Экологическая тропа

Экологическая тропа как педагогически организованная познавательная, преобразующая, эстетически направленная деятельность обучающихся в природной среде в системе основного и дополнительного образования детей осуществляется по инициативе лишь отдельных педагогов и вовлекается в такую деятельность лишь малая часть обучающихся. Дети, особенно городские, получают обилие книжных знаний об окружающей среде и в то же время имеют крайне мало возможностей на пpaктике применять свои знания \"наедине с природой\", овладевать необходимыми способами действий, направленных на охрану, сбережение природы. И хотя естественнонаучные знания, получаемые детьми в школе, способствуют росту их информированности об экологических проблемах, эти знания нередко усваиваются формально, не обеспечивая экологического сознания. В итоге с детских лет стихийно формируется самодеятельная культура поведения в природном окружении, которая накладывает свой отпечаток на отношение к природе вообще, на поведение в дальнейшей взрослой жизни.
В сущности, у экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, которое формируется в процессе учебной деятельности, вторая - экологическое поведение, формирование которого происходит годами и не столько на уроках и занятиях, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Активно участвуя в туристических походах, экспедициях, экскурсиях по экологическим познавательным тропам - обучающиеся приобретают знания и умения, а главное развиваются навыки грамотного и экологически безопасного поведения в природе, необходимые для гармоничного развития личности.
Экологическая тропа - \"это учебно-просветительный \"кабинет\" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней\".
Активно вовлекаются дети в посильные для них пpaктические дела по охране местных природных ресурсов: сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, бытового мусора, подкормка птиц, шефство над лесными участками, скверами, парками, памятниками природы, изучение экологической обстановки города, района, ответственность каждого человека за поведение в природе.
Формирование у детей экологически ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Цель занятий на экологических тропах - ознакомление детей с окружающим миром, природой, проблемами, связанными с рациональным природопользованием, формирование экологической культуры, развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения в природе, формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в природе.
При проведении занятий на экологической тропе решаются следующие задачи:
- расширение кругозора детей;
- знакомство с достопримечательностями своей местности;
- изучение объектов и явлений природы;
- установление степени воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- овладение навыками экологически грамотного поведения в природном окружении;
- агитационно-пропагандическая деятельность по охране природы.
История организации экологических познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Педагогами и студентами под руководством С. Д. Тивякова, профессора Кузнецкой государственной педагогической академии (КузГПА) несколько десятилетий проводилась работа по изучению и описанию интересных природных объектов города Новокузнецка и его окрестностей: геологические обнажения, места произрастания редких растений, водопады, эоловые формы рельефа, природно-исторические памятники. Были разработаны маршруты следующих экологических троп: \"Кузнецкая\", \"Соколиные горы\", \"Старцевые горы\", \"Огнедышащая гора Мессершмидта\", \"Кондомская\" и другие. [1]
Эти разработки адаптированы мною для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и стали традиционными в МОУДОД \"Станция юных натуралистов №2\".
\"Кузнецкая\" экологическая тропа.
\"Кузнецкая\" экологическая тропа наиболее доступна и интересна для детей младшего школьного возраста. На ней предусмотрены остановки: \"Ботаническая\", \"Орнитологическая\", \"Историческая\", \"Геологическая\", \"Гидрологическая\", \"Экологическая\", \"Географическая\", \"Краеведческая\".
Начинается тропа на железнодорожной станции \"Топольники\" в черте города Новокузнецка, на правом берегу реки Томи, рядом с Тополиной рощей, что и стало основанием для названия станции.
Остановка \"Ботаническая\", на которой рассматриваются условия произрастания осокорей, их состояние, степень воздействия человека на окружающую среду.
