Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

Мотивация: сегодня мы проведем интеллектуальную игру, посвященную 15 летнему юбилею заповедника “Хакасский” и 90-летию заповедного дела в России. Вы сможете назвать имя ученого, биолога, орнитолога Хакасии и Сибири, который являлся основателем заповедного дела в Хакасии, автором многочисленных публикаций. Он разpaбатывал программы восстановления исчезающих птиц в республике. Это талантливый ученый, настоящий патриот своей земли и своего дела. Его справедливо и немножко комично называли - “птичий папа”. Если вы уже заинтересовались, предлагаю начать.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1.За семью печатями скрыто имя ученого-орнитолога, одного из инициаторов организации заповедников “Чазы” и “Малый Абакан”. 21 год своей жизни он посвятил делу охраны природы Хакасии.

2.Каждая комaнда принимает участие в 6 конкурсах и выбирает своего лидера, который участвует в заключительном туре игры. Комaнда имеет право помочь своему лидеру, только в том случае, если все три лидера ответили на вопрос неправильно.

3. Лидер, набравший больше всего печатей, отвечает на главный вопрос игры “Кто герой нашей игры?”

Ожидаемые результаты: После сегодняшнего занятия:

1. Вы освоите основы экокультуры, этнокультуры, узнаете, что бережное отношение к родной природе, формирует не только активную гражданскую позицию, но и выpaбатывает ответственное отношение перед последующими поколениями.

2.Вы станете исследователями, научитесь работать с различными источниками информации.

3. Узнаете, какие охраняемые птицы обитают на территории Хакасии.

4.Познакомитесь с биографией известных ученых, посвятивших жизнь науке, и работе по восстановлению и сохранению охраняемых видов птиц.

ВРЕМЯ ИГРЫ ПОШЛО.

ПЕСНЯ: “Твори добро” муз. и сл. А. Медведева

Какие созвездия носят названия птиц? (созвездия Лебедя, Орла, Гoлyбя, Журавля, Райской птицы, Павлина и Феникса)

В игре принимают участие три комaнды, названия свом комaндам вы дадите, если узнаете эти созвездия. (1 комaнда- Орел, вторая- Лебедь, третья- Журавль)

ЗАДАНИЕ 1: О каких птицах рассказывается в этих мифах хакасского народа

Комaнда 1. Прилетев из далеких стран, эта величественная птица начала вить себе гнездо на вершине высокого ветвистого дерева. Крот, рывший землю возле дерева, говорит из своей норы ей: “Это дерево ненадежное, корни у него сгнили”. Но разве царь птица послушается, какого - то слепого крота, ему ли вмешиваться в дела царские. Она свила гнездо на дереве, а самка вывела птенцов. Но однажды сильный ветер повалил дерево и придавил самку с птенцами. Теперь птица поняла слова добродушного Крота, но было поздно. Поэтому до сих пор умные люди говорят так. “ Не оставляй без внимания ничьего совета, не мни себя великим, если хочешь избежать беды” Вопрос: Какие государства поместили на свои гербы орла?

Комaнда 2. Когда-то у девяти творцов - чаянов сильно заболела единственная дочь. Все испробовали, никто не может победить болезнь. Остались одни птицы. Попросили они помочь черного подгрудника. Когда он пошаманил, его богато одарили. По дороге домой его встретил Худай (Бог) и спрашивает: — Помог ли ты дочери чаянов?

