Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"


    Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Цели: углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола; пpaктическое применение полученных знаний в жизни.

Ход занятия:

I. Организационный момент.
II. Выступление консультантов с проектами.
III. Тест.
IV. Индивидуальная работа учащихся с устными вопросами.
V. Объяснение по решению задачи.
VI. Самостоятельная работа.
VII. Подведение итогов занятия.

На столах лежат: карточки с индивидуальными вопросами; задача № l; задача № 2 для самостоятельной работы; карточка обратной связи в соответствии с требованиями проведения элективных занятий; оценки не выставляются, поэтому я предлагаю по каждому этапу заполнить графы:

I. Эпиграфом к занятию является выражение В. Гете:

\"Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему...\"

II. Знания генетики необходимы врачу любой специальности и биологам всех профилей для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней. На уроках биологии мы познакомились генетикой пола и сейчас я пред Вами выступят ваши соученики с повторением теоретического материала в виде компьютерной презентации.

1-й учащийся: Пол - совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обуславливающих репродукцию. Первичные пoлoвые признаки представлены органами, принимающими непосредственное участие в процессах воспроизведения, Т.е. в гаметогенезе и оплодотворении. Они формируются в период эмбриогенеза. Вторичные пoлoвые признаки не принимают непосредственного участия в репродукции, зависят от первичных пoлoвых признаков, развиваются под воздействием пoлoвых гормонов и проявляются у организма в период пoлoвoго созревания.

2-й учащийся: Признаки, развитие которых обусловлено генами, расположенными в одной из пoлoвых хромосом, называются Сцепленными с пoлoвыми хромосомами (гоносомное наследование).

Признаки, развитие которых определяют гены, расположенные в негомологичном участке

Х-хромосомы называются сцепленными с Х-хромосомой (с полом). Таких признаков для человека описано около 200(дальтонизм, гемофилия).

Голандрические признаки определяются генами, расположенными в негомологичном участке.

У-хромосомы и проявляются фенотипически только у мужчин. Таких генов описано 6 (ихтиоз, перепонки между пальцами ног и др.).

3-й учащийся: Хромосомная теория пола К. Корренса(1907). Суть её заключается в том, что пол будущего потомка определяется сочетанием пoлoвых хромосом в момент оплодотворения. пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется гомогаметным, так как он даёт один тип гамет, а имеющий резные-гетерогаметным, так как он образует два типа гамет.

У человека, всех млекопитающих гомогаметный пол женский, а гетерогаметный - мужской.

Р: ХХ * ХУ

G: Х Х,У

F: ХХ, ХУ

4-й учащийся: При нормальном течении мейоза у женского организма образуется один тип гамет, содержащий X-хромосому. Однако при не расхождении пoлoвых хромосом могут образовываться ещё два типа гамет ХХ и о (не содержащая пoлoвых хромосом). У мужского организма в норме образуется два сорта гамет, содержащих X- и У-хромосому. При не расхождении пoлoвых хромосом возможны варианты гамет: ХУ и О. Составим таблицу возможных комбинаций пoлoвых хромосом в зиготе у человека и проанализируем каждый вариант.

ХХ - нормальный женский организм.

ХХХ - синдром трисомии Х.

ХО - синдром Шеришевского-Тернера

ХУ - нормальный мужской организм.

ХХУ и ХХХУ - синдром Кляйнфельтера

УО и ОО - зиготы нежизнеспособны.

Иногда возможны случаи увеличения Y-хромосомы: ХУУ- эти больные имеют признаки синдрома Кляйнфельтера: высокий рост и агрессивное поведение.

5-й учащийся рассказывает о перечисленных выше синдромах.

III. Тест (если вам позволяет база, то выполнить его можно на компьютере).

Учащимся предлагается выполнить тест, после выполнения которого они заполняют карточку обратной связи.

ТЕСТ

Вопрос № 1

Голандрические признаки сцеплены:

а) С X-хромосомой
б) С Y-хромосомой
в) С X и Y-хромосомами

Вопрос № 2

Хромосомы, определяющие пол организма, называются:
а) Пoлoвыми
б) Аутосомными
в) Соматическими

Вопрос № 3

Нормальный женский организм имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX

Вопрос № 4

Синдром Шерешевского-Тернера имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX

Вопрос № 5

В каких случаях зигота нежизнеспособна:
а) 46,XY
б) 46, XX
в) 45, Y0

Вопрос № 6

При синдроме Кляйнфельтера в зиготе содержится следующий набор хромосом:
а) 46,XY
б) 47, XXY
в) 46,XX

Вопрос № 7

Гены, расположенные в одной из пoлoвых хромосом называются:
а) Гены сцепленные с аутосомами
б) Гены, сцепленные с пoлoвыми хромосомами
в) Гены, несцепленные с пoлoвыми хромосомами

Вопрос № 8

Пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется:
а) Гомогометным
б) Гетерогаметным
в) Изогометным

IV. Карточки с индивидуальными вопросами № 1.

1. Что клинически хаpaктерно для хромосомных болезней?

Ответ: наличие врожденных пороков развития, отставание в умственном развитии.

2. Что является причиной возникновения трисомий?

Ответ: не расхождение хромосом.

3. В каких возрастных интервалах существенно повышается риск рождения ребёнка с хромосомными аномалиями?

Ответ: с 35 лет и больше.

4. На каких методах основывается клиническая диагностика наследственных заболеваний?

Ответ: геналогическом, цитогенетическом.

5. Зачем создаются компьютерные программы диагностики наследственных заболеваний?

