Экологический вечер "Наш дом в опасности" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экологический вечер "Наш дом в опасности"


    Экологический вечер "Наш дом в опасности"

Цели:

  • привлечение внимания учащихся к проблеме охраны окружающей среды;
  • формирование экологического мышления учащихся;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оформление: Зал оформлен лучшими рисунками учащихся по тематике вечера.

Эпиграф мероприятия

Не то, что мните вы, – природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
                                            Ф. Тютчев

Действующие лица:

  • Ведущие 1, 2.
  • Ведущий 2.
  • Чтецы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  • Эколог.
  • Журналист.

Ход мероприятия

Звучит негромко инструментальная музыка.

Ведущий 1 (Рассказ сопровождается показом видеофильма о различных уголках природы нашей Земли).

Земля! Какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега, туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
Человека Земля всегда увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов.

Чтец 1. Поэт Сергeй Викулов в сборнике стихов “Плуг и борозда” пишет

О люди, мыслю я,
У всех у нас есть Мать одна,
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три колдуна у природы есть:
Вода, Земля и Воздух – три ее основы.
Природа – мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет…
Цени ее доверие природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи, как в храм,
Под мраморные своды.

(Звучит звукозапись журчащей воды, а на экране – видеофильм о реках, озерах и морях.)

Ведущий 2. Вода – начало всех начал. Давайте взглянем на глобус. Наша планета названа Землей по недоразумению: на сушу приходится 1/3 территории, а все остальное вода. Правильно было бы назвать нашу планету – Вода. Где зародилась жизнь? В воде, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде.

Появился человек, выросли поселки и города, задымили трубы заводов. Люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать! В это верится с трудом. Возможно ли такое? Это на нашей планете, где чуть ли не каждую неделю бывают наводнения, когда вокруг разливаются реки, когда с небес низвергаются миллионы кубометров воды, когда в этой воде буквально захлебываются люди. Пресная вода пригодная для использования составляет на Земле лишь около 2%, причем 3/4 ее приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Все чаще и чаще можно слышать о нависшем над человечеством питьевом голоде.

Журналист. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Алжир – целое государство существует на привозной воде. Нехватка чистой воды ощущается в Югославии, Греции, где она ценится выше вина! По сообщениям печати: Германия, Голландия, Дания планируют закупку чистой воды в Швеции. Предполагается, что вода будет поступать в эти страны по трубопроводу. Разpaбатывается проект переброски питьевой воды из Аляски в Канаду, США, Мексику.

По словам германских ученых Рейн являет собой насыщенный раствор дегтя. Вода этой реки содержит десятки тысяч тонн различных вредных солей, ядовитых веществ.

Сток кислот в реку Северный потомок достиг таких размеров, что там запрещено не только купаться, но и пользоваться алюминиевыми и деревянными ложками – их разъедает кислота.

В настоящее время возросла загрязненность морских прострaнcтв нефтепродуктами. Оценивая последствия, специалисты применяют термин “Экологическая катастрофа”.

(На экране видеофильм о Тихом океане). Стихотворение А. Плотникова “Черные пятна”

Чтец 2.

Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивает пятна
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно “освоили” планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет.
Черные сотрешь ли, человек?

Эколог. Мы живем в эпоху стремительного прогресса цивилизации. А развитие промышленности, энергетики, а вместе с тем, разработка недр земли, являются неотъемлемой ее частью. Но любое производство, к сожалению, не безотходно. Неконтролируемая деятельность человека часто приводит к негативным изменениям в окружающей среде.

В Кузбассе получили развитие наиболее водоемкие отрасли промышленности: металлургическая, химическая, угольная и другие. Крупным потребителем воды в последнее время стало сельское хозяйство. Развитие городов также приводит к повышенному спросу на пресную воду. Расход воды на одного городского жителя в сутки составляет около 150 литров. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия области и население потрeбляют огромное количество чистой пресной воды. Потребители ежесуточно сбрасывают в реки, озера и почву более двух миллионов кубометров воды, которая содержит вредные вещества, как для человека, так и для фауны и флоры.

Самым крупным загрязнителем водоемов в Кузбассе является угольная промышленность – шахты, разрезы, обогатительные фабрики. Эти предприятия ежегодно сбрасывают в наши водоемы около семидесяти трех миллионов кубометров неочищенных стоков, содержащих такие вредные химические вещества как фенолы, крезолы и нефтепродукты, которые очень негативно влияют на органический мир водоемов. Огромный вред живым обитателям водоемов наносят промышленные сточные воды, содержащие ядовитые вещества, в частности, соединения токсических металлов. Подземные воды Кемеровской области сильно заражены. Она содержит до ста различных соединений, из которых идентифицировано только 30. Одних тяжелых металлов там более 20 наименований.

