Лаборатория фитоинвазий    

Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

Современный образовательный процесс претерпевает изменения в связи с небывалыми темпами развития научно-технической сферы, изменением образовательных программ, уменьшением количества времени на изучение отдельных дисциплин в т.ч. биологии. Учащиеся же, развиваясь по неизменным физиологическим законам, не всегда успевают постичь тот объем необходимой им информации, не умеют отделить главное от второстепенного.

Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные) мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку.

На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, применяю уже давно известную всем форму работы “Лекторскую группу”, но в обновленном варианте.

В роли лекторов непременно выступают ученики 9–10-х классов, а не взрослые – учителя, что, безусловно, обостряет интерес слушателей.

Предлагаю Вашему вниманию материалы для работы лекторской группы по профилактике табакокурения для учеников 2–6-х классов “Дело табак”.

Подбор теоретического материала можно предложить старшеклассникам для самостоятельной работы, можно использовать представленный ниже. Объем излагаемого материала варьируется в зависимости от возраста слушателей.

Содержание работы лекторской группы
“Дело – табак”

Цель: провести просветительскую работу среди учеников 2–6-х классов о вреде табакокурения.

Задачи:

  • познакомить слушателей с историческими “корнями” явления курения табака;
  • познакомить слушателей с основными компонентами табачного дыма и наглядно показать некоторые составляющие;
  • в ходе проблемной беседы, заставить слушателей самостоятельно озвучить отрицательные моменты, связанные с курением табака;
  • познакомить с последствиями курения табака для организма.

Оборудование и материалы: презентация “Дело – табак”, мультимедиа установка, установка для иллюстрации процесса курения.

Ход лекции

Этапы лекции

Сопровождение и оборудование

1. Вступительное слово учителя о цели сегодняшней встречи.

Слайды 2, 3 презентации

2. Табак, как растение.

ТАБАК (Nicotiana L). Семейство пасленовые (Solanaceae). Распространен в основном в тропической зоне Южной Америки и на островах Тихого океана. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России — в южных районах. Род насчитывает около 66видов. Многолетние травянистые растения, реже полукустарники или кустарники. В культуре в основном используют: Табак крылатый крупноцветковый— многолетник, выращиваемый как летник, родом из Юго-Восточной Бразилии.

  • Куст прямостоячий, ветвящийся, высотой 80—150 см.
  • Корни шнуровидные, ветвящиеся, к концу вегетации при основании разрастаются в толстое мясистое корневище.
  • Листья крупные, удлиненно-овальные, покрыты, как и стебли, железистыми волосками, выделяющими клейкое вещество с неприятным запахом.
  • Цветки душистые из 5 лепестков, сросшихся при основании в узкую длинную трубку, зеленоватые, желтые, розовые, собраны на конце побега в метельчатое соцветие. Цветки на день закрываются.
  • Табак тепло- и влаголюбив, выносит полутень, предпочитает суглинистые, богатые гумусом почвы.
  • Размножают посевом семян в грунт или в апреле в парники.
  • Густые всходы пикируют в ящики с последующей посадкой в цветники.

Сортов табака около 70: Вирджиния, Берли, Латакия, Пэрик, Ориенталь, Кентакки.

Табак “Турецкий”

Табак - растение светолюбивое, теплолюбивое и влаголюбивое. Хорошо растет на почве, заправленной органикой. Сеять его для получения семян надо в начале февраля, а для декоративных целей - в конце марта.

Масса его огромна, в высоту он вырастает до 3,5 м, лист до 1 м.

Курильщику, потребляющему пачку сигарет в день, достаточно вырастить 10-12 растений, чтобы обеспечить себя утехой на год.

Применяют табак для борьбы с вредителями растений. Его настой - эффективное средство против тлей, трипсов, медяниц, листоверток, моль, личинок пилильщиков и др. насекомых.

Табак - единственное растение, которое можно применять не только для опрыскивания, но и для опыления и окуривания. Кроме того, на листья табака липнет тля, белокрылка и мошка.

Слайды 4 – 6 презентации

3. История табака.

600-1000 год н.э.- Уаксактун, Гвадемала. Первое графическое изображение курильщика. Найден глиняный сосуд, на нем изображен индеец Майя, курящий свернутые листья табака, перетянутые ниткой. Курение индейцы Майя называли сикар.

