Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

Мотивация: сегодня мы проведем интеллектуальную игру, посвященную 15 летнему юбилею заповедника “Хакасский” и 90-летию заповедного дела в России. Вы сможете назвать имя ученого, биолога, орнитолога Хакасии и Сибири, который являлся основателем заповедного дела в Хакасии, автором многочисленных публикаций. Он разpaбатывал программы восстановления исчезающих птиц в республике. Это талантливый ученый, настоящий патриот своей земли и своего дела. Его справедливо и немножко комично называли - “птичий папа”. Если вы уже заинтересовались, предлагаю начать.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1.За семью печатями скрыто имя ученого-орнитолога, одного из инициаторов организации заповедников “Чазы” и “Малый Абакан”. 21 год своей жизни он посвятил делу охраны природы Хакасии.

2.Каждая комaнда принимает участие в 6 конкурсах и выбирает своего лидера, который участвует в заключительном туре игры. Комaнда имеет право помочь своему лидеру, только в том случае, если все три лидера ответили на вопрос неправильно.

3. Лидер, набравший больше всего печатей, отвечает на главный вопрос игры “Кто герой нашей игры?”

Ожидаемые результаты: После сегодняшнего занятия:

1. Вы освоите основы экокультуры, этнокультуры, узнаете, что бережное отношение к родной природе, формирует не только активную гражданскую позицию, но и выpaбатывает ответственное отношение перед последующими поколениями.

2.Вы станете исследователями, научитесь работать с различными источниками информации.

3. Узнаете, какие охраняемые птицы обитают на территории Хакасии.

4.Познакомитесь с биографией известных ученых, посвятивших жизнь науке, и работе по восстановлению и сохранению охраняемых видов птиц.

ВРЕМЯ ИГРЫ ПОШЛО.

ПЕСНЯ: “Твори добро” муз. и сл. А. Медведева

Какие созвездия носят названия птиц? (созвездия Лебедя, Орла, Гoлyбя, Журавля, Райской птицы, Павлина и Феникса)

В игре принимают участие три комaнды, названия свом комaндам вы дадите, если узнаете эти созвездия. (1 комaнда- Орел, вторая- Лебедь, третья- Журавль)

ЗАДАНИЕ 1: О каких птицах рассказывается в этих мифах хакасского народа

Комaнда 1. Прилетев из далеких стран, эта величественная птица начала вить себе гнездо на вершине высокого ветвистого дерева. Крот, рывший землю возле дерева, говорит из своей норы ей: “Это дерево ненадежное, корни у него сгнили”. Но разве царь птица послушается, какого - то слепого крота, ему ли вмешиваться в дела царские. Она свила гнездо на дереве, а самка вывела птенцов. Но однажды сильный ветер повалил дерево и придавил самку с птенцами. Теперь птица поняла слова добродушного Крота, но было поздно. Поэтому до сих пор умные люди говорят так. “ Не оставляй без внимания ничьего совета, не мни себя великим, если хочешь избежать беды” Вопрос: Какие государства поместили на свои гербы орла?

Комaнда 2. Когда-то у девяти творцов - чаянов сильно заболела единственная дочь. Все испробовали, никто не может победить болезнь. Остались одни птицы. Попросили они помочь черного подгрудника. Когда он пошаманил, его богато одарили. По дороге домой его встретил Худай (Бог) и спрашивает: — Помог ли ты дочери чаянов?

