Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

Задачи. Расширить знания учащихся об эволюционном учении, полученных в 9 классе; продолжить расширение и углубление этого понятия, напомнить об уровневой организации живой материи, углубить и расширить знания о виде на основе формирования понятий о популяции как обязательной и структурной его единице.

Оборудование. Учебники: Биология 10-11 “Общая биология” (Каменский) ; дополнительная литература: Биологический энциклопедический словарь; Интернет – ресурсы; программное обеспечение Power Point; мультимедийный проектор; экран.

Ведущая дидактическая цель. изучение нового материала.

Форма работы. Информационно-исследовательский проект.

Идея проекта.

Изучение темы “Основы учения об эволюции” в 11 классе представляет определенную сложность. Она заключается в том, что учителю непрерывно приходится держать в поле своего внимания вопросы эволюционной теории. Развитие эволюционных понятий будет идти и в других темах, однако здесь закладывается основа, от прочности которой будет зависеть усвоение остального материала.

Как возникла идея использовать метод проектов при изучении данной темы. Что здесь может подлежать исследованию?

Во-первых, опираясь, на имеющиеся у учащихся знания, можно проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, изучить историю биологии дедуктивно.

Во-вторых, выполняя пpaктические задания учащиеся приходят к осознанному и прочному усвоению знаний о естественном отборе, борьбе за существование.

В-третьих, оформляя свою работу в виде презентации и докладов, учащиеся смогут лучше усвоить тему, применить свои знания в новой ситуации .

В-четвертых, смогут оценить свои результаты.

Этапы работы над проектом.

1 этап. Погружение в проект.

а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.

Приводится высказывание “Эволюция- необратимое историческое развитие природы”. Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию. Дальше задается вопрос: “Всегда ли люди знали о том, что существует эволюционное развитие природы ” Учащиеся высказывают гипотезы.

б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?

в) Определяются направления работы, формулируются задачи:

1) Проследить развитие основных эволюционных представлений, выяснить значение теории Ч.Дарвина о происхождении видов.

2) Расширить представления о виде и популяции как о центральном звене эволюционного процесса.

3) Раскрыть сущность понятий об изменчивости и наследственности применительно к вопросу о материалистическом объяснении происхождения видов.

4) Выяснить роль естественного отбора как главной движущей силы всего эволюционного процесса, раскрыть его связь с борьбой за существование и возникновением адаптации.

2 этап. Организация деятельности.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы.

3 этап. Осуществление деятельности

Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта. (См. Приложение 2)

4 этап. Презентация

Защита проектов по группам происходит на сдвоенных уроках.

1.Тема урока: “Основы эволюционного учения”

Цели:

Познавательная цель: учащиеся должны усвоить: а) смысл понятия эволюция ; б) создать представления о накоплении и развитии биологических знаний ; в) основными положениями теории Ч.Дарвина ; г) создать представления о виде и популяции; д) сформировать знания о движущих силах эволюции – наследственности, изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе.

Развивающая цель: учащиеся должны уметь: а) выявлять общие черты и различия в строении живых организмов; б) доказывать; в) хаpaктеризовать черты приспособленности, связанные; г) устанавливать связь между; д) описывая натуральные объекты, уметь составлять хаpaктеристику видов.

Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться: а) в познаваемости органического мира; б) в теоретической и пpaктической значимости эволюционных знаний.

Методы: частично поисковый, исследовательский

Форма организации учебной деятельности: работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.

Средства обучения: натуральные объекты, мультимедийный проектор; экран, компьютерные презентации проектов учащихся.

План первого урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы).

а) вступительное слово учителя: “Главным объектом изучения сегодня на уроке является понятие эволюция, хаpaктеризующая необратимое историческое развитие живой природы. Эволюция - необратимое историческое развитие природы. Справедливы ли эти слова? Возникает проблемный вопрос: Всегда ли люди знали об эволюционном развитии природы? Умели ли они объяснять причины многообразия органического мира? Давайте вспомним, что мы уже знаем об эволюционном учении? Что такое эволюция? Как происходило развитие эволюционной теории? Помогут нам в этом учащиеся первой группы. Их задача была проследить становление и развитие эволюционной теории и значение теории Ч.Дарвина о происхождении видов”.

3. Защита проекта группой № 1

а) Тема проекта: “Развитие основных эволюционных представлений. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов”

Состав группы учащихся, освящающих эту проблему

Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты
Хомутова А. руководитель, оформитель презентации, демонстратор Компьютерная презентация
Фидчунова Е. докладчик  
Амирханова А. подбор рисунков  
Умаханова Г. докладчик  
Кацубин М. оформитель презентации, демонстратор  

б) Ответы на вопросы оппонентов.

в) Самооценка и оценка работы группы №1 оппонентами по 5-ти бальной системе.

4. а) Слово учителя:

“Итак, важной вехой в развитии науки было становление теории эволюции. Важнейшую роль в объяснении многообразия живой природы играет теория Ч.Дарвина о происхождении видов. Учащиеся второй группы занимались изучением понятия о виде и популяции как о центральном звене эволюционного процесса. Их задача была охаpaктеризовать критерии вида и особенности взаимоотношений организмов в популяциях.”

б) Защита проекта группой № 2.

а) Тема проекта: “Вид и популяция- центральные звенья эволюционного процесса”.

Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:

Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты
Корецкий А. руководитель, оформитель презентации, докладчик Компьютерная презентация
Шифоростов М. подбор рисунков, докладчик  
Золотухин А. докладчик  
Набережный А. демонстратор  

б) Ответы на вопросы оппонентов.

в) Самооценка и оценка работы группы №2 оппонентами.

2. Тема урока “Основы эволюционного учения”

План второго урока.

1. Организационный момент.

2. а) Вступительное слово учителя:

“Мы продолжаем разговор об эволюционной теории и учении Ч.Дарвина. Согласно теории Дарвина движущими силами эволюции являются наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Сущность понятий об изменчивости и наследственности применительно к вопросу о материалистическом объяснении происхождения видов исследовали учащиеся третьей группы ”.

б) защита проекта группой №3

Тема проекта: “Наследственность и изменчивость”.

Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:

Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты
Жукавина А. руководитель, оформитель презентации Компьютерная презентация
Линник О. оформитель презентации, демонстратор, подбор рисунков  
Бескоровайная Е. докладчик  
  докладчик  
  докладчик  
  Докладчик  

в) Ответы на вопросы оппонентов.

г) Самооценка и оценка работы группы №3 оппонентами.

3.а) Слово учителя:

“Вид и популяция – центральные звенья в эволюционном процессе. Популяция является элементарной единице эволюции, реально существующей в природе, представляет собой единое целое во времени и прострaнcтве, способно наследственно изменяться. Благодаря изменчивости повышается внутреннее разнообразие вида, его устойчивость к местным изменяющимся условиям благодаря популяциям, входящим в состав вида. Способность видов к неограниченному размножению, возможность выживания всех потомков, находится в несоответствии с ограниченностью ресурсов, что приводит к разворачиванию борьбы за существование и естественному отбору. Выяснением роли естественного отбора как главной движущей силы всего эволюционного процесса, его связи с борьбой за существование и возникновением адаптации занималась четвертая группа.

б) Защита проекта группой №4

Тема проекта: “Борьба за существование и естественный отбор”

Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:

Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты
Амирарсланов И. руководитель, докладчик, оформитель презентации Компьютерная презентация
Луговский С. оформитель презентации, докладчик,  
Плотников А. докладчик  

в) Ответы на вопросы оппонентов.

г) Самооценка и оценка работы группы №4 оппонентами.

4. Оценка работы учащихся и выставление оценок.

Оценочный лист проектной деятельности групп

Критерии выполнения и защиты проекта Само - оценка

Оценка других групп

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

1. Качество:

Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры.

         
2. Корректность текста:

Отсутствие ошибок, точность, законченность.

