Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"
Пояснительная записка
Программа элективного курса “Человек, его здоровье и окружающая среда” рассчитан на 34 часа для учащихся 9-х классов. Данная программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Человек рассматривается с позиций биологических и социальных, т.е. как биосоциальное существо. Данный элективный курс позволит не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению. Изучаемый курс интегрирует с экологией и валеологией, что позволит раскрыть не только проблемы влияния окружающей среды на деятельность органов и систем, но и способы защиты организма от влияния нeблагоприятных факторов. В процессе обучения учащиеся приобретут умения участвовать в дискуссиях, собирать и анализировать данные для проектов, обоснованно хаpaктеризовать влияние нeблагоприятных воздействий и вредных привычек на здоровье отдельных органов и систем в целом, объяснять с биологических позиций необходимость бережного отношения к природе. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов. Лекционная и пpaктическая части курса предполагают широкое использование видиофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий. Отметки, полученные учащимися по всем видам деятельности, выставляются в журнал элективного курса по пятибалльной шкале.
Цель курса:
На основе системного подхода ознакомить учащихся с основами научных знаний о целостности организма человека, сформировать понимание общих и наиболее важных закономерностей функционирования организма при различных воздействиях экологических факторов, научить применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях при занятиях физической культурой и спортом.
Задачи курса:
1.Общеобразовательные
- изучение строение организма человека и функционирования его органов и систем.
- овладение знаниями об особенностях строения и функционирования различных систем организма у детей школьного возраста.
- выявление связи организма человека с внешней средой. Социальные и экологические факторы воздействия на организм.
2. Воспитательные
- использование анатомического материала в воспитании санитарно - гигиенических навыков школьников как одного из аспектов экологического воспитания.
3. Развивающие
- интеграция анатомии с физиологией, экологией.
- формирование установки ЗОЖ.
- понимание положения человека как части природы, что важно для формирования научного мировоззрения.
Учащиеся должны знать:
- морфо-функциональные особенности строения организма человека.
- последствия вредных привычек на структуру и функции отдельных органов и организма в целом.
- санитарно-гигиенические нормы и правила.
- влияние социальных и экологических факторов воздействия на организм.
Учащиеся должны уметь:
- использовать знания для формирования культуры ЗОЖ;
- предупреждать развитие патологий.
- использовать имеющиеся знания для оказания первой медицинской помощи.
- давать оценку уровня физического развития.
Содержание
Тема 1. Введение (1 час)
Общие сведения о строении и функциях организма человека. Связь науки анатомии с другими биологическими науками. Роль биологических наук в формировании научного мировоззрения.
Основные термины: окружающая среда, факторы, обмен веществ, вредные привычки, токсикомания, наркомания.
Тема 2. Организм как живая открытая система (3 часа)
Основные свойства организма. Обмен веществ – признак жизни. Саморегуляция функций организма. Внутренняя среда организма, зависимость гомеостаза от условий внешней среды. Нeблагоприятные факторы окружающей среды и их воздействие на организм.
Основные термины: раздражимость, возбудимость, приспособляемость, саморегуляция, нeблагоприятные факторы среды, ослабленный организм.
Семинар: “Взаимодействие организма с внешней средой. Исследование причин, влияющих на состояние здоровья населения”.
Лабораторный пpaктикум: “Оценка состояния физического здоровья”.
Отчеты о самонаблюдениях.
Защита рефератов: “Рациональное питание и здоровье человека”, “Режим дня для различных возрастных групп”, “Индивидуальный ритм работоспособности”, “Гиподинамия и ожирение”
Тема 3. Защитные механизмы организма (3 часа)
Внешние биологические барьеры, их роль в защите организма. Иммунная защита организма, формы иммунитета, свойства иммунной системы. Зависимость состояния организма от его защитных свойств.
Основные термины: фагоцитоз, иммунитет, иммунодефицит.
Лабораторный пpaктикум: “Защитные механизмы организма”
Проектная деятельность “Составление индивидуальной программы укрепления здоровья”.
Тема 4. Окружающая среда и гигиена опopно-двигательной системы (4 часа)
Функциональные особенности опopно-двигательной и мышечной систем человека. Функциональные нарушения и роль физических упражнений в формировании опopно-двигательной и мышечной систем человека.