~ После того, как меня богато одарили черной одеждой, какое мне дело, что с ней будет. Как услышал это Худай, разгневался и проклял птицу “Да пусть эта птица вечно долбит ствол дерева и этим питается”. А дочери чаянов стало еще хуже, пришлось просить серого подгрудника пошаманить. После того, как он пошаманил, его богато наградили пестрой одеждой, он и отправился восвояси. А по дороге ему встретился Худай, и спросил о здоровье дeвyшки. На что серый подгрудник ответил: “Мне все равно, что с ней будет, меня и так богато одарили ”. Тогда Худай проклял и его со словами: “ Вечно живи на деревьях и питайся там же”. А дочери чаянов становилось еще хуже, и обратились вестники к маленькой степной птахе, которая пела высоко в небе, за помощью. Та долго шаманила и ничего не взяла за это, но сказала такие слова: “Если Худай пожелает, может она и выздоровеет”. С тех пор эту птицу хакасы зовут шаман-птица. Умные люди говорят “ На все воля божья” Делаешь добро, будь добрым до конца. Вопрос: Сколько в году яиц откладывает самка жаворонка?

Комaнда 3: Однажды уставшая после долгой дороги Лягушка кое-как ковыляла домой. “Найти бы чего-нибудь, поесть”, - подумала она и тут же увидела эту длинноногую птицу, которая исполняла чудесный танец.

—В какую сторону ходила Лягушка, почему так отощала?- спросила птица

— Да вот Муравей упал в озеро и попросил меня помочь, говорил, отблагодарит подарком. Пожалела я его и вытащила. А вместо подарка искусали меня Муравьи, одни кости остались. Пожалела птица Лягушку, накормила ее. А Лягушка съела всю пищу птицы, и говорит ей: “А теперь я тебя угощу вкусной пищей, которую ты никогда не ела” Долго ли коротко шли они до озера, а как подошли Лягушка прыг в озеро, и оставила птицу ни с чем. С тех пор Лягушка боится ее, а птица сердится на Лягушку. Как только ее увидит, стремиться поймать, а Лягушка прячется. Умные люди говорят: “Не поступай с другими так, как не хотел, чтобы поступили с тобой” ВОПРОС: Почему журавля красавку так называют?

ЗАДАНИЕ 2. “Правда ли ...”

(По 3 вопроса каждой комaнде)

... Орел могильник разрывает могилы, поэтому его так называют? (нет)

... что степной орел может ложиться на землю и, складывая крылья превращаться в камень? (да)

... что бородач ворует из-под носа пастухов ягнят, за это его прозвали орел-ягнятник? (нет)

... что сокола сапсана называют “гусиным пастухом”, он никогда не бьет гусей? (нет)

... что фламинго может жить на озерах, где концентрация солей так велика, что не может выдержать ни одно животное кроме фламинго? (Дд

... что разорить гнездо аиста, и это принесет несчастье дому, а сам аист может отомстить и поджечь дом? (нет)

... что существует лебединая верность? Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал, он сложил бесстрашно крылья, на землю упал (нет)

... что журавль-красавка назван, так за “бакенбарды” - длинные белые пучки перьев по обеим сторонам головы? (да)

... правда ли, что любовная песня филина похожа на хохот человека, стоны? (да)

... правда ли, что дрофа сильно любит склевывать луковицы чеснока, поэтому вся пропитывается им? (да)

...правда ли, что лебеди перед cмepтью поют красивую песню, полную неизъяснимой тоски? (нет)

...правда ли, что цапля в брачный период надевает свадебный наряд (да)

Все эти птицы внесены в Красную книгу России и Хакасии, а наш герой является одним из авторов Красной книги Хакасии.

ЗАДАНИЕ 3. “Птицу видно по полету” (картины)

(гусь, журавль, орел - беркут)

Среди орлов, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” степной орел, орел-беркут, орел-могильник, большой подорлик, орлан-белохвост. “Редкие хищные птицы, внесенные в Красную книгу Хакасии” - статья нашего героя. Среди лебедей, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” - лебедь-кликун, малый лебедь. Среди гусей - сухонос, серый гусь, пискулька, гуменник. Наш герой- автор статьи “Водоплавающие и околоводные птицы Хакасии”. Среди журавлей, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” - серый журавль, черный журавль, красавка. Наш герой автор книги “Журавли Хакасии”

Когда наш герой учился в технологическом институте Красноярска, часто посещал картинную галерею, очень любил пейзажи а, позднее став ученым, он выпустит книгу “Сердцу милые картины”

ЗАДАНИЕ 4: Перед вами репродукции картин русских художников, дайте им названия. Что описывает художник?

