Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

Элективный курс “Поэтический мир природы и человека” предназначен для обучающихся 11 классов с дополнительной (углубленной) подготовкой и является курсом, поддерживающим основной предмет. Программа курса соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.

Элективный курс по биологии “Поэтический мир природы и человека” носит интегрированный хаpaктер: изучение стихотворных текстов с включением материалов по биологии и экологии. Курс носит также развивающий хаpaктер, способствует развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, исследовательских умений и навыков.

Элективный курс направлен на выявление и объяснение представленных биологических и экологических объектов, процессов и явлений в стихотворных текстах поэтов, развивает интерес учащихся  к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов позволяет более точно понять идею произведения, более ярко представить поэтику стихотворения.

Программа элективного курса направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом, биологического и экологического мышления учащегося. Содержание учебного материала программы в определенной степени обладает новизной для учащихся. Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны посредством прочтения и анализа произведений выработать правильное отношение к природе, осознать значимость вопросов, поднимаемых в рассматриваемых стихотворных текстах, уметь применить свои биологические и экологические знания.

Изучаемые стихотворения соответствуют школьной программе, способствуют решению обозначенных целей. В программе осуществляется принцип вариативности, который дает учителю право выбора авторов произведений. Произведения доступны читательскому восприятию учеников, соответствуют интересам и возрастным особенностям школьников. Предлагается два круга чтения и изучения: в классе для выразительного чтения и обсуждения, а также самостоятельно. Эти круги чтения могут варьироваться в зависимости от конкретных условий.

Живая природа всегда присутствует в поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, С.А. Есенина, А.А. Блока и многие другие замечательные поэты России удивительно тонко через описание природы передают душевное состояние человека: одиночество, грусть, нежность, любовь, радость. Живая природа не только служит для хаpaктеристики, каких - то свойств литературных персонажей, но и сама выступает героем произведений.

Создаваемые писателем образы живых систем представлены через особенные чувства поэтов, описание имеют противопоставления, используются различные ситуации в жизни человека, метафоры и обороты. Поэтическое слово может нести другой смысл - отличный от первоначально эколого-биологического, а иногда и совпадать с ним. Ориентируясь в научных объяснениях описываемых поэтами образов, объектов, явлений и процессов нетрудно представить тот смысл и чувства, которые хотел передать поэт в стихотворении. Таким образом, эколого-биологический анализ позволяет глубже осуществить литературный анализ поэтического текста.

Природа необъятна, неописуема и необъяснима особенно в поэтическом мире наших писателей ведь в России есть множество наикрасивейших мест, где можно полюбоваться природой нетронутой руками человека. Писатели, чьи произведения рассматриваются в элективном курсе, хотели описать всю ту красоту природы, что они видели в свое время. У этих писателей есть множество других произведений описывающих природу, её действия и изменения, но чтобы разобрать все произведения потребуется очень много времени и сил. Природа пpaктически каждого поэта может чувствовать, мыслить, действовать. Поэты воспринимают природу как нечто одухотворенное, чистое, испорченное руками человека, проходящее все испытания.

Подробное изучение биологических аспектов позволяет более точно понять идею произведения, более ярко представить поэтику стихотворения. Ведь, только поняв суть вопроса, можно говорить о том, почему автор использовал то или иное средство выразительности.

Мир биологии и поэтики тесно взаимосвязаны. Курс открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания связей между естественными и гуманитарными науками, повышения интереса учащихся к их изучению, что поможет определиться с выбором профессии, своего места в обществе, а может быть и в науке.

Изучение программы элективного курса в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • выявлять и объяснять представленные биологические и экологические объекты, процессы и явления в стихотворных текстах поэтов;
  • развивать интерес учащихся  к биологии, экологии и литературе, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения отстаивать свои убеждения;
  • развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком и биологической терминологией в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать информацию, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение и обобщение полученных знаний и умений в школе за курс ботаники, зоологии, анатомии и общей биологии;
  • развитие устойчивый интерес к изучению живой природы, способностей к самообразованию, трaнcформации и переносу знаний с одного предмета на другой в новых условиях.
  • расширять кругозор учащихся, повышать научный и культурный уровень, формировать мотивацию к обучению;
  • воспитание нравственного отношения к природе и культурным ценностям человечества.