Основные термины: астеник, нормостеник, гиперстеник, осанка, сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие, мышечные волокна, пучки, сгибатели, разгибатели, гиподинамия, гипокинезия, атрофия, атеросклероз.
Семинар “Функциональные нарушения и роль физических упражнений в формировании опopно-двигательной и мышечной систем человека”
Лабораторный пpaктикум “Определение типа телосложения, осанки”.
Лабораторный пpaктикум “Самонаблюдение за изменением мышц в зависимости от тренировки”.
Проектная деятельность “Режим двигательной активности для разных возрастных групп”.
Тема 5. Окружающая среда и гигиена кровеносной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем человека (4 часа)
Физиологические особенности и гигиена кровеносной, сердечно-сосудистой и лимфатической систем человека. Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика. Нарушения иммунитета, их профилактика. СПИД, причины заболевания, меры профилактики.
Основные термины: кроветворный орган, белая пульпа, красная пульпа, невроз сердца, ревматизм, стенокардия, ишемическая болезнь сердца.
Семинар “Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика”
Лабораторный пpaктикум “Определение влияния физической нагрузки на работу сердца”.
Проектная деятельность
- “Реакция сердечно-сосудистой системы человека на физическую нагрузку”
- “Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы”
- “Оценка состояния противоинфекционного иммунитета”
Тема 6. Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека (4 часа)
Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в железах пищеварительной системы. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в кишечнике. Функция аппендикса в организме. Проблемы питания человека. Экологически чистые продукты.
Основные термины: амилаза, лизоцим, пульпит, периодонтит, гастрит, режим питания, диета, панкреатит, инсулин.
Семинар: “Обсуждение актуальных проблем питания человека”
Лабораторный пpaктикум “Гигиена и профилактика заболеваний зубов”
Проектная деятельность Сбор материала в отделе здравоохранения для изучения причин и динамики желудочно-кишечных заболеваний в районе. Составление отчета о проделанной работе. Оформление фото материалов, стенда и выставки плакатов, докладов на изученную тему. “Определение суточной калорийности питания”, “Составление суточного меню согласно основным принципам здорового питания”
Тема 7. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность выделительных систем организма человека. (5 часа)
Функциональные особенности, гигиена и профилактика кожи. Функциональные особенности органов дыхания, и гигиена дыхания. Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики. Функциональные особенности, гигиена и профилактика пoлoвoй и мочевыделительной систем.
Основные термины: экзема, дерматомикоз, ворота легких, поверхностное дыхание, носовое дыхание, канцерогенные вещества, нефрон, нефрит, цистит.
Семинар: “Основные меры профилактики кожных заболеваний, гигиена дыхания”.
Лабораторный пpaктикум “Определение полного, поверхностного, носового дыхания, жизненной емкости легких”.
Проектная деятельность “Влияние вредных привычек на здоровье человека”
Тема 8. Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека. (4 часа)
Сбалансированность питания и водообмена — важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека
Функция витаминов в обмене веществ организма. Функция желез внутренней секреции в обмене веществ.
Патология и профилактика обменных процессов в организме.
Основные термины: стабильность обмена веществ, коферменты, антивитамины, гиповитаминоз, тироксин, кальцитонин, паратгормон, сахарный диабет, холестерин, аллергия.
Семинар: “Роль витаминов в обменных процессах организма”.
Лабораторный пpaктикум “Определение энергозатрат человека в течение дня”.
Тема 9. Воздействие окружающей среды на органы чувств и ВНД человека. (4 часа)
Физиологические особенности глаза — органа зрения, гигиена и профилактика глазных заболеваний
Физиологические особенности уха, гигиена и профилактика заболеваний данного органа
Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика
ВНД человека, функции мозга и профилактика.
Сон и его физиологические особенности.
Природа памяти и эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой.
Основные термины: катаpaкта, глаукома, внутриглазное давление, вестибулярный аппарат, тактильная чувствительность, мышление, локализация функций, положительные и отрицательные эмоции, стрессы.
Лабораторный пpaктикум “Определение гигиенических требований к освещению рабочего места”, “Определение гигиенических требований при работе с компьютером. Меры по снижению утомляемости зрения”
Лабораторный пpaктикум “Анкетирование, выявляющее особенности мыслительной деятельности людей правополушарных и левополушарных”
Тема 10. Функциональные особенности и развития человеческого организма. (1час)
Развитие человеческого организма.
Как наследуется ребенком группа крови и резус-фактор?
Развитие плода и рождение ребенка.
Основные термины: плацента, матка, гемофилия, серповидная анемия, галактоземия.
Итоговое занятие 1 час. Составление отчета о проделанной работе, создать компьютерную презентацию по любой теме занятий.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование тем курса | Всего часов |
Лекция |
Семинар |
Пpaкт. |
Форма контроля |
1. |
Введение Общие сведения о строении и функциях организма человека. |
1 |
1 |
Самоконтроль |
||
Организм как живая открытая система. | 3 |
|||||
2. |
Основные свойства организма. Обмен веществ – признак жизни | 1 |
Тестирование |
|||
3 |
Зависимость гомеостаза от условий внешней среды. | 1 |
Отчет о самонаблюдениях | |||
4. |
Нeблагоприятные факторы окружающей среды и их воздействие на организм. | 1 |
Участие в семинаре, защита рефератов. | |||
Защитные механизмы организма | 3 |
|||||
5. |
Внешние биологические барьеры | 1 |
Самоконтроль. |
|||
6. |
Иммунная защита организма. Зависимость состояния организма от его защитных свойств | 1 |
Участие в семинаре, защита проектов. | |||
7. |
Защитные механизмы организма | 1 |
Составление индивидуальной программы укрепления здоровья. | |||
Окружающая среда и гигиена опopно-двигательной системы | 4 |
|||||
8. |
Функциональные особенности опopно-двигательной и мышечной систем человека. | 1 |
Биологический диктант | |||
9 |
Определение типа телосложения, осанки | 1 |
Отчет о результатах исследований | |||
10. |
Самонаблюдение за изменением мышц в зависимости от тренировки | 1 |
Отчет о результатах самонаблюдений | |||
11. |
Функциональные нарушения и роль
физических упражнений в формировании
опopно-двигательной и мышечной систем человека
|
1 |
Участие в семинаре, защита проектов. | |||
Окружающая среда и гигиена кровеносной, сердечно- сосудистой и лимфатической систем человека | 4 |
|||||
12. |
Физиологические особенности и гигиена кровеносной, сердечно- сосудистой и лимфатической систем человека | 1 |
Тестирование |
|||
13, 14. |
Определение влияния физической нагрузки на работу сердца. | 2 |
Отчет о самонаблюдениях | |||
15. |
Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика | 1 |
Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований. | |||
Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека | 4 |
|||||
16. |
Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике | 1 |
Самоконтроль |
|||
17. |
Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в железах пищеварительной системы. | 1 |
Отчет о самонаблюдениях | |||
18, 19. |
Обсуждение актуальных проблем питания человека | 2 |
Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований | |||
Влияние окружающей среды на функциональную деятельность выделительных систем организма человека. | 5 |
|||||
20. |
Функциональные особенности, гигиена и профилактика кожи | 1 |
||||
21. |
Функциональные особенности органов дыхания, и гигиена дыхания. | 1 |
Тестирование |
|||
22. |
Определение полного, поверхностного, носового дыхания, жизненной емкости легких. | 1 |
Самоконтроль |
|||
23, 24. |
Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики. | 2 |
Участие в семинаре, творческий отчет о результатах исследований | |||
Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека. | 4 |
|||||
25. |
Сбалансированность питания и водообмена — важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека | 1 |
Самоконтроль |
|||
26. |
Функция витаминов в обмене веществ организма. Функция желез внутренней секреции в обмене веществ. | 1 |
Тестирование |
|||
27. |
Роль витаминов в обменных процессах организма. | 1 |
Защита рефератов | |||
28. |
Патология и профилактика обменных процессов в организме. Определение энергозатрат человека в течение дня. | 1 |
Отчет о результатах исследований | |||
Воздействие окружающей среды на органы чувств и ВНД человека. | 4 |
|||||
29. |
Физиологические особенности глаза, гигиена и профилактика глазных заболеваний. Определение гигиенических требований к освещению рабочего места. | 1 |
Отчет о результатах исследований | |||
30. |
Физиологические особенности уха, гигиена и профилактика заболеваний данного органа | 1 |
Самоконтроль | |||
31. |
Физиологические особенности органов
чувств, их гигиена и профилактика ВНД человека, функции мозга и профилактика. |
1 |
Тестирование | |||
32. |
Природа памяти и эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой. | 1 |
Отчет о результатах анкетирования | |||
Функциональные особенности и развития человеческого организма. | 1 |
|||||
33. |
Развитие человеческого организма. Как наследуется ребенком группа крови и резус-фактор? |
1 |
Тестирование | |||
34. |
Итоговое занятие | 1 |
Составление компьютерной презентации | |||
Итого: |
34 |
13 |
9 |
12 |
Литература для учащихся.
