Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

Актуальность программы
Важное направление в развитии личности нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного ухода за комнатными растениями.
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа “Комнатное цветоводство.
Cейчас комнатное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней, а так же как с помощью домашних растений сделать дом или рабочее место намного уютнее и красивее. Именно об этом и многом другом учащиеся узнают, изучая кружок “комнатное цветоводство”.
Эта программа включает углубленное теоретического и пpaктического материала.
Таким образом, сегодня знания биологии востребованы современным обществом, а их использование имеет большие экономические возможности. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства квартир, учебных помещений и рабочих.
Цель программы “Комнатного цветоводства”
– Создать условия для расширения полученных знаний на уроках о комнатных цветах и подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии, пpaктическими специально-предметными навыками, т.к. в процессе изучения ботаники крайне мало времени отводится на пpaктические работы.
– Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.
– Сформировать интерес к цветоводству.
– Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Задачи:
– Сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведение пpaктических работ и наблюдений за комнатными цветами.
– Обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии цветовода или работе в тепличном хозяйстве.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно проводить пpaктические работы.
2. Ухаживать за комнатными растениями.
3. Уметь пересаживать растения и знать виды вегетативного размножения.
Формы подведение итогов:
– Организация выставки растений.
– Защита реферата.
Тематическое планирование:
Всего часов – 114
Лекций – 48
Пpaктических работ – 57
Экскурсии – 4
Литература
1. Жизнь растений / под ред.Федорова А.А. – М..; Просвещения, 1998.
2. Клинковская, Н.И., Пасечник, В.В. Комнатные растения в школе. М.: Просвещение, 1989.
3. Кузнецова, В.И. Уроки биологии. 6–7 класс. – М.: Просвещение 1991.
4. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1995.
5. Комнатные растения от А до Я. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Гранд, 2004.
6. Комнатные растения. – М.: АСТ: Астрель, 2001.
7. Новейшая энциклопедия комнатных растений. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
№ п/п |
Всего часов | Тема |
Введение (из истории комнатного цветоводства) |
Дата |
|
| 1 | 1 | Введение (из истории комнатного цветоводства) | лекция | ||
| 2 | 3 | Выбор растений. Tрaнcпортировка. | лекция | 3.09 | |
| 3 | Выбор растений. Tрaнcпортировка | экскурсия | Пр. р. № 1 “Посещение цветочного магазина” | 4.09 | |
| 4 | Выбор растений. | экскурсия | Пр. р. № 2 “Посещение цветочного магазина” | 7.09 | |
| 5 | 1 | Условия для комнатного растения. Акклиматизация. | лекция | 10.09 | |
| 6 | 1 | Знакомство с определителем комнатных растений | Пр. р. № 3 “Определение цветов в классе” | 11.09 | |
| 7 | 1 | Расположение зеленых растений в классе | лекция | 14.09 | |
| 8 | 2 | Комнатные растения для северного окна. | лекция | 17.09 | |
| 9 | Комнатные растения для северного окна. | Пр. р. № 4 “Растения для северного окна” | 18.09 | ||
| 10 | 2 | Комнатные растения для южного окна. | лекция | 21.09 | |
| 11 | Комнатные растения для южного окна. | Пр. р. № 5 “Растения южного окна” | 24.09 | ||
| 12 | 2 | Составление композиций. | Пр. р. № 6 “Сад на подоконнике” | 25.09 | |
| 13 | Составление композиций | Пр. р. № 7 “Сад на подоконнике” | 28.09 | ||
| 14 | 1 | Подвесные кашпо, одиночные растения. | лекция | 1.10 | |
| 15 | 1 | Зелёная стенка. Цветочница. | лекция | 2.10 | |
| 16 | 1 | Семейства растений. Семейства Бромелиевые, Кактусовые. | лекция | 5.10 | |
| 17 | 1 | Семейства Бегониевые. | лекция | 8.10 | |
| 18 | 1 | Семейство Пальмовые. | 9.10 | ||
| 19 | 1 | Семейство Орхидных. | Пр. р. № 8 “Составление паспортов растений” | 12.10 | |
