Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники» > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»


    Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

Описание кейса

Метод кейсов – современная технология профессионально-ориентировочного обучения, направленная на формирование у учащихся навыков совместными усилиями анализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел и выpaбатывать пpaктическое решение. Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов, что дает возможность применения противоречивой информации о них в широкой сфере учебной деятельности. Кейс по теме “Лишайники” может быть рекомендован при изучении целого ряда тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективным представляется применение данного кейса для работы с учащимся 10-11-х классов при изучении тем: “Формы взаимодействия популяций разных видов”, “Приспособленность – результат эволюции”, “Основы современной систематики”. Учащимся может быть предложена самостоятельная работа над текстом в домашних условиях с целью экономии урочного времени, а на уроке подвести итоги с применением различных форм деятельности (дискуссия, круглый стол и др.). Учащимся необходимо проанализировать информацию, выявить и отобрать наиболее важное, осмыслить значение каждого абзаца, сделать предположения, выслушать и оценить альтернативные варианты одноклассников, сформулировать заключения и выводы. В работе собрана информация об итогах исследований лишайников учеными всего мира. Учащиеся должны сделать собственные выводы о природе лишайников и о преимущественных формах взаимодействия его компонентов. Существует общепринятое мнение, что взаимодействие грибов и водорослей лишайника - симбиоз. Но так ли это? Может быть, эти отношения – пример взаимного паразитизма? Учащиеся должны выявить и обосновать критерии, на основании которых лишайники должны занять определенное систематическое положение, не обязательно соответствующее общепринятому мнению. Учащиеся должны уловить оригинальные, остроумные формы приспособленности компонентов лишайников, что должно подогреть интерес учащихся к факторам эволюции органического мира. Работа поможет учащимся обратить внимание на незаметные ранее, но теперь такие удивительные лишайники, способные выполнять в биосферы функции неподвластные другим живым организмам.

Лишайники

В биогеоценозах существуют различные формы взаимодействия живых организмов: симбиоз, паразитизм, конкуренция, нейтрализм, хищник-жертва. Лишайники - уникальная форма жизни на Земле, единственный природный организм, состоящий из двух равноправных частей - гриба и водоросли. До сих пор нет единой точки зрения о формах взаимодействия гриба и водоросли в слоевище лишайников и их систематическом положении.

***

До конца 60-х годов 19 века исследователи считали лишайники обычными растениями под стать мхам, но некоторые ботаники отказались видеть в них самостоятельный класс растений. Русский ученый Бекетов отнес лишайники к грибам, но к воздушным, так как тело их находится на поверхности субстрата. Споры у многих лишайников образуются таким же образом, как у обыкновенных шляпочных грибов.

***

В 1867 г. русские ботаники А.С. Фаминцын и О.В. Бapaнецкий установили, что в тканях лишайников имеются живые одноклеточные водоросли, способные жить, развиваться и образовывать зооспоры, совсем как их зеленые собратья

***

Симон Швенденер изолировал водоросли из лишайника. Он считал, что гриб и водоросль в лишайнике взаимно дополняют друг друга. Гриб оплел своими нитями, как паук, водоросли. Прорастая, спора гриба должна найти соответствующую водоросль, и тогда только начнется их совместное развитие. И это не водоросли вырастают на грибных нитях лишайника, а напротив – грибы присасываются к водорослям, срастаясь с ними, пуская даже в них отростки. Споры гриба без встречи с водорослями не могли развиваться.

***

Тимирязев считал, что между водорослями и грибами существует гармония и сотрудничество.

***

В начале ХХ века русский ботаник А.А. Еленкин обратил внимание на “трагическую” сторону в физиологии этих организмов. Он рассматривал лишайники как воздушные грибы, которые питаются за счет водоросли, пока она жива. Когда же она погибает, он становится сапрофитом и поедает ее останки. При этом, лишившись источника пищи, сам вскоре погибает. Английский лихенолог Дж. Кромби назвал такие отношения как противоестественный союз пленной дeвицы – водоросли и тирана-хозяина – гриба.

***

Установлено, что у лишайниковых грибов имеются гаустории – боковые выросты гиф гриба, которые прорывают оболочку клетки водоросли, проникают в ее протопласт, чтобы высасывать полезные вещества из водоросли. Иногда гифы полностью оплетают водоросли в виде сплошного покрова и при этом, сливаясь своими стенками, даже образуют “общую ткань”. На первый взгляд кажется, что водоросли не особенно страдают от плотного окружения гифами гриба: они долго сохраняют свою зеленую окраску и продолжают интенсивно делиться. Однако гриб рано или поздно все-таки убивает более старые водоросли.

***

В 60-х годах 20 века крупнейший советский лихенолог А.Н.Окснер пришел к выводу, что водоросль в слоевище лишайника, полностью изолированная от внешней среды грибной тканью, обязательно должна забирать у грибного компонента необходимые для своего существования вещества: воду, минеральные соли, азотистые и некоторые другие неорганические соединения. Водоросли, интенсивно делясь, не уменьшаются в количестве. Гриб должен использовать лишь часть водорослей, оставляя резерв – здоровые и нормальные водоросли, содержимым которых он мог бы питаться. Учеными были замечены любопытные защитные реакции со стороны лишайниковых водорослей. Например, одновременно с проникновением высасывающих выростов гриба в клетку водоросли, эта клетка делилась. При этом плоскость деления, как правило, проходила как раз через участок, занятый этими выростами (гаусториями), а образовавшиеся дочерние клетки были свободны от выростов гриба. Было замечено, что обычно гриб поражает водоросли, уже достигшие определенной стадии зрелости. В слоевищах более высокоорганизованных лишайников часть клеток водорослей поражена грибными гифами, а остальные продолжают нормально жить и развиваться. Накапливалось все больше фактов, свидетельствующих о том, что оба члeна союза проводят жизнь в постоянной борьбе, причем в зависимости от внешних условий победа склоняется то на одну, то на другую сторону.

***

Есть у лишайников особенность - они растут крайне медленно. Годовой прирост у них выражается всего в нескольких миллиметрах, а у умбиликарий со склонов Швейцарских Альп слоевище увеличивается не более чем на 0,004 мм в год! А ведь грибы и водоросли по отдельности растут довольно быстро.

***

В середине ХХ века американский ученый В. Ахмаджян синтезировал искусственный лишайник в лабораторных условиях. Было выяснено, что на первых этапах гифы грибов могли оплетать клетки не только своей (природной), но и чужеродной водоросли. Если водоросли не способны противодействовать агрессии гриба, то клетки водоросли погибали, а за ними и весь сложный организм.

***

В 1984 – 1985 гг. немецкие лихенологии А. Хенсен и Х. Хертель встретили на субантарктических островах Принца Эдуарда неизвестное ранее растение, которое даже не сразу признали лишайником. Это были скопления сине-зеленых водорослей с плодовыми телами гриба со спорами. А. Хансен считал, что это особый тип лишайника, лишенный слоевища, имеющий только плодовые тела. Лишайник назвали эдвардиеллой удивительной. Данный факт является доказательством процесса образования лишайника из свободных водорослей и грибов в естественных условиях.

***

Известно, что некоторые лишайники способны фиксировать атмосферный азот, причем достаточно эффективно. Было высказано предположение, что внутри водоросли живут азотфиксирующие бактерии. Это предположение блестяще подтвердил русский физиолог растений П.А.Генкель, которому удалось выделить такие бактерии из 20 видов лишайников.

***

Природа лишайников дает им уникальную способность существовать в крайне нeблагоприятных условиях, часто совершенно непригодных для других организмов – на гoлых скалах и камнях, крышах домов, коре деревьев и даже на стекле. Лишайники обитают там, где не могут жить ни водоросли, ни грибы в отдельности.

***

Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкую температуру, что позволяет им переносить периоды резкого изменения условий существования и возвращаться к жизнедеятельности при таких нeблагоприятных условиях, при которых другие растения погибают.

***

У лишайников имеется целый ряд индивидуальных признаков, не встречающихся больше ни у каких других групп организмов:

  • морфологические признаки (строение) – наличие жизненных форм, которые отсутствуют у каких-либо других организмов;
  • физиологические:
    • специфическая способность размножения;
    • способность осваивать субстрат, непригодный для грибов и водорослей в отдельности и для каких-либо других организмов;
    • особый тип обмена веществ, медленный рост, способность переносить длительное высушивание, устойчивость к низкой температуре;
    • способность образовывать специфические вещества – лишайниковые кислоты, отсутствующие у грибов и водорослей.

Литература

  1. Грибова Л.В., Дундин Ю.К. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. М.: “Мысль”, 1978 г., с. 68-86.
  2. Мельникова С. Синтетический организм или растение – сфинкс. Биология: еженедельное приложение к газете “Первое сентября”, №2 1996 г., стр. 1, 8.
  3. Тимирязев К.А. Жизнь растения. М-Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1939 г., с. 221-231.



Комментарии:

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

30 04 2024 0:52:56

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

29 04 2024 18:13:22

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

28 04 2024 19:20:37

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

27 04 2024 1:12:50

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

26 04 2024 0:41:12

Первые русские ученые эволюционисты

Первые русские ученые эволюционисты Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....

25 04 2024 9:53:59

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

24 04 2024 10:39:27

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

23 04 2024 0:12:11

Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников


    Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

      В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....

22 04 2024 20:29:34

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

21 04 2024 3:55:26

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

20 04 2024 6:13:41

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

19 04 2024 0:28:38

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

18 04 2024 10:12:30

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

17 04 2024 21:25:34

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

16 04 2024 8:26:33

Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"


    Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

      В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....

15 04 2024 0:43:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

14 04 2024 1:56:55

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"


    Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

      На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

13 04 2024 14:14:50

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

12 04 2024 9:18:47

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

11 04 2024 20:27:20

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

10 04 2024 10:50:15

Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"


    Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"

      Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....

09 04 2024 20:26:58

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

08 04 2024 0:53:28

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

07 04 2024 8:41:45

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

06 04 2024 19:29:47

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

      Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

05 04 2024 16:17:39

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

04 04 2024 16:36:58

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

03 04 2024 8:35:39

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

02 04 2024 21:23:20

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

01 04 2024 17:13:54

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

31 03 2024 5:21:38

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

30 03 2024 3:25:50

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

29 03 2024 7:44:31

Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"

      Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...

28 03 2024 8:14:13

Организация учебно-исследовательской деятельности


    Организация учебно-исследовательской деятельности

      Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе. ...

27 03 2024 23:33:59

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

26 03 2024 18:29:57

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

25 03 2024 10:29:50

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

24 03 2024 18:42:59

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

23 03 2024 3:52:17

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

22 03 2024 20:48:48

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

21 03 2024 3:39:38

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

20 03 2024 1:59:40

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

19 03 2024 3:20:40

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс


    Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

      Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....

18 03 2024 19:45:21

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

17 03 2024 22:18:39

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

16 03 2024 1:16:46

Наши пернатые друзья


    Наши пернатые друзья

      Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

15 03 2024 5:55:59

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

14 03 2024 14:58:42

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

13 03 2024 12:58:16

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

12 03 2024 0:19:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::