Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии
План.
1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.
2. Этапы исследовательской деятельности.
3. Создание проектов в обучении биологии. Цель создания проектов.
4. Основные требования в организации проекта.
5. Технология и результативность создания проекта.
6. Компьютерные технологии в проектной деятельности.
7. Этапы работы ученика в процессе исследования.
8. Описание научно-исследовательской работы учащихся.
9. Оформление научно-исследовательской работы.
10. Защита проекта.
11. Использованная литература.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Древняя мудрость.
1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Потребности в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” существует в любом обществе. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания не достаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Исследование подводит к одному из сложных категорий современности – понятию интеллектуальной собственности. Исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. Важно обеспечить “видение” учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задания. В идеале, проблему должен сформулировать сам ученик, однако, на пpaктике такое случается далеко не всегда. Самостоятельное определение проблем затруднительно. Тут на помощь должен прийти учитель. В своей пpaктике, я стараюсь предложить детям младшего возраста занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на распознавание и конструирование форм листовых пластинок, на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Например, в процессе изучения темы “Осенние явления в жизни растений” ребята с удовольствием собирают гербарии осенней окраски листьев, которые впоследствии пригодятся им при изучении темы “Лист”. Старшие школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению основных антропометрических данных у школьников разных возрастов, в совокупности с изучением экологической обстановки окрестностей лицея, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.
В ходе сбора фактического материала зачастую необходимо задать направление деятельности посредством указаний, схем, опopных конспектов. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишёнными какой-либо логики. Их число не следует строго регламентировать: оно должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала. Систематизацию и анализ полученных данных полезно осуществлять разнообразными способами. Познавательную деятельность учащихся можно упорядочить, сделать интересной и результативной. Изучение экологической обстановки в пойме р. Кума подвигло учащихся заняться очисткой реки от промышленного и бытового мусора.
Цель создания проекта – создать условия для подготовки ученика и непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность лицеистов на рынке труда.
2. Этапы исследовательской деятельности.
Выделяются этапы исследовательской деятельности учителей и учащихся.
- мотивация исследовательской деятельности;
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного материала;
- описание исследовательской работы;
- защита.
Условия для реализации исследовательского направления лицеистов таковы:
- научно-исследовательская деятельность через различные формы: семинары, пpaктикумы и др.;
- деятельность научного общества лицеистов;
- деятельность методических объединений по предметам;
- привлечение научных сил к руководству с целью индивидуального консультирования в процессе создания работ.
Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, и сам умел сопоставлять факты, искать информацию. В нашем лицее имеются все условия для того, чтобы ученик смог самореализоваться. Работает научное общество учащихся (НОУ). В январе 2007г. прошла конференция для гуманитарного цикла, в апреле состоится открытое заседание НОУ по новым направлениям деятельности в точных науках. Проявлен интерес к тематике докладов преподавателями математики, физики, информатики, биологии, городских высших учебных заведений и вузов региона КМВ, что свидетельствует о серьёзности заявок юных исследователей лицея.
3. Создание проектов в обучении биологии.
Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов.
Суть метода проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего пpaктическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определённого потребителя. Укажу некоторые темы, на материале которых можно осуществлять подготовку учащихся к проектной деятельности.
Тема урока | Деятельность учащихся |
Осенние явления в жизни природы | Сбор материала для гербария “Осенняя окраска листьев”, “Виды листовых пластинок”, “Коллекции вредителей листопадных деревьев”. |
Семя | Сбор коллекций семян растений – масленичных, плодово-ягодных, декоративных культур. |
Экология растений | Разработка проекта “Влияние загрязнения окружающей среды на растения”, Выполнение экологического исследования по отслеживанию чистоты воздуха района лицея с использованием метода биоиндикации”, разработка “Проекта по очистке поймы р. Кума”, исследование “Влияние растений на формирование плодородия почвы (на примере бобовых культур и выращивание картофеля)” |
Экология человека | Исследование “Влияние уровня шумовой загрязненности на умственную работоспособность школьников”, исследование “Физиологические особенности развития школьников различных возрастных групп” |
4. Основные требования к организации проекта.
- проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения;
- решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь пpaктическое (возможно, и теоретическое) значение;
- работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский хаpaктер;
- проект планируется и разpaбатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе своего осуществление.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на пpaктике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.
Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач, работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками - всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задаёт “прострaнcтво” возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.
Проект может интегрировать различные учебные предметы, тогда учителя – предметники должны скоординировать свою работу в определении цели, выбора тематики исследования и сроков проведения проекта. Такой союз у нас биологии с информатикой. Приобщение учащихся к новым, нетрадиционным формам работы – длительный и сложный процесс. Поэтому учителям, только начинающим осваивать данный вид деятельности, не стоит браться сразу за масштабный проект. Начинать надо с мини-проектов. Надпредметный проект выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит хаpaктер исследования.
5. Технология и результативность создания проекта.
Деятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. В своей пpaктике использую последовательность работы над проектом, включающей несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности. Идея создания проекта на электронном носителе возникла не так давно. Оценка результатов и процесса проектной деятельности может быть на экзамене, школьной или городской конференции. Первичная презентация может пройти на уроке, классном часе, школьном методическом объединении.
