Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"
Цели урока:
- знать о правописании суффикса -ен- существительных на -мя; знать о значении семян для растений, животных, человека;
- уметь употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи;
- прививать любовь к родной природе.
Ход урока
Начальный этап. Организационный момент. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас необычный урок. Нашу новую тему мы будем не просто изучать, опираясь на учебник русского языка, на примере сегодняшней темы мы разберём, как тесно взаимосвязано всё в нашем мире. И будем рассматривать это на примере текстов из учебника биологии. Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнюю тему.
Фронтальный опрос. Ответьте на вопрос: \"Какие имена существительные называются разносклоняемыми?\"
Ответ: \"10 существительных на -мя и существительное путь\"
Вопрос: \"Назовите известные вам имена существительные на -мя.\"
Ответ: \"Существительные на -мя: бремя, племя, время, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя\"
Этап введения нового материала и актуализации знаний.
Учитель русского языка: \"Совершенно верно. Нам известно, что эти существительные в безударном положении имеют окончание -и, несмотря на то, что являются существительными среднего рода. Следующее правило о правописании подобных существительных представлено в нашем учебнике на странице 89. Прочтёт правило ::.\"
Письменная отработка правила упражнение 211.
Учитель русского языка: Давайте проследим употрeбление подобных существительных на примере существительного семя.
Статья из учебника биологии \"Значение семян для растений\" проецируется на доску:
Значение семян для растений. В жизни растений семена играют важную роль: с помощью семян растения размножаются и расселяются по земной поверхности.
Известны случаи, когда семена кокосовой пальмы морскими волнами переносились с одного тропического острова на другой, находящийся от него на расстоянии около 250 км. Семена ели, сосны, лиственницы, берёзы, одуванчика разносятся ветром. Семена дуба, лещины (орешника) распространяют на значительные расстояния белки. Люди для выращивания перевозят на большие расстояния семена нужных им, но произрастающих в других местах растений. Этим они способствуют расселению растений.
Вопросы учителя русского языка: \"Назовите и выпишите словосочетания, в которых есть существительное семя, употрeблённое с суффиксом -ен\" (семена растений,, семена пальмы, семена сосны, лещины, дуба, березы и т.д.) В какой форме употрeблено существительное семя в вышеперечисленных случаях?\"
Ответ: Во множественном числе И.п.\"
Вопросы учителя биологии: \"Каково значение семян в жизни растений?\" \"Приведите примеры распространения семян по земной поверхности при помощи семян, используя материалы статьи\".
ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ.
Учитель биологии: \"Кроме огромного значения семян для жизни самих растений, не меньшее значение они играют в жизни животных и человека. Давайте ознакомимся с ещё одной статьёй нашего учебника\"
Статья и рисунки проецируются на доску.
Значение семян для животного мира. Семена с их запасом крахмала, жиров, белков представляют собой высококалорийный питательный корм для многих мелких и крупных животных. Птицы, различные млекопитающие (овцы, медведи ,олени, крупный рогатый скот, грызуны, ежи, слоны, обезьяны, белки и многие другие) поедают в большом количестве семена и плоды.
Учитель биологии: \"Почему семена являются прекрасным кормом для животных?\" \"Перечислите животных, которые питаются семенами\".
Учитель биологии: \"Откройте учебник биологии страница 47. Давайте ознакомимся с маленькой информационной статьёй учебника\"
Чтение статьи.
Некоторые животные запасают семена в своих норах на зиму. Так, бурундук ежегодно к зиме способен в своих кладовых до 5-7 кг кедровых орешков. Многие насекомые питаются недозрелыми семенами, высасывая из них питательные вещества.
В целом животные поедают до 85-90% выросших на растениях семян. Таким образом, растения в большой степени обеспечивают существование животного мира.
Вопрос учителя биологии: \"Каким образом растения обеспечивают существование животного мира? Докажите\".
Слово учителя: \"Помните, ребята, сохраняя зелёные насаждения, оберегая природу, вы сохраняете жизнь многим животным, ведь растения обеспечивают жизнь многим животным и нам, людям\".
