Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

\"В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом.\"
(Ермолаева М.Г.)
ИГРА КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В последние годы, с введением образовательных стандартов второго поколения, интерес к игровой деятельности снова возрастает. Это вызвано и тем, что решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Помимо этого выросло целое поколение не владеющих полноценною игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей. Ведь многие сущностные хаpaктеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются. Поэтому на уроках биологии я играю с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов.
Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и нам – преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:
- формировании мотивации и познавательного интереса к биологии;
- определении уровня обученности учащихся;
- оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния – знания, в активное – умение.
- развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию;
- развитии информационной культуры учащихся.
Гипотеза исследования: дидактические игры в процессе изучения биологии являются эффективным средством развития познавательной активности учащихся.
В обучающей игре выделяют несколько этапов: подготовительный, вводный, игровой, оценочный. Широкое использование ИКТ в преподавании помогает нам создавать интересные, красочные, предметные и межпредметные игры. Как показывает опыт, удачным является использование данной технологии на повторительно-обобщающих уроках. Это позволяет систематизировать материал по целому разделу, оценить
работу большого количества человек. На своих уроках я использую следующие игры:
| Для обобщения | Для изучения нового материала | Для закрепления знаний |
| “Что? Где? Когда?”. “Растительный ералаш. “Крестики-нолики”. “Счастливый случай”. Игра-путешествие. Ярмарка знаний. |
Лови ошибки. Древо познания. Виртуальные экскурсии, лабораторный работы. |
Продолжи рассказ. Комбинированное лото. Кроссворды, чайнворды. Шарады. Головоломки |
Хотелось бы отметить, что предметные игры, оформленные в электронном варианте для проектора, позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний. Комaндные игры становятся большим стимулирующим фактором для детей. Стараясь не подвести комaнду, ребенок стремиться правильно, выполнить задание. Игру можно организовать так, чтобы дети обучали друг друга в ее процессе.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
ИГРЫ-ТРЕНИНГИ
Эти игры приходят на помощь в трудный момент - чтобы растворить скуку однообразия:
Схема 1. Игровая цель. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Игра \"Собери рисунок\". Учащимся на карточках предлагаются рисунки растений. На планшете, разделенном на поля предлагаются семейства растений. Учащемуся необходимо правильно сопоставить растение и семейство. Перевернув карточки обратной стороной, составляется какое-нибудь изображение. Подобную игру можно предложить по любой теме.
Схема 2. Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди отдельные действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Игра \"Дальше, дальше:\". Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или комaнда. Вспомните всем известную игру в города. Если участник-1 называет Новгород, то участник-2 должен назвать город на букву Д, например Донецк, следующий назовет Киев: То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в \"городах\" таким признаком является последняя буква предыдущего слова. Подобному принципу можно посвятить игру, называя слова по определенной тематике. По зоологии при изучении классов животных составить длинную цепочку из названий организмов, например, птиц: сокол - ласточка - аист – тетерев…:
ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ
Там, где правит бал случай, - там и азapт. Попробуем поставить и его на службу образованию. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в игре \"Что? Где? Когда?\", то достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот, вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (например, подобные задачи по генетике), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. С использованием ЦОР в качестве “рулетки” можно использовать презентацию.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Хорошая форма для коллективного познания - деловые игры. Они моделируют реальную производственную, научную или иную \"взрослую\" деятельность. Приведу примеры нескольких игр, которые отличаются простотой и обширной сферой применимости, как по возрастам, так и по учебным предметам.
Игра 1. \"Компетентность\" (1 вариант)
Участники:
- конкуренты - две комaнды учащихся;
- наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу;
- арбитр - обычно эту роль выполняет учитель, решающий спopные вопросы.
До игры:
Учитель знакомит класс со схемой игры.
Формируются комaнды, определяется состав \"фирмы-нанимателя\".
Во время игры:
Учитель задает тему.
Комaнды придумывают друг для друга по 5 заданий по данной теме. Но нужно отметить, что тип заданий регламентируется заранее. Например: комaнды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому заданию и по 2 задачи.
Комaнды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, то задающая комaнда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-бальной системе каждый ответ.
Наниматели совещаются и принимают решение - кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий \"Разбор полета\", обращая внимание на ошибки, делает выводы.
Игра 2. \"НИЛ\".
\"НИЛ\" - это, конечно же, не великая африканская река, а всего лишь научно-исследовательская лаборатория.
Участники:
- задачедатель - эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;
- исследователи или решатели - в зависимости от вида задания - группа или несколько групп учеников;
- приемная комиссия - эту роль выполняет учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками.
До игры: учитель готовит задания. Желательно, чтобы задания были творческими, обоснованными.
Во время игры:
Группы решают задачи. Если тема подходит для мозгового штурма, можно использовать и его. Задачедателя можно привлекать как консультанта.
Группы обpaбатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу.
Спикер группы докладывает результат работы. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.
Отличным творческим заданием для игры \"НИЛ\" может быть разработка какого-либо проекта.
Игра 3. \"Точка зрения\".
Участники:
- оппоненты - группы учеников, отстаивающих ту или столкновения мнений людей разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох, приверженцев различных теорий:
До игры: учитель заранее объявляет тему спора, определяет источники информации (но, ни в коем случае не снабжает ими учащихся. Они должны учиться самостоятельно добывать необходимую информацию).
Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы, возможно и контраргументы соперников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Наблюдатели оценивают защиту точек зрения: кто был убедительнее, логичнее, эмоциональнее. Кто допустил ошибки, некорректности в споре:
Очень хорошо применима данная игра на уроках биологии при изучении тем по общей биологии о взглядах на происхождение человека, о теориях возникновения жизни на Земле и т.д.
АКТИВНО-ИГРОВЫЕ ФОРМЫ В УВП. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ МЕТОДИК. ИГРА – ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.
Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем неменее говорят, что “играть”, в отличие от “работать”, вовсе не трудно.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли “в школу”, а потом избрали профессию школьную.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального “Я”. Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. В игре каждое “Я” обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение равных.
Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной.
Игры-миниатюры
1. “Узнай родственника”
Можно давать,например, после изучения семейств растений. Можно играть индивидуально и с классом.
Пускаем по ряду стопку гербариев и предлагаем выбрать каждому тот, который соответствует данному семейству и классу.
Можно пустить лист бумаги по ряду и записать жилкование листьев, бесхвостых и хвостатых земноводных, какой ряд больше напишет.
2. “Третий лишний”
Найти элемент, не подходящий ко всем другим. Например:
Гулявник лекарственный; Горчица культурная; Ярутка полевая; Вишня садовая; Сурепка обыкновенная.
Устанавливаем, что лишняя – вишня садовая. Обеспечен плавный переход к изучению следующей темы: семейство Розоцветные.
3. Составь слово
Предлагаются слова: редька, сурепка, одуванчик, петуния, огурец. Нужно составить, используя заглавные буквы этих растений, слово – название злака.
Можно объединить “Третий лишний” и “Составь слово”. Предлагаются группы слов, в каждой нужно найти лишнее, а потом из заглавных букв составить название животного. Например:
| Лягушка Жаба Квакша Тритон Жерлянка | Крокодил Черепаха Кобра Ихтиозавр Веретеница | Иволга Дятел Гусь Глухарь Рябчик | Утконос Ехидна Коала Рысь Кенгуру |
4. “Биоринг”
Рекомендуется после изучения темы или в конце четверти. Вызываем ученика на ринг, а остальные задают ему вопросы по теме, если не отвечает, то отвечает тот, кто задавал. Оценка выставляется по желанию.
6. “Маскировка”
Дается перечень хаpaктерных особенностей трех видов растений или животных, относящихся к разным систематическим категориям. Два, из них известно, в третье – нет.
Три гербария: редька, малина, а третье – неизвестно.
1. Плод стручок.
2.Чашечка из 5 чашелистиков.
3.Пестик 1, тычинок 6.
4. Плод – многокостянка.
5.Пестик 1, тычинок 5,
6. Плод – ягода,
7.Венчик из 5 лепестков.
8. Растение образует корнеплод.
9.Растение образует клубни.
10. Листья имеют сетчатое жилкование
В течение одной минуты учащийся выписывает признаки редьки и малины, а оставшиеся – замаскированному растению. (Редька: 1, 3, 8, 10. Малина: 2, 4, 10. Картофель: 5, 6, 7, 9, 10).
В главе 4 рассмотрены способы организации познавательной деятельности на уроках биологии через игру.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Я применяю в своей пpaктике разнообразное количество дидактических игр. Например, в 7 классе при обобщении тем: “Земноводные”, “Рыбы”, “Млекопитающие”, “Птицы” ребята работают в комaндах по маршрутным листам по разным станциям, показывая свои знания, полученные при изучении данных тем. Активизация обучающихся выражается в нестандартных вопросах, решении кроссвордов, экологических задач, головоломок и других заданий.( конспекты этих уроков напечатаны в ГАЗЕТЕ \"БИОЛОГИЯ\" ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА \"ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ\"). При изучении темы: “Роль бактерий в природе и жизни человека” в 5 классе, дети выступают в роли врачей, почвоведов, работников министерства здравоохранения, учителей, актёров. Класс делится на пять групп, каждая из которых получает определённое задание:
- 1 группа - вы врачи и направляетесь в средневековую Европу с заданием снизить cмepтность среди горожан. Изучив проблему (учебник с.60-61 и предложенный текст) вы пришли к выводу, что надо заниматься пропагандой санитарии и гигиены. Задание- составьте инструкцию по профилактике опасных заболеваний. Представьте результат в виде инструкции.
