Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников


    Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

Цель урока:

  • используя результаты научно-исследовательской работы, наглядно показать изменения защитных функций организма под действием на него нетипичных компонентов: алкоголя, никотина, токсических веществ;
  • развивать умение анализировать и извлекать пpaктические выводы;
  • воспитывать культуру восприятия, гигиенические навыки, воспитывать  уважение к чужому труду, умение восхищаться результатами чужого труда, который самому тебе приносит пpaктические знания.

Оборудование:

  • таблица «Строение органов дыхания»,
  • таблицы с результатами исследовательской работы,
  • оборудование для проведения опытов;

На столах для учеников: план конференции, листочки для вопросов.

ХОД УРОКА

Данный урок целесообразно проводить силами научного общества старшеклассников (НОСТ). В первом выступлении необходимо напомнить о строении органов дыхания и особо подчеркнуть защитные механизмы органов дыхания. А именно:
В системе защиты бронхов и легких можно выделить четыре линии защиты.
Первая линия – механическая очистка, обогрев или охлаждение и увлажнение вдыхаемого воздуха, устранение раздражающих частиц и веществ с помощью чихания и кашля – осуществляется в верхних дыхательных путях, которые выстланы мерцательным эпителием и снабжены густой сетью капилляров.
Вторая линия – в трахее и бронхах с помощью мукоцилиарного клиренса устраняются попавшие в легкие частицы со слизью благодаря аэродинамике дыхательных путей, турбулентного движения потока воздуха и кашлевых толчков воздуха.
Третья линия – мелкие и мельчайшие бронхи и фагоциты очищают бронхи от попавших в них живых и неживых частиц путем поглощения, нейтрализации и удаления через бронхи или лимфу в кровь. Так обезвреживаются бактерии, грибки, плесень, вирусы и неживые белковые частицы.
Четвертая линия защиты – бронхиолы и альвеолы – включают в себя фагоциты, клеточные и гумopaльные механизмы иммунной защиты, биохимические защитные компоненты, сурфактант – поверхностно-активное вещество, выстилающее альвеолы и бронхиолы.

Второе выступление посвящено изменению защитных механизмов органов дыхания под действием никотина.
Токсическое действие табачного дыма проявляется в действии на мукоцилиарный комплекс, который продуцирует слизь в больших количествах, но с измененным химическим составом, не способным к выполнению защитных функций. Курение приводит к нарушению функций ресничек, которые утрачивают способность эффективно перемещать слизистое покрытие в сторону носоглотки и очищать бронхи от чужеродных частиц. Загустевание слизи приводит к ее скоплению и закупорке бронхов, нарушение поступления воздуха в альвеолы и насыщения крови кислородом и последующему развитию эмфиземы легких. Альвеолярные макрофаги в легких курильщика подвергаются морфологическим изменениям – они увеличиваются в размерах, но теряют свои функции. Здесь целесообразно прочитать протокол вскрытия подопытной крысы.

Протокол вскрытия (от 12 апреля 1999 года)

«При вскрытии грудной клетки легкие почти белого цвета (в норме – ярко-розовые), орган обескровлен, с разреза не стекает кровь, очень плотная на ощупь сама ткань легких, при более тщательном осмотре видно замещение легочной ткани на соединительную.»

Методика проведения опыта «Влияние никотина на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс: «опыт» и «контроль». Делаются промеры: вес, длина, объем грудной клетки. Еженедельно промеры контролируются.
В эксикатор с помощью приспособления нагнетается дым от сигареты «Прима»: 0,5 см сигареты за один прием (первая неделя). В атмосферу табачного дыма помещаются подопытные крысы на одну минуту (первая неделя). Каждую следующую неделю время пребывания в атмосфере табачного дыма увеличивается на одну минуту. Размер «выкуренной» сигареты начинает прибавляться на 4-ю неделю на 0,5 см. По итогам изменения антропометрических данных по действием никотина строятся графики. Контрольный итог опыта – вскрытие.

Следующее выступление посвящено действию токсических веществ (ацетона) на защитные механизмы органов дыхания.
При вдыхании ацетон разрушает первую линию защиты, уничтожая мерцательный эпителий, вызывая хрупкость сосудов и высушивая слизистую верхних дыхательных путей. Воздействие токсических веществ подобно никотину, но сильнее в три-четыре раза.
На второй линии защиты усиливается функция слизистой оболочки, что вызывает отеки, приводит к бронхитам и пневмонии.
На третьей линии защиты наблюдаются застойные явления и гнойные процессы.

