Методическая разработка "Комнатное цветоводство"
Актуальность программы
Важное направление в развитии личности нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного ухода за комнатными растениями.
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа “Комнатное цветоводство.
Cейчас комнатное цветоводство чрезвычайно распространено. За несколько веков люди, работающие с растениями, накопили немало знаний о том, как правильно выращивать в помещении растения тех или иных семейств, какие для них необходимо создавать условия, как защитить их от вредителей и болезней, а так же как с помощью домашних растений сделать дом или рабочее место намного уютнее и красивее. Именно об этом и многом другом учащиеся узнают, изучая кружок “комнатное цветоводство”.
Эта программа включает углубленное теоретического и пpaктического материала.
Таким образом, сегодня знания биологии востребованы современным обществом, а их использование имеет большие экономические возможности. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства квартир, учебных помещений и рабочих.
Цель программы “Комнатного цветоводства”
– Создать условия для расширения полученных знаний на уроках о комнатных цветах и подкрепление теоретических знаний, полученных на уроках биологии, пpaктическими специально-предметными навыками, т.к. в процессе изучения ботаники крайне мало времени отводится на пpaктические работы.
– Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.
– Сформировать интерес к цветоводству.
– Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Задачи:
– Сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведение пpaктических работ и наблюдений за комнатными цветами.
– Обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии цветовода или работе в тепличном хозяйстве.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно проводить пpaктические работы.
2. Ухаживать за комнатными растениями.
3. Уметь пересаживать растения и знать виды вегетативного размножения.
Формы подведение итогов:
– Организация выставки растений.
– Защита реферата.
Тематическое планирование:
Всего часов – 114
Лекций – 48
Пpaктических работ – 57
Экскурсии – 4
Литература
1. Жизнь растений / под ред.Федорова А.А. – М..; Просвещения, 1998.
2. Клинковская, Н.И., Пасечник, В.В. Комнатные растения в школе. М.: Просвещение, 1989.
3. Кузнецова, В.И. Уроки биологии. 6–7 класс. – М.: Просвещение 1991.
4. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1995.
5. Комнатные растения от А до Я. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Гранд, 2004.
6. Комнатные растения. – М.: АСТ: Астрель, 2001.
7. Новейшая энциклопедия комнатных растений. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
№ п/п |
Всего часов | Тема |
Введение (из истории комнатного цветоводства) |
Дата |
|
1 | 1 | Введение (из истории комнатного цветоводства) | лекция | ||
2 | 3 | Выбор растений. Tрaнcпортировка. | лекция | 3.09 | |
3 | Выбор растений. Tрaнcпортировка | экскурсия | Пр. р. № 1 “Посещение цветочного магазина” | 4.09 | |
4 | Выбор растений. | экскурсия | Пр. р. № 2 “Посещение цветочного магазина” | 7.09 | |
5 | 1 | Условия для комнатного растения. Акклиматизация. | лекция | 10.09 | |
6 | 1 | Знакомство с определителем комнатных растений | Пр. р. № 3 “Определение цветов в классе” | 11.09 | |
7 | 1 | Расположение зеленых растений в классе | лекция | 14.09 | |
8 | 2 | Комнатные растения для северного окна. | лекция | 17.09 | |
9 | Комнатные растения для северного окна. | Пр. р. № 4 “Растения для северного окна” | 18.09 | ||
10 | 2 | Комнатные растения для южного окна. | лекция | 21.09 | |
11 | Комнатные растения для южного окна. | Пр. р. № 5 “Растения южного окна” | 24.09 | ||
12 | 2 | Составление композиций. | Пр. р. № 6 “Сад на подоконнике” | 25.09 | |
13 | Составление композиций | Пр. р. № 7 “Сад на подоконнике” | 28.09 | ||
14 | 1 | Подвесные кашпо, одиночные растения. | лекция | 1.10 | |
15 | 1 | Зелёная стенка. Цветочница. | лекция | 2.10 | |
16 | 1 | Семейства растений. Семейства Бромелиевые, Кактусовые. | лекция | 5.10 | |