6. Компьютерные технологии в проектной деятельности.
Применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования. Для того, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика стала самостоятельной, должна измениться организация этой деятельности. Перспективным, на мой взгляд, является использование информационных технологий на уроках биологии, а также в проектной деятельности. Самостоятельное получение новых знаний на основе изучения компьютерной модели, делает эти технологии в процессе обучения одним из инструментов познания. В нашем лицее ведётся поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и учащиеся, увлеченные предметом. Выбрав себе тему для исследований, учащиеся 9-х классов, с углубленным изучений предметов естественнонаучного цикла, выполняют проекты и компьютерные презентации к ним (“Бактерии, их значение в природе и деятельности человека”, “Физиология нервной системы”, “Физиология сердечно-сосудистой системы”, “Физиология системы размножения”, “Сердце – строение и функции”, “СПИД – мифы и реальность”, “Вирусы – неклеточные формы жизни” и другие).
7. Этапы работы ученика в процессе исследования.
Этапы работы ученика в проектной деятельности позволяет вести своеобразный дневник, в котором отражается каждый шаг деятельности ученика:
- определение темы, результата работы;
- разработка плана действий;
- подбор литературы, материала;
- составление плана проекта;
- конспектирование;
- консультации;
- рецензирование;
- первичная презентация;
- защита: НМС, школьная или городская конференция. (См. п.3)
8. Описание исследовательской работы
В любой исследовательской работе выделяют три основных раздела: введение, основные части и заключение. Учащиеся старших классов оформляют проекты согласно принятым нормам. В ведении обосновывают актуальность проблемы исследования. На основании актуальности определяется объект и предмет исследования. Определение цели и задач исследования вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности формулируется кратко, одним предложением. При формулировании задач отбирают оптимальное количество 3 – 5. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь. В заключении ученик перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы.
9. Оформление проектной работы.
При оформлении проектной работы наши лицеисты придерживаются следующих правил: выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и других источников. Титульный лист является первой страницей рукописи и оформляется по определённым правилам (см. п.5).
После титульного листа помещается оглавление (см. п.7), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстрационным материалом, рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. После заключения помещают список использованной литературы и других источников. Все страницы текста нумеруются, начиная с титульного листа.
В состав работы входит аннотация (см. п.6). Аннотация и содержание работы между собой не скрепляются. Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе (цель, способы и методы, которые использовались в работе, выводы и заключения). Аннотация печатается на одной странице в следующем порядке:
- стандартный заголовок;
- слово “Аннотация” посередине строки;
- текст аннотации
К работе прилагается рецензия руководителя.
10. Защита проекта.
Защита проекта производится исследователем на промежуточном устном публичном выступлении (первичная презентация, урок, классный час, заседание НО, школьное методическое объединение), а затем окончательная защита на научном методическом совещании, школьной конференции, городской конференции, на академических чтениях в пределах 10-15 минут. После выступления исследователь отвечает на возникшие вопросы и возражения. Работу оценивает жюри путём принятия коллективного решения.
Приложение
11. Используемая литература.
- Масленникова А.В. Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. Центр “Школьная книга”, 2003
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник-М: народное образование 2001
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования-М 2000
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. Директор школы 1998 №4
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие-М: народное образование, 1998.
Комментарии:
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
27 11 2024 5:23:58
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
26 11 2024 21:33:25
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
25 11 2024 19:29:49
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
24 11 2024 14:46:42
Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
23 11 2024 22:14:50
Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....
22 11 2024 11:19:12
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...
21 11 2024 6:56:40
Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....
20 11 2024 14:51:30
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
19 11 2024 0:26:44
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
18 11 2024 14:26:35
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...
17 11 2024 23:48:30
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
16 11 2024 21:33:27
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
15 11 2024 2:33:56
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
14 11 2024 4:41:34
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...
13 11 2024 3:42:30
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
12 11 2024 19:30:44
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...
11 11 2024 15:45:59
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...
10 11 2024 14:20:28
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
09 11 2024 1:48:57
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
08 11 2024 4:12:55
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
07 11 2024 3:23:26
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
06 11 2024 8:45:26
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
05 11 2024 7:40:49
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
04 11 2024 14:17:47
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
03 11 2024 12:52:25
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
02 11 2024 1:49:37
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
01 11 2024 1:35:12
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...
31 10 2024 16:24:13
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
30 10 2024 13:19:56
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
29 10 2024 18:24:33
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
28 10 2024 1:40:48
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...
27 10 2024 16:20:11
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
26 10 2024 21:53:42
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
25 10 2024 10:41:24
Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....
24 10 2024 7:50:35
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
23 10 2024 8:28:27
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
22 10 2024 21:42:14
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
21 10 2024 11:45:19
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
20 10 2024 8:59:19
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...
19 10 2024 9:49:25
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
18 10 2024 2:33:32
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
17 10 2024 8:53:14
Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....
16 10 2024 8:23:11
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
15 10 2024 0:15:58
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
14 10 2024 22:44:55
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
13 10 2024 13:57:48
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения. ...
12 10 2024 7:24:44
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
11 10 2024 4:26:58
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...
10 10 2024 16:53:19
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
09 10 2024 21:45:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::