Сброс в реки и речушки Кузбасса загрязненных вод привел к тому, что основная водная артерия района – река Томь катастрофически приближается к гибели, мелеет (Показ записи видеофильма о реке Томи). Объем воды в ней в снежный период равен количеству поступающих стоков. После угольных взвесей Междуреченска, теплового загрязнения Томусинской ГРЭС, желтой мути золотых полигонов левого притока – Мрассу, металлических примесей Кондомы, несущей отходы рудодобывающих предприятий Таштагола, Шерегеша, Каза, Темир-Тау, Мундыбаша, после загрязнений КМК, Запсиба, алюминиевого завода и других предприятий города Новокузнецка. Томь приобретает индиструальный стальной цвет. Но даже на этом фоне выделяется змейка Абы, вобравшей стоки угольных предприятий Киселевска и Прокопьевска. Реагируя на интенсивное загрязнение воды, осетр, нельма, ленок, хариус, муксун и представители других ценных пород навсегда покинули томские нерестилище, которые обеспечивали вылов в Обь – Иртышском бассейне около 20 тысяч центнеров рыбы. Очень негативно сказалось на состоянии реки добыча гравия в русле, которое повлекло за собой понижение уровня воды и размывание берегов. Проблема загрязнения Томи касается не только отдельных жителей Кемеровской области, так как река впадает в Обь, следовательно эти вопросы касаются и жителей городов, находящихся выше устья Томи, и они обеспокоены состоянием воды в реке. Природа не настолько всесильна, чтобы преодолевать все то, что преподносит ей человек.

Отрывок из стихотворения Ирины Трофимовой “Всего одна Земля”

Чтец 3.

Пора бы человечеству понять,
Богатства от Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
…Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля обязана терпеть.
А сколько выбросов мы дарим ей
Дымы заводов, грязь от теплоходов…
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

Ведущий 1. Второй колдун Природы – суша. На долю суши приходится около 29%. Это горы и равнины, леса и степи, саванны и пустыни. На суше около 98% составляют растения, а 2% приходится на животных.

Как вы знаете, почва образуется очень медленно, а разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно ? части всех плодородных земель. Освоение целинных и залежных земель велось неграмотно. Человек вносит горы минеральных удобрений. Происходит засаливание земель, отравление почвы и людей.

Эколог. Эпизодический контроль почвы некоторых районов Кемеровской области показывает, что содержание в ней тяжелых металлов свинца, кадмия, стронция – превышает ПДК от 2 до 10 раз.

Логическая цепь продолжается (загрязнением) заражением продуктов питания. По отчету Кемеровской агрохимической станции местное сельское хозяйство давно уже не дает чистые продукты. Они заражены пестицтдами, удобрениями, тяжелыми металлами, нитратами.

Ведущий 2. (Звучит запись шума леса, на экране изображение лесов))

Важным биологическим ресурсом являются лесные земли. Лесные массивы в настоящее время вырубаются со скоростью 50 гектаров в минуту. Около половины приходится на тропические леса. При таких темпах они исчезнут с лица Земли всего за 85 лет.

Чтец 3. Стихотворение “Мертвый лес” поэта Глеба Горбовского

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Медведь ушел, удрали зайцы, хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
Что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей.
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек…
Злодей, злодей!

Эколог. В нашей области под лесом занято 55% всей территории. Однако распределен он неравномерно. Для того, чтобы воздух становится чище, вокруг городов создается лесная зона в радиусе 20-30 км. Такие города как Междуреченск, Мыски, Осинники, Анжеро-Судженск, Таштагол расположены в лесной зоне Кузбасса. Тогда как в Белове на 1000 жителей приходится лишь 21 га зеленой зоны, в Ленинск – Кузнецком – 28, в Кисилевске – 50, в Прокопьевске – 68, в Новокузнецке – 65 га. Это намного ниже принятых норм.

В этой связи в Кемеровской области ведется работа по охране и восстановлению лесного богатства. Одним из важных мероприятий этой сферы являются лесовосстановительные работы, т. е. лесопосадки.

Ведущий 1. На суше уничтожаются не только леса, но и животные. Человек чересчур интенсивно использует для своих нужд животный мир планеты. Исчезли с лица Земли стеллерова корова, страус Моа, дронт, стрaнcтвующий гoлyбь, красный волк. Исчезают африканские слоны, уссурийский тигр и многие другие животные.

Чтец 4. Стихотворение словацкого поэта П. Гвоздеслава.

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем!

Чтец 5. Стихотворение К. Кулиева (Чтение стихотворения сопровождается показом дикой утки в гнезде).

Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.

Ведущий 1 (Рассказ сопровождается показам видеофильма о мусорных бочках, несанкционированных свалках). В своей жизни мы не очень то задумываемся над проблемой мусора и не знаем, куда отвозит свой малосимпатичный груз ежедневно мусоровозка. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, а большая его часть – 97% идет в отходы. Мусорная лавина грозит похоронить города под собой. И от нас с вами также зависит чистота нашего дома, улицы, города.

Чтец 6. Стихотворение Наташи Меркуловой, 12 лет

Земля – наш дом.
И летом, и зимой,
И осенью, весной.
Земля – наш дом.
Задумайся о том!
А то, как в том кино,
Пошлет нас звездный Странник
За новою Землей.
А если не найдем?

Эколог. В Кузбассе сконцентрированы огромные запасы полезных ископаемых, особенно каменного угля, здесь высокая плотность населения. Все это ведет к тому, что образование гор человеком и изменения природных ландшафтов под его воздействием в нашем крае огромно. От Междуреченска до Анжеро-Судженска почти сплошной лентой расположены шахты, угольные разрезы, обогатительные фабрики.

Наибольший ущерб почвам и ландшафтам у нас наносят горные предприятия. В большинстве добыча угля и руд ведется без закладки выработанного прострaнcтва. Каждая добытая тонна угля или металла оплачена гибелью лесов и сельскохозяйственных угодий. На их месте остаются отвалы, загрязняющие воздух продуктами самовозгорания и пылью, провалы и котлованы, заполненные ржавой водой. Уже около ста тысяч гектаров земли требуют восстановления, добыча угля открытым способом отторгает 1000 гектаров ежегодно.

Просмотр видеофильма о работе Талдинского разреза (5 минут).

Ведущий 1. Третий колдун Природы – воздух. Проблема чистого воздуха – это международная проблема. Хозяйственная деятельность человека ведет к загрязнению атмосферы.

Журналист. Я познакомлю вас с фактами, опубликованными в прессе.

Сернистый газ во влажном воздухе образует серную кислоту. Выпадая с дождем, она разъедает не только легкие человека, но и металлы, краски и даже камень. ТЭЦ средней мощности выбрасывает в сутки около 400 тонн золы и 120 тонн сернистого газа. Совсем недавно в Италии скульптурное изображение четверки коней, украшавшее площадь святого Марка, пришлось заменить копией. Серная кислота разъела камень скульптур, простоявших века.

Эколог (Сообщение сопровождается показом города с дымящимися трубами КМК, Алюминиевого завода, производственного объединения “Органика”). Источниками загрязнения окружающей среды, прежде всего, являются: тепловые электростанции, предприятия черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, автомобильный трaнcпорт, химическая промышленность. В атмосферу выбрасываются оксиды углерода, азота, серы, соединения металлов, пыль и сажа, и это далеко не весь перечень вредных выбросов.

Ежегодно в атмосферу Кузбасса попадает 1,5 млн. тонн вредных выбросов. В них зафиксированы 140–160 веществ, среди которых идентифицированы (т. е. установлены структуры) 40–50 соединений. Остальное – огромный спектр неизвестное чего, а значит, неизвестно насколько это вредно. Найдено полтора десятка веществ, которые нельзя приписать ни к одному из производств, т. е. они образовались в результате вторичных взаимодействий веществ в атмосфере.

Во всех городах и населенных пунктах Кузбасса около 40% вредных веществ в атмосферу выбрасывает автомобильный трaнcпорт. Травы, растущие вблизи автострады непригодны в корм скоту, так как в них накапливаются ядовитые соединения свинца.

Все увеличивающие масштабы использования ископаемого топлива оказывают влияние на состояние круговорота углерода в природе. Возрастающее количество углекислого газа в атмосфере может привести к потеплению климата на Земле. Противоположный эффект вызывает накопление пыли в атмосфере. Она задерживает солнечные лучи, что может привести к понижению температуры на планете.

Загрязнение окружающей среды принимает все более серьезный оборот. Последствия экологической катастрофы могут быть ужасны. Ухудшение экологической обстановки на планете – это бомба замедленного действия. Кемеровская область является одним из районов России с нeблагополучной экологической ситуацией и объявлена зоной экологического бедствия.

