Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

Цель: познакомиться с интересной и познавательной информацией о жизни и деятельности ученых-биологов.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к истории биологии, ученым, которые внесли большой вклад в её становление.
  • Продолжить формирование коммуникативных умений (умения работать в комaнде).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к игре.

Правила игры:

Игра посвящёна одной конкретной личности, человеку незаурядному и известному, оставившему след в истории биологии. Тема игры комaндам не известна. В игре участвует три комaнды.
Ведущий задает вопрос, комaнды в течение 20 секунд обдумы­вают ответ и записывают его на формуляре. Затем, по сигналу ведущего, капитаны комaнд по очереди зачитывают ответы. За правильный ответ комaнда по­лучает «большую печать» (5 баллов).
Если ни одна из комaнд не дала правиль­ного ответа, то ведущий обращается к зрителям. За правильный ответ зритель получает «маленькую печать» (1 балл), которую он имеет право в конце игры отдать любимой комaнде.
Задавая участникам игры вопросы по ходу сюжета, сам ведущий на протяжении всей программы рассказывает истинную историю жизни выбранного героя, но нигде не называет его имени. Интрига заключается в том, что имя героя (или его псевдоним) знакомо каждому. Возможно, что он сам или эпизод из его жизни послужили прототипом классическому литературному произведению или персонажу, либо его деятельность положила начало общечеловеческой традиции, но при этом сама жизнь героя осталась как бы «За семью печатями». Одним словом, ключом программы становится принцип «двойной жизни» героя. Интрига «подогревается» в течение всей игры. Конечная цель игры – назвать его имя. Для этого ее участникам предстоит «вскрыть» семь печатей. Каждая из них содержит 1 вопрос, требующий не только знаний в разных областях, но и смекалки.
После завершения конкурса можно прочитать небольшой доклад о жизненном пути и на­учных достижениях героя.
Главная задача  – в игровой форме дать максимум интересной и познавательной информации.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте! Я приветствую вас на игре «За семью печатями». За 30 минут нашей игры перед вами пройдет жизнь замечательного человека, его имя знают все, кто изучал биологию, но от нас она скрыта за семью печатями. И что бы узнать его, нам предстоит провести исследование, а помогут нам в этом игроки трех комaнд (объявляет название комaнд).

Комaнды занимают свои места.

Ведущий: Давайте познакомимся с правилами игры. Я рассказываю о человеке, имя которого вам хорошо известно. Но, вслух его произнесет только та комaнда, которая наберет наибольшее количество печатей. Печатей всего семь.
Я задаю вопрос, комaнды в течение 20 секунд обдумы­вают ответ и записывают его послужной формуляр, который вы видите перед собой. Рядом лист тайного формуляра, в который вы заносите версии имени героя после каждого вопроса.
Затем, по моему сигналу, капитаны комaнд по очереди зачитывают ответы. За правильный ответ комaнда по­лучает  «большую печать» (5 баллов).
Если ни одна из комaнд не дала правиль­ного ответа, то вопрос обращается к зрителям. За правильный ответ зритель получает «маленькую печать» (1 балл), которую имеет право в конце игры отдать любимой комaнде.
Всем все понятно?

Комaнды подтверждают готовность

Ведущий: Мы начинаем наше расследование. Перед вами слова нашего героя: «Все мои старания направлены к одной только цели – сделать очевидной истину и приложить полученный мной небольшой талант к тому, чтобы отвлечь людей от старых и суеверных предрассудков».
Может они помогут вам в нашем расследовании. Может кто-то из комaнд уже готов назвать нашего героя?

Ответ комaнд.

Ведущий: Если нет, тогда постараемся открыть первую печать.

«Время первой печати».

Ведущий: Наш герой родился 24 октября 1632 в Делфте (Голландия) в семье мастера-корзинщика Филипса Тонисзона.  Он был рано отдан на учение к суконщику и вскоре стал самостоятельно торговать мануфактурой. Потом очутился в Амстердаме. Работал кассиром и бухгалтером в одном из торговых учреждений. Позднее вернулся в Делфт и служил стражем судебной палаты. Но одновременно у него было увлечение, которое позволило ему стать одним из основоположников науки  о живых организмах, невидимых невооруженным глазом.

Внимание, вопрос! Назовите науку, которая изучает живые организмы, невидимые невооружённым глазом. Время на обдумывание: 20 секунд.

Ответы комaнд.

