Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс ракообразные" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс ракообразные"

Цели:

  • раскрыть характерные признаки класса ракообразных на примере речного рака;
  • показать роль ракообразных в природе и практической деятельности человека;
  • продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать особенности строения, жизнедеятельности животных;
  • развивать основные приемы мыследеятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация и др.

Здоровьесберегающие задачи: активизация умственной деятельности; увеличение двигательной активности; предупреждение близорукости и нарушения осанки; снятие эмоционального напряжения в течение всего урока.

Оборудование: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Учеб. для общеобразоват.шк. – М.: Дрофа, 2008.; мультимедийный проектор; интерактивная доска; светофоры зеленые и красные (по числу учащихся), жетоны-рачки, жетоны сиреневого цвета, рисунки речного рака, паука-крестовика, муравья, карточки с названиями частей тела рака, задания для свидетелей, криминалистов, следователей (Приложение 3), волны с названиями органов пищеварительной системы, рисунок ”Зоошутка”, изображения лиц человека – веселого и грустного, карточки с изображением лица человека (по числу учащихся), учебный видеофильм «Класс Ракообразные»

Тип урока: комбинированный (с элементами игры), частично-поисковый.

ХОД УРОКА

Содержание

Здоровьесберегающеее сопровождение

1. Организационый момент (3 мин.)

Я рада всех вас видеть. Мне приятно, что все вы здоровы. Улыбнитесь мне, посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Садитесь.
Тот, кто будет правильно отвечать на вопросы в течение урока, получит жетон – рака. На оценку “5” необходимо набрать не менее 5 жетонов. Если ответ неполный, вы получите жетон сиреневого цвета.
У каждого из вас на столе лежит светофор – 2 карточки – одна красного, другая зеленого цвета. Ребята, вспомните при каком сигнале светофора вы переходите дорогу? Какой сигнал светофора призывает вас остановиться? Так и у нас зеленый сигнал означает – знаю, готов ответить, красный – я не уверен в ответе. Давайте проверим, как вы это поняли.
1. Как зовут вашего учителя биологии?
2. На каком этаже проходит сейчас урок биологии?

Положительная мотивация урока.
Мимическая гимнастика.

Ситуация успеха.

Активизация умственной деятельности.

Контроль осанки (в течение всего урока).
Переключение внимания.
Снятие эмоционального напряжения

2. Проверка знаний о классификации членистоногих (3 мин.)

Учитель: Особенности животных какого типа мы изучаем в течение нескольких уроков?
Тип членистоногие подразделяется на несколько классов. Для того чтобы вспомнить классификацию членистоногих, отгадайте загадки. Ответ вы найдете среди рисунков, изображающих представителей различных классов членистоногих (рисунки презентации ЦОР). Найдя нужный рисунок, повернитесь и покажите на него рукой.

ЗАГАДКА

Когда я черен –
я куслив и задорен,
а лишь покраснею –
так и присмирею. (РАК)

Учитель: к какому классу типа членистоногих относится рак?

ЗАГАДКА

Неприметный в чаще леса.
Я малыш, но в нужный час
больше собственного веса
поднял груз в сто девять раз. (МУРАВЕЙ)

Учитель: к какому классу членистоногих относится муравей?

ЗАГАДКА

Одежды себе не шью,
а ткань всегда тку. (ПАУК)

Учитель: к какому классу членистоногих относится рак?

Развитие внимания, памяти.

Вхождение в учебную деятельность.

Цветовая гамма.
Смена динамической позы.

Поиск объекта.

Переключение внимания.

Поиск объекта.
Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Переключение внимания.

Поиск объекта.

Переключение внимания.

3. Актуализация знаний о ракообразных (1 мин.)

Учитель: в настоящее время известно около 30 35тыс. видов ракообразных. Посмотрите на таблицу “Класс ракообразные. Речной рак” и на рисунок на странице 149 учебника, назовите, какие ракообразные изображены на таблице (таблица на смартдоске).
Учитель: где обитают ракообразные?

