Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

Цель: выявить, что сердце – важный и жизненно необходимый орган, развивать умение пользоваться знаниями на пpaктике, продолжить патриотическое воспитание.

Оборудование: торс человека, таблицы, магнитофон, муляжи сердца, плакаты, костюмы для спектакля.

Ход урока

Учитель. Неутомимое, всегда работающее сердце представляет  весьма совершенный и сложный орган.
Интересно развитие сердца. На ранних стадиях развития эмбриона кровеносная система имеет вид стержня.
Но уже на 25-й день жизни плода сердце начинает биться.
Первоначально оно имеет две камеры – желудочек и предсердце.
Формирование четырёх камер завершается на втором месяце развития.
Человек, ещё не создал такую машину, которая смогла бы беспрерывно работать 70-80 и более лет.
Сердце – самый работоспособный в мире двигатель. В день оно делает 100 тысяч ударов, за год – почти 40 миллионов.
Различные ощущения человека отражаются на деятельности сердца. Душевное состояние человека влияет на работу сердца. Нет момента нашей жизни, в котором не участвовало бы сердце.
Этому наиболее живучему органу нашего организма мы посвящаем наш урок – панораму «Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить».Он состоит из 3 мини-уроков.

1-ый мини-урок – урок-спектакль «Сердце – это жизнь».

Действующие лица и исполнители:Наука, Сила, Сердце, Разум, Чтец.
Тихо звучит музыка, и на её фоне раздаётся «стук сердца». Медленно идут Наука, Сила, Сердце и Разум. Останавливаются. В центре Сердце, по обе стороны от него – Разум и Сила. Наука, не закрывая их, - впереди. В руках у Разума книга «Энциклопедия. Биология». Гpyдь Силы украшает чемпионская лента и медали. Дeвoчка, исполняющая роль Сердца, одета в красное платье, в руках у неё большое красочное сердце. В руках у Науки символический ключ к знаниям.
Наука: Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упopного труда не достичь ни мастерства, ни знаний, я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.
Разум: Позволь, Сила, я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука: Уважаемая Сила, всё, что ты говорила, - правда! Но иногда ты жестока. Хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.
Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших лиц.
Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе и пусть вами руководит Сердце.
Все берутся за руки, поднимают вверх. Музыкальная пауза.

Чтец:Расул Гамзатов «Прости меня, сердце моё».
Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, моё сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твоё подгонял колотьё.
За то, что я был беспощаден,
Прости, меня сердце, моё.
Кружит, как над полем сраженья,
Порой над тобой вороньё.
За подвиги долготерпенья
Прости, меня сердце, моё!

Разум: «К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе и указывает путь каждому из них».

Сердце: Эти слова сказал обо мне безымянный, древнеегипетский врач. Учёные сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. (Показывает по таблице)
Во мне всё предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само моё совершенство. За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): «Сердце – это жизнь».
Все кланяются и под музыку идут к выходу

2-ой мини-урок – «живая» газета «Спасибо, сердце»

1-ый ученик. 
Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
(Э. Межелайтис «Сердце»)

2-ый ученик. Центральный орган кровообращения – сердце. Это своеобразный насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце лежит в грудной полости между лёгкими, немного левее от средней линии тела. Его размеры невелики, примерно с кулак человека, а средняя масса сердца от 250 г (у женщин) до 300 г (у мужчин). По форме сердце напоминает конус.
Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделённый внутри на четыре полости – камеры: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. Правая и левая половины не сообщаются. Сердце находится внутри специального мешка - околосердечной сумки, она содержит небольшое количество жидкости, смачивающей её стенки и поверхность сердца: это уменьшает трение сердца при его сокращениях.
Учитель. Сердце – живой орган, вечный двигатель. Остановилось сердце – и оборвалась жизнь. Памяти павших и живых мы посвящаем «живую» газету.

3-ый ученик.   Две жизни.


Пришёл однажды человек
В тот край, где воевал.
Казалось, минул целый век
С тех пор, как здесь бывал.
Здесь битва трудная была
И пуля обожгла,
Но cмepти чёрная коса
До сердца не дошла.
Он старый памятник нашёл
Тому, кто пал в бою.
И с удивлением прочёл
Фамилию свою.