Южноамериканские индейцы стали употреблять табак уже в третьем веке до нашей эры. К первому веку до нашей эры табак распространился по всей Северной Америке.

“Древний” табак был гораздо крепче нынешнего и в большом количестве мог вызвать наркотическое опьянение. Это и стало практическим основанием веры индейских шаманов в то, что в листьях табака “спят духи”. По мнению шаманов, духов в случае надобности можно было разбудить.

Будили их по-разному. Вот первый способ, Дикий табак сушили и сворачивали в примитивные “сигары”, которые затем курили, занимаясь своеобразной медитацией, пытаясь увидеть духов, чтобы попросить их о помощи. Другой способ был “мокрым”: шаманы некоторых племен, например монтанья и хиваро, заваривали или замачивали табак в воде, а затем пили.

Индейские шаманы стали первыми применять табак при лечении многих недугов: больных клали на высокое ложе и ставили перед ними сосуды с тлеющим табаком. Табачные листья накладывали на раны, чтобы духи “выпили” болезнь.

Хотя курили табак, вероятно, все племена, не все занимались его разведением. Например, кри и команчи выменивали его у других, считая табак священным растением, которое нельзя срезать. Они полагали, что на тех, кто его срежет, обрушится гнев духов, но курить уже срезанный табак можно и нужно.

Стоит отметить, что индейцы курили по любому поводу - даже при совершении сделок и договоров: давший слово во время курения не сможет его нарушить: за этим проследят духи. Когда же кому-то, мужчине или женщине, была нужна помощь - например, по случаю пропажи вещей или болезни, нуждающийся посылал трубку с табаком шаману. Если все было сделано правильно, шаман не мог ему отказать и проводил церемонию, призванную избавить страдающего от несчастий.

За понюшку табака Европейская история табака началась в 1492 году и неразрывно связана с именем Христофора Колумба. Когда он после многомесячного плавания высадился на один из островов Карибского моря, то среди прочих диковинок обнаружил, что аборигены курят какие-то свернутые листья, что, вероятно, отдаленно напоминало современные сигары. Спутник Колумба Роберт Пэйн заинтересовался табаком и в 1497 году, во время второго путешествия к берегам Америки, написал целый отчет об этом растении и его употреблении.

Капитан одного из судов эскадры Колумба Родриго де Херес не только решил попробовать дым, который “пили” индейцы, но и захватил листья табака с собой. По возвращении на родину за попытку продемонстрировать свое умение он получил три года тюрьмы. Против табака резко выступила Церковь и. в частности, Инквизиция, немедля объявив табак “дьявольским искушением”.

Этот факт, в свою очередь, после распространения табака по Европе и спровоцировал его использование чернокнижниками и ведьмами, наряду с белладонной, для наведения порчи.

В Россию табак вместе со слухами о его “нечистости” завезли английские купцы при Иване Грозном. На Руси были весьма эксцентричные “табачные” суеверия. Например, ямщики отказывались везти барышню с кошкой, уверяя, что от кошки лошади худеют; а от табака, напротив, как думали извозчики, лошади добреют, и потому табак был для них желанным грузом. В России курение вначале жестоко преследовалось правительством. Враждебно к нему относилось и духовенство, считая эту привычку Грехом. Большую роль играла и опасность многочисленных пожаров, возникавших в связи с табакокурением.

Царь Михаил Романов к курению табака относился сурово: в1634 году после одного пожара, возникшего вследствие неосторожного курения, Михаил издал приказ, в котором угрожал, что курильщиков будут на первый раз шестьюдесятью палочными ударами по подошвам, а во второй раз будут обрезать нос.

Наказание за употребление табака введено в Уложение 1649 г. сыном Михаила, Алексеем Романовым. По уложению, царь велит пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом на козле до тех пор, пока не признается, откуда табак достал. Торговцам табаком велено “пороть ноздри, резать носы” и ссылать в дальние города. Ввиду того, что распространение табака в России росло, несмотря на такие меры борьбы с курильщиками, царь Алексей запретил ввоз табака в пределы Московского государства, однако англичане контрабандой ввозили табак через Архангельск.