         
3. Дизайн:

Разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию.

         
4 Взаимодействие:

Коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность.

         
5 Выступление:

Качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией.

         
  Общее количество баллов          

а) Заполнение на доске сводной таблицы (выписываются общее количество баллов выставленных каждой группе их оппонентами и в результате самооценки).

№ группы

Общее количество баллов

1 2 3 4 5 6 7 8 Рейтинговая оценка (среднеарифметическая) Итоговая оценка
№1                    
№2                    
№3                    
№4                    

Схема выставления оценок:

20 - 25 баллов – “5”

15 – 19 баллов – “4”

10 – 14 баллов – “3”

б) Подсчет рейтинговой (среднеарифметической) и выставление итоговой оценок (по одному представителю от каждой группы).

6. Подведение итогов (рефлексия):

а) Заключительное слово учителя: “В заключение нашего урока и в качестве ответа на проблемный вопрос, я думаю, уместными будут слова: “Движущие силы развития природы находятся в ней самой. Ими являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Следовательно, живой природе присущи самодвжение и саморазвитие.”.

Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей урока”.

б) Анкетирование учащихся

Вопросы анкеты:

  1. Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно?
  2. С каким настроением я работал?

  3. Доволен ли я собой?
  4. Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
  5. Что было больше – я помогал товарищам или они помогали мне?
  6. Авторитетен ли я в вопросах, изучаемых группой?
  7. Были ли у меня затруднения в работе с группой?
  8. Достиг ли я цели обучения?
  9. Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы? (пpaктики, просто интересен)?
  10. В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?

См. приложение 1.



Комментарии:

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

01 04 2025 19:52:37

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

31 03 2025 5:58:22

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

30 03 2025 1:10:38

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

29 03 2025 14:23:49

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

28 03 2025 21:13:40

Урок "Газообмен в легких и тканях"


    Урок "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

27 03 2025 8:38:59

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"


    Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

      На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

26 03 2025 16:44:20

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

25 03 2025 3:23:55

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

24 03 2025 14:43:39

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

23 03 2025 21:37:18

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

22 03 2025 1:10:51

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

21 03 2025 19:56:47

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7-й класс

      Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...

20 03 2025 15:59:54

Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата


    Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....

19 03 2025 13:24:15

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

18 03 2025 4:19:24

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

17 03 2025 3:14:48

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

16 03 2025 7:13:55

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода


    Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

      В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....

15 03 2025 3:46:31

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

14 03 2025 18:46:37

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

13 03 2025 2:59:33

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)


    Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

      Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

12 03 2025 19:18:40

«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

      Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....

11 03 2025 7:50:22

Рифмованные загадки о растениях Амурской области


    Рифмованные загадки о растениях Амурской области

      Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....

10 03 2025 21:21:17

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

09 03 2025 17:20:49

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

08 03 2025 8:35:13

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

07 03 2025 6:58:44

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

06 03 2025 8:17:33

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

05 03 2025 6:45:50

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

04 03 2025 9:55:54

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

03 03 2025 19:10:12

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

02 03 2025 8:26:34

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

01 03 2025 2:38:23

Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

28 02 2025 12:36:57

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

27 02 2025 17:59:10

Места обитания и внешнее строение млекопитающих

Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....

26 02 2025 2:32:28

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

25 02 2025 6:48:13

Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"


    Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"

      Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений. ...

24 02 2025 0:57:31

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

23 02 2025 17:29:12

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

22 02 2025 22:28:43

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

21 02 2025 0:37:20

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

20 02 2025 5:11:19

Викторина "Семейства цветковых растений"


    Викторина "Семейства цветковых растений"

      Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

19 02 2025 6:18:39

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

18 02 2025 23:14:22

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

17 02 2025 4:37:55

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

16 02 2025 5:29:24

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

15 02 2025 20:31:42

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

      Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

14 02 2025 0:30:40

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека


    Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

      Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

13 02 2025 15:19:36

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

12 02 2025 3:44:21

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

11 02 2025 19:52:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::