~ После того, как меня богато одарили черной одеждой, какое мне дело, что с ней будет. Как услышал это Худай, разгневался и проклял птицу “Да пусть эта птица вечно долбит ствол дерева и этим питается”. А дочери чаянов стало еще хуже, пришлось просить серого подгрудника пошаманить. После того, как он пошаманил, его богато наградили пестрой одеждой, он и отправился восвояси. А по дороге ему встретился Худай, и спросил о здоровье дeвyшки. На что серый подгрудник ответил: “Мне все равно, что с ней будет, меня и так богато одарили ”. Тогда Худай проклял и его со словами: “ Вечно живи на деревьях и питайся там же”. А дочери чаянов становилось еще хуже, и обратились вестники к маленькой степной птахе, которая пела высоко в небе, за помощью. Та долго шаманила и ничего не взяла за это, но сказала такие слова: “Если Худай пожелает, может она и выздоровеет”. С тех пор эту птицу хакасы зовут шаман-птица. Умные люди говорят “ На все воля божья” Делаешь добро, будь добрым до конца. Вопрос: Сколько в году яиц откладывает самка жаворонка?

Комaнда 3: Однажды уставшая после долгой дороги Лягушка кое-как ковыляла домой. “Найти бы чего-нибудь, поесть”, - подумала она и тут же увидела эту длинноногую птицу, которая исполняла чудесный танец.

—В какую сторону ходила Лягушка, почему так отощала?- спросила птица

— Да вот Муравей упал в озеро и попросил меня помочь, говорил, отблагодарит подарком. Пожалела я его и вытащила. А вместо подарка искусали меня Муравьи, одни кости остались. Пожалела птица Лягушку, накормила ее. А Лягушка съела всю пищу птицы, и говорит ей: “А теперь я тебя угощу вкусной пищей, которую ты никогда не ела” Долго ли коротко шли они до озера, а как подошли Лягушка прыг в озеро, и оставила птицу ни с чем. С тех пор Лягушка боится ее, а птица сердится на Лягушку. Как только ее увидит, стремиться поймать, а Лягушка прячется. Умные люди говорят: “Не поступай с другими так, как не хотел, чтобы поступили с тобой” ВОПРОС: Почему журавля красавку так называют?

ЗАДАНИЕ 2. “Правда ли ...”

(По 3 вопроса каждой комaнде)

... Орел могильник разрывает могилы, поэтому его так называют? (нет)

... что степной орел может ложиться на землю и, складывая крылья превращаться в камень? (да)

... что бородач ворует из-под носа пастухов ягнят, за это его прозвали орел-ягнятник? (нет)

... что сокола сапсана называют “гусиным пастухом”, он никогда не бьет гусей? (нет)

... что фламинго может жить на озерах, где концентрация солей так велика, что не может выдержать ни одно животное кроме фламинго? (Дд

... что разорить гнездо аиста, и это принесет несчастье дому, а сам аист может отомстить и поджечь дом? (нет)

... что существует лебединая верность? Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал, он сложил бесстрашно крылья, на землю упал (нет)

... что журавль-красавка назван, так за “бакенбарды” - длинные белые пучки перьев по обеим сторонам головы? (да)

... правда ли, что любовная песня филина похожа на хохот человека, стоны? (да)

... правда ли, что дрофа сильно любит склевывать луковицы чеснока, поэтому вся пропитывается им? (да)

...правда ли, что лебеди перед cмepтью поют красивую песню, полную неизъяснимой тоски? (нет)

...правда ли, что цапля в брачный период надевает свадебный наряд (да)

Все эти птицы внесены в Красную книгу России и Хакасии, а наш герой является одним из авторов Красной книги Хакасии.

ЗАДАНИЕ 3. “Птицу видно по полету” (картины)

(гусь, журавль, орел - беркут)

Среди орлов, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” степной орел, орел-беркут, орел-могильник, большой подорлик, орлан-белохвост. “Редкие хищные птицы, внесенные в Красную книгу Хакасии” - статья нашего героя. Среди лебедей, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” - лебедь-кликун, малый лебедь. Среди гусей - сухонос, серый гусь, пискулька, гуменник. Наш герой- автор статьи “Водоплавающие и околоводные птицы Хакасии”. Среди журавлей, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” - серый журавль, черный журавль, красавка. Наш герой автор книги “Журавли Хакасии”

Когда наш герой учился в технологическом институте Красноярска, часто посещал картинную галерею, очень любил пейзажи а, позднее став ученым, он выпустит книгу “Сердцу милые картины”

ЗАДАНИЕ 4: Перед вами репродукции картин русских художников, дайте им названия. Что описывает художник?

