Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"
Цель урока: интеграция биологических и математических понятий при изучении растений и их органов, использование математических хаpaктеристик при составлении морфо-биологического описания растений.
Задачи:
- Образовательные: формирование представлений о комплексном подходе изучении учебного материала, формирование компетенций различного направления, умения применять знания на пpaктике.
- Воспитательные: формирование материалистического мировоззрения, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.
- Развивающие: развитие представлений о целостности органического мира, умения и навыков выполнения исследовательских заданий при работе в группах, способности к сравнению, анализу и классификации получаемой информации.
Педтехнологии и методика: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ), системно-деятельностный и проблемный подход.
Тип урока: комбинированный.
Метапредметные связи: интеграция биологии, математики.
Методы: метод исследования, метод чтения с пометками, наблюдения, беседа с элементами рассказа, демонстрация.
Оборудование: презентация, плоды и листья растений, гербарии, спилы стволов деревьев, письменные принадлежности, линейки, циркули, трaнcпортиры, весы, карточки с заданиями, карточки с теоретическим материалом, медиапроектор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Постановка цели и проблемных задач урока. Урок проводится преподавателями биологии и математики. Каждый учитель выступают в роли тьютора и фасилитатора, т.е. координирует, консультирует и одновременно осуществляет стимулирование процесса учения, создает в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки [1].
Вызов. Сегодня мы с вами совершим
виртуальное путешествие в необыкновенный сад –
ботанический и математический, попытаемся при
изучении растений использовать не только
биологические хаpaктеристики, но и
математические понятия.
Зарождение ботанических садов относится еще к
эпохе феодализма. Уже в V в. при многочисленных
монастырях средневековой Европы возникают так
называемые \"аптекарские\" сады или
\"огороды\". Первые ботанические сады имели
небольшие размеры. Растительные коллекции в них
были представлены размещенными в грядках
(огороды) лекарственными, ядовитыми, пряными
растениями, применявшимися в средневековой
медицине. История ботанических садов земли
русской берет свое начало от садов монастырских
и царских в XV-XVI вв. При царе Алексее Михайловиче
(вторая половина XVII века), были сделаны первые
попытки изучить примеры европейского садового
искусства и отойти от монастырских канонов. В
контексте реформ его сына Петра I идея сада
приобрела культурный и политический резонанс.
Петр I прекрасно понимал, что сад должен быть
прежде всего местом просвещения и образования.
Ботанический сад – не только место, где растут
цветы, кусты, деревья. Здесь все подчинено
законам гармонии: имеет значение сочетание групп
различных растений, размеры и форма дорожек,
стиль архитектурной планировки. На каждом шагу
люди встречают различные растения,
восхищаются их красотой, формой, ароматом.
«В растениях – музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не увидим в них». (Вышеславский Л. «Ветки») [2].
Итак, попытаемся изучить хаpaктерные особенности растений: Липа мелколистная, Апельсин сладкий, Лавр благородный, Яблоня домашняя, используя две дисциплины – биологию и математику.
2. Алгоритм изучения нового материала. Проведение урока сопровождается использованием презентации.
2.1. Изучение и составление
морфо-биологических хаpaктеристик
биологических объектов (растений), заполнение
таблицы для фиксации изученного материала.
2.2. Проведение исследовательской работы по
выявлению математических хаpaктеристик плодов,
листьев, спилов растений.
Исследовательская работа учащихся
проводится по следующим направлениям:
изучение биологических и математических
хаpaктеристик плодов, листьев, спилов
растений, выявление статистических
закономерностей. При этом предусматривается
изучение теоретического материала,
выполнение заданий исследовательского
хаpaктера; анализ полученных результатов.
Работа выполняется в парах. Для проведения
работы используются раздаточный дидактический
материал по конкретному информационному блоку.
2.3. Исследовательская работа учащихся по выполнению заданий.
Исследовательская работа №1 «Определение
возраста и расчет среднего годичного прироста по
годичным кольцам растения Липа
мелколистная».