Смена динамической позы.
Работа в ближнем и дальнем диапазонах.
Развитие внимания, наблюдательности.

Переключение внимания.

4. Изучение нового материала (30 мин.)

1) Определение цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения и жизнедеятельности речного рака как типичного представителя ракообразных, расширим знания о значении ракообразных в природе и жизни человека.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Учитель: предки современных ракообразных были первые членистоногие, близкие к трилобитам, которые обитали в воде.
В конце урока вы попробуете ответить на вопрос: ”Каковы отличительные особенности ракообразных в связи с жизнью в водной среде?”

«Физминутка». Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 секунд.

2) Работа по ролям

Учитель: поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка – “Тихий ужас”. О преступлении известно следующее: (текст на смартдоске)

Раки-бяки у реки жарят-парят шашлыки!
И танцуют, и свистят – погулять они хотят!
Всё буянят день за днём: – в реку жить мы не пойдём!
Нам бы цапаться ! Да драться! Рыбаков сейчас найдём!
Так что лучше, рыбаки, убегайте от реки;
А не то бока намнём! Покусаем! Ущипнём!

Задача: составить фоторобот преступника, опознать, установить отличительные признаки и возможные связи.

Учитель: Чтобы выполнить эту задачу, класс делится на 3 группы .

1 группа – свидетели (составляют фоторобот преступника).
2 группа – криминалисты (оценивают улики, вещественные доказательства).
3 группа – следователи (оценивают работу, сопоставляют факты).

Каждая группа получает лист с заданиями +(слайды ЦОР на смартдоске)

3) Особенности внешнего строения рака

Учитель: составляем фоторобот преступника. Для этого нужно выйти к доске, назвать и показать части тела рака на таблице. Свидетели, кто готов помочь?

Учитель: второй свидетель составляет словесный портрет преступника, выполняет задание №1.

Задание №1. Используя карточки, с названиями частей тела рака заполнить кластер на ватмане (смартдоске)“Строение тела рака”.

Учитель: есть ли усики у раков? (есть, 2 пары) Есть ли конечности на брюшке?(имеются только у высших раков) Почему речной рак имеет такое название?

Учащиеся записывают в тетради схему

СТРОЕНИЕ ТЕЛА РАКА

головогрудь             брюшко
2 пары усиков
челюсти
10 ходильных ног
1 пара сложных глаз

Гимнастика для глаз (при появлении утомления глаз)

1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево.
2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до 5. Повторите 9 раз.
3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки пальцев указательного, среднего и безымянного, слегка надавите. Очень осторожно и мягко круговыми движениями массируйте глазные яблоки.
4. Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Делайте круговые движения глазами, преодолевая сопротивление рук 9 кругов в одну и 9 кругов в другую сторону.

4) Регенерация конечностей

Учитель: слово предоставляется следователям. В их руках оказалось важное вещественное доказательство – конечность рака (учитель показывает конечность рака).

Задание №2. Рассказать о регенерации конечностей, каким образом раки «теряют» свои конечности (работа с текстом, раздаточный материал), что такое «спасительное самокалечение»? (Приложение 1)
Учитель: не только раки обладают таким свойством, как самокалечение, но и другие животные, например осьминоги и ящерицы.

5) Особенности внутреннего строения раков

а) пищеварительная система (работа с ЦОР и текстом учебника)

Учитель: мы составили внешний портрет преступника, а теперь рассмотрим его внутреннее строение. Послушаем криминалистов.
Какое строение имеет пищеварительная система рака?

Задание №3. Составить волну понятий “Строение пищеварительной системы”.

Пока учащийся выполняет задание, учитель задает вопрос: ”Как питаются раки?”.

Ученики записывают в тетради строение пищеварительной системы.