Петр I, который сам был курильщиком, получив эту привычку в Голландии, 1697 г. снял все запреты на табак и разрешил свободное курение и продажу табака, введя пошлину и акциз в пользу казны. Во время путешествия в Англию Петр I предоставил группе английских капиталистов монополию на торговлю табаком в России. С тех пор употребление табака в нашей стране стало быстро распространяться.

Основной причиной столь стремительного распространения заморской новинки стало ошибочное убеждение тогдашних тогдашних светил в целебных свойствах табака.

Слайды 7 – 10 презентации

4. Постановка опыта по иллюстрации некоторых компонентов табачного дыма, оседающих в легких. Итоги опыта обсуждаются после 5 этапа лекции. Ученикам предлагается понюхать желтый налет, образовавшийся на блюдце, потрогать его и убедиться, что это вещество напоминает смолу.

Пластиковая бутылка с трубкой, вмонтированной в пробку, сигарета с фильтром, белое фаянсовое блюдце для сбора табачного дыма

5. Состав табачного дыма.

В табачном дыме обнаружено до 5000 самых различных компонентов и их соединений, 30 из которых относятся к разряду натуральных ядов. Табачный дым сложная физико-химическая система, состоящая их твердой газовой фаз. Твердая фаза состоит из частиц сажи. Химический состав табачного дыма зависит от качества изделий – дым сигареты, прошедшей через фильтры, содержит меньше смолы (ацетатные – на 30-50%, бумажные – на 10-20%) и никотина (на25-30%). В газовую фазу дыма при температуре сигареты 700-800 градусов переходят окись углерода, альдегиды, эфиры, спирты, фенолы, амины, никотин, пиперидин, пиридин, пиррол, хинолин, уксусная и муравьиная кислоты, акролеин, полифенолы, окислы азота, аммиак, сероводород, мышьяк, никель, хром, кадмий. Токсичность табака и дыма определяется прежде всего никотином.

НИКОТИН – главный компонент табачного дыма. В малых дозах действует на нервную систему возбуждающе. Относится к сильнодействующим ядам. Сигарета содержит несколько граммов никотина. В дым попадает лишь четвертая часть этого заряда. Когда никотина в сигарете мало, частота и глубина затяжек оказывается большей, и наоборот. С каждой новой затяжкой его концентрация в оставшейся части недокуренной сигареты, а значит, и в очередной порции втягиваемого в себя дыма возрастает. Вот почему не рекомендуется докуривать сигарету до конца и пользоваться бычками.

ОКИСЬ УГЛЕРОДА (УГАРНЫЙ ГАЗ) – поступает в кровь с табачным дымом, вступает в связь с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин, перехватывает инициативу у кислорода. Одна пачка сигарет дает 400 мг этого газа. До 4% (при норме 0,4-1) угарного газа может накапливаться в организме курящего. Смертельной дозой для человека считается концентрация в 16-20 %.

КАНЦЕРОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА – на их долю приходится до 50% всех содержащихся в табачном дыме химических продуктов. Более 1 кг этих веществ накапливается в легких у много и долго курящих. Бензпирен – основной виновник развития раковых заболеваний.

ДЕГТЕОБРАЗНЫЕ СМОЛЫ - также обладают канцерогенными свойствами, вызывают раковые заболевания кожи и других органов. Выкуривая двадцать сигарет за день, человек вводит в себя до одного грамма табачного дегтя, который в основном оседает в легких.

РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА – изотопы свинца, висмута, калия, полония. При выкуривании одной пачки сигарет человек получает дозу радиации в 7 раз большую той дозы, которая Международным соглашением по защите от радиации признана предельно допустимой. Нужно учесть то, что в организм попадают и радиоактивные частицы изотопов свинца-210 и висмута-210, то общая доза получаемая человеком радиации возрастает до 100 рад. Крайне ядовитым признан полоний-210, подсчитано: в бронхах, а также в моче курящих количество полония-210 в 6-7 раз больше, чем у некурящих.

