Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Один из возможных способов достижения указанных целей – учебно-исследовательская деятельность детей. В ходе её учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии, медицины и других наук, способствующих решению экологических задач. Важнейшее условие успеха учебно-исследовательской деятельности школьников - использование межпредметных связей. Так, в работе над экологическими проектами учащимся приходится интегрировать знания самых разных образовательных предметов. Например, при выполнении проекта "Эколого-гигиенические критерии оценки городской среды" использовались знания биологии, геологии, географии, экологии, в проектах "Экология жилища", "Оценка экологического состояния воды в тысячелетнем городе Казани" интегрировались знания по биологии, химии, физике, экологии. Например, при выполнении проекта "Эколого-гигиенические критерии оценки городской среды" использовались знания биологии, геологии, географии, экологии. В проектах "Экология жилища", "Оценка экологического состояния воды в Тысячелетнем городе Казани" интегрировались знания по биологии, химии, физике, экологии. Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. При выполнении комплексных экологических проектов в качестве руководителей привлекаются ученые различных высших учреждений города. Широкие контакты школьников с общественными организациями (санитарная эпидемиологическая служба, управление главного архитектора, министерства экологии, ботанический сад, КГУ Биофак, мед университет) получение от них конкретных заданий, информации, помощь в решении местных проблем формируют у детей чувство сопричастности заботам родного края и ответственность за его благополучие. Дополнительная работа с учащимися - трудное, кропотливое, но в то же время очень интересное занятие. На протяжении нескольких лет наша гимназия занимала призовые места на районных, городских и всероссийских олимпиадах по биологии и экологии. Учащиеся принимают участие в конференциях разных уровней: во втором Всероссийском молодежном фестивале "Меня ценят в XXI веке" (2005г.). Во всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ "Юность, наука, культура" (2005–2006г.). В Поволжской экологической конференции в г. Казани (2000–2005г.)
Их научно-исследовательские работы получили высокие оценки, стали лауреатами престижных конференций. О результативности проектной деятельности свидетельствуют и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Предлагаю вашему вниманию фрагмент проекта на секцию "медицина" на тему "Функциональное состояние учащихся 10-х классов в течение учебного года".
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни! Знание закономерностей формирования адаптационных возможностей позволяет разработать научно обоснованную систему управления здоровьем, осуществлять профилактику и коррекцию отрицательных воздействий на растущий организм (Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская, 1993), улучшить его функциональное состояние.
Ухудшение окружающей среды, в которой существует человечество, и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизме возникновения которых большую роль играют эмоциональные факторы, то есть психосоматических болезней .
Происхождение психосоматических расстройств связывается со многими факторами: отягощенной наследственностью, нарушением функций вегетативной нервной системы, особенностями личности ребёнка, своеобразием семейного окружения. растущими нагрузками в ходе учебного процесса в школе, последствиями повреждений головного мозга, психотравмирующими обстоятельствами (Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., 1981; Брязгунов И.П., 1995; Исаев Д!Н., 2000 и др.), которые приводят к ранней утомляемости школьников, обнаруживающейся в виде снижения умственной и физической работоспособности, различных психосоматических и вегетативных сдвигов (Стоян Е.Ф., 1990).
Актуальность проблемы первичной профилактики нервно-психических отклонений состояния здоровья подрастающего поколения подчеркивается фактом их роста в последние годы, в связи с чем остро стоит вопрос о своевременной коррекции доклинических нарушений.
Целью настоящей работы явилось изучение адаптационных возможностей и функционального состояния учащихся 10-х классов в процессе учебы. \')
Задачей исследования было нахождение фрагмента в коде Люшера, позволяющем судить о состоянии вегетативной нервной системы (ВНС) с сопоставлением данных отдельного тестирования ВНС.
Для достижения цели и решения поставленной задачи в работе использовались анкетное тестирование ВНС и модифицированный восьмицветовой тест Люшера у учащихся 10-х классов гимназии № 122 г. Казани.
Исследование проводилось у учащихся 10-х классов гимназии № 122 г. Казани в учебный период.
Для достижения цели работы и решения поставленной задачи были использованы методы:
1. Вегетативное тестирование
2. Модифицированный восьмицветовой тест Лютера.
Вегетативное тестирование проводилось с использованием анкет, которые заполняли сами учащиеся, отмечая основные "ключевые" жалобы, возникающие при наличии отклонений со стороны соответствующих систем организма. (Приложение). Оценка вегетативных симптомов производилась через баллирование каждого признака, исходя из его удельного веса среди различных симптомов синдрома вегетативной дистонии (СВД). Каждый симптом наделялся весом от 1 до 10 баллов при положительном ответе на задаваемый вопрос. Итоговая обработка результатов подобного анкетного исследования дает показатель не больше 15 у здоровых лиц. При увеличении этого показателя можно предположить признаки СВД различной степени:
- легкой - от 15 до 25 баллов
- средней - от 25 до 35 баллов
- выраженной - от 35 баллов и более.
Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.
Исследование проводилась следующим образом: испытуемому предлагалось выбрать из разложенных перед ним цветовых таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с любимым цветом одежды, ни с предпочитаемым тоном обивки мебели, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.
