Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)
Цель: выявить, что сердце – важный и жизненно необходимый орган, развивать умение пользоваться знаниями на пpaктике, продолжить патриотическое воспитание.
Оборудование: торс человека, таблицы, магнитофон, муляжи сердца, плакаты, костюмы для спектакля.
Ход урока
Учитель. Неутомимое, всегда работающее сердце представляет весьма совершенный и сложный орган.
Интересно развитие сердца. На ранних стадиях развития эмбриона кровеносная система имеет вид стержня.
Но уже на 25-й день жизни плода сердце начинает биться.
Первоначально оно имеет две камеры – желудочек и предсердце.
Формирование четырёх камер завершается на втором месяце развития.
Человек, ещё не создал такую машину, которая смогла бы беспрерывно работать 70-80 и более лет.
Сердце – самый работоспособный в мире двигатель. В день оно делает 100 тысяч ударов, за год – почти 40 миллионов.
Различные ощущения человека отражаются на деятельности сердца. Душевное состояние человека влияет на работу сердца. Нет момента нашей жизни, в котором не участвовало бы сердце.
Этому наиболее живучему органу нашего организма мы посвящаем наш урок – панораму «Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить».Он состоит из 3 мини-уроков.
1-ый мини-урок – урок-спектакль «Сердце – это жизнь».
Действующие лица и исполнители:Наука, Сила, Сердце, Разум, Чтец.
Тихо звучит музыка, и на её фоне раздаётся «стук сердца». Медленно идут Наука, Сила, Сердце и Разум. Останавливаются. В центре Сердце, по обе стороны от него – Разум и Сила. Наука, не закрывая их, - впереди. В руках у Разума книга «Энциклопедия. Биология». Гpyдь Силы украшает чемпионская лента и медали. Дeвoчка, исполняющая роль Сердца, одета в красное платье, в руках у неё большое красочное сердце. В руках у Науки символический ключ к знаниям.
Наука: Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упopного труда не достичь ни мастерства, ни знаний, я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.
Разум: Позволь, Сила, я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука: Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, - правда! Но иногда ты жестока. Хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.
Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших лиц.
Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе и пусть вами руководит Сердце.
Все берутся за руки, поднимают вверх. Музыкальная пауза.
Чтец:Расул Гамзатов «Прости меня, сердце моё».
Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, моё сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твоё подгонял колотьё.
За то, что я был беспощаден,
Прости, меня сердце, моё.
Кружит, как над полем сраженья,
Порой над тобой вороньё.
За подвиги долготерпенья
Прости, меня сердце, моё!
Разум: «К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе и указывает путь каждому из них».
Сердце: Эти слова сказал обо мне безымянный, древнеегипетский врач. Учёные сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. (Показывает по таблице)
Во мне всё предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само моё совершенство. За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): «Сердце – это жизнь».
Все кланяются и под музыку идут к выходу
2-ой мини-урок – «живая» газета «Спасибо, сердце»
1-ый ученик.
Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
(Э. Межелайтис «Сердце»)
2-ый ученик. Центральный орган кровообращения – сердце. Это своеобразный насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце лежит в грудной полости между лёгкими, немного левее от средней линии тела. Его размеры невелики, примерно с кулак человека, а средняя масса сердца от 250 г (у женщин) до 300 г (у мужчин). По форме сердце напоминает конус.
Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделённый внутри на четыре полости – камеры: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. Правая и левая половины не сообщаются. Сердце находится внутри специального мешка - околосердечной сумки, она содержит небольшое количество жидкости, смачивающей её стенки и поверхность сердца: это уменьшает трение сердца при его сокращениях.
Учитель. Сердце – живой орган, вечный двигатель. Остановилось сердце – и оборвалась жизнь. Памяти павших и живых мы посвящаем «живую» газету.
3-ый ученик. Две жизни.
Пришёл однажды человек В тот край, где воевал. Казалось, минул целый век С тех пор, как здесь бывал. Здесь битва трудная была И пуля обожгла, Но cмepти чёрная коса До сердца не дошла. Он старый памятник нашёл Тому, кто пал в бою. И с удивлением прочёл Фамилию свою. |
Сказал сельчанам: как же быть |
Учитель. Но было и так.