В последнее время ученые обнаружили высокую токсичность тех компонентов табачного дыма, которые до этого считались второстепенными: СОЕДИНЕНИЯ АЗОТА, МЕТАЛЛ КАДМИЯ, НИКЕЛЬ, МЕТАЛЛЫ ЖЕЛЕЗО, ХРОМ, ЦИНК легко вступают в химическую связь с другими компонентами, в результате чего их токсичность возрастает.

Не мало важным будет привести примеры использования некоторых веществ человеком в собственной деятельности:

ФЕНОЛЫ – очистка нефтяных смазочных масел.

АМИНЫ – имеют важное промышленное значение.

СЕРОВОДОРОД – при его вдыхании, даже в малых количествах, происходит отравление организма.

УКСУСНАЯ КИСЛОТА – используется человеком в пищевой и технической промышленности.

ХРОМ – используют для протравы поверхности перед покраской.

КАДМИЙ – при изготовлении проводов, входит в состав сплавов, соединения очень ядовиты.

АЛЬДЕГИДЫ – применяются для дезинфекции, протравления семян перед посевом, в лакокрасочной промышленности, производстве искусственного волокна.

ЭФИРЫ – используется человеком как растворитель, также входит в состав бензина.

СПИРТЫ – используют для изготовления динамитов, в производстве синтетического волокна.

Интересные факты:

- Старая истина гласит: один порок ведет к другому; токсичные свойства компонентов табачного дыма усугубляет алкоголь; он выступает в роли растворителя, расщепляя табачные соединения, высвобождает из них яды в чистом виде и прокладывает им дорогу в кровеносные сосуды.

- В момент затяжки дымом сигареты температура на её конце достигает 60 градусов и выше.

- Выкуривание одной сигареты эквивалентно равно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

- Лабораторные анализы показывают, что токсичные элементы табачного дыма разрушают ряд витаминов, жизненно необходимых; так, лишь одна выкуренная сигарета нейтрализует до 25 мг аскорбиновой кислоты (витамина С); примерно такое же его количество содержится в одном апельсине.

- В Швеции был создан робот под названием “курящий Сэм”. Этот “молодой человек” имеет стеклянные легкие. “Сэму” вставляли в рот сигарету, и он жадно начинал затягиваться. Зрители воочию убеждались, как в легких этого робота все больше и больше осаждаются никотин, смолистые продукты и другие вещества. “Курящий Сэм” неизменно производил весьма сильное впечатление на посетителей, особенно школьников. Такая “санпросветработа” чрезвычайно эффективна.

Слайд 11 презентации

6.Человек считает себя разумным существом.

Слайд 12

7. Что же заставляет человека вдыхать табачный дым?

Беседа со слушателями, в процессе которой слева от аудитории встают те, кто называет положительные стороны курения. Справа = те, кто называет отрицательные стороны. Учитель или лектор (в зависимости от возраста слушателей) направляет ход беседы.

Итогами беседы является подсчет количества сторонников и противников курения.

Слайд 13

8. А Вы знаете, что…

Комментарии к содержанию слайдов.

Слайды 14 - 16

9. Последний слайд не комментируется.

Слайд 17

В подобной форме проводится работа по профилактике гельминтозов (заражению паразитическими червями) “Мойте руки перед едой”, гиподинамии, нарушению осанки “Движение – жизнь”, освещение вопросов правильного ухода за зубами “Нам не страшен Ка-ри-ес”.

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются Ц О Р Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе " Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к Е Г Э....

25 11 2020 5:42:19

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

24 11 2020 4:33:36

Тест для тематического контроля по теме "Тип Членистоногие"

В работе представлен тест для тематического контроля по теме « Тип Членистоногие», ориентированный на использование по У М К Сонина Н. И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

23 11 2020 14:25:18

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

22 11 2020 12:43:31

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

21 11 2020 16:39:52

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

20 11 2020 20:53:51

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

Элементы А С О на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов А С О при изучении темы « Побег. Строение и значение побега»....

19 11 2020 6:12:25

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

Урок по теме " Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

18 11 2020 21:50:21

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

17 11 2020 11:58:33

Экологический учебный проект "Райский сад"

Выполненный педагогом и школьниками экологический проект " Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и практические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

16 11 2020 2:30:48

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

15 11 2020 3:13:19

Мир бактерий

Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В. В. Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

14 11 2020 23:43:27

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

13 11 2020 14:57:32

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

12 11 2020 3:14:34

Сны и сновидения. 8-й класс

В уроке по биологии на тему « Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

11 11 2020 15:50:27

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

10 11 2020 16:24:38

Яйцеклетки и сперматозоиды. Строение и развитие половых клеток

Созревание и развитие половых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в половых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а сперматозоиды — в яичках....