Комaнда 1: Репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами” Художник описал реальные события. Много русских и половецких воинов погибли в том сражении. Торжественность безмолвия не могут нарушить даже орлы. ВОПРОС: Почему художник выбрал именно этих птиц для своей картины? (художник подчеркивает героизм и величие происходящего) Картина вторая В. М. Васнецова “Ковер-самолет” Посмотреть на родную землю можно и с высоты птичьего полета, и летят прочь от невиданной птицы, ковра-самолета, совы - птицы ночи, птицы мудрости.

Картина третья: В.В. Верещагин “Богатый киргиз” Иметь ловчего сокола мог себе позволить только очень богатый человек, потому что стоил он целое состояние. Царь Алексей Михайлович так увлекся приобретением этих птиц, что чуть не опустошил царскую казну. ВОПРОС: Какой сокол изображен на картине?

Комaнда 2: Репродукция картины Михаила Александровича Врубеля “Царевна Лебедь” На картине в образе Царевны Лебеди Врубель изобразил свою жену, певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ее голос, ему показалось, что это голос его души. ВОПРОС: Какое произведение подтолкнуло художника написать эту картину? (музыка П.И. Чайковского к балету “Лебединое озеро”) Звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского “Лебединое озеро” Картина вторая: Рылов “Над морским простором” возвращаются с юга лебеди, летят на Родину, и только на Родине небо гoлyбее, море синее, а берег долгожданнее.

Картина третья: В.М Васнецов “Царевна Лягушка” Лебеди на Руси всегда считались символом красоты и грации “плывет, как лебедушка”, “лебединая шея”. Поэтому художник, изображая лебедей, подчеркивает красоту царевны. Какой богини была символом эта птица?

Комaнда 3: Картина Н. Рериха “ Заморские гости” на картине изображены чайки, которые встречают гостей у родного берега, говорят, что в чаек переселяются души умерших моряков, возможно именно они первыми приветствуют гостей. Какая марка машины названа в честь этой птицы? Картина вторая “Витязь на распутье” В.М. Васнецова витязь напоминает саму Россию, по какому пути ей пойти, чтобы не погибнуть, а черные вороны вьются рядом, предрекая гибель или дальнейшее процветание?

Картина третья: А. Степанов “Журавли летят” Курлычут в небе журавли, и все детские взгляды прикованы к ним. Никто не остается равнодушным, сердце замирает, когда летит журавлиный клин.

Демонстрация картин и гравюр художников Хакасии, на которых изображены птицы.

Наш герой родился в селе Новостройка Аскизского района, а в этом селе жили и русские и хакасы и этнокультурные традиции обоих народов там сохранились до сих пор, но в силу постоянных и тесных контактов с хакасским населением этнокультура приобрела особенные черты.

ЗАДАНИЕ 5: В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами. Назовите некоторые из них.

Комaнда 1: Как назывались дни 17 марта и 15 мая? Почему? (17 марта - Герасим – грачевник). Прилетает первая весенняя птица-грач. Герасим - грачевник грачей пригнал. Увидел грача - весну встречай. Грач на горе - весна на дворе. Считалось, что люди, родившиеся в этот день, особо сильно заботились о своем хозяйстве. 15 мая - соловьиный день. Старые люди примечали: запоет соловей в этот день - с хлебом будешь. А соловей начинает петь, когда с березового листа воды напьется (когда у березы лист настолько развернется, что на нем уместится капелька росы) Среди хакасских народных праздников есть тоже праздники, посвященные птицам: Чыл Пазы, празднование, которого начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки. Если впервые услышишь ее голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: “Мин тохпын”- “Я сыт”, - и кукушка будет обманута. Затем начинался праздничный пир “той”. “Таан-Той”- праздник прилета первых весенних птиц- галок. Когда прилетали первые галки, жители аала высыпали на улицу и окропляли местность айраном. Люди кланялись птицам и произносили: “Элем-Салам таан пичелер!” - “Мир вам, сестры галки”. Дeвoчки хвастались своими успехами в рукоделии, а мальчики успехами в охотничьем деле и присмотром за скотом. Во время этих праздников все ходили друг к другу в гости.

