Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

В давние времена правила хорошего тона предписывали при первом знакомстве затевать разговор о погоде. Задолго до появления службы предсказания погоды наши предки предсказывали погоду по Луне, звездам, облакам, по особенностям поведения животных.
В жизни мы привыкли говорить о погоде кратко – плохая, хорошая, пасмурная, ясная и т. д. Обычно такого определения бывает для нас достаточно, однако для земледелия и садоводства, мореплавания и авиации, проведения различных спортивных мероприятий подобной хаpaктеристики погоды явно недостаточно.
Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте. Она определяется такими факторами, как: атмосферное давление, направление и скорость ветра, температура, облачность, осадки, влажность [5].
Погода – фактор в высшей степени разнообразный и изменчивый. Она может меняться в течение года, месяца и даже отдельного дня. В разные годы погодные условия могут довольно резко отличаться в пределах каждого отдельно взятого сезона.
Изменения погоды могут носить как периодический, так и непериодический хаpaктер. Непериодические изменения связаны с циркуляцией атмосферы – сменяются воздушные массы и происходят резкие, но сравнительно кратковременные потепления, похолодания, выпадают осадки и т. д. Периодические изменения погоды связаны с вращением Земли вокруг своей оси (суточные изменения) [4].
Климат – фактор много более устойчивый: его особенности определяются уже сотнями лет. Но сегодняшней науке достоверно известно, что и климат может меняться (такое уже случалось, причем неоднократно). Сегодня ученые многих стран пришли к единому мнению о том, что климатические изменения с учетом их последствий представляют собой угрозу глобального масштаба.
Природные факторы воздействия на климат подразделяются на несколько групп: астрономические; геодезические; метеорологические.
Первая метеорологическая станция в России была основана в 1724 г. в Санкт-Петербурге. Все метеорологические станции нашей страны проводят наблюдения за состоянием атмосферы несколько раз в сутки. Результаты наблюдения передаются в московский Гидрометцентр, где все сведения обpaбатываются с помощью компьютеров. На основании этих данных составляют карты погоды. Эти сведения помогают специалистам-синоптикам составить прогноз погоды. Слово “прогноз” означает “предвидение”, “предсказание” [3].
Начавшееся во второй половине ХХ века потепление сегодня является достоверным фактом. Согласно результатам наблюдений, с 1987 г. среднегодовая температура в Европе увеличилась на 0,70 С. Девяностые годы были самыми теплыми за всю историю наблюдений, а 1998 г. – самым жарким. Подледная вода на Северном полюсе потеплела на 10 С [1].
Уже в нашем веке ситуация повторилась в 2002 и 2003 годах. Сотрудники Европейского центра по исследованиям и прогнозированию климата подготовили компьютерный прогноз того, как изменится климат, если потепление будет продолжаться теми же темпами, что и сегодня. Полученные ими результаты таковы: к 2100 г. среднегодовая температура поднимется на 60 С. Заметное потепление будет в Испании, Италии, Греции, а менее заметное – в северной Европе. Примерно с 2030 г. каждое второе лето будет очень жарким, а сорокаградусный зной может держаться неделями или месяцами. К 2080 г. зимний снег станет большой редкостью [1].
Российские метеорологи произвели масштабное исследование “Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период 2010 – 2015 гг.”. Согласно прогнозу средняя температура поднимется еще примерно на 0,50 С к 2015 году. Прогнозируется увеличение количества осадков примерно на 10 %. В ближайшие 10 лет ожидается также усиление весенних паводков. Больше станет пожароопасных дней по всей стране, в среднем на 5 – 7 дней за лето, что может привести к учащению лесных пожаров [1].
В связи с вышесказанным сегодня представляется актуальным и значимым изучение состояния и изменения погодных условий в средней общеобразовательной школе. Курс школьного природоведения предусматривает изучение подтемы “Погода” в составе темы “Воздух”. Учащиеся с удовольствием изучают данную тему, заинтересованно работают над ведением “Календаря погоды”.