Ведущий: Правильный ответ «Микробиология». Наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом (микроорганизмах): бактерии, архебактерии, микроскопические грибы и водоросли, часто этот список продляют простейшими и вирусами (http://ru.wikipedia.org).

«Время второй печати».

Ведущий: В 1665 году наш герой прочел труд английского естествоиспытателя «Микрография».  Книга была посвящена  результатам наблюдений двадцативосьмилетнего автора с использованием разнообразных линз. В ней он  замечательно описывал глаз блохи и клетку растения (он ввёл этот термин, поскольку клетки растений, ограниченные стенками, напомнили ему монашьи кельи).

Внимание, вопрос! Назовите автора книги «Микрография». Время на обдумывание: 20 секунд.

Ответы комaнд.

Ведущий: Правильный ответ Роберт Гук – английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист.

«Время третьей печати».

Ведущий: Наш герой в свободное время занимался шлифованием оптических стекол и изготовлением линз. Всего за свою жизнь он изготовил около 250 линз, добившись 300-кратного увеличения. Линзы он вставлял в металлические оправы, тоже изготовленные им собственноручно, и крепил в специальных держателях с металлической иглой для насаживания объектов наблюдения. Таким образом, он усовершенствовал  прибор, которые изготовили примерно  в 1590 году его соотечественники, голландский мастер очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен. Свой прибор они называли «Бисерным стеклышком» [1].

Внимание, вопрос! Назовите современное название прибора, который отец и сын Янсены называли «Бисерным стеклышком». Время на обдумывание: 20 секунд.

Ответы комaнд.

Ведущий: Правильный ответ Микроскоп – оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов (или деталей их структуры), невидимых невооружённым глазом.

«Время четвертой печати».

Ведущий: При помощи своих микроскопов наш герой сделал огромное множество наблюдений. Он увидел и зарисовал cпepматозоиды (1677), бактерии (1683), простейших, отдельные растительные и животные клетки, мышечную ткань, части и органы более 200 видов растений и животных. Он первый подметил, как кровь движется в капиллярах и что кровь – это не какая-то однородная жидкость, как думали его современники, а живой поток, в котором движется великое множество мельчайших телец.

Внимание, вопрос! Назовите, какие мельчайшие тельца наблюдал наш герой в микроскоп? Время на обдумывание: 20 секунд.

Ответы комaнд.

Ведущий: Правильный ответ Эритроциты, также известные под названием красные кровяные тельца – клетки крови человека, позвоночных животных и некоторых беспозвоночных.

Дополнительная информация: Наш герой, впервые наблюдая эритроциты, обнаружил, что у птиц, рыб и лягушек они имеют овальную форму, а у человека и других млекопитающих – дисковидную.
 
«Время пятой печати».

Ведущий: В мае 1698 года к пристани города Делфт (Голландия) пришвартовался корабль. На ее палубу поднялся пожилой, но бодрый не по годам человек. Всем видом он давал знать, что сюда его привело не совсем обычное дело. К нему навстречу шел человек очень большого роста, которого окружала большая свита. Этот человек на ломаном голландском поздоровался с гостем, склонившемся в почтительном поклоне. Так познакомились великий русский царь и наш герой.

Внимание, вопрос! Назовите русского царя, который встретился с нашим героем. Время на обдумывание: 20 секунд.

Ответы комaнд.

Ведущий: Правильный ответ Петр I. В 1698 году состоялась памятная встреча нашего героя с Петром [2].

«Время шестой печати».

Ведущий: Публикуемые тайны природы нашего героя открыли чудеса микромира и английскому писателю-сатирику, поэту, публицисту и политическому деятелю того времени. Великий английский сатирик посетил Делфт. Он познакомился с микромиром, вдохновившего его на создание двух из четырех частей удивительных «Путешествий Гулливера».

Внимание, вопрос! Назовите английского сатирика, написавшего «Путешествие Гулливера». Время на обдумывание: 20 секунд.

Ответы комaнд.

Ведущий: Правильный ответ Джонатан Свифт [2].

«Время седьмой печати».

