Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"
Цель урока: интеграция биологических и математических понятий при изучении растений и их органов, использование математических хаpaктеристик при составлении морфо-биологического описания растений.
Задачи:
- Образовательные: формирование представлений о комплексном подходе изучении учебного материала, формирование компетенций различного направления, умения применять знания на пpaктике.
- Воспитательные: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.
- Развивающие: развитие представлений о целостности органического мира, умения и навыков выполнения исследовательских заданий при работе в группах, способности к сравнению, анализу и классификации получаемой информации.
Педтехнологии и методика: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ), системно-деятельностный и проблемный подход.
Тип урока: комбинированный.
Метапредметные связи: интеграция биологии, математики.
Методы: метод исследования, метод чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация.
Оборудование: презентация, плоды и листья растений, гербарии, спилы стволов деревьев, письменные принадлежности, линейки, циркули, трaнcпортиры, весы, карточки с заданиями, карточки с теоретическим материалом, медиапроектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Постановка цели и проблемных задач урока. Урок проводится преподавателями биологии и математики. Каждый учитель выступают в роли тьютора и фасилитатора, т.е. координирует, консультирует и одновременно осуществляет стимулирование процесса учения, создает в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки [1].
Вызов. Сегодня мы с вами совершим
виртуальное путешествие в необыкновенный сад –
ботанический и математический, попытаемся при
изучении растений использовать не только
биологические хаpaктеристики, но и
математические понятия.
Зарождение ботанических садов относится еще к
эпохе феодализма. Уже в V в. при многочисленных
монастырях средневековой Европы возникают так
называемые \"аптекарские\" сады или
\"огороды\". Первые ботанические сады имели
небольшие размеры. Растительные коллекции в них
были представлены размещенными в грядках
(огороды) лекарственными, ядовитыми, пряными
растениями, применявшимися в средневековой
медицине. История ботанических садов земли
русской берет свое начало от садов монастырских
и царских в XV-XVI вв. При царе Алексее Михайловиче
(вторая половина XVII века), были сделаны первые
попытки изучить примеры европейского садового
искусства и отойти от монастырских канонов. В
контексте реформ его сына Петра I идея сада
приобрела культурный и политический резонанс.
Петр I прекрасно понимал, что сад должен быть
прежде всего местом просвещения и образования.
Ботанический сад – не только место, где растут
цветы, кусты, деревья. Здесь все подчинено
законам гармонии: имеет значение сочетание групп
различных растений, размеры и форма дорожек,
стиль архитектурной планировки. На каждом шагу
люди встречают различные растения,
восхищаются их красотой, формой, ароматом.
«В растениях – музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не увидим в них». (Вышеславский Л. «Ветки») [2].
Итак, попытаемся изучить хаpaктерные особенности растений: Липа мелколистная, Апельсин сладкий, Лавр благородный, Яблоня домашняя, используя две дисциплины – биологию и математику.
2. Алгоритм изучения нового материала. Проведение урока сопровождается использованием презентации.
2.1. Изучение и составление
морфо-биологических хаpaктеристик
биологических объектов (растений), заполнение
таблицы для фиксации изученного материала.
2.2. Проведение исследовательской работы по
выявлению математических хаpaктеристик плодов,
листьев, спилов растений.
Исследовательская работа учащихся
проводится по следующим направлениям:
изучение биологических и математических
хаpaктеристик плодов, листьев, спилов
растений, выявление статистических
закономерностей. При этом предусматривается
изучение теоретического материала,
выполнение заданий исследовательского
хаpaктера; анализ полученных результатов.
Работа выполняется в парах. Для проведения
работы используются раздаточный дидактический
материал по конкретному информационному блоку.
2.3. Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий.
Исследовательская работа №1 «Определение
возраста и расчет среднего годичного прироста по
годичным кольцам растения Липа
мелколистная».
Исследовательская работа №2 «Измерение угла
дольки и радиуса плода на срезах плода
растения Апельсин сладкий».
