"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

Цель: овладеть комплексом знаний, умений, навыков по теме.
Задачи образовательные: учащиеся знают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт, учащиеся умеют проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).
Задачи развивающие:
- выделяют причины миграций, изменения ареалов вида,
- влияние человека на распространение видов животных,
- дают оценку акклиматизации животных,
- развитие межполушарных взаимодействий.
Задачи воспитательные:
- бережное отношение к живой природе,
- формирование ответственного отношения к животным.
Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний)
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Проверка домашнего задания – 11 мин.
- Актуализация новых знаний – 2 мин
- Изучение нового материала – 15 мин.
- Домашнее задание – 3 мин.
- Закрепление нового материала – 7 мин.
- Итог урока – 1 мин.
Материалы для учащихся к уроку.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполнить тест. Выберете правильные утверждения (задание для проверки знаний левополушарных визуалов).
Вариант 1.
Выберите правильные утверждения.
- Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.
- Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.
- Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.
- Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.
- Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.
- Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.
- Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
- От количества растительноядных животных зависит количество хищников.
- Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.
- В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.
(правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10)
Вариант 2.
Выберите правильные утверждения.
- Развитие второго круга кровообращения связано с выходом на сушу позвоночных животных.
- Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей.
- Все личинки земноводных дышат атмосферным воздухом.
- Четырехкамерное сердце позволило разделить кровь на венозную и артериальную.
- Теплокровные животные шире распространены на земле, чем холоднокровные.
- Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ.
- В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистеперые рыбы.
- Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.
- Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора образуется многообразие видов.
- Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.
(правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).
2. Соответствие понятия и термина (правополушарный кинестетик).
Установите соответствие между терминами и понятиями.
| атавизм рудимент эволюция дивергенция гомологичный орган |
А. необратимое историческое развитие
организмов. Б. орган, утративший функцию. В. Появляющийся орган у отдельных особей от предков Г. органы, сходные по строению, происхождению, но имеющие разную форму и функцию. Д. Процесс расхождения признаков у родственных форм. |
(правильный ответ: А-3, Б-2, В-1, Г-5, Д-4).
3. Соответствие между понятием и примером (левополушарный кинестетик)
Установите соответствие.
| орган | пример |
| Гомологичный орган Рудимент Атавизм. |
Ласт кита Крыло киви Задние конечности питона Крыло летучей мыши Трехпалость лошадей Рука обезьяны Тазовые кости дельфина |
(правильный ответ: 1 – А, В, D, F; 2- C, G, 3 – E)
4. “Корректурная проба” Сколько терминов вы найдете среди этой последовательности букв? Выпишите их в тетрадь и дайте определение каждому термину. (правополушарный визуал)
Вариант 1
Сьбцпрофждэволюцияпрвогшзуэпалеонтологияоовтмрудиментврцкуюбьсатавизмооылшгкттьофыпкрмоджвщшвььиопгн уюсашкгомологичныйорган.
Вариант 2.
Архиоптериксаплджыюьмтынкоарптмствоардылвьтмсвидообразованиерраовн цеуктестественныйотборабьятчисвеуйъхаьбнаследственностьтпрвоганс юбиьмторизменчивостьарыоцемнвтэмбрионарпол
5. Задания для проверки знаний с устным ответом.
Работа на фланелеграфе. (на карточках записаны понятия и определения, на обратной стороне наклеены полоски бархатной бумаги, карточки “приклеиваются” на натянутую фланель)
Установить соответствие между понятиями и определениями (правополушарный кинестетик).
| Дивергенция Изменчивость Наследственность Естественный отбор Филогенез |
Историческое развитие организмов |
| Способность организмов передавать признаки потомкам. | |
| Способность приобретать новые признаки, реагируя на среду. | |
| Процесс выживания наиболее приспособленного организма. | |
| Процесс расхождения признаков у родственных видов. |
“Найти лишнее”
На доске написаны группы понятий. Найдите лишнее и объясните свой выбор.
- Ласт кита, рука шимпанзе, крыло киви, крыло летучей мыши.
- Естественный отбор, наследственность, изменчивость, палеонтология.
- Майский жук, серая жаба, синий кит, рыбы.
- Утка, норка, карась, плавунец.
- Плохое зрение, роющие конечности, облегченный скелет, слабое зрение.
“Извлечь всю информацию из предложенного объекта.”
Даны живые объекты (хомяк, гуппи). Необходимо составить рассказ о животном по плану:
- Систематическое положение (тип, класс, отряд, вид). Почему вы отнесли этого животного к данной систематической группе?
- В каких условиях обитали предки данного животного? Опишите приспособления к среде обитания.
- Какие признаки возникли у данного животного благодаря человеку?
Изучение нового материала.
При изучении нового материала используются различные методы восприятия: активное слушание, работа с текстом учебника, сворачивание информации в схемы, анализ полученной информации, оценивание презентации.
Учитель: Мы говорили о многообразии животного мира. 2 миллиона видов животных насчитывают ученые. Каким образом распространены они по планете? Занимают определенную территорию. Мы не встретим болотную черепаху в пустыне Сахара. Почему?
Учащиеся: Нет условий для ее обитания.
Учитель: Таким образом мы выяснили, что для существования вида нужны определенные условия. А территория. на которой обитает вид называется ареал. В тетради запишем схему:
Сплошным ареалом называют территорию, на которой все возможные участки заняты видом. из учебника выберете примеры животных со сплошным ареалом.
Разорванным ареалом называют ареал, который пересекают непреодолимые географические объекты. Выпишите примеры видов с разорванным ареалом.
Реликтовый ареал- ареал реликтового вида. (пример из текста учебника).
Какие новые понятия вы встретили, читая текст учебника?
Учащиеся: Эндемик, реликт, космополит.
(С использование фланелеграфа и учебника записываем понятия и определения с примерами).
Учитель: Одним из признаков животных является способность к активному движению, а перемещение животных в связи с изменением условий или циклом жизни называется миграцией.
Домашнее задание.
Таким образом, мы познакомились с понятием ареал и миграция, выявили причины влияющие на ареал, вызывающие миграции. Домашнее задание записано на доске: § 52, в рабочих тетрадях на печатной основе выполнить № 3,7,10.
Закрепление изученного материала.
А сейчас вы посмотрите презентацию, которую подготовили учащиеся 11 класса. Вам необходимо посмотреть и дать свою оценку. Что вам понравилось, что удалось, что бы вы изменили.
Презентации.
Подведение итогов урока.
Комментарии:
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
15 12 2025 9:43:57
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
14 12 2025 12:51:24
Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни.
Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д.
Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход.
...
13 12 2025 3:58:49
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире.
...
12 12 2025 1:31:23
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
11 12 2025 9:32:56
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
10 12 2025 0:28:54
Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....
09 12 2025 15:38:42
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
08 12 2025 3:18:42
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
07 12 2025 21:36:51
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
06 12 2025 8:30:14
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
05 12 2025 7:38:39
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
04 12 2025 0:32:15
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
03 12 2025 19:58:20
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
02 12 2025 16:39:38
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
01 12 2025 9:39:11
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....
30 11 2025 7:31:53
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
29 11 2025 14:48:35
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
28 11 2025 20:16:37
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний.
...
27 11 2025 13:18:29
Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...
26 11 2025 5:21:55
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
25 11 2025 7:54:53
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
24 11 2025 3:41:46
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
23 11 2025 4:28:46
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
22 11 2025 18:27:32
Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....
21 11 2025 9:36:33
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
20 11 2025 22:58:51
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
19 11 2025 19:19:22
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
18 11 2025 20:39:31
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
17 11 2025 4:48:34
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
16 11 2025 18:24:49
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
15 11 2025 8:21:38
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
14 11 2025 20:30:54
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
13 11 2025 17:52:19
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
12 11 2025 7:12:46
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 11 2025 22:22:32
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
10 11 2025 19:18:52
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
09 11 2025 7:16:27
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
08 11 2025 9:49:49
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
07 11 2025 15:18:16
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
06 11 2025 10:26:22
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
05 11 2025 11:44:30
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
04 11 2025 14:27:46
Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
03 11 2025 1:16:29
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
02 11 2025 22:10:53
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
01 11 2025 4:42:35
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
31 10 2025 7:43:29
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
30 10 2025 2:59:15
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
29 10 2025 0:57:47
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
28 10 2025 8:15:37
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....
27 10 2025 15:18:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