17 | 1 | Семейства Бегониевые. | лекция | 8.10 | |
18 | 1 | Семейство Пальмовые. | 9.10 | ||
19 | 1 | Семейство Орхидных. | Пр. р. № 8 “Составление паспортов растений” | 12.10 | |
20 | 1 | Семейство Амариллисовых, Ароидных | лекция | 15.10 | |
21 | 1 | Семейство Аизовых, Малочайных. | Пр. р. № 9 “Составление паспорта растений” | 16.10 | |
22 | 3 | Папоротники. | лекция | 19.10 | |
23 | Папоротники. | Пр. р. № 10 “Составление паспорта” | |||
24 | Папоротники. | Пр. р. № 11 “Составление паспорта” | 22.10 | ||
25 | 1 | Семейство Рутовых. Семейство Марантовых. Насекомоядные растения. | лекция | 23.10 | |
26 | 2 | Бонсай. | лекция | 26.10 | |
Бонсай. | Пр. р. № 12 “Оформление бансай” | 29.10 | |||
27 | 1 | Требование к содержанию комнатных растений | лекция | 30.10 | |
28 | 1 | Режим освещения (естественное,
искусственное, светолюбивые, теневыносливые! |
лекция | 2.11 | |
29 | 2 | Тенелюбивые растения. | лекция | 5.11 | |
30 | Тенелюбивые растения. | Пр. р. № 13 “Составление паспорта” | 6.11 | ||
31 | 2 | Полив растений. | лекция | 9.11 | |
32 | Полив растений. | Пр. р. № 14 “Правильный полив растений” | 12.11 | ||
33 | 2 | Влаголюбивые. Засухоустойчивые | лекция | 13.11 | |
34 | Влаголюбивые. Засухоустойчивые | Пр. р. № 15 “Определение растений” | 16.11 | ||
35 | 2 | Влажность воздуха. Тропические растения Пустынные растения | лекция | 19.11 | |
36 | Влажность воздуха. Тропические растения Пустынные растения | Пр. р. № 16 “Определение растений” | 20.11 | ||
37 | 2 | Температурный режим. Теплолюбивые. Холодоустойчивые растения | лекция | 23.11 | |
38 | Температурный режим. Теплолюбивые. Холодоустойчивые растения | Пр. р. № 17 “Определение растений” | 26.11 | ||
39 | 5 | Составление паспорта растений. | лекция | 27.11 | |
40 | Составление паспорта растений. | лекция | 30.11 | ||
41 | Составление паспорта растений. | Пр. р. № 18 “Составление паспорта” | 3.12 | ||
42 | Составление паспорта растений. | Пр. р. № 19 “Составление паспорта” | 4.12 | ||
43 | Составление паспорта растений. | Пр. р. № 20 “Составление паспорта” | 7.12 | ||
44 | 8 | Вегетативное размножение (стeблевыми черенками и верхушечными черенками). | лекция | 10.12 | |
45 | Вегетативное размножение (отпрысками, отводками). | лекция | 11.12 | ||
46 | Вегетативное размножение (усами, отводками, делением корня и корневища). | лекция | 14.12 | ||
47 | Вегетативное размножение (стeблевыми и верхушечными черенками) | Пр. р. № 21 “Размножение стeблем и верхушечными черенками” | 17.12 | ||
48 | Вегетативное размножение (листовыми черенками) | Пр. р. № 22 “Размножение листовыми черенками” | 18.12 | ||
49 | Вегетативное размножение (отпрысками и отводками) | Пр. р. № 23 “Размножение отпрысками и отводками” | 21.12 | ||
50 | Вегетативное размножение (усами, воздушными отводками). | Пр. р. № 24 “Размножение усами, отводками” | 24.12 | ||
51 | Вегетативное размножение (деление куста и корневища). | Пр. р. № 25 “Размножение корневищем” | 25.12 | ||
52 | 2 | Размножение суккулентов. | лекция | 28.12 | |
53 | Размножение суккулентов. | Пр. р. № 26 “Размножение суккулентов” | 4.01 | ||
54 | 2 | Размножение пальм | лекция | 11.01 | |
55 | Размножение пальм | Пр. р. № 27 “Размножение пальм” | 14.01 | ||
56 | 2 | Размножение кактусов. | лекция | 14.01 | |
57 | Размножение кактусов. | Пр. р. № 28 “Размножение кактусов” | 15.01 | ||
58 | 2 | Размножение папоротников. | лекция | ||
59 | Размножение папоротников. | Пр. р. № 29 “Размножение папоротников” | 18.01 | ||
60 | 2 | Размножение орхидей и луковичных растений. | лекция | 21.01 | |
61 | Размножение орхидей и луковичных растений. | Пр. р. № 30 “Размножение луковичных растений” | 22.01 | ||
62 | 2 | Размножение семенами | лекция | 25.01 | |
63 | Размножение семенами | Пр. р. № 31 “Посев семян” | 28.01 | ||
64 | 2 | Подкормка удобрениями | лекция | 29.01 | |
65 | Виды удобрений | Пр. р. № 32 “Определение удобрений” | 1.02 | ||
66 | 2 | Периодичность внесения подкормки. | лекция | 4.02 | |
67 | Периодичность внесения подкормки. | Пр. р. № 33 “Удобряем цветы” | 5.02 | ||
