Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

Элективный курс “Поэтический мир природы и человека” предназначен для обучающихся 11 классов с дополнительной (углубленной) подготовкой и является курсом, поддерживающим основной предмет. Программа курса соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.

Элективный курс по биологии “Поэтический мир природы и человека” носит интегрированный хаpaктер: изучение стихотворных текстов с включением материалов по биологии и экологии. Курс носит также развивающий хаpaктер, способствует развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, исследовательских умений и навыков.

Элективный курс направлен на выявление и объяснение представленных биологических и экологических объектов, процессов и явлений в стихотворных текстах поэтов, развивает интерес учащихся  к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов позволяет более точно понять идею произведения, более ярко представить поэтику стихотворения.

Программа элективного курса направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом, биологического и экологического мышления учащегося. Содержание учебного материала программы в определенной степени обладает новизной для учащихся. Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны посредством прочтения и анализа произведений выработать правильное отношение к природе, осознать значимость вопросов, поднимаемых в рассматриваемых стихотворных текстах, уметь применить свои биологические и экологические знания.

Изучаемые стихотворения соответствуют школьной программе, способствуют решению обозначенных целей. В программе осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов произведений. Произведения доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и возрастным особенностям школьников. Предлагается два круга чтения и изучения: в классе для выразительного чтения и обсуждения, а также самостоятельно. Эти круги чтения могут варьироваться в зависимости от конкретных условий.

Живая природа всегда присутствует в поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, С.А. Есенина, А.А. Блока и многие другие замечательные поэты России удивительно тонко через описание природы передают душевное состояние человека: одиночество, грусть, нежность, любовь, радость. Живая природа не только служит для хаpaктеристики, каких - то свойств литературных персонажей, но и сама выступает героем произведений.

Создаваемые писателем образы живых систем представлены через особенные чувства поэтов, описание имеют противопоставления, используются различные ситуации в жизни человека, метафоры и обороты. Поэтическое слово может нести другой смысл - отличный от первоначально эколого-биологического, а иногда и совпадать с ним. Ориентируясь в научных объяснениях описываемых поэтами образов, объектов, явлений и процессов нетрудно представить тот смысл и чувства, которые хотел передать поэт в стихотворении. Таким образом, эколого-биологический анализ позволяет глубже осуществить литературный анализ поэтического текста.

Природа необъятна, неописуема и необъяснима особенно в поэтическом мире наших писателей ведь в России есть множество наикрасивейших мест, где можно полюбоваться природой нетронутой руками человека. Писатели, чьи произведения рассматриваются в элективном курсе, хотели описать всю ту красоту природы, что они видели в свое время. У этих писателей есть множество других произведений описывающих природу, её действия и изменения, но чтобы разобрать все произведения потребуется очень много времени и сил. Природа пpaктически каждого поэта может чувствовать, мыслить, действовать. Поэты воспринимают природу как нечто одухотворенное, чистое, испорченное руками человека, проходящее все испытания.

Подробное изучение биологических аспектов позволяет более точно понять идею произведения, более ярко представить поэтику стихотворения. Ведь, только поняв суть вопроса, можно говорить о том, почему автор использовал то или иное средство выразительности.

Мир биологии и поэтики тесно взаимосвязаны. Курс открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания связей между естественными и гуманитарными науками, повышения интереса учащихся к их изучению, что поможет определиться с выбором профессии, своего места в обществе, а может быть и в науке.

Изучение программы элективного курса в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • выявлять и объяснять представленные биологические и экологические объекты, процессы и явления в стихотворных текстах поэтов;
  • развивать интерес учащихся  к биологии, экологии и литературе, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения отстаивать свои убеждения;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком и биологической терминологией в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать информацию, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение и обобщение полученных знаний и умений в школе за курс ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии;
  • развитие устойчивый интерес к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трaнcформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.
  • расширять кругозор учащихся, повышать научный и культурный уровень, формировать мотивацию к обучению;
  • воспитание нравственного отношения к природе и культурным ценностям человечества.

Методика работы по выполнению программы предполагает следующие формы и приемы: лекции, демонстрации, пpaктикум по анализу стихотворных текстов и семинары.

Для фиксирования результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся используются: тесты, проверочные работы, индивидуальные пpaктические задания, а так же проектная деятельность.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Учебно-методический комплект

Учебники Литература
  1. \"Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил.
  2. Константинов В. М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. В. М. Константинова. - 4-е изд. испр. - \М.: Вентана-Граф,2011. -304 с.: ил.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 272 с.: ил.
  4. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Основы общей биологии: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Под. ред. Проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2011 г.
  5. Учебник: Биология. Общая биология. 10–11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд- во “Просвещение”. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 304 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
  1. Пушкин А., Лирика. Поэмы. Роман в стихах.: Екатеринбург, 1999.
  2. Лермонтов Ю.М., Избранные произведения, Т.1: Москва, 1967
  3. Тютчев Ф.И. Велик грядущий день. Избранное:, 2003.-560 с.
  4. Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. Для учителя. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
  5. Левушкин С.И., Шилов И. А. Общая зоология: Учеб. для студ. биол. Спец. Вузов. – М.: Высш. шк., 1994. – 432 с.
  6. Мамонтов С.Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – 2 –е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 480 с.
  7. Пономарева И.Н. Экология. – М.: Вентана – Графф, 2001. – 272 с.
  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 415 с.: ил.
  9. Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учебное пособие для студентов вузов и учителей. – М.: Агар, 1997. – 87 с.
  10. Большаков В.Н., Бердюгин К.И., Кузнецова И.А. Млекопитающие Среднего Урала: Справочник – определитель. – Екатеринбург: Изд – во “Сократ”, 2006. – 224 с.: ил.
  11. Интернет ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/.

Содержание программы

1. Введение (1 час)

Поэтический мир природы и человека.

2. Анализ поэтического и биологического текста (3 часа)

Выражение авторского отношения к окружающей среде. Понимание ценности окружающего мира. План анализа лирического произведения. Художественно-выразительные средства. Биологический смысл создаваемых писателем образов. План биологического анализа произведения.

3. Знакомство с художественными произведениями (3 часа)

Устное народное творчество. Особенности изображения мира природы и живых организмов в устном народном творчестве. Природа как источник вдохновения поэтов. Лермонтов М. Ю., Пушкин А. С., Тютчев Ф. И. Литературный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Листок”. Литературный анализ стихотворения А.С. Пушкина “Кавказ”. Литературный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева “Листья”.

4. Биологический анализ поэтического текста (24 часа)

Произведения писателей 19 века: А С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. Биологический анализ стихотворного текста. Стихи М.Ю. Лермонтова:

“Гляжу на будущность с боязнью...”: строение и состав растительной клетки, сравнение растительной, животной и бактериальной клетки; двойное оплодотворение у цветковых растений; образование и классификация плодов.

“Мцыри: кровотечение, остановка кровотечений, классификация кровотечений, кровь, строение крови, кровеносные сосуды.

“Листок”: класс птицы, особенности поведения птиц в брачный период; жизненные формы растений, платан – строение дерева, классификация листьев, листорасположение и жилкование, строение тканей растений; экосистемы, их классификация.

“Посвящается Н. С. Шеншину”: генетика, возрастные изменения в организме, строение волоса, пигменты, синтез белка; отдел моховидные, общая хаpaктеристика мхов, представители, значение, биоценозы, почвенный покров, радиоактивные вещества, заболачивание, эрозия почв, торфообразование.

“Песнь Ингелота”: вид, особь, популяция, стая, иерархия, систематика, обыкновенный волк, эволюция, внешний вид, адаптация, обоняние, ареал, место обитание, образ жизни и питание, опасность для человека, влияние человека на ареал волка.

Стихи А.С. Пушкина:

“Евгений Онегин”: онтогенез, постэмбриональное развитие (период молодости, зрелости, старости), геронтология, продолжительность жизни, генетика, генетические изменения, системы органов, пoлoвые гормоны; природные зоны, луг и болото как природные сообщества, превращение луга в болото; пчелы - общественные насекомые, жизнь пчелиной семьи, внешнее и внутреннее строение пчелы, восковыделительные железы, строение сот; класс птицы, систематика обыкновенного соловья, биологический смысл песни соловья; сон, сновидения, фазы сна, строение головного мозга человека, психическая деятельность головного мозга, скелетные мышцы; строение кожи человека, повреждение тканей организма, обморожение, кровеносные сосуды, спазм, газообмен в тканях.

“Туча”: круговорот воды в природе, конденсация, неорганические вещества, вода, строение молекулы воды, свойства воды, содержание воды в органах и тканях организмов, корневое давление, восходящий ток.

“Пора мой друг пора! Покоя сердце просит - …”: постэмбриональное развитие (период молодости, зрелости, старости), геронтология, инволюция органов, гибель клеток и органов организма.

“Бесы”: лошади, систематика, особенности биологии домашних лошадей, передача информации лошадей, звуковые сигналы лошадей, подзыв голосом кобылы жеребенка.

“Воспоминания в царском селе”: водные растения, род водных растений – Наяды, систематика, вегетативное и генеративное строение растений данного рода; сухопутные и водные экосистемы: роща, ручей, дубрава, лес, озеро.

“Кавказ”: хищные птицы, особенности стратегии поиска добычи, парящий полет орла, особенности зрения, обоняния птиц.

“Осень”: листопад, классификация пластид, нехватка воды зимой растениями, испарение листьями воды, работа устьиц, строение растительной клетки; движение крови по сосудам, круги кровообращения, артериальное давление; зимовочное укрытие медведя, сроки обустройки берлоги, разновидности берлоги, расположение медведя в берлоге; эмоции, строение и работа сердца, симпатическая и парасимпатическая иннервация.

“Узник”. Пищевая структура экосистемы: продуценты, консументы и деструкторы, орел - консумент высшего порядка, цепь питания, передача энергии в цепи питания.

Стихи Ф.И. Тютчева:

“Весна”: строение цветка, околоцветник, классификация околоцветника, испарение летучих масел органами растения.

“Байрон”: гетеротрофные организмы, особенности полета птицы.

“На древе человечества высоком..”: антропогенез, генеалогическое древо жизни.

“Листья”: проведение снегом тепла, защита снега от глубокого промерзания почвы и растений, видоизмененный лист, хвоинки, жизнь хвоинки сосны, особенности испарения, причина вечнозеленых деревьев; приспособление растений к холодному и сухому времени года, накопление вредных веществ в растениях.

“Яркий свет сиял в долине…”: семейство злаки, систематика, вегетационный период, круговорот веществ в биосфере, удобрения почвы.

“Дым”: сукцессия, зависимость образования сообществ от климата, вытеснение лиственных пород темнохвойными.

Н.К. Кролю: сезонная периодичность у растений, пластиды.

“Последняя любовь”: состав крови у пожилых людей, уровень альбуминов и гемоглобина в крови, сосуды.

“Зима недаром злится…”: систематика полевого жаворонка, описание, ареал, питание и зимовка.

“Здесь, где так вяло свод небесный…”: бриум серебристый, систематика, особенности строения.

“Уж третий год беснуются языки..”: органы чувств птиц, улавливание изменения атмосферного давления, влажности и температуры воздуха, электрического поля перед грозой.

5. Анализ произведений других поэтов (2 часа)

Презентация творческих групп по биологическому анализу стихотворных текстов произведений других авторов (защита проектов).

6. Итоговое занятие (1 час)

Единство человека и природы. Систематизация и обобщение рассмотренного и изученного учебного материала элективного курса.

Резерв – 1 час.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу (Приложение 1).

Технологическая карта элективного курса (Приложение 2).