- Биология. Анатомия человека. Авторский коллектив. Москва “Эксимо”, 2003 г.
- Биология. Иллюстрированный словарь. Москва “Астрель”, 2005 г.
- Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск “Факел” 1995 г.
- Биология. Задания и упражнения. Т.Л. Богданова. Москва “Высшая школа” 1991 г.
- “Как же вы устроены, господин тело?” Л.Этинген. Москва “ Линка - Пресс” 1997 г.
- Тайны анатомии. Кэрол Доннер. Москва “Мир” 1988 г.
Литература для учителей.
- Биология. Задания и упражнения. Т.Л. Богданова. Москва “Высшая школа” 1991 г.
- Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск “Факел” 1995 г.
- Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. Москва “Первое сентября” 2000 г.
- Биология. Технологические карты уроков. В.Н.Семенцова. Санкт – Петербург “Паритет” 2002 г.
- “Как же вы устроены, господин тело?” Л.Этинген. Москва “ Линка - Пресс” 1997 г.
- Тайны анатомии. Кэрол Доннер. Москва “Мир” 1988г.
- Биология. Иллюстрированный словарь. Москва “Астрель”, 2005 г.
Комментарии:
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
09 10 2025 2:40:34
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
08 10 2025 2:36:50
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
07 10 2025 18:23:58
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
06 10 2025 17:52:49
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
05 10 2025 11:13:11
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
04 10 2025 3:57:25
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
03 10 2025 6:52:17
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
02 10 2025 18:36:37
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
01 10 2025 2:41:13
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
30 09 2025 5:49:54

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
29 09 2025 2:27:36
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
28 09 2025 2:15:24
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
27 09 2025 5:13:10
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
26 09 2025 23:34:34
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
25 09 2025 10:18:59
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
24 09 2025 18:56:14
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
23 09 2025 11:26:19
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
22 09 2025 10:27:42
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
21 09 2025 21:27:32
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
20 09 2025 7:21:27
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
19 09 2025 8:39:57
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
18 09 2025 2:13:35
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
17 09 2025 5:54:20
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
16 09 2025 15:56:56
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
15 09 2025 17:44:22
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
14 09 2025 4:58:55
Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....
13 09 2025 11:43:46
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
12 09 2025 3:19:57
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
11 09 2025 4:34:20
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
10 09 2025 1:44:35
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....
09 09 2025 19:16:39
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
08 09 2025 1:34:40
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
07 09 2025 14:18:23
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
06 09 2025 8:33:34
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
05 09 2025 20:16:20
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
04 09 2025 1:38:36
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека.
...
03 09 2025 13:48:51
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
02 09 2025 16:31:24
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
01 09 2025 20:22:59
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
31 08 2025 18:52:50
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
30 08 2025 11:26:54
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
29 08 2025 1:14:39
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
28 08 2025 1:59:41

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
27 08 2025 11:12:29
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
26 08 2025 0:25:45
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
25 08 2025 12:59:46
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
24 08 2025 16:46:21
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
23 08 2025 8:40:40
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
22 08 2025 12:57:12
В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения.
...
21 08 2025 15:34:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::