Ведущий 2 (Ведущий показывает плакат, на котором изображена плачущая планета Земля). Наш дом в опасности. Наука бьет в набат. Планета Земля медленно погибает. Другого Дома нам не дано, и мы не в праве лишь растерянно взирать на страшное дело рук своих. Долго, слишком долго мы воспринимали учащающиеся сообщения о бедствиях и потерях – отравленных почвах и зараженных водах, гибели безответных животных и растений, опасных дождях и вредоносном воздухе – лишь как досадные случайности, вызванные чьим-то невежеством или разгильдяйством. Наступило время осознать, что вина за надвигающуюся катастрофу лежит и на каждом из нас.

Чтец 7. Стихотворение Ирины Трофимовой “Разумный человек”

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал все только для себя
“Разумный” человек.

Сейчас же кинулась писать
“Природную среду”,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!

Иль застилает пыль глаза,
Туман и пыль из строк:
“Сданы объекты, города
И очистные в срок!”

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты, разумный человек.

Литература

  1. Абатуров А. В. Лесная древесная растительность как индикатор состояния окружающей среды // Биоиндикация окружающей среды. – М., 1982
  2. Алексеев Е. А. 300 вопросов и ответов по экологии / художники В.Х. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 240с., ил. – (Серия: “Расширяем кругозор детей”).
  3. Артамонов А. А. Сохраним наш мир. – Волгоград, 1994.
  4. Асланинди А. А. Экологическая азбука. – М., 1995
  5. Дорст Ж. До того как умрет природа. – М., Издательство “Мысль”, 1987
  6. Тимофеев Б. А. Наедине с природой. – Л., Лениздат, 1971
  7. Фарб П. Популярная экология. – М., Мир, 1971
  8. Школенко Ю. А. Эта Хрупкая планета. – М., Издательство “Мысль”, 1988



Комментарии:

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

15 10 2025 3:45:16

Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"


    Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики пpaктического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"

      Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...

14 10 2025 8:20:27

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

13 10 2025 3:51:42

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс


    Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

      Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

12 10 2025 0:27:26

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

11 10 2025 9:31:43

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

10 10 2025 6:10:52

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....

09 10 2025 0:26:21

Методы изучения природы


    Методы изучения природы

      Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

08 10 2025 17:12:16

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

07 10 2025 1:35:20

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

06 10 2025 4:12:21

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников


    Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников

      Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....

05 10 2025 1:52:33

Урок по теме «Класс пиявки»


    Урок по теме «Класс пиявки»

      Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....

04 10 2025 12:39:46

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

03 10 2025 20:48:20

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

02 10 2025 19:21:45

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

01 10 2025 10:54:48

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

30 09 2025 18:51:20

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"


    Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

      Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

29 09 2025 2:37:18

Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".


    Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".

      Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...

28 09 2025 20:56:47

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

27 09 2025 16:17:15

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

26 09 2025 0:35:28

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

25 09 2025 0:21:45

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

24 09 2025 8:39:24

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)


    Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

      Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции. ...

23 09 2025 21:21:32

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

22 09 2025 3:48:18

"Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые. Полезные насекомые". 7-й класс

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....

21 09 2025 7:39:49

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

20 09 2025 5:14:15

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс


    Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

      Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

19 09 2025 19:14:38

Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"


    Конспект урока биологии в 6-м классе по теме "Отдел цветковых растений. Признаки цветковых растений и их классификация"

      Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала. ...

18 09 2025 21:50:17

Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий


    Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий

      Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....

17 09 2025 7:42:12

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

16 09 2025 21:39:29

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

15 09 2025 3:47:44

Образование новых видов, географический и экологический способы

Образование новых видов, географический и экологический способы Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...

14 09 2025 20:32:46

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

13 09 2025 4:41:51

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

12 09 2025 10:15:31

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"

      Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

11 09 2025 20:56:24

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

10 09 2025 22:47:54

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

09 09 2025 15:18:22

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

08 09 2025 13:58:55

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

07 09 2025 21:31:33

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

06 09 2025 17:51:50

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

05 09 2025 7:16:50

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

04 09 2025 7:39:27

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

03 09 2025 1:36:31

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

      Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

02 09 2025 1:50:34

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

01 09 2025 12:16:48

Хвойные растения Амурской области


    Хвойные растения Амурской области

      На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....

31 08 2025 17:17:33

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"

      Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...

30 08 2025 12:58:56

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера


    Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

      Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

29 08 2025 0:34:34

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"


    Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

      Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов. ...

28 08 2025 9:50:10

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

27 08 2025 15:25:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::