Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"
Задачи: Раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости и в желудке, роль ферментов в них, нервную и гумopaльную регуляцию этих процессов, влияние никотина и алкоголя на пищеварение.
Цель урока: Что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке.
Оборудование: Таблица «Строение органов пищеварения», накрахмаленный сухой бинт, раствор йода, спички, вата.
Содержание урока:
- Механическая переработка пищи.
- Расщепление крахмала до глюкозы в ротовой полости.
- Безусловные и условные слюноотделительные рефлексы.
Метод фистул - Павлова. - Глотание.
- Расположение желудка и особенности строения.
- Состав желудочного сока, его влияние на белки.
- Регуляция отделения желудочного сока, безусловные и
условные сокоотделительные рефлексы. - Влияние никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой
полости и в желудке.
Проверка домашнего задания
- Функции питательных веществ
(Строительная, энергетическая) - Функции пищеварительной системы
(Секреторная, двигательная, всасывательная) - Количество зубов у взрослого человека (32)
- Напишите последовательно пищеварительную систему: (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый, прямая кишка).
- Воспалительный процесс в слепой кишке (аппендицит)
- Перечислите пищеварительные железы (слюнные, печень, поджелудочная).
- Какую функцию выполняет печень ( барьерную).
Задания для учащихся
Алгоритм выполнения задания.
- Внимательно прочитай цель каждою задания.
- Прочитайте каждое задание: обратите внимание на хаpaктер задания, на работу с учебником, тетрадью.
- После выполнения каждого задания, приступайте к его проверке («Проверь себя»). Работу выполняй на листочке, при этом закрой учебник и тетрадь.
- Как только выполните задание, возьмите в конверте код правильного ответа и проверьте.
- Подсчитай число баллов, запиши их. Если вы неправильно ответили на какой-либо вопрос, вернитесь к нему снова.
После выполнения первого задания, приступайте ко второму и т.д. В конце последнего задания посчитайте общее число баллов и поставьте себе оценку.
Задание 1.
Цель: Выяснить, какие процессы пищеварения происходят в ротовой полости, какие изменения происходят с пищей в ротовой полости, роль ферментов в них, регуляцию этих процессов.
1) В статье «Отделение слюны» найдите ответы на вопросы: (устно, работая в паре)
а) Где образуется слюна? Что она собой представляет? Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желёз?
6) Какие рефлексы носят названия безусловные слюноотделительные рефлексы, условные слюноотделительные рефлексы?
в) Рассмотрите рис.64 учебника. Объясните, почему в пробирку для сбора слюны не попадает пища, почему функции слюнных желёз удобнее всего изучать методом фистул.
2) Вспомните, что такое ферменты. Рассмотрите рис.65 учебника. Определите, у какого вещества молекула крупнее - у крахмала, солодового сахара или глюкозы. Выясните:
а) какое из трёх веществ может проникнуть через клеточную мембрану.
б) Какое влияние оказывают пищеварительные ферменты на процессы пищеварении в ротовом полости.
в) Что происходит с нищей и ротовой полости.
3) Нарисуйте рефлекторную дугу слюноотделительного процесса, отметьте элементы рефлекторной дуги.
4) Прочитайте статью «Глотание», рассмотрите рис. 66 учебника. Какую роль в акте глотании играют мягкое нёбо и надгортанник.
Проверь себя: (самопроверка) 10 баллов
Что происходит с пищей в ротовой полости? Выберите номера правильных ответов:
- смачивание пищи слюной
- обезвреживание пищи
- измельчение пищи
- расщепление жиров
- превращение глюкозы в крахмал
- превращение крахмала в глюкозу
- превращение белков в аминокислоты
- превращение аминокислот в белки
Определите, в каком случае наблюдается проявление безусловного слюноотделительного рефлекса
- человек слышит звон посуды
- человек откусил кусок хлеба
- человек слышит новый рецепт салата
- человек увидел лимон
Задание 2
Выполните лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал» по инструкции на с. 220 учебника.
8 баллов
Задание 3
Цель: раскройте свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, регуляцию отделения желудочного сока.
1) В статье «Желудочный сок» найдите ответы на вопросы:
а) Из каких компонентов состоит желудочный сок?
б) Где он образуется?
в) Какую роль в процессе пищеварения играют пепсин и соляная кислота?
г) При каких условиях может происходить пищеварение в желудке?
д) Каково значение слизи, сокращение мышечного слоя стенок желудка?
2) Рассмотрите рис, 67 (с. 105 учебника) и прочитайте статью «Нервная регуляция отделения желудочного сока», познакомьтесь с методами изучения деятельности желёз желудка, предложенным И.П.Павловым, (устно, работая в паре)
а) Чем отличаются способы нервной и гумopaльной регуляции отделения желудочного сока? В чём их связь?
б) Какие пpaктические выводы можно сделать на основе знаний о нервной и гумopaльной регуляции пищеварения в желудке?
в) нарисуйте рефлекторную дугу отделения желудочного сока.
Проверь себя: (самопроверка) 10 баллов
1) Заполни таблицу:
Регуляция желудочного сокоотделения
2) Вместо точек поставь нужные термины:
а) организм не может усваивать пищу в............... виде
б) желудочный сок образуется в............
в) желудок вмещает...........пищи
г) под действием желудочного сока расщепляются, ……….. вещества.
д) стенки желудка от переваривания защищает...........
е) ферменты в желудке работают при температуре ...
При завершении урока, тетради сдаются на проверку.
Комментарии:
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
06 03 2025 2:49:48
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
05 03 2025 14:44:58
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
04 03 2025 10:10:27
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
03 03 2025 9:50:52
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
02 03 2025 3:11:51
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
01 03 2025 0:40:48
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
28 02 2025 9:53:45

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
27 02 2025 3:39:14
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
26 02 2025 3:59:57
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
25 02 2025 10:48:56
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
24 02 2025 11:50:30
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....
23 02 2025 22:30:58
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
22 02 2025 13:17:16

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
21 02 2025 11:34:46
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
20 02 2025 5:42:18
Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....
19 02 2025 9:14:16
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление
особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение
значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях
перед листопадом.
Урок рассчитан на учащихся 6-го класса.
Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение.
...
18 02 2025 7:11:20
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
17 02 2025 10:10:14
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
16 02 2025 21:17:58
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
15 02 2025 13:13:16

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
14 02 2025 1:50:30
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ.
Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация.
На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения.
Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически.
Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д.
Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений.
...
13 02 2025 11:39:54
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
12 02 2025 17:56:55
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
11 02 2025 21:18:45
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
10 02 2025 14:47:33
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
09 02 2025 2:14:54

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
08 02 2025 8:19:43
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
07 02 2025 15:27:34
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
06 02 2025 8:13:50
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
05 02 2025 22:58:27
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
04 02 2025 5:19:32
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
03 02 2025 4:37:10
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
02 02 2025 6:32:43
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
01 02 2025 19:55:38
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
31 01 2025 0:41:48
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
30 01 2025 14:26:43
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
29 01 2025 2:50:35
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
28 01 2025 23:28:46
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
27 01 2025 5:57:49
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
26 01 2025 8:29:21
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
25 01 2025 15:43:53
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
24 01 2025 15:31:51
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
23 01 2025 12:57:53
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
22 01 2025 5:44:58
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
21 01 2025 17:13:26
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
20 01 2025 7:34:18
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие.
...
19 01 2025 7:35:30
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
18 01 2025 3:13:43
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
17 01 2025 11:51:39
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
16 01 2025 21:59:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::