Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников


    Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

Цель урока:

  • используя результаты научно-исследовательской работы, наглядно показать изменения защитных функций организма под действием на него нетипичных компонентов: алкоголя, никотина, токсических веществ;
  • развивать умение анализировать и извлекать пpaктические выводы;
  • воспитывать культуру восприятия, гигиенические навыки, воспитывать  уважение к чужому труду, умение восхищаться результатами чужого труда, который самому тебе приносит пpaктические знания.

Оборудование:

  • таблица «Строение органов дыхания»,
  • таблицы с результатами исследовательской работы,
  • оборудование для проведения опытов;

На столах для учеников: план конференции, листочки для вопросов.

ХОД УРОКА

Данный урок целесообразно проводить силами научного общества старшеклассников (НОСТ). В первом выступлении необходимо напомнить о строении органов дыхания и особо подчеркнуть защитные механизмы органов дыхания. А именно:
В системе защиты бронхов и легких можно выделить четыре линии защиты.
Первая линия – механическая очистка, обогрев или охлаждение и увлажнение вдыхаемого воздуха, устранение раздражающих частиц и веществ с помощью чихания и кашля – осуществляется в верхних дыхательных путях, которые выстланы мерцательным эпителием и снабжены густой сетью капилляров.
Вторая линия – в трахее и бронхах с помощью мукоцилиарного клиренса устраняются попавшие в легкие частицы со слизью благодаря аэродинамике дыхательных путей, турбулентного движения потока воздуха и кашлевых толчков воздуха.
Третья линия – мелкие и мельчайшие бронхи и фагоциты очищают бронхи от попавших в них живых и неживых частиц путем поглощения, нейтрализации и удаления через бронхи или лимфу в кровь. Так обезвреживаются бактерии, грибки, плесень, вирусы и неживые белковые частицы.
Четвертая линия защиты – бронхиолы и альвеолы – включают в себя фагоциты, клеточные и гумopaльные механизмы иммунной защиты, биохимические защитные компоненты, сурфактант – поверхностно-активное вещество, выстилающее альвеолы и бронхиолы.

Второе выступление посвящено изменению защитных механизмов органов дыхания под действием никотина.
Токсическое действие табачного дыма проявляется в действии на мукоцилиарный комплекс, который продуцирует слизь в больших количествах, но с измененным химическим составом, не способным к выполнению защитных функций. Курение приводит к нарушению функций ресничек, которые утрачивают способность эффективно перемещать слизистое покрытие в сторону носоглотки и очищать бронхи от чужеродных частиц. Загустевание слизи приводит к ее скоплению и закупорке бронхов, нарушение поступления воздуха в альвеолы и насыщения крови кислородом и последующему развитию эмфиземы легких. Альвеолярные макрофаги в легких курильщика подвергаются морфологическим изменениям – они увеличиваются в размерах, но теряют свои функции. Здесь целесообразно прочитать протокол вскрытия подопытной крысы.

Протокол вскрытия (от 12 апреля 1999 года)

«При вскрытии грудной клетки легкие почти белого цвета (в норме – ярко-розовые), орган обескровлен, с разреза не стекает кровь, очень плотная на ощупь сама ткань легких, при более тщательном осмотре видно замещение легочной ткани на соединительную.»

Методика проведения опыта «Влияние никотина на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс: «опыт» и «контроль». Делаются промеры: вес, длина, объем грудной клетки. Еженедельно промеры контролируются.
В эксикатор с помощью приспособления нагнетается дым от сигареты «Прима»: 0,5 см сигареты за один прием (первая неделя). В атмосферу табачного дыма помещаются подопытные крысы на одну минуту (первая неделя). Каждую следующую неделю время пребывания в атмосфере табачного дыма увеличивается на одну минуту. Размер «выкуренной» сигареты начинает прибавляться на 4-ю неделю на 0,5 см. По итогам изменения антропометрических данных по действием никотина строятся графики. Контрольный итог опыта – вскрытие.

Следующее выступление посвящено действию токсических веществ (ацетона) на защитные механизмы органов дыхания.
При вдыхании ацетон разрушает первую линию защиты, уничтожая мерцательный эпителий, вызывая хрупкость сосудов и высушивая слизистую верхних дыхательных путей. Воздействие токсических веществ подобно никотину, но сильнее в три-четыре раза.
На второй линии защиты усиливается функция слизистой оболочки, что вызывает отеки, приводит к бронхитам и пневмонии.
На третьей линии защиты наблюдаются застойные явления и гнойные процессы.