| 20 | 1 | Семейство Амариллисовых, Ароидных | лекция | 15.10 | |
| 21 | 1 | Семейство Аизовых, Малочайных. | Пр. р. № 9 “Составление паспорта растений” | 16.10 | |
| 22 | 3 | Папоротники. | лекция | 19.10 | |
| 23 | Папоротники. | Пр. р. № 10 “Составление паспорта” | |||
| 24 | Папоротники. | Пр. р. № 11 “Составление паспорта” | 22.10 | ||
| 25 | 1 | Семейство Рутовых. Семейство Марантовых. Насекомоядные растения. | лекция | 23.10 | |
| 26 | 2 | Бонсай. | лекция | 26.10 | |
| Бонсай. | Пр. р. № 12 “Оформление бансай” | 29.10 | |||
| 27 | 1 | Требование к содержанию комнатных растений | лекция | 30.10 | |
| 28 | 1 | Режим освещения (естественное,
искусственное, светолюбивые, теневыносливые! |
лекция | 2.11 | |
| 29 | 2 | Тенелюбивые растения. | лекция | 5.11 | |
| 30 | Тенелюбивые растения. | Пр. р. № 13 “Составление паспорта” | 6.11 | ||
| 31 | 2 | Полив растений. | лекция | 9.11 | |
| 32 | Полив растений. | Пр. р. № 14 “Правильный полив растений” | 12.11 | ||
| 33 | 2 | Влаголюбивые. Засухоустойчивые | лекция | 13.11 | |
| 34 | Влаголюбивые. Засухоустойчивые | Пр. р. № 15 “Определение растений” | 16.11 | ||
| 35 | 2 | Влажность воздуха. Тропические растения Пустынные растения | лекция | 19.11 | |
| 36 | Влажность воздуха. Тропические растения Пустынные растения | Пр. р. № 16 “Определение растений” | 20.11 | ||
| 37 | 2 | Температурный режим. Теплолюбивые. Холодоустойчивые растения | лекция | 23.11 | |
| 38 | Температурный режим. Теплолюбивые. Холодоустойчивые растения | Пр. р. № 17 “Определение растений” | 26.11 | ||
| 39 | 5 | Составление паспорта растений. | лекция | 27.11 | |
| 40 | Составление паспорта растений. | лекция | 30.11 | ||
| 41 | Составление паспорта растений. | Пр. р. № 18 “Составление паспорта” | 3.12 | ||
| 42 | Составление паспорта растений. | Пр. р. № 19 “Составление паспорта” | 4.12 | ||
| 43 | Составление паспорта растений. | Пр. р. № 20 “Составление паспорта” | 7.12 | ||
| 44 | 8 | Вегетативное размножение (стeблевыми черенками и верхушечными черенками). | лекция | 10.12 | |
| 45 | Вегетативное размножение (отпрысками, отводками). | лекция | 11.12 | ||
| 46 | Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища). | лекция | 14.12 | ||
| 47 | Вегетативное размножение (стeблевыми и верхушечными черенками) | Пр. р. № 21 “Размножение стeблем и верхушечными черенками” | 17.12 | ||
| 48 | Вегетативное размножение (листовыми черенками) | Пр. р. № 22 “Размножение листовыми черенками” | 18.12 | ||
| 49 | Вегетативное размножение (отпрысками и отводками) | Пр. р. № 23 “Размножение отпрысками и отводками” | 21.12 | ||
| 50 | Вегетативное размножение (усами, воздушными отводками). | Пр. р. № 24 “Размножение усами, отводками” | 24.12 | ||
| 51 | Вегетативное размножение (деление куста и корневища). | Пр. р. № 25 “Размножение корневищем” | 25.12 | ||
| 52 | 2 | Размножение суккулентов. | лекция | 28.12 | |
| 53 | Размножение суккулентов. | Пр. р. № 26 “Размножение суккулентов” | 4.01 | ||
| 54 | 2 | Размножение пальм | лекция | 11.01 | |
| 55 | Размножение пальм | Пр. р. № 27 “Размножение пальм” | 14.01 | ||
| 56 | 2 | Размножение кактусов. | лекция | 14.01 | |
| 57 | Размножение кактусов. | Пр. р. № 28 “Размножение кактусов” | 15.01 | ||
| 58 | 2 | Размножение папоротников. | лекция | ||
| 59 | Размножение папоротников. | Пр. р. № 29 “Размножение папоротников” | 18.01 | ||
| 60 | 2 | Размножение орхидей и луковичных растений. | лекция | 21.01 | |
| 61 | Размножение орхидей и луковичных растений. | Пр. р. № 30 “Размножение луковичных растений” | 22.01 | ||
| 62 | 2 | Размножение семенами | лекция | 25.01 | |
| 63 | Размножение семенами | Пр. р. № 31 “Посев семян” | 28.01 | ||
| 64 | 2 | Подкормка удобрениями | лекция | 29.01 | |
| 65 | Виды удобрений | Пр. р. № 32 “Определение удобрений” | 1.02 | ||
| 66 | 2 | Периодичность внесения подкормки. | лекция | 4.02 | |
| 67 | Периодичность внесения подкормки. | Пр. р. № 33 “Удобряем цветы” | 5.02 | ||
| 68 | 2 | Формирование комнатного растения. | лекция | 8.02 | |
| 69 | Формирование комнатного растения. | Пр. р. № 34 “Формирование кроны” | 11.02 | ||
