Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

Учебный предмет: биология

Класс: 5 класс

Автор УМК: В.В. Пасечник

Тип урока: изучение нового материала.

Технология построения: технология развития критического мышления

Тема урока: лишайники

Цель: определить место лишайников в царстве растений.

Задачи:

Образовательные:

  • углубллять знания о многообразии живых организмов;
  • выделить своеобразие организма лишайников;
  • познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
  • рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
  • определить роль лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • способствовать развитию критического мышления,
  • развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в паре.

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
  • создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • выделять и хаpaктеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;
  • различать типы лишайников на рисунке учебника и гербарных экземпляров;
  • анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
  • выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в нeблагоприятных условиях среды;
  • хаpaктеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

регулятивные:

  • определять цели и задачи урока;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

  • слушать одноклассников и обосновывать свое мнение;
  • выражать свои мысли и идеи.
  • познавательные:
  • работать с ЭФУ;
  • работать с таблицей;
  • находить отличия;
  • составлять схемы-опоры;
  • работать с информационными текстами, интеpaктивные объекты – иллюстрации, анимациями, слай-шоу, видео, аудиo;
  • объяснять значения новых слов;
  • уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

  • осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы: частично-поисковые

Оборудование: гербарный материал с образцами различных видов лишайников, лупы, микроскопы, готовые микропрепараты “Строение лишайника” компьютер, проектор, презентация по теме, ноутбуки с эфу, наушники, дидактический материал для организации самостоятельной работы обучающихся.

Хаpaктеристика этапов урока

Этап урока Время, (мин.) Содержание Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент 1   Приветствие и проверка готовности обучающихся, их настрой на работу. Приветствие учителя, проверка наличия материала для работы на уроке и качество работы ЭФУ.
2. Повторение понятий 2 1. Что такое симбиоз? Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам. Приведите примеры.

2. Какую пользу получает дерево от взаимоотношений с грибом? Гриб дает растению из почвы воду и минеральные вещества.

3. Какую пользу получает гриб от взаимоотношений с деревом? Растение дает грибу органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза.

4. В каком органоиде растительной клетки происходит фотосинтез? Пластидах.

5. Какого цвета эти пластиды? Зеленые.

Задает вопрос к обучающимся. Отвечают на поставленные вопросы учителем.
3. Актуализация субъективного опыта учащихся 1 Грибы питаются готовыми органическими веществами и не могут их образовывать самостоятельно. Такой тип питания называется - гетеротрофный. Грибы - гетеротрофные организмы. Растения производят органические вещества. Такой тип питания называется – автотрофный. Организует фронтальную беседу, комментирует ответы обучающихся. Формулируют вывод о типах питания.
4. Мотивация и целеполагание 3 Существует сказание о чудесной “манне”, падающей с неба. По преданию, несколько тысяч лет назад, еврейский народ бежал из Египта. Блуждавшие по пустыне толпы израильтян терпели лишения и бедствия, но всякий раз их спасало какое-нибудь чудо. Одно из чудес – манна, которая упала с неба и спасла все племя от голодной cмepти. Догадываетесь, о каком растении идет речь? Это удивительное растение растет в пустынях и сухих степях Юго-Западной Азии и Северной Африки. Называется оно ленакора съедобная. Она белой корочкой покрывает камни. Корочка растрескивается и свертывается в шарики, которые разносит ветер на большие расстояния, насыпая целые кучи манны. Местные жители собирают манну и пекут с нее хлеб. Рассказывает притчу. Слушают притчу.
1 Тема сегодняшнего урока “Лишайники”. Мы изучим виды, строение, питание, размножение и значение лишайников.

В конце урока дайте ответ на вопрос “Почему лишайники существуют во всех природных зонах?”

Просит выдвинуть предложение о теме предстоящего урока. Ставит цель урока и вопрос на который необходимо ответить в конце урока. Формулируют тему урока. Слушают вопрос.
5. Изучение новых знаний и способов деятельности 2 Используя параграф 19 ЭФУ(1-2 ряд в классе) и бумажного учебника (3 ряд) дайте ответ на вопрос. Сколько существует видов лишайников? Записывают понятия – симбиоз линенология. Задает вопрос к обучающимся.

Организует деятельность обучающихся с работой функциональным элементом закладки в ЭФУ.

Организует деятельность обучающихся с работой бумажного учебника и записью в тетради. Проверяет правильность выполнения задания.

Работают по рядам 1 и 2 ряд используют ЭФУ, 3 ряд бумажную версию учебника. Отвечают на поставленный вопрос учителем. Взаимодействуют с учителем во время работы с ЭФУ и бумажным учебником.