Из протокола вскрытия от 15.2.99 г.

«Аутопсия взрослой особи (белая крыса).
При внешнем осмотре не выражено истощение животного, шерсть и кожные покровы без изменений. Во внутренних органах обнаружено: Ателектаз легких, т.е. спадение легочной ткани, альвеолы легких не содержат воздуха – кусочек легкого тонет в воде, орган кровенаполнен, имеются очаги дистрофии и пневматические очаги воспаления, на разрезе с которых истекает гнойная жидкость».

Методика проведения опыта «Влияние ацетона на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс одинакового возраста, одна группа – «контроль», вторая – «опыт».
Опытные крысы помещаются в эксикатор, в котором создается атмосфера паров ацетона. Для этого под решетку эксикатора помещается поролон с каплями ацетона.
Начальная дозировка – 1 капля. Время выдержки – 1 минута. Прибавка дозы на каплю и времени на 1 минуту осуществляется каждую неделю.
Текущий контроль метрическими методами – вес, длина, объем грудной клетки – каждый понедельник.
Итоговый контроль – вскрытие.

Изменение защитных механизмов органов дыхания под действием алкоголя. Частичное выделение алкогольных паров через легкие приводит к повреждению эластичной ткани дыхательной системы. Таким образом, быстро развиваются эмфизема и фиброз легких с весьма нeблагоприятным прогнозом.
Эти поражения внутренних органов хотя и не являются специфическими и возникают не только под действием алкоголя, но встречаются у алкоголиков в 4 раза чаще, чем у непьющих людей. Алкоголики чаще болеют и воспалением легких, и туберкулезом легких. У алкоголиков значительно ослабевает имунная защита к инфекционным заболеваниям. Это ярко проявляется при эпидемиях гриппа. Острые инфекционные заболевания являются одной из наиболее частых причин cмepти алкоголиков.

Из протокола вскрытия (от апреля 1999 г.)

«При осмотре грудной клетки легкие недоразвиты…»

Методика проведения опыта «Влияние алкоголя на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс: «опыт» и «контроль». Делаются промеры: вес, длина, объем грудной клетки. Еженедельно промеры контролируются.
Опытной группе крыс в воду ежедневно добавляют 1 мл. водки (первая неделя).
Далее еженедельно воду на 1 мл. убавляют, а водку на 1 мл. добавляют.
По итогам изменения антропометрических данных по действием алкоголя строятся графики. Контрольный итог опыта – вскрытие подопытной крысы.

Чаще всего итогом нарушения защитных свойств органов дыхания является туберкулез. Это единодушное мнение врачей терапевтов и фтизиаторов.

Данные туберкулезного диспансера
по Ленинскому району г. Владивостока

1. Всего больных туберкулезом             – 117 человек,
              мужчины                                   – 82 человека,
              женщины                                   – 35 человек.
              из них курят                               – 92% – 108 человек
Курят:
              мужчины                                   – 100%
              женщины                                  – 70%
2. Больные туберкулезом: из них курят:
              до 20 лет                         – 7 человек    – все
              до 30 лет                         – 36 человек  – все
              до 40 лет                         – 26 человек  – 5 не курят
              до 50 лет                         – 25 человек  – 2 не курят
              до 60 лет                         – 15 человек  – все
              старше                            – 8 человек    – 2 не курят

Эффективное лечение у 86,6%
Неэффективное лечение у 13,4% – все курят
70% больных туберкулезом курят больше 1 пачки в день

Туберкулез страшен и опасен, но он – это последствие, а причина – ослабление организма от заболеваний и вредных привычек. 

Наиболее распространенные лекарственные препараты, используемые при лечении заболеваний органов дыхания.

1. Грипп

  • аспирин (ацетилсалициловая кислота), при сухом кашле:  кодеин, диоксин;
  • aнaльгетики (оказывают жаропонижающее действие): колдрекс, панадол (парацетомол).

2. Бронхит – заболевание бронхов воспалительного хаpaктера (заболевание органов дыхания). Делятся по клиническим течениям:

  • острый;
  • хронический.

Острый. В острый период обязательно пocтeльный режим, обильное питье.