Из протокола вскрытия от 15.2.99 г.

«Аутопсия взрослой особи (белая крыса).
При внешнем осмотре не выражено истощение животного, шерсть и кожные покровы без изменений. Во внутренних органах обнаружено: Ателектаз легких, т.е. спадение легочной ткани, альвеолы легких не содержат воздуха – кусочек легкого тонет в воде, орган кровенаполнен, имеются очаги дистрофии и пневматические очаги воспаления, на разрезе с которых истекает гнойная жидкость».

Методика проведения опыта «Влияние ацетона на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс одинакового возраста, одна группа – «контроль», вторая – «опыт».
Опытные крысы помещаются в эксикатор, в котором создается атмосфера паров ацетона. Для этого под решетку эксикатора помещается поролон с каплями ацетона.
Начальная дозировка – 1 капля. Время выдержки – 1 минута. Прибавка дозы на каплю и времени на 1 минуту осуществляется каждую неделю.
Текущий контроль метрическими методами – вес, длина, объем грудной клетки – каждый понедельник.
Итоговый контроль – вскрытие.

Изменение защитных механизмов органов дыхания под действием алкоголя. Частичное выделение алкогольных паров через легкие приводит к повреждению эластичной ткани дыхательной системы. Таким образом, быстро развиваются эмфизема и фиброз легких с весьма нeблагоприятным прогнозом.
Эти поражения внутренних органов хотя и не являются специфическими и возникают не только под действием алкоголя, но встречаются у алкоголиков в 4 раза чаще, чем у непьющих людей. Алкоголики чаще болеют и воспалением легких, и туберкулезом легких. У алкоголиков значительно ослабевает имунная защита к инфекционным заболеваниям. Это ярко проявляется при эпидемиях гриппа. Острые инфекционные заболевания являются одной из наиболее частых причин cмepти алкоголиков.

Из протокола вскрытия (от апреля 1999 г.)

«При осмотре грудной клетки легкие недоразвиты…»

Методика проведения опыта «Влияние алкоголя на организм крыс»

Для проведения опыта берутся две группы крыс: «опыт» и «контроль». Делаются промеры: вес, длина, объем грудной клетки. Еженедельно промеры контролируются.
Опытной группе крыс в воду ежедневно добавляют 1 мл. водки (первая неделя).
Далее еженедельно воду на 1 мл. убавляют, а водку на 1 мл. добавляют.
По итогам изменения антропометрических данных по действием алкоголя строятся графики. Контрольный итог опыта – вскрытие подопытной крысы.

Чаще всего итогом нарушения защитных свойств органов дыхания является туберкулез. Это единодушное мнение врачей терапевтов и фтизиаторов.

Данные туберкулезного диспансера
по Ленинскому району г. Владивостока

1. Всего больных туберкулезом             – 117 человек,
              мужчины                                   – 82 человека,
              женщины                                   – 35 человек.
              из них курят                               – 92% – 108 человек
Курят:
              мужчины                                   – 100%
              женщины                                  – 70%
2. Больные туберкулезом: из них курят:
              до 20 лет                         – 7 человек    – все
              до 30 лет                         – 36 человек  – все
              до 40 лет                         – 26 человек  – 5 не курят
              до 50 лет                         – 25 человек  – 2 не курят
              до 60 лет                         – 15 человек  – все
              старше                            – 8 человек    – 2 не курят

Эффективное лечение у 86,6%
Неэффективное лечение у 13,4% – все курят
70% больных туберкулезом курят больше 1 пачки в день

Туберкулез страшен и опасен, но он – это последствие, а причина – ослабление организма от заболеваний и вредных привычек. 

Наиболее распространенные лекарственные препараты, используемые при лечении заболеваний органов дыхания.

1. Грипп

  • аспирин (ацетилсалициловая кислота), при сухом кашле:  кодеин, диоксин;
  • aнaльгетики (оказывают жаропонижающее действие): колдрекс, панадол (парацетомол).

2. Бронхит – заболевание бронхов воспалительного хаpaктера (заболевание органов дыхания). Делятся по клиническим течениям:

  • острый;
  • хронический.

Острый. В острый период обязательно пocтeльный режим, обильное питье.