Методика работы по выполнению программы предполагает следующие формы и приемы: лекции, демонстрации, пpaктикум по анализу стихотворных текстов и семинары.

Для фиксирования результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся используются: тесты, проверочные работы, индивидуальные пpaктические задания, а так же проектная деятельность.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Учебно-методический комплект

Учебники Литература
  1. \"Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил.
  2. Константинов В. М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. В. М. Константинова. - 4-е изд. испр. - \М.: Вентана-Граф,2011. -304 с.: ил.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 272 с.: ил.
  4. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Основы общей биологии: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Под. ред. Проф. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2011 г.
  5. Учебник: Биология. Общая биология. 10–11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд- во “Просвещение”. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 304 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
  1. Пушкин А., Лирика. Поэмы. Роман в стихах.: Екатеринбург, 1999.
  2. Лермонтов Ю.М., Избранные произведения, Т.1: Москва, 1967
  3. Тютчев Ф.И. Велик грядущий день. Избранное:, 2003.-560 с.
  4. Реймес Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. Для учителя. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
  5. Левушкин С.И., Шилов И. А. Общая зоология: Учеб. для студ. биол. Спец. Вузов. – М.: Высш. шк., 1994. – 432 с.
  6. Мамонтов С.Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – 2 –е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 480 с.
  7. Пономарева И.Н. Экология. – М.: Вентана – Графф, 2001. – 272 с.
  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 415 с.: ил.
  9. Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учебное пособие для студентов вузов и учителей. – М.: Агар, 1997. – 87 с.
  10. Большаков В.Н., Бердюгин К.И., Кузнецова И.А. Млекопитающие Среднего Урала: Справочник – определитель. – Екатеринбург: Изд – во “Сократ”, 2006. – 224 с.: ил.
  11. Интернет ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/.

Содержание программы

1. Введение (1 час)

Поэтический мир природы и человека.

2. Анализ поэтического и биологического текста (3 часа)

Выражение авторского отношения к окружающей среде. Понимание ценности окружающего мира. План анализа лирического произведения. Художественно-выразительные средства. Биологический смысл создаваемых писателем образов. План биологического анализа произведения.

3. Знакомство с художественными произведениями (3 часа)

Устное народное творчество. Особенности изображения мира природы и живых организмов в устном народном творчестве. Природа как источник вдохновения поэтов. Лермонтов М. Ю., Пушкин А. С., Тютчев Ф. И. Литературный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Листок”. Литературный анализ стихотворения А.С. Пушкина “Кавказ”. Литературный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева “Листья”.

4. Биологический анализ поэтического текста (24 часа)

Произведения писателей 19 века: А С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. Биологический анализ стихотворного текста. Стихи М.Ю. Лермонтова:

“Гляжу на будущность с боязнью...”: строение и состав растительной клетки, сравнение растительной, животной и бактериальной клетки; двойное оплодотворение у цветковых растений; образование и классификация плодов.

“Мцыри: кровотечение, остановка кровотечений, классификация кровотечений, кровь, строение крови, кровеносные сосуды.

“Листок”: класс птицы, особенности поведения птиц в брачный период; жизненные формы растений, платан – строение дерева, классификация листьев, листорасположение и жилкование, строение тканей растений; экосистемы, их классификация.

“Посвящается Н. С. Шеншину”: генетика, возрастные изменения в организме, строение волоса, пигменты, синтез белка; отдел моховидные, общая хаpaктеристика мхов, представители, значение, биоценозы, почвенный покров, радиоактивные вещества, заболачивание, эрозия почв, торфообразование.

“Песнь Ингелота”: вид, особь, популяция, стая, иерархия, систематика, обыкновенный волк, эволюция, внешний вид, адаптация, обоняние, ареал, место обитание, образ жизни и питание, опасность для человека, влияние человека на ареал волка.