\"Тополь черный - осокорь (Populus nigra) - эталон естественной растительности речных пойм. Дерево до 40 метров высотой, со стволом до 1 метра в диаметре, с толстой темно - серой корой, трещиноватой - до 5-6 сантиметров и продолжительностью жизни - до 300 лет. Листья гoлые, треугольные или ромбические. Тополь - растение двудомное, женские и мужские цветки, собранные в сережки, находятся на разных особях. Цветет осокорь до распускания листьев в конце апреля-мая. Плодоношение обильное. Семена при наличии света, влаги и достаточного количества тепла начинают прорастать. Однако проростки быстро отмирают, так как осокорь светолюбив, и не выдерживает конкуренции с травянистыми растениями. Отсутствие подроста под пологом насаждения - типичная картина осокорников, а не является следствием экологического кризиса. Наиболее оптимальные условия для семенного возобновления тополя наблюдается на бичевнике (галечнике). Однако вследствие использования бичевника в качестве пляжа, рост насаждений в окрестностях Топольников снижен, что не может не сказаться на динамике развития в целом. Осокорь хорошо размножается корневыми отпрысками, очень плохо размножается одревесневшими стeблевыми черенками. Растет осокорь очень быстро, достигая в благоприятных условиях предельных размеров в высоту в 50-60 лет. Осокорь морозостоек, малотребователен к теплу. Предпочитает хорошо дренированные почвы, но может расти на сухих почвах. Он хорошо переносит городские условия и обрезку. По устойчивости к загрязнению атмосферы осокорь значительно превосходит березу, липу и ель. Выращивается в парках и аллеях. Тополь черный (осокорь) - лекарственное растение.
Черный тополь называют сибирским пробковым деревом, применяется для изготовления спасательных жилетов, поплавков к рыбацким сетям, плавсредств. Кора дерева используется как хороший тепло - и звукоизоляционный материал. Но заготовка коры приводит к гибели деревьев, так как при снятии коры \"окольцеванием\", нарушается питание и дерево засыхает. Кора содержит около 3 % дубильных и красящих веществ и поэтому используется в кожевенной промышленности. Древесина используется как строительный материал. Интенсивная эксплуатация привела к почти повсеместному уничтожению пойменных лесов из черного тополя.
Исчезновение черного тополя повлекло за собой сокращение численности речного орла - скопы, так как осокори, являясь наиболее высокими в пойме деревьями, выбираются скопой для сооружения гнезд. Используют тополя для гнездовий - дрозды, вороны, в старых усохших деревьях в дуплах поселяются дятлы, скворцы, синицы и другие дуплогнездники. Осокори, являясь растениями поймы и имея мощную корневую систему, пpeдoxpaняют берега от размыва.
Исследования ботаников показали, что развитие черных тополей циклично. Возникшая в пойме роща черных тополей проходит стадии молодости, зрелости и старости и гибнет. Затем некоторое время в данном районе тополя не растут. А потом цикл повторяется снова. Изучение Кузнецких летописей подтвердило цикличность развития тополей: при строительстве Кузнецкого города в середине 17 века воевода запретил рубку деревьев в пойме реки Томи. В первой половине 19 века в кузнецкой летописи Конюхова указывается, что на острове Топольники растут черемуха и смородина, а о тополях нет ни слова. В конце 19-начале 20 вв. появляются первые растения, и в настоящее время возраст деревьев достигает 90-100 лет. И хотя продолжительность жизни черного тополя до 300 лет, наши Топольники находятся в угнетенном состоянии, возобновление тополей в настоящее время не наблюдается, и, возможно, скоро погибнут. Поэтому встает вопрос о разработке мер по охране экосистемы осокоря в нижней части Топольников, где представлено эталонное сообщество поймы с большим биологическим разнообразием и проектируется памятник природы регионального значения\". [3]
Флора Топольников представлена 120 видами, относящимися к 38 семействам, из них цветковые составляют 34 семейства, голосеменные -1, высшие споровые -3. В Топольниках распространены: черемуха, папоротник страусопер, ветреница гoлyбая и т.д. Наиболее интересными видами являются бруннера сибирская (Brunnera sibirica), цирцея парижская (Circaea lutetiana), относящиеся к третичным немopaльным реликтам, а также другие растения, нуждающиеся в охране в Кемеровской области, - пальчатокоренник балтийский, анемоноидес алтайский.