Сказал сельчанам: как же быть
С ошибкою такой?
Здесь, написали: я убит.
Но вот же я – живой!
С цветами жаркими сюда
Сельчане все пришли:
Поклон тебе, герой солдат,
От всей родной земли.
«Пускай твой памятник стоит,
А ты живи, как жил:
Ты, может, подвигом своим
Две жизни заслужил!»

 Учитель. Но было и так.

 4-ый ученик.
- Товарищ, военврач, - вытянулся Клим, отдавая честь. – Я раненого привёз… Старшего лейтенанта. Шесть часов гнал танк. Комaндир роты, представлен к Герою. Посмотрите…
Полковник крикнул в открытую дверь
- Александр Борисович, тут раненого привезли. Погодите разбирать операционную. – И сказал Климу:
- Несите вашего героя…
Борису перелили кровь, сделали уколы. Борис ожил. На щеках появилось подобие румянца. И он вдруг заговорил, торопясь, глотая слова:
- Клим, передай маме, я ни о чём не жалею. Ни о чём. Я хорошо воевал… Передай – я отомстил за отца… Поддержи её если что… Ей будет тяжело…
Помнишь наш разговор о том, что будет после войны? Ты был прав. Я теперь тоже не снял бы шинели. Остался бы в армии. Фашистов никогда, нигде не должно быть на земле. Женю поцелуй. Скажи, что любил всегда, до последнего. Пусть будет счастлива.
- Борька, да ты что отпеваешь себя, - запротестовал Клим. – Всё уже позади.
- Подожди. У меня мало времени. Я думал… Сколько раз. Вот убьют… Мы все готовы были к этому. Перед каждым боем… Но я понял: «За Родину» - это не просто слова. Это смысл жизни… И cмepти… Мама, Женя, отец, друзья, все люди, вся наша земля. Это - Родина. Родина… Не хочется умирать. Перед самой победой. В Берлине вспомни меня. Был такой Борька Дмитриевский, вояка - танкист. У него в гpyди билось огромное сердце…
Он не договорил. Пришли санитары. Унесли в соседнюю комнату. Клим попросил разрешения присутствовать на операции. Полковник протянул халат. Борису дали наркоз. Клим теперь видел только спины врачей, склонившихся над операционным столом. Лицом к Климу стояла сестра, державшая руку Бориса. И Клим стал смотреть на неё.
 - Пульс, дыхание?
- Есть.
Так прошло минут пятнадцать, когда сестра тревожно посмотрела на хирурга:
- Пропал пульс…
Хирург бросил в эмалированный тазик какой-то инструмент, который держал в руке, начал массировать сердце. Сестра принялась делать искусственное дыхание. Минут десять они исступленно работали. Потом хирург стянул повязку с лица и повернулся к Климу:
- Он потерял слишком много крови…
Учитель. В память о тех кто не вернулся с войны, кто погиб, защищая Родину, по всей стране стоят обелиски, памятники, горит вечный огонь.

5-ый ученик.   У вечного огня
Пусть я бываю здесь нечасто,
Но у священного огня
Себя я ощущаю частью
Безмерной жертвы за меня.
Горят Смоленски и Хатыни,
Кипит днепровская вода,
И в ладожской ледовой сини
Пробита жизни борозда.
Огонь косил хлеба и травы –
И взводный требовал: «Огня!»
Огонь возмездия и славы…
Он чище делает меня.

Учитель. Война… Сколько молодых жизней оборвала она. Ранение в гpyдь, сердце… Одним посчастливилось выжить, другим нет. Но и умирая, они шептали: «За Родину! За Победу…». А те, кто выжил, дорожат жизнью, здоровьем. Слово ветерану ВОВ.

Участник ВОВ.Обращение к потомкам

Мы, ветераны Великой Отечественной войны, обращаемся к вам, нашим потомкам.
Помните! Прошлое определяет настоящее, без него не может быть и будущего.
Вы – дети великой страны.
Любите свою Родину.
Берегите свою родную землю
Будьте милосердны.
Пусть сердца ваши будут щедры на доброту, внимательность, заботу.
Помните, что Победа далась нам нелегко, но мы выстояли.
Берегите мир!