68 | 2 | Формирование комнатного растения. | лекция | 8.02 | |
69 | Формирование комнатного растения. | Пр. р. № 34 “Формирование кроны” | 11.02 | ||
70 | 2 | Полировка комнатного растения | лекция | 12.02 | |
71 | Полировка комнатного растения | Пр. р. № 35 “Полировка цветов” | 15.02 | ||
72 | 2 | Выгонка луковичных растений. | лекция | 18.02 | |
73 | Выгонка луковичных растений. | Пр. р. № 36 “Выгонка луковицы” | 19.02 | ||
74 | 3 | Беспочвенное выращивание комнатных растений. Гидропоника. Ионитопоника. | лекция | 22.02 | |
75 | Беспочвенное выращивание комнатных растений | Пр. р. № 37 “Выращивание растений без почвы” | 25.02 | ||
76 | Беспочвенное выращивание комнатных растений | Пр. р. № 38 “Выращивание растений без почвы” | 26.02 | ||
77 | 2 | Проблемы, возникшие, при выращивании комнатных растений(сквозняки, прямые солнечные лучи) | лекция | 27.02 | |
78 | Проблемы, возникшие, при выращивании комнатных растений (сквозняки, прямые солнечные лучи) | Пр. р. № 39 “Уход за растениями” | 29.02 | ||
79 | 4 | Вредители (ложноножки, щитовки, клещи, тли) | лекция | 3.03 | |
80 | Вредители (ложноножки щитовки) | Пр. р. № 40 “Борьба с вредителями растений” | 4.03 | ||
81 | Вредители (клещи) | Пр. р. № 41 “Борьба с вредителями растений” | 7.03 | ||
82 | Вредители (тли) | Пр. р. № 42 “Борьба с вредителями растений” | 10.03 | ||
83 | Вредители (трипсы, листовые нематоды, белокрылки, червецы) | лекция | 11.03 | ||
84 | Вредители (трипсы, листовые нематоды) | Пр. р. № 43 “Борьба с вредителями растений” | 14.03 | ||
85 | Вредители (белокрылки, червецы) | Пр. р. № 44 “Борьба с вредителями растений” | 17.03 | ||
86 | 2 | Болезни (мучнистая роса, корневая гниль) | лекция | 18.03 | |
87 | Болезни (мучнистая роса, корневая гниль) | Пр. р. № 45 “Первая помощь” | 21.03 | ||
88 | 2 | Болезни (черная ножка, ложная мучнистая роса) | лекция | 24.03 | |
89 | Болезни (черная ножка, ложная мучнистая роса) | Пр. р. № 46 “Первая помощь” | 25.03 | ||
90 | 3 | Болезни (серая гниль, ржавчина, пятнистость листьев) | лекция | 28.03 | |
91 | Болезни (серая гниль, ржавчина) | Пр. р. № 47 “Первая помощь” | 31.03 | ||
92 | Болезни (пятнистость листьев) | Пр. р. № 48 “Первая помощь” | 1.04 | ||
93 | 2 | Пересадка растений. Пикировка. | лекция | 4.04 | |
94 | Пересадка растений. Пикировка. | Пр. р. № 49 “Пикировка” | 7.04 | ||
95 | 3 | Классификация почв. Механический состав почвы. Структура почвы. | лекция | 14.04 | |
96 | Классификация почв. Механический состав почвы. Структура почвы. | Пр. р. № 50 “Виды почв” | 15.04 | ||
97 | Классификация почв. Механический состав почвы. Структура почвы. | Пр. р. № 51 “Структура почвы” | 18.04 | ||
98 | 2 | Уход за растениями во время отпуска | лекция | 21.04 | |
99 | Уход за растениями во время отпуска | Пр. р. № 52 “Перед тем как уехать!” | 22.04 | ||
100 | 3 | Обобщение знаний | лекция | 25.04 | |
101 | Обобщение знаний | конференция | 28.04 | ||
102 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 53 “Оформление зеленого уголка” | 29.04 | ||
103 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 54 “Оформление зеленого уголка” | 2.05 | ||
104 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 55 “Оформление | 5.05 | ||
105 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 56 “Оформление зеленого уголка” | 6.05 | ||
106 | Оформление зеленого уголка | Пр. р. № 57 “Оформление зеленого уголка” | 9.05 | ||
107 | Подготовка творческих работ. | Индивидуальная работы | 12.05 | ||
108 | Подготовка творческих работ. | Индивидуальная работы | 13.05 | ||
109 | Подготовка творческих работ. | Индивидуальная работы | 16.05 | ||
110 | Подготовка творческих работ. | Индивидуальная работы | 19.05 | ||
111 | Защита творческих работ | 20.05 | |||
112 | Посещение станции Ю.Н. | Экскурсия | 23.05 | ||
113 | Посещение тепличного хозяйства | Экскурсия | 26.05 | ||
114 | Подведение итогов | Задание на лето | 27.05 |
Содержание
Введение. История комнатного цветоводства. Первый зимний сад в Кёльне. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного цветоводства в России.