| 70 | 2 | Полировка комнатного растения | лекция | 12.02 | |
| 71 | Полировка комнатного растения | Пр. р. № 35 “Полировка цветов” | 15.02 | ||
| 72 | 2 | Выгонка луковичных растений. | лекция | 18.02 | |
| 73 | Выгонка луковичных растений. | Пр. р. № 36 “Выгонка луковицы” | 19.02 | ||
| 74 | 3 | Беспочвенное выращивание комнатных растений. Гидропоника. Ионитопоника. | лекция | 22.02 | |
| 75 | Беспочвенное выращивание комнатных растений | Пр. р. № 37 “Выращивание растений без почвы” | 25.02 | ||
| 76 | Беспочвенное выращивание комнатных растений | Пр. р. № 38 “Выращивание растений без почвы” | 26.02 | ||
| 77 | 2 | Проблемы, возникшие, при выращивании комнатных растений(сквозняки, прямые солнечные лучи) | лекция | 27.02 | |
| 78 | Проблемы, возникшие, при выращивании комнатных растений (сквозняки, прямые солнечные лучи) | Пр. р. № 39 “Уход за растениями” | 29.02 | ||
| 79 | 4 | Вредители (ложноножки, щитовки, клещи, тли) | лекция | 3.03 | |
| 80 | Вредители (ложноножки щитовки) | Пр. р. № 40 “Борьба с вредителями растений” | 4.03 | ||
| 81 | Вредители (клещи) | Пр. р. № 41 “Борьба с вредителями растений” | 7.03 | ||
| 82 | Вредители (тли) | Пр. р. № 42 “Борьба с вредителями растений” | 10.03 | ||
| 83 | Вредители (трипсы, листовые нематоды, белокрылки, червецы) | лекция | 11.03 | ||
| 84 | Вредители (трипсы, листовые нематоды) | Пр. р. № 43 “Борьба с вредителями растений” | 14.03 | ||
| 85 | Вредители (белокрылки, червецы) | Пр. р. № 44 “Борьба с вредителями растений” | 17.03 | ||
| 86 | 2 | Болезни (мучнистая роса, корневая гниль) | лекция | 18.03 | |
| 87 | Болезни (мучнистая роса, корневая гниль) | Пр. р. № 45 “Первая помощь” | 21.03 | ||
| 88 | 2 | Болезни (черная ножка, ложная мучнистая роса) | лекция | 24.03 | |
| 89 | Болезни (черная ножка, ложная мучнистая роса) | Пр. р. № 46 “Первая помощь” | 25.03 | ||
| 90 | 3 | Болезни (серая гниль, ржавчина, пятнистость листьев) | лекция | 28.03 | |
| 91 | Болезни (серая гниль, ржавчина) | Пр. р. № 47 “Первая помощь” | 31.03 | ||
| 92 | Болезни (пятнистость листьев) | Пр. р. № 48 “Первая помощь” | 1.04 | ||
| 93 | 2 | Пересадка растений. Пикировка. | лекция | 4.04 | |
| 94 | Пересадка растений. Пикировка. | Пр. р. № 49 “Пикировка” | 7.04 | ||
| 95 | 3 | Классификация почв. Механический состав почвы. Структура почвы. | лекция | 14.04 | |
| 96 | Классификация почв. Механический состав почвы. Структура почвы. | Пр. р. № 50 “Виды почв” | 15.04 | ||
| 97 | Классификация почв. Механический состав почвы. Структура почвы. | Пр. р. № 51 “Структура почвы” | 18.04 | ||
| 98 | 2 | Уход за растениями во время отпуска | лекция | 21.04 | |
| 99 | Уход за растениями во время отпуска | Пр. р. № 52 “Перед тем как уехать!” | 22.04 | ||
| 100 | 3 | Обобщение знаний | лекция | 25.04 | |
| 101 | Обобщение знаний | конференция | 28.04 | ||
| 102 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 53 “Оформление зеленого уголка” | 29.04 | ||
| 103 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 54 “Оформление зеленого уголка” | 2.05 | ||
| 104 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 55 “Оформление | 5.05 | ||
| 105 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 56 “Оформление зеленого уголка” | 6.05 | ||
| 106 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 57 “Оформление зеленого уголка” | 9.05 | ||
| 107 | Подготовка творческих работ. | Индивидуальная работы | 12.05 | ||
| 108 | Подготовка творческих работ. | Индивидуальная работы | 13.05 | ||
| 109 | Подготовка творческих работ. | Индивидуальная работы | 16.05 | ||
| 110 | Подготовка творческих работ. | Индивидуальная работы | 19.05 | ||
| 111 | Защита творческих работ | 20.05 | |||
| 112 | Посещение станции Ю.Н. | Экскурсия | 23.05 | ||
| 113 | Посещение тепличного хозяйства | Экскурсия | 26.05 | ||
| 114 | Подведение итогов | Задание на лето | 27.05 |
Содержание
Введение. История комнатного цветоводства. Первый зимний сад в Кёльне. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного цветоводства в России.