рот ––> пищевод ––> желудок (жевательный и железистый) ––> кишечник ––> анальное отверстие

Учитель: кишка у рака часто образует боковые выпячивания. Как вы думаете, для чего они нужны?

б) дыхательная система.

Учитель: при помощи каких органов происходит дыхание у пауков? у ракообразных?

Ученики рассказывают, а учитель показывает органы дыхания по таблице

в) кровеносная система.

Учитель: откроем учебник на странице 147, рисунок “Строение ракообразных”. Рассмотрим кровеносную систему. Сейчас криминалисты нам расскажут, что собой представляет кровеносная система раков. Есть ли отличия в кровеносных системах рака и паука?

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
            (не замкнута)

сердце             кровеносные
трубчатое        сосуды

Учитель: какие функции выполняет кровеносная система у членистоногих?

г) выделительная система.

Учитель: что является органами выделения паука? речного рака?

д) нервная система.

Учитель: нервная система членистоногих сходна с нервной системой кольчатых червей. Но она имеет и свои отличия. Какие?

“Эмоциональная разрядка»

Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать “сы-ы-ы-р.”, а потом надавить на “хохотальную” точку — она на кончике носа и произнести “хохотальные” звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее....

7) Значение ракообразных

Учитель: мы составили фоторобот речного рака, осмотрели место преступления. Осталось осудить рака. Возникает вопрос: ”Так ли уж виновен речной рак? Может быть он приносит пользу человеку? ”.

Вопрос: какое значение имеют ракообразные в природе? в жизни человека?

Учитель: для того, что бы узнать какой еще вред или пользу приносят ракообразные откроем учебник на с.147 пункт “Значение ракообразных» (комментированное чтение статьи).
Учащиеся в тетради заполняют схему.

ЗНАЧЕНИЕ РАКООБРАЗНЫХ

В ПРИРОДЕ

1) звено цепи питания
2) переработка растительных остатков (почвенные клещи)
3) уничтожение вредных насекомых
4) вызывают заболевания животных

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1) уничтожение вредных насекомых
2) вызывают заболевания человека и животных
3) паразиты культурных растений
4) порча и уничтожение продовольствия (зерновые, сырные клещи)


Смена динамической позы.
Работа в ближнем и дальнем диапазонах.

Переключение внимания.

Постановка проблемы перед учащимися.

 

Помогает снять усталость

 

Снятие эмоционального напряжения (музыка).

 

 

 

 

Игровая ситуация.

Переключение внимания.
Работа в ближнем диапазоне.
Развитие внимания и памяти.

 

 

 

Переключение внимания.
Работа в дальнем диапазоне.

Переключение внимания.

Активизация умственной деятельности.

 

Работа в дальнем и ближнем диапазонах.

 

 

Переключение внимания, гимнастика для глаз.

 

 

Переключение внимания.

Работа в ближнем диапазоне.

 

 

 

 

 

Активизация умственной деятельности.
Развитие внимания.

Переключение внимания.

 

 

 

Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности.

Смена динамической позы.
Работа в ближнем и дальнем диапазонах.

 

Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности.

Активизация умственной деятельности.

Переключение внимания.
Работа в дальнем диапазоне.

Переключение внимания.
Работа в ближнем диапазоне.

 

Активизация умственной деятельности.

 

Работа в ближнем и дальнем диапазонах.
Контроль осанки.

Переключение внимания.

Активизация умственной деятельности.

 

 

 

Снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления.

Переключение внимания.

Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности.

Смена динамической позы.

Работа в ближнем диапазоне

5) Первичное закрепление

Стр. 150 – выбери правильные утверждения.

6) Рефлексия

Учитель: в начале урока я задала вам вопрос. “Каковы отличительные особенности ракообразных в связи с жизнью в водной среде?”
Зоошутка (рисунок висит на доске). Перед вами животное, которого не существует в природе. Это просто фантазия авторов. Вам надо сказать, из частей тела каких членистоногих оно составлено. (Приложение 2)

Активизация умственной деятельности.
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие внимания и памяти.
Переключение внимания.
6) Задание на дом (2 мин.)