а) при сухом кашле – противокашлевые препараты (тусупрекс), если кашель с мокротой (ингаляции с эвкалиптом, ромашкой, ментолом) ;
б) противокашлевые: глаувент, либексин, тусупрекс;
в) отхаркивающие: пептуссин, мать-и-мачеха, трава термопсиса, мукалтин, пектусин;
г) разжижающие мокроту: бромгексин, трипсин;
д) при бронхоспазме: эуфиллин, изадрин, витамины – А, В, С;

Хронический. Длительно протекающее воспаление бронхов (оболочки).

а) противовирусные: интерферон, ациклотир;
б) для снятия отека слизистой: беротек, гентал, дитек, сальбутамол

3. ОРЗ. Острое респираторное заболевание. Заболевание гриппом на начальной стадии.

  • пocтeльный режим;
  • ингаляции с эвкалиптом;
  • аспирин в малых дозах;
  • aнaльгин в малых дозах;
  • парацетамол в малых дозах.

4. Туберкулез легких – инфекционное заболевание, вызываемое легкобактериями туберкулеза.

  • первичный;
  • вторичный.

Антибактериальная терапия: изонеозид, рифадин, стрептомицин, каномицин.
При хронических формах: хирургическое вмешательство (операция). Кладут в противотуберкулезный диспансер.
Рибонуклеаза (в ампулах) для ингаляций.
Применяют:

  • препараты активные: рифалепицин, стрептомицин.
  • менее активные: этамбутол, пиразинамид и антибиотики – канамицин, флоримицин.

Сколько стоит полечиться?

ОРЗ

аспирин, витамин С, эфералган, калпол парацетомол, санорин,  панадол, интерферон

от 1300 до 3000 рублей

Грипп

агрипан, ремантадин, травы, антигрипин

от 1300 до 5000 рублей

Бронхит

ампицилин, травы, кивзол, лазолеван, бромгексин, тетрациклин, тусупрекс, клафоран, бронхикут, эуфилин, ципполот, либексин, кодеин, теофедрин

от 2000 до 5000 рублей

Туберкулез

стрептомицин, изотиазид, рифампицин

от 2000 до 10000 рублей только за 1 месяц, а лечение длится от 3-х месяцев до нескольких лет 

В процессе эволюции организм выработал определенные способы защиты. И большинство наших заболеваний – дело наших собственных рук. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний, когда организм не может справиться самостоятельно и нам приходится использовать медикаментозные средства. А действие этих веществ обоюдоострое: с одной стороны – лечат, а с другой – вызывают побочные явления. Но обойтись без них нельзя, и мы платим деньги, столько, сколько у нас есть, и за ценой не стоим.
Если считать, что ослабленный организм ОРЗ болеет не менее 3-4 раз в году, гриппом 2-3 раза, бронхитом – раз, и, не дай Бог, туберкулезом, можно посчитать, во сколько нам обойдется лечение, как результат весьма сомнительных увлечений.

Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.

По итогам выступления учащиеся заполняют таблицу и делают самостоятельно вывод. Лист с программой конференции, заполненной таблицей и выводом сдается учителю. За заполнение таблицы можно поставить оценку в журнал.

Методика проведения опыта «Влияние паров клея «Момент» на организм крыс»

Для опытов берутся крысы одного возраста – «контроль» и «опыт». На дно эксикатора (на поролон) капается капля клея. На решетку в атмосферу «Момента» помещают опытных крыс, эксикатор плотно закрывается. Первоначальное время выдержки крыс – 1 минута. Доза первоначальная – 1 капля.
Постепенно увеличиваем время выдержки до 40 минут, прибавляя время выдержки в эксикаторе 3 мин., 5 мин., 7 мин., 10 мин., 15 мин. и т.д., в зависимости от степени привыкания организма крыс. Прибавка времени каждую неделю.
Затем – резко увеличили время до 160 минут – передозировка.
Текущий контроль осуществляется метрическими методами – вес, длина, объем грудной клетки.
Итоговый контроль – вскрытие крыс в ветлечебнице.

Токсическое действие веществ на организм крыс

15.2.99 г. При передозировке клея «Момент» умерла подопытная крыса (самец). Было произведено вскрытие ветеринарным врачом.

Протокол вскрытия от 15.2.99 г.