Исследовательская работа №3 «Измерение длины
и ширины листа растения Лавр
благородный».
Исследовательская работа №4 «Измерение массы
плодов растения Яблоня обыкновенная».
Исследовательская работа №5 «Решение
биологических задач с использованием
математических расчетов».
3.1.Методика проведения урока
Каждая исследовательская работа
осуществляется в два этапа.
Первый этап предполагает изучение
биологических хаpaктеристик растений,
фронтальную беседу и работу по анализу
теоретического материала, по результатам
изучения раздаточного материала (гербарных
листов, плодов, листьев, спилов растений),
заполнение таблицы (представлена ниже) по
составлению морфо-биологического описания
растений.
Знаю | Узнал |
Второй этап: применение математических знаний и умений для проведения исследований , вычислений. Оформление результатов исследования.
3.2. Методическое сопровождение урока
Исследовательская работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения Липа мелколистная»
Биологическое описание растения Липа
мелколистная. При упоминании о липе у многих
из нас возникает образ ухоженной липовой аллеи с
раскидистыми вековыми деревьями. Действительно,
это дерево живет очень долго: в среднем до 300-400
лет, а отдельные особи доживают до 1200 лет. В
течение всей своей жизни липа не только радует
глаз своей необыкновенной красотой, но и служит
источником лекарственного
сырья, с давних пор используемого в народной
медицине.
Липа растёт в лесах,
садах, на
городских бульварах и в парках.
Культивируется как декоративное и
озеленительное растение. Самый распространенный
в европейской части страны вид – липа
мелколистная. Особенно хороша липа летом, во
время цветения, когда дерево сверху донизу
покрыто душистыми, источающими нежный аромат
желтоватыми цветками, собранными в полузонтики,
с крупным, как крыло стрекозы, прицветником.
Среди лесных деревьев липа выделяется своей
густой кроной. Для нее хаpaктерен
могучий ствол, достигающий в
диаметре 2 – 3 м, высотой до 30 метров.
Зацветает липа в естественных условиях на 20-м
году жизни. Цветёт почти ежегодно и очень обильно
в июне – июле. Цветение продолжается 10 – 15 дней. В
то время, когда цветёт липа, в воздухе струится
удивительно тонкий, нежный и сладковатый аромат,
который ощущается далеко за пределами липовых
садов и парков [3].
Историческая справка. Своё название
род Липа (Tilia) получил за хаpaктерный
светло-жёлтый прицветный листок (прицветник)
очень напоминающий крыло стрекозы. В переводе с
греческого \"ptilon\" означает \"крыло\". О
липе упоминается в древнегреческих мифах, трудах
античных учёных и писателей. В те далёкие времена
её называли не иначе как «золотое дерево», по
достоинству оценивая её красоту, долговечность,
лечебную и пpaктическую пользу. Люди же, помимо
всего, считали липу священным деревом. Они
верили, что липа приносит счастье и охраняет
домашний очаг. Её не разрешалось рубить,
осквернять. Липу высаживали возле домов, храмов и
дворцов, её ветвями украшали жилища во время
праздников. У древних славян липу считали
деревом богини любви и красоты, а для христиан
она была деревом Богородицы. Липа давно и широко
используется в резьбе по дереву,
поскольку легко режется и обладает чистой белой древесиной.
В частности, в царские времена мошенники
вырезали из липы копии царских (княжеских)
печатей (отсюда и выражение – «липовая печать»,
или просто «липа» – подделка). Древесина у липы
мягкая, не коробится, легко поддаётся обработке и
поэтому идёт на изготовление фанеры, мебели,
чертёжных досок, сапожных колодок, бочковой тары,
долблёной посуды, музыкальных
инструментов, в частности, на деки электрогитар. В России
липа использовалась для производства лаптей,
циновок, рогожи.
