Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

Цель урока:
Выявить хаpaктерные признаки и черты приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания.
Задачи:
- выяснить особенности внешнего строения отрядов парно- и непарнокопытных млекопитающих;
- определить черты приспособленности этих животных к среде обитания;
- научиться определять принадлежность животных к данному отряду;
- воспитывать дух соревнования; коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям.
Форма урока: урок-экскурсия.
Методы обучения:
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- исследовательский.
Формы работы: работа в группах.
Оборудование:
- рисунки, фотографии копытных животных,
- оценочные листы на каждую группу,
- дополнительную литературу (энциклопедии, справочники),
- задания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Доброе утро! Начинаем наш урок.
Зоологи 19 века еще объединяли лошадей, быков, оленей и т.д. в единую группу «копытных». Какой принцип они брали за основу?
В наше время наукой установлено, что антилопа и зебра не более родственники друг другу, чем каждая из них, скажем льву.
Копытные – это группа млекопитающих, возникших независимо друг от друга.
Задание. Попробуйте и вы разделить копытных на группы.
(На доске расположены рисунки и фотографии копытных животных.)
Обоснуйте свой выбор.
Парнокопытные |
Непарнокопытные |
| У одних - четное число пальцев | У других - нечетное число пальцев |
3. Целеполагание и мотивация
(Запись на доске.)
«Отряды Парно – и Непарнокопытные»
А теперь сформулируйте цель урока. (Выявить хаpaктерные признаки и черты приспособленности парно - и непарнокопытных к среде обитания.)
Учитель. Представьте себе, что вы будущие исследователи-зоологи. Вам выпала уникальная возможность пополнить свои знания в экскурсии и попробовать себя в роли научных работников. Мы отправляемся в научно-исследовательский институт.
Берем свой багаж – знания и в путь!
Наш девиз сегодня: «Будь внимательным и наблюдательным!»
(Для оценивания приготовлены жетоны.)
План экскурсии:
- Вестибюль.
- Лаборатория.
- Определительный.
- Музей.
- Вернисаж.
- Административный
Этап 1. Вестибюль
Здесь мы получаем входные билеты:
- оценочные листы,
- задания,
- рисунки,
- дополнительную литературу (энциклопедии, справочники).
4. Изучение нового материала
Этап 2. Лаборатория
Давайте заглянем в лаборатории. Здесь идет серьезная работа. Для вас тоже есть задание.
Работа в группах на 10 минут.
Цель: Составить хаpaктеристику данного отряда и заполнить таблицу.
- Выяснить какие животные относятся к предложенному отряду.
- Определить черты приспособленности этих животных к среде обитания.
- Отметить особенности обитания этого отряда.
- Местообитание( в таблицу на доске)
- На отдельном листке напишите хаpaктерные признаки данного отряда.
- Подготовьте выступление участника от группы.
- Сделайте выводы.
Защита 1-1,5 минуты.
Оценка групп.
5. Закрепление и применение знаний
Этап 3 .Определительный
Ученые, работающие в этом отделе, занимаются определением разных видов животных по их внешнему и внутреннему строению.
Вам тоже придется испытать себя в роли ученых-систематиков.
По признакам определить, о каком животном идет речь. Вы можете получить 3, 2 или 1 балл. (Если не угадали с первого раза, есть вторая попытка, но количество баллов уменьшается на 1.)
1 группа.
- Самые крупные звери вырастают в длину на 3метра, вышина в плечах – 2 с лишним метра, а весят они больше полтонны. (3 балла)
- Рога лежали на земле, похожие на лопату. Их сбросил « всем оленям олень». (2 балла)
- Его рога и древний плуг носят одно название. (1 балл)
(Сохатый-лось)
2 группа.
- Угрюмый взгляд карих глаз. Лобастая голова, украшенная рогами и длинной бородой. Голова в шапке курчавых волос. (3 балла)
- Он современник мамонту. (2 балла)
- Мускулистое 3-х метровое тело, горбом вздымается в холке на саженую высоту. (1 балл)
3 группа.
- Далеко был слышен топот дикого зверя , поднимаемый мощными колоннообразными ногами. (3 балла)
- Это животное похоже на одетый в броню танк. Из-за глупых предрассудков. (2 балла)
- Численность его резко сократилась из-за целебной (как считали) силы, заключенной в роге. (1 балл)
(Носорог).
4 группа.
- При весе 4 тонн, его шкура весит половину. (3 балла)
- Бегает хорошо, но предпочитает днем находиться в воде, даже детеныши рождаются в воде. (2 балла)
- Близкий родственник нашим свиньям (мясо такое же вкусное). Пытались даже создавать фермы по их выращиванию. (1 балл)
(Бегемот)
Этап 4. Музей
Учитель: Я приглашаю вас в очень интересный зал. Здесь репродукции со стен пещер Европы и Азии. (Приложение 1)
На берегу Ладожского озера рисунки выбиты были у самой воды. Как вы думаете почему? (Все дело в том, что как только заходило солнце, то картины оживали в его лучах.)
На гладких каменных плитах берега сибирской реки Томь Выбиты лоси.
Отдельные звери и их стада. Эти росписи важны как исторические документы.
- В чем же их историческая ценность?
(Предполагаемые ответы: 1. Знать, как охотился человек. 2. Как выглядели древние копытные животные. 3. Какое значение копытные играли в жизни человека.)
- Каких животных одомашнил человек? (Лошадь, корова, осел, зебу, лоси, свиньи, козы, овцы, антилопа канна)
Этап 5. Вернисаж
Мы являемся первыми посетителями вернисажа, который был организован совсем недавно.
- Рассказать в 3-5 предложениях о самом удивительном животном из копытных. (Время 1 минута.) Домашнее задание.
- Назовите животных, которые изображены на рисунках (картинах) и ответьте на вопросы. (По 1 человеку от каждой группы.)
6. Контроль
Этап 6. Административный
И вот мы дошли до последнего этапа, который называется Административным. Здесь работают доктора, профессора, которые направляют работу, контролируют ее. Вам предстоит решить несколько задач, предложенных администрацией.
Задания.
1) Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?
Ответ: Лошадь хуже, а у коровы при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ноги, сближаются и вокруг них свободно проходит воздух, а у лошади при вытаскивании ног из вязкой почвы по копытами создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног.
2) Почему лоси сравнительно легко могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?
Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, и давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.
3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?
Ответ: Оказывается ,что у оленя «надувная» шерсть, пустотелые шерстинки заполнены воздухом, а т.к. воздух плохо проводит тепло, такая шерсть хорошо защищает от холода.
4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?
Ответ: Это объясняется влиянием местообитания и образа жизни.
7. Подведение итогов экспедиции
На этом экскурсия закончилась. Вы успешно выдержали испытания.
Подведите итоги по группам (по количеству жетонов).
А теперь подведите итоги внутри группы.
На одиночных листах укажите по пятибалльной системе участие каждого на этапах экскурсии. (Вложите листы в папку).
8. Рефлексия.
- Одно прилагательное об экскурсии.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Пожелания.
9. Домашнее задание:
От сотрудников НИИ вы получаете два задания:
1) Каждая группа рисует фантастическое животное. (Признаки копытных)
2) Составить по 5 портретов безымянных животных. (Вернисаж)
Наш урок окончен.
Путешествия, общение с природой – залог долгой жизни!
Спасибо всем за работу!
Комментарии:
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
03 12 2025 18:12:17
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
02 12 2025 12:11:54
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
01 12 2025 9:10:29
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
30 11 2025 23:56:19
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
29 11 2025 18:24:49
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
28 11 2025 14:22:38
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
27 11 2025 7:52:13
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
26 11 2025 16:25:32
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
25 11 2025 2:48:44
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
24 11 2025 1:35:25
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
23 11 2025 0:34:22
Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов.
...
22 11 2025 4:47:10
Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....
21 11 2025 19:52:46
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
20 11 2025 2:53:55
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
19 11 2025 23:51:14
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
18 11 2025 2:33:42
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
17 11 2025 6:15:27
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
16 11 2025 8:44:19
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
15 11 2025 20:59:30
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
14 11 2025 21:27:56
Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
13 11 2025 10:32:35
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
12 11 2025 10:15:24
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
11 11 2025 13:31:39
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
10 11 2025 8:38:43
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
09 11 2025 17:43:33
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно
внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь
такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как
психолога. Основными принципами такого обучения является признание
индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии
на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на
уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков,
которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами.
...
08 11 2025 18:45:12
Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....
07 11 2025 20:39:51
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
06 11 2025 9:41:34
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
05 11 2025 12:18:13
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
04 11 2025 5:26:24
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
03 11 2025 13:10:37
Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...
02 11 2025 16:42:45
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
01 11 2025 0:36:51
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....
31 10 2025 21:45:47
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
30 10 2025 13:52:25
Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
29 10 2025 17:28:58
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
28 10 2025 21:20:48
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
27 10 2025 21:13:53
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений.
...
26 10 2025 23:29:53
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии.
...
25 10 2025 15:27:41
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
24 10 2025 23:24:21
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
23 10 2025 12:41:15
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
22 10 2025 22:46:48
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
21 10 2025 2:50:53
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
20 10 2025 11:39:58
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
19 10 2025 19:26:23
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
18 10 2025 14:55:19
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
17 10 2025 12:44:15
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
16 10 2025 21:48:11
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
15 10 2025 22:19:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