Стихи А.С. Пушкина:

“Евгений Онегин”: онтогенез, постэмбриональное развитие (период молодости, зрелости, старости), геронтология, продолжительность жизни, генетика, генетические изменения, системы органов, пoлoвые гормоны; природные зоны, луг и болото как природные сообщества, превращение луга в болото; пчелы - общественные насекомые, жизнь пчелиной семьи, внешнее и внутреннее строение пчелы, восковыделительные железы, строение сот; класс птицы, систематика обыкновенного соловья, биологический смысл песни соловья; сон, сновидения, фазы сна, строение головного мозга человека, психическая деятельность головного мозга, скелетные мышцы; строение кожи человека, повреждение тканей организма, обморожение, кровеносные сосуды, спазм, газообмен в тканях.

“Туча”: круговорот воды в природе, конденсация, неорганические вещества, вода, строение молекулы воды, свойства воды, содержание воды в органах и тканях организмов, корневое давление, восходящий ток.

“Пора мой друг пора! Покоя сердце просит - …”: постэмбриональное развитие (период молодости, зрелости, старости), геронтология, инволюция органов, гибель клеток и органов организма.

“Бесы”: лошади, систематика, особенности биологии домашних лошадей, передача информации лошадей, звуковые сигналы лошадей, подзыв голосом кобылы жеребенка.

“Воспоминания в царском селе”: водные растения, род водных растений – Наяды, систематика, вегетативное и генеративное строение растений данного рода; сухопутные и водные экосистемы: роща, ручей, дубрава, лес, озеро.

“Кавказ”: хищные птицы, особенности стратегии поиска добычи, парящий полет орла, особенности зрения, обоняния птиц.

“Осень”: листопад, классификация пластид, нехватка воды зимой растениями, испарение листьями воды, работа устьиц, строение растительной клетки; движение крови по сосудам, круги кровообращения, артериальное давление; зимовочное укрытие медведя, сроки обустройки берлоги, разновидности берлоги, расположение медведя в берлоге; эмоции, строение и работа сердца, симпатическая и парасимпатическая иннервация.

“Узник”. Пищевая структура экосистемы: продуценты, консументы и деструкторы, орел - консумент высшего порядка, цепь питания, передача энергии в цепи питания.

Стихи Ф.И. Тютчева:

“Весна”: строение цветка, околоцветник, классификация околоцветника, испарение летучих масел органами растения.

“Байрон”: гетеротрофные организмы, особенности полета птицы.

“На древе человечества высоком..”: антропогенез, генеалогическое древо жизни.

“Листья”: проведение снегом тепла, защита снега от глубокого промерзания почвы и растений, видоизмененный лист, хвоинки, жизнь хвоинки сосны, особенности испарения, причина вечнозеленых деревьев; приспособление растений к холодному и сухому времени года, накопление вредных веществ в растениях.

“Яркий свет сиял в долине…”: семейство злаки, систематика, вегетационный период, круговорот веществ в биосфере, удобрения почвы.

“Дым”: сукцессия, зависимость образования сообществ от климата, вытеснение лиственных пород темнохвойными.

Н.К. Кролю: сезонная периодичность у растений, пластиды.

“Последняя любовь”: состав крови у пожилых людей, уровень альбуминов и гемоглобина в крови, сосуды.

“Зима недаром злится…”: систематика полевого жаворонка, описание, ареал, питание и зимовка.

“Здесь, где так вяло свод небесный…”: бриум серебристый, систематика, особенности строения.

“Уж третий год беснуются языки..”: органы чувств птиц, улавливание изменения атмосферного давления, влажности и температуры воздуха, электрического поля перед грозой.

5. Анализ произведений других поэтов (2 часа)

Презентация творческих групп по биологическому анализу стихотворных текстов произведений других авторов (защита проектов).

6. Итоговое занятие (1 час)

Единство человека и природы. Систематизация и обобщение рассмотренного и изученного учебного материала элективного курса.

