Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"
Цели урока:
Образовательные:
- развивать понятия о многообразии живых организмов
- изучить особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов
Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы при выполнении лабораторной работы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок-ателье с применением приемов развивающих технологий
Формы работы: групповая в парах, индивидуальная.
Средств обучения: таблица “Строение пластинчатых и трубчатых грибов”, консервированные грибы, лупы, чашки Петри, открытки, раздаточный материал, разноуровневые карточки задания из КИМ ов ЕГЭ
Ход урока
Индуктор – это начало, мотивирующее творческую деятельность.
Задание №1. В трех предложениях напишите пожалуйста самую запомнившуюся встречу с грибом.
Задание №2. Нарисуйте по памяти какой-нибудь гриб.
Задание №3. Почему ты нарисовал именно этот гриб.
Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех. Одного спросили:
— Что ты делаешь?
— Тащу эту проклятую ношу.
Второго спросили:
— Что ты делаешь?
— Заpaбатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.
Третий на этот же вопрос улыбнулся:
— Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.
Мы сегодня тоже будем возделывать кирпичи замечательного храма, называющегося “Удивительный мир знаний”, который пригодится нам в жизни.
Сегодняшняя наша тема называется “Шляпочные грибы - Базидиомицеты”.
План-конспект урока:
- Строение шляпочных грибов
- Размножение
- Питание (симбиоз)
- Сходство с растениями и животными
- Значение грибов
- Охрана грибов
Работа с материалом – это “деконструкция” - превращение материала в “хаос”. Затем следует “реконструкция” - создание текста, рисунка, схемы, закона.
Задание №1. Нужно нарисовать общий рисунок – строения шляпочного гриба. Потом все рисунки вывешиваются на доске. Обсуждаются учениками.
Вопросы для обсуждения:
- Какое строение имеют шляпочные грибы (плодовое тело, состоящее из пенька и шляпки, грибница (мицелий)).
Грибница состоит из длинных двухядерных клеток, не содержащих хлорофилл. Шляпка и пенек состоят из плотно прилегающих друг – другу клеток грибницы. В пеньке все нити одинаковые, а в шляпке они состоят из двух слоев. Верхний покрытый кожицей, она придает определенный цвет.
Каждой группе раздаются консервированные грибы и предлагается следующая работа.
- Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов, найдите шляпку и пенек. Отделите шляпку от ножки, переверните шляпку нижней стороной. Найдите на одном грибе пластинки, на другом трубочки. Выясните название этих грибов.
- Сделайте продольный разрез пластинчатого, а затем трубчатого гриба. Рассмотрите под лупой одну пластинку и трубочку.
- Рассмотрите рисунки-карточки и разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.
Строение гриба зарисовывается в тетрадь после обобщения материала о строении грибов.
А теперь, давайте мы отправимся с вами за грибами. Каждой группе предлагается сорвать по одному грибу с ножом и выбрать посуду для гриба. Учащиеся должны объяснить, почему они выбрали корзину, и объяснить, как срезается гриб при помощи ножа, как ломается без ножа. Почему?
Учитель подводит учащихся к различным способам размножения грибов.
- спорами (созревают на обратной стороне шляпы)
- вегетативно (участками гифов грибницы)
Грибница может просуществовать в течение 15–20 лет. Учащиеся должны написать на листках, как могут распространяться споры гриба:
- при помощи ветра
- при помощи животных (насекомые и слизни)
Задание №2.
Задача для “мозгового штурма”. Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез, рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое “ доброжелательное соседство” грибов и деревьев.
Анализ альтернативных мнений подводит к тому, что это симбиоз нити грибницы выполняет роль корневых волосков для дерева, а гриб из дерева получает органические вещества, которые сам не может производить в виду отсутствия хлорофилловых зерен.
Учащимся предлагается работа о выявлении сходства грибов с растительными и животными организмами.
Сходство грибов с растениями и животными.
С животными С растениями 1. Гетеротфорное питание 2. Содержание в клетках хитина образование запасного продукта гликогена.
3. Продуктом выделения является мочевина.
1. Питание путем всасывания 2. Неограниченный рост
3. Вегетативное размножение и спорами.
Учащимся предлагается карточки, по которым им предстоит разделить грибы на съедобные и ядовитые. Бледная поганка самый ядовитый гриб, который может привести к cмepти. Мухомор, серый ложный опенок.
Первая помощь при отравлениях:
- промывания желудка
- приложить теплую грелку к рукам и ногам
- теплое питье
- обязательно в больницу
Грибы сами являются лечебным материалом. Белыми грибами лечили обмороженные части тела, использовавших белых грибов предупреждают paковые заболевания, мухоморовы настойки применяют для лечения ревматизма.
Задача “мозговой штурм”. На Украине 1996 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?
Для грибов хаpaктерна избирательная способность к накоплению различных элементов в том числе и опасных для здоровья людей. Уровень их содержания является показателем загрязнения окружающей среды.
Шампиньоны свинец, кадмий, никель, хром.
Подберезовики кадмий.
После анализа ответов обобщаются мнения. Рефлексия – самоанализ, закрепление.
Назовите синквейн урока
- 1 строка – название синквейна
- 2 строка – два прилагательных
- 3 строка – три глагола
- 4 строка – фраза на тему синквейна
- 5 строка – существительное
Это царство насчитывает около 100 000 видов и занимает особое положение в системе органического мира.
Идеальный синквейн урока
1. Шляпочные грибы
2. Бесхлорофильные, споровые,
3. Накапливают, отравляют, поглощают
4. Грибы особая группа живых организмов на Земле.
5. Симбиоз
Учащимся предлагается тестовые работы из КИМов ЕГЭ
Задания группы “А”
В чем сходство грибов с животными
а) в размножении
б) в активном движении
в) в питании.
2. Чем являются грибы по способу питания.
а) автотрофы
б) гетеротрофы
3. Какое строение клеток имеют грибы
а) безядерные
б) ядерные
4. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов.
а) пластиды
б) рибосомы
в) митохондрии
(1- В; 2 –Б; 3- Б; 4-А)
Задания группы “В”
- Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он хаpaктерен
Признак организма
- По способу питания – автотрофы
- Питаются готовыми органическими веществами
- Оболочка клеток состоит из клетчатки
- Содержат в клетках хлоропласты
- Тело образовано гифами
- Оболочка клеток состоит из хитина.
( БАББАА)
Царство
А) Грибы
Б) Растения
Задания группы “С”
- Почему грибы считают важным компонентом биоценоза.
Грибы - необходимое звено в цепи питания.
- Шляпочные грибы вступают в симбиоз с деревьями, улучшают водный обмен и минеральное питание растений;
- Плесневые грибы – разрушители органических веществ мертвых остатков растений и животных до неорганических веществ
- Грибы-паразиты контролируют численность организмов в биогеоценозе.
Взаимопроверка, самопроверка
Пpaктическое значение грибов
- продукты питания (содержат 40% белков, 10 – 15% углеводов, витамины А, В, В, С, Д микроэлементы медь, иод, цинк)
- разрушение остатков останки мертвых выполняют функцию санитаров.
29 видов грибов занесено в Красную Книгу РТ. Рогатик пестиковый, каштановый гриб, осиновик белый, паутинник фиолетовый.
Домашнее задание. Прочитать тему “Шляпочные грибы – базидиомицеты”
- 1 группа. 1 задание в рабочих тетрадях
- 2 группа. 2 задание в рабочих тетрадях
- 3 группа. кроссворд для любознательных
Подведение итогов урока
Кроссворд для любознательных
- Какой композитор очень любил собирать грибы (Чайковский)
- В каких грибах никогда не заводятся черви (лисички)
- Назовите породу собак, с помощью которой отыскивали трюфели (Такса)
- Назовите человека, который первый написал о грибах (Аристотель)
- Какие грибы употрeбляют в Англии и Франции (Трюфели)
- Какие грибы посылали французы из России в бутылках (рыжики)
- Какая наука изучает грибы (Микология).
Дополнительный материал к уроку
Микология – наука о грибах – возникла очень давно. Впервые в IV веке до нашей эры написал о грибах Аристотель, а его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей, сморчков. Гиппократ в V в. до н.э. грибы стали делить на съедобные и ядовитые.
С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравлений . Но любовь к вкусным блюдам побудила научиться отличать съедобные грибы от несъедобных. В нашей стране особенно популярными грибами стали в X веке с принятием на Руси христианской веры, которая предписывала поститься около 200 дней в году.
Не все грибы пользовались авторитетом у славян. Не были почитаемы шампиньоны, дождевики, навозники, зонтики.
В древней Руси слово грибы не употрeблялось. Говорили: “губы ломать”, т.е. “идти по грибы”. Слово грибы появилось в русском языке в начале XVI века, но еще долго в народной памяти оставалось прежнее название грибов – “губы”.
Пожалуй, ни в одной стране не было таких грибных промыслов, как в России. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными и сушеными грибами, направлялся в губернские и уездные города. Была даже на Руси своя грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии.
Иностранцы, жившие в России, восторгались вкусовыми качествами русских грибов. Грибных блюд уже в то время знали множество. Так, на званом обеде 17 марта 1699 года столы патриарха Андриана украшали “три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два “наряда грибов в тесте”.
Отношение к употрeблению грибов на Руси у разных народов было разное. Совсем не употрeбляли их в пищу татары, якуты, ненцы. Евреи предпочитали лисички, в которых никогда не бывает червей (треф), так как согласно законам иудейской религии трефную пищу есть воспрещалось.
В Западной Европе грибы называли мясом бедняков. В Англии и Франции употрeбляли только трюфели, которые рассказывали специально обученные собаки таксы.
Каково же современное отношение к грибам? Оказывается, в ряде районов нашей страны не собирают волнушки, считая их ядовитыми. К несъедобным грибам в большинстве северных областей причисляют дождевики и опята. В некоторых местностях Северного Кавказа и Закавказья население относится подозрительно к подберезовикам, подосиновикам и даже белым грибам. Немцы употрeбляют в основном лисички. Англичане признают лишь шампиньоны, трюфели и сморчки. Французы все опята причисляют к ядовитым грибам. В Италии считают вредными маслята, а в Швейцарии относят к поганкам даже белый гриб.
Комментарии:
Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....
01 04 2025 3:20:50
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
31 03 2025 18:29:15
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
30 03 2025 0:42:33
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
29 03 2025 22:57:24
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
28 03 2025 10:30:30
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
27 03 2025 17:37:26
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
26 03 2025 1:54:45
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
25 03 2025 23:49:42
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
24 03 2025 7:18:56
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
23 03 2025 8:41:12
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах.
...
22 03 2025 2:20:32
Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету.
...
21 03 2025 17:37:42
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
20 03 2025 4:55:40
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
19 03 2025 10:19:40
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
18 03 2025 13:28:14
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
17 03 2025 8:14:46
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
16 03 2025 2:53:58
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
15 03 2025 23:18:19
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
14 03 2025 5:14:35
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
13 03 2025 14:35:40
Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....
12 03 2025 15:57:48
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
11 03 2025 0:52:44
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
10 03 2025 19:58:58
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
09 03 2025 23:31:19
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
08 03 2025 18:12:47
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
07 03 2025 17:35:51
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
06 03 2025 0:21:52
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
05 03 2025 3:19:21
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
04 03 2025 19:31:33
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
03 03 2025 7:55:28
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией.
...
02 03 2025 1:21:56
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
01 03 2025 16:23:20
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
28 02 2025 11:56:45
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
27 02 2025 12:31:45
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
26 02 2025 20:24:54
Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....
25 02 2025 17:55:50
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
24 02 2025 1:29:19
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
23 02 2025 16:16:15
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
22 02 2025 11:20:43
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
21 02 2025 4:37:52
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
20 02 2025 0:16:11
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
19 02 2025 10:42:16
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
18 02 2025 1:18:28
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
17 02 2025 10:17:13
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
16 02 2025 22:21:28
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
15 02 2025 10:28:23
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....
14 02 2025 8:54:13
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
13 02 2025 6:45:34
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
12 02 2025 1:33:41
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
11 02 2025 4:25:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::