Комaнда 1: Репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами” Художник описал реальные события. Много русских и половецких воинов погибли в том сражении. Торжественность безмолвия не могут нарушить даже орлы. ВОПРОС: Почему художник выбрал именно этих птиц для своей картины? (художник подчеркивает героизм и величие происходящего) Картина вторая В. М. Васнецова “Ковер-самолет” Посмотреть на родную землю можно и с высоты птичьего полета, и летят прочь от невиданной птицы, ковра-самолета, совы - птицы ночи, птицы мудрости.

Картина третья: В.В. Верещагин “Богатый киргиз” Иметь ловчего сокола мог себе позволить только очень богатый человек, потому что стоил он целое состояние. Царь Алексей Михайлович так увлекся приобретением этих птиц, что чуть не опустошил царскую казну. ВОПРОС: Какой сокол изображен на картине?

Комaнда 2: Репродукция картины Михаила Александровича Врубеля “Царевна Лебедь” На картине в образе Царевны Лебеди Врубель изобразил свою жену, певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ее голос, ему показалось, что это голос его души. ВОПРОС: Какое произведение подтолкнуло художника написать эту картину? (музыка П.И. Чайковского к балету “Лебединое озеро”) Звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского “Лебединое озеро” Картина вторая: Рылов “Над морским простором” возвращаются с юга лебеди, летят на Родину, и только на Родине небо гoлyбее, море синее, а берег долгожданнее.

Картина третья: В.М Васнецов “Царевна Лягушка” Лебеди на Руси всегда считались символом красоты и грации “плывет, как лебедушка”, “лебединая шея”. Поэтому художник, изображая лебедей, подчеркивает красоту царевны. Какой богини была символом эта птица?

Комaнда 3: Картина Н. Рериха “ Заморские гости” на картине изображены чайки, которые встречают гостей у родного берега, говорят, что в чаек переселяются души умерших моряков, возможно именно они первыми приветствуют гостей. Какая марка машины названа в честь этой птицы? Картина вторая “Витязь на распутье” В.М. Васнецова витязь напоминает саму Россию, по какому пути ей пойти, чтобы не погибнуть, а черные вороны вьются рядом, предрекая гибель или дальнейшее процветание?

Картина третья: А. Степанов “Журавли летят” Курлычут в небе журавли, и все детские взгляды прикованы к ним. Никто не остается равнодушным, сердце замирает, когда летит журавлиный клин.

Демонстрация картин и гравюр художников Хакасии, на которых изображены птицы.

Наш герой родился в селе Новостройка Аскизского района, а в этом селе жили и русские и хакасы и этнокультурные традиции обоих народов там сохранились до сих пор, но в силу постоянных и тесных контактов с хакасским населением этнокультура приобрела особенные черты.

ЗАДАНИЕ 5: В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами. Назовите некоторые из них.

Комaнда 1: Как назывались дни 17 марта и 15 мая? Почему? (17 марта - Герасим – грачевник). Прилетает первая весенняя птица-грач. Герасим - грачевник грачей пригнал. Увидел грача - весну встречай. Грач на горе - весна на дворе. Считалось, что люди, родившиеся в этот день, особо сильно заботились о своем хозяйстве. 15 мая - соловьиный день. Старые люди примечали: запоет соловей в этот день - с хлебом будешь. А соловей начинает петь, когда с березового листа воды напьется (когда у березы лист настолько развернется, что на нем уместится капелька росы) Среди хакасских народных праздников есть тоже праздники, посвященные птицам: Чыл Пазы, празднование, которого начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки. Если впервые услышишь ее голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: “Мин тохпын”- “Я сыт”, - и кукушка будет обманута. Затем начинался праздничный пир “той”. “Таан-Той”- праздник прилета первых весенних птиц- галок. Когда прилетали первые галки, жители аала высыпали на улицу и окропляли местность айраном. Люди кланялись птицам и произносили: “Элем-Салам таан пичелер!” - “Мир вам, сестры галки”. Дeвoчки хвастались своими успехами в рукоделии, а мальчики успехами в охотничьем деле и присмотром за скотом. Во время этих праздников все ходили друг к другу в гости.

