Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"
Пояснительная записка
Программа элективного курса “Человек, его здоровье и окружающая среда” рассчитан на 34 часа для учащихся 9-х классов. Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Человек рассматривается с позиций биологических и социальных, т.е. как биосоциальное существо. Данный элективный курс позволит не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению. Изучаемый курс интегрирует с экологией и валеологией, что позволит раскрыть не только проблемы влияния окружающей среды на деятельность органов и систем, но и способы защиты организма от влияния нeблагоприятных факторов. В процессе обучения учащиеся приобретут умения участвовать в дискуссиях, собирать и анализировать данные для проектов, обоснованно хаpaктеризовать влияние нeблагоприятных воздействий и вредных привычек на здоровье отдельных органов и систем в целом, объяснять с биологических позиций необходимость бережного отношения к природе. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов. Лекционная и пpaктическая части курса предполагают широкое использование видиофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий. Отметки, полученные учащимися по всем видам деятельности, выставляются в журнал элективного курса по пятибалльной шкале.
Цель курса:
На основе системного подхода ознакомить учащихся с основами научных знаний о целостности организма человека, сформировать понимание общих и наиболее важных закономерностей функционирования организма при различных воздействиях экологических факторов, научить применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях при занятиях физической культурой и спортом.
Задачи курса:
1.Общеобразовательные
- изучение строение организма человека и функционирования его органов и систем.
- овладение знаниями об особенностях строения и функционирования различных систем организма у детей школьного возраста.
- выявление связи организма человека с внешней средой. Социальные и экологические факторы воздействия на организм.
2. Воспитательные
- использование анатомического материала в воспитании санитарно - гигиенических навыков школьников как одного из аспектов экологического воспитания.
3. Развивающие
- интеграция анатомии с физиологией, экологией.
- формирование установки ЗОЖ.
- понимание положения человека как части природы, что важно для формирования научного мировоззрения.
Учащиеся должны знать:
- морфо-функциональные особенности строения организма человека.
- последствия вредных привычек на структуру и функции отдельных органов и организма в целом.
- санитарно-гигиенические нормы и правила.
- влияние социальных и экологических факторов воздействия на организм.
Учащиеся должны уметь:
- использовать знания для формирования культуры ЗОЖ;
- предупреждать развитие патологий.
- использовать имеющиеся знания для оказания первой медицинской помощи.
- давать оценку уровня физического развития.
Содержание
Тема 1. Введение (1 час)
Общие сведения о строении и функциях организма человека. Связь науки анатомии с другими биологическими науками. Роль биологических наук в формировании научного мировоззрения.
Основные термины: окружающая среда, факторы, обмен веществ, вредные привычки, токсикомания, наркомания.
Тема 2. Организм как живая открытая система (3 часа)
Основные свойства организма. Обмен веществ – признак жизни. Саморегуляция функций организма. Внутренняя среда организма, зависимость гомеостаза от условий внешней среды. Нeблагоприятные факторы окружающей среды и их воздействие на организм.
Основные термины: раздражимость, возбудимость, приспособляемость, саморегуляция, нeблагоприятные факторы среды, ослабленный организм.
Семинар: “Взаимодействие организма с внешней средой. Исследование причин, влияющих на состояние здоровья населения”.
Лабораторный пpaктикум: “Оценка состояния физического здоровья”.
Отчеты о самонаблюдениях.
Защита рефератов: “Рациональное питание и здоровье человека”, “Режим дня для различных возрастных групп”, “Индивидуальный ритм работоспособности”, “Гиподинамия и ожирение”
Тема 3. Защитные механизмы организма (3 часа)
Внешние биологические барьеры, их роль в защите организма. Иммунная защита организма, формы иммунитета, свойства иммунной системы. Зависимость состояния организма от его защитных свойств.
Основные термины: фагоцитоз, иммунитет, иммунодефицит.
Лабораторный пpaктикум: “Защитные механизмы организма”
Проектная деятельность “Составление индивидуальной программы укрепления здоровья”.
