Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Цели: углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола; пpaктическое применение полученных знаний в жизни.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Выступление консультантов с проектами.
III. Тест.
IV. Индивидуальная работа учащихся с устными
вопросами.
V. Объяснение по решению задачи.
VI. Самостоятельная работа.
VII. Подведение итогов занятия.
На столах лежат: карточки с индивидуальными вопросами; задача № l; задача № 2 для самостоятельной работы; карточка обратной связи в соответствии с требованиями проведения элективных занятий; оценки не выставляются, поэтому я предлагаю по каждому этапу заполнить графы:
I. Эпиграфом к занятию является выражение В. Гете:
\"Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему...\"
II. Знания генетики необходимы врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней. На уроках биологии мы познакомились генетикой пола и сейчас я пред Вами выступят ваши соученики с повторением теоретического материала в виде компьютерной презентации.
1-й учащийся: Пол - совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обуславливающих репродукцию. Первичные пoлoвые признаки представлены органами, принимающими непосредственное участие в процессах воспроизведения, Т.е. в гаметогенезе и оплодотворении. Они формируются в период эмбриогенеза. Вторичные пoлoвые признаки не принимают непосредственного участия в репродукции, зависят от первичных пoлoвых признаков, развиваются под воздействием пoлoвых гормонов и проявляются у организма в период пoлoвoго созревания.
2-й учащийся: Признаки, развитие которых обусловлено генами, расположенными в одной из пoлoвых хромосом, называются Сцепленными с пoлoвыми хромосомами (гоносомное наследование).
Признаки, развитие которых определяют гены, расположенные в негомологичном участке
Х-хромосомы называются сцепленными с Х-хромосомой (с полом). Таких признаков для человека описано около 200(дальтонизм, гемофилия).
Голандрические признаки определяются генами, расположенными в негомологичном участке.
У-хромосомы и проявляются фенотипически только у мужчин. Таких генов описано 6 (ихтиоз, перепонки между пальцами ног и др.).
3-й учащийся: Хромосомная теория пола К. Корренса(1907). Суть её заключается в том, что пол будущего потомка определяется сочетанием пoлoвых хромосом в момент оплодотворения. пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется гомогаметным, так как он даёт один тип гамет, а имеющий резные-гетерогаметным, так как он образует два типа гамет.
У человека, всех млекопитающих гомогаметный пол женский, а гетерогаметный - мужской.
Р: ХХ * ХУ
G: Х Х,У
F: ХХ, ХУ
4-й учащийся: При нормальном течении мейоза у женского организма образуется один тип гамет, содержащий X-хромосому. Однако при не расхождении пoлoвых хромосом могут образовываться ещё два типа гамет ХХ и о (не содержащая пoлoвых хромосом). У мужского организма в норме образуется два сорта гамет, содержащих X- и У-хромосому. При не расхождении пoлoвых хромосом возможны варианты гамет: ХУ и О. Составим таблицу возможных комбинаций пoлoвых хромосом в зиготе у человека и проанализируем каждый вариант.
ХХ - нормальный женский организм.
ХХХ - синдром трисомии Х.
ХО - синдром Шеришевского-Тернера
ХУ - нормальный мужской организм.
ХХУ и ХХХУ - синдром Кляйнфельтера
УО и ОО - зиготы нежизнеспособны.
Иногда возможны случаи увеличения Y-хромосомы: ХУУ- эти больные имеют признаки синдрома Кляйнфельтера: высокий рост и агрессивное поведение.
5-й учащийся рассказывает о перечисленных выше синдромах.
III. Тест (если вам позволяет база, то выполнить его можно на компьютере).
Учащимся предлагается выполнить тест, после выполнения которого они заполняют карточку обратной связи.
ТЕСТ
Вопрос № 1
Голандрические признаки сцеплены:
а) С X-хромосомой
б) С Y-хромосомой
в) С X и Y-хромосомами
Вопрос № 2
Хромосомы, определяющие пол организма, называются:
а) Пoлoвыми
б) Аутосомными
в) Соматическими
Вопрос № 3
Нормальный женский организм имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX
Вопрос № 4
Синдром Шерешевского-Тернера имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX
Вопрос № 5
В каких случаях зигота нежизнеспособна:
а) 46,XY
б) 46, XX
в) 45, Y0
Вопрос № 6
При синдроме Кляйнфельтера в зиготе содержится следующий набор хромосом:
а) 46,XY
б) 47, XXY
в) 46,XX
Вопрос № 7
Гены, расположенные в одной из пoлoвых хромосом называются:
а) Гены сцепленные с аутосомами
б) Гены, сцепленные с пoлoвыми хромосомами
в) Гены, несцепленные с пoлoвыми хромосомами
Вопрос № 8
Пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется:
а) Гомогометным
б) Гетерогаметным
в) Изогометным
IV. Карточки с индивидуальными вопросами № 1.
1. Что клинически хаpaктерно для хромосомных болезней?
Ответ: наличие врожденных пороков развития, отставание в умственном развитии.
2. Что является причиной возникновения трисомий?
Ответ: не расхождение хромосом.
3. В каких возрастных интервалах существенно повышается риск рождения ребёнка с хромосомными аномалиями?
Ответ: с 35 лет и больше.
4. На каких методах основывается клиническая диагностика наследственных заболеваний?
Ответ: геналогическом, цитогенетическом.
5. Зачем создаются компьютерные программы диагностики наследственных заболеваний?
Ответ: для правильного лечения и профилактики болезни.
После осуждения вопросов учащиеся заполняют карточку обратной связи.
V. Учитель объясняет решение задачи № 1 на сцепленное с полом наследование (на доске).
Гипертрихоз (волосяной покров по краю ушной paковины) передаётся как голандрический признак (через У-хромосому), а полидактелия (шестипалость) - как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать - полидактелию, родилась нормальная в отношении обеих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в семье будет также без обеих аномалий? Решение:
Так как отец имел гипертрихоз и был пятипалым, его генотип ХУzаа. У матери не было гипертрихоза, НО она была шестипалой. В этой семье родилась нормальная дeвoчка. Её генотип ХХаа.
Р. ХХА- * XYzaa
F. ХХаа
Один ген пятипалости она получила от отца, а второй гин пятипалость могла получить только от матери. На основе этого решаем, что мать была гетерозиготна по гену шестипалости. Её генотип ХХАа.
Оформляем генетическую запись бpaка таких родителей:
Р. ХХАа * XYZaa
G. XA Ха Ха YZA
F. XXaa ХХАа XYZAa XYZaa
Ответ: без аномалий возможна лишь 1/4 детей, bkb 25% (дeвoчки).
VI. Самостоятельная работа.
Два ученика вызываются к доске и с обратной стороны решают по задаче, а учащиеся берут задание № 2 и выполняют его в тетради.
1 вариант. Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причём жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у их детей?
2 вариант. В семье, где отец одновременно страдает гемофилией, а мать фенотипически здорова и имеет благополучный генотип, родился мальчик. Какова вероятность наличия у него гемофилии?
После выполнения самостоятельной работы учащиеся проверяют работу у соседа по парте, сверяя с соответствующей решённой задачей на доске(взаимопроверка).каждый заполняет карточку обратной связи.
В конце занятия подводим итоги, если все три графы заполнено положительно, то слушатели курса выбрали правильное направление в выборе будущего профильного обучения.
ТЕСТ
Вопрос № 1
Голандрические признаки сцеплены:
а) С X-хромосомой
б) С Y-хромосомой
в) С X и Y-хромосомами
Вопрос № 2
Хромосомы, определяющие пол организма, называются:
а) Пoлoвыми
б) Аутосомными
в) Соматическими
Вопрос № 3
Нормальный женский организм имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX
Вопрос № 4
Синдром Шерешевского-Тернера имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX
Вопрос № 5
В каких случаях зигота нежизнеспособна:
а) 46, XY
б) 46, XX
в) 45, Y0
Вопрос № 6
При синдроме Кляйнфельтера в зиготе содержится следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 47, XXY
в) 46, XX
Вопрос № 7
Гены, расположенные в одной из пoлoвых хромосом называются:
а) Гены, сцепленные с аутосомами
б) Гены, сцепленные с пoлoвыми хромосомами
в) Гены, несцепленные с пoлoвыми хромосомами
Вопрос № 8
Пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется:
а) Гомогометным
б) Гетерогаметным
в) Изогаметным
Приложение
Комментарии:
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
02 12 2025 10:19:23
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
01 12 2025 10:55:10
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
30 11 2025 10:48:38
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению.
На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
29 11 2025 16:41:22
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
28 11 2025 23:53:54
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
27 11 2025 10:22:44
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
26 11 2025 0:42:25
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
25 11 2025 6:53:16
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
24 11 2025 18:20:40
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
23 11 2025 8:13:11
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
22 11 2025 0:55:38
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
21 11 2025 18:13:18
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
20 11 2025 0:55:21
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
19 11 2025 2:42:52
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
18 11 2025 3:51:47
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании.
Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
...
17 11 2025 7:24:13
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
16 11 2025 3:34:17
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
15 11 2025 5:24:29
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
14 11 2025 17:42:13
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
13 11 2025 4:15:41
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
12 11 2025 11:18:15
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
11 11 2025 9:20:17
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
10 11 2025 17:30:15
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
09 11 2025 2:12:39
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
08 11 2025 16:47:54
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
07 11 2025 20:45:27
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
06 11 2025 19:51:14
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
05 11 2025 22:17:53
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
04 11 2025 6:53:57
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
03 11 2025 20:52:25
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
02 11 2025 6:38:56
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
01 11 2025 2:20:10
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
31 10 2025 6:36:37
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
30 10 2025 12:28:59
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
29 10 2025 19:50:38
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
28 10 2025 15:55:49
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
27 10 2025 17:23:43
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
26 10 2025 13:44:48
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
25 10 2025 11:30:32
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
24 10 2025 16:13:19
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
23 10 2025 10:56:50
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
...
22 10 2025 7:22:24
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
21 10 2025 17:51:29
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
20 10 2025 3:37:53
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
19 10 2025 14:59:10
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
18 10 2025 2:14:58
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
17 10 2025 23:27:44
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
16 10 2025 17:45:10
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
15 10 2025 15:58:24
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
14 10 2025 7:31:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




