Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Один из возможных способов достижения указанных целей – учебно-исследовательская деятельность детей. В ходе её учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии, медицины и других наук, способствующих решению экологических задач. Важнейшее условие успеха учебно-исследовательской деятельности школьников - использование межпредметных связей. Так, в работе над экологическими проектами учащимся приходится интегрировать знания самых разных образовательных предметов. Например, при выполнении проекта \"Эколого-гигиенические критерии оценки городской среды\" использовались знания биологии, геологии, географии, экологии, в проектах \"Экология жилища\", \"Оценка экологического состояния воды в тысячелетнем городе Казани\" интегрировались знания по биологии, химии, физике, экологии. Например, при выполнении проекта \"Эколого-гигиенические критерии оценки городской среды\" использовались знания биологии, геологии, географии, экологии. В проектах \"Экология жилища\", \"Оценка экологического состояния воды в Тысячелетнем городе Казани\" интегрировались знания по биологии, химии, физике, экологии. Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. При выполнении комплексных экологических проектов в качестве руководителей привлекаются ученые различных высших учреждений города. Широкие контакты школьников с общественными организациями (санитарная эпидемиологическая служба, управление главного архитектора, министерства экологии, ботанический сад, КГУ Биофак, мед университет) получение от них конкретных заданий, информации, помощь в решении местных проблем формируют у детей чувство сопричастности заботам родного края и ответственность за его благополучие. Дополнительная работа с учащимися - трудное, кропотливое, но в то же время очень интересное занятие. На протяжении нескольких лет наша гимназия занимала призовые места на районных, городских и всероссийских олимпиадах по биологии и экологии. Учащиеся принимают участие в конференциях разных уровней: во втором Всероссийском молодежном фестивале \"Меня ценят в XXI веке\" (2005г.). Во всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ \"Юность, наука, культура\" (2005–2006г.). В Поволжской экологической конференции в г. Казани (2000–2005г.)
Их научно-исследовательские работы получили высокие оценки, стали лауреатами престижных конференций. О результативности проектной деятельности свидетельствуют и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Предлагаю вашему вниманию фрагмент проекта на секцию \"медицина\" на тему \"Функциональное состояние учащихся 10-х классов в течение учебного года\".
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни! Знание закономерностей формирования адаптационных возможностей позволяет разработать научно обоснованную систему управления здоровьем, осуществлять профилактику и коррекцию отрицательных воздействий на растущий организм (Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская, 1993), улучшить его функциональное состояние.
Ухудшение окружающей среды, в которой существует человечество, и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и тех соматических заболеваний, в механизме возникновения которых большую роль играют эмоциональные факторы, то есть психосоматических болезней .
Происхождение психосоматических расстройств связывается со многими факторами: отягощенной наследственностью, нарушением функций вегетативной нервной системы, особенностями личности ребёнка, своеобразием семейного окружения. растущими нагрузками в ходе учебного процесса в школе, последствиями повреждений головного мозга, психотравмирующими обстоятельствами (Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., 1981; Брязгунов И.П., 1995; Исаев Д!Н., 2000 и др.), которые приводят к ранней утомляемости школьников, обнаруживающейся в виде снижения умственной и физической работоспособности, различных психосоматических и вегетативных сдвигов (Стоян Е.Ф., 1990).
Актуальность проблемы первичной профилактики нервно-психических отклонений состояния здоровья подрастающего поколения подчеркивается фактом их роста в последние годы, в связи с чем остро стоит вопрос о своевременной коррекции доклинических нарушений.
Целью настоящей работы явилось изучение адаптационных возможностей и функционального состояния учащихся 10-х классов в процессе учебы. \\\')
Задачей исследования было нахождение фрагмента в коде Люшера, позволяющем судить о состоянии вегетативной нервной системы (ВНС) с сопоставлением данных отдельного тестирования ВНС.
Для достижения цели и решения поставленной задачи в работе использовались анкетное тестирование ВНС и модифицированный восьмицветовой тест Люшера у учащихся 10-х классов гимназии № 122 г. Казани.