3-ий мини-урок – деловая игра «На приёме у кардиолога»

Учитель. Давайте представим, что все вы – студенты медицинского института. Вы на пpaктике по кардиологии. Врач – кардиолог ведёт с вами, студентами-пpaктикантами занятие. На приём к нему приходят больные. Итак, слово врачу-кардиологу. (Роль врача исполняет ученик).
Врач – кардиолог. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь.
С 1628 года Вильяма Гарвея ведёт своё начало научная кардиология – учение о сердце и системе органов кровообращения.
А теперь ответьте мне на вопросы.
- Что является главной причиной cмepти в промышленных странах?
- Главной причиной cмepти в промышленных странах является атеросклероз (утомление артериальных стенок), приводящий к коронарным и церебровоскулярным заболеваниям.
- Какая самая продолжительная остановка сердца?
- Самая продолжительная остановка сердца (3 часа 40 минут) зарегистрирована у Джейн Джобоун, 20 лет, которую реанимировала группа врачей из 26 человек с применением брюшного диализа (Канада, 1977 г.).
- Где и когда была проведена первая операция по трaнcплантации человеческого сердца?
- Первая операция по трaнcплантации человеческого сердца была проведена на Луисе Вашканском (в 55 лет) в 1967 году бригадой врачей из 30 человек в Кейптауне (Южная Африка). Прожил он 18 дней.
- Как долго живут с трaнcплантированным сердцем люди?
- Больше других с трaнcплантированным сердцем – 19 лет – прожил Эммануэль Витриа, Франция. Операция состоялась в 1968 году.
 Врач – кардиолог. А сейчас с вашей помощью я проведу приём пациентов. Роль медсестры выполнит один из вас.
Медсестра. Кожинский Денис, 14 лет, учащийся.
Артериальное давление в норме.
Врач – кардиолог. На что жалуйтесь?
Ученик. Чувствую себя хорошо. Жалоб нет. Занимаюсь спортом. Завтра выезжаю на соревнования по волейболу. Прошу выдать мне справку о состоянии здоровья.
Медсестра (зачитывает справку):
Справка дана Кожинскому Денису, 14 лет, в том, что он по состоянию здоровья допускается к соревнованиям по волейболу.
D.S. Sanus    АД 110×70.
Медсестра. Жарков Николай Михайлович, 84 года, пенсионер, участник ВОВ.
Артериальное давление в норме.
Врач – кардиолог. Как себя чувствуйте, Николай Михайлович?
Пенсионер. Нормально.
Врач – кардиолог. Николай Михайлович, расскажите, пожалуйста, как Вам удаётся сохранить здоровье?
Пенсионер. Хорошую закалку мне дала армия. Шесть с половиной лет я служил на границе. Армия приучила меня к дисциплине и порядку. Я не курю, не злоупотрeбляю спиртным, не переедаю. Ежедневно делаю утреннюю гимнастику. Работаю физически. Люблю быть на природе, рыбачу. Никогда не унываю и не завидую.
По-доброму отношусь к людям.
Врач – кардиолог. Спасибо, Николай Михайлович. Здоровья Вам. Всё у Вас в норме. Долгих Вам лет жизни. Вы ведёте здоровый образ и являетесь примером для подражания.
Следующий.
Медсестра. Селиванова Л.А., 53 года, учитель.
Артериальное давление 160×100.
Врач – кардиолог. На что жалуйтесь?
Учитель. У меня сильно болит голова. Особенно в затылочной области. Болит сердце: иногда колит, иногда давит. У меня мама мучилась от давления.
Врач – кардиолог. У Вас гипертония. Вы стоите у нас на учёте. Причина вашего заболевания – перенапряжение на работе, стрессы, генетический фактор. Вам назначено медикаментозное лечение, рациональное питание, исключение стрессовых ситуаций, полноценный отдых.
Медсестра (зачитывает справку):
Справка
Дана Селивановой Л.А., 53 года, в том, что  она действительно состоит на диспансерском учёте. 
D.S.: гипертония III степени.
Противопоказания: стрессы, обильная пища.
Показания: диета, отдых, профилактика, использование средств народной медицины (мята, черноплодная рябина), медикаментозное лечение.
Врач – кардиолог. Следующий.
Медсестра. Круглякова Юлия, 14 лет, учащаяся.
Артериальное давление 140×80. Учащённое сердцебиение.
Врач – кардиолог. Что Вас беспокоит?
Учащаяся. Доктор, я 2 недели тому назад переболела гриппом. После этого почувствовала одышку после даже небольших нагрузок: например, при быстрой ходьбе, поднятии даже на 2 – 3 этаж. Раньше этого, не наблюдалось. А ещё шум в ушах, голова болит, давит виски.
Врач – кардиолог. У Вас осложнение после гриппа. Тахикардия. Вас необходимо госпитализировать. Стационарное лечение поможет преодолеть Вам недуг. Грипп опасен тем, что даёт осложнения, в том числе и на сердечно-сосудистую систему. Желаю успешного выздоровления.
Медсестра (зачитывает направление)
В кардиологическое отделение направляется Круглякова Юлия, 14 лет, для стационарного лечения
D.S.: тахикардия, АД: 140×80. Осложнение после гриппа.
Врач – кардиолог. На этот приём больных сегодня окончен.
Задание «студентам»: письменный отчёт о факторах, располагающих к сердечно-сосудистым заболеваниям, и факторах, сердечно-сосудистые заболевания.