Выбор растений. Tрaнcпортировка. Несколько советов и правил, при выборе растений и его акклиматизации.
Условия для комнатного растения. Акклиматизация. Условия для акклиматизации растения.
Знакомство с определителем комнатных растений.
Данные справочника-определителя. Происхождение цветка, условия, которые должны быть созданы для них.
Расположение комнатных зеленых растений в классе.
Ознакомить с правилом расположение зелёных растений. Наиболее подходящие схемы расположения комнатных растений.
Комнатные растения для северного окна.
Северное окно является идеальным местом для многих красивых и очень желанных комнатных растений. Гибриды антуриума, гибриды бегонии королевской, кордилина, циперус, фатсия, цикламен, традесканция, араукария, сенполия, нефролепис.
Комнатное растение для южного окна.
Существует целый ряд очень эффектных обитателей залитых солнцем степей, пустынь полупустынь, терновников и других сходных по природным условиям зон. Эти растения требуют чаще полив., Абутилон, гусмания, сансевиерия, толстянка ярко красная, аспарагус . колеус, хойя, мирт, каланхое.
Составление композиций.
Неприхотливые комнатные растения. Комнатные растения с пёстрыми листьями. Комнатные растения цветущие зимой(бегония, молочай, цикламен, примула, гиацинт, амариллис).Комнатные растения для прохладных помещений.
Подвесные кашпо, одиночные растения.
Знакомство с лазающими, вьющимися растениями (тетрастигма, колумнея, колокольчик, традесканция, сингониум, плющ, пассифлора, хойя, бегония Лимминга).
Зеленая стена. Цветочница.
Многие комнатные растения по хаpaктеру лазающие лианы. Не прихотливы и легко карабкаются вверх по опорам, образуя зелёные стены (девичий виноград, циссус, камнеломка, сциндапсус). Правила Формирования цветочницы вые.
Семейство бромелиевых
В семейство бромелиевых входит более 2000 видов. Семейства бромелиевые, кактусо является бассейн реки Амaзoнки и тропики Америки. Эти растения любят тепло, влажность, тень. Эпифиты растения, произрастающие на скалах и деревьях они имеют яркую пёструю окраску. Декоративные бромелиевые не требуют особого ухода.
Семейство бегониевые.
Семейство бегониевые включает около 800 видов, произрастающих в лесах тропических и субтропических лесах, а также в горных районах всего мира, за исключением Австралии. У растений семейства бегониевых очень красивая окраска и разнообразные формы листовых пластин. Род делится на две группы: декоративно- лиственные и декоративно-цветущие бегонии.
Пальмовые.
Пальмы – древнейшие растения. 2500 видов этого семейства произрастают в тропиках Южной Америки и Африки. Амaзoнку коренные жители называют пальмовой рекой. Использование пальм человеком. Пальмы – ото древовидные растения, достигающие 50–60 метров. Пальмы зимой.
Семейство орхидных.
Это самые красивые растения на Земле. Они встречаются в разных регионах земного шара. Насчитывается их около 30 тысяч. Наземные растут на обыкновенной почве, сапрофиты растут на продуктах разложения растений, эпифиты на других растениях. Требуется яркое освещение с тщательным применением.
Семейство Амариллисовых, Ароидных.
Семейство амариллисовых включает в себя 85 родов или 1100 видов. Родина их тропические районы Африки, Южной Америки. В России их 35 видов. 11 видов занесены в Красную книгу России. Амариллисовые – луковичные реже корневищные растения. Среди них есть лекарственные растения.