Исследование проводилось у учащихся 10-х классов гимназии № 122 г. Казани в учебный период.
Для достижения цели работы и решения поставленной задачи были использованы методы:
1. Вегетативное тестирование
2. Модифицированный восьмицветовой тест Лютера.
Вегетативное тестирование проводилось с использованием анкет, которые заполняли сами учащиеся, отмечая основные \"ключевые\" жалобы, возникающие при наличии отклонений со стороны соответствующих систем организма. (Приложение). Оценка вегетативных симптомов производилась через баллирование каждого признака, исходя из его удельного веса среди различных симптомов синдрома вегетативной дистонии (СВД). Каждый симптом наделялся весом от 1 до 10 баллов при положительном ответе на задаваемый вопрос. Итоговая обработка результатов подобного анкетного исследования дает показатель не больше 15 у здоровых лиц. При увеличении этого показателя можно предположить признаки СВД различной степени:
- легкой - от 15 до 25 баллов
- средней - от 25 до 35 баллов
- выраженной - от 35 баллов и более.
Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.
Исследование проводилась следующим образом: испытуемому предлагалось выбрать из разложенных перед ним цветовых таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с любимым цветом одежды, ни с предпочитаемым тоном обивки мебели, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.
При раскладывании перед обследуемым цветовых эталонов был использован индифферентный фон. Освещение было равномерным, достаточно ярким (при дневном освещении). Цветовые таблицы находились на расстоянии не менее 2 см. Выбранный эталон убирался со стола или переворачивался лицом вниз. При этом записывался номер каждого выбранного эталона. Запись производилась последовательно слева направо. Мы придерживались общепринятой нумерации цветов: темно-синий - 1, сине-зеленый - 2. оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.
Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не были отобраны. Через две минуты, после предварительного перемешивания их, цветовые таблицы располагались перед испытуемым в другом порядке и процеДypa выбора полностью повторялась, при этом было сказано, что исследование не направлено на изучение памяти, и он волен заново выбирать нравящиеся цвета гак, как ему это будет угодно.
В тесте Люшера цвета разделяются на основные (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный и 4 - светло-желтый) и дополнительные (5 - фиолетовый, 6 -коричневы, 7 - черный и 0 - серый). По мнению автора, в норме и при полной уравновешенности основные цвета должны находиться на первых позициях, так как они символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как влечение к удовлетворению и привязанности (синий цвет), стремление к самоутверждению (зеленый), стремление \"действовать и добиваться успеха\" (красный) и стремление \"смотреть вперед и надеяться\" (желтый). Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Серый тpaктуется как разделяющий, отгораживающий, черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия, коричневый отражает стремление к уюту, комфорту, а фиолетовый – символ нереалистичных желаний.
Если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда. то символизируемая данным цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т.е. является источником стресса. Присутствие серого, черного, коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Интенсивность тревоги при напряженности и в стрессе измерялось количеством знаков \"!\". Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на 6-й позиции оценивалось как один знак \"!\", на 7 - как два \"!!\", на 8 -как три \"!!!\". Интенсивность компенсаторных тенденций оценивалась следующим образом: если 6,7 или 0 цвет находился на 3-м месте - это \"!\", если на втором - \"!!\", на первом - \"!!!\". (5-й цвет не обозначается \"!\" ни на какой позиции, так как его выбор на первых позициях больше свидетельствует о эмоциональной незрелости индивида).
Таким образом, тревога в целом оценивается суммой знаков \"!\" каждого ряда в отдельности, числовое выражение баллов - от 0 до 12. Сравнение количества знаков \"!\" в первом и втором выборе является прогностически важным и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе знаков \"!\" больше, чем в первом, и наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество \"!\" больше в первом выборе.
Пример:
! !
14625307 тревожность 2 балла
16425037
!! !! тревожность 4 балла
При проведении тестирования учитывалось также то, что комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется \"рабочей группой\"; их положение в начале ряда выявляет целенаправленную активность и хорошую работоспособность. Если рабочая группа \"разбита\", то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется истощаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда.