При раскладывании перед обследуемым цветовых эталонов был использован индифферентный фон. Освещение было равномерным, достаточно ярким (при дневном освещении). Цветовые таблицы находились на расстоянии не менее 2 см. Выбранный эталон убирался со стола или переворачивался лицом вниз. При этом записывался номер каждого выбранного эталона. Запись производилась последовательно слева направо. Мы придерживались общепринятой нумерации цветов: темно-синий - 1, сине-зеленый - 2. оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.
Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не были отобраны. Через две минуты, после предварительного перемешивания их, цветовые таблицы располагались перед испытуемым в другом порядке и процедура выбора полностью повторялась, при этом было сказано, что исследование не направлено на изучение памяти, и он волен заново выбирать нравящиеся цвета гак, как ему это будет угодно.
В тесте Люшера цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные (5 - фиолетовый, 6 -коричневы, 7 - черный и 0 - серый). По мнению автора, в норме и при полной уравновешенности основные цвета должны находиться на первых позициях, так как они символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как влечение к удовлетворению и привязанности (синий цвет), стремление к самоутверждению (зеленый), стремление "действовать и добиваться успеха" (красный) и стремление "смотреть вперед и надеяться" (желтый). Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Серый трактуется как разделяющий, отгораживающий, черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия, коричневый отражает стремление к уюту, комфорту, а фиолетовый – символ нереалистичных желаний.
Если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда. то символизируемая данным цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т.е. является источником стресса. Присутствие серого, черного, коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Интенсивность тревоги при напряженности и в стрессе измерялось количеством знаков "!". Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на 6-й позиции оценивалось как один знак "!", на 7 - как два "!!", на 8 -как три "!!!". Интенсивность компенсаторных тенденций оценивалась следующим образом: если 6,7 или 0 цвет находился на 3-м месте - это "!", если на втором - "!!", на первом - "!!!". (5-й цвет не обозначается "!" ни на какой позиции, так как его выбор на первых позициях больше свидетельствует о эмоциональной незрелости индивида).
Таким образом, тревога в целом оценивается суммой знаков "!" каждого ряда в отдельности, числовое выражение баллов - от 0 до 12. Сравнение количества знаков "!" в первом и втором выборе является прогностически важным и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе знаков "!" больше, чем в первом, и наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество "!" больше в первом выборе.
Пример:
! !
14625307 тревожность 2 балла
16425037
!! !! тревожность 4 балла
При проведении тестирования учитывалось также то, что комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется "рабочей группой"; их положение в начале ряда выявляет целенаправленную активность и хорошую работоспособность. Если рабочая группа "разбита", то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется истощаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда.
При проведении теста Люшера был также определен коэффициент вегетативного тонуса (КВТ), выведенный К. Шипош. В нем использовался баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемых.
Коэффициент вегетативного тонуса вычислялся по формуле:
18-(З+4)
18-(1+2)
На место цифр, обозначающих номер цветовых эталонов, ставились номера позиций, занимаемых указанным цветом. Результат дроби, превышающий единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы - доминирование трофотропных тенденций. В своей работе мы не дифференцировали данные состояния и уменьшение или увеличение коэффициента интерпретировали как наличие дисбаланса в вегетативной нервной системе.
В ходе исследований были получены следующие результаты:
- анализ вегетативных симптомов, выявленных при проведении анкетирования, позволил разделить обследуемых на четыре группы: 1 - без отклонений - 43,8% (до 15 баллов), 2 - с наличием вегетативного дисбаланса легкой степени - 22,9% (от 15 до 25 баллов), 3 - с наличием вегетативного дисбаланса средней степени - 12,5% (от 25 до 35 баллов), 4 - с наличием вегетативного дисбаланса выраженной степени - 20,8% (от 35 баллов и более) (Рис.1).
Рисунок 1
- При проведении теста Люшера было отмечено наличие тревожности у 43.91%. тревожности с тенденцией к росту - у 39,02%, отсутствие тревожности у 17.07% (Рис. 2).
Рисунок 2
снижение работоспособности - у 87,9%. из них снижение работоспособности, близкое к истощаемости - у 13,9% испытуемых (Рис. 3).
Рисунок 3
При сопоставлении обоих тестов было выявлено наличие тревожности у испытуемых 1 группы в 60%. 2 группы - в 70%, в 3 группе в 42.8%, в 4 группе - в 88.9% случаев. Причем в группе учащихся, имеющих по вегетативному тесту выраженный дисбаланс ВНС и возрастание тревожности по тесту Люшера, КВТ находился в пределах 0,2-0,6 и 1,5-2,6 единиц (Н - 1 единица), тогда как в остальных группах этот показатель был приближенным к 1 и находился в пределах 0,8-1,2 единиц.
