Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

Цель урока:
Выявить хаpaктерные признаки и черты приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания.
Задачи:
- выяснить особенности внешнего строения отрядов парно- и непарнокопытных млекопитающих;
- определить черты приспособленности этих животных к среде обитания;
- научиться определять принадлежность животных к данному отряду;
- воспитывать дух соревнования; коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям.
Форма урока: урок-экскурсия.
Методы обучения:
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- исследовательский.
Формы работы: работа в группах.
Оборудование:
- рисунки, фотографии копытных животных,
- оценочные листы на каждую группу,
- дополнительную литературу (энциклопедии, справочники),
- задания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Доброе утро! Начинаем наш урок.
Зоологи 19 века еще объединяли лошадей, быков, оленей и т.д. в единую группу «копытных». Какой принцип они брали за основу?
В наше время наукой установлено, что антилопа и зебра не более родственники друг другу, чем каждая из них, скажем льву.
Копытные – это группа млекопитающих, возникших независимо друг от друга.
Задание. Попробуйте и вы разделить копытных на группы.
(На доске расположены рисунки и фотографии копытных животных.)
Обоснуйте свой выбор.
Парнокопытные |
Непарнокопытные |
| У одних - четное число пальцев | У других - нечетное число пальцев |
3. Целеполагание и мотивация
(Запись на доске.)
«Отряды Парно – и Непарнокопытные»
А теперь сформулируйте цель урока. (Выявить хаpaктерные признаки и черты приспособленности парно - и непарнокопытных к среде обитания.)
Учитель. Представьте себе, что вы будущие исследователи-зоологи. Вам выпала уникальная возможность пополнить свои знания в экскурсии и попробовать себя в роли научных работников. Мы отправляемся в научно-исследовательский институт.
Берем свой багаж – знания и в путь!
Наш девиз сегодня: «Будь внимательным и наблюдательным!»
(Для оценивания приготовлены жетоны.)
План экскурсии:
- Вестибюль.
- Лаборатория.
- Определительный.
- Музей.
- Вернисаж.
- Административный
Этап 1. Вестибюль
Здесь мы получаем входные билеты:
- оценочные листы,
- задания,
- рисунки,
- дополнительную литературу (энциклопедии, справочники).
4. Изучение нового материала
Этап 2. Лаборатория
Давайте заглянем в лаборатории. Здесь идет серьезная работа. Для вас тоже есть задание.
Работа в группах на 10 минут.
Цель: Составить хаpaктеристику данного отряда и заполнить таблицу.
- Выяснить какие животные относятся к предложенному отряду.
- Определить черты приспособленности этих животных к среде обитания.
- Отметить особенности обитания этого отряда.
- Местообитание( в таблицу на доске)
- На отдельном листке напишите хаpaктерные признаки данного отряда.
- Подготовьте выступление участника от группы.
- Сделайте выводы.
Защита 1-1,5 минуты.
Оценка групп.
5. Закрепление и применение знаний
Этап 3 .Определительный
Ученые, работающие в этом отделе, занимаются определением разных видов животных по их внешнему и внутреннему строению.
Вам тоже придется испытать себя в роли ученых-систематиков.
По признакам определить, о каком животном идет речь. Вы можете получить 3, 2 или 1 балл. (Если не угадали с первого раза, есть вторая попытка, но количество баллов уменьшается на 1.)
1 группа.
- Самые крупные звери вырастают в длину на 3метра, вышина в плечах – 2 с лишним метра, а весят они больше полтонны. (3 балла)
- Рога лежали на земле, похожие на лопату. Их сбросил « всем оленям олень». (2 балла)
- Его рога и древний плуг носят одно название. (1 балл)
(Сохатый-лось)
2 группа.
- Угрюмый взгляд карих глаз. Лобастая голова, украшенная рогами и длинной бородой. Голова в шапке курчавых волос. (3 балла)
- Он современник мамонту. (2 балла)
- Мускулистое 3-х метровое тело, горбом вздымается в холке на саженую высоту. (1 балл)
3 группа.
- Далеко был слышен топот дикого зверя , поднимаемый мощными колоннообразными ногами. (3 балла)
- Это животное похоже на одетый в броню танк. Из-за глупых предрассудков. (2 балла)
- Численность его резко сократилась из-за целебной (как считали) силы, заключенной в роге. (1 балл)
(Носорог).
4 группа.
- При весе 4 тонн, его шкура весит половину. (3 балла)
- Бегает хорошо, но предпочитает днем находиться в воде, даже детеныши рождаются в воде. (2 балла)
- Близкий родственник нашим свиньям (мясо такое же вкусное). Пытались даже создавать фермы по их выращиванию. (1 балл)
(Бегемот)
Этап 4. Музей
Учитель: Я приглашаю вас в очень интересный зал. Здесь репродукции со стен пещер Европы и Азии. (Приложение 1)
На берегу Ладожского озера рисунки выбиты были у самой воды. Как вы думаете почему? (Все дело в том, что как только заходило солнце, то картины оживали в его лучах.)
На гладких каменных плитах берега сибирской реки Томь Выбиты лоси.
Отдельные звери и их стада. Эти росписи важны как исторические документы.
- В чем же их историческая ценность?
(Предполагаемые ответы: 1. Знать, как охотился человек. 2. Как выглядели древние копытные животные. 3. Какое значение копытные играли в жизни человека.)
- Каких животных одомашнил человек? (Лошадь, корова, осел, зебу, лоси, свиньи, козы, овцы, антилопа канна)
Этап 5. Вернисаж
Мы являемся первыми посетителями вернисажа, который был организован совсем недавно.
- Рассказать в 3-5 предложениях о самом удивительном животном из копытных. (Время 1 минута.) Домашнее задание.
- Назовите животных, которые изображены на рисунках (картинах) и ответьте на вопросы. (По 1 человеку от каждой группы.)
6. Контроль
Этап 6. Административный
И вот мы дошли до последнего этапа, который называется Административным. Здесь работают доктора, профессора, которые направляют работу, контролируют ее. Вам предстоит решить несколько задач, предложенных администрацией.
Задания.
1) Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?
Ответ: Лошадь хуже, а у коровы при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ноги, сближаются и вокруг них свободно проходит воздух, а у лошади при вытаскивании ног из вязкой почвы по копытами создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног.
2) Почему лоси сравнительно легко могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?
Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, и давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.
3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?
Ответ: Оказывается ,что у оленя «надувная» шерсть, пустотелые шерстинки заполнены воздухом, а т.к. воздух плохо проводит тепло, такая шерсть хорошо защищает от холода.
4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?
Ответ: Это объясняется влиянием местообитания и образа жизни.
7. Подведение итогов экспедиции
На этом экскурсия закончилась. Вы успешно выдержали испытания.
Подведите итоги по группам (по количеству жетонов).
А теперь подведите итоги внутри группы.
На одиночных листах укажите по пятибалльной системе участие каждого на этапах экскурсии. (Вложите листы в папку).
8. Рефлексия.
- Одно прилагательное об экскурсии.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Пожелания.
9. Домашнее задание:
От сотрудников НИИ вы получаете два задания:
1) Каждая группа рисует фантастическое животное. (Признаки копытных)
2) Составить по 5 портретов безымянных животных. (Вернисаж)
Наш урок окончен.
Путешествия, общение с природой – залог долгой жизни!
Спасибо всем за работу!
Комментарии:
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
10 12 2025 22:10:27
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
09 12 2025 4:42:48
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
08 12 2025 3:41:28
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
07 12 2025 6:59:54
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
06 12 2025 3:35:21
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
05 12 2025 11:54:36
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
04 12 2025 15:41:32
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
03 12 2025 8:30:42
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
02 12 2025 18:11:17
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
01 12 2025 21:39:16
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
30 11 2025 1:50:53
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах.
...
29 11 2025 6:41:34
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
28 11 2025 22:56:12
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
27 11 2025 23:59:35
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
26 11 2025 23:43:38
Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
25 11 2025 1:37:33
Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями.
...
24 11 2025 13:41:18
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
23 11 2025 11:43:48
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
22 11 2025 21:46:45
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
21 11 2025 21:21:41
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
20 11 2025 2:14:16
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
19 11 2025 11:40:35
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
18 11 2025 1:51:50
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
17 11 2025 16:12:29
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
16 11 2025 12:59:55
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
15 11 2025 18:16:10
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
14 11 2025 1:26:29
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
13 11 2025 5:55:18
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
12 11 2025 12:20:18
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
11 11 2025 13:35:22
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
10 11 2025 21:44:14
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа.
...
09 11 2025 12:27:33
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
08 11 2025 6:27:31
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека.
В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.
...
07 11 2025 19:38:59
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
06 11 2025 0:59:58
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
05 11 2025 14:26:30
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
04 11 2025 23:18:52
Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
03 11 2025 5:44:30
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
02 11 2025 9:36:36
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
01 11 2025 15:30:55
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
31 10 2025 21:43:44
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
30 10 2025 10:12:29
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
Тема урока :"Разнообразие растений"....
29 10 2025 5:38:15
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
28 10 2025 3:55:28
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
27 10 2025 6:35:11
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
26 10 2025 20:17:33
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
25 10 2025 12:49:19
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
24 10 2025 20:45:32
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
23 10 2025 6:30:26
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
22 10 2025 9:58:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс