Урок на тему "Цветковые растения" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок на тему "Цветковые растения"


    Урок на тему "Цветковые растения"

Цель урока:

  • Раскрыть многообразие цветковых растений.
  • Указать их роль в природе и жизни человека.

Учитель. Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки…это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.

То берёзка, то рябина,
Куст paкиты над рекой,
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой?
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад!

Ученик. Цветковые растения сопровождают человека от рождения до cмepти. Они – символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный цветком жизни, установлен под Санкт – Петербургом – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15-метровом стeбле, написано: “Пусть всегда будет солнце!”

На Земле произрастают десятки тысяч видов растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветковым растениям. Мы так сроднились с ними, что даже не задумываемся порой, сколь удивительными и совершенными творениями природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чём- то своём.

Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты.

Ещё за 3 тысячи лет до н.э. садовники Египта и Сирии разводили розы, маки. Ландыши. Когда в XV веке была вскрыта гробница египетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и казалось, они сохранили свой аромат.

Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви молодой вдовы к умершему супругу.

Учитель. Цветковые растения – самая молодая и в то же время самая многочисленная группа. Она включает около 250 тыс. видов. Произрастающих во всех климатических зонах: от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амaзoнки.

Они растут в воде (элодея) и в безводных пустынях (верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Одни из цветковых растений живут очень недолго, всего несколько месяцев. Например, мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.

По продолжительности жизни все цветковые растения можно разделить на:

- однолетние – это растения, которые весной развиваются из семян, образуют плоды с семенами и после отмирают. К таким растениям относятся: фиалка, левкой, просо, пшеница и другие.

- двулетние – это растения, которые живут почти два года. На первый год у них развиваются корни, стeбли и листья. На второй год эти растения (свёкла, редька, капуста) дают новые побеги, цветут, после чего образуются плоды с семенами, а к осени отмирают.

- многолетние – растения – долгожители, у большинства из них надземные части осенью отмирают, а весной развиваются заново.

Растения отличаются и размерами. Среди них можно встретить карлики (ряска) и гиганты. Самое высокое дерево на свете – австралийский царский эвкалипт – достигло высоты 152 метра. Его назвали отцом леса.

Как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трёх групп: деревья, кустарники и травы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Ученик. Жизнь первых людей была тесно связана с деревьями, с лесом. Русь – страна бескрайних лесов. Лес эстетически воздействовал на русского человека. В русских народных песнях много нежных и добрых слов обращено к “зелёной дубравушке”, “белой берёзоньке”, “кудрявой рябинушке”

Дуб

О дубе вспоминают, когда надо сказать о чём-то прочном, долговечном, могучем. Древнеримский учёный Плиний считал вековые дубы одним из чудес света, по возрасту равным Вселенной. На Украине, в селе Верхняя Хортица на Днепре, растёт 800-летний дуб, под которым, по преданию, запорожские казаки писали своё знаменитое письмо турецкому султану. А самым старым в мире считается дуб из литовского посёлка Стелмухи – “Стелмужский старик”, которому 2000 лет. В высоту дубы иногда достигают 40 метров.

В доисторические времена почти половину лесов Европы составляли дубравы. Человек лихо расправлялся с этим замечательным деревом. Сначала он вырубал и сжигал его, освобождая землю под пашни, а затем рубил на дрова и строительные материалы. Дуб, на свою беду, отлично годился и на то, и на другое. Итог печален – дубов стало в десятки раз меньше (около 3 % всех лесов Европы).

Неторопливо распускает дуб листья – иногда лишь к началу июня.

Жёлуди, плоды дуба, сидят в специальных “рюмочках” – плюсках. Желудями любят лакомиться кабаны и домашние свиньи, так что уже в средние века люди пасли в дубравах многочисленные стада свиней. В желудях содержится до 40 % крахмала, и в европейских лесах лепёшки из желудёвой муки были первым хлебом для людей, ещё не знавших земледелия.

Само родство слов показывает нам, что в коре и древесине дуба много дубильных веществ. С глубокой старины шкуры и кожи, мешки и верёвки вымачивают с добавлением коры дуба. Вяжущие средства из дубовой коры помогают при различных воспалениях, болях в желудке.

Попав на дно реки, ствол дуба начинает впитывать в себя растворённое в воде железо. За века он становится совершенно чёрным. Получается знаменитый мореный дуб, твёрдый и очень тяжёлый, пропитанный металлом. Хороша сделанная из него мебель.

Ученик.

Береза

Кроме берёзы, природа ни одно дерево не наделила такой замечательной корой белого цвета. Встретить берёзу можно во всех странах, а в России – почти повсюду, вплоть до самых северных районов.

Многие народы почитали берёзу как священное дерево. По якутским поверьям, в старых берёзах обитает мудрая пожилая женщина – Хозяйка земли. Весной якуты увешивали такие деревья подарками Хозяйке земли, чтобы она пробудила природу от зимнего сна.

Берёзу любили не только за её красоту. В старинной русской песне говорится о “делах” этого дерева:

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

Сегодня некоторые из этих “дел” малопонятны. Почему, например, “мир освещать”? Не все знают, что основным светильником на Руси столетиями были берёзовые лучины. Преимущество их заключалось в том, что они могли долго гореть почти без копоти и искр. Дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телег и тарантасов, чтобы они хорошо вращались и не скрипели. Целебные их свойства очень разнообразны: помогают они при болезни почек, печени, лёгких. Ну а то. Что чистоту наводят берёзовыми мётлами и вениками, понятно каждому (и в бане ароматный берёзовый веник очень даже полезен).

“Белый берёзовый плащ” нужен был для разных целей. Жители Новгородской республики писали на берёсте (берёзовой коре), и их берестяные грамоты дошли до нас целыми, пробыв под землёй с XI-XV веков. Из берёсты плели лапти, корзины, а сейчас делают сувениры.

Наконец, главная ценность берёзы – древесина. Прочная, красивая. Особенно хорош рисунок древесины у “карельской берёзы” – из неё изготавливают самые дорогие изделия (мебель, шкатулки и т.д.). Сжигая берёзовую древесину, получают активированный уголь – он хорошо впитывает разные вредные вещества. Им засыпают коробки противогазов, его принимают при отравлениях.

Но, кроме всего названного и чисто пpaктической пользы, надо вспомнить ещё бесчисленное количество стихов, песен, картин и музыкальных произведений, написанных в честь этого растения. В России берёза стала настоящим национальным символом.

Ученик.

Рябина

Красные яблочки дикой рябины – украшение зимнего леса. Долго сохраняться им позволяет сорбиновая кислота, которая сейчас широко применяется как безвредный консервант. А у садовой рябины яблочки достигают размеров сливы.

 Ученик. Говоря о деревьях, хочется вспомнить и липу. Она издавна прославилась как “медовое дерево”: липовый мёд считается самым полезным и вкусным. С гектара цветущих лип пчёлы собирают до 800 кг мёда. А цветки липы заваривают и пьют затем “липовый чай” – хорошее средство от простуды. Чтобы легче было собирать липовый цвет, в Румынии даже вывели путём прививки карликовую липу (2 метра высотой) и засаживают ею целые плантации. Липовые орешки тоже небесполезны – они съедобны и по вкусу похожи на лесные орехи.

Когда слово “липа” употрeбляют в значении “подделка”, “обман”, вины дерева в этом нет – просто народные мастера в старину вырезали из её древесины не только матрёшек, но и фальшивые царские печати взамен медных. Липовых лесов сейчас в России гораздо меньше, чем пару веков назад, – причиной тому лыко (внутренняя часть коры липы), ради которого деревья обдирали “как липку”. Ради пары лаптей надо было ободрать три пятилетних деревца. А в год каждый русский крестьянин снашивал около 40 пар!

В современных городах липу широко используют для озеленения улиц (она даёт втрое больше кислорода, чем ель), хотя на перекрёстках липовые листья словно “обгорают” от выхлопов автомашин.

Ученик. Мир цветковых растений удивителен. О многих из них сложены легенды и предания. “Сидит на палочке в красной рубашечке. Брюшко сыто – камешками набито”- такая загадка есть о плоде шиповника. Впрочем, плоды – это только находящиеся внутри маленькие орешки. А глянцевая мякоть – разросшееся цветоложе. После открытия витаминов люди узнали, что в 100 граммах “ягод” шиповника – около 2 граммов витамина С. Всего 4 грамма свежего шиповника содержат суточную норму витамина С. А в даурском шиповнике витамина С и вовсе невероятное количество – 18%!

Ученик. Цветы сопровождают человека от рождения до cмepти. На Земле произрастают десятки тысяч видов растений. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются.

О первый ландыш. Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая дeвcтвeнная нега
В душистой чистоте твоей…

Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Цветущий ландыш – украшение майского леса, и во Франции, например, со времён средневековья в первое воскресенье мая отмечают праздник ландышей, когда молодёжь прикалывает букетики цветов к одежде. Стебелёк ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевёрнутыми горлышками вниз и из каждого кувшинчика льётся тончайший, ни с чем не сравнимый, аромат. Отцветает ландыш и на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго. Вечно молодая, непоседливая, она ни с кем долго не бывает. Мимоходом приласкала весна и ландыш. Но скоро ушла, оставив весенний цветок жаркому лету, И ландыш поник от горя, его лепестки опали и на их месте появились крапинки – слезинки.

А по среднерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать, А там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.

Но не только красотой славен ландыш. Из него получают хорошие сердечные лекарства. Ярко – красными ягодами ландыша в старину крестьянки пользовались как румянами, натирая ими щёки.

Ученик. Вы идёте по летнему лугу и видите среди разнотравья гoлyбые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы.

И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Кто не знает этих строчек, посвящённых колокольчикам? За форму венчика, и вправду напоминающую колокол, их прозвали ещё бубнами, звонцами, звоночками. Украсят они своими синими, розовыми или белыми цветками луга и опушки – значит, наступило лето.

Есть среди колокольчиков и съедобный колокольчик – рапунцель. В пищу идут его корни и листья.

Ученик. Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который всё видит. “Стоят на лугу сестрички – золотые глазки, белые реснички”. Загадка конечно, о ромашках. Ее можно считать таким же символом российской природы, как и берёзу. А американская ромашка безлепестная выглядит так, будто на ней уже кто-то погадал, – она лишена “лепестков”. В середине XIX века её ещё показывали в Петербургском ботаническом саду как диковину, а сейчас в России она многочисленнее аптечной ромашки.

Ученик. Люди разводят декоративные растения. Человек не только брал у природы готовые формы, но и создавал новые, до того невиданные.

Иногда – особыми способами выращивания. Так, японцы, начиная с XIV века с помощью подрезки, выращивали миниатюрные деревья. Вековые дубы высотой 20 сантиметров – уменьшенные копии лесных великанов!

Но чаще новые формы создавались с помощью искусственного отбора.

Ботаник Ганс Молиш так писал о комнатных растениях: “В зимнее время, когда снаружи всё будет в снегу и во льду, мы будем среди зимы создавать себе в комнате весну и лето”. Но значение комнатных растений не исчерпывается тем, что они украшают наши жилища. Например, садовая герань, или пеларгония, издавна считались в Европе цветком городской бедноты. Выделяя ароматные вещества, она оздоровляла сырой и нездоровый воздух в жилищах городских ремесленников, снимала усталость, улучшала сон.

О судьбе многих декоративных растений можно написать целые увлекательные повести. Например, тюльпан родом из Средней Азии. Безобидный цветок сумел “опьянить” народ целой страны – Голландии, когда его завезли туда из Турции.

С 1634 года цены на луковицы тюльпанов в Голландии начали стремительно расти. Немецкий исследователь П. Мартин писал: “Голландия, казалось”, сорвалась с цепи. За одну луковицу можно было получить 2500 гульденов. За эту цену по тем временам можно было купить два воза пшеницы, четыре воза сена, четырёх откормленных лошадей, столько же откормленных свиней. Дюжину взрослых овец, четыре бочки пива, две бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, связку платьев и серебряный кубок, что документально подтверждено в ходе тогдашней биржевой операции”.

В редкие сорта тюльпанов вкладывали деньги не только купцы и дворяне. Крестьяне, слуги, все бедняки объединялись в клубы, чтобы купить заветные луковицы. Александр Дюма написал о “тюльпанной лихорадке” роман “Чёрный тюльпан”.