\"Бруннера сибирская (Brunnera sibirica) - растение широколиственных лесов, например, таких как на Кавказе. Бруннера - реликтовое растение, произраставшее в широколиственных лесах третичного периода, которые шумели в наших краях многие тысячелетия назад и от которых, как живая память, остался у нас в Кузбассе реликтовый \"липовый остров\". [2] Видимо именно из Кузедеевского \"липового острова\" бруннера сибирская была занесена пoлoвoдьем по реке Кондоме и Томи и нашла благоприятное место для существования. \"Живое ископаемое\" - Бруннера сибирская - отличное многолетнее декоративное растение используется в цветниках нашего города. Особенно хороша она у водоемов, а также годится и для выгонки. Соцветия гoлyбых необычайно крупных \"незабудок\" с высокими стeблями можно получить к Новому году. Под влиянием деятельности человека из-за вырубки лесов, выкапывания растения в качестве декоративного растения, заросли бруннеры сокращаются.
Остановка \"Орнитологическая\". В этом районе создан школьный орнитологический заказник. Внимание детей заостряется на том, что вблизи станции \"Топольники\" располагается лесная мочажина, где гнездится лесной кулик - бекас, проводится беседа о режиме покоя в период гнездования птиц.
Бекас (Gallinago gallinago)- не простой кулик, с ним связаны традиции охоты многих стран и народов. \"Охота по бекасу с легавыми\"! Именно так - \"по бекасу\", а не \"на бекаса\". На Руси не было, наверное, ни одного дворянина или помещика, который - бы не охотился на бекаса. Многие поэты и писатели воспели его в своих произведениях.
Ранним утром где-нибудь над лугом или болотом можно наблюдать, как токует самец бекаса. Но увидеть его не всегда удается: он взлетает очень высоко. А вот слышно птицу всегда. Вспорхнув с земли, самец с негромким карканьем или кряканьем летит вверх. Достигнув значительной высоты, бекас устремляется вниз, сложив крылья. Широко раскрытые перья хвоста при вибрации издают хаpaктерный дребезжащий звук, напоминающий блеяние ягненка. В некоторых областях бекаса за это прозвали \"барашком\". В образовании звука участвуют не только перья хвоста, но и кончики крыльев. Самец пикирует вниз, а затем снова набирает высоту.
Гнездования у бекасов, как у других куликов, - лунка в земле и четыре яйца. Птенцы опушенные, в траве совсем не приметные. А в случае опасности родители могут переносить выводок в безопасное место по воздуху. Взрослая птица зажимает птенца между лапами и с ним взлетает.
Остановка \"Историческая\" посвящена главному Кузнецкому православному храму, Спасо-Преображенскому Собору, взметнувшему свои купола жарким летом 1620 года. Первый кузнецкий деревянный храм, выстроенный в традиционном северорусском шатровом стиле, который является символом Московской Руси, и был похож на многие сибирские храмы того периода. Первоначально храм назывался Спасским, по названию поселка Спасск (ныне Абагур) из которого брали бревна для строительства храма. Но свое название храм получил, очевидно, по окончании строительства, в день Спаса. В начале XVIII века наш главный храм получает полное название - Спасо-Преображенский, которое по традиции перешло к новому каменному храму, выстроенному \"тщанием прихожан и доброхотных деяний\". Каменный собор был заложен 14 мая 1792 года по благословению Варлаама-епископа Сибирского и Тобольского. Окончательно собор вошел в строй 5 августа 1835 года, когда епископ Агапит I освятил престол во имя Преображения. Красавец собор располагался на высокой террасе, и вид на него открывался при подъезде к Кузнецку. До революции собор считался самым высоким за Уралом. Архитектурный стиль собора очертаниями напоминает Князь-Владимирский собор (1766-1789 гг.), выстроенный выдающимся зодчим А. Ринальди, основоположником раннего классицизма в России. Местные купцы жертвовали крупные денежные суммы на содержание и украшение храма, приобретали большие иконы с богатейшими окладами, строили каменные часовни. Долгое время церковь и храмы оставались в Сибири почти единственными очагами культуры. При соборе действовала довольно крупная библиотека, где из более чем 300 томов половину составляли книги мирского содержания. С 1893 года функционировала церковно-приходская школа. В суровые годы войны собор принял под свою крышу хлебозавод и исправно кормил город. Долгие годы был заброшен. Восстановлен и сейчас это действующий храм.
