Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

Цель урока:
Выявить хаpaктерные признаки и черты приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания.
Задачи:
- выяснить особенности внешнего строения отрядов парно- и непарнокопытных млекопитающих;
- определить черты приспособленности этих животных к среде обитания;
- научиться определять принадлежность животных к данному отряду;
- воспитывать дух соревнования; коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям.
Форма урока: урок-экскурсия.
Методы обучения:
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- исследовательский.
Формы работы: работа в группах.
Оборудование:
- рисунки, фотографии копытных животных,
- оценочные листы на каждую группу,
- дополнительную литературу (энциклопедии, справочники),
- задания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Доброе утро! Начинаем наш урок.
Зоологи 19 века еще объединяли лошадей, быков, оленей и т.д. в единую группу «копытных». Какой принцип они брали за основу?
В наше время наукой установлено, что антилопа и зебра не более родственники друг другу, чем каждая из них, скажем льву.
Копытные – это группа млекопитающих, возникших независимо друг от друга.
Задание. Попробуйте и вы разделить копытных на группы.
(На доске расположены рисунки и фотографии копытных животных.)
Обоснуйте свой выбор.
Парнокопытные |
Непарнокопытные |
| У одних - четное число пальцев | У других - нечетное число пальцев |
3. Целеполагание и мотивация
(Запись на доске.)
«Отряды Парно – и Непарнокопытные»
А теперь сформулируйте цель урока. (Выявить хаpaктерные признаки и черты приспособленности парно - и непарнокопытных к среде обитания.)
Учитель. Представьте себе, что вы будущие исследователи-зоологи. Вам выпала уникальная возможность пополнить свои знания в экскурсии и попробовать себя в роли научных работников. Мы отправляемся в научно-исследовательский институт.
Берем свой багаж – знания и в путь!
Наш девиз сегодня: «Будь внимательным и наблюдательным!»
(Для оценивания приготовлены жетоны.)
План экскурсии:
- Вестибюль.
- Лаборатория.
- Определительный.
- Музей.
- Вернисаж.
- Административный
Этап 1. Вестибюль
Здесь мы получаем входные билеты:
- оценочные листы,
- задания,
- рисунки,
- дополнительную литературу (энциклопедии, справочники).
4. Изучение нового материала
Этап 2. Лаборатория
Давайте заглянем в лаборатории. Здесь идет серьезная работа. Для вас тоже есть задание.
Работа в группах на 10 минут.
Цель: Составить хаpaктеристику данного отряда и заполнить таблицу.
- Выяснить какие животные относятся к предложенному отряду.
- Определить черты приспособленности этих животных к среде обитания.
- Отметить особенности обитания этого отряда.
- Местообитание( в таблицу на доске)
- На отдельном листке напишите хаpaктерные признаки данного отряда.
- Подготовьте выступление участника от группы.
- Сделайте выводы.
Защита 1-1,5 минуты.
Оценка групп.
5. Закрепление и применение знаний
Этап 3 .Определительный
Ученые, работающие в этом отделе, занимаются определением разных видов животных по их внешнему и внутреннему строению.
Вам тоже придется испытать себя в роли ученых-систематиков.
По признакам определить, о каком животном идет речь. Вы можете получить 3, 2 или 1 балл. (Если не угадали с первого раза, есть вторая попытка, но количество баллов уменьшается на 1.)
1 группа.
- Самые крупные звери вырастают в длину на 3метра, вышина в плечах – 2 с лишним метра, а весят они больше полтонны. (3 балла)
- Рога лежали на земле, похожие на лопату. Их сбросил « всем оленям олень». (2 балла)
- Его рога и древний плуг носят одно название. (1 балл)
(Сохатый-лось)
2 группа.
- Угрюмый взгляд карих глаз. Лобастая голова, украшенная рогами и длинной бородой. Голова в шапке курчавых волос. (3 балла)
- Он современник мамонту. (2 балла)
- Мускулистое 3-х метровое тело, горбом вздымается в холке на саженую высоту. (1 балл)
3 группа.
- Далеко был слышен топот дикого зверя , поднимаемый мощными колоннообразными ногами. (3 балла)
- Это животное похоже на одетый в броню танк. Из-за глупых предрассудков. (2 балла)
- Численность его резко сократилась из-за целебной (как считали) силы, заключенной в роге. (1 балл)
(Носорог).
4 группа.
- При весе 4 тонн, его шкура весит половину. (3 балла)
- Бегает хорошо, но предпочитает днем находиться в воде, даже детеныши рождаются в воде. (2 балла)
- Близкий родственник нашим свиньям (мясо такое же вкусное). Пытались даже создавать фермы по их выращиванию. (1 балл)
(Бегемот)
Этап 4. Музей
Учитель: Я приглашаю вас в очень интересный зал. Здесь репродукции со стен пещер Европы и Азии. (Приложение 1)
На берегу Ладожского озера рисунки выбиты были у самой воды. Как вы думаете почему? (Все дело в том, что как только заходило солнце, то картины оживали в его лучах.)
На гладких каменных плитах берега сибирской реки Томь Выбиты лоси.
Отдельные звери и их стада. Эти росписи важны как исторические документы.
- В чем же их историческая ценность?
(Предполагаемые ответы: 1. Знать, как охотился человек. 2. Как выглядели древние копытные животные. 3. Какое значение копытные играли в жизни человека.)
- Каких животных одомашнил человек? (Лошадь, корова, осел, зебу, лоси, свиньи, козы, овцы, антилопа канна)
Этап 5. Вернисаж
Мы являемся первыми посетителями вернисажа, который был организован совсем недавно.
- Рассказать в 3-5 предложениях о самом удивительном животном из копытных. (Время 1 минута.) Домашнее задание.
- Назовите животных, которые изображены на рисунках (картинах) и ответьте на вопросы. (По 1 человеку от каждой группы.)
6. Контроль
Этап 6. Административный
И вот мы дошли до последнего этапа, который называется Административным. Здесь работают доктора, профессора, которые направляют работу, контролируют ее. Вам предстоит решить несколько задач, предложенных администрацией.
Задания.
1) Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?
Ответ: Лошадь хуже, а у коровы при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ноги, сближаются и вокруг них свободно проходит воздух, а у лошади при вытаскивании ног из вязкой почвы по копытами создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног.
2) Почему лоси сравнительно легко могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?
Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, и давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.
3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?
Ответ: Оказывается ,что у оленя «надувная» шерсть, пустотелые шерстинки заполнены воздухом, а т.к. воздух плохо проводит тепло, такая шерсть хорошо защищает от холода.
4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?
Ответ: Это объясняется влиянием местообитания и образа жизни.
7. Подведение итогов экспедиции
На этом экскурсия закончилась. Вы успешно выдержали испытания.
Подведите итоги по группам (по количеству жетонов).
А теперь подведите итоги внутри группы.
На одиночных листах укажите по пятибалльной системе участие каждого на этапах экскурсии. (Вложите листы в папку).
8. Рефлексия.
- Одно прилагательное об экскурсии.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Пожелания.
9. Домашнее задание:
От сотрудников НИИ вы получаете два задания:
1) Каждая группа рисует фантастическое животное. (Признаки копытных)
2) Составить по 5 портретов безымянных животных. (Вернисаж)
Наш урок окончен.
Путешествия, общение с природой – залог долгой жизни!
Спасибо всем за работу!
Комментарии:
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
26 11 2025 23:19:53
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
25 11 2025 23:25:45
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
24 11 2025 9:37:28
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
23 11 2025 21:19:57
Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....
22 11 2025 17:53:47
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
21 11 2025 1:42:52
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
20 11 2025 20:52:52
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство.
Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности.
...
19 11 2025 9:32:49
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
18 11 2025 19:16:15
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
17 11 2025 1:26:29
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
16 11 2025 16:43:53
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
15 11 2025 10:59:26
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
14 11 2025 16:51:34
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
13 11 2025 5:23:48
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
12 11 2025 20:43:11
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
11 11 2025 8:39:57
Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
10 11 2025 11:50:33
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
09 11 2025 21:10:28
На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....
08 11 2025 12:19:52
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
07 11 2025 1:24:43
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
06 11 2025 23:47:22
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
05 11 2025 14:51:29
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме.
...
04 11 2025 5:14:13
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
03 11 2025 12:50:55
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
02 11 2025 19:27:59
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
01 11 2025 16:40:21
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
31 10 2025 6:31:14
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
30 10 2025 15:35:20
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
29 10 2025 11:38:30
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
28 10 2025 17:56:38
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
27 10 2025 4:14:40
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
26 10 2025 13:16:36
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
25 10 2025 20:30:37
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
24 10 2025 1:42:39
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
23 10 2025 17:12:42
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
22 10 2025 3:33:31
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
21 10 2025 23:41:32
Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
20 10 2025 9:22:47
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
19 10 2025 18:51:55
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
18 10 2025 1:52:23
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
17 10 2025 17:54:45
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
16 10 2025 11:50:40
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
15 10 2025 7:37:10
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
14 10 2025 6:14:20
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
13 10 2025 7:22:45
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
12 10 2025 22:37:29
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
11 10 2025 4:46:59
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
10 10 2025 14:48:23
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
09 10 2025 6:17:47
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
08 10 2025 15:38:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




