Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности
Человек образованный - тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель.
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьёзных недостатков в организации обучения.
Проблема интереса – это не только вопрос об эмоциональном состоянии детей на уроках: от её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю, внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения и использования могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Развивающее обучение предусматривает формирование новых мотивов на основе наличных потребностей и интересов. Имеются в виду интерес к учению и познанию вообще. Познавательный интерес играет большую роль в обучении и воспитании: будучи средством обучения, он обладает возможностями активизировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков; являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения завлечения ученика. Становясь устойчивой чертой хаpaктера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу – пытливой, активной, ищущей, творческой.
Итак, каковы же основные условия стараюсь создать на своих уроках, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?
1. Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного хаpaктера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами) тем интереснее ему работать.
7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
Направления, в которых осуществляется работа по возбуждению познавательного интереса:
а) обеспечения положительного эмоционального тонуса на занятиях, обостряющего эмоциональный компонент интереса;
б) вовлечение ребят в привлекательную и активную деятельность, развивающую интеллектуальное и волевое начало интереса и способствующую усвоению нужных познавательных умений;
в) развитие мыслительных операций и элементов творческого мышления;
г) показ значимости самостоятельных работ;
д) использование нетрадиционных форм проведения уроков (урок-путешествие, урок-состязание, урок-конференция, урок-бенефис.
Урок-путешествие с использованием компьютера по теме: “Значение фотосинтеза” биология 6ласс. Урок проводится по следующей схеме: Я объясняю ребятам, что сегодня мы с ними отправляемся в путешествие на корабле. Но корабль стоит у пирса и для того, чтобы его машина заработала, вы должны ответить на вопрос: Какое значение имеют зелёные листья в жизни растений (нужно выбрать правильный ответ).
Вопросы и ответы на экране компьютера, на экране компьютера море и корабль, В течении урока дети решают вопросы проблемного хаpaктера и от их правильного решения зависит их возвращения из путешествия.
Урок-путешествие с использованием компьютера по теме: Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме “Тип кишечнополостные”. Биология 7 класс. Урок проводится по следующей схеме: Царство моря велико и обширно. Две трети нашей планеты покрыто водой. В глубине моря таится очень много интересного. Давайте представим, что мы вместе совершаем путешествие на батискафе. На экране компьютера рисунок батискафа различные животные. Вот плавно парят в воде какие-то парашютики. Это медузы (на экране рисунки медуз). Дети рассказывают о медузах. Итак, опускаясь всё ниже в глубины моря, дети видят различных животных кишечнополостных на экране и рассказывают о них. На дне моря дети попадают на заседание Морской думы. Здесь разыгрывается ситуация. На заседании Морской думы разбирается заявление о выходе из думы кишечнополостных пресноводных гидр. Гидры считают, что они по своему строению и жизнедеятельности не похожи на на других представителей типа кишечнополостных. На заседании присутствуют все представители типа кишечнополостных. Отсутствует только научный консультант. Заседание всё же начинается и консультантами являются ученики класса. Детям задаётся вопрос - Как вы думаете, ребята, правильно ли поступают гидры? Дети отвечают: Нет. – А как доказать это?
Дети рассказывают строение жизнедеятельность и размножение животных отдельных классов и отрядов типа кишечнополостных. На этом же уроке дети рассказывают о пресноводных гидроидных полипах обитающих в Астpaxaнских водоёмах, о медузах Каспия. В заключении урока учащиеся помогают председателю Морской думы, т.к. у него не пришел на заседание научный консультант. Составляют радиограмму (каждый индивидуально), в которой отмечают общие признаки типа кишечнополостных.
Урок-состязание Тема: “Цветковые растения” Цель урока: повторить общие признаки растений различных семейств, признаки класса двудольных и однодольных. Урок включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания, а также создать свои знания. Одним из конкурсов урока является домашнее задание: Кто лучше, подробнее, интереснее расскажет о каждом семействе. Конкурс оценивается в пять баллов, если рассказы будут сопровождаться музыкой, стихами, поговорками, пословицами, рисунками, поделками из природного материала.
Следующее домашнее задание: “Айболит” Ребятам предлагается использовать полученные знания на пpaктике. Представьте себе, говорит учитель, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышенная температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях выбранного вами семейства? На этом уроке дети работают как в группах, так и индивидуально имея каждый свой вариант. Каждый имеет контрольный лист, в котором пишет ответы. Лист сдаётся учителю и проверяется. Затем подводится итог за групповую и индивидуальную работу.
Методика проведения урока “Бенефис”. Уроки отчёты о самостоятельной домашней работе учащихся. Ученикам даётся задание, которое потом они должны изложить на уроке в любой форме. Например: биология 6 класс тема: “Многообразие водорослей”, “Отдел Голосеменные. Общая хаpaктеристика и значение” и т.д. или биология 7 класс “Многообразие и значение земноводных”, “Многообразие пресмыкающихся”. При подготовке ученик обязан подобрать интересный материал, иллюстрировать свой рассказ рисунками, картинками, можно использовать стихи, музыку. Работа учащихся оценивается учителем, самим учеником и одноклассниками, кто рассказал более оригинально, интересно .Учащиеся учатся рецензировать работу своих одноклассников.
В своей работе я уделяю большое внимание не только обобщающим урокам, но и урокам на которых дети изучают новый материал. Активной формой обучения также является и урок – конференция. Конференция позволяет мне включить в процесс обучения как активных так пассивных учеников. Причём всем учащимся находится работа в процессе подготовки к конференции. Разнообразные формы проведения учебных занятий дают возможность проявить способности каждого ученика, вызвать неподдельный интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и учащихся, стать активным участником учебного процесса, усвоить материал непосредственно на уроке. Да и сама конференция заключается не только в заслушивании и обсуждении докладов. В ходе урока я задаю ребятам вопросы по изученному материалу, обращаю их внимание на рисунки учебника, таблицы, записи на доске. Так включаю сюжетно-ролевые игры в процессе конференции. Сюжетно-ролевая игра способствует ,повышению уровня познавательной активности, самостоятельности школьников, расширению их интересов и навыков самообразования, а соответственно знаний и пpaктических учебно-познавательных умений.
Например, урок-конференция. Тема: “Тканевая совместимость и переливание крови”. На этом уроке дети узнают, что лежит в основе совместимости ткани, рассказывают об истории переливания крови, значение переливания крови во время Великой Отечественной войны и в наше время.
В результате сюжетно-ролевой игры дети попадают на областную станцую переливания крови. Цель игры: дать учащимся необходимые знания о группах крови, основных правилах её переливания, познакомить с методикой определения группы крови системы АВО.
Комментарии:
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
27 11 2024 5:14:31
Урок проводится с целью дать учащимся представление о генетике; познакомить их с историей открытия законов генетики; объяснить понятия «наследственность», «изменчивость», принципы решения генетических задач; применить теоретические знания на пpaктике при решении задач; сформулировать законы Г.Менделя. ...
26 11 2024 2:58:49
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
25 11 2024 16:46:17
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...
24 11 2024 12:40:30
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
23 11 2024 19:53:22
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...
22 11 2024 1:31:36
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
21 11 2024 1:19:53
Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
20 11 2024 18:15:25
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников, предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
19 11 2024 23:51:48
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
18 11 2024 19:24:48
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
17 11 2024 9:37:44
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
16 11 2024 16:11:50
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
15 11 2024 18:11:22
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
14 11 2024 10:50:32
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
13 11 2024 13:53:27
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
12 11 2024 2:16:11
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
11 11 2024 3:44:21
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
10 11 2024 7:34:45
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
09 11 2024 19:46:40
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
08 11 2024 13:17:27
Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
07 11 2024 11:43:40
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
06 11 2024 4:14:25
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
05 11 2024 18:53:33
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
04 11 2024 14:43:37
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
03 11 2024 18:29:28
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
02 11 2024 15:11:47
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
01 11 2024 15:51:19
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...
31 10 2024 5:16:53
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
30 10 2024 19:25:57
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
29 10 2024 0:28:47
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
28 10 2024 14:16:55
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
27 10 2024 14:25:58
Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...
26 10 2024 9:41:30
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
25 10 2024 13:50:28
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
24 10 2024 9:16:39
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
23 10 2024 7:10:52
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
22 10 2024 16:38:33
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
21 10 2024 13:58:33
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
20 10 2024 16:14:15
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
19 10 2024 16:57:35
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
18 10 2024 2:52:45
Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....
17 10 2024 1:12:33
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...
16 10 2024 2:56:20
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
15 10 2024 5:13:11
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
14 10 2024 9:41:17
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
13 10 2024 0:50:22
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
12 10 2024 0:45:36
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...
11 10 2024 0:38:24
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
10 10 2024 14:21:46
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
09 10 2024 2:36:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::