У 58,8% учащихся одной из основных жалоб, причём влияющих на состояние работоспособности, усвоение школьного материала, была головная боль (ГБ) разной степени выраженности, возникающая, как правило, в конце учебного дня или после интенсивных нагрузок. В связи с отсутствием клинического опыта мы не дифференцировали вид головной боли, хотя известно, что самые вероятные виды ГБ в детском возрасте - это ГБ напряжения (ГБН), мигрень, посттравматическая головная боль (ПТГБ). До наступления пубертатного возраста повторяющаяся ГБ чаще обусловлена мигренью, в школьном возрасте и в пубертатном периоде чаще встречается ГБН (Измайлова И.Г., Белопасов В.В., Колосова О.А., Филлипов Б.Ф., 2002). Таким образом, мы констатировали факт наличия ГБ, оценивая её выраженность по 10 балльной шкале: 1-3 балла - ГБ лёгкой степени выраженности - в 46,7% случаев, 4-7 баллов - средней степени выраженности - в 36,7 % случаев, 8-10 баллов - сильной степени выраженности - в 16,6 % случаев. Причём ГБ средней и сильной степени выраженности в основном отмечалась в 3 и 4 группах обследованных, здесь же превалировали высокий уровень тревожности с тенденцией к росту, а также снижение работоспособности, близкое к истощаемости, выявленных в ходе проведения теста Люшера.
В период роста и формирования физиологических функций организма дети, подростки особенно подвержены отрицательным влияниям со стороны окружающей среды. Нервная система чутко реагирует на всякого рода воздействия (эмоциональные и физические стрессы, ухудшение экологической ситуации и т.д.), что часто находит выражение в вегетативных реакциях.
В ходе проделанной работы нами была выявлена взаимосвязь между психологическим и вегетативным тестами. Они бьши дополняющими и уточняющими друг друга. Те испытуемые, которые были отнесены по тесту Люшера к "тревожной" группе, по тому же тесту имели изменения КВТ, а по вегетативному тесту - данные, свидетельствующие о наличии СВД различной степени выраженности. Вероятно, тех учащихся, которые не имеют по вегетативному тесту отклонений (1 группа), но имеющих по тесту Люшера состояние тревожности, следует отнести к "группе риска" по развитию дисбаланса в ВНС. Вызывает также тревогу наличие головной боли у большинства обследованных учащихся. ГБ тяжело переносится детьми, сказывается на их настроении. поведении, работоспособности, учёбе и дальнейшей профессиональной ориентации. Не вызывает сомнения, что от своевременного установления типа и генеза ГБ зависит эффективность проводимой терапии, а вовремя осуществляемая адекватная коррекция факторов риска её возникновения предотвращает усугубление патологического состояния. На наш взгляд, проведение психовегетативного тестирования в данном варианте доступно, неутомительно для школьников, информативно для качественной и количественной оценки состояния здоровья учащихся.
Заключение: еще Г. Гейне сказал, что "единственная красота - это здоровье". Здоровый организм характеризуется гармоничностью взаимосвязей всех органов и систем. Болезнь - это нарушение гармонии.
Смысл нашей работы заключается в определении функционального состояния и адаптационных возможностей школьников с использованием доступных для проведения и анализа тестов, позволяющих провести раннее выявление возможных отклонений. На наш взгляд, такой подход будет способствовать предупреждению развития нарушения гармонии в организме, а, следовательно, и возможных психосоматических расстройств.
Использованные психовегетативные тесты являются воспроизводимыми при повторных исследованиях, что важно как в диагностических целях, так и для анализа эффективности коррекции нарушений.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. У большинства учащихся 10-х классов имеет место состояние тревожности, находящееся в связи с дисбалансом вегетативной нервной системы, головной болью разной степени выраженности, что свидетельствует о нарушении функционального состояния и, следовательно, адаптационных возможностей учащихся.
2. Применение психовегетативного тестирования для профилактических осмотров учащихся дает возможность количественной оценки и интерпретации данных состояния здоровья как отдельного ребенка, так и школьных коллективов.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Цель урока: научить применять теоретические знания на практике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
22 01 2021 20:32:25
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г. Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г. Менделя....
21 01 2021 16:12:13
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
20 01 2021 13:27:14
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...
19 01 2021 13:40:17
Урок проводится как заседание клуба знатоков " Что? Где? Когда?". Для соревнующихся команд подобраны вопросы проблемного характера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за командную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
18 01 2021 12:49:56
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....
17 01 2021 16:23:36
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
16 01 2021 14:43:29
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
15 01 2021 14:19:51
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
14 01 2021 14:35:43
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на практике знания, полученные на уроках О Б Ж, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...
13 01 2021 20:50:49
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
12 01 2021 10:43:40
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
11 01 2021 1:29:27
На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...
10 01 2021 13:41:18
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...
09 01 2021 19:58:12
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д. В., Маш Р. Д., Беляева И. Н. « Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интерактивные технологии, технологии развивающего обучения....
08 01 2021 2:58:48
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) " Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
07 01 2021 2:28:38
Внеклассное интегрированное мероприятие « Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употребления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...
06 01 2021 14:43:57
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...
05 01 2021 16:16:52
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н. И., Захарова В. Б., Мамонтова С. Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение практической работы " Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...
04 01 2021 14:38:46