Ведущий: Мы подходим к финишу нашего расследования. Наблюдаемые объекты наш герой зарисовывал, а свои наблюдения описывал в письмах (общим количеством около 300), которые на протяжении более чем 50 лет отсылал в Лондонское королевское общество, а также некоторым ученым. В 1673 году его письмо впервые было опубликовано в журнале Лондонского королевского общества «Философские записки».
В письмах Королевскому обществу, наблюдаемые объекты называл «animalcula», что в переводе с латыни означает «зверек». Он находил их повсюду: в гнилой воде, в канавах, на собственных зубах. «Хотя мне исполнилось уже пятьдесят лет, – писал он в очередном Королевскому обществу – но у меня хорошо сохранились зубы, потому что я имею привычку каждое утро натирать их солью». Сделав соскрёб со своих зубов, он смешал его с чистой дождевой водой и посмотрел на него под микроскопом. На сером фоне линзы он увидел массу невероятно маленьких созданий – настоящий зверинец. Одна к другой, как в вязанке хвороста, лежали длинные неподвижные палочки. Расталкивая их, метались изогнутые, похожие на штопор зверушки. Он писал: «В полости моего рта их было, наверное, больше, чем людей в Соединённом Королевстве». К этому сообщению наш герой приложил рисунки с изображением «зверушек». В них можно узнать различные формы бактерий: бациллы, кокки, спириллы, нитчатые бактерии. Нагревая воду, в которой находились эти «зверушки», он обнаружил, что они «перестают двигаться, как будто умирают, и последующем охлаждении воды уже не оживают».
С 8 февраля 1680 года наш герой был избран действительным члeном Лондонского Королевского общества.

Внимание, вопрос! Назовите нашего героя. Время на обдумывание: 20 секунд.

Ответы комaнд.

Ведущий: Правильный ответ Антони ван Левенгук  – голландский натуралист, конструктор микроскопов, основоположник научной микроскопии, члeн Лондонского королевского общества (с 1680 года), исследовавший с помощью своих микроскопов структуру различных форм живой материи.

Подведение итогов игры. Объявление победителя.

Ведущий: Наша игра подошла  к концу. До новых встреч.

Литература:

  1. Штрбанова, С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и учёных. Перевод на русский язык с сокращениями и послесловие. – М.: Прогресс, 1984.
  2. Журнал «ЯТЬ» № 11, ноябрь 2000.



Комментарии:

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс


    Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

      На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

15 10 2025 0:27:49

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

14 10 2025 22:20:45

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

13 10 2025 20:38:38

Не все полезно, что красиво упаковано


    Не все полезно, что красиво упаковано

      Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

12 10 2025 20:39:44

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

11 10 2025 0:30:17

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"


    Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

      Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....

10 10 2025 8:48:54

Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок биологии по теме "Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности"

      Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....

09 10 2025 5:35:22

Рекомендации по написанию исследовательской работы ЕГЭ biologia's Blog

Рекомендации по написанию исследовательской работы  ЕГЭ biologia's Blog Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...

08 10 2025 0:15:13

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха


    Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

      Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

07 10 2025 13:43:50

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"


    Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

      Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

06 10 2025 8:21:44

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

05 10 2025 2:54:50

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....

04 10 2025 11:31:44

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

03 10 2025 14:55:57

Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе


    Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

      Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....

02 10 2025 17:56:53

Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс

      Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....

01 10 2025 8:55:49

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

      Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

30 09 2025 15:59:51

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

29 09 2025 6:59:27

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....

28 09 2025 9:19:54

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

27 09 2025 0:46:52

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

26 09 2025 0:26:44

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"


    Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

      В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

25 09 2025 6:35:41

Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"


    Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"

      Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

24 09 2025 22:23:23

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

23 09 2025 10:15:20

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....

22 09 2025 2:45:24

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

21 09 2025 17:27:21

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

20 09 2025 19:54:20

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

19 09 2025 6:14:57

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

18 09 2025 22:15:46

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

17 09 2025 20:44:43

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

      Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....

16 09 2025 17:43:21

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

15 09 2025 22:29:57

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

14 09 2025 1:33:39

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

13 09 2025 17:58:22

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

12 09 2025 20:55:47

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

11 09 2025 19:51:38

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

10 09 2025 6:12:16

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

09 09 2025 4:33:27

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

08 09 2025 2:25:43

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....

07 09 2025 22:56:20

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....

06 09 2025 23:52:32

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

05 09 2025 22:20:43

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

04 09 2025 16:41:44

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

03 09 2025 5:59:39

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"


    Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

      Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

02 09 2025 6:19:49

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

01 09 2025 2:46:36

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

31 08 2025 23:28:44

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

30 08 2025 2:24:29

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

29 08 2025 9:10:17

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

      Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

28 08 2025 8:37:33

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

27 08 2025 2:18:18

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::