Семейство Ароидных насчитывает около 110 родов и 2000 видов растений, среди которых есть наземные, водные, эпифиты и лианы. Зоной распространения этого семейства являются тропические леса, но некоторые виды произрастают и в умеренном климате.
Семейство Аизовых; Молочайных.
Семейство Аизовых – это “Живые камни” в природе они растут на камнях и внешне похожи на них. Родина – пустыни Африки. Растения мелкие до 1,5–5 см. Рисунки их листьев привлекают коллекционеров. Зимой полив не нужен, но нужно много света.
Семейство Молочайных включает в себя 290 родов и 7500 видов. В природных условиях произрастают в тропических частях Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Имеют форму вечно-зелёных деревьев, трав и суккулентов.
Папоротники.
Папоротники – самый древний класс споровых крупнолистых растений. Существуют огромные папоротники с листьями, вырастающими до 6 м в длину, и мелкие, как мох, размером не более 2–3 мм. Более 10 тысяч видов произрастает в разных широтах Земли. В качестве декоративных растений используется более 2000 видов. Необходима большая влажность воздуха.
Насекомоядные растения. Семейство Рутовых. Марантовых. Представители семейства Рутовых происходят из тропических и субтропических лесов. Всего известно 900 видов, объединённых в 150 родов. На территории России произрастает 40 видов. Наиболее важное значение имеют цитрусовые (пища, медицине).
Семейство Марантовых включает в себя 400 видов. Родина их тропики Евразии и Америки. Листья их очень эффектны: яркими жилками или пятнами, геометрической формы.
Уникальные растения, способные переваривать насекомых и кусочки мяса (непентис, росянка, венерина мухоловка). Родина Северная и Южная Америка.
Суккуленты.
Суккуленты – многолетние растения с мясистыми сочными листьями или стeблями. Большинство суккулентов произрастает в пустынях, полупустынях или плоскогорьях Америки, Южной Африки и Австралии. Люди их используют в качестве технических, кормовых, лекарственных и пищевых культур.
Бонсай.
Родиной бонсай считается Древний Китай. Название бонсай происходит от древнекитайского словосочетания “пан-сан”, которое в переводе означает “дерево в чаше ”. В 6 веке искусство бонсай вместе со стрaнcтвующими буддийскими монахами проникло из Китая в Японию. Существует несколько способов выращивания карликовых деревьев. Выращивание растения из семян. Бонсай можно вырастить из черенков или отводков.
Ещё один способ выращивания бонсая – прививки. Чаще его используют для цветущих и плодоносящих деревьев. Как правильно формировать бонсай. Стили бонсай. Композиции из нескольких растений.
Требования для содержания комнатных растений
Для того чтобы купленное растение долго радовало хозяина, нужно знать условия его содержания. Правильное размещение цветочных горшков в комнате.
Режим освещения (естественное, искусственное, светолюбивые, теневыносливые).
Освещение – один из важных факторов развития комнатных культур. Однако и слишком интенсивный свет бывает вреден для растений. У каждой культуре свои требования к световому режиму. Три типа светолюбивых растений.
Полив растений.
Всем растениям необходим полив, так как растения без воды неизбежно погибают. Вода имеет огромное значение для всех жизненных процессов жизнедеятельности растения: фотосинеза, усвоение и передвижения минеральных веществ, регуляции температуры. Правила полива.
Влаголюбивые. Засухоустойчивые.
К влаголюбивым растениям относятся такие растения, которым требуется постоянно влажная или переувлажнённая почва. Поливать их следует часто, чтобы почва в горшке никогда не пересыхала.
Засухоустойчивые растения нуждаются в умеренном поливе, некоторые и вовсе не требуют полива зимой.
Влажность воздуха. Тропические растения. Пустынные растения.
Влажность воздуха в помещении зависит от времени года, расположения окон и типа отопления. Летом, в жаркую погоду воздух всегда более сухой, чем весной, зимой, осенью, так как холодный воздух быстрее насыщается парами воды. Одни растения предпочитают повышенную влажность, другие – сухой воздух.
Температурный режим. Теплолюбивые растения. Холодоустойчивые растения.
Большинство растений происходят из тропических и субтропических районов, но при слишком высокой температуре, влажность воздуха понижается, и это отрицательно сказывается наросте растений. К теплолюбивым относятся цветы: глоксиния, адиантум, каладиум.
Холодолюбивые растения любят понижения температуры воздуха зимой 9–13 градуса – лучшая температура для растений: азалия, кипарис, туя, гортензия, кала.
Составление паспорта растения.
Правила составления паспорта растения. Название (латынь). Происхождение. Уход: освещение, полив, влажность воздуха, пересадка, размножение.