Комaнда 2: Как назывались дни 12 ноября и 1 октября октября Орина - журавлиный лет. Орина дает путь журавлям. Заговаривает ветра, что по птичьим крыльям бьют. Забота у Орины журавлиным ключом вовремя отомкнуть подоблачные пути. Все в деревне спешили в этот день на самое высокое место и кричали журавлиному клину: “Колесом дорога!” Это чтобы птицы вернулись к родным просторам. 12 ноября - синицин день. В этот день прилетали птицы - зимники: синицы, сойки, свиристели “Не велика птичка - синичка, и та свой праздник помнит”, - говорили в народе.

Комaнда 3: Как называются три августовских Спаса? Какие птицы улетают в это время на юг? И день 28 сентября. ( Ласточки улетают три раза в три Спаса 14 августа - Медовый Спас, 19 -Яблочный, 29 - Хлебный или Ореховый. На третий спас в деревне ставили новые колодцы. Ласточки летят, по народному поверью, и вереницей бросаются на прощание в колодезный сруб. С этой поры вода в колодце становится сладкой и чистой. 28 сентября Никита - гусепролет. Гуси летят в отлет. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.

7 апреля - Благовещенье. Дети на Благовещенье бежали на заре на горку, зажав в руке испеченного из теста жаворонка, и кричали: Кулики-жаворонки, летите в одонки. Летите из-за моря, несите здоровья: первое коровье, второе овечье, а третье человечье.

ЗАДАНИЕ 6: На карте Хакасии обозначены охраняемые территории заповедника “Хакасский”, расположите птиц в местах предполагаемого их обитания. “Малый Абакан” - черный гриф, “Улух-Коль”- колпица, “Оглахты” - большой баклан, “БЕЛЕ” краснозобая казарка, озеро “Иткуль” - дрофа, “Подзаплоты” - черный журавль, озеро Шира-огарь, “Заимка Лыковых”-черный аист, “Холл-Богаз”-большой подорлик.

На территории Хакасии 9 изолированных участков:

1. Эта птица – падальщик, никогда не убивает даже умирающих животных, она может сутками ждать их cмepти. В Хакасии встречается только в верховьях реки, где “медведь пролил кровь”.

2. Говорят, что эта птица может “приносить младенцев”, но там, где она встречается в Хакасии, живет одна Агафья Лыкова и без младенцев.

3. Эта птица устраивает дискотеки-танцы на болотах в Орджоникидзевском районе.

4. Эта птица устраивает себе рыбалку на берегу Красноярского водохранилища.

5. Эта птица-туристка проходит пешком до 100км., чтобы в одном из озер Ширинского района испить пресной чистой воды.

6.Эта оранжевая утка любит отдыхать на озере-курорте в Ширинском районе.

7. Это “невзаправдешный” гусь, с короткой шеей, в черном фpaке, в красной водолазке. Он любит глядеть на почти морскую гладь этого озера. Он встречается только в России – реликтовый гусь.

8. Эта птица ничего не жалеет для своих чад, которые буквально вырывают у родителей из горла лакомый кусочек, найденный ими в горько соленом озере, под палящими лучами солнца.

9. Хоть большой, но не орел. Предпочитает облетать окрестности Косинского хребта Батеневского кряжа.

