом ЕАО, он занесен в Красную книгу ЕАО, его изображение есть на гербе области. За последние 3-4 года наблюдается активное посещение территории области полосатым хищником. Следы были отмечены в Облученском, Смидовичском и Биробиджанском районах.

Слайд 6 План

  1. Портрет амурского тигра
  2. Распространение и природные условия обитания тигра
  3. Диета и кормовое поведение
  4. Социальное поведение
  5. Размножение
  6. Взаимоотношения между тигром и человеком
  7. Охрана амурского тигра

Слайд 7 Амурский тигр в царстве животных (задание уч-ся)

Определите место амурского тигра в царстве животных:

  1. Тип –
  2. Класс –
  3. Отряд –
  4. Семейство –
  5. Вид –

Слайд 8 Портрет тигра ( сообщение уч-ся)

Амурский тигр – один из самых больших наземных хищников, крупнейший представитель семейства кошачьих. Длина тела Уссурийских тигров достигает 3 метров (с хвостом), высота в плечах до 115 см , а масса до 275 кг, в отдельных случаях до 300 кг. (тигр растет всю жизнь, и такого веса может достичь к старости). Нормальный взрослый самец уссурийца в среднем весит 200—220 кг при росте в 90-106 см. Тигр — зверь легкоуязвимый, несмотря на его крупный размер и огромную физическую силу, а она такова, что он может волочить по земле тушу лошади более 500 м. По снегу он способен развивать скорость до 50 км/ч.

Длина тела самца составляет 270-310 см, хвоста 80-100 см, вес взрослых особей может достигать 300 кг. Самцы на четверть крупнее самок. Чрезвычайно хаpaктерна поперечно-полосатая окраска тигра: по основному рыжеватому фону на спине и боках идут многочисленные поперечные тёмные полосы, которые образуют довольно сложный узор. Расположение полос подвержено значительной изменчивости: по-видимому, нет двух тигров с идентичным черным узором. Несмотря на яркость и контрастность, полосатая окраска, несомненно, является маскирующей. Большие белые пятна на черной тыльной стороне ушей имеют иное назначение: когда тигрица идет по лесу, она ставит уши так, что черно-белое поле хорошо видно к следующим за ней тигрятам, и служит им своеобразным маячком.

У амурских тигров, как и у большинства представителей рода крупных кошек, гортань и голосовые связки обладают большой подвижностью, благодаря чему эти звери могут издавать особый призывный клич - громкий рёв.

Слайд 9 Конкурс сувениров, поделок « Мой тигренок» (готовили уч-ся) — выставка(поощрения уч-ся)

Слайд 10 Распространение тигра (сообщение уч-ся)

Ареал амурского тигра охватывает юг нашего Дальнего Востока и крайний северо-восток Китая. Он обитает в охраняемой зоне на юго-востоке России, по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском крае, всего в России на 1996 год насчитывалось около 415—476 особей. Около 10 % (40-50 особей) популяции амурского тигра обитает в Китае (Манчжурия).

На территории РФ тигр постоянно обитает только в южной и центральной частях Сихотэ-Алиня. Область его регулярных и случайных заходов значительно шире: в разные годы тигр встречался в Забайкалье, верховьях Лены и Ангары, В Якутии, на Сахалине. Места обитания амурского тигра специфичны: он держится в невысоких горах, предпочитая долины рек и широкие долины между хребтами, поросшие лесом с преобладанием кедра и дуба. Амурский тигр, обладающий густым зимним мехом, хорошо приспособлен к морозам, а основным фактором, ограничивающим его распространение на север, является высокий (более 30 см) снежный покров.

Слайд 11 Кедру быть – тигру жить (сообщение уч-ся)

Основные места обитания кедрово- широколиственные леса, заселенные кабаном и изюбрем, составляющим основу питания. На охоте полагается в основном на остроту зрения и слух, обоняние развито слабо. Преимущественно охотится ночью. Охоту заканчивает несколькими прыжками Зимой температура воздуха падает до - 400, а летом поднимается до + 350. Высота снежного покрова обычно в пределах 30- 60 см. При многоснежье используют тропы кабанов, лесовозные дороги, тропы охотников, следы снегоходов

Слайд 12 Диета и кормовое поведение (сообщение уч-ся)

Тигр – хищник, питается исключительно животной пищей, в основном крупной добычей. Средняя суточная потребность амурского тигра в пище в естественной среде его обитания составляет 12-14 кг мяса для взрослого самца и 10-12 для самки или годовалого тигрёнка. Тигр за год убивает не менее 70-75 зверей. Основу его рациона составляют олени и кабаны, но иногда ловит и барcyкa, медведя, волка, рысь. Имеются сведения о том, что эта кошка питает слабость к домашним собакам, нападая на них при любой возможности. Амурский тигр – искусный рыболов и во время нереста ловко подхватывает рыбу на перекатах горных речек. Амурский тигр охотится в любое время суток, но он плохо переносит жару, и летом наибольшая активность тигра приходится на сумерки.