09 11 2020 17:16:51

Внеклассное занятие "Не допустить беды"

Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

08 11 2020 3:42:18

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

07 11 2020 11:36:30

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

06 11 2020 10:41:54

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

05 11 2020 22:34:22

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

04 11 2020 7:18:40

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: " Опорно-двигательная система", " Пищеварение", " Кровь и кровообращение", " Дыхание", " Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра»....

03 11 2020 4:45:22

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на практике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

02 11 2020 21:26:26

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

01 11 2020 0:24:27

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

31 10 2020 13:42:32

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

30 10 2020 15:36:11

Самостоятельная работа на уроках биологии

Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

29 10 2020 5:27:26

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

28 10 2020 7:16:31

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

27 10 2020 5:54:37

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры « Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

26 10 2020 0:21:39

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

25 10 2020 14:31:49

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

24 10 2020 8:33:21

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

23 10 2020 14:49:29

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

22 10 2020 21:31:58

Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...

21 10 2020 5:24:43

Урок биологии в 6-м классе

Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом " Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

20 10 2020 20:20:19

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

19 10 2020 0:35:33

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности У М К « Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения И К Т....

18 10 2020 12:27:31

Голосеменные растения - размножение и характеристика

Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

17 10 2020 3:32:38

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

16 10 2020 21:22:29

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

15 10 2020 13:17:44

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

14 10 2020 2:32:41

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

13 10 2020 7:18:33

Урок биологии "Биоценоз леса"

Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

12 10 2020 17:35:32

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

11 10 2020 1:56:42

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

10 10 2020 4:16:31

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

09 10 2020 2:21:18

Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"

Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....

08 10 2020 0:18:38

Фауна моего дома

В статье описана роль животных в жизни человека. Характеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

07 10 2020 10:53:39

Обобщающий урок биологии по теме "Тип членистоногие"

Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа членистоногие; определяет место членистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

06 10 2020 12:19:38

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

05 10 2020 1:27:44

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

04 10 2020 3:47:59

Места обитания и внешнее строение млекопитающих

Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....

03 10 2020 13:40:25

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

02 10 2020 1:25:41

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

01 10 2020 9:59:48

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

30 09 2020 9:20:21

Царство Грибы: общая характеристика, строение и размножение

Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

29 09 2020 19:56:28

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

Представлен конспект урока-лаборатории по теме " Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

28 09 2020 6:52:44

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

27 09 2020 0:13:52

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы « Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о практическом использовании живых организмов....

26 09 2020 3:55:48

Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)

На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование И К Т-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....

25 09 2020 12:36:31

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

Обобщающий урок в 7-м классе ( У М К В. В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

24 09 2020 4:59:35

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

23 09 2020 14:15:27

Секреты взрослеющей девочки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться менструаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

22 09 2020 12:34:56

Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"

В статье представлена разработка урока по теме " Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...

21 09 2020 10:19:48

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

20 09 2020 16:19:24

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта Глобал Лаб « Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

19 09 2020 16:52:37

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

18 09 2020 2:26:39

День биологического многообразия

Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из геймов. В каждом гейме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

17 09 2020 17:51:36

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

16 09 2020 16:38:42

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"

Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обрабатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала. ...

15 09 2020 8:38:59

Урок по окружающему миру "Как нам жить"

Урок " Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

14 09 2020 14:41:45

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

Лишайники - особая группа организмов. Учёный К. А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

13 09 2020 13:40:18

Строение живых организмов

Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

12 09 2020 5:48:48

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

11 09 2020 15:51:30

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

10 09 2020 23:56:45

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

09 09 2020 17:24:52

Информационные технологии на уроках биологии

Урок по теме " Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

08 09 2020 2:37:52

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

07 09 2020 13:28:53

Инфекционные болезни и проблемы долголетия

Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

06 09 2020 2:35:33

Среда обитания и внешнее строение земноводных

Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

05 09 2020 13:24:41

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

04 09 2020 15:43:23

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

03 09 2020 14:22:30

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника « Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