При проведении теста Люшера был также определен коэффициент вегетативного тонуса (КВТ), выведенный К. Шипош. В нем использовался баланс суммы рангов основных четырех цветов, хаpaктеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемых.
Коэффициент вегетативного тонуса вычислялся по формуле:
18-(З+4)
18-(1+2)
На место цифр, обозначающих номер цветовых эталонов, ставились номера позиций, занимаемых указанным цветом. Результат дроби, превышающий единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы - доминирование трофотропных тенденций. В своей работе мы не дифференцировали данные состояния и уменьшение или увеличение коэффициента интерпретировали как наличие дисбаланса в вегетативной нервной системе.
В ходе исследований были получены следующие результаты:
- анализ вегетативных симптомов, выявленных при проведении анкетирования, позволил разделить обследуемых на четыре группы: 1 - без отклонений - 43,8% (до 15 баллов), 2 - с наличием вегетативного дисбаланса легкой степени - 22,9% (от 15 до 25 баллов), 3 - с наличием вегетативного дисбаланса средней степени - 12,5% (от 25 до 35 баллов), 4 - с наличием вегетативного дисбаланса выраженной степени - 20,8% (от 35 баллов и более) (Рис.1).
Рисунок 1
- При проведении теста Люшера было отмечено наличие тревожности у 43.91%. тревожности с тенденцией к росту - у 39,02%, отсутствие тревожности у 17.07% (Рис. 2).
Рисунок 2
снижение работоспособности - у 87,9%. из них снижение работоспособности, близкое к истощаемости - у 13,9% испытуемых (Рис. 3).
Рисунок 3
При сопоставлении обоих тестов было выявлено наличие тревожности у испытуемых 1 группы в 60%. 2 группы - в 70%, в 3 группе в 42.8%, в 4 группе - в 88.9% случаев. Причем в группе учащихся, имеющих по вегетативному тесту выраженный дисбаланс ВНС и возрастание тревожности по тесту Люшера, КВТ находился в пределах 0,2-0,6 и 1,5-2,6 единиц (Н - 1 единица), тогда как в остальных группах этот показатель был приближенным к 1 и находился в пределах 0,8-1,2 единиц.
У 58,8% учащихся одной из основных жалоб, причём влияющих на состояние работоспособности, усвоение школьного материала, была головная боль (ГБ) разной степени выраженности, возникающая, как правило, в конце учебного дня или после интенсивных нагрузок. В связи с отсутствием клинического опыта мы не дифференцировали вид головной боли, хотя известно, что самые вероятные виды ГБ в детском возрасте - это ГБ напряжения (ГБН), мигрень, посттравматическая головная боль (ПТГБ). До наступления пубертатного возраста повторяющаяся ГБ чаще обусловлена мигренью, в школьном возрасте и в пубертатном периоде чаще встречается ГБН (Измайлова И.Г., Белопасов В.В., Колосова О.А., Филлипов Б.Ф., 2002). Таким образом, мы констатировали факт наличия ГБ, оценивая её выраженность по 10 балльной шкале: 1-3 балла - ГБ лёгкой степени выраженности - в 46,7% случаев, 4-7 баллов - средней степени выраженности - в 36,7 % случаев, 8-10 баллов - сильной степени выраженности - в 16,6 % случаев. Причём ГБ средней и сильной степени выраженности в основном отмечалась в 3 и 4 группах обследованных, здесь же превалировали высокий уровень тревожности с тенденцией к росту, а также снижение работоспособности, близкое к истощаемости, выявленных в ходе проведения теста Люшера.
В период роста и формирования физиологических функций организма дети, подростки особенно подвержены отрицательным влияниям со стороны окружающей среды. Нервная система чутко реагирует на всякого рода воздействия (эмоциональные и физические стрессы, ухудшение экологической ситуации и т.д.), что часто находит выражение в вегетативных реакциях.
