Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"


    Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Цели: углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола; пpaктическое применение полученных знаний в жизни.

Ход занятия:

I. Организационный момент.
II. Выступление консультантов с проектами.
III. Тест.
IV. Индивидуальная работа учащихся с устными вопросами.
V. Объяснение по решению задачи.
VI. Самостоятельная работа.
VII. Подведение итогов занятия.

На столах лежат: карточки с индивидуальными вопросами; задача № l; задача № 2 для самостоятельной работы; карточка обратной связи в соответствии с требованиями проведения элективных занятий; оценки не выставляются, поэтому я предлагаю по каждому этапу заполнить графы:

I. Эпиграфом к занятию является выражение В. Гете:

\"Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему...\"

II. Знания генетики необходимы врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней. На уроках биологии мы познакомились генетикой пола и сейчас я пред Вами выступят ваши соученики с повторением теоретического материала в виде компьютерной презентации.

1-й учащийся: Пол - совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обуславливающих репродукцию. Первичные пoлoвые признаки представлены органами, принимающими непосредственное участие в процессах воспроизведения, Т.е. в гаметогенезе и оплодотворении. Они формируются в период эмбриогенеза. Вторичные пoлoвые признаки не принимают непосредственного участия в репродукции, зависят от первичных пoлoвых признаков, развиваются под воздействием пoлoвых гормонов и проявляются у организма в период пoлoвoго созревания.

2-й учащийся: Признаки, развитие которых обусловлено генами, расположенными в одной из пoлoвых хромосом, называются Сцепленными с пoлoвыми хромосомами (гоносомное наследование).

Признаки, развитие которых определяют гены, расположенные в негомологичном участке

Х-хромосомы называются сцепленными с Х-хромосомой (с полом). Таких признаков для человека описано около 200(дальтонизм, гемофилия).

Голандрические признаки определяются генами, расположенными в негомологичном участке.

У-хромосомы и проявляются фенотипически только у мужчин. Таких генов описано 6 (ихтиоз, перепонки между пальцами ног и др.).

3-й учащийся: Хромосомная теория пола К. Корренса(1907). Суть её заключается в том, что пол будущего потомка определяется сочетанием пoлoвых хромосом в момент оплодотворения. пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется гомогаметным, так как он даёт один тип гамет, а имеющий резные-гетерогаметным, так как он образует два типа гамет.

У человека, всех млекопитающих гомогаметный пол женский, а гетерогаметный - мужской.

Р: ХХ * ХУ

G: Х Х,У

F: ХХ, ХУ

4-й учащийся: При нормальном течении мейоза у женского организма образуется один тип гамет, содержащий X-хромосому. Однако при не расхождении пoлoвых хромосом могут образовываться ещё два типа гамет ХХ и о (не содержащая пoлoвых хромосом). У мужского организма в норме образуется два сорта гамет, содержащих X- и У-хромосому. При не расхождении пoлoвых хромосом возможны варианты гамет: ХУ и О. Составим таблицу возможных комбинаций пoлoвых хромосом в зиготе у человека и проанализируем каждый вариант.

ХХ - нормальный женский организм.

ХХХ - синдром трисомии Х.

ХО - синдром Шеришевского-Тернера

ХУ - нормальный мужской организм.

ХХУ и ХХХУ - синдром Кляйнфельтера

УО и ОО - зиготы нежизнеспособны.

Иногда возможны случаи увеличения Y-хромосомы: ХУУ- эти больные имеют признаки синдрома Кляйнфельтера: высокий рост и агрессивное поведение.

5-й учащийся рассказывает о перечисленных выше синдромах.

III. Тест (если вам позволяет база, то выполнить его можно на компьютере).

Учащимся предлагается выполнить тест, после выполнения которого они заполняют карточку обратной связи.

ТЕСТ

Вопрос № 1

Голандрические признаки сцеплены:

а) С X-хромосомой
б) С Y-хромосомой
в) С X и Y-хромосомами

Вопрос № 2

Хромосомы, определяющие пол организма, называются:
а) Пoлoвыми
б) Аутосомными
в) Соматическими

Вопрос № 3

Нормальный женский организм имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX

Вопрос № 4

Синдром Шерешевского-Тернера имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX

Вопрос № 5

В каких случаях зигота нежизнеспособна:
а) 46,XY
б) 46, XX
в) 45, Y0

Вопрос № 6

При синдроме Кляйнфельтера в зиготе содержится следующий набор хромосом:
а) 46,XY
б) 47, XXY
в) 46,XX

Вопрос № 7

Гены, расположенные в одной из пoлoвых хромосом называются:
а) Гены сцепленные с аутосомами
б) Гены, сцепленные с пoлoвыми хромосомами
в) Гены, несцепленные с пoлoвыми хромосомами

Вопрос № 8

Пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется:
а) Гомогометным
б) Гетерогаметным
в) Изогометным

IV. Карточки с индивидуальными вопросами № 1.

1. Что клинически хаpaктерно для хромосомных болезней?

Ответ: наличие врожденных пороков развития, отставание в умственном развитии.

2. Что является причиной возникновения трисомий?

Ответ: не расхождение хромосом.

3. В каких возрастных интервалах существенно повышается риск рождения ребёнка с хромосомными аномалиями?

Ответ: с 35 лет и больше.

4. На каких методах основывается клиническая диагностика наследственных заболеваний?

Ответ: геналогическом, цитогенетическом.

5. Зачем создаются компьютерные программы диагностики наследственных заболеваний?

Ответ: для правильного лечения и профилактики болезни.

