Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении курса ботаники;
  • развитие мышления, речи, творческих способностей;
  • формирование научного мировоззрения.

Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук (или компьютер), презентация урока, таблицы растений разных семейств, портреты ученых, секундомер, карточки для каждой группы по типу светофора: красная, желтая, зеленая, распечатки заданий.

Ход урока

1. Вступление

Учитель поздравляет учащихся с окончанием изучения курса ботаники и предлагает проверить, на сколько ребята эрудированны, наблюдательны и любознательны.

На экране презентация урока (Приложение 1).

Если путь твой к познанию

мира ведет,-

Как бы ни был он долог и труден – вперед!

Фирдоуси

Эпиграфом к сегодняшней игре взяты слова величайшего поэта Ирана, который предлагает нам двигаться вперед, к новым вершинам знаний.

2. Конкурс-разминка

Задание: Найдите в тексте биологические неточности (каждая неточность 1 балл).

В одном из старинных романов можно прочитать:

«…Летние месяцы поручик А.М. Чебурков любил проводить в своем имении. Как прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику-черничнику, где в массе распустились цветки кислицы, печеночницы, любки! Изящные цветки этих растений напоминают белые огоньки в темном сумpaке елового леса. Удивительный мир растений с детства привлекал поручика, и любовь к ботанике не покидала его всю жизнь.… А вот и буроватые побеги подъельника распустили свои цветки. «Это растение лишено хлорофилла, видимо, паразитирует на корнях ели»,- подумал поручик. Навеявшее воспоминание о шашлыках прошлогоднее кострище уже заросло различными лишайниками, среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанций. Выйдя, к лесной поляне, Чебурков полакомился созревшими ягодами земляники и собрал букет из нескольких цветков ромашек. У самой усадьбы внимание Алексея Михайловича привлекла расцветшая белыми цветками крапива. «Пора собирать на щи», - подумал он…»

Правильные ответы:

  • Печеночница и кислица цветут весной (апрель-май, кислица – до начала июня), поэтому в июле трудно любоваться их цветками.
  • Околоцветник печеночницы синевато-лиловый, а не белый.
  • Подъельник имеет симбиотические связи с микоризными грибами, от которых он получает органические вещества, а мицелий этих грибов, в свою очередь, получает питание от корней деревьев. Таким образом, подъельник паразитирует на дереве опосредованно, используя для этих целей свои симбиотические связи с грибом.
  • Маршанция – не лишайник, а печеночный мох; лишайники растут довольно медленно, поэтому за один год они не могут покрыть кострище.
  • Собрал «несколько цветков ромашек», это соцветие, состоящее из многих цветков.
  • Белыми цветками цветет не настоящая крапива, а совсем другое растение – «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употрeбляется для приготовления щей.

Задание: Расположите таксоны в порядке убывания (каждый правильный ответ  1 балл).

I группа

Царство

 

Вид

 

Класс

 

Отдел

 

Род

 

Семейство

 

II группа

Отдел

 

Семейство

 

Класс

 

Царство

 

Вид

 

Род

 

III группа

Царство

 

Отдел

 

Семейство

 

Класс

 

Род

 

Вид

 

IV группа

Вид

 

Семейство

 

Род

 

Царство

 

Класс

 

Отдел

 

 Правильные ответы:

I группа

Царство

1

Вид

6

Класс

3

Отдел

2

Род

5

Семейство

4

II группа

Отдел

2

Семейство

4

Класс

3

Царство

1

Вид

6

Род

5

III группа

Царство

1

Отдел

2

Семейство

4

Класс

3

Род

5

Вид

6

IV группа

Вид

6

Семейство

4

Род

5

Царство

1

Класс

3

Отдел

2

Аналитики подводят итоги конкурса разминки, данные выносятся на экран.

3. Конкурс Дальше, дальше, дальше

В течение 1 минуты дать как можно больше правильных ответов (каждый правильный ответ 1 – балл).

1. Сложноцветные или …

(АСТРОВЫЕ)

2. Все ли тополя пушат?

(НЕТ)

3. Это растение кормит, лечит, одевает, наказывает.

(КРАПИВА)

4. Абрикос, сушеный целиком без косточек.