Планируемые результаты изучения учебного курса

К концу обучения учащиеся должны

Уметь:

  • работать со стихотворными текстами;
  • выявлять и называть биологические и экологические объекты, явления и процессы в стихотворных текстах поэтов;
  • применять для объяснения и описания биологических и экологических объектов, процессов и явлений полученные знания, восстанавливая в памяти когда-то изученный учебный материал;
  • систематизировать биологический объект;
  • раскрыть взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма;
  • к каждой анализируемой цитате из стихотворений подбирать соответствующее эколого-биологическое объяснение и записывать в сравнительную таблицу;
  • приводить примеры применения знаний о живой природе для сохранения биоразнообразия жизни на Земле как непременного условия устойчивого существования биосферы.

Использовать:

  • знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром;
  • для оформления биологического анализа стихотворения сравнительные таблицы и схемы.

Участвовать:

  • в обсуждении научных проблем, в дискуссиях, формулировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для аргументации;
  • в групповой работе по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинарским занятиям или выполнении проекта.

В процессе изучения содержания элективного курса используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся:

анализ стихотворения, комментирование текста, конспектирование, сообщение, устный опрос, биологический диктант, тестовое задание, письменная проверочная работа, самостоятельная работа, защита проекта.



Комментарии:

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

01 04 2025 0:17:27

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

31 03 2025 16:15:37

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

30 03 2025 18:11:28

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

29 03 2025 11:21:39

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

28 03 2025 18:22:19

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

27 03 2025 4:51:52

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

26 03 2025 4:34:20

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

25 03 2025 2:49:12

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

24 03 2025 12:59:20

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

23 03 2025 19:43:48

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

22 03 2025 3:21:17

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей


    Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

      Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...

21 03 2025 23:47:57

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

20 03 2025 6:14:14

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

      В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...

19 03 2025 1:43:48

Дидактические игры на уроках биологии


    Дидактические игры на уроках биологии

      Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...

18 03 2025 18:23:18

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

17 03 2025 10:41:12

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

16 03 2025 21:41:58

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

15 03 2025 0:54:44

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)


    Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

      Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

14 03 2025 18:25:39

Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов


    Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

      Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....

13 03 2025 23:38:51

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

12 03 2025 21:43:17

Презентация по теме "Птицы" к уроку биологии в 7-м классе

Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...

11 03 2025 8:33:43

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

10 03 2025 3:55:59

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

09 03 2025 17:47:47

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

08 03 2025 23:49:31

Внеклассное мероприятие по биологии. Своя игра "Все о птицах". 7-й класс

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....

07 03 2025 14:19:23

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»


    Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

      Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

06 03 2025 2:27:14

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс


    Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс

      Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....

05 03 2025 13:32:34

Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"


    Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

      Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...

04 03 2025 15:42:32

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

03 03 2025 10:37:54

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

02 03 2025 10:55:51

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

01 03 2025 0:57:12

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

28 02 2025 20:55:17

Беседа "Раннецветущие растения"


    Беседа "Раннецветущие растения"

      Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

27 02 2025 15:51:40

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

26 02 2025 7:10:27

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

25 02 2025 2:39:32

Урок немецкого языка в 11-м классе по теме "Культура и музыка"


    Урок немецкого языка в 11-м классе по теме "Культура и музыка"

      Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....

24 02 2025 20:59:50

"Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"


    "Тип Кишечнополостные. Многообразие и значение морских кишечнополостных животных"

      Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....

23 02 2025 2:37:53

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс


    Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

      Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....

22 02 2025 3:17:12

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


    Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

      Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

21 02 2025 5:46:20

Царство бактерии

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....

20 02 2025 2:15:27

Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс


    Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....

19 02 2025 14:42:30

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

18 02 2025 17:12:23

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

17 02 2025 6:41:38

Сборник цифровых диктантов по анатомии


    Сборник цифровых диктантов по анатомии

      Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....

16 02 2025 16:18:25

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + информатика) "Биоинформ"

      Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....

15 02 2025 20:20:58

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

14 02 2025 22:34:14

Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс


    Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

      Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....

13 02 2025 18:58:43

Ботаника Биология

Ботаника  Биология Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

12 02 2025 23:31:22

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

11 02 2025 12:53:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::