Резерв – 1 час.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу (Приложение 1).

Технологическая карта элективного курса (Приложение 2).

Планируемые результаты изучения учебного курса

К концу обучения учащиеся должны

Уметь:

  • работать со стихотворными текстами;
  • выявлять и называть биологические и экологические объекты, явления и процессы в стихотворных текстах поэтов;
  • применять для объяснения и описания биологических и экологических объектов, процессов и явлений полученные знания, восстанавливая в памяти когда-то изученный учебный материал;
  • систематизировать биологический объект;
  • раскрыть взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма;
  • к каждой анализируемой цитате из стихотворений подбирать соответствующее эколого-биологическое объяснение и записывать в сравнительную таблицу;
  • приводить примеры применения знаний о живой природе для сохранения биоразнообразия жизни на Земле как непременного условия устойчивого существования биосферы.

Использовать:

  • знание систематики, индивидуального развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром;
  • для оформления биологического анализа стихотворения сравнительные таблицы и схемы.

Участвовать:

  • в обсуждении научных проблем, в дискуссиях, формулировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для аргументации;
  • в групповой работе по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинарским занятиям или выполнении проекта.

В процессе изучения содержания элективного курса используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся:

анализ стихотворения, комментирование текста, конспектирование, сообщение, устный опрос, биологический диктант, тестовое задание, письменная проверочная работа, самостоятельная работа, защита проекта.



Комментарии:

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

27 11 2024 8:54:18

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"


    Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

      Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...

26 11 2024 9:29:32

Мейоз


    Мейоз

      Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

25 11 2024 1:46:25

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

24 11 2024 7:10:10

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

23 11 2024 22:23:25

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

22 11 2024 3:22:44

Инфекционные болезни и проблемы долголетия


    Инфекционные болезни и проблемы долголетия

      Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей. ...

21 11 2024 7:44:38

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

20 11 2024 8:45:52

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

19 11 2024 18:40:40

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

      Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

18 11 2024 7:35:54

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная) Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

17 11 2024 16:50:33

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

16 11 2024 3:58:32

Химический состав, строение и свойства костей


    Химический состав, строение и свойства костей

      На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

15 11 2024 12:32:22

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

14 11 2024 12:47:24

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

13 11 2024 17:52:25

Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"


    Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"

      В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности. ...

12 11 2024 15:32:58

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

11 11 2024 6:56:40

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

10 11 2024 15:20:45

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

09 11 2024 2:59:39

Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"


    Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"

      В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...

08 11 2024 21:26:12

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

07 11 2024 8:24:20

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

06 11 2024 11:18:15

"Размножение рыб". 7-й класс


    "Размножение рыб". 7-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

05 11 2024 4:13:21

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

04 11 2024 11:31:14

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

03 11 2024 11:41:26

Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»


    Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

      На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....

02 11 2024 5:27:46

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

01 11 2024 23:24:24

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"


    Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

      В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

31 10 2024 6:56:31

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

30 10 2024 15:31:14

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

29 10 2024 20:23:47

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"


    Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

      Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

28 10 2024 13:13:29

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

27 10 2024 7:53:11

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"


    Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

      Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

26 10 2024 0:51:30

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

25 10 2024 22:17:58

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

24 10 2024 19:46:59

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"


    Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

      Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

23 10 2024 0:57:57

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

22 10 2024 20:37:57

Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе


    Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе

      Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....

21 10 2024 4:41:25

Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"


    Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"

      Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...

20 10 2024 2:53:35

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"


    Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

      Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

19 10 2024 8:14:31

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

18 10 2024 19:22:40

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

17 10 2024 6:47:41

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

16 10 2024 18:36:45

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

15 10 2024 10:34:53

Результаты эволюции


    Результаты эволюции

      Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

14 10 2024 12:25:10

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

13 10 2024 10:57:10

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

12 10 2024 7:55:38

Многообразие рыб

Многообразие рыб Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

11 10 2024 18:47:18

Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"


    Урок биологии по теме "Движение крови по сосудам"

      Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....

10 10 2024 13:58:57

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

09 10 2024 9:43:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::