Профильный курс "Основы медицинских знаний" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Профильный курс "Основы медицинских знаний"


Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течении года в профильном — медико - биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, является ознакомительным со сферой начальных  медицинских знаний.

Цели курса:

  • овладеть  основными медицинскими терминами и понятиями;
  • уметь применять их на пpaктике;
  • расширить знания по биологии;
  • сформировать интерес к медицинским профессиям и специальностям;
  • овладеть определенными пpaктическими навыками проведения медицинских мероприятий;
  • уметь применять полученные знания на пpaктике и выбирать средства для решения поставленных задач;
  • профессиональная ориентация;
  • формирование умения отбирать необходимый для занятий дополнительный материал.

В программе распределение времени на изучение тем указано ориентировочно и может быть изменено за счет порядка изложения отдельных тем. 20% процентов учебного времени занимают пpaктические работы по всем темам, которые направлены на овладение пpaктическими навыками оказания первой медицинской помощи. В программе отражены и формы контроля знаний учащихся: тестирование, ситуационные задачи, терминологический диктант, работа по карточкам с симптоматикой заболеваний. В программе присутствуют   и темы для исследовательской деятельности учащихся и семинарского занятия. Итоговое занятие проходит в виде компьютерной презентации по любой, выбранной учащимися теме курса.

Тематическое планирование.

Тема

Основные разделы изучаемого материала

Формы контроля

 

Введение.
 2 часа.

1

Значение первой медицинской помощи

  • .Виды медицинской помощи:первая медицинская помощь, первая врачебная помощь,специализированная медицинская помощь.
  • .Задачи первой медицинской помощи.
  •  Правила и порядок оказания первой медицинской помощи.

 

2

Виды медицинских учреждений, медицинская специализация.

  • Виды медицинских учреждений:станция скорой помощи, поликлиника, больница, аптека, амбулатория, госпиталь, санаторий.
  • Медицинская специализация.

Тестирование
( приложение 1)

 

Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них.
3 часа.

3

Раны. Десмургия.

  • Раны, их виды, хаpaктеристика.
  • Осложнения при ранениях.
  • Десмургия. Повязка и перевязка

 

4

Первая помощь при ранениях.

  • Виды повязок.
  • Виды перевязочного материала.
  • Правила наложения повязок.

 

5

Пpaктическое занятие «Оказание первой помощи при ранениях. Перевязка»

Наложение повязок:

  • уздечки
  • чепца
  • спиральной на палец и локтевой сустав
  • крестообразной
  • колосовидной

Ситуационные задачи
( приложение 2)

 

Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при них.
3 часа

6

Кровотечения, их виды, хаpaктеристики. Гемостаз.

  • Кровотечения,причины, возможные осложнения.
  • Виды кровотечений, их хаpaктеристика.
  • Гемостаз.

 

7

Остановка кровотечений.

  • Остановка кровотечений: временная и окончательная.
  • Правила наложения жгута.
  • Остановка внутреннего кровотечения
  • Остановка кровотечения подручными средствами.

 

8

Пpaктическое занятие «Оказание первой помощи при кровотечениях»

Оказание первой помощи при:

  • капиллярном кровотечении;
  • венозном кровотечении;
  • артериальном кровотечении.

Тестирование
( приложение 3)

 

Переломы. Оказание первой медицинской помощи при них.
3 часа.

9

Переломы, их основные признаки. Иммобилизация.

  • Переломы: закрытые и открытые.
  • Классификация переломов
  • Осложнения при переломах.

 

10

Первая помощь при переломах.

  • Иммобилизация. Основные правила иммобилизации.
  • Виды шин.
  • Иммобилизация подручными средствами.

 

11

Пpaктическое занятие «Оказание первой помощи при переломах»

Оказание первой помощи при:

  • закрытом переломе
  • при открытом переломе
  • переломе позвоночника и костей таза, переломе ребер

 

 

Реанимация.
3часа.

12

Состояния клинической и физиологической cмepти. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности.

  • Клиническая и физиологическая cмepть.
  • Симптомы остановки дыхания и сердечной деятельности.