Амурский тигр добывает себе пищу различными способами. Оленей хищник караулит у водопоев, на солонцах, залегая около их троп. Во время брачных турниров изюбрей, хищник мастерски подражает голосу ревущего оленя, подманивая его к себе. Кабанов он попросту «пасёт», подолгу следуя за стадом и выхватывая из него слабых или больных животных. Амурский тигр очень терпелив, часами может дожидаться подходящего для атаки мгновения. Когда между хищником и намеченной жертвой остается 20-30 метров, амурский тигр стремительно бросается на неё частыми прыжками, в доли секунды развивая максимальную скорость. Однако долго преследовать свою жертву с такой скоростью он не может, и, если бросок не увенчался успехом, тигр ложится, немного отдыхает, а затем уходит. Интересно, что тигр преследует оленя не более 60-80 м, а кабана более настойчиво, порой 300-400 метров. Поэтому дикие свиньи панически боятся своего основного врага. Тигр необычайно силён – добычу весом в 1,5-2 раза тяжелее его самого он способен перетащить на расстояние десятков метров. Выбрав укромное место, тигр приступает к трапезе, во время которой он способен съесть до 30 кг мяса. Около крупной добычи хищник может оставаться несколько дней, отдыхая большую часть времени и лишь изредка вставая, чтобы напиться из ближайшего ручья.

При достатке пищи амурский тигр быстро жиреет: толщина подкожного сала у него может достигать 5-6см. Это позволяет ему легко переносить недельное и более голодание между двумя успешными охотами, а зимой совершать длительные переходы, осваивая незнакомые территории. Однако в многоснежные зимы тигры по-настоящему бедствуют, а иногда даже гибнут от истощения.

Слайд 13 Социальное поведение (сообщение уч-ся)

Одиночный образ жизни хаpaктерен как для большинства кошачьих, так и для амурского тигра. Эта крупная кошка придерживается определённого индивидуального участка, но в поисках добычи она постоянно совершает большие переходы, поэтому размеры охотничьих территорий очень велики – до нескольких сотен квадратных километров. Амурская тигрица с маленькими тигрятами ограничивается территорией в 15-20 кв. км, а потом постепенно расширяет её. По границам своего участка тигр оставляет особые отметины. Чаще всего это пахучие метки: хищник разбрызгивает мочу на деревья или камни, подобно другим кошкам. Нередко он делает «поскрёбы» на земле, в местах меток. Кроме того, тигр сдирает кору с деревьев когтями передних лап, такие задиры можно обнаружить на высоте 2-2,5метров над землёй. По высоте этих меток можно судить о размерах оставившего их зверя.

Взрослый амурский тигр охраняет границы своего участка от пришельцев, но выяснение отношений, как правило, происходит без дpaк и ограничивается рёвом и другими демонстрациями мощи. К расселяющимся молодым тиграм взрослые относятся вполне терпимо. Самец и самки, чьи участки перекрываются, не проявляют антагонизма в отношении друг друга и сохраняют долговременные привязанности. Амурский тигр, на редкость молчалив: некоторые зоологи, многие годы наблюдавшие его в природе, ни разу и не слышали тигриного рыка. Исключение составляет период гона, когда тигры ревут часто, особенно самки. Раздражённый чем-то хищник рычит глухо и хрипло, в ярости хаpaктерно «кашляет». В добродушном состоянии он мурлыкает, как кошка, но гораздо громче.

Слайд 14 Мама, папа, я – тигриная семья

Слайд 15 Здравствуй, мир неведомый (сообщение уч-ся)

Размножение амурских тигров, как правило, не приурочено к какому- либо сезону, однако, в Уссурийском крае гон чаще всего проходит в январе – марте. Тигры полигамны: во владениях одного самца могут жить от одной до 3 самок, с каждой из которых он поочерёдно вступает в брачные отношения. Если на участке появляются конкуренты, между соперниками могут происходить дpaки.