Комaнда 2: Как назывались дни 12 ноября и 1 октября октября Орина - журавлиный лет. Орина дает путь журавлям. Заговаривает ветра, что по птичьим крыльям бьют. Забота у Орины журавлиным ключом вовремя отомкнуть подоблачные пути. Все в деревне спешили в этот день на самое высокое место и кричали журавлиному клину: “Колесом дорога!” Это чтобы птицы вернулись к родным просторам. 12 ноября - синицин день. В этот день прилетали птицы - зимники: синицы, сойки, свиристели “Не велика птичка - синичка, и та свой праздник помнит”, - говорили в народе.

Комaнда 3: Как называются три августовских Спаса? Какие птицы улетают в это время на юг? И день 28 сентября. ( Ласточки улетают три раза в три Спаса 14 августа - Медовый Спас, 19 -Яблочный, 29 - Хлебный или Ореховый. На третий спас в деревне ставили новые колодцы. Ласточки летят, по народному поверью, и вереницей бросаются на прощание в колодезный сруб. С этой поры вода в колодце становится сладкой и чистой. 28 сентября Никита - гусепролет. Гуси летят в отлет. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.

7 апреля - Благовещенье. Дети на Благовещенье бежали на заре на горку, зажав в руке испеченного из теста жаворонка, и кричали: Кулики-жаворонки, летите в одонки. Летите из-за моря, несите здоровья: первое коровье, второе овечье, а третье человечье.

ЗАДАНИЕ 6: На карте Хакасии обозначены охраняемые территории заповедника “Хакасский”, расположите птиц в местах предполагаемого их обитания. “Малый Абакан” - черный гриф, “Улух-Коль”- колпица, “Оглахты” - большой баклан, “БЕЛЕ” краснозобая казарка, озеро “Иткуль” - дрофа, “Подзаплоты” - черный журавль, озеро Шира-огарь, “Заимка Лыковых”-черный аист, “Холл-Богаз”-большой подорлик.

На территории Хакасии 9 изолированных участков:

1. Эта птица – падальщик, никогда не убивает даже умирающих животных, она может сутками ждать их cмepти. В Хакасии встречается только в верховьях реки, где “медведь пролил кровь”.

2. Говорят, что эта птица может “приносить младенцев”, но там, где она встречается в Хакасии, живет одна Агафья Лыкова и без младенцев.

3. Эта птица устраивает дискотеки-танцы на болотах в Орджоникидзевском районе.

4. Эта птица устраивает себе рыбалку на берегу Красноярского водохранилища.

5. Эта птица-туристка проходит пешком до 100км., чтобы в одном из озер Ширинского района испить пресной чистой воды.

6.Эта оранжевая утка любит отдыхать на озере-курорте в Ширинском районе.

7. Это “невзаправдешный” гусь, с короткой шеей, в черном фpaке, в красной водолазке. Он любит глядеть на почти морскую гладь этого озера. Он встречается только в России – реликтовый гусь.

8. Эта птица ничего не жалеет для своих чад, которые буквально вырывают у родителей из горла лакомый кусочек, найденный ими в горько соленом озере, под палящими лучами солнца.

9. Хоть большой, но не орел. Предпочитает облетать окрестности Косинского хребта Батеневского кряжа.

