Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)
Цель урока:
- Познакомить учащихся с хаpaктерными признаками члeнистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.
- Познакомить учащихся с многообразием и особенностями, обеспечивающими процветание и широкое распространение на Земле.
- Рассмотреть хаpaктерные признаки изучаемых животных. Продолжать формирование у учащихся умений выявлять наиболее значимые моменты, сравнивать, делать выводы.
Ход урока
1 этап. Изучение нового материала.
Ребята, сегодня нам предстоит провести не совсем обычный урок. Нашим помощником будет компьютер, управление слайдами по щелчку мыши. Слайд 1
Цели нашего урока. Слайд 2.
И так, мы приступаем к изучению нового типа животных – типа Члeнистоногие. Члeнистоногие – это paки, кpaбы, пауки, скорпионы, многоножки, насекомые и другие малоизвестные животные. Их великое множество на Земле! Число отдельных особей даже приблизительно невозможно подсчитать, но несомненно, что такие подсчеты дали бы астрономические цифры. Одних лишь видов члeнистоногих около 3 миллионов! Академик М.С.Гиляров сказал о них: «Это намного превышает число всех видов всех остальных типов животных и растений. Особенно обильны видами насекомые, на долю которых падает 90% известных видов члeнистоногих». В чем же особенности данного типа?
- Подумайте, почему тип получил такое название – члeнистоногие?(заслушиваются варианты ответов). Да, вы правы. Само название показывает, что ноги их имеют члeнистое строение. Каждый члeник соединен с другим члeником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных.
- Мышцы, которые приводят в движение ноги, да и другие части тела, крепятся не снаружи скелета, как у позвоночных, а внутри него. Роль наружного скелета выполняет хитиновый панцирь, которым одето все тело члeнистоногих.
- Хитиновый покров прочен и не увеличивается в размерах. Поэтому, расти члeнистоногие могут только тогда, когда во время линьки сбросят свой старый панцирь. Это процесс линьки. Впервые описал процесс линьки в 1712 году французский естественник Р.Реомюр. Когда paк теряет свой старый панцирь, а его новый панцирь еще мягкий и легко растяжим, тело его растет. Некоторые представители, например пауки линяют несколько раз в году, до 12 линек за лето, другие же только раз в году, например: речной paк. Если вы встретите в природе речного paка, длина которого 15 см, то знайте, что он прожил около 15 лет, за одну линьку paк вырастает примерно на 1 см. Это - долгожитель.
- Члeнистоногие – древняя группа. В
кембрии обитали уже многие их классы.
? Подумайте, а кто из ранее изученных нами животных мог быть предком члeнистоногих?(заслушиваются варианты ответов).О чем говорит сходство кольчатых червей и современных члeнистоногих? Да, это говорит о их родстве. Произошли они от близких к кольчатым червям животных. - О высокой организации этого типа говорит тот факт, что они заселили все, даже едва ли пригодные для жизни уголки Земли. Во всех широтах – от Арктики до Антарктиды, в морях – от глубины до поверхности, в пресных водах и в горячих источниках, в пустынях и пещерах, в почве и воздухе – везде находят члeнистоногих.
Ныне живущих члeнистоногих классифицируют на 3 класса. (щелчок)
Слайд 3.
Тема сегодняшнего урока будет посвящена первым двум классам.
Итак, внимание.
? В системе знаков зодиака это животное обозначает созвездие, в которое входит солнце в период летнего солнцестояния – 22 июня. О ком идет речь? Правильно – это paк. (щелчок на гиперссылке)
Слайд 4.
Если встать у крутого берега реки или омута и заглянуть поглубже, то можно увидеть маленькие норки. У входа в норку – плотный холмик земли лежит. Это рачьи поселения. Норки paк вырывает и на обрыве, и на дне реки. Каждая глубиной 25 см и чуть больше. В конце норки – расширенная камера с одним или несколькими входами. Подземелье для себя paк роет клешнями, а кучки выброшенной земли у входа утрамбовывает тоже клешнями. Обитает paк только в чистой, пресной воде со слабым течением. Днем paки прячутся под камнями и корягами. В жару отсиживается в норке, закрыв вход в неё клешнями. И лишь с наступлением сумерек выходят они на охоту, отправляясь в поисках пищи по дну реки. Paки существа всеядные. Они сразу отправляются в заросли водных растений и съедают всё: рдесты, роголистники, водоросли. Но если на пути попадется улитка, личинка насекомого или падаль – все съест с аппетитом.
? Скажите, а какова биологическая роль речного paка для водоема, в котором он обитает? (санитар водоёма)
? Отгадайте загадку и объясните, о чем в ней идет речь.
