Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников


    Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

Цель урока:

  • используя результаты научно-исследовательской работы, наглядно показать изменения защитных функций организма под действием на него нетипичных компонентов: алкоголя, никотина, токсических веществ;
  • развивать умение анализировать и извлекать пpaктические выводы;
  • воспитывать культуру восприятия, гигиенические навыки, воспитывать  уважение к чужому труду, умение восхищаться результатами чужого труда, который самому тебе приносит пpaктические знания.

Оборудование:

  • таблица «Строение органов дыхания»,
  • таблицы с результатами исследовательской работы,
  • оборудование для проведения опытов;

На столах для учеников: план конференции, листочки для вопросов.

ХОД УРОКА

Данный урок целесообразно проводить силами научного общества старшеклассников (НОСТ). В первом выступлении необходимо напомнить о строении органов дыхания и особо подчеркнуть защитные механизмы органов дыхания. А именно:
В системе защиты бронхов и легких можно выделить четыре линии защиты.
Первая линия – механическая очистка, обогрев или охлаждение и увлажнение вдыхаемого воздуха, устранение раздражающих частиц и веществ с помощью чихания и кашля – осуществляется в верхних дыхательных путях, которые выстланы мерцательным эпителием и снабжены густой сетью капилляров.
Вторая линия – в трахее и бронхах с помощью мукоцилиарного клиренса устраняются попавшие в легкие частицы со слизью благодаря аэродинамике дыхательных путей, турбулентного движения потока воздуха и кашлевых толчков воздуха.
Третья линия – мелкие и мельчайшие бронхи и фагоциты очищают бронхи от попавших в них живых и неживых частиц путем поглощения, нейтрализации и удаления через бронхи или лимфу в кровь. Так обезвреживаются бактерии, грибки, плесень, вирусы и неживые белковые частицы.
Четвертая линия защиты – бронхиолы и альвеолы – включают в себя фагоциты, клеточные и гумopaльные механизмы иммунной защиты, биохимические защитные компоненты, сурфактант – поверхностно-активное вещество, выстилающее альвеолы и бронхиолы.

Второе выступление посвящено изменению защитных механизмов органов дыхания под действием никотина.
Токсическое действие табачного дыма проявляется в действии на мукоцилиарный комплекс, который продуцирует слизь в больших количествах, но с измененным химическим составом, не способным к выполнению защитных функций. Курение приводит к нарушению функций ресничек, которые утрачивают способность эффективно перемещать слизистое покрытие в сторону носоглотки и очищать бронхи от чужеродных частиц. Загустевание слизи приводит к ее скоплению и закупорке бронхов, нарушение поступления воздуха в альвеолы и насыщения крови кислородом и последующему развитию эмфиземы легких. Альвеолярные макрофаги в легких курильщика подвергаются морфологическим изменениям – они увеличиваются в размерах, но теряют свои функции. Здесь целесообразно прочитать протокол вскрытия подопытной крысы.

Протокол вскрытия (от 12 апреля 1999 года)

«При вскрытии грудной клетки легкие почти белого цвета (в норме – ярко-розовые), орган обескровлен, с разреза не стекает кровь, очень плотная на ощупь сама ткань легких, при более тщательном осмотре видно замещение легочной ткани на соединительную.»

Методика проведения опыта «Влияние никотина на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс: «опыт» и «контроль». Делаются промеры: вес, длина, объем грудной клетки. Еженедельно промеры контролируются.
В эксикатор с помощью приспособления нагнетается дым от сигареты «Прима»: 0,5 см сигареты за один прием (первая неделя). В атмосферу табачного дыма помещаются подопытные крысы на одну минуту (первая неделя). Каждую следующую неделю время пребывания в атмосфере табачного дыма увеличивается на одну минуту. Размер «выкуренной» сигареты начинает прибавляться на 4-ю неделю на 0,5 см. По итогам изменения антропометрических данных по действием никотина строятся графики. Контрольный итог опыта – вскрытие.

Следующее выступление посвящено действию токсических веществ (ацетона) на защитные механизмы органов дыхания.
При вдыхании ацетон разрушает первую линию защиты, уничтожая мерцательный эпителий, вызывая хрупкость сосудов и высушивая слизистую верхних дыхательных путей. Воздействие токсических веществ подобно никотину, но сильнее в три-четыре раза.
На второй линии защиты усиливается функция слизистой оболочки, что вызывает отеки, приводит к бронхитам и пневмонии.
На третьей линии защиты наблюдаются застойные явления и гнойные процессы.