Ответ: для правильного лечения и профилактики болезни.

После осуждения вопросов учащиеся заполняют карточку обратной связи.

V. Учитель объясняет решение задачи № 1 на сцепленное с полом наследование (на доске).

Гипертрихоз (волосяной покров по краю ушной paковины) передаётся как голандрический признак (через У-хромосому), а полидактелия (шестипалость) - как доминантный аутосомный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать - полидактелию, родилась нормальная в отношении обеих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребёнок в семье будет также без обеих аномалий? Решение:

Так как отец имел гипертрихоз и был пятипалым, его генотип ХУzаа. У матери не было гипертрихоза, НО она была шестипалой. В этой семье родилась нормальная дeвoчка. Её генотип ХХаа.

Р. ХХА- * XYzaa

F. ХХаа

Один ген пятипалости она получила от отца, а второй гин пятипалость могла получить только от матери. На основе этого решаем, что мать была гетерозиготна по гену шестипалости. Её генотип ХХАа.

Оформляем генетическую запись бpaка таких родителей:

Р. ХХАа * XYZaa

G. XA Ха Ха YZA

F. XXaa ХХАа XYZAa XYZaa

Ответ: без аномалий возможна лишь 1/4 детей, bkb 25% (дeвoчки).

VI. Самостоятельная работа.

Два ученика вызываются к доске и с обратной стороны решают по задаче, а учащиеся берут задание № 2 и выполняют его в тетради.

1 вариант. Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причём жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у их детей?

2 вариант. В семье, где отец одновременно страдает гемофилией, а мать фенотипически здорова и имеет благополучный генотип, родился мальчик. Какова вероятность наличия у него гемофилии?

После выполнения самостоятельной работы учащиеся проверяют работу у соседа по парте, сверяя с соответствующей решённой задачей на доске(взаимопроверка).каждый заполняет карточку обратной связи.

В конце занятия подводим итоги, если все три графы заполнено положительно, то слушатели курса выбрали правильное направление в выборе будущего профильного обучения.

ТЕСТ

Вопрос № 1

Голандрические признаки сцеплены:
а) С X-хромосомой
б) С Y-хромосомой
в) С X и Y-хромосомами

Вопрос № 2

Хромосомы, определяющие пол организма, называются:
а) Пoлoвыми
б) Аутосомными
в) Соматическими

Вопрос № 3

Нормальный женский организм имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX

Вопрос № 4

Синдром Шерешевского-Тернера имеет следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 45, X0
в) 46, XX

Вопрос № 5

В каких случаях зигота нежизнеспособна:
а) 46, XY
б) 46, XX
в) 45, Y0

Вопрос № 6

При синдроме Кляйнфельтера в зиготе содержится следующий набор хромосом:
а) 46, XY
б) 47, XXY
в) 46, XX

Вопрос № 7

Гены, расположенные в одной из пoлoвых хромосом называются:
а) Гены, сцепленные с аутосомами
б) Гены, сцепленные с пoлoвыми хромосомами
в) Гены, несцепленные с пoлoвыми хромосомами

Вопрос № 8

Пол, имеющий одинаковые пoлoвые хромосомы, называется:
а) Гомогометным
б) Гетерогаметным
в) Изогаметным

Приложение



Комментарии:

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

03 12 2025 5:18:50

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

02 12 2025 17:40:22

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

01 12 2025 3:44:27

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

30 11 2025 12:18:24

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

29 11 2025 4:26:44

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

28 11 2025 0:29:11

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

27 11 2025 1:15:16

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

26 11 2025 21:20:32

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

25 11 2025 6:53:47

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"


    Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

      Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

24 11 2025 9:12:28

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"


    Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

      Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

23 11 2025 3:18:31

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

22 11 2025 6:13:24

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

21 11 2025 20:31:18

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

20 11 2025 23:38:59

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

19 11 2025 18:32:28

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

      Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

18 11 2025 16:47:30

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

17 11 2025 15:39:34

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

16 11 2025 20:55:48

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

15 11 2025 0:25:40

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

14 11 2025 15:39:35

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

13 11 2025 2:23:24

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

12 11 2025 6:30:42

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

11 11 2025 7:18:10

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

10 11 2025 22:16:37

Сохранение многообразия видов. 11-й класс


    Сохранение многообразия видов. 11-й класс

      Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....

09 11 2025 14:56:43

Использование сайта учителя в преподавании биологии


    Использование сайта учителя в преподавании биологии

      В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....

08 11 2025 3:48:55

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

07 11 2025 16:11:42

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

06 11 2025 5:26:22

Полезные дикорастущие растения Саратовской области


    Полезные дикорастущие растения Саратовской области

      Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....

05 11 2025 9:24:39

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс


    Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

      Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....

04 11 2025 0:17:27

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

03 11 2025 16:28:11

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

02 11 2025 3:33:53

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики


    Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

      Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

01 11 2025 8:12:34

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

      Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

31 10 2025 16:28:40

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

30 10 2025 16:43:30

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

29 10 2025 22:56:33

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

28 10 2025 15:21:59

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

27 10 2025 13:33:54

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

26 10 2025 5:51:57

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

25 10 2025 16:30:11

Урок-игра "Водоросли". 6-й класс

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....

24 10 2025 0:55:23

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

23 10 2025 10:34:53

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

22 10 2025 9:55:34

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

21 10 2025 19:43:57

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

20 10 2025 20:24:27

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

19 10 2025 5:20:44

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

18 10 2025 21:33:47

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

17 10 2025 9:23:13

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

      Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....

16 10 2025 18:17:10

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

15 10 2025 13:45:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::