изучить п.4. (Домашнее задание написано на доске.)

Желающие могут выполнить дополнительно одно из следующих заданий:

– создать свою зоошутку;
– опорный конспект;
– придумать биологическую задачу;
– составить кроссворд.

Выставление оценок.

– Урок окончен. Будьте здоровы.

Работа в ближнем и дальнем диапазонах.
Переключение внимания.

Ситуация успеха.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

Цели урока: выяснить, какие законы в Р Ф регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

24 07 2021 20:48:55

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

24 07 2021 3:47:12

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

24 07 2021 20:57:36

Строение и функции клеток, плазматической мембраны

Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....

24 07 2021 18:32:58

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

24 07 2021 10:56:26

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

24 07 2021 17:16:23

Урок биологии в 7-м классе "Общая характеристика насекомых"

Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме « Членистоногие»....

24 07 2021 10:35:35

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

24 07 2021 4:27:14

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые характерные признаки ближайших родственников поэта и отрабатывают навыки работы в С У Б Д MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания характеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

24 07 2021 17:57:11

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

24 07 2021 22:54:12

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

24 07 2021 1:15:22

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

24 07 2021 19:29:26

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

24 07 2021 11:25:23

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

24 07 2021 14:24:40

Открытый урок по теме: "Общая характеристика грибов"

На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

24 07 2021 6:36:50

Интеллектуальная игра (7-й класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

24 07 2021 23:17:35

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

24 07 2021 2:29:21

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

24 07 2021 6:16:41

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

24 07 2021 8:22:41

Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"

В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....

24 07 2021 19:39:27

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

24 07 2021 3:57:40

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

24 07 2021 11:56:45

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

24 07 2021 18:26:27

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

24 07 2021 20:57:12

Многообразие земноводных и их значение

Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

24 07 2021 23:26:24

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

24 07 2021 15:29:12

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

Урок биологии в 6-м классе по теме " Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

24 07 2021 3:34:28

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

24 07 2021 13:31:55

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

24 07 2021 5:40:44

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

Тема " Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

24 07 2021 3:44:39

Урок биологии "Состав крови"

Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...

24 07 2021 10:48:37

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

24 07 2021 23:30:40

Песец – полярный путешественник

В материале описано занятие для учащихся детского объединения « Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

24 07 2021 4:49:10

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

Представленный урок " Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с практикой жизни....

24 07 2021 12:53:20

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

24 07 2021 10:43:19

Пищеварение в ротовой полости и желудке

В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....

24 07 2021 8:21:28

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

24 07 2021 16:25:23

Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"

Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...

24 07 2021 2:28:20

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы « Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

24 07 2021 12:37:15

Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"

Данная программа реализуется в рамках экологического кружка " Олененок" начальной школы при Посольстве Р Ф в Шри- Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....

24 07 2021 1:41:28

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – практиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

24 07 2021 3:52:22

Как не надо сдавать экзамен ЕГЭ biologia's Blog

Хочу сегодня поделиться очень важной мыслью, она касается того как не надо сдавать экзамены. Дело в том, что вчера ко мне пришла ученица 11 класса, она недавно получила результаты репетиционного эк…...

24 07 2021 6:31:31

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

24 07 2021 9:31:11

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

24 07 2021 8:29:43

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

24 07 2021 1:11:32

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

24 07 2021 1:31:37

Строение и работа сердца

Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

24 07 2021 17:33:37

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

24 07 2021 16:46:57

Элективный курс по биологии "Невидимые"

Курс " Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

24 07 2021 18:14:11

Интерактивный плакат "Шляпочные грибы"

Интерактивный плакат " Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интерактивном режиме с данными объектами....

24 07 2021 7:17:31

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)