Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс
Класс | 5 класс |
Тип урока | Комбинированный |
Цель | Сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма. |
Задачи | Познакомить учащихся с признаками
живой природы. Научить находить взаимосвязь органов в организме, взаимоотношение живого организма и окружающей среды, сравнивать, анализировать и делать выводы. Развитие представлений о целостности живой природы. |
Планируемые образовательные результаты | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Личностные результаты: Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. Развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Предметные результаты: Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого) ; взаимосвязи органов в организмах. применение биологических терминов. |
Новые термины | Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, органы. |
Образовательные ресурсы | Учебник: И.Н. Пономарева “Биология. 5 класс”, М., “Вентана-Граф”, 2013г., http://school-collection.edu.ru/ |
Наглядно-демонстрационный материал | Раздаточный материал. Таблица “Органы растений и животных”, рисунки, фотографии, ЭОР. |
Ход урока
Этапы урока | Формирование умений | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную работу. |
Приветствие обучающихся, организация ситуации, позволяющей настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку. | Приветствие учителя, проверка готовности к уроку (учебник, рабочая тетрадь). |
Систематизация знаний. | Метапредметные результаты: осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; слушать и понимать речь других. |
Ответить на вопросы: 1.Как называются науки изучающие природу. 2. Что изучает биология. 3. Какие биологические науки вы знаете. 4. Что является структурной единицей животного. 5. Какова роль растений и животных в жизни человека 6. Какие организмы бывают по наличию клеток в организме. 7. Что такое живая природа. |
Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. |
Определение темы урока. Постановка цели урока. | Регулятивные УУД. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные УУД. Формирование умения слушать и понимать речь других обучающихся. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. |
Учащимся предлагается открыть коробку
с различными предметами, из его содержимого
выбрать один единственный “ лишний” предмет и
обосновать свой ответ. В коробке лежат: кусочек
мела, орех, семя пшеницы, фотография кошки,
пуговица, лист растения. Ребята правильно
называют, что это предметы живой природы, кроме
пуговицы. Вопрос. Почему их относят к объектам живой природы. Как мы можем отличить живую природу от неживой природы. Что мы будем рассматривать сегодня на уроке (ребята предлагают тему урока). |
Слушают, анализируют, высказывают
предположение, делают вывод. Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. |
Актуализация новых знаний. | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. |
Мир живых существ нашей планеты очень
разнообразен. Все они очень разные по размерам,
окраске, поведению и многим другим признакам. Но
всех их объединяет главное - это живые организмы. Вопрос: Вспомните, что объединяет все живые организмы. Задания №1. Рассмотрите рисунок №5,6, скажите какие свойства живых организмов мы еще не назвали. Задание №2. Заполните таблицу “Свойства живых организмов” |
Вспоминают, что все живые организмы
состоят из клеток и сходны по химическому
составу. Предполагают, что для живых организмов хаpaктерно питание, дыхание, размножение и т.д. Работа с рисунком. Сравнивают свои ответы со списком свойств живых существ. |
Задание №3. С помощью текста учебника а) Выясните, что называется обменом веществ, питанием, дыхание, ростом и развитием, размножением, подвижностью, выделением. б) Найдите отличительные особенности в свойствах растений и животных. в) Все ли из перечисленных признаков хаpaктерны только для живых организмов (растущий кристалл соли, заводная детская машина, размножающийся вирус в компьютере, нажатие клавиши на компьютере, горение свечи (поглощение кислорода, выделение углекислого газа). г) Использую текст учебника на стр.11, ответьте на вопрос: Какова роль взаимодействия органов живого организма. |
Работа с текстом учебника.
Делают вывод, что организмы отличаются по росту и развитию, питанию, движению.
Делают вывод об относительности признаков живой природы. |
||
Физкультминутка. | https://disk.yandex.ru/public/ ?hash=aPBHuQDGkeNH/8NNgO/l% 2Bq2iOmJ5jAKu/40zP9vM0Mk%3D |
||
Закрепление. | Метапредметные результаты. Коммуникативные УУД: работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предметные УУД: применять биологические понятия. Регулятивные УУД: самостоятельно контролировать своё время и управлять им. |
Вопрос 1.Какова роль обмена веществ в жизни живых организмов. 2. Способны ли растения к движению. Приведите примеры. 3. Тестовое задание. |
Ребята отвечают на поставленные
вопросы, происходит обсуждение в группах.
Взаимоконтроль по тестовому заданию. Анализируют правильность выполненного задания. |
Рефлексия. | Личностные УУД: оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Учитель: “Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, что удалось, что нет. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества. |
Домашнее задание. | Стр. 8-12, задание 4-6 (тетрадь). |
Комментарии:
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
27 11 2024 22:35:48
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
26 11 2024 1:19:26
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...
25 11 2024 6:37:25
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
24 11 2024 0:35:28
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
23 11 2024 12:53:34
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
22 11 2024 18:52:42
Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....
21 11 2024 13:10:54
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
20 11 2024 5:29:51
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
19 11 2024 16:33:19
Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
18 11 2024 5:50:32
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
17 11 2024 2:36:59
Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
16 11 2024 2:14:20
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...
15 11 2024 9:44:53
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
14 11 2024 9:45:41
Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....
13 11 2024 10:58:29
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
12 11 2024 19:26:44
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
11 11 2024 15:19:13
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
10 11 2024 3:29:51
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...
09 11 2024 2:37:24
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
08 11 2024 18:42:18
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
07 11 2024 15:56:10
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
06 11 2024 11:55:46
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...
05 11 2024 21:50:10
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...
04 11 2024 22:20:52
Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
03 11 2024 6:40:35
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
02 11 2024 8:15:52
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
01 11 2024 23:14:45
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
31 10 2024 15:16:53
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
30 10 2024 20:34:49
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
29 10 2024 7:46:22
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
28 10 2024 23:14:37
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
27 10 2024 14:38:38
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
26 10 2024 16:17:35
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
25 10 2024 21:50:20
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
24 10 2024 7:25:33
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
23 10 2024 11:58:42
Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....
22 10 2024 0:37:20
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
21 10 2024 11:29:33
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
20 10 2024 4:10:32
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
19 10 2024 8:51:30
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
18 10 2024 20:12:58
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
17 10 2024 16:46:31
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
16 10 2024 0:43:40
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
15 10 2024 2:22:39
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
14 10 2024 22:14:43
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
13 10 2024 15:20:42
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...
12 10 2024 4:35:57
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 10 2024 21:25:17
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
10 10 2024 0:14:46
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...
09 10 2024 13:50:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::