а) при сухом кашле – противокашлевые препараты (тусупрекс), если кашель с мокротой (ингаляции с эвкалиптом, ромашкой, ментолом) ;
б) противокашлевые: глаувент, либексин, тусупрекс;
в) отхаркивающие: пептуссин, мать-и-мачеха, трава термопсиса, мукалтин, пектусин;
г) разжижающие мокроту: бромгексин, трипсин;
д) при бронхоспазме: эуфиллин, изадрин, витамины – А, В, С;

Хронический. Длительно протекающее воспаление бронхов (оболочки).

а) противовирусные: интерферон, ациклотир;
б) для снятия отека слизистой: беротек, гентал, дитек, сальбутамол

3. ОРЗ. Острое респираторное заболевание. Заболевание гриппом на начальной стадии.

  • пocтeльный режим;
  • ингаляции с эвкалиптом;
  • аспирин в малых дозах;
  • aнaльгин в малых дозах;
  • парацетамол в малых дозах.

4. Туберкулез легких – инфекционное заболевание, вызываемое легкобактериями туберкулеза.

  • первичный;
  • вторичный.

Антибактериальная терапия: изонеозид, рифадин, стрептомицин, каномицин.
При хронических формах: хирургическое вмешательство (операция). Кладут в противотуберкулезный диспансер.
Рибонуклеаза (в ампулах) для ингаляций.
Применяют:

  • препараты активные: рифалепицин, стрептомицин.
  • менее активные: этамбутол, пиразинамид и антибиотики – канамицин, флоримицин.

Сколько стоит полечиться?

ОРЗ

аспирин, витамин С, эфералган, калпол парацетомол, санорин,  панадол, интерферон

от 1300 до 3000 рублей

Грипп

агрипан, ремантадин, травы, антигрипин

от 1300 до 5000 рублей

Бронхит

ампицилин, травы, кивзол, лазолеван, бромгексин, тетрациклин, тусупрекс, клафоран, бронхикут, эуфилин, ципполот, либексин, кодеин, теофедрин

от 2000 до 5000 рублей

Туберкулез

стрептомицин, изотиазид, рифампицин

от 2000 до 10000 рублей только за 1 месяц, а лечение длится от 3-х месяцев до нескольких лет 

В процессе эволюции организм выработал определенные способы защиты. И большинство наших заболеваний – дело наших собственных рук. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний, когда организм не может справиться самостоятельно и нам приходится использовать медикаментозные средства. А действие этих веществ обоюдоострое: с одной стороны – лечат, а с другой – вызывают побочные явления. Но обойтись без них нельзя, и мы платим деньги, столько, сколько у нас есть, и за ценой не стоим.
Если считать, что ослабленный организм ОРЗ болеет не менее 3-4 раз в году, гриппом 2-3 раза, бронхитом – раз, и, не дай Бог, туберкулезом, можно посчитать, во сколько нам обойдется лечение, как результат весьма сомнительных увлечений.

Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.

По итогам выступления учащиеся заполняют таблицу и делают самостоятельно вывод. Лист с программой конференции, заполненной таблицей и выводом сдается учителю. За заполнение таблицы можно поставить оценку в журнал.

Методика проведения опыта «Влияние паров клея «Момент» на организм крыс»

Для опытов берутся крысы одного возраста – «контроль» и «опыт». На дно эксикатора (на поролон) капается капля клея. На решетку в атмосферу «Момента» помещают опытных крыс, эксикатор плотно закрывается. Первоначальное время выдержки крыс – 1 минута. Доза первоначальная – 1 капля.
Постепенно увеличиваем время выдержки до 40 минут, прибавляя время выдержки в эксикаторе 3 мин., 5 мин., 7 мин., 10 мин., 15 мин. и т.д., в зависимости от степени привыкания организма крыс. Прибавка времени каждую неделю.
Затем – резко увеличили время до 160 минут – передозировка.
Текущий контроль осуществляется метрическими методами – вес, длина, объем грудной клетки.
Итоговый контроль – вскрытие крыс в ветлечебнице.

Токсическое действие веществ на организм крыс

15.2.99 г. При передозировке клея «Момент» умерла подопытная крыса (самец). Было произведено вскрытие ветеринарным врачом.

Протокол вскрытия от 15.2.99 г.