Выбор растений. Tрaнcпортировка. Несколько советов и правил, при выборе растений и его акклиматизации.
Условия для комнатного растения. Акклиматизация. Условия для акклиматизации растения.
Знакомство с определителем комнатных растений.
Данные справочника-определителя. Происхождение цветка, условия, которые должны быть созданы для них.
Расположение комнатных зеленых растений в классе.
Ознакомить с правилом расположение зелёных растений. Наиболее подходящие схемы расположения комнатных растений.
Комнатные растения для северного окна.
Северное окно является идеальным местом для многих красивых и очень желанных комнатных растений. Гибриды антуриума, гибриды бегонии королевской, кордилина, циперус, фатсия, цикламен, традесканция, араукария, сенполия, нефролепис.
Комнатное растение для южного окна.
Существует целый ряд очень эффектных обитателей залитых солнцем степей, пустынь полупустынь, терновников и других сходных по природным условиям зон. Эти растения требуют чаще полив., Абутилон, гусмания, сансевиерия, толстянка ярко красная, аспарагус . колеус, хойя, мирт, каланхое.
Составление композиций.
Неприхотливые комнатные растения. Комнатные растения с пёстрыми листьями. Комнатные растения цветущие зимой(бегония, молочай, цикламен, примула, гиацинт, амариллис).Комнатные растения для прохладных помещений.
Подвесные кашпо, одиночные растения.
Знакомство с лазающими, вьющимися растениями (тетрастигма, колумнея, колокольчик, традесканция, сингониум, плющ, пассифлора, хойя, бегония Лимминга).
Зеленая стена. Цветочница.
Многие комнатные растения по хаpaктеру лазающие лианы. Не прихотливы и легко карабкаются вверх по опорам, образуя зелёные стены (девичий виноград, циссус, камнеломка, сциндапсус). Правила Формирования цветочницы вые.
Семейство бромелиевых
В семейство бромелиевых входит более 2000 видов. Семейства бромелиевые, кактусо является бассейн реки Амaзoнки и тропики Америки. Эти растения любят тепло, влажность, тень. Эпифиты растения, произрастающие на скалах и деревьях они имеют яркую пёструю окраску. Декоративные бромелиевые не требуют особого ухода.
Семейство бегониевые.
Семейство бегониевые включает около 800 видов, произрастающих в лесах тропических и субтропических лесах, а также в горных районах всего мира, за исключением Австралии. У растений семейства бегониевых очень красивая окраска и разнообразные формы листовых пластин. Род делится на две группы: декоративно- лиственные и декоративно-цветущие бегонии.
Пальмовые.
Пальмы – древнейшие растения. 2500 видов этого семейства произрастают в тропиках Южной Америки и Африки. Амaзoнку коренные жители называют пальмовой рекой. Использование пальм человеком. Пальмы – ото древовидные растения, достигающие 50–60 метров. Пальмы зимой.
Семейство орхидных.
Это самые красивые растения на Земле. Они встречаются в разных регионах земного шара. Насчитывается их около 30 тысяч. Наземные растут на обыкновенной почве, сапрофиты растут на продуктах разложения растений, эпифиты на других растениях. Требуется яркое освещение с тщательным применением.
Семейство Амариллисовых, Ароидных.
Семейство амариллисовых включает в себя 85 родов или 1100 видов. Родина их тропические районы Африки, Южной Америки. В России их 35 видов. 11 видов занесены в Красную книгу России. Амариллисовые – луковичные реже корневищные растения. Среди них есть лекарственные растения.
Семейство Ароидных насчитывает около 110 родов и 2000 видов растений, среди которых есть наземные, водные, эпифиты и лианы. Зоной распространения этого семейства являются тропические леса, но некоторые виды произрастают и в умеренном климате.