Отчёт можно оформить в виде таблицы:

Факторы, располагающие к ССЗ

Факторы, предупреждающие ССЗ

 

 

 

 

Учитель (под музыку). Сердце… Оно «обливается» кровью от горя, «ёкает» от неожиданной встречи, «замирает» от любви, «прыгает» от радости.
То есть почти от всего неприятного и приятного нарушается ритм его работы. Управлять собой и своими чувствами помогает аутогенная тренировка. Но более универсальный способ - интенсивная физическая деятельность, систематические тренировки. Они закаляют и нервы, и сердце.
И тогда вы скажете:

«Сердце, тебе не хочется покоя,
Сердце, как хорошо на свете жить,
Сердце, как хорошо, что ты такое.
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить».
Любить жизнь, людей, работу, учёбу, свою семью, свою Родину.

Подведение итога урока.



Комментарии:

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

30 09 2023 8:24:37

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии


    Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

29 09 2023 21:27:47

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

28 09 2023 8:23:18

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"


    Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

      Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

27 09 2023 23:31:48

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естественно-научного цикла


    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естественно-научного цикла

      О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....

26 09 2023 15:56:39

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

25 09 2023 15:20:46

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по молекулярной биологии   ЕГЭ biologia's Blog Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

24 09 2023 2:23:15

Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"


    Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"

      В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...

23 09 2023 17:26:11

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

22 09 2023 18:51:40

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

21 09 2023 4:53:11

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

20 09 2023 9:33:24

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

19 09 2023 12:10:56

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

18 09 2023 5:40:19

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

17 09 2023 0:19:25

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

16 09 2023 14:48:12

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

15 09 2023 10:49:27

Проблемное обучение на уроках биологии


    Проблемное обучение на уроках биологии

      Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

14 09 2023 1:52:44

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

13 09 2023 8:52:43

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

12 09 2023 19:13:53

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

11 09 2023 9:46:29

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс


    "Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

      Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

10 09 2023 19:36:36

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

09 09 2023 19:58:23

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс


    Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

      Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

08 09 2023 17:12:17

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

07 09 2023 6:53:59

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

06 09 2023 12:14:21

Тема урока: "Пищеварение в желудке"


    Тема урока: "Пищеварение в желудке"

      Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

05 09 2023 16:45:30

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

      Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

04 09 2023 0:39:40

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

03 09 2023 15:11:46

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

02 09 2023 8:12:47

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

01 09 2023 4:29:10

Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")


    Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

      Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....

31 08 2023 16:55:37

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

30 08 2023 23:15:22

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

29 08 2023 7:31:36

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

28 08 2023 1:57:37

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

27 08 2023 2:20:22

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

26 08 2023 22:45:52

Метод проектов на уроках биологии


    Метод проектов на уроках биологии

      Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....

25 08 2023 12:48:19

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

24 08 2023 21:35:35

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

23 08 2023 21:20:19

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

22 08 2023 15:33:10

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс


    Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

      Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

21 08 2023 6:47:42

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

20 08 2023 8:43:37

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

      Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

19 08 2023 15:41:55

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

18 08 2023 22:55:28

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

17 08 2023 4:24:41

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым


    Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

      Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

16 08 2023 2:58:45

Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....

15 08 2023 23:11:39

Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума


    Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума

      В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....

14 08 2023 18:22:51

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....

13 08 2023 22:15:20

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

12 08 2023 13:24:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::