4-ый ученик.Учитель. В память о тех кто не вернулся с войны, кто погиб, защищая Родину, по всей стране стоят обелиски, памятники, горит вечный огонь.
- Товарищ, военврач, - вытянулся Клим, отдавая честь. – Я раненого привёз… Старшего лейтенанта. Шесть часов гнал танк. Комaндир роты, представлен к Герою. Посмотрите…
Полковник крикнул в открытую дверь
- Александр Борисович, тут раненого привезли. Погодите разбирать операционную. – И сказал Климу:
- Несите вашего героя…
Борису перелили кровь, сделали уколы. Борис ожил. На щеках появилось подобие румянца. И он вдруг заговорил, торопясь, глотая слова:
- Клим, передай маме, я ни о чём не жалею. Ни о чём. Я хорошо воевал… Передай – я отомстил за отца… Поддержи её если что… Ей будет тяжело…
Помнишь наш разговор о том, что будет после войны? Ты был прав. Я теперь тоже не снял бы шинели. Остался бы в армии. Фашистов никогда, нигде не должно быть на земле. Женю поцелуй. Скажи, что любил всегда, до последнего. Пусть будет счастлива.
- Борька, да ты что отпеваешь себя, - запротестовал Клим. – Всё уже позади.
- Подожди. У меня мало времени. Я думал… Сколько раз. Вот убьют… Мы все готовы были к этому. Перед каждым боем… Но я понял: «За Родину» - это не просто слова. Это смысл жизни… И cмepти… Мама, Женя, отец, друзья, все люди, вся наша земля. Это - Родина. Родина… Не хочется умирать. Перед самой победой. В Берлине вспомни меня. Был такой Борька Дмитриевский, вояка - танкист. У него в гpyди билось огромное сердце…
Он не договорил. Пришли санитары. Унесли в соседнюю комнату. Клим попросил разрешения присутствовать на операции. Полковник протянул халат. Борису дали наркоз. Клим теперь видел только спины врачей, склонившихся над операционным столом. Лицом к Климу стояла сестра, державшая руку Бориса. И Клим стал смотреть на неё.
- Пульс, дыхание?
- Есть.
Так прошло минут пятнадцать, когда сестра тревожно посмотрела на хирурга:
- Пропал пульс…
Хирург бросил в эмалированный тазик какой-то инструмент, который держал в руке, начал массировать сердце. Сестра принялась делать искусственное дыхание. Минут десять они исступленно работали. Потом хирург стянул повязку с лица и повернулся к Климу:
- Он потерял слишком много крови…
5-ый ученик. У вечного огня
Пусть я бываю здесь нечасто,
Но у священного огня
Себя я ощущаю частью
Безмерной жертвы за меня.
Горят Смоленски и Хатыни,
Кипит днепровская вода,
И в ладожской ледовой сини
Пробита жизни борозда.
Огонь косил хлеба и травы –
И взводный требовал: «Огня!»
Огонь возмездия и славы…
Он чище делает меня.
Учитель. Война… Сколько молодых жизней оборвала она. Ранение в гpyдь, сердце… Одним посчастливилось выжить, другим нет. Но и умирая, они шептали: «За Родину! За Победу…». А те, кто выжил, дорожат жизнью, здоровьем. Слово ветерану ВОВ.
Участник ВОВ.Обращение к потомкам
Мы, ветераны Великой Отечественной войны, обращаемся к вам, нашим потомкам.
Помните! Прошлое определяет настоящее, без него не может быть и будущего.
Вы – дети великой страны.
Любите свою Родину.
Берегите свою родную землю
Будьте милосердны.
Пусть сердца ваши будут щедры на доброту, внимательность, заботу.
Помните, что Победа далась нам нелегко, но мы выстояли.
Берегите мир!