Вегетативное размножение стeблевыми и верхушечными черенками.
Вегетативное размножение – это укоренение частей растения, безусловно, самый распространённый способ размножения комнатных культур. Его положительные свойства – возможность сохранения и передача всех сортовых признаков растения.
Вегетативное размножение листовыми черенками.
Листовые черенки ,как правило отбирают, на растениях которые имеют очень короткие стeбли, а их листья образуют розетку. Высаженные черенки не следует заливать водой, так как это может привести к их загниванию. Защищают листовые черенки от испарения, прикрывая их целлофаном или стеклом.
Вегетативное размножение отпрысками и отводками.
Самое распространенное растение, дающее отпрыски или дочерни растения – хлорофитум. Отличается этим и каланхоэ, толмея, камнеломка, агава. Нужно только вовремя взять и посадить растение в отдельное кашпо.
Вегетативное размножение усами, воздушными отводками.
Усами размножается не только садовая клубника, но и ряд комнатных растений. Для укоренения побега нужно просто слегка прикопать его почвой в другом горшке. Спустя 2 недели плеть можно обрезать.
Вегетативное размножение (делением куста, корневища).
Это размножение используют весной, во время пересадки сильно разрастающихся растение, например аспарагус, бегонию, папоротник, циперус и т. д.
Размножение суккулентов.
При размножении суккулентов применяется два вида размножения: семенного и вегетативного. Второй применяют чаще. Оптимальное время для размножения весна–лето. Зимой у многих суккулентов период покоя.
Размножение пальм.
Используют метод проращивания семян. Отличительная особенность пальм, что их точка роста находится на верхушке стeбля, и если ее отрезать, растение погибнет. Семена пальм очень быстро теряют всхожесть. Для полива нужно использовать мягкую воду. Появившиеся всходы нужно закаливать.
Размножение кактусов.
Важный момент: перед укоренением черенок кактуса необходимо подсушить 1–2 дня. Черенок кактуса не нуждается в укрытие стеклом. Посадку осуществляем в песок или используем торфяную основу.
Размножение папоротников.
Деление растения на пополам при пересадке. Другой способ – проращивание спор папоротника. Сеянцы нуждаются в рыхлом и влажном субстрате, накрытой пленкой. Сеянцы требуют пересадки, достигшие в высоту более 5 см.
Размножение орхидей и луковичных.
Проще всего орхидеи размножаются – вегетативным способом. Корневище разрезают на несколько частей и высаживают в субстрат, специальную смесь. Необходима яркая освещенность и свежий воздух, без сквозняков. Для того чтобы сеянец оформился требуется не менее 5 лет.
У луковичных растений после окончания цветения происходит отмирание старой луковицы и развитие новых луковиц-деток, их то и отбирают для размножения. Луковицы садят в 3 раза больше размера луковичек. Более быстрый способ размножения-выреза донца луковицы.
Размножение семенами.
Размножение семенами – доступный, простой способ получения посадочного материала. Семена чаще всего приобретают в магазине. Проверить всхожесть. Подход к высеиванию мелких и крупных семян различен. Обязателен полив из пульверизатора и накрытие стеклом или полиэтиленом. Процесс прорастания у некоторых семян различен.
Подкормка удобрений.
Комнатные растения нуждается в периодической подкормки, от которой зависит их нормальное развитие. Чтобы предотвратить преждевременное истощение почвы, в неё вносят удобрения. Кислая и уплотнённая почва приводит к различным заболеваниям растений.
Виды удобрений.
В зависимости от природы происхождения удобрения делятся на минеральные, органические, бактериальные.
Минеральные – это фосфорные, азотные, калийные. Большой популярностью пользуется карбамид – мочевина, аммиачная селитра (нитрат аммония).
Органические удобрения – навоз, компост, птичий помёт, зелёное удобрение, стружка и опилки древесины.
Бактериальные удобрения – нитрагин, азотобактерин (содержат в себе свободно живущих микроорганизмов).
Периодичность внесения подкормки.
Неприхотливые растения могут обойтись без подкормки весь год, а быстро растущие экземпляры, с развитой корневой системой нуждаются в ней гораздо чаще. В подкормке растения особенно нуждается в период активного роста.
Обрезка и формирование растения.
Чтобы крона была красивой нужно удалять верхушечные или боковые побеги. Тонкие, длинные побеги нужно удалять. Прищипку проводят для того, чтобы усилить ветвление куставидных и ампельных растений (колеус, традесканция).
Полировка растения.