Беременность длится 95-112 дней, и с апреля по июль в логове самки появляются тигрята. В выводке обычно бывает 2-4 детёныша, которые рождаются слепыми и совершенно беспомощными, но уже полосатыми, весом каждый 800 г до 1,5 кг . После родов самка около недели не покидает котят, выходя только для питья воды. Самцы участия в уходе за потомством не принимают. Растут и развиваются тигрята быстро: через 4-5 дней у них открываются уши, через 8-10 дней – глаза, через две недели начинают прорезываться молочные зубы. В мecячном возрасте детёныши начинают выходить из логова и приучаться к мясу, которое приносит мать. До 3-4 месяцев тигрица лишь изредка оставляет котят на несколько часов, а после удачной охоты приводит их к месту, где лежит добыча. Мать кормит тигрят молоком до полугода, и все это время они быстро прибавляют в весе. Чуть позже детёныши начинают ходить с матерью, обучаясь поиску жертвы и методам охоты. С тигрицей тигрята остаются не менее 1,5-2 лет, а когда мать их окончательно оставляет, они несколько месяцев живут группой на её участке. Из-за недостаточного умения охотиться молодые животные нередко голодают и поэтому ходят по следам тигрицы, питаясь остатками её добычи. За это время они приобретают облик и навыки взрослого зверя и постепенно становятся самостоятельными. Вес их составляет 100-150 кг . Пoлoвoзрелыми тигры становятся к 3-4 годам. Ученые считают, что за свою жизнь тигрица может принести 10-20 тигрят, но доживает до этого возраста лишь половина появившихся на свет детёнышей. Молодняк гибнет от болезней, недоедания, простуды и других причин.

Продолжительность жизни тигра около 40 лет

В неволе амурские тигры доживают до 25 лет, в дикой природе - до 12-15 лет.

Слайд 16 Тигр и человек (сообщение уч-ся)

Врагов у амурского тигра мало: бурый медведь да человек. Сражения с косолапым обычны. При этом чаще всего гибнут неопытные тигрицы и молодняк. Безрассудно амба ни на кого не нападает. Даже на кабанов-секачей или матерых сохатых. По этому же принципу он обходит стороной и человека. Впрочем, взаимоотношения владыки уссурийской тайги и двуногого хозяина планеты заслуживают особого разбирательства.

Тигр издавна считался одним из самых опасных хищников, охотиться на него отваживались лишь смельчаки. Тигриная шкура была предметом гордости охотника и зависти его соседа. Так продолжалось до тех пор, пока этих красавцев в природе осталось так мало, что каждая встреча является событием. Несмотря на распространённое мнение о людоедстве, амурский тигр почти никогда не нападает на человека и редко заходит в населённые пункты. На самом деле он всячески старается избегать человека. С 1950-х гг в Приморском и Хабаровском краях в пределах населённых пунктов зафиксировано лишь около десятка попыток нападения на человека. В тайге нападения даже на преследующих охотников довольно редки. Однако тем не менее случаи нападения этого стопроцентного хищника на людей в наши годы не считаются сенсационными. Случаются они в основном потому, что люди не знают или забывают в общем простую истину:   хотя тигр человека старается не трогать, обходить его стороной, он всегда был и остается потенциально опасным.

Слайд 17 При встрече с тигром (сообщение уч-ся)

При неожиданных встречах с ним нужно соблюдать осторожность и благоразумие.

Тигр меньше, чем другие крупные звери, боится человека. Бывалые таёжники, жившие не один год по соседству с тигром, говорят, что при встрече с человеком он руководствуется больше всего чувством собственного достоинства и любопытством, а не агрессивностью. Тигр ходит по следам охотников и лесорубов, навещает охотничьи заимки. Прогуливается не спеша по дорогам - чаще всего для того, чтобы выяснить, что творится в его владениях, а зимой так ему легче преодолевать глубокий снег. Хищник обладает чуткими органами чувств, но особенно тонко воспринимает внешнюю среду слухом и зрением. В кромешной тьме, когда человек не видит ладонь вытянутой руки, тигр шествует неслышно и уверенно, даже в густых зарослях. Но и это не всё, он легко улавливает звуки на ультравысоких и инфранизких частотах, для нас и вовсе недоступных. И есть у него некое шестое чувство, с помощью которого он легко предугадывает намерения шагающего по лесу человека, и не догадывающегося об опасном соседстве. Поэтому не удивительно, что людей он почти всегда обнаруживает первым и издали, а обнаружив, любопытничает и подолгу за ним наблюдает. Бывает- следит, ничем себя не выдавая. И старается определить, по какой надобности двуногий появился в его владениях, и надолго ли