Липа – это дерево. Годы жизни деревьев умеренных
и холодных широт можно определить по
поперечному спилу их стволов, посчитав годичные
кольца (годовые слои). Такой слой, как
правило, соответствует приросту древесины за
один вегетационный период. Рождающаяся весной и
в начале лета древесина заметно отличается от
более поздней, появляющейся в конце лета и
осенью.
Определять возраст деревьев по годичным кольцам впервые предложил Леонардо да Винчи; он же предположил, что их ширина зависит от климата, прирост годичных колец связан с метеорологическими факторами — температурой воздуха и осадками [4].
Методика определения возраста и расчета среднего годичного прироста по годичным кольцам растения Липа мелколистная представлена в Приложении 1.
Исследовательская работа №2 «Измерение угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения Апельсин сладкий»
Биологическое описание растения Апельсин
сладкий. Апельсин – плод
апельсинового дерева, представляет собой гибрид мaндарина
и помело, культивировалось в Китае ещё
за 2,5 тысячи лет до н.э. В Европу
дерево было привезено португальскими
мореплавателями. После этого быстро
распространилась мода на выращивание
апельсиновых деревьев; для этого стали строить
специальные стеклянные сооружения, названные оранжереями
(от фр. Orange ‘апельсин’).
Слово «апельсин» заимствовано в русский язык из
голландского языка; «яблоко из Китая».
Упоминание о «солнечном яблоке» – апельсине –
можно найти в китайских рукописях, датированных
2200 годом до нашей эры. Плоды дикого апельсина
использовались только для изготовления ценного
медицинского сырья. Ароматное масло, которое
получали из кожуры, было основным компонентом
чарующих восточных благовоний. Европейцы
впервые познакомились с этим экзотическим
плодом только во второй половине XV века. Многие
годы апельсин преподносили как очень дорогой
подарок, такую роскошь мог себе позволить далеко
не каждый. Апельсин сладкий – вечнозеленое
растение высотой 7-16 м с острыми шипами из
семейства рутовых (Rutaceae). Стволы отдельных
апельсиновых деревьев могут достигать толщины 1
м в обхват. Такие деревья имеют большую – как
у дуба – крону и живут до 100 - 150 лет; в урожайный
год они способны дать до 38000 плодов. Листья
гладкие блестящие овальные, редко продолговатые.
Цветки белые, очень душистые одиночные или в
немногочисленных кистях или щитках. Плод –
оранжевый, с гладкой или шероховатой коркой.
Мякоть кисло-сладкая, оранжевая, с семенами или
без семян. Цветы собирают два раза в год – в мае и
октябре. Плод – многогнёздный, многосемянный, с
толстой двуслойной кожурой. Мякоть состоит из
множества соковых мешочков –
веретеновидных, заполненных соком волосков,
своеобразная разновидность ягодообразного
плода. У апельсина мякоть легко разделяется на
доли, являющиеся гнёздами плода; каждая содержит
одно или два семени, расположенных одно над
другим. Кожура, кроме общеизвестного
хозяйственного применения на цедру,
настои, варенье,
из цедры получают апельсиновое масло [4].
На основании данного материала проводится
беседа и заполнение таблицы. Методика
измерения угла дольки и радиуса плода на срезах
плода растения Апельсин сладкий
представлена в Приложении 2.
Исследовательская работа №3 «Измерение длины и ширины листа растения Лавр благородный»
Историческая справка. В Элладе и Древнем Риме лавр считался священным растением. Его высаживали у храмов, посвященных Аполлону. В Древней Греции и Риме венками из побегов лавра награждали победителей спортивных состязаний, героев, отличившихся в сражениях, поэтов. Этот обычай сохранился до наших дней. Латинское название лавра Laurus – основа прочно вошедших в наш лексикон слов «лавры» и «лауреат». Лавровые листья – популярнейшая кулинарная пряность, которой улучшают вкус многих кушаний. Масло из плодов лавра употрeбляется в парфюмерной промышленности для изготовления душистого мыла высокого качества. Лавр благородный широко разводят в декоративных посадках. В древней медицине в качестве лекарственного средства широко применяли листья, кору, корни, плоды, костянку плодов, а также чистое лавровое масло [4].