Аутопсия взрослой особи (белая крыса).
При внешнем осмотре не выражено истощение животного, шерсть и кожные покровы без изменений. Во внутренних органах обнаружено: Ателектаз легких, т.е. спадение легочной ткани, альвеолы легких не содержат воздуха – кусочек легкого тонет в воде, орган кровенаполнен, имеются очаги дистрофии и пневматические очаги воспаления, на разрезе с которых истекает гнойная жидкость.
Сосуды аорты и малого круга кровообращения, питающие легкие, сильно расширены, кровенаполнены (что очень бросается в глаза – так это непомерно маленькие легкие) и гипертрофированные сосуды, питающие их, т.е. организм пытался компенсировать уменьшение площади и объема легких за счет более сильного кровоснабжения их.
Печень несколько увеличена, с большими очагами жировой дистрофии.
Причина cмepти: остановка дыхания, за счет или на фоне серьезных морфологических изменений в легких, дистрофия, пневматические очаги воспаления, спадение легких.
Пары клея «Момент» отравляли непосредственно ткани легких, печени, растворенные токсины с кровью проникали в головной мозг, затрудняя работу сердца и легких, разрушая центры иннервации их в головном мозге.

Опыт ведет:
Кизим Ольга (10 «а» класс), Скоробогатов Александр (8 «в» класс).
Лаборант – Полынцев Степан (6 «б» класс)
Вскрытие произвел ветврач Корнейчук Н.В.
ветлечебница «Леодем».

Программа урока-конференции «В защиту здоровья»

  • Защитные механизмы органов дыхания человека.

2. Изменения органов дыхания под действием никотина.
3. Изменения органов дыхания под действием токсических веществ.
4. Изменения органов дыхания под действием алкоголя.
5. Вредные привычки и активизация развития туберкулеза.
6. «Сделать здоровье своим капиталом».

По результатам выступлений заполнить таблицу:

Защитные механизмы органов дыхания

Изменения под действием

никотина

алкоголя

токсических веществ

 

 

     
 

Вывод:_________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Используемая литература:

1. А. Адо и другие «Патологическая физиология», Медицина, 1973.
2. Г. Оксенгендлер «Яды и организм», Наука, 1991 .
3. В. Ягодинский «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», Просвещение, 1986.
4. Л. Генкова «Почему это опасно», Просвещение, 1989.
5. В. Запорожченко «Образ жизни и вредные привычки», Медицина, 1984.
6. Г. Федосеев «Курение и заболевание легких», Ленинград, 1984.



Комментарии:

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

25 04 2025 1:44:14

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

24 04 2025 4:58:50

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс


    Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

23 04 2025 3:32:36

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

22 04 2025 4:35:13

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

21 04 2025 23:35:44

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»


    Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

      Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

20 04 2025 9:21:25

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

19 04 2025 5:22:57

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

18 04 2025 15:50:51

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

17 04 2025 19:10:51

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

16 04 2025 5:34:40

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

15 04 2025 15:15:13

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»


    Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

      Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

14 04 2025 13:44:56

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

13 04 2025 21:16:53

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ


    Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

      Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

12 04 2025 10:26:53

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

11 04 2025 13:30:21

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

10 04 2025 8:19:39

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

09 04 2025 21:18:29

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

08 04 2025 0:25:14

Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"


    Презентация урока "Пластический обмен. Фотосинтез"

      Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....

07 04 2025 17:16:50

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

06 04 2025 12:59:10

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

05 04 2025 20:39:33

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

04 04 2025 7:53:47

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....

03 04 2025 16:21:37

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

02 04 2025 7:19:59

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

01 04 2025 7:12:48

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

31 03 2025 3:57:30

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

30 03 2025 8:56:33

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

29 03 2025 3:17:38

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

28 03 2025 3:59:44

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

27 03 2025 1:54:27

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

26 03 2025 4:12:30

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

25 03 2025 0:45:54

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

24 03 2025 1:42:49

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

23 03 2025 12:24:26

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

22 03 2025 17:12:50

Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...

21 03 2025 17:19:25

Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"


    Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"

      Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....

20 03 2025 8:13:58

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

19 03 2025 22:53:53

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

18 03 2025 4:42:28

Охрана природы. Красная книга


    Охрана природы. Красная книга

      На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....

17 03 2025 23:29:42

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

16 03 2025 21:16:54

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

15 03 2025 22:31:38

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

14 03 2025 19:19:17

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

13 03 2025 0:27:51

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

12 03 2025 22:20:38

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

11 03 2025 0:19:47

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

10 03 2025 9:46:27

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

09 03 2025 11:35:28

Строение и функции кожи. 8-й класс


    Строение и функции кожи. 8-й класс

      Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

08 03 2025 3:10:20

Признаки семейств растений класса двудольные


    Признаки семейств растений класса двудольные

      Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....

07 03 2025 19:37:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::