(КАЙСА)

5. Бобовые или….

(МОТЫЛЬКОВЫЕ)

6. Кукуруза или ….

(МОИС)

7. Касторовое масло получают из…

(КЛЕЩЕВИНЫ)

8. Царский желудь.

(ГРЕЦКИЙ ОРЕХ)

9. Плод огурца.

(ТЫКВИНА)

10. Человек-корень

(ЖЕНЬШЕНЬ)

11. Символ Канады.

(КЛЕН)

12. Европейская маслина или …

(ОЛИВА)

13. Северный шелк.

(ЛЕН)

14. Как правильно резать перец – вдоль или поперек?

(ВДОЛЬ)

15. Кактус, употрeбляемый в пищу?

(ОПУНЦИЯ)

16. Какой гриб ели викинги для храбрости?

(МУХОМОР)

17. Красные водоросли или …

(БАГРЯНКИ)

18. Дерево, излечивающее от малярии.

(ХИННОЕ)

19. Из какого растения получают имбирь?

(ИЗ КОРНЕВИЩА ИМБИРЯ)

20. Самый быстро растущий злак

(БАМБУК)

21. Семейство крестоцветных или …

(КАПУСТНЫХ)

22. Гриб – паразит – источник наркотического вещества.

(СПОРЫНЬЯ)

23. Водяная чума или…

(ЭЛОДЕЯ)

24. Гриб, который раньше использовали для получения чернил.

(НАВОЗНИК)

25. Самые долгоживущие растения.

(ЛИШАЙНИКИ)

26. Анютины глазки или …

(ВИОЛА)

27. Какой металл помогают разыскивать бурые водоросли.

(ЗОЛОТО)

28. Водное растение с огромными листьями.

(ВИКТОРИЯ)

29. Пеларгония зональная или …

(ГЕРАНЬ)

30. Символ Ливана.

(ЛИВАНСКИЙ КЕДР)

31. Образование на поверхности железа и гриб-паразит.

(РЖАВЧИНА)

32. Второй хлеб человечества.

(РИС)

33. У какого растения самые тяжелые семена.

(СЕЙШЕЛЬСКАЯ ВЕЕРНАЯ ПАЛЬМА-ДО 25 КГ)

34. Самое длинное растение.

(РОТАНГОВАЯ ПАЛЬМА-300-400 М)

35. Птица и бобовое растение.

(ЧЕЧЕВИЦА)

36. Культурная лещина.

(ФУНДУК)

37. Наука о грибах

(МИКОЛОГИЯ)

38. Абрикос сушеный с косточками

(УРЮК)

39. Самое многочисленное семейство двудольных

(СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ)

40. Злаки или …

(МЯТЛИКОВЫЕ)

41.Символ Коста – Рики.

(ОРХИДЕЯ)

42. Сушеный виноград без косточек.

(КИШМИШ)

43. Обезьянье хлебное дерево.

(БАОБАБ)

44. Символ плодородия у египтян.

(ГРАНАТ)

45. Земляной орех.

(АРАХИС)

46. Самый калорийный фрукт.

(АВОКАДО)

47. Символ России.

(БЕРЕЗА)

48. Медовое дерево.

(ЛИПА)

49. Чертово яблоко.

(КАРТОФЕЛЬ)

50. Дынное дерево.

(ПАПАЙЯ)

51. Дерево изображенное на флаге ООН.

(ОЛИВА)

52. Культурные злаки из бывших сорняков.

(ОВЕС, РОЖЬ)

53. Детская конфета и растение.

(ИРИС, БАРБАРИС)

54. Какие грибы помогают искать свиньи?

(ТРЮФЕЛИ)

55. Самое высокое дерево.

(ЭВКАЛИПТ ЦАРСТВЕННЫЙ)

56. Мамонтовое дерево или …

(СЕКВОЙЯ)

57. Растение, у которого самые длинные листья.

(ПАЛЬМА РАФИЯ, 19,8М)

58. Банан – это дерево?

(НЕТ, ТРАВА)

59. Самый сладкий злак

(САХАРНЫЙ ТРОСТНИК)

60. Символ Японии.

(ХРИЗАНТЕМА)

61. Самые южные цветы

(ПОДСНЕЖНИКИ ОСТРОВА ЛЕННОС,
РАСПОЛОЖЕННОГО НЕПОДАЛЕКУ
ОТ ОСТРОВА ГОРН, ЮЖНЕЕ ЭТОГО ОСТРОВА
ЛЕЖАТ ТОЛЬКО ЛЬДЫ АНТАРКТИДЫ)

62. Процесс, протекающий в зеленых листьях растения на свету

(ФОТОСИНТЕЗ)

63. Симбиоз гриба и водоросли

(ЛИШАЙНИК)

64. Перечислите известные Вам способы опыления растений,
встречающиеся в природе.

(НАСЕКОМЫМИ, ВЕТРОМ, САМООПЫЛЕНИЕ)

65. Самые мелкие цветы…

(У РЯСКИ)

66. Самые крупные цветы…

(У РАФФЛЕЗИИ)

67. Растения-индикаторы чистоты воздуха

(ЛИШАЙНИКИ)

68. Назовите мох, который использовали во время войны
как лекарственное средство

(СФАГНУМ)

69. Назовите родину чая

 (КИТАЙ)

70. В Румынии этому растению поставлен памятник,
а в Брюсселе есть его музей.

(КАРТОФЕЛЬ)

71. Самый сладкий злак

(САХАРНЫЙ ТРОСТНИК)

72. Кто впервые предложил использовать бинарную номенклатуру
в систематике?

(КАРЛ ЛИННЕЙ)

73. Индикаторы чистоты воздуха

(ЛИШАЙНИКИ)

74. Когда цветет сирень?

(ВЕСНОЙ)

75. Каким концом падает шишка пихты?

(ПРИ СОЗРЕВАНИИ ОНА РАССЫПАЕТСЯ НА ДЕРЕВЕ)

76. Название, какой систематической единицы состоит из двух слов?

(ВИД)

77. Какие растения хвойные или лиственные более газоустойчивы?

(ЛИСТВЕННЫЕ, так как ежегодно меняют листву)

78. Для чего цветкам яркая окраска?

(ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НАСЕКОМЫХ)

Аналитики подводят итоги конкурса, данные выносятся на экран.

4. Конкурс эрудитов

Каждая группа получает свой вопрос и через 1-2 минуты должна дать обоснованный ответ. Оценивают ответ все учащиеся. На столах у ребят лежат красная, желтая и зеленая карточки; работа осуществляется по типу светофора, если полностью согласны с ответом группы, то поднимают зеленую карточку, если есть неточности в ответе, или у группы есть свое мнение на поставленный вопрос - желтая карточка, если категорически не согласны с ответом - красная карточка. Мнение учителя здесь так же учитывается. (Каждый правильный ответ - 5 баллов.)

На доске:

 

I группа

II группа

III группа

IV группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

Задания группам:

1. 300 лет назад в Австрии опытный крестьянин – земледелец, сначала сеял на поле клевер, а затем, уже после клевера, пшеницу и другие злаки – и получал богатый урожай хлеба. Чем можно объяснить большие урожаи?

Ответ: Клевер-это бобовое растение, на корнях которого в симбиозе живут азотфиксирующие бактерии, которые обогащают почву азотсодержащими веществами.

2. Описан новый способ получения высокого урожая кормовых трав.

Из мелководного озерца спускают воду. Обнаженное илистое дно покрывается травой уже на следующий сезон. При этом урожай травы существенно превосходит получаемый на обычном поле соответствующей площади. Дайте объяснения эффекту. Почему дно озера заселяется вначале именно травами? Дайте оценку этому эффекту. В чем плюсы и минусы этого способа выращивания кормовой травы?

Ответ: Все происходит в соответствии с законом смены растительных сообществ – сукцессией. Озеро заболачивается: болото зарастает травой – возникает луг; луг зарастает лесом, и т.д. Человек в данном случае просто ускоряет естественный цикл.

Болото----Луг----Лиственный лес (светолюбивые породы)-----Хвойный лес (теневыносливые породы)

3. К.А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно,- он решит, что  вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений. Объясните суть высказывания ученого.

Ответ: Речь идет о процессе фотосинтеза.

4. В старые времена при изготовлении икон, в частности их деревянной основы, возникала такая проблема. Дерево сильнее других материалов подвержено гниению, его также поедают насекомые. Как пpeдoxpaнить деревянные части икон от скорого разрушения?

Ответ: Вместо антисептиков раньше использовали целебные травы. В краску для икон добавляли траву чабрец, обладающую антисептическим действием; это препятствовало гниению деревянной основы икон.

Аналитики подводят итоги конкурса эрудитов, данные выносятся на экран.

5. Творческий конкурс

(Оценивается в 5 баллов, неординарность исполнения, узнаваемость, творческий подход.)

Представители групп вытягивают творческое задание, которое они должны обдумать и изобразить в виде пантомимы.

Задание:

Изобразить:

  • Процесс испарения у растений
  • Явление листопада
  • Процесс опыления
  • Процесс деления клетки

Аналитики подводят итоги конкурса и сообщают общий итог игры, данные выносятся на экран.

6. Подведение итогов урока

Награждение комaнд по номинациям: за I место по итогам игры «Прощание с ботаникой», за  проявленные творческие способности  в игре «Прощание с ботаникой», за проявленную эрудицию в игре «Прощание с ботаникой», за стремление к победе в игре «Прощание с ботаникой», вручение грамот (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5).

Напутственное слово учителя.

Литература

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана - Графф, 2001.
  2. Модестов С.Ю.Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителя. Санкт – Петербург: издательство Акцидент, 1998.
  3. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты.- Санкт – Петербург, издательство МиМ, 1998.



Комментарии:

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

25 12 2025 9:50:33

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

24 12 2025 18:52:39

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

23 12 2025 16:15:48

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....

22 12 2025 20:55:28

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

21 12 2025 5:25:25

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

20 12 2025 21:19:37

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

19 12 2025 21:21:46

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

18 12 2025 11:39:19

Урок по биологии "Вода на Земле"


    Урок по биологии "Вода на Земле"

      Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...

17 12 2025 0:39:33

Цветок – орган пoлoвoго размножения


    Цветок – орган пoлoвoго размножения

      Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

16 12 2025 19:53:34

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

15 12 2025 17:32:45

Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

      Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...

14 12 2025 3:29:58

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

13 12 2025 15:18:18

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"


    Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

      Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

12 12 2025 11:16:18

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"


    Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

      Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....

11 12 2025 10:17:51

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....

10 12 2025 1:33:38

Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов


    Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

      Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....

09 12 2025 18:38:42

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

08 12 2025 9:37:27

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

07 12 2025 4:27:18

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

06 12 2025 19:49:48

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

05 12 2025 5:13:48

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

04 12 2025 22:49:38

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

03 12 2025 17:41:33

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

02 12 2025 14:32:18

Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"


    Урок по теме "Обобщение знаний по темам «Воздух», «Вода» с использованием интеpaктивной доски SMART Board"

      Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...

01 12 2025 2:43:27

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

30 11 2025 2:28:24

Царство бактерии

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....

29 11 2025 8:56:39

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

28 11 2025 9:29:30

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

27 11 2025 20:51:44

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

26 11 2025 21:37:18

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"


    Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

      Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

25 11 2025 22:14:46

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

      Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

24 11 2025 18:42:31

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

23 11 2025 16:42:40

Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"


    Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"

      Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....

22 11 2025 9:16:20

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс


    Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

      На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

21 11 2025 16:39:28

Генеалогический метод изучения наследственности


    Генеалогический метод изучения наследственности

      Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

20 11 2025 6:19:57

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

19 11 2025 21:57:59

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

18 11 2025 15:22:12

Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"


    Открытое занятие по дисциплине "Ботаника" на тему "Определение растений"

      Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....

17 11 2025 8:44:21

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

16 11 2025 9:58:38

Интернет-ресурсы на уроках биологии


    Интернет-ресурсы на уроках биологии

      Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

15 11 2025 5:12:26

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

14 11 2025 18:47:46

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

13 11 2025 0:29:37

Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс

      В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....

12 11 2025 11:28:26

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

11 11 2025 7:30:29

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

10 11 2025 19:43:25

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

09 11 2025 10:52:34

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

      Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

08 11 2025 5:27:37

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

07 11 2025 21:42:52

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

06 11 2025 3:41:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::