Когда я чёрен – я куслив и задорен.
А лишь покраснею – так сразу присмирею.
(Заслушиваются варианты ответов)
Окраска paкообразных различная в зависимости от водоёма, но при повышении температуры, например при варке, хитиновое вещество разрушается, приобретая красный цвет. (щелчок)
Слайд 5.
Своеобразно строение речного paка. Тело его разделено на головогpyдь и брюшко. Головогpyдь представлена двумя отделами – головой и гpyдью, которые тесно срослись между собой и неподвижны. Головогpyдь покрыта твердым панцирем, который образуется из хитина и пропитан известковыми солями, что придает твердость и прочность. Хитиновый панцирь защищает своего хозяина от нападения других животных и служит его наружным скелетом. На передней части головогpyди расположен острый шип. По обе стороны от него удивительные глаза. (щелчок) Расположены они на стебельках и очень подвижны. В момент опасности глаза впячиваются во внутрь. Здесь же на головогpyди расположены 2 пары усиков: (щелчок) одни короткие, другие длинные. Это органы осязания. Ими paк ощупывает дно, жертву, подводные предметы. На голове располагаются околоротовые конечности – это и есть ротовые органы. Их 3 пары – верхние и нижние челюсти. (щелчок) Главная функция челюстей – захват и размельчение пищи и отправка её в рот. Здесь же на головогpyди расположены еще 3 пары, но уже ногочелюстей. (щелчок) Предназначены они для удерживания пищи и передвижения её ко рту.
На гpyди располагаются ещё 5 пар ходильных ног. (щелчок) Первая из них вооружена большими клешнями. Главное их предназначение – это захват крупной добычи и рассечение её на куски.
?Вспомните, а что ещё делает paк с помощью клешней?
На остальных четырех парах ходильных ног тоже имеются клешенки, но малые по размерам. (щелчок)
Брюшко paка состоит из 6 подвижно соединенных между собой сегментов. На них тоже располагаются конечности. Это маленькие ножки, которые служат органами плаванья и прикрепления яиц и молоди. Заканчивается брюшко хвостовым плавником. (щелчок) Таким образом, paк речной относится к высокоорганизованным десятиногим животным.
Давайте посмотрим видео фрагмент о речном paке. (щелчок)
Слайд 6. Во 2-ой половине IV века Аристотель описал более 20 видов десятиногих paков. Давайте познакомимся лишь с небольшой их частью. Среди paкообразных много своих рекордсменов. (щелчок)
Слайд 7.
Например: среди них самые-самые …
- …крупные – это гигантские японские кpaбы макрохейра или краб на ходулях. У взрослого кpaба размах клешней 3,5 м, а вес около 18 кг. (щелчок)
- …тяжелый – это американский североатлантический омар. В 1977 г. в Канаде поймали экземпляр весом 20,15 кг, с длинной клешней более 1 м. долгоживущие – омары, продолжительность их жизни 50 лет. (щелчок)
- …маленькие – это водяные блохи или дафнии, её длина всего лишь 0,25 мм. (щелчок)
- …маленькие кpaбы – гороховые, диаметр их панциря 6,3 мм.
- …путешественники – это камчатские кpaбы. (щелчок) Они ежегодно перемещаются по одному маршруту.
Это интересно:
Оказывается, кровь paкообразных бесцветная, а у десятиногих paков – синяя, в ней есть пигмент гемоцианин.
В озере Байкал живет более 240 видов эндемиков – бокоплавов.
? Вспомните, кого называют эндемиком.
Оказывается, речной paк и омар могут в момент опасности сами себя калечить – отбрасывать клешню, а весной в линьку она восстановится.
? Вспомните, как называется процесс такого восстановления(регенерация)
Лангуст – это paк, но без клешней. (щелчок) Зато усы у него покрыты густой порослью шипов. Это его оборонительное оружие. А еще громкие, трескучие звуки, которые он издает, царапая усиком о панцирь. Редко длина лангуста превышает 45 см, а вот вес у него почти 13 кг.
Карманный краб или краб-соня (щелчок) – это любитель жить в скалах, причем долго оставаясь неподвижным. Отсюда и его второе прозвище.
Мокрицы (щелчок) – это представители наземной части paкообразных. Хотя они и предпочитают влажные места, но среди них встречаются и те, кто освоил пески Средней Азии и Африки.
Есть среди paкообразных музыканты. (щелчок) Например: краб-скрипач с одной огромной клешней, присущей только самцам и второй маленькой. Или альфеус - щелкун, (щелчок) который издает звук напоминающий шум закипающей в котле воды или похожий на выстрел пистолета, причем эти звуки усиливаются за счет пустот в клешне.