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
03 01 2021 0:49:59
Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
02 01 2021 10:11:20
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
01 01 2021 16:34:45
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...
31 12 2020 13:19:18
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы " Опорно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об О Д С в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
30 12 2020 19:16:43
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
29 12 2020 18:14:55
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....
28 12 2020 17:16:11
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
27 12 2020 23:44:47
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
26 12 2020 14:48:28
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
25 12 2020 13:22:28

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании полового и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и полового размножения в природе и для человека....
24 12 2020 6:30:19
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение И К Т помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению « Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
23 12 2020 13:22:10
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
22 12 2020 20:10:33
Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни характерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....
21 12 2020 16:25:54
Тема урока по программе " Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
20 12 2020 19:31:16
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
19 12 2020 9:48:45
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
18 12 2020 12:36:53
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...
17 12 2020 20:13:11
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
16 12 2020 21:32:22
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
15 12 2020 2:51:34
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...
14 12 2020 4:46:39
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме « Жизнь морей и океанов». ...
13 12 2020 6:42:55

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....
12 12 2020 18:58:45
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
11 12 2020 23:41:46
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
10 12 2020 5:58:11
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...
09 12 2020 6:21:15
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
08 12 2020 9:34:43
Интегрируя уроки биологии и И З О, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих практических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и И З О по темам " Соцветия", " Побег. Расположение почек и листьев на стебле", " Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...
07 12 2020 2:55:36
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
06 12 2020 10:44:11
Заключительный урок по теме " Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...
05 12 2020 17:55:55
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
04 12 2020 2:57:15
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
03 12 2020 3:18:19
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
02 12 2020 21:12:40
Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....
01 12 2020 6:19:17
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
30 11 2020 11:54:21
Урок является результатом уроков интегрированного характера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
29 11 2020 7:49:52
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к Е Г Э. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на практическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда " Как готовиться к Е Г Э". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
28 11 2020 22:10:18
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются практические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употреблении их в пищу....
27 11 2020 20:33:49
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
26 11 2020 19:29:22
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
25 11 2020 17:47:55
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
24 11 2020 17:51:33
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием И К Т с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...
23 11 2020 14:28:16
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
22 11 2020 23:59:42
Игра " Что? Где? Когда?" « По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....
21 11 2020 9:27:48