Исследовательская работа №2 «Измерение угла
дольки и радиуса плода на срезах плода
растения Апельсин сладкий».
Исследовательская работа №3 «Измерение длины
и ширины листа растения Лавр
благородный».
Исследовательская работа №4 «Измерение массы
плодов растения Яблоня обыкновенная».
Исследовательская работа №5 «Решение
биологических задач с использованием
математических расчетов».
3.1.Методика проведения урока
Каждая исследовательская работа
осуществляется в два этапа.
Первый этап предполагает изучение
биологических хаpaктеристик растений,
фронтальную беседу и работу по анализу
теоретического материала, по результатам
изучения раздаточного материала (гербарных
листов, плодов, листьев, спилов растений),
заполнение таблицы (представлена ниже) по
составлению морфо-биологического описания
растений.
Знаю | Узнал |
Второй этап: применение математических знаний и умений для проведения исследований , вычислений. Оформление результатов исследования.
3.2. Методическое сопровождение урока
Исследовательская работа №1 «Определение возраста и расчет среднего годичного прироста по годичным кольцам растения Липа мелколистная»
Биологическое описание растения Липа
мелколистная. При упоминании о липе у многих
из нас возникает образ ухоженной липовой аллеи с
раскидистыми вековыми деревьями. Действительно,
это дерево живет очень долго: в среднем до 300-400
лет, а отдельные особи доживают до 1200 лет. В
течение всей своей жизни липа не только радует
глаз своей необыкновенной красотой, но и служит
источником лекарственного
сырья, с давних пор используемого в народной
медицине.
Липа растёт в лесах,
садах, на
городских бульварах и в парках.
Культивируется как декоративное и
озеленительное растение. Самый распространенный
в европейской части страны вид – липа
мелколистная. Особенно хороша липа летом, во
время цветения, когда дерево сверху донизу
покрыто душистыми, источающими нежный аромат
желтоватыми цветками, собранными в полузонтики,
с крупным, как крыло стрекозы, прицветником.
Среди лесных деревьев липа выделяется своей
густой кроной. Для нее хаpaктерен
могучий ствол, достигающий в
диаметре 2 – 3 м, высотой до 30 метров.
Зацветает липа в естественных условиях на 20-м
году жизни. Цветёт почти ежегодно и очень обильно
в июне – июле. Цветение продолжается 10 – 15 дней. В
то время, когда цветёт липа, в воздухе струится
удивительно тонкий, нежный и сладковатый аромат,
который ощущается далеко за пределами липовых
садов и парков [3].
Историческая справка. Своё название
род Липа (Tilia) получил за хаpaктерный
светло-жёлтый прицветный листок (прицветник)
очень напоминающий крыло стрекозы. В переводе с
греческого \"ptilon\" означает \"крыло\". О
липе упоминается в древнегреческих мифах, трудах
античных учёных и писателей. В те далёкие времена
её называли не иначе как «золотое дерево», по
достоинству оценивая её красоту, долговечность,
лечебную и пpaктическую пользу. Люди же, помимо
всего, считали липу священным деревом. Они
верили, что липа приносит счастье и охраняет
домашний очаг. Её не разрешалось рубить,
осквернять. Липу высаживали возле домов, храмов и
дворцов, её ветвями украшали жилища во время
праздников. У древних славян липу считали
деревом богини любви и красоты, а для христиан
она была деревом Богородицы. Липа давно и широко
используется в резьбе по дереву,
поскольку легко режется и обладает чистой белой древесиной.
В частности, в царские времена мошенники
вырезали из липы копии царских (княжеских)
печатей (отсюда и выражение – «липовая печать»,
или просто «липа» – подделка). Древесина у липы
мягкая, не коробится, легко поддаётся обработке и
поэтому идёт на изготовление фанеры, мебели,
чертёжных досок, сапожных колодок, бочковой тары,
долблёной посуды, музыкальных
инструментов, в частности, на деки электрогитар. В России
липа использовалась для производства лаптей,
циновок, рогожи.
Липа – это дерево. Годы жизни деревьев умеренных
и холодных широт можно определить по
поперечному спилу их стволов, посчитав годичные
кольца (годовые слои). Такой слой, как
правило, соответствует приросту древесины за
один вегетационный период. Рождающаяся весной и
в начале лета древесина заметно отличается от
более поздней, появляющейся в конце лета и
осенью.
Определять возраст деревьев по годичным кольцам впервые предложил Леонардо да Винчи; он же предположил, что их ширина зависит от климата, прирост годичных колец связан с метеорологическими факторами — температурой воздуха и осадками [4].
Методика определения возраста и расчета среднего годичного прироста по годичным кольцам растения Липа мелколистная представлена в Приложении 1.
Исследовательская работа №2 «Измерение угла дольки и радиуса плода на срезах плода растения Апельсин сладкий»
Биологическое описание растения Апельсин
сладкий. Апельсин – плод
апельсинового дерева, представляет собой гибрид мaндарина
и помело, культивировалось в Китае ещё
за 2,5 тысячи лет до н.э. В Европу
дерево было привезено португальскими
мореплавателями. После этого быстро
распространилась мода на выращивание
апельсиновых деревьев; для этого стали строить
специальные стеклянные сооружения, названные оранжереями
(от фр. Orange ‘апельсин’).
Слово «апельсин» заимствовано в русский язык из
голландского языка; «яблоко из Китая».
Упоминание о «солнечном яблоке» – апельсине –
можно найти в китайских рукописях, датированных
2200 годом до нашей эры. Плоды дикого апельсина
использовались только для изготовления ценного
медицинского сырья. Ароматное масло, которое
получали из кожуры, было основным компонентом
чарующих восточных благовоний. Европейцы
впервые познакомились с этим экзотическим
плодом только во второй половине XV века. Многие
годы апельсин преподносили как очень дорогой
подарок, такую роскошь мог себе позволить далеко
не каждый. Апельсин сладкий – вечнозеленое
растение высотой 7-16 м с острыми шипами из
семейства рутовых (Rutaceae). Стволы отдельных
апельсиновых деревьев могут достигать толщины 1
м в обхват. Такие деревья имеют большую – как
у дуба – крону и живут до 100 - 150 лет; в урожайный
год они способны дать до 38000 плодов. Листья
гладкие блестящие овальные, редко продолговатые.
Цветки белые, очень душистые одиночные или в
немногочисленных кистях или щитках. Плод –
оранжевый, с гладкой или шероховатой коркой.
Мякоть кисло-сладкая, оранжевая, с семенами или
без семян. Цветы собирают два раза в год – в мае и
октябре. Плод – многогнёздный, многосемянный, с
толстой двуслойной кожурой. Мякоть состоит из
множества соковых мешочков –
веретеновидных, заполненных соком волосков,
своеобразная разновидность ягодообразного
плода. У апельсина мякоть легко разделяется на
доли, являющиеся гнёздами плода; каждая содержит
одно или два семени, расположенных одно над
другим. Кожура, кроме общеизвестного
хозяйственного применения на цедру,
настои, варенье,
из цедры получают апельсиновое масло [4].
На основании данного материала проводится
беседа и заполнение таблицы. Методика
измерения угла дольки и радиуса плода на срезах
плода растения Апельсин сладкий
представлена в Приложении 2.
Исследовательская работа №3 «Измерение длины и ширины листа растения Лавр благородный»
Историческая справка. В Элладе и Древнем Риме лавр считался священным растением. Его высаживали у храмов, посвященных Аполлону. В Древней Греции и Риме венками из побегов лавра награждали победителей спортивных состязаний, героев, отличившихся в сражениях, поэтов. Этот обычай сохранился до наших дней. Латинское название лавра Laurus – основа прочно вошедших в наш лексикон слов «лавры» и «лауреат». Лавровые листья – популярнейшая кулинарная пряность, которой улучшают вкус многих кушаний. Масло из плодов лавра употрeбляется в парфюмерной промышленности для изготовления душистого мыла высокого качества. Лавр благородный широко разводят в декоративных посадках. В древней медицине в качестве лекарственного средства широко применяли листья, кору, корни, плоды, костянку плодов, а также чистое лавровое масло [4].
Биологическое описание растения Лавр благородный. Лекарственное растение Лавр благородный – двудомное растение, дерево до 18 м высоты, обхват ствола 40 см. Деревья лавра живут до 100 лет (по некоторым данным до 400 лет). Лавровые побеги всегда несут много листьев, они очень красивы. Листья лекарственного растения Лавр благородный собирают молодыми, но полностью развитыми. Каждый лист способен жить на дереве 3-4 года, цветки у него однополые. Соцветия крупные по 6-12 шт., околоцветник простой. Листья простые, кожистые, темно-зеленые, блестящие, ароматные, волнистые. Плоды лекарственного растения Лавр благородный содержат 24-25% жирного масла. Лекарственное растение Лавр благородный цветет в марте-апреле, а плоды созревают в октябре – ноябре [5].
На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика измерения длины и ширины листа растения Лавр благородный представлена в Приложении 3.
Исследовательская работа № 4 «Измерение массы плодов растения Яблоня обыкновенная»
Историческая справка. С яблоней и яблоками связано множество преданий и легенд. Яблоко раздора в древнегреческой мифологии – золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру cмepтного Пелея и богини Фетиды за то, что её забыли пригласить на эту свадьбу. Это послужило началом Троянской войны. Молодильное яблоко – предмет славянских сказок, делающий молодым того, кто его съест. Бытует легенда о том, что именно яблоко, упавшее на голову Ньютона, послужило предтечей к открытию закона всемирного тяготения [4].
Биологическое описание растения Яблоня обыкновенная. Яблоня домашняя широко распространённое плодовое дерево, выращиваемое ради его плодов – яблок. Долговечное растение, живёт до 100 лет, дикорастущие экземпляры – до 300 лет, высота 10-12 м, диаметр ствола в среднем – 40см, листья овальные, простые, сверху темно-зеленые, снизу серо-зеленые, черешковые. Цветет в мае – июне, цветки белые, розовые. Начинает плодоносить (в зависимости от сорта и условий культуры) обычно на 4 – 12-й год. Родина яблони домашней – территория современного Казахстана и Киргизии. Размер красных, зелёных или жёлтых шаровидных плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15 см в диаметре. Яблоня домашняя даёт медоносным пчёлам очень ценный весенний взяток нектара. Жёлтый, иногда темновато-жёлтый мёд из нектара с цветков яблони ароматен, приятного вкуса, но более жидкий, чем из нектара цветущих летом растений [5].
На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика измерения массы плодов растения Яблоня обыкновенная представлена в Приложении 4.
Исследовательская работа № 5 «Решение биологических задач с использованием математических расчетов»
Биологическая хаpaктеристика «работы» пчелиной семьи. Липа – важнейший медонос. Липовый мёд пчелы делают из нектара зеленовато-жёлтых цветков липы. За высокие медоносные качества народ справедливо прозвал липу царицей медоносных растений: с одной цветущей липы среднего возраста, растущей в благоприятных условиях, в оптимальную погоду пчёлы выpaбатывают 16 кг высокосортного мёда, а с 1 га цветущих лип – 1000 кг мёда. Каждый цветок липы способен дать 25 мл нектара.
1 кг меда: Для того, чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Заготовка меда: Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда. Чтобы собрать 1 кг меда, пчела должна посетить около 10 млн. цветков и принести до 100 тыс. порций нектара. Средняя скорость рабочих пчел без груза составляет 28-30 км/ч, с нагрузкой – 24 км/ч. [6,7].
На основании данного материала проводится беседа и заполнение таблицы. Методика решения биологических задач с использованием математических расчетов» представлена в Приложении 5.
4. Отчет учащихся, анализ результатов исследования (рефлексия). Поиск ответа и его формулировка по проблеме урока, ответы учащихся на проблемные вопросы:
4.1. Какую форму имеют плоды яблони,
апельсина? Какие вещества накапливаются в
них? Что можно измерить у плодов? Привести
примеры пpaктического использования измерений
при трaнcпортировке плодов данных растений.
4.2. Почему листья растения имеют разные
величины? Какую роль играет лист в жизни
растений?
4.3. Что можно узнать, подсчитав годичные кольца
спила дерева?
4.4. Может ли пчеловод предположить, сколько меда
он получит от одной пчелиной семьи?
5. Анализ деятельности учащихся, выставление оценок, домашнее задание
Планируемые результаты: через стимуляцию мыслительной деятельности путем интеграции биологических и математических дисциплин повышается уровень мотивации и результаты учебной деятельности детей.
Предметные результаты: формирование умения выявлять и устанавливать причинно- следственные связи между строением и жизнедеятельностью организмов, формирование умение понимать смысл биологических и математических терминов: спилы, годичные кольца, органические вещества, плоды, листья, радиус, угол, длина, ширина, скорость, масса.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД: формирование
умений анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия явлений, умения
преобразовывать информацию из одного вида в
другой (текст в таблицу и пр.).
Коммуникативные УУД: формирование
умения самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие при работе в группе (паре),
давать оценку изученных объектов и их
хаpaктеристик
Регулятивные УУД: формирование
умения самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, составлять план работы по
изучению биологических объектов и
придерживаться алгоритма его выполнения [8,9].
Список используемой литературы
1. Алла Кашеварова «Роли Учителя:
тьютор и фасилитатор» psy.1
september.ru
2. Буруковская Т.Г. «Сад неожиданных встреч»,
Калининградское книжное издательство, 1998 г.
3. http://flower.onego.ru/kustar/enc_2647.jpg
4. Википедия.
5. Шиманюк А.П. «Биология древесных и
кустарниковых пород», «Просвещение», 1990 г.
6. www.biofile.ru
7. www.fleurs.demol.ru.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая
парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru
9. Лежнина Г.В. Компетентностный
подход: анализ понятий.– www.eduhmao.ru
Комментарии:
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
24 08 2025 11:46:49
В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа.
...
23 08 2025 23:30:36
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
22 08 2025 2:37:47
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде.
...
21 08 2025 11:49:51
Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....
20 08 2025 13:24:51
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
19 08 2025 16:22:26
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
18 08 2025 18:34:31

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
17 08 2025 20:42:57
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
16 08 2025 5:29:27
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
15 08 2025 4:54:56
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
14 08 2025 1:35:58
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
13 08 2025 9:28:50
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку.
...
12 08 2025 15:30:48
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
11 08 2025 2:32:54
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
10 08 2025 14:15:49
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
09 08 2025 20:37:27
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
08 08 2025 23:38:51
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
07 08 2025 4:52:56
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
06 08 2025 19:12:19
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
05 08 2025 2:59:19
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
04 08 2025 10:18:18
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
03 08 2025 21:59:56
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
02 08 2025 0:19:41
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
01 08 2025 21:48:46
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
31 07 2025 10:25:12
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
30 07 2025 5:56:58
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
29 07 2025 4:48:56
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
28 07 2025 12:11:45
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
27 07 2025 6:13:42
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
26 07 2025 5:46:52
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
25 07 2025 18:38:33
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
24 07 2025 10:38:29
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
23 07 2025 4:50:12
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
22 07 2025 4:51:56
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
21 07 2025 10:55:56
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
20 07 2025 10:26:25
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
19 07 2025 0:56:58
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
18 07 2025 5:28:23
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
17 07 2025 11:49:40
В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни.
...
16 07 2025 10:29:34
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
15 07 2025 8:22:34
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
14 07 2025 4:30:11
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
13 07 2025 3:38:32
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
12 07 2025 15:13:17
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
11 07 2025 13:50:10

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
10 07 2025 20:53:28
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
09 07 2025 5:27:38
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
08 07 2025 3:36:49
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
07 07 2025 23:20:59

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
06 07 2025 3:13:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::