Заповедник Хакасский - степи, горы, луга.
Не природа, а сказка! Как душе дорога.
И травинка любая, и прекрасный олень,
И цветок молочая и ленивый таймень.
Здесь и горы, и степи, и ковыль и сосна,
И на каменных стелах древние письмена.
Рыжий суслик с пригорка юркнул, шустр и упруг,
На задумчивой елке засвистел бурундук.
Над озерною синью чайка машет крылом,
Под зеленой осиной мишка выстроил дом.
Грациозно танцуют на лугу журавли,
Чуткой тенью косуля промелькнула вдали.
Спину гибкую выгнув, ирбис к камню приник...
А про Красную книгу и не знают они...
А.В. Соснина.

Издавна хакасы покланялись священным заповедным местам, холмам, горам, рекам, озерам, степям. Старались не нарушить святость своей земли, соблюдая важнейшие законы природы, черпая силу земли от ее первозданной чистоты. Каждый род, поклоняясь своим природным святыням, верил в тотемы прародителей-рода. Много мифов и легенд сочинил хакасский народ о птицах-тотемах, оберегал и охранял их. Века легенд и сказаний давно миновали, но и сейчас на хакасской земле не мало людей, которые пытаются оберегать и сохранять ее природу. Сотрудники заповедника “Хакасский”, сохраняют уголки живой природы, исчезающие и редкие виды растений и животных. Наш герой внес неоценимый вклад в развитие заповедного дела и разработку программ сохранения редких и исчезающих птиц.

Второй тур

Презентация



Комментарии:

Формирование УУД на уроках биологии


    Формирование УУД на уроках биологии

      Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

20 01 2025 1:48:17

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

19 01 2025 23:59:24

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

18 01 2025 1:34:31

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс


    Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

      Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

17 01 2025 9:41:19

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

16 01 2025 12:40:24

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

15 01 2025 7:39:52

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

14 01 2025 19:36:31

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

13 01 2025 16:42:25

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

      Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

12 01 2025 5:24:38

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

11 01 2025 22:28:32

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

10 01 2025 21:39:29

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

09 01 2025 9:20:32

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

08 01 2025 10:30:22

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

07 01 2025 20:50:49

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

06 01 2025 20:54:31

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

05 01 2025 21:29:39

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

      Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

04 01 2025 11:47:33

Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии

      Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...

03 01 2025 18:19:55

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

02 01 2025 19:46:31

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

01 01 2025 15:59:10

Советы вредные и полезные


    Советы вредные и полезные

      Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

31 12 2024 20:20:49

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

30 12 2024 21:24:16

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

29 12 2024 3:38:14

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

28 12 2024 9:34:56

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

27 12 2024 16:20:27

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

26 12 2024 8:48:18

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

25 12 2024 18:48:38

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

24 12 2024 9:18:32

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

      В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

23 12 2024 1:15:17

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

22 12 2024 17:46:33

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

21 12 2024 15:16:42

Дыхательные движения и их регуляция


    Дыхательные движения и их регуляция

      Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....

20 12 2024 12:19:32

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

19 12 2024 2:15:33

Конспект урока "Деление клетки"


    Конспект урока "Деление клетки"

      Изучение основных этапов деления клетки....

18 12 2024 18:53:44

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

17 12 2024 23:27:31

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика


    Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

      Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

16 12 2024 14:13:15

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

15 12 2024 6:55:14

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое). Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

14 12 2024 7:52:42

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

13 12 2024 15:32:53

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

12 12 2024 15:36:41

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

      Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

11 12 2024 17:12:39

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

      На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....

10 12 2024 14:15:29

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

09 12 2024 12:58:15

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

08 12 2024 10:33:16

Урок по биологии по теме "Плоды" для 6-х классов

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....

07 12 2024 20:56:43

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

06 12 2024 0:17:47

Урок по теме "Путешествие во времени"


    Урок по теме "Путешествие во времени"

      Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....

05 12 2024 17:31:17

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

04 12 2024 18:41:16

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

03 12 2024 7:52:31

Цветок и плод


    Цветок и плод

      Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

02 12 2024 2:18:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::