02 09 2020 10:58:22

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

01 09 2020 5:21:57

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Половое размножение растений"

Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

31 08 2020 16:55:52

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

30 08 2020 21:42:31

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опорными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

29 08 2020 20:29:33

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

28 08 2020 9:50:48

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

Интеграция тем: « Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

27 08 2020 19:35:26

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

26 08 2020 3:25:14

Технологические карты на уроках биологии

Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме « Основы учения о клетке» (программа: И. Н. Пономарева « Основы общей биологии; учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова « Основы общей биологии», 9-й класс)...

25 08 2020 20:23:16

Сохранение многообразия видов. 11-й класс

Урок разработан для учебника: Сивоглазов В. И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....

24 08 2020 7:20:13

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

23 08 2020 13:11:47

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях Ф Г О С – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

22 08 2020 6:24:43

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

21 08 2020 21:12:40

Надотряд скаты. Строение, размножение, значение для человека

Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....

20 08 2020 10:33:17

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

19 08 2020 1:48:18

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

18 08 2020 16:37:20

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

17 08 2020 18:51:53

Загадки эволюции

Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....

16 08 2020 18:41:47

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

15 08 2020 21:38:13

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

14 08 2020 0:25:14

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А. А. Плешакова « Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

13 08 2020 19:38:18

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся К К О с использованием элементов технологии полного усвоения....

12 08 2020 9:12:14

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

11 08 2020 3:29:52

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

10 08 2020 13:34:34

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

09 08 2020 2:36:55

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

08 08 2020 14:54:21

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

07 08 2020 11:21:21

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

06 08 2020 1:57:36

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

05 08 2020 0:56:25

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

Познавательная игра-викторина " Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

04 08 2020 20:46:13

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (транспирация) и газообмен....

03 08 2020 11:27:55

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

Урок входит в тему « Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

02 08 2020 3:26:27

Занятие "Семена и зародыши"

В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

01 08 2020 4:27:12

Как не надо сдавать экзамен ЕГЭ biologia's Blog

Хочу сегодня поделиться очень важной мыслью, она касается того как не надо сдавать экзамены. Дело в том, что вчера ко мне пришла ученица 11 класса, она недавно получила результаты репетиционного эк…...

31 07 2020 17:39:28

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

30 07 2020 18:32:20

Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов

Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...

29 07 2020 17:17:11

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

28 07 2020 18:16:13

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

27 07 2020 22:46:59

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме « Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

26 07 2020 15:28:14

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

25 07 2020 12:27:31

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

24 07 2020 6:15:54

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

Урок биологии 7-м классе по У М К Н. И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

23 07 2020 20:12:30

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного Н О У по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

22 07 2020 1:12:32

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

21 07 2020 18:44:10

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

20 07 2020 4:58:15

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

19 07 2020 0:55:27

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интерактивные задания. ...

18 07 2020 12:47:42

Изменение питательных веществ в кишечнике

При изучении темы " Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

17 07 2020 14:11:34

Строение клетки

Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

16 07 2020 6:54:56

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стебля". 6-й класс

Урок проводится в разделе изучения темы « Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа « Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа « Внутреннее строение стебля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

15 07 2020 23:29:11

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

14 07 2020 1:49:11

Использование устного народного творчества на уроках биологии

Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

13 07 2020 12:19:50

Урок по теме "Мышцы: строение и функции"

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование И К Т делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....

12 07 2020 18:17:27

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

11 07 2020 20:29:56

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

10 07 2020 3:19:16

Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс

На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....

09 07 2020 6:21:47

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

08 07 2020 14:27:47

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

07 07 2020 16:14:25

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

06 07 2020 10:45:35

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

Урок повторения и обобщения знаний по теме « Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

05 07 2020 18:25:24

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

04 07 2020 22:44:33

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

03 07 2020 6:10:45

Использование ИКТ на уроках биологии

В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме " Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи " Своя игра". ...

02 07 2020 0:18:35

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы " Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

01 07 2020 6:34:12

Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".

Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...

30 06 2020 22:26:59

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра « Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опорно-схематические конспекты....

29 06 2020 19:51:29

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)