Заповедник Хакасский - степи, горы, луга.
Не природа, а сказка! Как душе дорога.
И травинка любая, и прекрасный олень,
И цветок молочая и ленивый таймень.
Здесь и горы, и степи, и ковыль и сосна,
И на каменных стелах древние письмена.
Рыжий суслик с пригорка юркнул, шустр и упруг,
На задумчивой елке засвистел бурундук.
Над озерною синью чайка машет крылом,
Под зеленой осиной мишка выстроил дом.
Грациозно танцуют на лугу журавли,
Чуткой тенью косуля промелькнула вдали.
Спину гибкую выгнув, ирбис к камню приник...
А про Красную книгу и не знают они...
А.В. Соснина.

Издавна хакасы покланялись священным заповедным местам, холмам, горам, рекам, озерам, степям. Старались не нарушить святость своей земли, соблюдая важнейшие законы природы, черпая силу земли от ее первозданной чистоты. Каждый род, поклоняясь своим природным святыням, верил в тотемы прародителей-рода. Много мифов и легенд сочинил хакасский народ о птицах-тотемах, оберегал и охранял их. Века легенд и сказаний давно миновали, но и сейчас на хакасской земле не мало людей, которые пытаются оберегать и сохранять ее природу. Сотрудники заповедника “Хакасский”, сохраняют уголки живой природы, исчезающие и редкие виды растений и животных. Наш герой внес неоценимый вклад в развитие заповедного дела и разработку программ сохранения редких и исчезающих птиц.

Второй тур

Презентация



Комментарии:

Изучение видовой структуры биоценоза


    Изучение видовой структуры биоценоза

      Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

27 11 2024 21:58:19

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

26 11 2024 9:10:11

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

25 11 2024 9:36:15

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование


    Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

      Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....

24 11 2024 21:53:30

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

      Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

23 11 2024 17:45:58

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

22 11 2024 12:55:45

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

21 11 2024 21:29:13

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

20 11 2024 19:30:19

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

19 11 2024 18:57:45

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

18 11 2024 1:40:45

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

17 11 2024 0:17:24

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

16 11 2024 21:58:36

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

15 11 2024 21:25:16

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

14 11 2024 14:11:49

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

13 11 2024 10:59:58

Творческие задачи по биологии и методы их решения


    Творческие задачи по биологии и методы их решения

      Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

12 11 2024 8:57:35

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

11 11 2024 15:48:34

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

10 11 2024 11:42:54

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

09 11 2024 6:14:14

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

08 11 2024 13:21:19

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"

      Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....

07 11 2024 21:58:13

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

06 11 2024 18:16:58

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

05 11 2024 2:11:13

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

04 11 2024 14:37:44

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

03 11 2024 9:11:40

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

02 11 2024 9:38:59

Урок биологии по теме "Строение клетки"


    Урок биологии по теме "Строение клетки"

      Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...

01 11 2024 9:57:13

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

31 10 2024 9:13:50

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

30 10 2024 20:25:43

"Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"


    "Пpaктические доказательства отрицательного влияния алкоголя на живые объекты для использования на уроках биологии"

      Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....

29 10 2024 12:30:26

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

28 10 2024 10:30:45

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

27 10 2024 6:59:33

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

26 10 2024 17:45:15

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

25 10 2024 0:33:21

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

24 10 2024 14:31:47

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"


    Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

      Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

23 10 2024 12:43:39

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

      Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

22 10 2024 11:17:10

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"


    Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

      Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

21 10 2024 14:16:54

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус человека. Строение вкусового анализатора Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

20 10 2024 21:26:37

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

19 10 2024 11:33:54

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

18 10 2024 13:56:21

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

17 10 2024 13:46:12

Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...

16 10 2024 20:26:17

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

15 10 2024 5:34:41

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

14 10 2024 12:25:52

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

13 10 2024 19:13:37

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

12 10 2024 14:11:57

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

11 10 2024 20:54:59

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4


    Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

10 10 2024 4:33:49

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

09 10 2024 8:40:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::