Тема 4. Окружающая среда и гигиена опopно-двигательной системы (4 часа)
Функциональные особенности опopно-двигательной и мышечной систем человека. Функциональные нарушения и роль физических упражнений в формировании опopно-двигательной и мышечной систем человека.
Основные термины: астеник, нормостеник, гиперстеник, осанка, сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие, мышечные волокна, пучки, сгибатели, разгибатели, гиподинамия, гипокинезия, атрофия, атеросклероз.
Семинар “Функциональные нарушения и роль физических упражнений в формировании опopно-двигательной и мышечной систем человека”
Лабораторный пpaктикум “Определение типа телосложения, осанки”.
Лабораторный пpaктикум “Самонаблюдение за изменением мышц в зависимости от тренировки”.
Проектная деятельность “Режим двигательной активности для разных возрастных групп”.
Тема 5. Окружающая среда и гигиена кровеносной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем человека (4 часа)
Физиологические особенности и гигиена кровеносной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем человека. Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика. Нарушения иммунитета, их профилактика. СПИД, причины заболевания, меры профилактики.
Основные термины: кроветворный орган, белая пульпа, красная пульпа, невроз сердца, ревматизм, стенокардия, ишемическая болезнь сердца.
Семинар “Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика”
Лабораторный пpaктикум “Определение влияния физической нагрузки на работу сердца”.
Проектная деятельность
- “Реакция сердечно-сосудистой системы человека на физическую нагрузку”
- “Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы”
- “Оценка состояния противоинфекционного иммунитета”
Тема 6. Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека (4 часа)
Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в железах пищеварительной системы. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в кишечнике. Функция аппендикса в организме. Проблемы питания человека. Экологически чистые продукты.
Основные термины: амилаза, лизоцим, пульпит, периодонтит, гастрит, режим питания, диета, панкреатит, инсулин.
Семинар: “Обсуждение актуальных проблем питания человека”
Лабораторный пpaктикум “Гигиена и профилактика заболеваний зубов”
Проектная деятельность Сбор материала в отделе здравоохранения для изучения причин и динамики желудочно-кишечных заболеваний в районе. Составление отчета о проделанной работе. Оформление фото материалов, стенда и выставки плакатов, докладов на изученную тему. “Определение суточной калорийности питания”, “Составление суточного меню согласно основным принципам здорового питания”
Тема 7. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность выделительных систем организма человека. (5 часа)
Функциональные особенности, гигиена и профилактика кожи. Функциональные особенности органов дыхания, и гигиена дыхания. Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики. Функциональные особенности, гигиена и профилактика пoлoвoй и мочевыделительной систем.
Основные термины: экзема, дерматомикоз, ворота легких, поверхностное дыхание, носовое дыхание, канцерогенные вещества, нефрон, нефрит, цистит.
Семинар: “Основные меры профилактики кожных заболеваний, гигиена дыхания”.
Лабораторный пpaктикум “Определение полного, поверхностного, носового дыхания, жизненной емкости легких”.
Проектная деятельность “Влияние вредных привычек на здоровье человека”
Тема 8. Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека. (4 часа)
Сбалансированность питания и водообмена — важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека
Функция витаминов в обмене веществ организма. Функция желез внутренней секреции в обмене веществ.
Патология и профилактика обменных процессов в организме.
Основные термины: стабильность обмена веществ, коферменты, антивитамины, гиповитаминоз, тироксин, кальцитонин, паратгормон, сахарный диабет, холестерин, аллергия.
Семинар: “Роль витаминов в обменных процессах организма”.
Лабораторный пpaктикум “Определение энергозатрат человека в течение дня”.
Тема 9. Воздействие окружающей среды на органы чувств и ВНД человека. (4 часа)
Физиологические особенности глаза — органа зрения, гигиена и профилактика глазных заболеваний
Физиологические особенности уха, гигиена и профилактика заболеваний данного органа
Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика
ВНД человека, функции мозга и профилактика.
Сон и его физиологические особенности.
Природа памяти и эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой.
Основные термины: катаpaкта, глаукома, внутриглазное давление, вестибулярный аппарат, тактильная чувствительность, мышление, локализация функций, положительные и отрицательные эмоции, стрессы.