Семейство Аизовых; Молочайных.
Семейство Аизовых – это “Живые камни” в природе они растут на камнях и внешне похожи на них. Родина – пустыни Африки. Растения мелкие до 1,5–5 см. Рисунки их листьев привлекают коллекционеров. Зимой полив не нужен, но нужно много света.
Семейство Молочайных включает в себя 290 родов и 7500 видов. В природных условиях произрастают в тропических частях Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Имеют форму вечно-зелёных деревьев, трав и суккулентов.
Папоротники.
Папоротники – самый древний класс споровых крупнолистых растений. Существуют огромные папоротники с листьями, вырастающими до 6 м в длину, и мелкие, как мох, размером не более 2–3 мм. Более 10 тысяч видов произрастает в разных широтах Земли. В качестве декоративных растений используется более 2000 видов. Необходима большая влажность воздуха.
Насекомоядные растения. Семейство Рутовых. Марантовых. Представители семейства Рутовых происходят из тропических и субтропических лесов. Всего известно 900 видов, объединённых в 150 родов. На территории России произрастает 40 видов. Наиболее важное значение имеют цитрусовые (пища, медицине).
Семейство Марантовых включает в себя 400 видов. Родина их тропики Евразии и Америки. Листья их очень эффектны: яркими жилками или пятнами, геометрической формы.
Уникальные растения, способные переваривать насекомых и кусочки мяса (непентис, росянка, венерина мухоловка). Родина Северная и Южная Америка.
Суккуленты.
Суккуленты – многолетние растения с мясистыми сочными листьями или стeблями. Большинство суккулентов произрастает в пустынях, полупустынях или плоскогорьях Америки, Южной Африки и Австралии. Люди их используют в качестве технических, кормовых, лекарственных и пищевых культур.
Бонсай.
Родиной бонсай считается Древний Китай. Название бонсай происходит от древнекитайского словосочетания “пан-сан”, которое в переводе означает “дерево в чаше ”. В 6 веке искусство бонсай вместе со стрaнcтвующими буддийскими монахами проникло из Китая в Японию. Существует несколько способов выращивания карликовых деревьев. Выращивание растения из семян. Бонсай можно вырастить из черенков или отводков.
Ещё один способ выращивания бонсая – прививки. Чаще его используют для цветущих и плодоносящих деревьев. Как правильно формировать бонсай. Стили бонсай. Композиции из нескольких растений.
Требования для содержания комнатных растений
Для того чтобы купленное растение долго радовало хозяина, нужно знать условия его содержания. Правильное размещение цветочных горшков в комнате.
Режим освещения (естественное, искусственное, светолюбивые, теневыносливые).
Освещение – один из важных факторов развития комнатных культур. Однако и слишком интенсивный свет бывает вреден для растений. У каждой культуре свои требования к световому режиму. Три типа светолюбивых растений.
Полив растений.
Всем растениям необходим полив, так как растения без воды неизбежно погибают. Вода имеет огромное значение для всех жизненных процессов жизнедеятельности растения: фотосинеза, усвоение и передвижения минеральных веществ, регуляции температуры. Правила полива.
Влаголюбивые. Засухоустойчивые.
К влаголюбивым растениям относятся такие растения, которым требуется постоянно влажная или переувлажнённая почва. Поливать их следует часто, чтобы почва в горшке никогда не пересыхала.
Засухоустойчивые растения нуждаются в умеренном поливе, некоторые и вовсе не требуют полива зимой.
Влажность воздуха. Тропические растения. Пустынные растения.
Влажность воздуха в помещении зависит от времени года, расположения окон и типа отопления. Летом, в жаркую погоду воздух всегда более сухой, чем весной, зимой, осенью, так как холодный воздух быстрее насыщается парами воды. Одни растения предпочитают повышенную влажность, другие – сухой воздух.
Температурный режим. Теплолюбивые растения. Холодоустойчивые растения.
Большинство растений происходят из тропических и субтропических районов, но при слишком высокой температуре, влажность воздуха понижается, и это отрицательно сказывается наросте растений. К теплолюбивым относятся цветы: глоксиния, адиантум, каладиум.
Холодолюбивые растения любят понижения температуры воздуха зимой 9–13 градуса – лучшая температура для растений: азалия, кипарис, туя, гортензия, кала.
Составление паспорта растения.
Правила составления паспорта растения. Название (латынь). Происхождение. Уход: освещение, полив, влажность воздуха, пересадка, размножение.
Вегетативное размножение стeблевыми и верхушечными черенками.
Вегетативное размножение – это укоренение частей растения, безусловно, самый распространённый способ размножения комнатных культур. Его положительные свойства – возможность сохранения и передача всех сортовых признаков растения.
Вегетативное размножение листовыми черенками.
Листовые черенки ,как правило отбирают, на растениях которые имеют очень короткие стeбли, а их листья образуют розетку. Высаженные черенки не следует заливать водой, так как это может привести к их загниванию. Защищают листовые черенки от испарения, прикрывая их целлофаном или стеклом.
Вегетативное размножение отпрысками и отводками.
Самое распространенное растение, дающее отпрыски или дочерни растения – хлорофитум. Отличается этим и каланхоэ, толмея, камнеломка, агава. Нужно только вовремя взять и посадить растение в отдельное кашпо.
Вегетативное размножение усами, воздушными отводками.
Усами размножается не только садовая клубника, но и ряд комнатных растений. Для укоренения побега нужно просто слегка прикопать его почвой в другом горшке. Спустя 2 недели плеть можно обрезать.
Вегетативное размножение (делением куста, корневища).
Это размножение используют весной, во время пересадки сильно разрастающихся растение, например аспарагус, бегонию, папоротник, циперус и т. д.
Размножение суккулентов.
При размножении суккулентов применяется два вида размножения: семенного и вегетативного. Второй применяют чаще. Оптимальное время для размножения весна–лето. Зимой у многих суккулентов период покоя.
Размножение пальм.
Используют метод проращивания семян. Отличительная особенность пальм, что их точка роста находится на верхушке стeбля, и если ее отрезать, растение погибнет. Семена пальм очень быстро теряют всхожесть. Для полива нужно использовать мягкую воду. Появившиеся всходы нужно закаливать.
Размножение кактусов.
Важный момент: перед укоренением черенок кактуса необходимо подсушить 1–2 дня. Черенок кактуса не нуждается в укрытие стеклом. Посадку осуществляем в песок или используем торфяную основу.
Размножение папоротников.
Деление растения на пополам при пересадке. Другой способ – проращивание спор папоротника. Сеянцы нуждаются в рыхлом и влажном субстрате, накрытой пленкой. Сеянцы требуют пересадки, достигшие в высоту более 5 см.
Размножение орхидей и луковичных.
Проще всего орхидеи размножаются – вегетативным способом. Корневище разрезают на несколько частей и высаживают в субстрат, специальную смесь. Необходима яркая освещенность и свежий воздух, без сквозняков. Для того чтобы сеянец оформился требуется не менее 5 лет.
У луковичных растений после окончания цветения происходит отмирание старой луковицы и развитие новых луковиц-деток, их то и отбирают для размножения. Луковицы садят в 3 раза больше размера луковичек. Более быстрый способ размножения-выреза донца луковицы.
Размножение семенами.
Размножение семенами – доступный, простой способ получения посадочного материала. Семена чаще всего приобретают в магазине. Проверить всхожесть. Подход к высеиванию мелких и крупных семян различен. Обязателен полив из пульверизатора и накрытие стеклом или полиэтиленом. Процесс прорастания у некоторых семян различен.
Подкормка удобрений.
Комнатные растения нуждается в периодической подкормки, от которой зависит их нормальное развитие. Чтобы предотвратить преждевременное истощение почвы, в неё вносят удобрения. Кислая и уплотнённая почва приводит к различным заболеваниям растений.
Виды удобрений.
В зависимости от природы происхождения удобрения делятся на минеральные, органические, бактериальные.
Минеральные – это фосфорные, азотные, калийные. Большой популярностью пользуется карбамид – мочевина, аммиачная селитра (нитрат аммония).
Органические удобрения – навоз, компост, птичий помёт, зелёное удобрение, стружка и опилки древесины.
Бактериальные удобрения – нитрагин, азотобактерин (содержат в себе свободно живущих микроорганизмов).
Периодичность внесения подкормки.
Неприхотливые растения могут обойтись без подкормки весь год, а быстро растущие экземпляры, с развитой корневой системой нуждаются в ней гораздо чаще. В подкормке растения особенно нуждается в период активного роста.
Обрезка и формирование растения.
Чтобы крона была красивой нужно удалять верхушечные или боковые побеги. Тонкие, длинные побеги нужно удалять. Прищипку проводят для того, чтобы усилить ветвление куставидных и ампельных растений (колеус, традесканция).
Полировка растения.
Широкие листья многих растений (монстера, фикус, филодендрон) нуждаются в особом уходе. На них чаще, чем на узких осаждается пыль. Однако просто мытья не достаточно. Можно воспользоваться разными способами: пиво, растительное масло, молоко, слабый раствор уксуса.
Выгонка луковичных растений.
Выгонка луковичных растений необходима, для того чтобы растения зацвели. При неправильном содержании луковицы могут прорости, но не зацвести. От времени выгонки и зависит время цветения. Нужно взять луковицу положить в чашку залить немного водой и поставить в холодильник, до тех пор, пока не образуются корни. Посадить в землю, убрав от ярких лучей. Цветение такой выгонки может начаться через 4–6 недель.
Беспочвенное выращивание растений. Гидропоника.
Как известно почва является источником питательных веществ. Однако можно выращивать растения и использовав другие технологии. При гидропонном выращивании используют керамзит, песок и др. Питательные вещества поставляют в растворе прямо в смесь.
Беспочвенное выращивание растений. Ионитопоника.
Этот метод используют реже, так как используются ионообменные материалы, обладающие способностью накапливать и хранить микроэлементы и питательные вещества. В отличии от гидропоника этот субстрат не нужно поливать питательным раствором, достаточно простой воды. Лучший состав ионитной почвы считается – пенополиуретан.
Классификация почв. Механический состав. Структура почвы.
Успех выращивания многих растений зависит от того, как правильно подобрана почва. Она хаpaктеризуется кислотностью, механическим составом, структурой. Кислотность почвы можно проверить лакмусовой бумажкой (кислая – краснеет; щелочная – синеет). По механическому составу почвы делятся: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Для выращивания комнатных растений используют специальные смеси из разных почв: дерновая, листовая, торфяная, перегнойная, вересковая, хвойная, и т.д.
Проблемы возникающие при выращивании растений.
Переувлажнение почвы, перепады температур, сквозняки, недостаток света, горячий сухой воздух. Это все может привести к гибели растения.
Свет, вода, тепло, влажность воздуха, минеральные вещества – вот пять составляющих, которые нужно всегда учитывать.
Вредители комнатных растений – ложнощитовки.
Комнатные растения иногда поражаются насекомыми вредителями, которые вызывают различные заболевания. Ложнощитовки мелкие сосущие насекомые, похожие на щитовок. Чтобы избавиться от них растение необходимо обработать 3% раствором мыльной эмульсии. В случаи сильного поражения растение надо выбросить.
Щитовки.
Это мелкие всеядные сосущие насекомые, которые бывают бродяжками. Двигаются только в стадии личинки. После того как они прикрепятся к растению на них телах появляются коричневые щитки, которые легко можно удалить. Уничтожить их можно протерев листья мыльным раствором или настоем табака.
Цикламеновые клещики.
Очень мелкие насекомые которые появляются на нижнее стороне листа и внешне напоминают пыль. Эти вредители всасывают сок растений, поэтому края листьев сворачиваются и опадают бутоны, растение гибнет. Нужно обработать растение раствором инсектицидного мыла.
Тли.
Мелкие сосущие насекомые, которые поселяются на листьях и концах молодых побегов и становятся причиной деформации растений и его гибели. Тли, как и щитовки выделяют липкую жидкость, покрывающую растение, на которой появляется сажистый гриб. При обработке можно использовать мыльный раствор и тобачный, так же опрыскать карбофосом или актелином.
Паутинные или красные оранжерейные клещики.
Мелкие – сосущие насекомые оранжевого, красного, желто-зеленого цвета. Длина тела не превышает 1 мм, поэтому их очень трудно разглядеть. Клещи очень быстро размножаются там, где воздух сухой и теплый. Избавиться от них можно, опрыскивая растение несколько раз в день.
Ногохвостки, или падуры.
Прыгающие насекомые длиной около 2 мм, которое поселяется в почве и питается растительными остатками. Причиной чаще всего становится избыточный полив. Чтобы ногохвостки исчезли – нужно сократить полив.
Трипсы.
Мелкие сосущие насекомые, бурого цвета, с оранжевым брюшком, длиной 1–1,5 мм. Поселяются на нижней стороне листа, питаясь соком растения. Признак появления – белесые пятна на внешней стороне, и темные на нижней. Листья опадают, Цветки деформируются. Часто этой болезнью страдает розы, бегонии, фуксии. Избавиться от них поможет раствор лука, чеснока, холодный мыльный раствор.
Оранжерейные белокрылки.
Мелкие белые бабочки длиной 3–5 мм, чаще всего поселяются на нижней стороне листа. Они напоминают моль, личинки высасывают сок растения. На выделениях вскоре появляется сажестый гриб. Поможет мыльный раствор и прохладное сухое помещение.
Листовые нематоды.
Мелкие черви, причиной возникновения служат высокая температура и высокая влажность воздуха в комнате. Они питаются соком растения, при этом листья опадают. Заменить почвенный корм, удалить поврежденные участки.
Мучнистые червецы.
Мелкие коричневые и розовые насекомые, покрытые белым налетом. Очень подвижны и наносят большой вред. Быстро размножаются при сухом воздухе. Нужно в ручную убрать их с растения, и опрыскать раствором карбофоса.
Болезни комнатных растений. Мучнистая роса.
Растения чаще заболевают из-за не правильного ухода. Мучнистая роса поражает из-за неправильного выбора места расположения, повышенного содержания азота, высокой влажности. Эти грибковое заболевание проявляется в виде белого налета на стeблях, листьях, цветах. Для борьбы опыляют раствором серы, при т=25 гр.
Корневая гниль.
Фузариоз – грибное заболевание корня. Возникает из-за большой влаги в почве. Корневая гиль изменяет цвет листьев. Следует пересадить растение, обработав корень раствором фталана.
Чёрная ножка.
Возникает из-за чересчур высокой влажности. Этот гриб переживает зиму в почве, поэтому почву перед посевом необходимо обработать раствором 1% формалина.
Ложная мучнистая роса.
При высокой влажности и высокой температуре появляется налет белесого цвета, это значит, что в растении присутствуют споры ложной мучнистой росы. Листья темнеют, опадают. Нужно уничтожить больные листья, остальные обработать бордоской жидкостью или дитаном, поставив растение в прохладное место.
Серая гниль.
При низкой температуре и высокой влажности недостатке света –возникает серая гниль. Больные побеги и листья следует удалить. Растение обработать бордоской жидкостью.
Сажистый гриб (чернь).
Если на листьях появился черный налет – это сигнал о неправильном уходе и болезни растения. Убрать больные побеги, чаще протирать листья мокрым тампоном.
Ржавчина.
Эти споры грибов заносятся в комнату ветром, и образуют ржаво- бурые пятна на нижней стороне листа. Необходимо удалить зараженные листья, обработать.
Пятнистость листьев.
Этот гриб любит высокую температуру и высокую влажность. Обычно болеют старые листья, покрываясь серыми, бурыми пятнами. Следует убрать больные листья и обработать фунгицидами.
Комментарии:
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
06 03 2025 7:26:43
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
05 03 2025 4:19:54
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
04 03 2025 8:15:49
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
03 03 2025 3:41:38
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
02 03 2025 13:17:55
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
01 03 2025 21:52:13
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
28 02 2025 5:54:31

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
27 02 2025 4:41:44
Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....
26 02 2025 14:42:14
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.
...
25 02 2025 2:27:26
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
24 02 2025 23:46:47
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
23 02 2025 5:46:49
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
22 02 2025 0:19:23
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
21 02 2025 21:45:22
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
20 02 2025 1:38:34
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
19 02 2025 13:39:23
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
18 02 2025 20:16:39
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
17 02 2025 4:59:56
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
16 02 2025 11:31:22
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
15 02 2025 19:52:50
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
14 02 2025 19:15:37
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
13 02 2025 19:55:54
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
12 02 2025 12:44:57
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
11 02 2025 4:53:48
Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока.
...
10 02 2025 16:29:19
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
09 02 2025 10:22:40

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
08 02 2025 23:25:53
Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....
07 02 2025 20:11:12
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
06 02 2025 14:59:22
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
05 02 2025 2:32:24
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах.
...
04 02 2025 1:52:37
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
03 02 2025 21:42:24
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
02 02 2025 12:40:50
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
01 02 2025 3:29:28
Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....
31 01 2025 0:26:22
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
30 01 2025 18:39:32
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
29 01 2025 9:25:28
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
28 01 2025 23:35:19
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
27 01 2025 20:57:48
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
26 01 2025 3:30:57
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
25 01 2025 21:28:53

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....
24 01 2025 16:24:32
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
23 01 2025 12:50:42
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
22 01 2025 6:52:13
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
21 01 2025 16:53:31
Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
20 01 2025 7:52:14
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
19 01 2025 11:23:40
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
18 01 2025 4:33:44
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
17 01 2025 7:37:23
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
16 01 2025 11:37:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::