Ученик. Издавна люди подметили у некоторых растений целебные свойства. Правда, было неизвестно, с чем они связаны, и объясняли их магией (потому-то знатоков лечебных трав и сжигали на кострах в древние века как ведьм и колдунов). Для собирания трав ждали особого расположения звёзд, постились перед этим в росе. Читали заклинания.

Человеку было известно, что некоторые растения ядовиты. С незапамятных времён туземцы Южной Америки смазывали стрелы и копья кураре (стрельным ядом). Его получают из растений чилибуха (рвотный орех). В нашей местности можно встретить такие лекарственные растения, как щавель конский, гулявник лекарственный, гравилат городской и другие.

Учитель. Что же объединяет такие разные и в то же время одинаковые растения? (Наличие цветка – органа семенного размножения). Отсюда и пошло название – цветковые.

Однако существует и другое понятие – покрытосеменные.

После цветения образуется плод, в котором находятся семена. У покрытосеменных они развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).

В последнее время количество этих удивительных существ становится всё меньше и меньше. Иной раз бывает: попадутся нам на глаза цветы – спешим сорвать их. Отправимся дальше, а на поляне ещё цветы. Кажется, красивее прежних. Сорвём и их. Вспомните, какие “снопы” лесных и луговых цветов везут в электричках люди, возвращаясь с дач, из леса. Хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу!

Хочется закончить урок словами:

Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю
Лететь в одном полёте,
Давайте сохраним
Ромашку на лугу
Кувшинку на реке.

Н. Старшинов.



Комментарии:

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

30 11 2025 0:46:17

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод

Отряд двукрылые: комнатная муха и овод К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....

29 11 2025 5:13:21

Заключительный урок по теме "Корень"


    Заключительный урок по теме "Корень"

      Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

28 11 2025 6:25:37

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

27 11 2025 10:11:45

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»


    Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

      Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

26 11 2025 12:28:35

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

25 11 2025 13:56:23

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

24 11 2025 13:10:15

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

23 11 2025 6:24:46

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

22 11 2025 15:35:23

Мини-проект "Кожа"


    Мини-проект "Кожа"

      Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

21 11 2025 13:20:51

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

20 11 2025 14:31:50

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"


    Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

      Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

19 11 2025 12:28:16

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

18 11 2025 4:59:24

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

17 11 2025 12:49:23

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

16 11 2025 6:13:21

Использование электронного микроскопа на уроках биологии


    Использование электронного микроскопа на уроках биологии

      Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

15 11 2025 18:26:52

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

14 11 2025 7:25:20

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

13 11 2025 4:44:31

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус человека. Строение вкусового анализатора Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

12 11 2025 8:57:24

Воспитание экологической культуры посредством краеведческого подхода

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....

11 11 2025 22:18:41

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

10 11 2025 1:45:32

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

09 11 2025 16:35:41

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

08 11 2025 13:39:19

Интегрированный урок "Необыкновенное вещество"

Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....

07 11 2025 22:14:35

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

06 11 2025 6:53:41

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

05 11 2025 6:17:44

Развивающее занятие на тему "Насекомые"


    Развивающее занятие на тему "Насекомые"

      У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

04 11 2025 9:55:46

Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"


    Программа элективного курса для 10-го класса "Глобальные экологические проблемы современности"

      В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...

03 11 2025 1:45:52

Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....

02 11 2025 21:34:36

Главные направления прогрессивной эволюции

Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...

01 11 2025 12:34:39

Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"


    Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"

      Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...

31 10 2025 5:44:32

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

30 10 2025 16:54:12

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

29 10 2025 23:57:46

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

28 10 2025 9:23:10

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

27 10 2025 14:57:11

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение


    Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

      Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

26 10 2025 12:31:58

Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии


    Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

      В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....

25 10 2025 0:30:23

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

24 10 2025 17:19:13

Урок-игра "Робинзон"


    Урок-игра "Робинзон"

      Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...

23 10 2025 13:26:44

Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"


    Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....

22 10 2025 2:38:43

Строение и систематика млекопитающих

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....

21 10 2025 4:56:41

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

20 10 2025 18:31:45

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

19 10 2025 23:30:27

Тип члeнистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

18 10 2025 6:59:56

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

17 10 2025 2:53:58

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

16 10 2025 16:10:31

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

15 10 2025 15:34:16

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

14 10 2025 4:31:37

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

13 10 2025 14:39:11

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

12 10 2025 0:46:51

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::