 

 

13

Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

  • Реанимация,способы.
  • Искусственное дыхание.
  • Непрямой массаж сердца.
  • Первая помощь при утоплении

Ситуационные задачи ( приложение 4)

14

Пpaктическое занятие «Оказание первой помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания»

Оказание первой помощи:

  • Искусственное дыхание «изо рта в рот», «изо рта в нос», по Сильвестеру, по Каллистову.
  • Непрямой массаж сердца
  • Совместные методы реанимации.

 

 

Ожоги и обморожения.
3 часа.

15

Ожоги: термические и химические. Степени и симптомы.

  • Ожоги термические. Степени тяжести, симптомы. Первая помощь.
  • Ожоговый шок.
  • Ожоги химические. Степени тяжести, симптомы. Первая помощь.

Тестирование (приложение 5)

16

Обморожения. Общее обморожение организма.

  • .Обморожения. Степени тяжести, симптомы. Первая помощь.
  • Общее обморожение организма.

 

17

 Пpaктическое занятие «Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях»

Оказание первой помощи при:

  • термическом ожоге
  • при химическом ожоге
  • при обморожении

 

 

Травматический шок и противошоковые мероприятия.
1 час.

18

Травматический шок и противошоковые мероприятия..

  • Травматический шок.
  • Причины шока.
  • Фазы травматического шока.
  • Степени тяжести, предупреждение и профилактика шока.

 

 

Инфекционные болезни.
5 часов.

19

Инфекционные болезни: возбудители, группы, причины.

  1. Инфекционные болезни. Эпидемии, пандемии
  2. Возбудители, причины инфекционных заболеваний.
  3. Группы инфекционных заболеваний.

 

20

Дезинфекция и профилактические мероприятия.

  1. Профилактика инфекционных заболеваний. Карантин, обсервация.
  2. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
  3. Функции санитарно -эпидемиологических станций(СЭС).

Терминологический диктант ( приложение 6)

21

Пищевые инфекции: дизентерия,  сальмонеллез, холера и другие.

  1. Дизентерия.
  2. Сальмонеллез.
  3. Холера.
  4. Другие опасные заболевания

Работа по карточкам с симптоматикой.( приложение 6)

22

Инфекции, предающиеся пoлoвым путем.

  1. Венерические заболевания.
  2. Профилактика венерических заболеваний, их опасность.

 

23

СПИД.

  1. Синдром приобретенного иммунодефицита.
  2. Пути заражения.
  3. Симптомы заболевания.
  4. Профилактика и лечение.

Сообщения обучающихся

 

Методы лечения и уход за больным.
6 часов.

24

Применение лекарственных средств.

  1. Основные источники лекарственных средств.
  2. Формы лекарственных средств.
  3. способы введения и хранения лекарственных средств.
  4. Рецепт, аптека, фармакология.

 

25

Семинар «Лекарственные травы».

  1. Лекарственные растения.
  2. Сбор и хранение.
  3. Фитотерапия.

Индивидуальные задания.

26

Использование животных в лечебных целях.

  1. Гирудотерапия — использование лечебных пиявок.
  2. Использование яда змей и пчел.
  3. Лечебные свойства мумиё.

 

27

Нетрадиционные формы и методы лечения.

  1. Иглоукалывание.
  2. Гомеопатия
  3. Точечный массаж
  4. Йога

 

28

Уход за больным.

  1. Смена постельного белья.
  2. Уход за кожными покровами тяжелобольного. Профилактика пролежней.
  3. Методы наблюдения за состоянием здоровья больного.

 

29

Пpaктическое занятие «Измерение температуры тела, артериального давления, проведение лечебных мероприятий».

  • Измерение температуры тела
  •  Измерение артериального давления
  • Проведение лечебных мероприятий.

 

 

Функциональные хаpaктеристики и пробы как показатель состояния здоровья человека.
3 часа

30

Соматоскопия и соматометрия.

  1. Соматоскопия- методика оценки физического развития .
  2. Соматометрия  - снятие антропометрических показателей.

Пpaктическая работа в парах.( приложение 7)

31

Пpaктическое занятие «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозиро- ванную нагрузку.».