И еще важно твёрдо помнить: показавший себя тигр менее всего опасен, он просто любопытничает или хочет напугать пришельца, чтобы тот умчался прочь. Но бывают и курьёзы: иногда всесильный владыка желает …..позабавится , даже поиграть с человеком. Но при этом судьбу не испытывайте и мчитесь прочь, не стесняясь сверкать пятками. Не сразу, правда, обращайтесь в бегство- сначала попятьтесь, не позоря себя откровенной трусостью, а уж потом, скрывшись из вида, дайте волю своей резвости. Тигр поймет и оценит ваше благоразумие и преследовать не станет. Некоторые от стpaxa теряют сознание. Мечутся в безрассудстве, за ружьё хватаются, если оно имеется.. Но никогда не поднимайте ружье на тигра В состоянии волнения и стpaxa стрелок не бывает метким, раненый же тигр, даже если он за несколько минут до выстрела был в миролюбивом расположении, становится злым, агрессивным и мстительным. Обиду и зло он никогда не прощает и помнит пожизненно, а мстить умеет по высшему разряду. И чаще всего выстреливший тут же жестоко наказывается. И очень опасным этот зверь оказывается, когда заметит, что человек идёт по его следам. В стремлении избавиться от преследователя амба делает петлю и затаивается, готовясь к прыжку. Шагая по лесу, всегда рассматривайте звериные следы. Тигриные узнаются легко: у них типично кошачий рисунок, а размер- с мужскую кисть руки с согнутыми пальцами- сантиметров 15-18 в поперечнике. Даже старые следы вас должны насторожить, потому что они свидетельствуют о том, что вы находитесь во владениях амбы, а свежие следы должны убедить, что тигр близко, уже видит вас и слышит.

Слайд 18

Замрите на минуту другую, потом присядьте, возьмите себя в руки .И если вы увидели грозного властелина крупным планом, запомните: ни в коем случае не делайте резких движений, руками не размахивайте, тем более не кидайте что-либо. Лучше всего тихо заговорить. Смысл слов ваших полосатый, разумеется не поймет, но тон их произношения ему многое скажет. И так , мирно беседуя, удаляйтесь задним ходом. Да упаси боже глядеть тигру в глаза! Смотрите на его плечо и гpyдь, даже на ноги. Следя за мордой лишь краем глаза. В мире зверей прямой взгляд означает вызов.

Слайд 19 Мой ласковый и нежный зверь

Многочисленным рассказам о кровожадности зверя можно противопоставить столько же рассказов о его добродушии, обращении к человеку за помощью в особо трудные минуты. Хищник нападает только, когда ранен или загнан в угол. Тигрята хорошо приручаются, легко поддаются дрессировке. Поэтому тигров, особенно амурских, можно часто видеть в цирке.

Слайд 20 Сохраним ли мы тигра?

Тигр может исчезнуть не в один год. Возможно через два- три десятка лет. Необходимо перейти от слов к делу, реализовать хотя бы часть того, что намечено, тогда срок пребывания амурского тигра на Земле продлится на столетия. Хочется верить, что разум победит. Всё зависит от нас, простых людей, живущих рядом с могучей кошкой и потому определяющих её судьбу

Слайд 21 Тигру- жить (задание уч-ся)

Составьте план мероприятий, которые бы вы предложили, чтобы сохранить амурского тигра

Слайд 22 Как помочь сохранению тигра?(обобщение ответов уч-ся)

  • Содействие работе антибpaконьерских бригад
  • Создание и поддержка заповедных территорий
  • Борьба с лесными пожарами и незаконной рубкой леса
  • Борьба с бpaконьерством, торговлей дериватами
  • Ужесточение таможенного контроля
  • Создание очагов с повышенной численностью кабана и изюбра
  • Сохранение кедрово – широколиственных лесов
  • Создание сети охраняемых территорий, соединенных экологическими коридорами.