Остановка \"Геологическая\". На правом берегу р. Томи у ручья Водопадного находится уникальное геологическое обнажение \"опopный стратотипический разрез Кузнецкой свиты пермского периода\". Это объект изучения международных геологических конгрессов (1971,1975,1984 гг.). Обнажение протянулось от остановочной платформы Топольники до остановочной платформы Достоевского на 2,5 километра, и имеет относительную высоту 30-50 метров над уровнем реки. Общая мощность палеозойских осадочных толщ достигает 600-700 м.
В осыпи встречаются алевролиты, аргиллиты, песчаники, глинистые и углистые сланцы, остатки фауны двустворчатых моллюсков (двустворок), усоногих рачков (эстерий), изредка насекомых и растительные остатки древних растений - кордаитов, папоротников, хвощей. Здесь делается зарисовка или фотография обнажения, собираются образцы для коллекции.
В 1739 году Акинфием Демидовым была сделана заявка на первый уголь Кузнецка. Дальнейшее изучение угольного пласта проводилось В.И. Яворским в начале XX столетия.
Опopный геологический разрез кузнецкой подсвиты пермского периода включен в состав проектируемого памятника природы регионального значения \"Кузнецкий\".
Остановка \"Гидрологическая\". На ручье Водопадном расположен самый крупный на территории города действующий в течение всего года водопад - 3,5 метра. Здесь в расщелине, создаются особые микроусловия, способствующие произрастанию своеобразной травянистой растительности и водорослей на склонах каньона. Растут полынь, молодило, очиток, подмаренник и др. Проводится очистка ручья от мусора и валежника.
Каскад водопадов на ручье Водопадном включен в состав проектируемого памятника природы регионального значения \"Кузнецкий\".
От ручья Водопадного тропа ведет в гору.
Остановка \"Экологическая\" расположена у оврага, где обучающиеся знакомятся с действием текучих вод, определяют меры борьбы с оврагами. В окрестностях оврага расположена куртина горицвета весеннего, ценного лекарственного растения, занесенного в Красную книгу, и роща облепихи алтайской. Обучающиеся осматривают условия их произрастания, знакомятся с правилами поведения в природе, беседуют о воздействии человека на окружающую среду.
От оврага тропа поднимается на Маяковую гору на остановку \"Географическая\". Маяковая гора (Вознесенская, Крепостная) возвышается над окрестностями, и это позволяло из Кузнецкого острога, а затем из Кузнецкой крепости, возведенных на ней, наблюдать за приближением кочевников. При возникновении опасности зажигался огромный костер, огонь которого \"маячил\" жителям окрестных деревень. Дети осматривают панораму левобережной части города Новокузнецка: Соколиные горы (405-445 м над уровнем моря), Старцева грива, Становая грива, у подножия которых раскинулись Центральный и Куйбышевский районы, и протекает главная река Новокузнецка и Кемеровской области - Томь. Три района города Новокузнецка - Кузнецкий, Орджоникидзевский, Заводской располагаются на правом берегу реки Томи.
Томь-самая большая река в нашей области, правый приток Оби. Ее протяженность 839 километров. Свое начало Томь берёт на болотистом склоне между северными отрогами хребта Карлыган (1767 м., с тюркского \"гора, покрытая снегом\") и горой Вершина Томи в южной части Кузнецкого Алатау, расположенного на территории Хакассии. Пересекает Кузбасс с юго-востока на северо-запад. О происхождении названия есть несколько толкований. Тоом-\"большая река\", \"темная\", так называли ее шорцы и телеуты, [6] а древние жители-кеты, проживающие в бассейне реки Томи, величали реку Том-су-\"олений рог\", [4] за удивительное сходство с ветвистыми рогами северного оленя. На высоком правом берегу реки Томь располагался в 50-е - 60-е годы XX века гидропровод, который перемещал грунт для отсыпки Мохового болота и других заболоченных территорий Центрального района. Объем работ составил более 7 млн. м3.
