Урок на тему "Цветковые растения"

Цель урока:
- Раскрыть многообразие цветковых растений.
- Указать их роль в природе и жизни человека.
Учитель. Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки…это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.
Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.
То берёзка, то рябина,
Куст paкиты над рекой,
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой?
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад!
Ученик. Цветковые растения сопровождают человека от рождения до cмepти. Они – символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный цветком жизни, установлен под Санкт – Петербургом – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15-метровом стeбле, написано: “Пусть всегда будет солнце!”
На Земле произрастают десятки тысяч видов растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветковым растениям. Мы так сроднились с ними, что даже не задумываемся порой, сколь удивительными и совершенными творениями природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чём- то своём.
Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.
Ещё за 3 тысячи лет до н.э. садовники Египта и Сирии разводили розы, маки. Ландыши. Когда в XV веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и казалось, они сохранили свой аромат.
Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви молодой вдовы к умершему супругу.
Учитель. Цветковые растения – самая молодая и в то же время самая многочисленная группа. Она включает около 250 тыс. видов. Произрастающих во всех климатических зонах: от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амaзoнки.
Они растут в воде (элодея) и в безводных пустынях (верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.
Одни из цветковых растений живут очень недолго, всего несколько месяцев. Например, мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.
По продолжительности жизни все цветковые растения можно разделить на:
- однолетние – это растения, которые весной развиваются из семян, образуют плоды с семенами и после отмирают. К таким растениям относятся: фиалка, левкой, просо, пшеница и другие.
- двулетние – это растения, которые живут почти два года. На первый год у них развиваются корни, стeбли и листья. На второй год эти растения (свёкла, редька, капуста) дают новые побеги, цветут, после чего образуются плоды с семенами, а к осени отмирают.
- многолетние – растения – долгожители, у большинства из них надземные части осенью отмирают, а весной развиваются заново.
Растения отличаются и размерами. Среди них можно встретить карлики (ряска) и гиганты. Самое высокое дерево на свете – австралийский царский эвкалипт – достигло высоты 152 метра. Его назвали отцом леса.
Как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трёх групп: деревья, кустарники и травы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Ученик. Жизнь первых людей была тесно связана с деревьями, с лесом. Русь – страна бескрайних лесов. Лес эстетически воздействовал на русского человека. В русских народных песнях много нежных и добрых слов обращено к “зелёной дубравушке”, “белой берёзоньке”, “кудрявой рябинушке”
Дуб
О дубе вспоминают, когда надо сказать о чём-то прочном, долговечном, могучем. Древнеримский учёный Плиний считал вековые дубы одним из чудес света, по возрасту равным Вселенной. На Украине, в селе Верхняя Хортица на Днепре, растёт 800-летний дуб, под которым, по преданию, запорожские казаки писали своё знаменитое письмо турецкому султану. А самым старым в мире считается дуб из литовского посёлка Стелмухи – “Стелмужский старик”, которому 2000 лет. В высоту дубы иногда достигают 40 метров.
В доисторические времена почти половину лесов Европы составляли дубравы. Человек лихо расправлялся с этим замечательным деревом. Сначала он вырубал и сжигал его, освобождая землю под пашни, а затем рубил на дрова и строительные материалы. Дуб, на свою беду, отлично годился и на то, и на другое. Итог печален – дубов стало в десятки раз меньше (около 3 % всех лесов Европы).
Неторопливо распускает дуб листья – иногда лишь к началу июня.
Жёлуди, плоды дуба, сидят в специальных “рюмочках” – плюсках. Желудями любят лакомиться кабаны и домашние свиньи, так что уже в средние века люди пасли в дубравах многочисленные стада свиней. В желудях содержится до 40 % крахмала, и в европейских лесах лепёшки из желудёвой муки были первым хлебом для людей, ещё не знавших земледелия.
Само родство слов показывает нам, что в коре и древесине дуба много дубильных веществ. С глубокой старины шкуры и кожи, мешки и верёвки вымачивают с добавлением коры дуба. Вяжущие средства из дубовой коры помогают при различных воспалениях, болях в желудке.
Попав на дно реки, ствол дуба начинает впитывать в себя растворённое в воде железо. За века он становится совершенно чёрным. Получается знаменитый мореный дуб, твёрдый и очень тяжёлый, пропитанный металлом. Хороша сделанная из него мебель.
Ученик.
Береза
Кроме берёзы, природа ни одно дерево не наделила такой замечательной корой белого цвета. Встретить берёзу можно во всех странах, а в России – почти повсюду, вплоть до самых северных районов.
Многие народы почитали берёзу как священное дерево. По якутским поверьям, в старых берёзах обитает мудрая пожилая женщина – Хозяйка земли. Весной якуты увешивали такие деревья подарками Хозяйке земли, чтобы она пробудила природу от зимнего сна.
Берёзу любили не только за её красоту. В старинной русской песне говорится о “делах” этого дерева:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Сегодня некоторые из этих “дел” малопонятны. Почему, например, “мир освещать”? Не все знают, что основным светильником на Руси столетиями были берёзовые лучины. Преимущество их заключалось в том, что они могли долго гореть почти без копоти и искр. Дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телег и тарантасов, чтобы они хорошо вращались и не скрипели. Целебные их свойства очень разнообразны: помогают они при болезни почек, печени, лёгких. Ну а то. Что чистоту наводят берёзовыми мётлами и вениками, понятно каждому (и в бане ароматный берёзовый веник очень даже полезен).
“Белый берёзовый плащ” нужен был для разных целей. Жители Новгородской республики писали на берёсте (берёзовой коре), и их берестяные грамоты дошли до нас целыми, пробыв под землёй с XI-XV веков. Из берёсты плели лапти, корзины, а сейчас делают сувениры.
Наконец, главная ценность берёзы – древесина. Прочная, красивая. Особенно хорош рисунок древесины у “карельской берёзы” – из неё изготавливают самые дорогие изделия (мебель, шкатулки и т.д.). Сжигая берёзовую древесину, получают активированный уголь – он хорошо впитывает разные вредные вещества. Им засыпают коробки противогазов, его принимают при отравлениях.
Но, кроме всего названного и чисто пpaктической пользы, надо вспомнить ещё бесчисленное количество стихов, песен, картин и музыкальных произведений, написанных в честь этого растения. В России берёза стала настоящим национальным символом.
Ученик.
Рябина
Красные яблочки дикой рябины – украшение зимнего леса. Долго сохраняться им позволяет сорбиновая кислота, которая сейчас широко применяется как безвредный консервант. А у садовой рябины яблочки достигают размеров сливы.
Ученик. Говоря о деревьях, хочется вспомнить и липу. Она издавна прославилась как “медовое дерево”: липовый мёд считается самым полезным и вкусным. С гектара цветущих лип пчёлы собирают до 800 кг мёда. А цветки липы заваривают и пьют затем “липовый чай” – хорошее средство от простуды. Чтобы легче было собирать липовый цвет, в Румынии даже вывели путём прививки карликовую липу (2 метра высотой) и засаживают ею целые плантации. Липовые орешки тоже небесполезны – они съедобны и по вкусу похожи на лесные орехи.
Когда слово “липа” употрeбляют в значении “подделка”, “обман”, вины дерева в этом нет – просто народные мастера в старину вырезали из её древесины не только матрёшек, но и фальшивые царские печати взамен медных. Липовых лесов сейчас в России гораздо меньше, чем пару веков назад, – причиной тому лыко (внутренняя часть коры липы), ради которого деревья обдирали “как липку”. Ради пары лаптей надо было ободрать три пятилетних деревца. А в год каждый русский крестьянин снашивал около 40 пар!
В современных городах липу широко используют для озеленения улиц (она даёт втрое больше кислорода, чем ель), хотя на перекрёстках липовые листья словно “обгорают” от выхлопов автомашин.