- 2 группа - вы студенты – почвоведы. Вам надо написать работу о формировании почвы. Изучив материал (учебник с.56-58 и предложенный текст) вы пришли к выводу, что этот сложный процесс почвообразования лучше всего изобразить в виде схемы. Задание- используя рис.31 составьте схему почвообразования, введя в неё не менее двух компонентов.
- 3 группа - вы работаете в Министерстве здравоохранения. Вам необходимо представить в думу проект закона “О мерах предупреждения заразных заболеваний”. Задание- чтобы члeнам Думы было проще обсуждать этот проект закона, вам надо проанализировать материал учебника на с. 60-62 и предложенный текст и заполнить таблицу “Болезни человека”. Представить результаты в виде таблицы.
- 4 группа - вы учитель биологии. Вам надо помочь ученикам изучить роль бактерий в природе и хозяйственной деятельности человека. Задание- изучите материал учебника на с. 56-62 и предложенный текст заполните схему, отразив в ней положительную и отрицательную роль бактерий в природе, в жизни человека, в промышленности.
- 5 группа - вы актёры. Вам предложен сценарий спектакля “Молочные продукты”. Задание – сыграйте спектакль, делая акцент на пользе молочных продуктов.
Таким образом в ходе игры была изучена новая тема; на этом уроке у ребят формировались предметные УУД (составили представление о роли бактерий в природе и жизни человека), Личностные УУД (оценили собственный вклад в работу группы), регулятивные УУД (определили критерии изучения темы), коммуникативные УУД (слушали товарища и обосновывали своё мнение, выражали свои мысли и идеи).
Умение выделять главное из общего, анализировать, обобщать, распознавать объекты- все эти действия развивают критическое мышление, что способствует созданию устойчивого интереса к биологии.
Среди игр-упражнений я применяю, например, “Кто лишний?”. Эту игру можно проводить при изучении любой темы, на любом этапе урока. Из групп предложенных объектов необходимо найти лишнее (исходя из задания) и объяснить почему. Можно использовать гербарии растений, рисунки, коллекции насекомых, фотографии, открытки или комнатные растения. Или “Сказку” - когда ребятам дан учебный текст, после его прочтения нужно придумать сказку по заданному тексту так, чтобы её основная мысль отражала существо учебного текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это конкурс сказочников. Очень любят эту игру пятиклассники и шестиклассники.
Работа с загадками помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. При этом прошу ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Например, при изучении темы “Многообразие птиц” в 7 классе загадываю загадку и задаю вопрос: “Какие птицы нашли отражение в загадках? К каким отрядам они относятся? Каковы хаpaктерные признаки отряда?”
Игры-упражнения могут иметь место и при выполнении учащимися домашних заданий.
В своей работе я стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся не на репродуктивном, а на творческом уровне. Индивидуальный подход направлен на развитие личности.
В 2015-16 учебном году мной было проведено исследование. Суть его состояла в том, чтобы доказать эффективность применения дидактических игр на уроках биологии. После изучения глав “Птицы” и “Млекопитающие” в 7 классе я определила качество знаний учащихся, оно составило 36,6% . средний балл 3,4; и 50% соответственно. После проведения уроков игр по этим темам я повторно провела срез знаний в виде тестовых заданий по основным вопросам глав. Результаты тестов показали, что качество знаний повысилось и составило 43 % и 80% соответственно. Такое же исследование я провела и в 5 классе. Определила качество знаний по теме “Роль бактерий в природе и жизни человека” до ролевой игры, оно составило 54% и после игры, результат вырос до 80%. Исходя из таких результатов, можно сделать вывод, что применение дидактических игр на уроках повышает качество знаний, активизирует деятельность и усиливает интерес учащихся к предмету, способность их к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. А это, на мой взгляд, немаловажно в условиях современного образования, когда интерес к учебе низок. Я провела опрос среди учащихся 5-8 классов (213 человек). На вопрос: “Интересно ли вам учиться в школе?” 57% учащихся ответили положительно. Отвечая на вопрос: “Нравится ли вам предмет биология?” 73% ответили “да”. Отношение ребят к урокам с применением дидактических игр составило 86% положительных ответов. Дидактическая игра как одна из педагогических технологий повышает креативный потенциал учащихся (от индивидуальных творческих работ к авторским проектам), в прошлом учебном году ни один пятиклассник не выполнил исследовательскую работу, а в этом учебном году 5 ребят представили свои проекты на защиту; растёт и познавательный интерес ребят, проявляющийся в желании участвовать в школьных олимпиадах, различных конкурсах, научно-пpaктических конференциях, если в 2014-2015 учебном году приняли участие во всероссийской олимпиаде по биологии 17 человек, то в этом учебном году уже 28.