Слайд 23 Охрана тигра (сообщение уч-ся)

Занесен в Красную Книгу России Запрет охоты на тигров действует с 1947 г. В 1955 г. был запрещен, а затем жестко ограничен отлов тигрят. Охраняются тигры в заповедниках, среди которых Сихотэ-Алинский и Лазовский являются главными тигриными резерватами . Разработана и опубликована в 1996 г. \"Стратегия сохранения амурского тигра в России\", содержащая развернутое обоснование системы мер по его охране. Амурские тигры содержатся и хорошо размножаются во многих зоопарках мира. В зоопарках мира на 20 февраля 2007 года содержалось 450 особей (844 особи на 1 января 1979). Сохранение амурского тигра в искусственных условиях на длительную перспективу обеспечено. В целях улучшения охраны тигра необходимо увеличить территорию Сихотэ-Алинского и Лазовского заповедников, создать на прилегающих к заповедникам территориях сев. и юж. обширные охранные зоны, исключить на территориях охранных зон все виды рубок леса. Охоту на копытных следует строго лимитировать, а строительство крупных промышленных предприятий на этих территориях ограничивать. Необходимо проводить систематические учеты численности тигров не реже чем через 3-5 лет, своевременно изымать из популяции особей, специализировавшихся на преследовании домашнего скота и ставших опасными для людей.

Слайд 24 Люди! Будьте милосердны!

Слайд 25 Конкурс рисунков по теме (готовили уч-ся) — выставка, награждения уч-ся.

Слайд 26 Конкурс на лучший тигриный костюм и макияж, игры, песни.

Литература:

  1. Кучеренко С.П. «Тигр»- М., 1985
  2. Сосновский И.П. «Редкие и исчезающие животные» М.: Металлургия, 1987
  3. Тихонова А.Е. «Твой родной край» - Хабаровск, 1982
  4. Красная книга ЕАО
  5. Интернет-ресурсы



Комментарии:

Урок по теме "Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи"

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....

16 12 2025 23:43:28

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

15 12 2025 1:46:43

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

14 12 2025 5:47:42

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

13 12 2025 20:43:22

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

12 12 2025 21:16:41

Информационные технологии в преподавании биологии

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....

11 12 2025 3:53:32

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

10 12 2025 0:41:10

Загадочные соседи - лишайники


    Загадочные соседи - лишайники

      Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением. ...

09 12 2025 7:33:45

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

08 12 2025 1:47:35

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

07 12 2025 3:41:42

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм растений Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

06 12 2025 9:20:51

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

05 12 2025 12:48:14

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

04 12 2025 21:21:32

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

03 12 2025 7:37:57

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

02 12 2025 22:55:33

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии


    Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

      В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

01 12 2025 11:30:20

Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

      Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

30 11 2025 7:35:34

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

29 11 2025 9:58:22

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

28 11 2025 4:32:35

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

27 11 2025 4:21:37

Многообразие грибов


    Многообразие грибов

      Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....

26 11 2025 23:36:51

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

25 11 2025 10:44:21

Использование слайдовой презентации на уроке биологии


    Использование слайдовой презентации на уроке биологии

      Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

24 11 2025 8:46:53

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

23 11 2025 23:11:51

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

22 11 2025 10:26:57

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

21 11 2025 23:20:33

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

20 11 2025 14:48:22

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

19 11 2025 3:21:26

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

18 11 2025 17:20:40

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

17 11 2025 20:36:43

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

      Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....

16 11 2025 5:47:32

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

15 11 2025 23:20:29

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

14 11 2025 22:40:56

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

      Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

13 11 2025 6:45:26

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

12 11 2025 6:30:15

Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка


    Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка

      Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....

11 11 2025 11:57:16

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

10 11 2025 22:26:32

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

09 11 2025 0:46:15

Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться"


    Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться"

      Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов. ...

08 11 2025 19:35:15

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

07 11 2025 8:46:27

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс


    Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

      Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

06 11 2025 15:28:58

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

05 11 2025 1:11:42

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

04 11 2025 3:25:49

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"


    Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

      Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

03 11 2025 16:33:39

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

02 11 2025 20:11:58

Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"


    Урок "Тканевая совместимость и переливание крови"

      Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....

01 11 2025 17:25:13

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

      Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

31 10 2025 10:41:34

Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опopных конспектов


    Развитие коммуникативных умений учащихся при использовании опopных конспектов

      Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....

30 10 2025 16:40:39

Тема урока: "Свалка по имени Земля"


    Тема урока: "Свалка по имени Земля"

      В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...

29 10 2025 4:15:44

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

28 10 2025 22:14:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::