В ходе проделанной работы нами была выявлена взаимосвязь между психологическим и вегетативным тестами. Они бьши дополняющими и уточняющими друг друга. Те испытуемые, которые были отнесены по тесту Люшера к \"тревожной\" группе, по тому же тесту имели изменения КВТ, а по вегетативному тесту - данные, свидетельствующие о наличии СВД различной степени выраженности. Вероятно, тех учащихся, которые не имеют по вегетативному тесту отклонений (1 группа), но имеющих по тесту Люшера состояние тревожности, следует отнести к \"группе риска\" по развитию дисбаланса в ВНС. Вызывает также тревогу наличие головной боли у большинства обследованных учащихся. ГБ тяжело переносится детьми, сказывается на их настроении. поведении, работоспособности, учёбе и дальнейшей профессиональной ориентации. Не вызывает сомнения, что от своевременного установления типа и генеза ГБ зависит эффективность проводимой терапии, а вовремя осуществляемая адекватная коррекция факторов риска её возникновения предотвращает усугубление патологического состояния. На наш взгляд, проведение психовегетативного тестирования в данном варианте доступно, неутомительно для школьников, информативно для качественной и количественной оценки состояния здоровья учащихся.
Заключение: еще Г. Гeйне сказал, что \"единственная красота - это здоровье\". Здоровый организм хаpaктеризуется гармоничностью взаимосвязей всех органов и систем. Болезнь - это нарушение гармонии.
Смысл нашей работы заключается в определении функционального состояния и адаптационных возможностей школьников с использованием доступных для проведения и анализа тестов, позволяющих провести раннее выявление возможных отклонений. На наш взгляд, такой подход будет способствовать предупреждению развития нарушения гармонии в организме, а, следовательно, и возможных психосоматических расстройств.
Использованные психовегетативные тесты являются воспроизводимыми при повторных исследованиях, что важно как в диагностических целях, так и для анализа эффективности коррекции нарушений.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. У большинства учащихся 10-х классов имеет место состояние тревожности, находящееся в связи с дисбалансом вегетативной нервной системы, головной болью разной степени выраженности, что свидетельствует о нарушении функционального состояния и, следовательно, адаптационных возможностей учащихся.
2. Применение психовегетативного тестирования для профилактических осмотров учащихся дает возможность количественной оценки и интерпретации данных состояния здоровья как отдельного ребенка, так и школьных коллективов.
Комментарии:
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
26 03 2025 14:19:34
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время.
...
25 03 2025 14:38:24
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
24 03 2025 19:36:28
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
23 03 2025 12:57:56
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
22 03 2025 0:36:12
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
21 03 2025 19:47:35

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....
20 03 2025 15:45:55
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
19 03 2025 23:35:15
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
18 03 2025 22:23:53
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
17 03 2025 7:41:46
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
16 03 2025 7:42:48
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
15 03 2025 14:30:12
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание.
...
14 03 2025 1:33:38
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
13 03 2025 23:27:15
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
12 03 2025 19:16:25
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
11 03 2025 3:39:42
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
10 03 2025 19:34:49
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
09 03 2025 5:18:21
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
08 03 2025 13:56:36
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
07 03 2025 17:53:42
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
06 03 2025 18:51:36
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
05 03 2025 0:59:24
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
04 03 2025 0:29:12
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
03 03 2025 8:20:32
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
02 03 2025 13:30:51
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала.
...
01 03 2025 0:20:39

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
28 02 2025 19:21:34
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
27 02 2025 0:20:17
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный.
...
26 02 2025 0:13:20
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
25 02 2025 12:43:46

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
24 02 2025 14:21:13
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
23 02 2025 11:41:19
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
22 02 2025 14:53:14
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
21 02 2025 20:11:48
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
20 02 2025 10:37:39
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
19 02 2025 5:25:29
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке.
...
18 02 2025 5:21:39
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
17 02 2025 6:10:57
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
16 02 2025 21:37:52
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
15 02 2025 17:49:40
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
14 02 2025 7:38:10
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.
...
13 02 2025 14:11:33
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
12 02 2025 11:13:47
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
11 02 2025 15:41:55
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира.
...
10 02 2025 14:55:41
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
09 02 2025 5:57:10
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
08 02 2025 8:49:35
Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....
07 02 2025 5:45:38
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
06 02 2025 1:17:10
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
05 02 2025 5:44:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::