Далее тропа продолжается по недостроенной окружной дороге в направлении к Кузнецкой крепости.
Остановка \"Краеведческая\". \"Кузнецк - первое русское поселение, основанное в 1618 году первыми московскими воеводами Тимофеем Степановичем Бабарыкиным и Осипом Герасимовичем Оничковым, русскими служилыми людьми и казаками. Назван Кузнецким острогом как дань уважения к шорцам-кузнецам, которые в то время занимались выплавкой железа, кузнечным делом, изготовлением железных орудий труда, оружия, предметов домашнего обихода. Шорцы называли город Аба-тура - отец-город. Кузнецк - был важным русским укрепленным пунктом в Западной Сибири и выполнял функции пограничного города на южных рубежах Российской империи\". [6] Статус города и герб с изображением волка - символ дикости и необжитости края Кузнецкий острог получил в 1622 году. С 1708 года он вошел в состав только что учрежденной Петром I Сибирской губернии. С 1726 года Кузнецк подчинен администрации Тобольской провинции. С возникновением в 1783 году Колыванской губернии вошел в ее состав.
К концу ХVIII века деревянные укрепления пришли в полную негодность, так как острого несколько раз горел. И, кроме того, возникла реальная угроза нападения на Российскую империю со стороны Китая. В 1799 году на горе Вознесенской (ныне Крепостной) начали строительство каменной крепости, которое длилось 20 лет. Крепость отвечала самым современным требованиям фортификационного искусства того времени. Стены крепости уникальны: это массивные сооружения до 5-7 метров в толщину и до 10 метров в высоту. Они выложены камнем, который добывался вдоль русла реки Томь. Сама кладка также удивительна, камень ложился не на ребро, а горизонтально плашмя, что позволяло увеличить прочность стен. Для защиты Кузнецк держал воинский гарнизон из 550 служилых людей, вооруженных пушками, отлитыми на Урале (сейчас четыре их них находятся перед входом в Краеведческий музей).
С 1804 года Кузнецк - центр округа, а затем и уезда Томской губернии. В 1804 году был утвержден новый герб уездного города Кузнецка. Его щит разделен на две части, в верхней - изображение герба губернского города Томска-серебряная лошадь в зеленом поле, в нижней - русская кузница с полным набором инструментов в золотом поле.
В 1840-1842 годах Кузнецкая крепость была упразднена, военный гарнизон выведен, артиллерийская комaнда последней покинула крепость. Все крепостные сооружения были официально переделаны под Кузнецкий тюремный замок, на территории которого находился военный лазарет, услугами военного фельдшера пользовались не только арестанты, но и рядовые жители Кузнецка. Кузнецкая тюрьма просуществовала до 1919 года. [5]
В начале ХХ века на территории современного Центрального и Куйбышевского районов города находились деревни Бессоново, Араличево, Горбуново, Бызово. В 1926 году у железнодорожной станции возник поселок Сад-город. В 1926 году на месте деревни Горбуново, на Горбуновской площадке, началось строительство Кузнецкого металлургического комбината. КМК был возведен в поразительно короткий срок - за 1000 дней, несмотря на то, что строительство велось в очень тяжелых, нечеловеческих условиях. В 30-е и последующие годы КМК стал градообразующим предприятием. Вокруг строительства возникли рабочие поселки Верхняя Колония, Нижняя колония, Соцгород, Островская площадка. В 1931 году эти поселки и старинный город Кузнецк, расположенный на противоположном, правом берегу Томи, были объединены в город, получивший название Новокузнецк. Имя это подчеркивало преемственность со старым историческим русским городом Кузнецком, появившемся на данной территории еще в начале ХVII века.