Лабораторный пpaктикум “Определение гигиенических требований к освещению рабочего места”, “Определение гигиенических требований при работе с компьютером. Меры по снижению утомляемости зрения”
Лабораторный пpaктикум “Анкетирование, выявляющее особенности мыслительной деятельности людей правополушарных и левополушарных”
Тема 10. Функциональные особенности и развития человеческого организма. (1час)
Развитие человеческого организма.
Как наследуется ребенком группа крови и резус-фактор?
Развитие плода и рождение ребенка.
Основные термины: плацента, матка, гемофилия, серповидная анемия, галактоземия.
Итоговое занятие 1 час. Составление отчета о проделанной работе, создать компьютерную презентацию по любой теме занятий.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование тем курса | Всего часов |
Лекция |
Семинар |
Пpaкт. |
Форма контроля |
1. |
Введение Общие сведения о строении и функциях организма человека. |
1 |
1 |
Самоконтроль |
||
Организм как живая открытая система. | 3 |
|||||
2. |
Основные свойства организма. Обмен веществ – признак жизни | 1 |
Тестирование |
|||
3 |
Зависимость гомеостаза от условий внешней среды. | 1 |
Отчет о самонаблюдениях | |||
4. |
Нeблагоприятные факторы окружающей среды и их воздействие на организм. | 1 |
Участие в семинаре, защита рефератов. | |||
Защитные механизмы организма | 3 |
|||||
5. |
Внешние биологические барьеры | 1 |
Самоконтроль. |
|||
6. |
Иммунная защита организма. Зависимость состояния организма от его защитных свойств | 1 |
Участие в семинаре, защита проектов. | |||
7. |
Защитные механизмы организма | 1 |
Составление индивидуальной программы укрепления здоровья. | |||
Окружающая среда и гигиена опopно-двигательной системы | 4 |
|||||
8. |
Функциональные особенности опopно-двигательной и мышечной систем человека. | 1 |
Биологический диктант | |||
9 |
Определение типа телосложения, осанки | 1 |
Отчет о результатах исследований | |||
10. |
Самонаблюдение за изменением мышц в зависимости от тренировки | 1 |
Отчет о результатах самонаблюдений | |||
11. |
Функциональные нарушения и роль
физических упражнений в формировании
опopно-двигательной и мышечной систем человека
|
1 |
Участие в семинаре, защита проектов. | |||
Окружающая среда и гигиена кровеносной, сердечно- сосудистой и лимфатической систем человека | 4 |
|||||
12. |
Физиологические особенности и гигиена кровеносной, сердечно- сосудистой и лимфатической систем человека | 1 |
Тестирование |
|||
13, 14. |
Определение влияния физической нагрузки на работу сердца. | 2 |
Отчет о самонаблюдениях | |||
15. |
Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика | 1 |
Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований. | |||
Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека | 4 |
|||||
16. |
Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике | 1 |
Самоконтроль |
|||
17. |
Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в железах пищеварительной системы. | 1 |
Отчет о самонаблюдениях | |||
18, 19. |
Обсуждение актуальных проблем питания человека | 2 |
Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований | |||
Влияние окружающей среды на функциональную деятельность выделительных систем организма человека. | 5 |
|||||
20. |
Функциональные особенности, гигиена и профилактика кожи | 1 |
||||
21. |
Функциональные особенности органов дыхания, и гигиена дыхания. | 1 |
Тестирование |
|||
22. |
Определение полного, поверхностного, носового дыхания, жизненной емкости легких. | 1 |
Самоконтроль |
|||
23, 24. |
Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики. | 2 |
Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований | |||
Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека. | 4 |
|||||
25. |
Сбалансированность питания и водообмена — важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека | 1 |
Самоконтроль |
|||
26. |
Функция витаминов в обмене веществ организма. Функция желез внутренней секреции в обмене веществ. | 1 |
Тестирование |
|||
27. |
Роль витаминов в обменных процессах организма. | 1 |
Защита рефератов | |||
28. |
Патология и профилактика обменных процессов в организме. Определение энергозатрат человека в течение дня. | 1 |
Отчет о результатах исследований | |||
Воздействие окружающей среды на органы чувств и ВНД человека. | 4 |
|||||
29. |
Физиологические особенности глаза, гигиена и профилактика глазных заболеваний. Определение гигиенических требований к освещению рабочего места. | 1 |
Отчет о результатах исследований | |||
30. |
Физиологические особенности уха, гигиена и профилактика заболеваний данного органа | 1 |
Самоконтроль | |||
31. |
Физиологические особенности органов
чувств, их гигиена и профилактика ВНД человека, функции мозга и профилактика. |
1 |
Тестирование | |||
32. |
Природа памяти и эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой. | 1 |
Отчет о результатах анкетирования | |||
Функциональные особенности и развития человеческого организма. | 1 |
|||||
33. |
Развитие человеческого организма. Как наследуется ребенком группа крови и резус-фактор? |
1 |
Тестирование | |||
34. |
Итоговое занятие | 1 |
Составление компьютерной презентации | |||
Итого: |
34 |
13 |
9 |
12 |
Литература для учащихся.
- Биология. Анатомия человека. Авторский коллектив. Москва “Эксимо”, 2003 г.
- Биология. Иллюстрированный словарь. Москва “Астрель”, 2005 г.
- Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск “Факел” 1995 г.
- Биология. Задания и упражнения. Т.Л. Богданова. Москва “Высшая школа” 1991 г.
- “Как же вы устроены, господин тело?” Л.Этинген. Москва “ Линка - Пресс” 1997 г.
- Тайны анатомии. Кэрол Доннер. Москва “Мир” 1988 г.
Литература для учителей.
- Биология. Задания и упражнения. Т.Л. Богданова. Москва “Высшая школа” 1991 г.
- Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск “Факел” 1995 г.
- Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. Москва “Первое сентября” 2000 г.
- Биология. Технологические карты уроков. В.Н.Семенцова. Санкт – Петербург “Паритет” 2002 г.
- “Как же вы устроены, господин тело?” Л.Этинген. Москва “ Линка - Пресс” 1997 г.
- Тайны анатомии. Кэрол Доннер. Москва “Мир” 1988г.
- Биология. Иллюстрированный словарь. Москва “Астрель”, 2005 г.
Комментарии:
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
25 04 2025 9:19:49
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
24 04 2025 21:31:57
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
23 04 2025 11:10:45
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
22 04 2025 1:20:59
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
21 04 2025 8:19:26
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
20 04 2025 22:12:50
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
19 04 2025 8:31:34
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология".
...
18 04 2025 12:45:49
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
17 04 2025 23:39:25
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
16 04 2025 21:26:21
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
15 04 2025 10:32:30
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
14 04 2025 22:45:55
В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....
13 04 2025 12:43:49
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
12 04 2025 1:59:43
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
11 04 2025 9:49:26
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни
В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии.
В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
10 04 2025 4:42:26
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
09 04 2025 13:46:54
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
08 04 2025 6:59:58
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
07 04 2025 5:29:18
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
06 04 2025 13:44:47
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
05 04 2025 2:27:32
Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии.
...
04 04 2025 12:38:24
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
03 04 2025 3:28:17
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
02 04 2025 1:17:17
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
01 04 2025 11:10:38
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
31 03 2025 23:25:58
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
30 03 2025 7:17:43
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
29 03 2025 8:42:32
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
28 03 2025 5:24:17
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
27 03 2025 11:51:39
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
26 03 2025 0:50:59
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
25 03 2025 5:49:49
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
24 03 2025 10:37:23
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
23 03 2025 2:20:44
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
22 03 2025 12:48:56
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
21 03 2025 2:30:39
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
20 03 2025 13:52:41
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
19 03 2025 20:49:42
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
18 03 2025 16:53:41
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
17 03 2025 5:17:20
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
16 03 2025 21:24:41
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
15 03 2025 23:45:41
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
14 03 2025 11:45:11
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
13 03 2025 10:34:49
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
12 03 2025 0:58:33
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
11 03 2025 11:56:28
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
10 03 2025 21:25:25
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
09 03 2025 9:43:25
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
08 03 2025 10:22:17
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
07 03 2025 23:57:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::