В ЭФУ создают закладки с понятиями симбиоз и лихенология.

Обучающиеся занимающиеся по бумажному учебнику записывают понятия симбиоз и лихенология в тетрадь

1 Класс поделен на группы по рядам. 3 группы. У каждой группы будет своя задача, которое отражено на карточках. Организует работу в группах. Комментирует задание каждой группе. Каждая группа читают вслух задание.
10 Выполняют задания по группам.

1 группа.

Цель: Изучить многообразие и распространение лишайников. Выполнить пpaктическую работу “Определение видов лишайников по гербарным экземплярам”.

Оборудование: ЭФУ, тетрадь, ручка, гербарные экземпляры лишайников, лупа.

Ход работы

1. Используя текст электронного учебника - многообразие и распространение лишайников, видео-ауди презентацию, составьте в тетради схему видов лишайников с примерами;

2. Ответить устно на вопрос “Почему виды лишайников получили такое название?”;

3. Напишите, где распространяются лишайники;

4. Рассмотрите образцы лишайников и определите вид лишайников из предложенных гербарных экземпляров.

 

2 группа.

Цель: Изучить строение и размножение лишайников. Выполнить лабораторную работу “Строение лишайника”

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат “Лишайник”, тетрадь, ручка, бумажный учебник.

Ход работы:

1.Прочитай текст учебника на странице 104 “Строение и питание лишайников”;

Рассмотри микропрепарат под микроскопом;

Зарисуй рисунок в тетрадь с микропрепарата, а строение к нему возьми из учебника;

Сделай вывод о проделанной работе. (Ответь на вопросы: из чего состоит тело лишайника? Какой тип питания у гриба и водоросли?)

Используя текст учебника, узнай, как размножаются лишайники.

3 группа.

Цель: Выяснить значение лишайников в природе и жизни человека. Заполнить таблицу. Хаpaктеризовать влияние деятельности человека лишайники.

Ход работы

1. Используя ЭФУ учебника, изучите текст значение лишайников и слайд-шоу.

2. Начертите в тетради таблицу “Значение лишайников”

3. Ответить устно на вопрос “Какое влияние оказывает деятельности человека лишайники”

Контролирует правильность выполнения заданий в группах. Выполняют задание по группам, используя информационные карточки. Делают записи.

1 группа.

Работает с ЭФУ. Используя наушники, смотрит видео-ауди презентацию, читают текст. Анализируют и оценивают информацию, переводят из одной формы в другую - составляют схему и определяют вид лишайников из предложенных гербарных экземпляров.

2 группа.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки строения и питания. Использую текст бумажного учебника изучают размножение лишайника.

3 группа.

Работает с ЭФУ. Используя наушники, смотрит слайд-шоу. Анализируют и оценивают информацию, составляют таблицу “Значение лишайников” Устанавливают причинно-следственные связи влияние человека на природу.

6. Проверка понимания изучаемого 10 1 группа отвечает на поставленные вопросы.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Они бывают трех видов: кустистые, накипные и листовые.

Лишайники получили свои названия, т.к. кустистые - похожи на кустики, листовые на листья, накипные – на налет.

Распространение: кустистые на почве, листовые на коре деревьев, накипные на скалах, камнях, стенах.

Предложенными экземплярами лишайниками были - кустистые”Кладония”, листовые “Пармелия”, накипные “Бацидия”.

2группа отвечает на поставленные вопросы.

Слоевище лишайника образовано переплетением грибных нитей и водоросли. Шарообразные клетки водоросли скапливаются на той стороне слоевища, которая обращена к солнцу. Как и все зелёные растения, водоросль использует энергию солнца до образования необходимых для её жизнедеятельности органических веществ из углекислого газа, воды и минеральных солей. Причём часть органических веществ водоросль отдаёт грибу. Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Слоевище лишайника нарастает очень медленно, за счёт деления водоросли и самого гриба, поскольку каждый из компонентов лишайника размножается самостоятельно. Лишайник образуется только тогда, когда гифы гриба встретят на своём пути соответствующую водоросль.

3 группа отвечает на поставленные вопросы.

Комментирует задание.

Организует беседу. Задает вопрос к обучающимся. Контролирует правильность ответов. Координирует деятельность обучающихся.

 

 

Заслушивают докладчиков каждой группы. Воспринимают и анализируют информацию. Сравнивают рисунки из бумажного учебника и ЭФУ (презентация). Задают вопросы к докладчикам. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Понимание на слух ответов одноклассников.