Пpaктическая работа, посвященная наблюдению за состоянием погоды в течение месяца, состоит из трех этапов: 1. Ведение “Календаря погоды”; 2. Обработка данных “Календаря погоды”; 3. Экскурсия в Гидрометцентр г. Самары.
Выполнение пpaктической работы преследует следующие цели: усвоить понятия атмосфера, атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, амплитуда, колебания температуры, атмосферные осадки, погода, климат; изучить атмосферные процессы и причины их изменения; научиться строить таблицы и графики хода температуры, описывать погоду по плану, обpaбатывать данные “Календаря погоды”; развить: умения работать с учебником, атласом, описывать и объяснять географические явления, устанавливать причинно-следственные связи [2].
Учащиеся заполняют таблицу, отражающую ход средних дневных температур воздуха (по данным для декабря 2012 г. в Самаре):
| Дата | t0 | Дата | t0 | Дата | t0 |
Вычерчивается график ежедневной средней температуры воздуха, составляется схема классификации атмосферных осадков по состоянию и по месту образования [2].
Завершив пpaктическую работу, учащиеся делают выводы о том, как менялась погода в течение месяца, какая погода преобладала. Лучшие работы над “Календарем погоды” оформляются в творческие проекты, которые принимают участие в школьных, районных, городских научно-пpaктических конференциях “Первые шаги в науку”.
Литература:
- Бобров В. География мира: интересные факты об изменении климата / В. Бобров. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 158 с.
- Дмитриева Л.М. Уроки географии в 6 классе: метод. пособ. для учит. / Л. М. Дмитриева. – М.: Дрофа, 2007. – 143 с.
- Пакулова В.М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой, Н.В. Ивановой “Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс”: пособ. для учит. / В. М. Пакулова, Н. В. Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 111 с.
- Пакулова В.М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / В. М. Пакулова, Н. В. Иванова. – М.: Дрофа, 2007. – 222 с.
- Тимофеева Л.Л. Уроки природоведения в 5 классе по учеб.-метод. комплекту В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой “Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс” / Л. Л. Тимофеева. – М.: Дрофа, 2007. – 283 с.
Комментарии:
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
25 11 2025 18:36:44
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
24 11 2025 3:36:15
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
23 11 2025 13:21:29
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
22 11 2025 18:54:40
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
21 11 2025 4:26:20
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
20 11 2025 2:49:33
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
19 11 2025 17:38:38
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
18 11 2025 11:53:27
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
17 11 2025 5:27:51
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
16 11 2025 15:14:10
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
15 11 2025 20:54:15
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
14 11 2025 18:22:21
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
13 11 2025 1:18:11
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
12 11 2025 4:18:51
На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....
11 11 2025 7:48:29
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
10 11 2025 21:45:16
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
09 11 2025 4:11:29
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
08 11 2025 19:24:14
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
07 11 2025 15:18:10
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
06 11 2025 16:53:39
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
05 11 2025 22:49:20
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
04 11 2025 5:34:48
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
03 11 2025 23:18:10
Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания.
Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален.
Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....
02 11 2025 9:20:22
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
01 11 2025 8:21:19
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
31 10 2025 21:37:55
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
30 10 2025 7:39:16
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
29 10 2025 10:36:38
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
28 10 2025 10:28:27
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
27 10 2025 2:25:33
Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....
26 10 2025 3:57:22
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
25 10 2025 10:54:16
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
24 10 2025 18:43:23
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами.
...
23 10 2025 13:36:24
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
22 10 2025 0:19:53
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности.
...
21 10 2025 20:58:41
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
20 10 2025 17:30:28
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
19 10 2025 17:20:23
Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
18 10 2025 16:13:30
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
17 10 2025 1:37:27
В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам.
...
16 10 2025 4:48:46
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
15 10 2025 11:50:54
Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в
период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся
ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной
технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу,
оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения,
консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много
оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть
"приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и
исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p>
...
14 10 2025 4:52:28
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
13 10 2025 6:15:13
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
12 10 2025 22:55:33
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
11 10 2025 12:45:46
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
10 10 2025 18:51:10
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
09 10 2025 4:48:12
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
08 10 2025 4:41:31
В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
07 10 2025 21:23:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