2 марта 1932 года Кузнецк как город прекратил свое существование, став административным районом города Новокузнецка. Однако Новокузнецком город был меньше года. Из политических соображений в 1932 году он был переименован в Сталинск, в честь И.В. Сталина. Только в 1961 году городу вернули название Новокузнецк.
\"Новокузнецк - крупнейший город на юге кемеровской области, при слиянии рек Кондомы и Томи. Высота над уровнем моря - от 190 до 216 метров. Расстояние до Москвы по железной дороге - 3967 километров, до Кемерова - по железной дороге - 312 километров, по автомобильной - 270 километров\". [4]
Завершить экологическую тропу можно или на остановке общественного трaнcпорта \"Советская площадь\" или у \"Новокузнецкого научно-пpaктического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Росздрава\". Протяженность тропы - 3 километра. Наиболее удобное время посещения - с конца апреля по октябрь.
Литература
- Бойко, Н.Я., Гагина, Т.Н., Тивяков, С.Д. Природоохранительное просвещение в школе (охрана природы Кузбасса): Учебное пособие для студентов естественно-географического факультета и учителей биологии. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989г., 92с.
- Земля Кузнецкая: Альманах о природе/Сост.И.А.Балибалов. - Кемеровское книжное издательство, 1978. - 142с.
- Информационно-представительский альбом из серии \"Кто есть кто в Новокузнецке\", выпуск 8. - Новокузнецк: Издательский центр \"Призма До\", Новосибирск: Издательский дом \"Вояж\", 2005г. - 208с., илл.
- Свидание с природой.- Кемеровское книжное издательство,1971г., 528с.
- Фотоальбом \"Новокузнецк\", выпуск 2. - Новокузнецк: Издательский центр \"Призма До\",2006г. - 120с., илл.
- Шабалин, В.М. Тайны имен Земли Кузнецкой. Краткий топонимический словарь Кемеровской области. - Кемерово, 1994г, 224с.
Комментарии:
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
23 12 2025 4:14:53
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
22 12 2025 22:22:45
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
21 12 2025 10:54:21
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
20 12 2025 20:42:15
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
19 12 2025 3:57:58
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
18 12 2025 20:55:46
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
17 12 2025 15:56:23
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
16 12 2025 22:57:13
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
15 12 2025 3:33:26
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
14 12 2025 21:21:54
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
13 12 2025 23:29:51
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
12 12 2025 17:43:57
На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....
11 12 2025 4:12:37
Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений.
...
10 12 2025 11:33:57
Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....
09 12 2025 19:33:56
Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов.
...
08 12 2025 8:42:14
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
07 12 2025 23:40:34
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
06 12 2025 6:42:58
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
05 12 2025 9:15:23
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
04 12 2025 19:23:10
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними.
...
03 12 2025 16:16:32
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
02 12 2025 1:42:16
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
01 12 2025 13:58:44
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
30 11 2025 21:56:19
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....
29 11 2025 9:49:25
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
28 11 2025 8:30:39
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
27 11 2025 22:55:44
Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
26 11 2025 13:21:39
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
25 11 2025 12:57:51
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
24 11 2025 4:45:25
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
23 11 2025 9:53:54
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
22 11 2025 12:47:33
На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....
21 11 2025 18:39:44
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
20 11 2025 7:23:34
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
19 11 2025 3:28:47
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
18 11 2025 7:53:47
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
17 11 2025 13:10:11
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
16 11 2025 18:44:44
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
15 11 2025 8:12:37
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
14 11 2025 1:20:27
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
13 11 2025 14:56:50
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
12 11 2025 18:54:56
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
11 11 2025 18:38:59
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
10 11 2025 14:19:16
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
09 11 2025 23:57:43
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
08 11 2025 8:37:14
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
07 11 2025 23:15:17
Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
06 11 2025 5:28:22
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
05 11 2025 20:19:52
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
04 11 2025 11:47:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев