Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)
Методическая ценность.
- знакомство с новым материалом.
- формирование умений работать с картинками, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, что способствует развитию мышления, внимания, памяти.
- формирование познавательного интереса к предмету и мотивации к учебной деятельности.
- урок содержит интересную информацию и, следовательно, имеет образовательную направленность.
Дидактическая ценность.
- Применение проектной и игровой технологий в изучении нового учебного материала.
- Расширение кругозора учащихся.
Воспитательная ценность.
- Воспитание самостоятельности.
- Урок способствует выработке коммуникативных навыков сотрудничества и умения работать в коллективе-группе.
Пpaктическая ценность.
- Применение проектного метода на уроке способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике.
- Данная работа может быть применена в учебной деятельности.
Социализирующая ценность.
- Обучение к общению, стрессовый контроль.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ и проектной технологии.
Цель урока: знакомство со способами добывания пищи животными.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить со способами добывания пищи животными в разных средах обитания: водной, воздушно-наземной, почвенной, организменной; выяснить, как добытая пища переpaбатывается и на какие процессы жизнедеятельности используется;
- развивающие: продолжить формирование умений работать с картинками, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы;
- воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование ИКТ, способствовать выработке коммуникативных навыков, умения работать в коллективе-группе.
Необходимое аппаратное оборудование: ноутбук, экран, цифровой проектор, мультимедийная презентация урока в Microsoft Power Point.
Дополнительные средства обучения: карточки с картинками, мягкие игрушки, цветные сигнальные карточки, ватман, цветные маркеры, стенд.
Ватман:
водная среда | воздушно-наземная | почвенная | организменная | |
Способ добывания пищи | ||||
Способ переработки пищи | ||||
Способы использования пищи |
Основные понятия темы: способ добычи пищи, способ переработки пищи, признаки живых организмов: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ; среда обитания.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.).
Класс рассаживается по 6 человек. Учитель приветствует ребят. Направляет внимание на урок.
2. Целеполагание (9 мин).
Учащимся предлагается определить тему урока.
Демонстрируется слайд 2 (Приложение 1).
Высвечивается на экране четыре картинки животных, которые обитают в разных средах: водной, почвенной, организменной, наземно-воздушной.
Учащиеся смотрят слайд, пытаются выяснить тему урока. Делают предположения.
После последнего предположения учащимся демонстрируется слайд 3.
Учитель просит учащихся определить цель урока. Ученики формулируют главную цель урока, исходя из выясненной темы урока.
Демонстрируется слайд 4.
Учитель на основании цели просит ребят выдвинуть гипотезу исследования.
Ученики выдвигают гипотезы.
Учитель подытоживает высказывания.
Демонстрируется слайд 5.
Учитель просит попробовать сформулировать первую задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (змея ловит тушканчика).
Демонстрируется слайд 6.
На основании наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать первую задачу.
Демонстрируется слайд 6.
Демонстрируется слайд 7.
1 задача: «познакомиться со способами добычи пищи».
Учитель просит попробовать сформулировать вторую задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (амеба захватила добычу и переваривает ее).
Демонстрируется слайд 8.
На основании наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать вторую задачу.
Учащиеся формулируют вторую задачу.
Демонстрируется слайд 9.
2 задача: «познакомиться со способами переработки пищи».
Учитель просит попробовать сформулировать третью задачу, внимательно посмотрев на предложенную картинку (косуля кормит детеныша молоком).
Демонстрируется слайд 10.
На основании наводящих вопросов учащиеся могут сформулировать третью задачу.
Учащиеся формулируют третью задачу.
Демонстрируется слайд 11.
3 задача: «познакомиться со способами использования пищи».
3. Планирование исследования (2 мин).
Определив все задачи, учитель знакомит с ходом исследования.
Демонстрируется слайд 12.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
После знакомства с ходом исследования, учитель проводит жеребьевку, используя мягкие игрушки, которые лежат в большой картонной коробке.
Один представитель от группы участвует в жеребьевке. Выбирают одного животного из коробки, которое олицетворяет среду обитания.
Учитель объявляет о 4 исследовательских группах: водная (paк), наземно-воздушная (курица), организменная (амеба), почвенная (гусеница). Выбранные игрушки ставятся как символы на столы.
Учитель называет лидеров группы. Вручает им пакеты с исследовательским заданием.
Лидер распределяет задания между члeнами группы.
4. Знакомство с новым материалом (25 мин).
Учитель направляет внимание на то, что лежит в исследовательских пакетах. Просит внимательно ознакомиться. Уточняет, что результаты исследования нужно записать в предложенную таблицу, которая находится в исследовательском пакете.
Просит лидеров групп раздать таблицу каждому участнику исследования.
