Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии
Современное общество предъявляет все более высокие требования к ученику, как личности, способной активно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях социально-экономической среды, умеющей решать те или иные жизненные проблемы. Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. Современные педагогические технологии являются эффективным средством развития самостоятельной познавательной активности школьников.
Их использование предполагает, что учащиеся подготовлены к самостоятельной работе как репродуктивного, так и поискового хаpaктера, у них сформированы общеучебные навыки и умения. Выяснить готовность школьников к самостоятельной познавательной активности позволяет диагностика уровня познавательной самостоятельности, разработанная в ВГПУ под руководством Русских Г.А. (Приложение № 1-12)
Вооружение учащихся способами учебной деятельности (общеучебными и специальными навыками и умениями) реализуется через активные формы и методы организации урока и освоение оптимальных современных технологий.
1. Технология уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой, обучаясь по одной программе, школьники имеют возможность осваивать материал на разных уровнях: базовом, повышенном и углубленном, в зависимости от уровня их познавательных интересов и учебных возможностей.
2. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний.
Алгоритм решения проблемной задачи, по мнению Г.А.Понуровой, включает 4 этапа:
I этап – осознание проблемы, вскрытие противоречия. На этом этапе учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.
II этап – формулирование гипотезы, с помощью которой может быть противоречие.
III этап – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требует от учащихся переформулировки задания или вопроса.
IV этап – общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.
3. Технология группового самостоятельного обучения
Цель технологии – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Учащиеся формируются в разноуровневые группы постоянного и сменного состава. Каждая группа работает под руководством ученика-консультанта, который организует работу в группе. Каждый ученик в группе выполняет свое задание, которое может быть как репродуктивным, так и творческим, в зависимости от цели и содержания учебного занятия и уровня познавательной самостоятельности.
4. Технология игровой деятельности
Главная цель этой технологии – создать условия для обучения школьников, умения принимать решения индивидуально и в сотрудничестве. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В учебном процессе применяются различные виды игр: игры-упражнения, имитационные, ролевые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников, формирования их общественных умений.
5.Технология личностно – ориентированного обучения
Личностное развитие ученика в процессе обучения возможно лишь при целенаправленной работе учителя с каждым учеником. Обычно ученику предлагается задание, соответствующее уровню его обучаемости или предоставляется право выбора задания ученику, который реализует его методом проб и ошибок. Основным способом управления процессом формирования мыслительных операций школьников является дозирование трудностей, а для этого необходимо знать, по каждому ученику какие операции сформированы, а какие еще нет.
6. Технология методов проектов
Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода: развитие познавательных способностей учащихся;
совершенствование способностей к самообразованию; развитие умения ориентироваться в информационном прострaнcтве и выделять главное; обучение школьников рефлексии; обучение учащихся умению публично выступать; развитие у школьников критического мышления.
Технология опыта
Обучение приемам работы с текстом учебника
Умение работать с книгой, с учебником школьнику нужно не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности, неизбежно связанной с необходимостью повышать свою квалификацию путем самостоятельного приобретения знаний. Работе с учебником должно уделяться исключительное значение: она проводится на основе уровневой дифференциации.
Базовый уровень формирования умений учащихся в работе с текстом учебника
1. Прочитать обязательную часть статьи. Понять каждое слово, если встретится непонятное слово, найти его объяснение в тексте или в сноске в конце параграфа.
2. Прочитать текст повторно по выделенным частям параграфа.
3. Пересказать текст по отдельным частям.
4. Еще раз бегло прочитать текст.
5. Прочитать дополнительную часть статьи.
6. Выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа.
Работа с учебником может быть весьма разнообразной и производиться на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при обработке и закреплении знаний и умений.
Объяснительное чтение
Основная цель: сообщение новых знаний, достижение навыков глубокого и сознательного понимания изучаемого материала учащимися. При выборочном чтении производится отбор и выделение необходимого материала для ответов на вопросы, выводов, определение понятий, классификация предметов и явлений. (Приложение № 2)
Обучение умению составления плана
План – точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в тексте. Обучая учащихся составлению плана прочитанного, необходимо учить их отвечать по плану. Иногда следует предлагать учащимся такой вид работы с текстом учебника: написав на классной доске перечень вопросов, соответствующих пунктам плана данной статьи, учитель предлагает ученикам найти ответы на эти вопросы. Очень важно научить школьников анализу текста для выявления особенностей компонентов природы, отдельных материков. Для этого необходимо прочитать текст и определить по нему особенности. (Приложение № 3)
Обучение умению классифицировать
Умение классифицировать относится к общепринятым интеллектуальным умениям. Первоначально необходимо научить детей группировать объекты. Для этого необходимо найти основания для их объединения в группы, т.е. выделить общие между объектами. (Приложение № 4)
Систематизация
Систематизация – мыслительная операция по сведению знаний в единую систему. Система – совокупность множества элементов, которые вместе составляют единое целое. Существуют систематизации знаний: структурные схемы, показывающие систему знаний по предмету; план изучения темы; выделение ведущих понятий, законов, теорий, установление связей между ними; выделение главного и обобщения; логические опopные схемы; взаимосвязь нового материала с изученным ранее; задание на изложение учащимися знаний с разной целью. Таблицы – это одно из простых и эффективных средств для систематизации учебного материала. Они дают возможность кратко передавать основное содержание текста и одновременно сравнивать несколько объектов между собой, а это облегчает осознание и запоминание изучаемого материала. Умение читать, анализировать, заполнять и составлять таблицы имеет и пpaктическое значение, поэтому приобрести такие умения учащиеся должны в школе. (Приложение № 5)
Обучение умению составлять схемы
При подготовке учащихся к самостоятельному получению знаний, необходимо развивать умение и навыки работы со схемами учебника. Схемы, особенно их составление, позволяют развивать логическое мышление учащихся, закреплять полученные знания. Построение схем дает возможность последовательно знакомиться с изучаемыми процессами и явлениями. (Приложение № 6)
Обучение умению находить причинно-следственные связи
На основе текста учащиеся учатся находить причинно-следственные связи. Объяснение не всегда нуждается в доказательствах, поэтому использование объяснительного текста – это работа с доказательствами. Эта работа ведет к развитию у школьников умения четко и обоснованно высказывать свои мысли. (Приложение № 7)
Обучение умению конструировать вопросы
Очень важно научить школьников не только отвечать на вопросы, но и самим их конструировать. Работа по конструированию вопросов разного уровня сложности проводиться в виде уроков-тренингов по методике Г.А.Русских. Тренинг представляет систему игр и упражнений, цель которых – обучить определенной системе умений способом деятельности. В результате такой работы у учащихся формируется умение работать самостоятельно, творчески применять свои знания. (Приложение № 8)
Обучение приемам сравнения
Одно из важных интеллектуальных умений – умение сравнивать. Это умение очень необходимо при изучении географических объектов, процессов явлений. Сравнение – это установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Как и другие приемы умственной деятельности, сравнение имеет свои пути реализации в обучении. Предметом сравнения являются объекты, явления, качества признаки. При этом необходимо учитывать логические и дидактические требования к объектам сравнения: сравнивать можно только однородные объекты, то есть те, которые относятся к одному и тому же классу, общее между объектами сравнения можно устанавливать лишь тогда, когда между ними есть какое-то отличие. Устанавливать же разницу можно только при наличии определенного сходства. Развитие умения сравнивать лучше начинать с двух объектов. Проводить сравнение можно на различных этапах обучения: при восприятии нового материала, его осмысление, при систематизации и обобщении, применении в различных условиях. Применение умения сравнивать способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии. (Приложение № 9)
Формирование специальных навыков
Работа с микроскопом считается одним из важных умений на уроках биологии, являясь одним из специальных навыков. В пятом классе знакомство с микроскопом начинается в теме “Живые клетки”. Рассматриваем строение микроскопа, зарисовываем или переводим его в тетрадь, обозначаем главные части микроскопа. Сообщается, что микроскоп – это увеличительный прибор для рассмотрения и детального изучения очень мелких частиц и микроорганизмов (микро – маленький, скопо – смотрю).