3-ий мини-урок – деловая игра «На приёме у кардиолога»
Учитель. Давайте представим, что все вы – студенты медицинского института. Вы на пpaктике по кардиологии. Врач – кардиолог ведёт с вами, студентами-пpaктикантами занятие. На приём к нему приходят больные. Итак, слово врачу-кардиологу. (Роль врача исполняет ученик).
Врач – кардиолог. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь.
С 1628 года Вильяма Гарвея ведёт своё начало научная кардиология – учение о сердце и системе органов кровообращения.
А теперь ответьте мне на вопросы.
- Что является главной причиной cмepти в промышленных странах?
- Главной причиной cмepти в промышленных странах является атеросклероз (утомление артериальных стенок), приводящий к коронарным и церебровоскулярным заболеваниям.
- Какая самая продолжительная остановка сердца?
- Самая продолжительная остановка сердца (3 часа 40 минут) зарегистрирована у Джейн Джобоун, 20 лет, которую реанимировала группа врачей из 26 человек с применением брюшного диализа (Канада, 1977 г.).
- Где и когда была проведена первая операция по трaнcплантации человеческого сердца?
- Первая операция по трaнcплантации человеческого сердца была проведена на Луисе Вашканском (в 55 лет) в 1967 году бригадой врачей из 30 человек в Кейптауне (Южная Африка). Прожил он 18 дней.
- Как долго живут с трaнcплантированным сердцем люди?
- Больше других с трaнcплантированным сердцем – 19 лет – прожил Эммануэль Витриа, Франция. Операция состоялась в 1968 году.
Врач – кардиолог. А сейчас с вашей помощью я проведу приём пациентов. Роль медсестры выполнит один из вас.
Медсестра. Кожинский Денис, 14 лет, учащийся.
Артериальное давление в норме.
Врач – кардиолог. На что жалуйтесь?
Ученик. Чувствую себя хорошо. Жалоб нет. Занимаюсь спортом. Завтра выезжаю на соревнования по волейболу. Прошу выдать мне справку о состоянии здоровья.
Медсестра (зачитывает справку):
Справка дана Кожинскому Денису, 14 лет, в том, что он по состоянию здоровья допускается к соревнованиям по волейболу.
D.S. Sanus АД 110×70.
Медсестра. Жарков Николай Михайлович, 84 года, пенсионер, участник ВОВ.
Артериальное давление в норме.
Врач – кардиолог. Как себя чувствуйте, Николай Михайлович?
Пенсионер. Нормально.
Врач – кардиолог. Николай Михайлович, расскажите, пожалуйста, как Вам удаётся сохранить здоровье?
Пенсионер. Хорошую закалку мне дала армия. Шесть с половиной лет я служил на границе. Армия приучила меня к дисциплине и порядку. Я не курю, не злоупотрeбляю спиртным, не переедаю. Ежедневно делаю утреннюю гимнастику. Работаю физически. Люблю быть на природе, рыбачу. Никогда не унываю и не завидую.
По-доброму отношусь к людям.
Врач – кардиолог. Спасибо, Николай Михайлович. Здоровья Вам. Всё у Вас в норме. Долгих Вам лет жизни. Вы ведёте здоровый образ и являетесь примером для подражания.
Следующий.
Медсестра. Селиванова Л.А., 53 года, учитель.
Артериальное давление 160×100.
Врач – кардиолог. На что жалуйтесь?
Учитель. У меня сильно болит голова. Особенно в затылочной области. Болит сердце: иногда колит, иногда давит. У меня мама мучилась от давления.
Врач – кардиолог. У Вас гипертония. Вы стоите у нас на учёте. Причина вашего заболевания – перенапряжение на работе, стрессы, генетический фактор. Вам назначено медикаментозное лечение, рациональное питание, исключение стрессовых ситуаций, полноценный отдых.
Медсестра (зачитывает справку):
Справка
Дана Селивановой Л.А., 53 года, в том, что она действительно состоит на диспансерском учёте.
D.S.: гипертония III степени.
Противопоказания: стрессы, обильная пища.