Таким образом, дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения:
- формируется такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности – личностные УУД
- выpaбатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на пpaктике - регулятивные УУД
- развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах - познавательные УУД.
К сожалению, пока еще ограничен арсенал игр, который может быть использован в УВР. И накопленный опыт использования дидактических игр в обучении биологии пока ещё не получил необходимого обобщения, анализа, осмысления, не создана методическая система применения дидактических игр в предметном обучении.
Всё выше перечисленное и определило выбор темы моей работы. Целью которой является: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии, как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся.
В заключение, хочу привести слова Анатолия Гина: “Идеальное управление – когда нет управления, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потом что этого хочет сам”. “Идеальная дидактика – это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах”.
Литература.
1. Безух К.Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии.// Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.
2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии.-Москва “Просвещение” АО “учебная литература” 1996
3. Бижова Т.В.( Теория и пpaктика образования в современном мире: материалы междунар.научн.конф.г.Санкт-Петербург, 2012)- СПб.:Реноме,2012.- с.149-154.
4. Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.,: Просвещение, 1996
5. Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания для средней школы. – М.: Аквариум, 2000.
6. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: метод рекомендации( Т.М. Лифанова.- М.:Гном и Д, 2001.32с.
7. Малыгина А.С. Игровые формы уроков биологии: метод пособие (А.С.Малыгина- Саратов: Аквариус,1998.24с.
8. Малыгина А.С. Интеллектуальные игры- один из методов активизации познавательной деятельности учащихся. (А.С.Малыгина Педагогика сотрудничества и проблемы воспитания молодежи: учеб.-метод. разработки.- Саратов: Изд-во Сарат.пед.ин-та. 1989 с.126.
9. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. - М.: Цитадель, 1996.
10. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике- метод.пособие Творческий центр Сфера Москва 2003.
11. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. - М.: АСТ – Пресс, 1999.
12. Смирнов В.В., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн: познавательные игры в семье. – М.: 1993.
13. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии-метод.пособие Творческий центр Сфера Москва 2004.
14. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 класс). - М.: Дрофа, 1996.
15. Федорец Г.Ф. Дидактическая игра в процессе обучения биологии ( Г.Ф.Федорец Биология в школе.1984 №3 с.31-35.
Комментарии:
На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
24 12 2025 12:55:48
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
23 12 2025 6:51:17
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
22 12 2025 14:29:46
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
21 12 2025 5:46:55
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
20 12 2025 6:16:29
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
19 12 2025 4:47:24
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
18 12 2025 22:55:10
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
17 12 2025 13:47:19
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
16 12 2025 12:12:16
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
15 12 2025 12:55:21
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
14 12 2025 8:17:15
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
13 12 2025 22:34:28
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
12 12 2025 4:44:13
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
11 12 2025 21:12:16
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
10 12 2025 1:18:12
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
09 12 2025 12:31:43
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
08 12 2025 6:56:49
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
07 12 2025 10:20:16
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
06 12 2025 17:16:12
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
05 12 2025 13:28:20
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
04 12 2025 21:13:49
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
03 12 2025 14:25:39
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
02 12 2025 16:15:43
Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....
01 12 2025 12:48:32
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
30 11 2025 6:26:28
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
29 11 2025 13:29:41
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
28 11 2025 18:33:51
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
27 11 2025 22:43:34
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
26 11 2025 10:29:37
Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....
25 11 2025 9:15:33
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
24 11 2025 5:43:44
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
23 11 2025 4:13:44
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
22 11 2025 2:54:11
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
21 11 2025 14:22:44
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
20 11 2025 10:40:58
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
19 11 2025 11:53:37
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
18 11 2025 17:57:14
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
17 11 2025 15:47:46
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
16 11 2025 9:19:55
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
15 11 2025 13:23:20
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
14 11 2025 0:27:49
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
13 11 2025 5:46:11
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
12 11 2025 20:56:32
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
11 11 2025 15:21:15
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
10 11 2025 16:48:31
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
09 11 2025 12:16:55
Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест.
...
08 11 2025 1:53:10
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
07 11 2025 14:24:27
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
06 11 2025 18:32:18
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
05 11 2025 7:27:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Внутреннее строение листьев
Значение животных в природе и жизни человека