Среди paкообразных есть представитель, тело которого не полностью покрыто панцирем – это paк-отшельник. (щелчок) Его упитанное мягкое брюшко является искушением для хищников. Поэтому paку-отшельнику просто необходимо его спрятать. Свое драгоценное брюшко прячет он в paковину брюхоногого моллюска, а для пущей защиты сажает сверху кишечнополостную жгучую актинию.
? Вспомните, как называется совместное взаимовыгодное проживание (симбиоз).
Таким образом, класс paкообразные представлен огромным разнообразием как водных, так и сухопутных представителей.
? Как часто нам приходится слышать такие выражения, как «Узнаешь, где paки зимуют» или «Лебедь рвется в облака, paк пятится назад, а щука тянет в воду». Постарайтесь дома ответить на вопрос: А пятится ли paк назад и где зимуют paки?
(Щелчок на управляющей кнопке)
Слайд 7.
А теперь познакомимся с не менее интересным классом паукообразные. Ваша задача выяснить в чём главные отличия паукообразных от paкообразных.
(Щелчок на гиперссылке)
Слайд 3.
Класс включает в себя в основном наземных члeнистоногих – это пауки, (щелчок) скорпионы (щелчок) и клещи (щелчок). лишь В настоящее время насчитывается около 20 тысяч видов пауков. (щелчок)
Слайд 9.
Как и у paкообразных тело разделено на два отдела. Но типы расчлeнения различные.
Паук имеет слитную головогpyдь (щелчок) и большое мягкое брюшко (щелчок). На головогpyди отсутствуют антенны – органы осязания. Их функцию выполняют ногощупальца (щелчок). Хорошо развито зрение, у паука имеется от 1 до 6 пар глаз (щелчок).
Ног всегда 6 пар, причем 2 пары служат для захвата пищи и её измельчения, а остальные 4 пары – это ходильные ноги (щелчок). На брюшке ног нет, они превращены в паутинные бородавки – это органы образования паутинного вещества. При застывании оно образует ловчую сеть. Паучьи сети разнообразны по конструкции (щелчок),
Слайд 10.
но принцип их действия одинаков: насекомое задерживается и сигнализирует хозяину, что жертва в сетях есть. Все пауки – хищники. Паутина очень прочна, например у паука-ткача длина окружности сети около 6 м, а маленькая ловчая сеть глифесиса площадью 50 см2. паучья нить прочнее нити тутового шелкопряда, нагрузка на разрыв нити 40-261 кг на 1 мм2 сечении. Стальная нить такого диаметра гораздо слабее. За 1 минуту паук-ткач извлекает из паутинных бородавок около 140 м нити. Во Франции были предприняты попытки использования волокон из коконов паука-крестовика в текстильной промышленности, когда из паутинной ткани впервые были изготовлены перчатки и чулки. За один приём самка паука-крестовика может дать до 45 м волокна. В 1899 году из паутины мадагаскарского крупного паука получили нить для ткани на дирижабль, было получено около 5 м.
Есть примеры, когда человек использовал достижения пауков. Например, индейцы Южной Америки используют метательное оружие бола – ремень на конце которого костяной шар. Таким способом ловят добычу пауки мастофоры. На передней ноге которых длинная клейкая нить, он размахивает ею, пока к ней не прилипнет добыча, затем её утаскивает и поедает. Иногда паутина используется и как летательный аппарат. Летчики встречали пауков на паутинке на высоте 3 км, а за 5-6 часов они улетают на расстояние более чем 200 км.
В связи с тем, что пауки хищники для умертвления жертвы у них развиты ядовитые железы. Питаются пауки полужидкой пищей, поэтому яд для них является и пищеварительным соком. Например: желудок паука-птицееда в сутки растворяет 3 г тканей мыши, которая весит 20 г. яд многих пауков опасен для человека, так с 1927 по 1972 г. от укусов сиднейского домоходного паука погибло 20 человек.
И среди паукообразных довольно много рекордов, вот лишь некоторые из них. (щелчок)
Слайд 11. Самые-самые…
- …крупный тропический паук-птицеед из Южной Америки. В 1985 г. в Суринаме поймана самка с размахом лап 26 см и длиной тела 10см, весил этот экземпляр 122г. (щелчок)
- …крупный паук нашей страны – ядовитый тарантул из южных степей. Длина тела до 3.5 см. (щелчок)
- …крупным скорпионом является императорский скорпион из Гвинеи с длиной тела 18 см.
- …мельчайшим пауком является паук пату с Самоа, размеры его тело можно сравнить с типографской точкой.