Вопрос учителя русского языка: \"Назовите и выпишите словосочетания со словом семя. Выделите суффикс\" (запасают семена, недозрелыми семенами).
Учитель биологии: \"Последний вопрос, который мы не затронули сегодня, это значение семян для человека\".
Текст проецируем на доску.
Значение семян для человека. Семена имеют жизненно важное значение и для человека. Семена- пищевой продукт. Из семян злаков ( из их плодов зерновок)- пшеницы, риса, кукурузы, ржи, ячменя- во всём мире делают крупу и муку. В пищу широко используют горох, фасоль, чечевицу и др. Из семени подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса выpaбатывают пищевые, технические растительные масла, необходимые людям. Ценными пищевыми продуктами являются семена грецкого ореха, мака, миндаля, кофейного дерева и какао, кокосовой пальмы, кедровой сосны и других растений. Семена чёрного перца, тмина, мускатного ореха, ванили используют как пряность.
Издревле человек выращивал (культивировал) нужные ему растения. Благодаря этому растения образуют намного больше семян, чем это необходимо для своего возобновления. Это свойство оказалось очень полезным человеку.
Вопрос учителя биологии: \"Какие растения использует для своих нужд человек? Как? Какое свойство растений оказалось полезным человеку?\"
Вопрос учителя русского языка: \"Назовите и выпишите словосочетания, в которых существительное семя стоит в Р.п. ед.ч., выделите суффикс\" (из семени подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, выpaбатывают из семени)
Завешающий этап. Давайте сделаем выводы:
Вопросы учителя биологии: \"Каково значение семени в природе? Почему все сформировавшиеся семена нужны для диких и домашних животных и для человека? Почему растение образует много семян?\"
Вопрос учителя русского языка: \"Какая буква пишется в безударном суффиксе существительных на -мя?\"
Самостоятельная работа упражнение 212.
Домашнее задание. По русскому языку упр.213, параграф 38.
По биологии параграф 12, вопросы стр. 49(устно)
Приложение.
Комментарии:
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
31 08 2025 0:20:27
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
30 08 2025 19:22:40
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
29 08 2025 10:36:28
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
28 08 2025 22:55:49
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
27 08 2025 6:54:18
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
26 08 2025 15:18:27
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
25 08 2025 20:47:31
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
24 08 2025 7:33:14
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
23 08 2025 1:16:17
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
22 08 2025 6:49:13
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
21 08 2025 3:14:12
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
20 08 2025 7:14:41
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
19 08 2025 10:14:40
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
18 08 2025 18:46:54
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
17 08 2025 21:24:20
Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....
16 08 2025 8:52:29
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
15 08 2025 16:21:42
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
14 08 2025 5:37:14
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе.
...
13 08 2025 1:58:45
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
12 08 2025 1:14:27
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
11 08 2025 18:58:44
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
10 08 2025 8:38:29
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
09 08 2025 18:11:12
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
08 08 2025 20:34:27
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
07 08 2025 21:57:33
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
06 08 2025 2:49:54
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
05 08 2025 10:18:15

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
04 08 2025 5:31:23
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
03 08 2025 9:21:32
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
02 08 2025 17:58:23
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
01 08 2025 21:43:17
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
31 07 2025 22:59:47
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
30 07 2025 15:32:11
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
29 07 2025 12:49:10
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
28 07 2025 2:10:24

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
27 07 2025 11:46:57
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
26 07 2025 18:22:26
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
25 07 2025 5:59:47
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
24 07 2025 22:28:57
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....
23 07 2025 3:30:26
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
22 07 2025 14:19:36
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
21 07 2025 1:50:35
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
20 07 2025 8:16:58
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
19 07 2025 9:37:47
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
18 07 2025 20:32:40
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
17 07 2025 18:50:49
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
16 07 2025 10:39:37
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
15 07 2025 7:43:14
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
14 07 2025 13:51:29
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
13 07 2025 4:31:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::