Биологическое описание растения Лавр благородный. Лекарственное растение Лавр благородный – двудомное растение, дерево до 18 м высоты, обхват ствола 40 см. Деревья лавра живут до 100 лет (по некоторым данным до 400 лет). Лавровые побеги всегда несут много листьев, они очень красивы. Листья лекарственного растения Лавр благородный собирают молодыми, но полностью развитыми. Каждый лист способен жить на дереве 3-4 года, цветки у него однополые. Соцветия крупные по 6-12 шт., околоцветник простой. Листья простые, кожистые, темно-зеленые, блестящие, ароматные, волнистые. Плоды лекарственного растения Лавр благородный содержат 24-25% жирного масла. Лекарственное растение Лавр благородный цветет в марте-апреле, а плоды созревают в октябре – ноябре [5].
На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика измерения длины и ширины листа растения Лавр благородный представлена в Приложении 3.
Исследовательская работа № 4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная»
Историческая справка. С яблоней и яблоками связано множество преданий и легенд. Яблоко раздора в древнегреческой мифологии – золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру cмepтного Пелея и богини Фетиды за то, что её забыли пригласить на эту свадьбу. Это послужило началом Троянской войны. Молодильное яблоко – предмет славянских сказок, делающий молодым того, кто его съест. Бытует легенда о том, что именно яблоко, упавшее на голову Ньютона, послужило предтечей к открытию закона всемирного тяготения [4].
Биологическое описание растения Яблоня обыкновенная. Яблоня домашняя широко распространённое плодовое дерево, выращиваемое ради его плодов – яблок. Долговечное растение, живёт до 100 лет, дикорастущие экземпляры – до 300 лет, высота 10-12 м, диаметр ствола в среднем – 40см, листья овальные, простые, сверху темно-зеленые, снизу серо-зеленые, черешковые. Цветет в мае – июне, цветки белые, розовые. Начинает плодоносить (в зависимости от сорта и условий культуры) обычно на 4 – 12-й год. Родина яблони домашней – территория современного Казахстана и Киргизии. Размер красных, зелёных или жёлтых шаровидных плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15 см в диаметре. Яблоня домашняя даёт медоносным пчёлам очень ценный весенний взяток нектара. Жёлтый, иногда темновато-жёлтый мёд из нектара с цветков яблони ароматен, приятного вкуса, но более жидкий, чем из нектара цветущих летом растений [5].
На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика измерения массы плодов растения Яблоня обыкновенная представлена в Приложении 4.
Исследовательская работа № 5 «Решение биологических задач с использованием математических расчетов»
Биологическая хаpaктеристика «работы» пчелиной семьи. Липа – важнейший медонос. Липовый мёд пчелы делают из нектара зеленовато-жёлтых цветков липы. За высокие медоносные качества народ справедливо прозвал липу царицей медоносных растений: с одной цветущей липы среднего возраста, растущей в благоприятных условиях, в оптимальную погоду пчёлы выpaбатывают 16 кг высокосортного мёда, а с 1 га цветущих лип – 1000 кг мёда. Каждый цветок липы способен дать 25 мл нектара.
1 кг меда: Для того, чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Заготовка меда: Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда. Чтобы собрать 1 кг меда, пчела должна посетить около 10 млн. цветков и принести до 100 тыс. порций нектара. Средняя скорость рабочих пчел без груза составляет 28-30 км/ч, с нагрузкой – 24 км/ч. [6,7].
На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика решения биологических задач с использованием математических расчетов» представлена в Приложении 5.
4. Отчет учащихся, анализ результатов исследования (рефлексия). Поиск ответа и его формулировка по проблеме урока, ответы учащихся на проблемные вопросы:
4.1. Какую форму имеют плоды яблони,
апельсина? Какие вещества накапливаются в
них? Что можно измерить у плодов? Привести
примеры пpaктического использования измерений
при трaнcпортировке плодов данных растений.
4.2. Почему листья растения имеют разные
величины? Какую роль играет лист в жизни
растений?
4.3. Что можно узнать, подсчитав годичные кольца
спила дерева?
4.4. Может ли пчеловод предположить, сколько меда
он получит от одной пчелиной семьи?
5. Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, домашнее задание
Планируемые результаты: через стимуляцию мыслительной деятельности путем интеграции биологических и математических дисциплин повышается уровень мотивации и результаты учебной деятельности детей.
Предметные результаты: формирование умения выявлять и устанавливать причинно- следственные связи между строением и жизнедеятельностью организмов, формирование умение понимать смысл биологических и математических терминов: спилы, годичные кольца, органические вещества, плоды, листья, радиус, угол, длина, ширина, скорость, масса.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД: формирование
умений анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия явлений, умения
преобразовывать информацию из одного вида в
другой (текст в таблицу и пр.).
Коммуникативные УУД: формирование
умения самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие при работе в группе (паре),
давать оценку изученных объектов и их
хаpaктеристик
Регулятивные УУД: формирование
умения самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, составлять план работы по
изучению биологических объектов и
придерживаться алгоритма его выполнения [8,9].
Список используемой литературы
1. Алла Кашеварова «Роли Учителя:
тьютор и фасилитатор» psy.1
september.ru
2. Буруковская Т.Г. «Сад неожиданных встреч»,
Калининградское книжное издательство, 1998 г.
3. http://flower.onego.ru/kustar/enc_2647.jpg
4. Википедия.
5. Шиманюк А.П. «Биология древесных и
кустарниковых пород», «Просвещение», 1990 г.
6. www.biofile.ru
7. www.fleurs.demol.ru.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая
парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru
9. Лежнина Г.В. Компетентностный
подход: анализ понятий.– www.eduhmao.ru
Комментарии:
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
10 07 2025 10:49:16
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
09 07 2025 4:21:39
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
08 07 2025 4:26:43
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
07 07 2025 19:49:14
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
06 07 2025 0:56:48
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
05 07 2025 7:11:58
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
04 07 2025 7:13:49
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
03 07 2025 12:20:28
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
02 07 2025 15:58:57
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
01 07 2025 2:28:53
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
30 06 2025 11:18:21
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
29 06 2025 13:42:25
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
28 06 2025 0:24:51
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
27 06 2025 17:30:49
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
26 06 2025 0:47:29
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
25 06 2025 23:53:44
Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе.
...
24 06 2025 6:16:46
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
23 06 2025 11:19:45
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
22 06 2025 18:22:16
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
21 06 2025 1:26:46
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
20 06 2025 15:12:18
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
19 06 2025 13:34:59
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
18 06 2025 3:37:36
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
17 06 2025 2:13:15
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
16 06 2025 15:41:20
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
15 06 2025 15:51:34
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки.
Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
14 06 2025 7:40:17
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
13 06 2025 12:21:35

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
12 06 2025 19:42:59
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
11 06 2025 9:20:25
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
10 06 2025 12:40:26
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
09 06 2025 18:42:16
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
08 06 2025 2:27:16

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
07 06 2025 13:54:12
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
06 06 2025 13:46:31
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
05 06 2025 21:33:21
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
04 06 2025 20:55:27
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
03 06 2025 10:31:42
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
02 06 2025 11:26:10
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
01 06 2025 3:29:30
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
31 05 2025 23:41:34
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
30 05 2025 10:54:54
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
29 05 2025 5:23:10
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
28 05 2025 14:33:55
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
27 05 2025 21:21:53
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
26 05 2025 6:54:19
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
25 05 2025 5:49:32
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
24 05 2025 17:19:38
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
23 05 2025 21:58:10
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
22 05 2025 16:58:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::