Ученик. Мир цветковых растений удивителен. О многих из них сложены легенды и предания. “Сидит на палочке в красной рубашечке. Брюшко сыто – камешками набито”- такая загадка есть о плоде шиповника. Впрочем, плоды – это только находящиеся внутри маленькие орешки. А глянцевая мякоть – разросшееся цветоложе. После открытия витаминов люди узнали, что в 100 граммах “ягод” шиповника – около 2 граммов витамина С. Всего 4 грамма свежего шиповника содержат суточную норму витамина С. А в даурском шиповнике витамина С и вовсе невероятное количество – 18%!
Ученик. Цветы сопровождают человека от рождения до cмepти. На Земле произрастают десятки тысяч видов растений. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.
О первый ландыш. Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая дeвcтвeнная нега
В душистой чистоте твоей…
Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Цветущий ландыш – украшение майского леса, и во Франции, например, со времён средневековья в первое воскресенье мая отмечают праздник ландышей, когда молодёжь прикалывает букетики цветов к одежде. Стебелёк ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевёрнутыми горлышками вниз и из каждого кувшинчика льётся тончайший, ни с чем не сравнимый, аромат. Отцветает ландыш и на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго. Вечно молодая, непоседливая, она ни с кем долго не бывает. Мимоходом приласкала весна и ландыш. Но скоро ушла, оставив весенний цветок жаркому лету, И ландыш поник от горя, его лепестки опали и на их месте появились крапинки – слезинки.
А по среднерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать, А там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.
Но не только красотой славен ландыш. Из него получают хорошие сердечные лекарства. Ярко – красными ягодами ландыша в старину крестьянки пользовались как румянами, натирая ими щёки.
Ученик. Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья гoлyбые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы.
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Кто не знает этих строчек, посвящённых колокольчикам? За форму венчика, и вправду напоминающую колокол, их прозвали ещё бубнами, звонцами, звоночками. Украсят они своими синими, розовыми или белыми цветками луга и опушки – значит, наступило лето.
Есть среди колокольчиков и съедобный колокольчик – рапунцель. В пищу идут его корни и листья.
Ученик. Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит. “Стоят на лугу сестрички – золотые глазки, белые реснички”. Загадка конечно, о ромашках. Ее можно считать таким же символом российской природы, как и берёзу. А американская ромашка безлепестная выглядит так, будто на ней уже кто-то погадал, – она лишена “лепестков”. В середине XIX века её ещё показывали в Петербургском ботаническом саду как диковину, а сейчас в России она многочисленнее аптечной ромашки.
Ученик. Люди разводят декоративные растения. Человек не только брал у природы готовые формы, но и создавал новые, до того невиданные.
Иногда – особыми способами выращивания. Так, японцы, начиная с XIV века с помощью подрезки, выращивали миниатюрные деревья. Вековые дубы высотой 20 сантиметров – уменьшенные копии лесных великанов!
Но чаще новые формы создавались с помощью искусственного отбора.
Ботаник Ганс Молиш так писал о комнатных растениях: “В зимнее время, когда снаружи всё будет в снегу и во льду, мы будем среди зимы создавать себе в комнате весну и лето”. Но значение комнатных растений не исчерпывается тем, что они украшают наши жилища. Например, садовая герань, или пеларгония, издавна считались в Европе цветком городской бедноты. Выделяя ароматные вещества, она оздоровляла сырой и нездоровый воздух в жилищах городских ремесленников, снимала усталость, улучшала сон.
О судьбе многих декоративных растений можно написать целые увлекательные повести. Например, тюльпан родом из Средней Азии. Безобидный цветок сумел “опьянить” народ целой страны – Голландии, когда его завезли туда из Турции.
С 1634 года цены на луковицы тюльпанов в Голландии начали стремительно расти. Немецкий исследователь П. Мартин писал: “Голландия, казалось”, сорвалась с цепи. За одну луковицу можно было получить 2500 гульденов. За эту цену по тем временам можно было купить два воза пшеницы, четыре воза сена, четырёх откормленных лошадей, столько же откормленных свиней. Дюжину взрослых овец, четыре бочки пива, две бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, связку платьев и серебряный кубок, что документально подтверждено в ходе тогдашней биржевой операции”.