Участвуют в обсуждении. Воспринимают информацию.

 

7. Обобщение и систематизация 3 Вопрос к классу “Почему лишайники существуют во всех природных зонах?” Обусловлено это разнообразие видами, способностью противостоять нeблагоприятным условиям, легкостью вегетативного размножения, дальностью и высокой скорость переноса отдельных частей слоевища. Задает вопрос к обучающимся. Побуждает обучающихся высказывать собственное мнение.

Координирует деятельность обучающихся. Организует работу по анализу содержания.

Отвечают на поставленные вопросы учителем. Устанавливают причинно-следственные связи. Учатся формулировать собственное мнение. Анализируют информацию.
8. Рефлексия 3 Лист самоконтроля ученика …………..

1. Главный отличительный признак лишайников - симбиоз двух организмов: гетеротрофного…….. автотрофной……… (2 балла)

2. Какие типы лишайников вы знаете: ……(3 балла)

3. Строение лишайников: (2 балла)

Выберите правильные суждения.

1. Лишайники могут поселяться только на коре деревьев.

2. Растут лишайники очень быстро.

3. Лишайники относятся к высшим растениям.

4. Лишайник впитывает воду дождей, росы и туманов. (1 балл)

5. Размножаются лишайники кусочками слоевища. (1 балл)

7.В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники хорошо растут.

8. Существует три вида лишайников. (1 балл)

Организует самоконтроль

Анализирует и обобщает ответы

Побуждает высказывать свое мнение

Выполняют задания с самооценкой на карточках.
2 Самооценка.

10 баллов ------------- отлично ( с работой полностью справился сам?)

9-7 баллов ---------------хорошо (какие незначительные ошибки допустил?)

6-5 баллов ---------------удовлетворительно ( какие трудности возникли?)

4 и меньше баллов------ не удовлетворительно ( в чем ваши затруднения?)

Подводит итоги урока. Комментирует оценки за урок.

Осуществляет анализ работы обучающихся Комментирует оценки за урок

Подсчитайте все свои баллы за урок.

Осуществляют самоконтроль. Рефлексия своих действий и уровня восприятия изученного материала.

Заключение 1 Помните, природа в отличие от человека, ничего не создает зря. Берегите ее! Ведет беседу Слушают заключительные слова урока.



Комментарии:

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

04 12 2025 21:25:59

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

03 12 2025 16:12:35

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

02 12 2025 9:20:23

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

01 12 2025 0:35:13

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

30 11 2025 12:10:19

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

29 11 2025 14:51:26

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

28 11 2025 13:49:36

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

27 11 2025 5:43:40

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

26 11 2025 6:37:35

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"


    Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

      Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

25 11 2025 11:52:30

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

24 11 2025 18:41:50

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

23 11 2025 1:53:55

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

22 11 2025 2:11:50

Викторина "Семейства цветковых растений"


    Викторина "Семейства цветковых растений"

      Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

21 11 2025 21:19:14

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

20 11 2025 0:35:28

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

19 11 2025 18:59:37

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"


    Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

      Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

18 11 2025 17:54:21

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

17 11 2025 13:33:11

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

16 11 2025 18:44:25

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

15 11 2025 11:13:49

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"


    Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

      Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

14 11 2025 7:33:43

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

13 11 2025 10:41:28

Открытый урок по биологии "Симфония звуков"


    Открытый урок по биологии "Симфония звуков"

      Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...

12 11 2025 14:21:18

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

11 11 2025 8:39:26

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

10 11 2025 16:20:13

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....

09 11 2025 15:44:11

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

08 11 2025 13:28:42

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

07 11 2025 9:12:41

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

06 11 2025 2:56:50

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

05 11 2025 13:10:24

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

04 11 2025 4:13:37

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

03 11 2025 0:16:28

Повторяем теорию Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....

02 11 2025 4:19:17

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

01 11 2025 3:14:37

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

31 10 2025 20:38:11

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

30 10 2025 19:32:50

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

29 10 2025 11:28:42

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

28 10 2025 13:25:56

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


    Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

      В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

27 10 2025 17:43:40

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

26 10 2025 1:27:30

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

25 10 2025 13:46:14

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

24 10 2025 18:14:49

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"


    Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

      На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...

23 10 2025 12:21:51

Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс


    Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс

      Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...

22 10 2025 21:56:24

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

21 10 2025 4:47:46

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

      В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

20 10 2025 1:36:27

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

19 10 2025 2:42:59

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

18 10 2025 3:56:33

Организм — единое целое Биология

Организм — единое целое  Биология В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

17 10 2025 10:10:40

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

16 10 2025 1:57:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::