Широкие листья многих растений (монстера, фикус, филодендрон) нуждаются в особом уходе. На них чаще, чем на узких осаждается пыль. Однако просто мытья не достаточно. Можно воспользоваться разными способами: пиво, растительное масло, молоко, слабый раствор уксуса.
Выгонка луковичных растений.
Выгонка луковичных растений необходима, для того чтобы растения зацвели. При неправильном содержании луковицы могут прорости, но не зацвести. От времени выгонки и зависит время цветения. Нужно взять луковицу положить в чашку залить немного водой и поставить в холодильник, до тех пор, пока не образуются корни. Посадить в землю, убрав от ярких лучей. Цветение такой выгонки может начаться через 4–6 недель.
Беспочвенное выращивание растений. Гидропоника.
Как известно почва является источником питательных веществ. Однако можно выращивать растения и использовав другие технологии. При гидропонном выращивании используют керамзит, песок и др. Питательные вещества поставляют в растворе прямо в смесь.
Беспочвенное выращивание растений. Ионитопоника.
Этот метод используют реже, так как используются ионообменные материалы, обладающие способностью накапливать и хранить микроэлементы и питательные вещества. В отличии от гидропоника этот субстрат не нужно поливать питательным раствором, достаточно простой воды. Лучший состав ионитной почвы считается – пенополиуретан.
Классификация почв. Механический состав. Структура почвы.
Успех выращивания многих растений зависит от того, как правильно подобрана почва. Она хаpaктеризуется кислотностью, механическим составом, структурой. Кислотность почвы можно проверить лакмусовой бумажкой (кислая – краснеет; щелочная – синеет). По механическому составу почвы делятся: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Для выращивания комнатных растений используют специальные смеси из разных почв: дерновая, листовая, торфяная, перегнойная, вересковая, хвойная, и т.д.
Проблемы возникающие при выращивании растений.
Переувлажнение почвы, перепады температур, сквозняки, недостаток света, горячий сухой воздух. Это все может привести к гибели растения.
Свет, вода, тепло, влажность воздуха, минеральные вещества – вот пять составляющих, которые нужно всегда учитывать.
Вредители комнатных растений – ложнощитовки.
Комнатные растения иногда поражаются насекомыми вредителями, которые вызывают различные заболевания. Ложнощитовки мелкие сосущие насекомые, похожие на щитовок. Чтобы избавиться от них растение необходимо обработать 3% раствором мыльной эмульсии. В случаи сильного поражения растение надо выбросить.
Щитовки.
Это мелкие всеядные сосущие насекомые, которые бывают бродяжками. Двигаются только в стадии личинки. После того как они прикрепятся к растению на них телах появляются коричневые щитки, которые легко можно удалить. Уничтожить их можно протерев листья мыльным раствором или настоем табака.
Цикламеновые клещики.
Очень мелкие насекомые которые появляются на нижнее стороне листа и внешне напоминают пыль. Эти вредители всасывают сок растений, поэтому края листьев сворачиваются и опадают бутоны, растение гибнет. Нужно обработать растение раствором инсектицидного мыла.
Тли.
Мелкие сосущие насекомые, которые поселяются на листьях и концах молодых побегов и становятся причиной деформации растений и его гибели. Тли, как и щитовки выделяют липкую жидкость, покрывающую растение, на которой появляется сажистый гриб. При обработке можно использовать мыльный раствор и тобачный, так же опрыскать карбофосом или актелином.
Паутинные или красные оранжерейные клещики.
Мелкие – сосущие насекомые оранжевого, красного, желто-зеленого цвета. Длина тела не превышает 1 мм, поэтому их очень трудно разглядеть. Клещи очень быстро размножаются там, где воздух сухой и теплый. Избавиться от них можно, опрыскивая растение несколько раз в день.
Ногохвостки, или падуры.
Прыгающие насекомые длиной около 2 мм, которое поселяется в почве и питается растительными остатками. Причиной чаще всего становится избыточный полив. Чтобы ногохвостки исчезли – нужно сократить полив.
Трипсы.
Мелкие сосущие насекомые, бурого цвета, с оранжевым брюшком, длиной 1–1,5 мм. Поселяются на нижней стороне листа, питаясь соком растения. Признак появления – белесые пятна на внешней стороне, и темные на нижней. Листья опадают, Цветки деформируются. Часто этой болезнью страдает розы, бегонии, фуксии. Избавиться от них поможет раствор лука, чеснока, холодный мыльный раствор.
Оранжерейные белокрылки.
Мелкие белые бабочки длиной 3–5 мм, чаще всего поселяются на нижней стороне листа. Они напоминают моль, личинки высасывают сок растения. На выделениях вскоре появляется сажестый гриб. Поможет мыльный раствор и прохладное сухое помещение.
Листовые нематоды.
Мелкие черви, причиной возникновения служат высокая температура и высокая влажность воздуха в комнате. Они питаются соком растения, при этом листья опадают. Заменить почвенный корм, удалить поврежденные участки.
Мучнистые червецы.
Мелкие коричневые и розовые насекомые, покрытые белым налетом. Очень подвижны и наносят большой вред. Быстро размножаются при сухом воздухе. Нужно в ручную убрать их с растения, и опрыскать раствором карбофоса.
Болезни комнатных растений. Мучнистая роса.
Растения чаще заболевают из-за не правильного ухода. Мучнистая роса поражает из-за неправильного выбора места расположения, повышенного содержания азота, высокой влажности. Эти грибковое заболевание проявляется в виде белого налета на стeблях, листьях, цветах. Для борьбы опыляют раствором серы, при т=25 гр.
Корневая гниль.
Фузариоз – грибное заболевание корня. Возникает из-за большой влаги в почве. Корневая гиль изменяет цвет листьев. Следует пересадить растение, обработав корень раствором фталана.
Чёрная ножка.
Возникает из-за чересчур высокой влажности. Этот гриб переживает зиму в почве, поэтому почву перед посевом необходимо обработать раствором 1% формалина.
Ложная мучнистая роса.
При высокой влажности и высокой температуре появляется налет белесого цвета, это значит, что в растении присутствуют споры ложной мучнистой росы. Листья темнеют, опадают. Нужно уничтожить больные листья, остальные обработать бордоской жидкостью или дитаном, поставив растение в прохладное место.
Серая гниль.
При низкой температуре и высокой влажности недостатке света –возникает серая гниль. Больные побеги и листья следует удалить. Растение обработать бордоской жидкостью.
Сажистый гриб (чернь).
Если на листьях появился черный налет – это сигнал о неправильном уходе и болезни растения. Убрать больные побеги, чаще протирать листья мокрым тампоном.
Ржавчина.
Эти споры грибов заносятся в комнату ветром, и образуют ржаво- бурые пятна на нижней стороне листа. Необходимо удалить зараженные листья, обработать.
Пятнистость листьев.
Этот гриб любит высокую температуру и высокую влажность. Обычно болеют старые листья, покрываясь серыми, бурыми пятнами. Следует убрать больные листья и обработать фунгицидами.
Комментарии:
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
25 11 2025 13:41:51
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
24 11 2025 10:16:44
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
23 11 2025 13:59:46
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
22 11 2025 7:47:57
Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....
21 11 2025 6:30:40
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
20 11 2025 6:36:10
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
19 11 2025 18:12:51
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
18 11 2025 6:24:38
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
17 11 2025 13:10:19
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
16 11 2025 10:21:24
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
15 11 2025 23:26:29
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
14 11 2025 10:13:56
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
13 11 2025 19:19:29
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
...
12 11 2025 6:52:33
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
11 11 2025 5:42:41
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
10 11 2025 8:12:47
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
09 11 2025 8:55:38
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
08 11 2025 8:57:55
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
07 11 2025 5:54:15
На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
...
06 11 2025 12:39:38
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
05 11 2025 2:18:50
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
04 11 2025 20:49:22
Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
03 11 2025 7:19:20
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
02 11 2025 5:57:57
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
01 11 2025 15:40:22
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
31 10 2025 6:46:43
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
30 10 2025 20:11:43
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
29 10 2025 3:39:17
Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями.
...
28 10 2025 6:50:40
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
...
27 10 2025 19:41:24
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
26 10 2025 5:57:30
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
25 10 2025 10:38:43
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
24 10 2025 23:38:29
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
23 10 2025 18:39:12
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
22 10 2025 8:28:14
Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....
21 10 2025 0:13:15
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
20 10 2025 20:22:58
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
19 10 2025 13:18:52
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
18 10 2025 16:49:23
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ.
...
17 10 2025 17:47:42
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
16 10 2025 23:57:48
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
15 10 2025 3:19:18
В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи».
В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя.
Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов.
...
14 10 2025 16:40:14
Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....
13 10 2025 23:17:19
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
12 10 2025 21:33:27
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
11 10 2025 5:20:22
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
10 10 2025 19:57:11
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
09 10 2025 4:18:12
Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....
08 10 2025 15:40:46
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
07 10 2025 12:27:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