Другим важным умением в пятом классе является умение работать с картой. Природоведение является пропедевтическим курсом, в котором даются первоначальные сведения по нескольким предметам, в том числе географии. Карта – это второй язык географии, поэтому очень важно научить учащихся понимать карту, выработать у них потребность в использовании карты для получения сведений, обучить основным приемам работы с картами. (Приложение № 10)
Развитие познавательного интереса в процессе обучения
Такой интерес появляется на уроках с большей степенью, где используются биологические карты, биологические лабиринты, дидактические карточки-задания, альбом-задачник.
“Биологические карты” предназначены для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно их использование в группах. Карты помогают учащимся не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществлять взаимный контроль в процессе игры. Наблюдая за игрой, учитель может легко выявить проблемы в знаниях. В процессе игры дети учатся общаться в коллективе, чувствуют себя более непринужденно и хорошо воспринимают информацию, получают возможность определить уровень своих знаний. Игру можно проводить по 1-2 урокам или по целой теме. На каждой карте записан вопрос и краткий ответ на него.
“Биологический лабиринт” – это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20). От прямоугольников отходят стрелки “да” и “нет”. Тезисы могут быть верными и неверными.
Правила работы:
- прочитайте тезис № 1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны, то двигайтесь по стрелке “да”, если нет – то по стрелке “нет” к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.
- задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис.
- особенность лабиринта в том, что, если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает 2-3 ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.
- по мере продвижения по лабиринту, учащийся записывает порядковые номера тезисов. Например, 1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20.
- выполнив работу, ее сдают на проверку. Опыт работы с лабиринтом показывает, что:
- для решения теста необходимо 10-15 минут;
- тесты позволяют быстро определить уровень знаний и внести коррективы;
- пособие можно использовать как при индивидуальной работе, так и при работе в парах;
- ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, успешно справляются с заданиями.
В процессе работы с лабиринтами у учеников развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, выpaбатываются навыки работы в парах, появляется возможность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Руководящая роль учителя сводится к минимуму и развивается самостоятельность учащихся.
“Дидактические карточки-задания” предназначены для индивидуальной самостоятельной работы учащихся. По ним также быстро можно определить уровень знаний учащихся. Особенно эффективно их использование во время фронтальных опросов.
Карточки составлены на разные уровни сложности. Учащиеся об этом предупреждены. Они сами выбирают себе оценку по карточке.
Например, карточка на оценку “4”.
- Назови самую большую и самую маленькую планеты Солнечной системы.
- Чем планеты отличаются от звезд?
Карточка на оценку “3”
- Опиши животный и растительный мир Австралии.
- Где встречается кувшинка виктория – регия?
Также учащиеся могут брать несколько карточек и из них выбирать по одному вопросу трех уровней сложности. Получатся три разных вопроса с разной сложностью.
Вопросы на повышенный уровень могут быть следующими, например:
- Опиши экологические проблемы своей местности.
Экологическая проблема | Способ ее решения |
- К какой природной зоне Земли относится Кировская область.
На одном уроке можно использовать все перечисленные виды заданий. Например, часть класса играет в карты, другая занимается разгадыванием лабиринтов, третья решает карточки. На следующих уроках вид деятельности меняется. (Приложение № 11)
Тесты достижений.
Усвоение Госстандарта проверяется после изучения и первичного закрепления посредством тестов достижений. В.П. Беспалько тестами достижений называет задания на выполнение деятельности определенного уровня после обучения.