Из протокола вскрытия от 15.2.99 г.

«Аутопсия взрослой особи (белая крыса).
При внешнем осмотре не выражено истощение животного, шерсть и кожные покровы без изменений. Во внутренних органах обнаружено: Ателектаз легких, т.е. спадение легочной ткани, альвеолы легких не содержат воздуха – кусочек легкого тонет в воде, орган кровенаполнен, имеются очаги дистрофии и пневматические очаги воспаления, на разрезе с которых истекает гнойная жидкость».

Методика проведения опыта «Влияние ацетона на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс одинакового возраста, одна группа – «контроль», вторая – «опыт».
Опытные крысы помещаются в эксикатор, в котором создается атмосфера паров ацетона. Для этого под решетку эксикатора помещается поролон с каплями ацетона.
Начальная дозировка – 1 капля. Время выдержки – 1 минута. Прибавка дозы на каплю и времени на 1 минуту осуществляется каждую неделю.
Текущий контроль метрическими методами – вес, длина, объем грудной клетки – каждый понедельник.
Итоговый контроль – вскрытие.

Изменение защитных механизмов органов дыхания под действием алкоголя. Частичное выделение алкогольных паров через легкие приводит к повреждению эластичной ткани дыхательной системы. Таким образом, быстро развиваются эмфизема и фиброз легких с весьма нeблагоприятным прогнозом.
Эти поражения внутренних органов хотя и не являются специфическими и возникают не только под действием алкоголя, но встречаются у алкоголиков в 4 раза чаще, чем у непьющих людей. Алкоголики чаще болеют и воспалением легких, и туберкулезом легких. У алкоголиков значительно ослабевает имунная защита к инфекционным заболеваниям. Это ярко проявляется при эпидемиях гриппа. Острые инфекционные заболевания являются одной из наиболее частых причин cмepти алкоголиков.

Из протокола вскрытия (от апреля 1999 г.)

«При осмотре грудной клетки легкие недоразвиты…»

Методика проведения опыта «Влияние алкоголя на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс: «опыт» и «контроль». Делаются промеры: вес, длина, объем грудной клетки. Еженедельно промеры контролируются.
Опытной группе крыс в воду ежедневно добавляют 1 мл. водки (первая неделя).
Далее еженедельно воду на 1 мл. убавляют, а водку на 1 мл. добавляют.
По итогам изменения антропометрических данных по действием алкоголя строятся графики. Контрольный итог опыта – вскрытие подопытной крысы.

Чаще всего итогом нарушения защитных свойств органов дыхания является туберкулез. Это единодушное мнение врачей терапевтов и фтизиаторов.

Данные туберкулезного диспансера
по Ленинскому району г. Владивостока

1. Всего больных туберкулезом             – 117 человек,
              мужчины                                   – 82 человека,
              женщины                                   – 35 человек.
              из них курят                               – 92% – 108 человек
Курят:
              мужчины                                   – 100%
              женщины                                  – 70%
2. Больные туберкулезом: из них курят:
              до 20 лет                         – 7 человек    – все
              до 30 лет                         – 36 человек  – все
              до 40 лет                         – 26 человек  – 5 не курят
              до 50 лет                         – 25 человек  – 2 не курят
              до 60 лет                         – 15 человек  – все
              старше                            – 8 человек    – 2 не курят

Эффективное лечение у 86,6%
Неэффективное лечение у 13,4% – все курят
70% больных туберкулезом курят больше 1 пачки в день

Туберкулез страшен и опасен, но он – это последствие, а причина – ослабление организма от заболеваний и вредных привычек. 

Наиболее распространенные лекарственные препараты, используемые при лечении заболеваний органов дыхания.

1. Грипп

  • аспирин (ацетилсалициловая кислота), при сухом кашле:  кодеин, диоксин;
  • aнaльгетики (оказывают жаропонижающее действие): колдрекс, панадол (парацетомол).

2. Бронхит – заболевание бронхов воспалительного хаpaктера (заболевание органов дыхания). Делятся по клиническим течениям:

  • острый;
  • хронический.

Острый. В острый период обязательно пocтeльный режим, обильное питье.

а) при сухом кашле – противокашлевые препараты (тусупрекс), если кашель с мокротой (ингаляции с эвкалиптом, ромашкой, ментолом) ;
б) противокашлевые: глаувент, либексин, тусупрекс;
в) отхаркивающие: пептуссин, мать-и-мачеха, трава термопсиса, мукалтин, пектусин;
г) разжижающие мокроту: бромгексин, трипсин;
д) при бронхоспазме: эуфиллин, изадрин, витамины – А, В, С;

Хронический. Длительно протекающее воспаление бронхов (оболочки).

а) противовирусные: интерферон, ациклотир;
б) для снятия отека слизистой: беротек, гентал, дитек, сальбутамол

3. ОРЗ. Острое респираторное заболевание. Заболевание гриппом на начальной стадии.

  • пocтeльный режим;
  • ингаляции с эвкалиптом;
  • аспирин в малых дозах;
  • aнaльгин в малых дозах;
  • парацетамол в малых дозах.

4. Туберкулез легких – инфекционное заболевание, вызываемое легкобактериями туберкулеза.

  • первичный;
  • вторичный.

Антибактериальная терапия: изонеозид, рифадин, стрептомицин, каномицин.
При хронических формах: хирургическое вмешательство (операция). Кладут в противотуберкулезный диспансер.
Рибонуклеаза (в ампулах) для ингаляций.
Применяют:

  • препараты активные: рифалепицин, стрептомицин.
  • менее активные: этамбутол, пиразинамид и антибиотики – канамицин, флоримицин.

Сколько стоит полечиться?

ОРЗ

аспирин, витамин С, эфералган, калпол парацетомол, санорин,  панадол, интерферон

от 1300 до 3000 рублей

Грипп

агрипан, ремантадин, травы, антигрипин

от 1300 до 5000 рублей

Бронхит

ампицилин, травы, кивзол, лазолеван, бромгексин, тетрациклин, тусупрекс, клафоран, бронхикут, эуфилин, ципполот, либексин, кодеин, теофедрин

от 2000 до 5000 рублей

Туберкулез

стрептомицин, изотиазид, рифампицин

от 2000 до 10000 рублей только за 1 месяц, а лечение длится от 3-х месяцев до нескольких лет 

В процессе эволюции организм выработал определенные способы защиты. И большинство наших заболеваний – дело наших собственных рук. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний, когда организм не может справиться самостоятельно и нам приходится использовать медикаментозные средства. А действие этих веществ обоюдоострое: с одной стороны – лечат, а с другой – вызывают побочные явления. Но обойтись без них нельзя, и мы платим деньги, столько, сколько у нас есть, и за ценой не стоим.
Если считать, что ослабленный организм ОРЗ болеет не менее 3-4 раз в году, гриппом 2-3 раза, бронхитом – раз, и, не дай Бог, туберкулезом, можно посчитать, во сколько нам обойдется лечение, как результат весьма сомнительных увлечений.

Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.

По итогам выступления учащиеся заполняют таблицу и делают самостоятельно вывод. Лист с программой конференции, заполненной таблицей и выводом сдается учителю. За заполнение таблицы можно поставить оценку в журнал.

Методика проведения опыта «Влияние паров клея «Момент» на организм крыс»

Для опытов берутся крысы одного возраста – «контроль» и «опыт». На дно эксикатора (на поролон) капается капля клея. На решетку в атмосферу «Момента» помещают опытных крыс, эксикатор плотно закрывается. Первоначальное время выдержки крыс – 1 минута. Доза первоначальная – 1 капля.
Постепенно увеличиваем время выдержки до 40 минут, прибавляя время выдержки в эксикаторе 3 мин., 5 мин., 7 мин., 10 мин., 15 мин. и т.д., в зависимости от степени привыкания организма крыс. Прибавка времени каждую неделю.
Затем – резко увеличили время до 160 минут – передозировка.
Текущий контроль осуществляется метрическими методами – вес, длина, объем грудной клетки.
Итоговый контроль – вскрытие крыс в ветлечебнице.

Токсическое действие веществ на организм крыс

15.2.99 г. При передозировке клея «Момент» умерла подопытная крыса (самец). Было произведено вскрытие ветеринарным врачом.

Протокол вскрытия от 15.2.99 г.

Аутопсия взрослой особи (белая крыса).
При внешнем осмотре не выражено истощение животного, шерсть и кожные покровы без изменений. Во внутренних органах обнаружено: Ателектаз легких, т.е. спадение легочной ткани, альвеолы легких не содержат воздуха – кусочек легкого тонет в воде, орган кровенаполнен, имеются очаги дистрофии и пневматические очаги воспаления, на разрезе с которых истекает гнойная жидкость.
Сосуды аорты и малого круга кровообращения, питающие легкие, сильно расширены, кровенаполнены (что очень бросается в глаза – так это непомерно маленькие легкие) и гипертрофированные сосуды, питающие их, т.е. организм пытался компенсировать уменьшение площади и объема легких за счет более сильного кровоснабжения их.
Печень несколько увеличена, с большими очагами жировой дистрофии.
Причина cмepти: остановка дыхания, за счет или на фоне серьезных морфологических изменений в легких, дистрофия, пневматические очаги воспаления, спадение легких.
Пары клея «Момент» отравляли непосредственно ткани легких, печени, растворенные токсины с кровью проникали в головной мозг, затрудняя работу сердца и легких, разрушая центры иннервации их в головном мозге.

Опыт ведет:
Кизим Ольга (10 «а» класс), Скоробогатов Александр (8 «в» класс).
Лаборант – Полынцев Степан (6 «б» класс)
Вскрытие произвел ветврач Корнейчук Н.В.
ветлечебница «Леодем».

Программа урока-конференции «В защиту здоровья»

  • Защитные механизмы органов дыхания человека.

2. Изменения органов дыхания под действием никотина.
3. Изменения органов дыхания под действием токсических веществ.
4. Изменения органов дыхания под действием алкоголя.
5. Вредные привычки и активизация развития туберкулеза.
6. «Сделать здоровье своим капиталом».

По результатам выступлений заполнить таблицу:

Защитные механизмы органов дыхания

Изменения под действием

никотина

алкоголя

токсических веществ

 

 

     
 

Вывод:_________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Используемая литература:

1. А. Адо и другие «Патологическая физиология», Медицина, 1973.
2. Г. Оксенгендлер «Яды и организм», Наука, 1991 .
3. В. Ягодинский «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», Просвещение, 1986.
4. Л. Генкова «Почему это опасно», Просвещение, 1989.
5. В. Запорожченко «Образ жизни и вредные привычки», Медицина, 1984.
6. Г. Федосеев «Курение и заболевание легких», Ленинград, 1984.



Комментарии:

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

13 06 2025 14:17:33

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

12 06 2025 3:34:53

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

11 06 2025 2:23:55

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

10 06 2025 2:19:22

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

09 06 2025 21:55:21

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"


    Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

      На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

08 06 2025 16:17:30

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

07 06 2025 4:23:12

Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...

06 06 2025 8:56:22

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

05 06 2025 4:26:55

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

04 06 2025 10:11:59

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

03 06 2025 15:28:13

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....

02 06 2025 0:45:57

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

01 06 2025 2:17:53

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

31 05 2025 9:28:24

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

30 05 2025 1:54:58

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

29 05 2025 1:42:52

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

28 05 2025 22:45:40

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

27 05 2025 0:31:16

Путешествие в Китай


    Путешествие в Китай

      Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....

26 05 2025 4:53:25

Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"


    Интегрированно-комбинированный урок (окружающая среда + английский язык) по теме "Значение минеральных солей для человека"

      Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....

25 05 2025 23:24:14

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

24 05 2025 15:28:37

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"


    Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

      Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...

23 05 2025 8:54:15

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"


    Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

      Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

22 05 2025 9:49:15

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

21 05 2025 0:53:42

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

20 05 2025 21:22:40

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

19 05 2025 21:20:56

Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

      Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....

18 05 2025 15:51:41

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

17 05 2025 10:50:28

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

16 05 2025 23:46:59

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

15 05 2025 11:13:29

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

14 05 2025 12:43:26

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

13 05 2025 9:34:35

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

12 05 2025 2:53:16

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

11 05 2025 11:18:18

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

10 05 2025 19:32:32

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

09 05 2025 5:42:45

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

08 05 2025 23:57:32

Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"


    Урок биологии по теме "Необыкновенная обыкновенная вода"

      Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....

07 05 2025 13:43:12

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

06 05 2025 14:25:46

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

05 05 2025 12:38:20

Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс

      На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....

04 05 2025 0:40:11

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

03 05 2025 15:33:15

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

02 05 2025 11:56:40

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

01 05 2025 14:35:33

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

30 04 2025 18:59:14

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

29 04 2025 16:15:45

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

28 04 2025 19:33:34

Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы

Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....

27 04 2025 3:58:27

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

26 04 2025 11:53:41

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Взаимосвязь организмов с факторами среды  Биология Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

25 04 2025 21:38:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::