После осуждения вопросов учащиеся заполняют карточку обратной связи.

V. Учитель объясняет решение задачи № 1 на сцепленное с полом наследование (на доске).

Гипертрихоз (волосяной покров по краю ушной paковины) передаётся как голандрический признак (через У-хромосому), а полидактелия (шестипалость) - как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать - полидактелию, родилась нормальная в отношении обеих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в семье будет также без обеих аномалий? Решение:

Так как отец имел гипертрихоз и был пятипалым, его генотип ХУzаа. У матери не было гипертрихоза, НО она была шестипалой. В этой семье родилась нормальная дeвoчка. Её генотип ХХаа.

Р. ХХА- * XYzaa

F. ХХаа

Один ген пятипалости она получила от отца, а второй гин пятипалость могла получить только от матери. На основе этого решаем, что мать была гетерозиготна по гену шестипалости. Её генотип ХХАа.

Оформляем генетическую запись бpaка таких родителей:

Р. ХХАа * XYZaa

G. XA Ха Ха YZA

F. XXaa ХХАа XYZAa XYZaa

Ответ: без аномалий возможна лишь 1/4 детей, bkb 25% (дeвoчки).

VI. Самостоятельная работа.

Два ученика вызываются к доске и с обратной стороны решают по задаче, а учащиеся берут задание № 2 и выполняют его в тетради.

1 вариант. Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причём жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у их детей?

2 вариант. В семье, где отец одновременно страдает гемофилией, а мать фенотипически здорова и имеет благополучный генотип, родился мальчик. Какова вероятность наличия у него гемофилии?

После выполнения самостоятельной работы учащиеся проверяют работу у соседа по парте, сверяя с соответствующей решённой задачей на доске(взаимопроверка).каждый заполняет карточку обратной связи.

В конце занятия подводим итоги, если все три графы заполнено положительно, то слушатели курса выбрали правильное направление в выборе будущего профильного обучения.

ТЕСТ

Вопрос № 1

Голандрические признаки сцеплены:
а) С X-хромосомой
б) С Y-хромосомой
в) С X и Y-хромосомами

Вопрос № 2

Хромосомы, определяющие пол организма, называются:
а) Пoлoвыми
б) Аутосомными
в) Соматическими

Вопрос № 3

Нормальный женский организм имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX

Вопрос № 4

Синдром Шерешевского-Тернера имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX

Вопрос № 5

В каких случаях зигота нежизнеспособна:
а) 46, XY
б) 46, XX
в) 45, Y0

Вопрос № 6

При синдроме Кляйнфельтера в зиготе содержится следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 47, XXY
в) 46, XX

Вопрос № 7

Гены, расположенные в одной из пoлoвых хромосом называются:
а) Гены, сцепленные с аутосомами
б) Гены, сцепленные с пoлoвыми хромосомами
в) Гены, несцепленные с пoлoвыми хромосомами

Вопрос № 8

Пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется:
а) Гомогометным
б) Гетерогаметным
в) Изогаметным

Приложение



Комментарии:

Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников


    Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

      Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...

24 11 2025 9:41:28

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"


    Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

      Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

23 11 2025 6:59:54

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

22 11 2025 1:46:40

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

21 11 2025 0:24:40

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

20 11 2025 9:21:36

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

19 11 2025 3:14:39

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

18 11 2025 3:52:51

"Размножение рыб". 7-й класс


    "Размножение рыб". 7-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

17 11 2025 9:44:28

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

16 11 2025 3:28:35

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

15 11 2025 9:43:10

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс


    Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

14 11 2025 23:22:46

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

13 11 2025 18:33:23

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

12 11 2025 0:40:21

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

11 11 2025 3:18:56

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

10 11 2025 16:26:20

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"


    Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

      Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...

09 11 2025 6:43:43

Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"


    Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"

      Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....

08 11 2025 23:53:36

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"


    Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

      На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

07 11 2025 17:11:43

Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс


    Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

      Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

06 11 2025 21:38:17

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

05 11 2025 6:44:13

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Выделительная система человека. Строение и функции почек Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....

04 11 2025 2:28:19

Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"


    Игра "Звездный час" по теме "Покрытосеменные"

      Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....

03 11 2025 10:24:31

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

02 11 2025 3:55:51

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)


    Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

      Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

01 11 2025 22:29:48

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

31 10 2025 21:41:44

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"


    Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

      Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....

30 10 2025 13:24:45

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

29 10 2025 11:16:11

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

28 10 2025 19:43:35

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды

Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения, сосуды Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....

27 10 2025 10:17:22

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

26 10 2025 6:56:59

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

25 10 2025 0:16:13

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

24 10 2025 6:44:25

Школьная экологическая тропа


    Школьная экологическая тропа

      В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

23 10 2025 13:49:26

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

22 10 2025 12:19:44

Тема урока: "Витамины"

Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...

21 10 2025 5:13:22

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

20 10 2025 0:54:33

Урок по теме: "Абиотические факторы среды". 9-й класс

Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....

19 10 2025 9:46:38

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

18 10 2025 1:53:51

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

17 10 2025 17:58:49

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

      Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

16 10 2025 2:21:54

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

15 10 2025 3:40:57

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

14 10 2025 14:57:57

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

13 10 2025 10:11:10

Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

      Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

12 10 2025 5:12:31

Урок природоведения по теме "Вещества и явления в окружающем мире". 5-й класс

Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....

11 10 2025 0:58:18

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

10 10 2025 14:14:40

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

09 10 2025 18:32:34

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

08 10 2025 11:10:40

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

07 10 2025 2:36:10

Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"


    Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

      Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...

06 10 2025 14:50:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::