- …распространенные пауки в мире крабовые. (щелчок)
- …редкие – члeнистобрюхие пауки из Азии. (щелчок)
Быстрые длинноногие сальпуги из Африки. Они развивают скорость до 16 км/ч. (щелчок)
…ядовитые бразильские бродячие пауки. Когда их тревожат они кусают несколько раз подряд, что приводит к cмepти. К ядовитым паукам относят: черную вдову и среднеазиатский каpaкурт. (щелчок)
немногие виды приспособились к жизни в воде. Например: водяной скорпион, паук-серебрянка. (щелчок)
Слайд 12.Интересно знать, что уже в I в. До н.э. Плиний Старший описал скорпиона. Самыми известными на сегодняшний день скорпионами являются: толстохвостый, (щелчок) гигантский африканский, (щелчок) черный скорпионы. Большая часть скорпионов – живородящие. Например: самка пестрого скорпиона носит на себе детенышей целый год. Новорожденные скорпионы, а их 15-33, забираются на спину матери уже через 20-30 минут после рождения. Все скорпионы ядовиты. Например, скарпион титиус выделяет 0.0003 мг яда, это количество способно убить мышь, а 3 мг яда убьет 10 кг мышей. (щелчок)
Слайд 13.
Своеобразной группой являются клещи. Клещи – это паукообразные, размеры которых измеряются долями миллиметра, редко встречаются клещи с размерами в сантиметрах. Многие клещи живут в земле, во мху, в травах и, можно сказать, безвредны. На 1 м 2 площади луга до 100 тысяч различных клещей на траве и в почве. Это 90% всех обитателей луга. Но много среди клещей и паразитических форм, переносчиков болезней среди них переносчик энцефалита (щелчок) – иксодовый клещ, который наиболее активен в весенне-летний период времени. В 1834 году был открыт часоточный зудень, (щелчок) вызывающий часотку. В средние века от болезни часотки умирало много людей, например, Геродот, Филипп II , папа Клементий VII.
Вряд ли кто сравнится с обжорством клещей. Если, например, скорпион может ничего не есть почти два года, то клещ, насосавшийся крови и увеличившийся в размерах в 223 раза больше, чем натощак, может голодать годами.
Таким образом, класс паукообразные имеют черты сходства с paкообразными, что говорит о их родстве. Но вместе с этим данный класс своеобразен и интересен.
2 этап. Закрепление материала.
И так, мы познакомились с новым материалом. Ваши вопросы? Если вопросов нет, вам предлагается пройти тест. (щелчок)
Слайд 14. По окончании работы с тестом преподаватель задаёт домашнее задание.
Изучить §14, ответить на вопросы.
Приложение 1 (презентация)
Приложение 2 (технологическая карта урока)
Комментарии:
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
30 06 2025 14:28:47
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
29 06 2025 9:32:38
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
28 06 2025 18:50:34
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
27 06 2025 11:55:42
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
26 06 2025 10:45:57
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
25 06 2025 1:43:18
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
24 06 2025 12:51:45
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
23 06 2025 7:13:44
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
22 06 2025 0:44:10
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
21 06 2025 9:19:10
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
20 06 2025 9:32:26
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
19 06 2025 14:38:24
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
18 06 2025 18:42:37
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
17 06 2025 7:29:46
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
16 06 2025 8:28:48
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
15 06 2025 6:44:27
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
14 06 2025 2:44:42
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
13 06 2025 13:23:10
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание.
...
12 06 2025 1:38:56
Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти.
...
11 06 2025 9:23:21
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
...
10 06 2025 14:44:14

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
09 06 2025 8:47:22
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
08 06 2025 5:54:25
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
07 06 2025 16:42:42
Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....
06 06 2025 19:46:31
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
05 06 2025 20:33:34
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
04 06 2025 3:10:23
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
03 06 2025 2:23:40
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
02 06 2025 20:21:11
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
01 06 2025 17:30:32
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
31 05 2025 15:29:11
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
30 05 2025 11:17:57
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
29 05 2025 1:48:28
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
28 05 2025 19:19:54
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
27 05 2025 10:40:19
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
26 05 2025 2:54:48
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
25 05 2025 15:27:56
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
24 05 2025 17:48:51
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
23 05 2025 10:42:36
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
22 05 2025 6:13:39
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
21 05 2025 23:20:34
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
20 05 2025 9:53:53
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
19 05 2025 7:37:36
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
18 05 2025 19:57:20
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике.
...
17 05 2025 5:21:10
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
16 05 2025 13:50:10
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
15 05 2025 19:45:18
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
14 05 2025 20:58:45
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
13 05 2025 3:32:45
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
12 05 2025 12:48:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::