Суть методики перевода ученика с одного уровня на другой заключается в том, что школьникам предлагаются задания разного уровня сложности в соответствии с их уровнем обучаемости, но от уровневой дифференциации этот подход отличается тем, что задания располагаются в строгой последовательности в зависимости от объема и хаpaктера мыслительных операций. Эти задания на уроке учащимся предлагаются для индивидуальной самостоятельной работы.
Методика для перевода учащихся с одного уровня на другой включает в себя следующие задания:
Задания 1-го уровня сложности:
- Задания на опознание, содержащие одну мыслительную операцию - выбор альтернативы “да”- “нет”.
- Задания на различение содержат в себе “помехи”, создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых правильный.
- Задания на соотнесение предполагают разделение фактов или явлений на группы по определенному признаку.
- Задания на выделение основания, по которому группируются факты или явления.
- Задания на воспроизведение отдельных фактов, чисел, названий.
- Задания на воспроизведение понятий, правил, норм, теорем, выводов.
- Задания на воспроизведение стихов, данных и так далее, требующих при воспроизведении определенной последовательности.
- Задания на выявление фактов - измерение, взвешивание, простые вычисления.
- Задания на описание фактов или явлений.
- Задания на описание и воспроизведение процессов и способов деятельности, содержащих в себе определенную логику.
Задания 2-го уровня сложности:
- Задания на анализ предполагают умение школьниками выделять в объекте признаки и среди них – существенные, а также разделять объект на части и устанавливать между ними связи.
- Задания на синтез означают выделение общих свойств ряда объектов.
- Задания на сравнение:
- выделение признаков объектов;
- установление общих признаков группы объектов;
- выделение существенных признаков, оснований для сравнения;
- определение различий. - Задания на абстрагирование требуют определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов.
- Задания на конкретизацию и обобщение.
- Задания на классификацию.
- Задания на систематизацию.
Задания 3-го уровня сложности:
- Задания на комбинирование элементов системы.
- Задания на изменение функций одного из элементов системы.
- Задания на введение в систему нового элемента с целью изменения ее функций.
- Задания на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему.
- Задания на объединение двух или более систем в одну. (Приложение № 12)
Приложение 1-12
Комментарии:
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
...
30 06 2025 20:58:17
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
29 06 2025 16:46:46
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
28 06 2025 1:24:45
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....
27 06 2025 1:20:59
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель.
...
26 06 2025 23:44:24
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
25 06 2025 10:44:46
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
24 06 2025 15:24:25
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
23 06 2025 14:19:18
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
22 06 2025 6:38:59
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
21 06 2025 16:11:34
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
20 06 2025 16:49:46
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
19 06 2025 15:38:15
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
18 06 2025 11:51:54
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
17 06 2025 8:31:26
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
16 06 2025 1:41:13
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
15 06 2025 19:47:12
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
14 06 2025 7:34:52
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
13 06 2025 16:50:45
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
12 06 2025 18:23:19
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
11 06 2025 2:42:43
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
10 06 2025 9:58:49
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
09 06 2025 13:51:28
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
08 06 2025 22:25:13
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
07 06 2025 23:15:31
Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....
06 06 2025 7:29:33
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
05 06 2025 9:50:12
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
04 06 2025 7:34:40
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
03 06 2025 9:12:20
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
02 06 2025 1:14:38
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
01 06 2025 6:43:38
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
31 05 2025 4:28:53
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
30 05 2025 23:32:49
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
29 05 2025 4:26:57
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
28 05 2025 0:22:52
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
27 05 2025 19:17:46
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
26 05 2025 13:39:48
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
25 05 2025 10:27:15
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
24 05 2025 14:31:43
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
23 05 2025 1:49:15
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
22 05 2025 1:10:43
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем.
...
21 05 2025 5:15:50

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
20 05 2025 7:31:10
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
19 05 2025 9:14:31
Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....
18 05 2025 22:52:37

Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....
17 05 2025 21:33:45
Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....
16 05 2025 20:31:30
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
15 05 2025 22:17:52
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
14 05 2025 16:33:31
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
13 05 2025 0:43:27
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
12 05 2025 7:31:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::