Аутопсия взрослой особи (белая крыса).
При внешнем осмотре не выражено истощение животного, шерсть и кожные покровы без изменений. Во внутренних органах обнаружено: Ателектаз легких, т.е. спадение легочной ткани, альвеолы легких не содержат воздуха – кусочек легкого тонет в воде, орган кровенаполнен, имеются очаги дистрофии и пневматические очаги воспаления, на разрезе с которых истекает гнойная жидкость.
Сосуды аорты и малого круга кровообращения, питающие легкие, сильно расширены, кровенаполнены (что очень бросается в глаза – так это непомерно маленькие легкие) и гипертрофированные сосуды, питающие их, т.е. организм пытался компенсировать уменьшение площади и объема легких за счет более сильного кровоснабжения их.
Печень несколько увеличена, с большими очагами жировой дистрофии.
Причина cмepти: остановка дыхания, за счет или на фоне серьезных морфологических изменений в легких, дистрофия, пневматические очаги воспаления, спадение легких.
Пары клея «Момент» отравляли непосредственно ткани легких, печени, растворенные токсины с кровью проникали в головной мозг, затрудняя работу сердца и легких, разрушая центры иннервации их в головном мозге.

Опыт ведет:
Кизим Ольга (10 «а» класс), Скоробогатов Александр (8 «в» класс).
Лаборант – Полынцев Степан (6 «б» класс)
Вскрытие произвел ветврач Корнейчук Н.В.
ветлечебница «Леодем».

Программа урока-конференции «В защиту здоровья»

  • Защитные механизмы органов дыхания человека.

2. Изменения органов дыхания под действием никотина.
3. Изменения органов дыхания под действием токсических веществ.
4. Изменения органов дыхания под действием алкоголя.
5. Вредные привычки и активизация развития туберкулеза.
6. «Сделать здоровье своим капиталом».

По результатам выступлений заполнить таблицу:

Защитные механизмы органов дыхания

Изменения под действием

никотина

алкоголя

токсических веществ

 

 

     
 

Вывод:_________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Используемая литература:

1. А. Адо и другие «Патологическая физиология», Медицина, 1973.
2. Г. Оксенгендлер «Яды и организм», Наука, 1991 .
3. В. Ягодинский «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», Просвещение, 1986.
4. Л. Генкова «Почему это опасно», Просвещение, 1989.
5. В. Запорожченко «Образ жизни и вредные привычки», Медицина, 1984.
6. Г. Федосеев «Курение и заболевание легких», Ленинград, 1984.



Комментарии:

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

24 08 2025 0:49:37

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

23 08 2025 2:43:20

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

22 08 2025 21:20:37

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

21 08 2025 17:40:12

Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

      Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....

20 08 2025 10:51:38

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

19 08 2025 2:26:19

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

18 08 2025 7:23:37

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

17 08 2025 16:18:43

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

16 08 2025 14:47:46

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

15 08 2025 14:48:29

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

14 08 2025 14:28:48

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

13 08 2025 3:13:43

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

12 08 2025 14:34:44

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

11 08 2025 21:19:16

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

10 08 2025 16:19:52

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

09 08 2025 9:26:15

В царстве грибов

У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....

08 08 2025 7:35:23

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

07 08 2025 5:11:47

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

06 08 2025 1:36:45

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

05 08 2025 8:13:23

День биологического многообразия


    День биологического многообразия

      Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

04 08 2025 21:34:50

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

03 08 2025 14:17:31

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

02 08 2025 11:56:40

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

01 08 2025 17:48:42

Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....

31 07 2025 10:29:57

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

30 07 2025 10:19:17

Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа


    Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа

      Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....

29 07 2025 6:45:46

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

      Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

28 07 2025 3:39:29

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

27 07 2025 8:35:57

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Взаимосвязь организмов с факторами среды  Биология Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

26 07 2025 16:10:10

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

25 07 2025 6:25:18

Вода – удивительный дар природы


    Вода – удивительный дар природы

      Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

24 07 2025 7:54:52

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

23 07 2025 16:16:16

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

      Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

22 07 2025 16:21:20

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс


    "Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

      Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

21 07 2025 6:52:37

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

20 07 2025 5:39:40

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

19 07 2025 16:27:42

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

18 07 2025 4:50:46

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

17 07 2025 12:58:12

Изучение лишайников в школе


    Изучение лишайников в школе

      В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....

16 07 2025 8:20:25

Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...

15 07 2025 13:51:18

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

14 07 2025 22:15:17

Уроки биологии


    Уроки биологии

      Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

13 07 2025 20:48:11

День птиц

Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....

12 07 2025 13:19:34

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

11 07 2025 3:12:20

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

10 07 2025 6:35:36

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

09 07 2025 4:34:40

Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка


    Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка

      Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....

08 07 2025 23:36:58

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

07 07 2025 8:14:58

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

06 07 2025 11:34:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::