 

Пpaктическая работа.( приложение 7)

32
33

Экскурсия в медицинское учреждение.

Знакомство с медицинским учреждением.

 

34

Итоговое занятие

 

Компьютерная презентация

Литература.

  1. Чередниченко И.П.,Элективные курсы. Биология 10-11 класс.- Волгоград:Учитель 2007 год
  2. Составитель Чередниченко И.П.,Элективные курсы. Биология 9 класс. Предпрофильная подготовка - Волгоград:Учитель 2007 год.
  3. Основы медицинских знаний учащихся, под ред. М.И. Гоголевой — М: Просввещение, 1995 год.
  4. Воронин П.Г., Маш Р.Д., Методика проведение опытов и наблюдений по анатомии. физиологии и гигиене человека. - М:Просвещение,1983 год
  5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., Биология. Человек. 8 класс,.- М:Дрофа 2006 год. 

Темы для исследовательской деятельности учащихся:

  • Виды медицинских учреждений:станция скорой помощи, поликлиника, больница, аптека, амбулатория, госпиталь, санаторий.
  • Медицинская специализация.
  • Клиническая и физиологическая cмepть.
  • Инфекционные болезни. Эпидемии, пандемии в истории человечества.
  • Синдром приобретенного иммунодефицита. Пути заражения. Симптомы заболевания. Профилактика и лечение.
  • Лекарственные растения. Сбор и хранение. Фитотерапия.
  • Гирудотерапия — использование лечебных пиявок.
  • Использование яда змей и пчел.
  • Лечебные свойства мумиё.
  • Иглоукалывание.
  • Гомеопатия
  • Точечный массаж
  • Йога

           На первом занятии учащиеся выбирают тему для исследования, и по мере изучения материала представляют свои работы.


Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

05 12 2022 9:22:17

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

      На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

04 12 2022 0:30:22

Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе


    Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

      Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....

03 12 2022 4:51:41

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

02 12 2022 19:18:36

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

01 12 2022 11:34:45

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

30 11 2022 6:33:20

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

29 11 2022 4:14:29

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

28 11 2022 9:56:22

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

27 11 2022 13:40:55

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

26 11 2022 3:47:20

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

25 11 2022 12:10:52

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

24 11 2022 8:25:47

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

23 11 2022 12:24:34

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

22 11 2022 20:13:19

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

21 11 2022 11:26:24

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

20 11 2022 6:20:24

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

19 11 2022 2:37:58

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

18 11 2022 9:25:23

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

17 11 2022 5:41:54

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

16 11 2022 7:18:46

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

15 11 2022 18:28:35

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

14 11 2022 4:36:23

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

13 11 2022 4:32:30

Сохранение многообразия видов. 11-й класс


    Сохранение многообразия видов. 11-й класс

      Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....

12 11 2022 5:19:38

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

11 11 2022 17:30:12

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

10 11 2022 9:25:36

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

09 11 2022 18:39:50

Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"


    Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

      Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....

08 11 2022 11:59:33

Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"


    Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"

      В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...

07 11 2022 9:37:15

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

06 11 2022 5:38:24

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

05 11 2022 16:24:34

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

04 11 2022 10:53:45

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

03 11 2022 4:14:27

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"

      Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала. ...

02 11 2022 15:58:28

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

01 11 2022 5:58:53

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

31 10 2022 10:10:55

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"


    Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

      Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

30 10 2022 4:42:15

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

29 10 2022 23:23:41

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

      Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

28 10 2022 6:17:51

Развивающее занятие на тему "Насекомые"


    Развивающее занятие на тему "Насекомые"

      У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

27 10 2022 5:58:16

Творческие задачи по биологии и методы их решения


    Творческие задачи по биологии и методы их решения

      Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

26 10 2022 6:55:13

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

25 10 2022 16:19:34

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"


    Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

      Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

24 10 2022 21:14:48

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

23 10 2022 16:12:41

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

22 10 2022 23:57:40

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

21 10 2022 4:18:38

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

20 10 2022 9:39:12

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

19 10 2022 3:49:20

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"


    Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

      Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

18 10 2022 16:25:51

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

17 10 2022 2:46:29

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::