Показания: диета, отдых, профилактика, использование средств народной медицины (мята, черноплодная рябина), медикаментозное лечение.
Врач – кардиолог. Следующий.
Медсестра. Круглякова Юлия, 14 лет, учащаяся.
Артериальное давление 140×80. Учащённое сердцебиение.
Врач – кардиолог. Что Вас беспокоит?
Учащаяся. Доктор, я 2 недели тому назад переболела гриппом. После этого почувствовала одышку после даже небольших нагрузок: например, при быстрой ходьбе, поднятии даже на 2 – 3 этаж. Раньше этого, не наблюдалось. А ещё шум в ушах, голова болит, давит виски.
Врач – кардиолог. У Вас осложнение после гриппа. Тахикардия. Вас необходимо госпитализировать. Стационарное лечение поможет преодолеть Вам недуг. Грипп опасен тем, что даёт осложнения, в том числе и на сердечно-сосудистую систему. Желаю успешного выздоровления.
Медсестра (зачитывает направление)
В кардиологическое отделение направляется Круглякова Юлия, 14 лет, для стационарного лечения
D.S.: тахикардия, АД: 140×80. Осложнение после гриппа.
Врач – кардиолог. На этот приём больных сегодня окончен.
Задание «студентам»: письменный отчёт о факторах, располагающих к сердечно-сосудистым заболеваниям, и факторах, сердечно-сосудистые заболевания.
Отчёт можно оформить в виде таблицы:
Учитель (под музыку). Сердце… Оно «обливается» кровью от горя, «ёкает» от неожиданной встречи, «замирает» от любви, «прыгает» от радости.
То есть почти от всего неприятного и приятного нарушается ритм его работы. Управлять собой и своими чувствами помогает аутогенная тренировка. Но более универсальный способ - интенсивная физическая деятельность, систематические тренировки. Они закаляют и нервы, и сердце.
И тогда вы скажете:
«Сердце, тебе не хочется покоя,
Сердце, как хорошо на свете жить,
Сердце, как хорошо, что ты такое.
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить».
Любить жизнь, людей, работу, учёбу, свою семью, свою Родину.
Подведение итога урока.
Комментарии:
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
01 04 2025 16:12:20
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
31 03 2025 17:43:45
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
30 03 2025 20:12:58
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
29 03 2025 19:34:49
Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....
28 03 2025 11:50:30
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
27 03 2025 15:50:35
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
26 03 2025 9:25:39
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
25 03 2025 0:53:35
Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
24 03 2025 17:40:37
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
23 03 2025 0:34:31
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
22 03 2025 0:34:37
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
21 03 2025 13:13:34
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
20 03 2025 16:58:34
Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....
19 03 2025 21:52:28
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
18 03 2025 18:56:47
Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....
17 03 2025 19:56:23
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
...
16 03 2025 18:58:52
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
15 03 2025 15:38:50
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
14 03 2025 13:55:44
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
13 03 2025 4:38:17
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
12 03 2025 22:29:39
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
11 03 2025 14:31:41
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
10 03 2025 13:25:27
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
09 03 2025 23:52:45
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
08 03 2025 10:51:28
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
07 03 2025 21:10:39
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
06 03 2025 5:48:32

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....
05 03 2025 10:18:19
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
04 03 2025 17:27:36
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
03 03 2025 11:23:31
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
02 03 2025 11:31:28
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
01 03 2025 17:39:42
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
28 02 2025 15:44:28
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
...
27 02 2025 4:48:35
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
26 02 2025 19:12:46
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
25 02 2025 17:49:47
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
24 02 2025 9:40:41
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
23 02 2025 17:59:53
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
22 02 2025 1:53:30
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
21 02 2025 19:37:59
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
20 02 2025 9:55:52
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
19 02 2025 3:15:51
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
18 02 2025 18:20:50
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
17 02 2025 7:57:55
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
16 02 2025 16:47:50
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
15 02 2025 15:24:46

Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....
14 02 2025 19:29:40
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
13 02 2025 2:40:20
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
12 02 2025 21:45:46
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
11 02 2025 18:54:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::