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
20 11 2020 22:19:41
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...
19 11 2020 22:11:52
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...
18 11 2020 21:58:56

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
17 11 2020 20:48:31
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
16 11 2020 5:42:38
Представлен конспект урока биологии по теме: " Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
15 11 2020 10:35:41
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
14 11 2020 18:19:56
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....
13 11 2020 0:33:13

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме « Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники команд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....
12 11 2020 21:42:32
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
11 11 2020 17:50:40
Телевизионная игра на программе Н Т В « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...
10 11 2020 14:58:18
Данный урок можно использовать при проведении урока « Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках Н Р К природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
09 11 2020 21:56:39
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
08 11 2020 6:24:45
На уроке по теме " Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
07 11 2020 18:42:41
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
06 11 2020 19:10:58

Представлен урок изучения нового материала с И К Т, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
05 11 2020 15:10:36
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
04 11 2020 20:36:26
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
03 11 2020 17:47:26
Класс Ракообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
02 11 2020 5:16:50
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
01 11 2020 3:17:31
В процессе умственно-практической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
31 10 2020 14:29:50
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
30 10 2020 17:36:46

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
29 10 2020 18:18:19
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – Т Р И З. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стебля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стеблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
28 10 2020 23:25:49

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать характеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
27 10 2020 7:25:42
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...
26 10 2020 4:22:48
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
25 10 2020 6:37:15
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
24 10 2020 4:43:56
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
23 10 2020 7:44:27
Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
22 10 2020 3:14:35
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры " Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
21 10 2020 3:32:30
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
20 10 2020 22:12:50

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
19 10 2020 1:53:39
Урок в форме телепередачи « Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение практических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....
18 10 2020 5:56:52
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе практической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
17 10 2020 17:16:21
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
16 10 2020 19:41:47
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
15 10 2020 17:32:28
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии " Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
14 10 2020 12:27:52
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
13 10 2020 0:40:57
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...
12 10 2020 18:36:45
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-транспарант « Пищевые взаимосвязи рыб»....
11 10 2020 13:46:29
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
10 10 2020 6:52:40
Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....
09 10 2020 9:26:45
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
08 10 2020 13:41:34
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...
07 10 2020 1:28:13
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...
06 10 2020 9:23:43
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
05 10 2020 16:55:29
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено половое размножение....
04 10 2020 21:14:26
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
03 10 2020 0:51:38
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
02 10 2020 4:55:51
Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и И К Т. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....
01 10 2020 12:40:13
Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....
30 09 2020 22:32:52
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику " Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
29 09 2020 13:27:27
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции Е С Л И и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
28 09 2020 21:53:25
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
27 09 2020 10:12:18
Усики и колючки — надземные видоизменения стебля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
26 09 2020 13:12:24

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
25 09 2020 14:22:52
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...
24 09 2020 4:44:28
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
23 09 2020 0:56:21
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....
22 09 2020 18:38:23
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
21 09 2020 5:59:18
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией " Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
20 09 2020 11:38:29
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
19 09 2020 3:30:20
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
18 09 2020 15:18:19
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
17 09 2020 9:20:54
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи « Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
16 09 2020 16:14:33
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
15 09 2020 11:53:39
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, вырабатывается смекалка....
14 09 2020 22:41:16
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы « Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра К В Н. Авторы предлагают сценарий К В Н « Смотри. Слушай. Решай». ...
13 09 2020 17:43:37
Мультимедийный обобщающий урок по разделу " Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме " Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
12 09 2020 15:38:29
Основная цель занятия — формирование представлений об опорных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: « Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
11 09 2020 23:46:56
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
10 09 2020 17:34:59
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
09 09 2020 1:25:21
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: " Опорно-двигательная система", " Пищеварение", " Кровь и кровообращение", " Дыхание", " Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра»....
08 09 2020 6:44:27
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме " Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
07 09 2020 6:11:52
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
06 09 2020 7:57:30
Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
05 09 2020 21:38:35
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...
04 09 2020 16:13:37

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
03 09 2020 9:29:56
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...
02 09 2020 18:31:52
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
01 09 2020 21:29:50
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
31 08 2020 7:49:17
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
30 08 2020 14:24:19
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охарактеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
29 08 2020 2:38:50
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
28 08 2020 19:29:12
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
27 08 2020 12:41:54
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
26 08 2020 13:58:28
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::