Демонстрируется слайд 13.
Каждая исследовательская группа заполняет свою часть таблицы во время самостоятельного исследования.
Учитель так же сообщает, что результаты работы в группе оформляются на ватмане, который висит на стенде.
Знакомит учащихся с ватманом.
Ватман:
водная среда | воздушно-наземная | почвенная | организменная | |
Способ добывания пищи | ||||
Способ переработки пищи | ||||
Способы использования пищи |
Учитель работает постепенно в каждой группе. Учащиеся обсуждают материал урока, представленный в пакете. Результаты исследования каждый записывает в таблицу.
Помогает учащимся оформить результаты исследовательской работы, выбрать опopные слова для записи на ватман. Представители от групп переносят результаты исследовательской работы на ватман, который висит на стенде (о том, как питаются животные, как переpaбатывают пищу, как используют полученную энергию в каждой среде обитания).
Учитель проводит подведение итогов работы в исследовательских группах. Выступают учащиеся, представители групп, о результатах исследовательской работы.
Каждый участник другой группы заносит услышанную информацию в свой столбик таблицы.
5. Подведение итогов урока (6 мин).
Учитель на основании сделанных выводов учащимися, предлагает подвести окончательные итоги, сделать выводы.
Демонстрируется слайд 14.
Учитель просит вспомнить выдвинутую гипотезу.
Демонстрируется слайд 15.
Задает вопрос \"Подтвердилась ли выдвинутая Вами гипотеза?\"
Учащиеся подтверждают.
Демонстрируется слайд 16.
Учитель просит учащихся провести самооценку удовлетворенности работой на уроке: а) очень интересно б) интересно в) не очень интересно г) совсем неинтересно.
Говорит, что для этого вам нужно воспользоваться сигнальными карточками, лежащими на столах в группах.
Демонстрируется слайд 17.
Каждый поднимает вверх сигнальную карточку в соответствии с выбранной самооценкой.
Учитель делает вывод. Хаpaктеризует работу лидеров и тех, кто активно участвовал в работе. Выставляет отметки лидерам и активным участникам. Учащиеся открывают дневники и самостоятельно выставляют отметки.
6. Домашнее задание (2 мин).
Просит в дневниках записать домашнее задание на следующий урок.
Демонстрируется слайд 18.
Благодарит за работу на уроке всех участников.
Сообщает, что заполненная таблица остается у каждого, она поможет в выполнении домашнего задания.
Источники информации:
- Основной – учебник «Природоведение» Сухова Т.А., 5 класс;
- дополнительные источники информации
- познавательная энциклопедия \"Экология\"/перев. с анг. Яхнина, Зайцевой, 1994.
- мультимедийные источники:
Энциклопедия «Мир животных», 2005.
Биология. Живой организм. – ДРОФА, 2005.
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...
27 11 2024 15:11:41
Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике. ...
26 11 2024 5:52:16
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
25 11 2024 6:42:27
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
24 11 2024 9:44:25
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
23 11 2024 1:13:39
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
22 11 2024 19:25:47
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
21 11 2024 7:13:50
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
20 11 2024 18:30:38
Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...
19 11 2024 6:51:50
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
18 11 2024 4:12:52
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
17 11 2024 13:16:23
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
16 11 2024 10:43:23
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...
15 11 2024 14:30:56
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
14 11 2024 20:46:37
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
13 11 2024 1:41:56
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...
12 11 2024 12:36:31
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...
11 11 2024 8:49:12
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
10 11 2024 23:32:12
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
09 11 2024 15:44:18
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
08 11 2024 7:18:54
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...
07 11 2024 1:28:34
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
05 11 2024 19:14:18
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
04 11 2024 3:25:16
Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
03 11 2024 13:41:10
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
02 11 2024 6:16:15
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
01 11 2024 0:11:26
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
31 10 2024 8:23:52
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
30 10 2024 4:24:46
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
29 10 2024 13:28:13
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
28 10 2024 18:56:23
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...
27 10 2024 18:14:25
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
26 10 2024 14:25:16
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
25 10 2024 21:49:12
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
24 10 2024 19:29:31
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...
23 10 2024 23:59:33
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...
22 10 2024 14:13:28
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
21 10 2024 4:44:48
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
20 10 2024 10:57:41
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...
19 10 2024 17:28:59
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
18 10 2024 9:37:20
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
17 10 2024 12:30:55
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
16 10 2024 9:19:25
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
15 10 2024 1:57:41
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
14 10 2024 19:38:16
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
13 10 2024 3:57:58
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
12 10 2024 11:37:39
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
11 10 2024 13:17:20
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
10 10 2024 11:43:13
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
09 10 2024 23:16:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::