В редкие сорта тюльпанов вкладывали деньги не только купцы и дворяне. Крестьяне, слуги, все бедняки объединялись в клубы, чтобы купить заветные луковицы. Александр Дюма написал о “тюльпанной лихорадке” роман “Чёрный тюльпан”.
Ученик. Издавна люди подметили у некоторых растений целебные свойства. Правда, было неизвестно, с чем они связаны, и объясняли их магией (потому-то знатоков лечебных трав и сжигали на кострах в древние века как ведьм и колдунов). Для собирания трав ждали особого расположения звёзд, постились перед этим в росе. Читали заклинания.
Человеку было известно, что некоторые растения ядовиты. С незапамятных времён туземцы Южной Америки смазывали стрелы и копья кураре (стрельным ядом). Его получают из растений чилибуха (рвотный орех). В нашей местности можно встретить такие лекарственные растения, как щавель конский, гулявник лекарственный, гравилат городской и другие.
Учитель. Что же объединяет такие разные и в то же время одинаковые растения? (Наличие цветка – органа семенного размножения). Отсюда и пошло название – цветковые.
Однако существует и другое понятие – покрытосеменные.
После цветения образуется плод, в котором находятся семена. У покрытосеменных они развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).
В последнее время количество этих удивительных существ становится всё меньше и меньше. Иной раз бывает: попадутся нам на глаза цветы – спешим сорвать их. Отправимся дальше, а на поляне ещё цветы. Кажется, красивее прежних. Сорвём и их. Вспомните, какие “снопы” лесных и луговых цветов везут в электричках люди, возвращаясь с дач, из леса. Хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу!
Хочется закончить урок словами:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю
Лететь в одном полёте,
Давайте сохраним
Ромашку на лугу
Кувшинку на реке.
Н. Старшинов.
Комментарии:
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
02 12 2025 23:14:58
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
01 12 2025 15:37:43
Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....
30 11 2025 3:49:10
Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....
29 11 2025 10:24:50
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
28 11 2025 23:49:40
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
27 11 2025 7:37:15
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
26 11 2025 7:16:23
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
25 11 2025 13:52:31
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
24 11 2025 2:35:30
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению.
На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
23 11 2025 16:21:50
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
22 11 2025 2:56:27
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
21 11 2025 6:18:35
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
20 11 2025 22:51:43
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
19 11 2025 17:54:15
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
18 11 2025 18:44:56
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
17 11 2025 6:20:25
Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....
16 11 2025 16:17:54
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
15 11 2025 16:31:20
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
14 11 2025 0:31:41
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
13 11 2025 3:22:35
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
12 11 2025 8:17:57
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
11 11 2025 8:25:49
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
10 11 2025 1:55:28
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....
09 11 2025 14:20:20
Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
08 11 2025 20:46:43
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
07 11 2025 19:33:15
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
06 11 2025 0:48:56
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
05 11 2025 12:10:29
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
04 11 2025 9:35:59
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
03 11 2025 21:53:25
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
02 11 2025 8:47:53
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
01 11 2025 21:26:13
Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....
31 10 2025 3:42:10
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
30 10 2025 2:55:30
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
29 10 2025 11:33:21
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
28 10 2025 11:10:18
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
27 10 2025 16:22:57
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
26 10 2025 20:25:46
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
25 10 2025 18:25:53
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
...
24 10 2025 21:26:35
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
23 10 2025 13:44:12
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии.
...
22 10 2025 5:58:42
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
21 10 2025 3:23:28
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
20 10 2025 6:18:13
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
19 10 2025 2:22:55
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
18 10 2025 21:54:47
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
17 10 2025 10:13:42
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
16 10 2025 8:36:10
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
15 10 2025 1:22:55
Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....
14 10 2025 14:34:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




