Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии
План.
1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.
2. Этапы исследовательской деятельности.
3. Создание проектов в обучении биологии. Цель создания проектов.
4. Основные требования в организации проекта.
5. Технология и результативность создания проекта.
6. Компьютерные технологии в проектной деятельности.
7. Этапы работы ученика в процессе исследования.
8. Описание научно-исследовательской работы учащихся.
9. Оформление научно-исследовательской работы.
10. Защита проекта.
11. Использованная литература.
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Древняя мудрость.
1. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью.
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Потребности в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” существует в любом обществе. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания не достаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Исследование подводит к одному из сложных категорий современности – понятию интеллектуальной собственности. Исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. Важно обеспечить “видение” учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задания. В идеале, проблему должен сформулировать сам ученик, однако, на пpaктике такое случается далеко не всегда. Самостоятельное определение проблем затруднительно. Тут на помощь должен прийти учитель. В своей пpaктике, я стараюсь предложить детям младшего возраста занимательное, проблемное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным. Часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на распознавание и конструирование форм листовых пластинок, на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Например, в процессе изучения темы “Осенние явления в жизни растений” ребята с удовольствием собирают гербарии осенней окраски листьев, которые впоследствии пригодятся им при изучении темы “Лист”. Старшие школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению основных антропометрических данных у школьников разных возрастов, в совокупности с изучением экологической обстановки окрестностей лицея, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.
В ходе сбора фактического материала зачастую необходимо задать направление деятельности посредством указаний, схем, опopных конспектов. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишёнными какой-либо логики. Их число не следует строго регламентировать: оно должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала. Систематизацию и анализ полученных данных полезно осуществлять разнообразными способами. Познавательную деятельность учащихся можно упорядочить, сделать интересной и результативной. Изучение экологической обстановки в пойме р. Кума подвигло учащихся заняться очисткой реки от промышленного и бытового мусора.
Цель создания проекта – создать условия для подготовки ученика и непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность лицеистов на рынке труда.
2. Этапы исследовательской деятельности.
Выделяются этапы исследовательской деятельности учителей и учащихся.
- мотивация исследовательской деятельности;
- постановка проблемы;
- сбор фактического материала;
- систематизация и анализ полученного материала;
- описание исследовательской работы;
- защита.
Условия для реализации исследовательского направления лицеистов таковы:
- научно-исследовательская деятельность через различные формы: семинары, пpaктикумы и др.;
- деятельность научного общества лицеистов;
- деятельность методических объединений по предметам;
- привлечение научных сил к руководству с целью индивидуального консультирования в процессе создания работ.
Все условия направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, и сам умел сопоставлять факты, искать информацию. В нашем лицее имеются все условия для того, чтобы ученик смог самореализоваться. Работает научное общество учащихся (НОУ). В январе 2007г. прошла конференция для гуманитарного цикла, в апреле состоится открытое заседание НОУ по новым направлениям деятельности в точных науках. Проявлен интерес к тематике докладов преподавателями математики, физики, информатики, биологии, городских высших учебных заведений и вузов региона КМВ, что свидетельствует о серьёзности заявок юных исследователей лицея.
3. Создание проектов в обучении биологии.
Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов.
Суть метода проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего пpaктическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определённого потребителя. Укажу некоторые темы, на материале которых можно осуществлять подготовку учащихся к проектной деятельности.
Тема урока | Деятельность учащихся |
Осенние явления в жизни природы | Сбор материала для гербария “Осенняя окраска листьев”, “Виды листовых пластинок”, “Коллекции вредителей листопадных деревьев”. |
Семя | Сбор коллекций семян растений – масленичных, плодово-ягодных, декоративных культур. |
Экология растений | Разработка проекта “Влияние загрязнения окружающей среды на растения”, Выполнение экологического исследования по отслеживанию чистоты воздуха района лицея с использованием метода биоиндикации”, разработка “Проекта по очистке поймы р. Кума”, исследование “Влияние растений на формирование плодородия почвы (на примере бобовых культур и выращивание картофеля)” |
Экология человека | Исследование “Влияние уровня шумовой загрязненности на умственную работоспособность школьников”, исследование “Физиологические особенности развития школьников различных возрастных групп” |
4. Основные требования к организации проекта.
- проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения;
- решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь пpaктическое (возможно, и теоретическое) значение;
- работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский хаpaктер;
- проект планируется и разpaбатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе своего осуществление.
Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на пpaктике ранее приобретённые знания и умения. Это позволяет делать упор на творческое развитие личности.
Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач, работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками - всё это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задаёт “прострaнcтво” возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.
Проект может интегрировать различные учебные предметы, тогда учителя – предметники должны скоординировать свою работу в определении цели, выбора тематики исследования и сроков проведения проекта. Такой союз у нас биологии с информатикой. Приобщение учащихся к новым, нетрадиционным формам работы – длительный и сложный процесс. Поэтому учителям, только начинающим осваивать данный вид деятельности, не стоит браться сразу за масштабный проект. Начинать надо с мини-проектов. Надпредметный проект выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит хаpaктер исследования.
5. Технология и результативность создания проекта.
Деятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. В своей пpaктике использую последовательность работы над проектом, включающей несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности. Идея создания проекта на электронном носителе возникла не так давно. Оценка результатов и процесса проектной деятельности может быть на экзамене, школьной или городской конференции. Первичная презентация может пройти на уроке, классном часе, школьном методическом объединении.
6. Компьютерные технологии в проектной деятельности.
Применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования. Для того, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика стала самостоятельной, должна измениться организация этой деятельности. Перспективным, на мой взгляд, является использование информационных технологий на уроках биологии, а также в проектной деятельности. Самостоятельное получение новых знаний на основе изучения компьютерной модели, делает эти технологии в процессе обучения одним из инструментов познания. В нашем лицее ведётся поиск оптимальных форм использования метода проектов непосредственно на уроках. Авторами создания электронных пособий, которые могут использоваться как источник дополнительного материала или как наглядное пособие в работе, становится учитель и учащиеся, увлеченные предметом. Выбрав себе тему для исследований, учащиеся 9-х классов, с углубленным изучений предметов естественнонаучного цикла, выполняют проекты и компьютерные презентации к ним (“Бактерии, их значение в природе и деятельности человека”, “Физиология нервной системы”, “Физиология сердечно-сосудистой системы”, “Физиология системы размножения”, “Сердце – строение и функции”, “СПИД – мифы и реальность”, “Вирусы – неклеточные формы жизни” и другие).
7. Этапы работы ученика в процессе исследования.
Этапы работы ученика в проектной деятельности позволяет вести своеобразный дневник, в котором отражается каждый шаг деятельности ученика:
- определение темы, результата работы;
- разработка плана действий;
- подбор литературы, материала;
- составление плана проекта;
- конспектирование;
- консультации;
- рецензирование;
- первичная презентация;
- защита: НМС, школьная или городская конференция. (См. п.3)
8. Описание исследовательской работы
В любой исследовательской работе выделяют три основных раздела: введение, основные части и заключение. Учащиеся старших классов оформляют проекты согласно принятым нормам. В ведении обосновывают актуальность проблемы исследования. На основании актуальности определяется объект и предмет исследования. Определение цели и задач исследования вызывает значительные трудности. Цель исследовательской деятельности формулируется кратко, одним предложением. При формулировании задач отбирают оптимальное количество 3 – 5. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь. В заключении ученик перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы.
9. Оформление проектной работы.
При оформлении проектной работы наши лицеисты придерживаются следующих правил: выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и других источников. Титульный лист является первой страницей рукописи и оформляется по определённым правилам (см. п.5).
После титульного листа помещается оглавление (см. п.7), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстрационным материалом, рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. После заключения помещают список использованной литературы и других источников. Все страницы текста нумеруются, начиная с титульного листа.
В состав работы входит аннотация (см. п.6). Аннотация и содержание работы между собой не скрепляются. Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе (цель, способы и методы, которые использовались в работе, выводы и заключения). Аннотация печатается на одной странице в следующем порядке:
- стандартный заголовок;
- слово “Аннотация” посередине строки;
- текст аннотации
К работе прилагается рецензия руководителя.
10. Защита проекта.
Защита проекта производится исследователем на промежуточном устном публичном выступлении (первичная презентация, урок, классный час, заседание НО, школьное методическое объединение), а затем окончательная защита на научном методическом совещании, школьной конференции, городской конференции, на академических чтениях в пределах 10-15 минут. После выступления исследователь отвечает на возникшие вопросы и возражения. Работу оценивает жюри путём принятия коллективного решения.
Приложение
11. Используемая литература.
- Масленникова А.В. Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. Центр “Школьная книга”, 2003
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник-М: народное образование 2001
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования-М 2000
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. Директор школы 1998 №4
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие-М: народное образование, 1998.
Комментарии:
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
06 03 2025 23:39:21
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
05 03 2025 22:48:55
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
04 03 2025 8:54:32
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
03 03 2025 8:42:45
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
02 03 2025 23:18:49
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
01 03 2025 13:21:36
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
28 02 2025 7:23:15
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
27 02 2025 16:29:52
Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....
26 02 2025 18:48:57
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
25 02 2025 19:44:16
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии.
...
24 02 2025 23:26:18
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
23 02 2025 10:54:27
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
22 02 2025 11:25:18
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
21 02 2025 13:55:46
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
20 02 2025 13:43:56
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
19 02 2025 4:46:32
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
18 02 2025 11:41:43
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
17 02 2025 2:10:18
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
16 02 2025 9:50:37
К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....
15 02 2025 11:34:25
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
14 02 2025 14:11:19
Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....
13 02 2025 11:39:58
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
12 02 2025 2:17:31
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
11 02 2025 21:32:40
Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....
10 02 2025 14:14:35
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
09 02 2025 11:32:21
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
08 02 2025 18:51:20
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
07 02 2025 21:39:47
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
06 02 2025 11:14:16
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
05 02 2025 0:16:14

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
04 02 2025 3:59:22
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
03 02 2025 14:31:23
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
02 02 2025 0:56:29
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
01 02 2025 0:53:58
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
31 01 2025 21:40:34

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
30 01 2025 3:28:44
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
29 01 2025 21:22:40
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
28 01 2025 3:58:18
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
27 01 2025 7:33:53
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
26 01 2025 23:52:39
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
25 01 2025 3:29:23
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
24 01 2025 15:16:54
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
23 01 2025 8:39:54
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
22 01 2025 22:55:27
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
21 01 2025 17:26:44

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
20 01 2025 4:17:27
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
19 01 2025 13:53:12
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
18 01 2025 12:17:28
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
17 01 2025 15:12:27
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
16 01 2025 3:53:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::