Экологическая тропа

Экологическая тропа как педагогически организованная познавательная, преобразующая, эстетически направленная деятельность обучающихся в природной среде в системе основного и дополнительного образования детей осуществляется по инициативе лишь отдельных педагогов и вовлекается в такую деятельность лишь малая часть обучающихся. Дети, особенно городские, получают обилие книжных знаний об окружающей среде и в то же время имеют крайне мало возможностей на пpaктике применять свои знания \"наедине с природой\", овладевать необходимыми способами действий, направленных на охрану, сбережение природы. И хотя естественнонаучные знания, получаемые детьми в школе, способствуют росту их информированности об экологических проблемах, эти знания нередко усваиваются формально, не обеспечивая экологического сознания. В итоге с детских лет стихийно формируется самодеятельная культура поведения в природном окружении, которая накладывает свой отпечаток на отношение к природе вообще, на поведение в дальнейшей взрослой жизни.
В сущности, у экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, которое формируется в процессе учебной деятельности, вторая - экологическое поведение, формирование которого происходит годами и не столько на уроках и занятиях, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Активно участвуя в туристических походах, экспедициях, экскурсиях по экологическим познавательным тропам - обучающиеся приобретают знания и умения, а главное развиваются навыки грамотного и экологически безопасного поведения в природе, необходимые для гармоничного развития личности.
Экологическая тропа - \"это учебно-просветительный \"кабинет\" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней\".
Активно вовлекаются дети в посильные для них пpaктические дела по охране местных природных ресурсов: сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, бытового мусора, подкормка птиц, шефство над лесными участками, скверами, парками, памятниками природы, изучение экологической обстановки города, района, ответственность каждого человека за поведение в природе.
Формирование у детей экологически ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Цель занятий на экологических тропах - ознакомление детей с окружающим миром, природой, проблемами, связанными с рациональным природопользованием, формирование экологической культуры, развитие навыков грамотного и экологически безопасного поведения в природе, формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в природе.
При проведении занятий на экологической тропе решаются следующие задачи:
- расширение кругозора детей;
- знакомство с достопримечательностями своей местности;
- изучение объектов и явлений природы;
- установление степени воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
- овладение навыками экологически грамотного поведения в природном окружении;
- агитационно-пропагандическая деятельность по охране природы.
История организации экологических познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам природы. Педагогами и студентами под руководством С. Д. Тивякова, профессора Кузнецкой государственной педагогической академии (КузГПА) несколько десятилетий проводилась работа по изучению и описанию интересных природных объектов города Новокузнецка и его окрестностей: геологические обнажения, места произрастания редких растений, водопады, эоловые формы рельефа, природно-исторические памятники. Были разработаны маршруты следующих экологических троп: \"Кузнецкая\", \"Соколиные горы\", \"Старцевые горы\", \"Огнедышащая гора Мессершмидта\", \"Кондомская\" и другие. [1]
Эти разработки адаптированы мною для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и стали традиционными в МОУДОД \"Станция юных натуралистов №2\".
\"Кузнецкая\" экологическая тропа.
\"Кузнецкая\" экологическая тропа наиболее доступна и интересна для детей младшего школьного возраста. На ней предусмотрены остановки: \"Ботаническая\", \"Орнитологическая\", \"Историческая\", \"Геологическая\", \"Гидрологическая\", \"Экологическая\", \"Географическая\", \"Краеведческая\".
Начинается тропа на железнодорожной станции \"Топольники\" в черте города Новокузнецка, на правом берегу реки Томи, рядом с Тополиной рощей, что и стало основанием для названия станции.
Остановка \"Ботаническая\", на которой рассматриваются условия произрастания осокорей, их состояние, степень воздействия человека на окружающую среду.
\"Тополь черный - осокорь (Populus nigra) - эталон естественной растительности речных пойм. Дерево до 40 метров высотой, со стволом до 1 метра в диаметре, с толстой темно - серой корой, трещиноватой - до 5-6 сантиметров и продолжительностью жизни - до 300 лет. Листья гoлые, треугольные или ромбические. Тополь - растение двудомное, женские и мужские цветки, собранные в сережки, находятся на разных особях. Цветет осокорь до распускания листьев в конце апреля-мая. Плодоношение обильное. Семена при наличии света, влаги и достаточного количества тепла начинают прорастать. Однако проростки быстро отмирают, так как осокорь светолюбив, и не выдерживает конкуренции с травянистыми растениями. Отсутствие подроста под пологом насаждения - типичная картина осокорников, а не является следствием экологического кризиса. Наиболее оптимальные условия для семенного возобновления тополя наблюдается на бичевнике (галечнике). Однако вследствие использования бичевника в качестве пляжа, рост насаждений в окрестностях Топольников снижен, что не может не сказаться на динамике развития в целом. Осокорь хорошо размножается корневыми отпрысками, очень плохо размножается одревесневшими стeблевыми черенками. Растет осокорь очень быстро, достигая в благоприятных условиях предельных размеров в высоту в 50-60 лет. Осокорь морозостоек, малотребователен к теплу. Предпочитает хорошо дренированные почвы, но может расти на сухих почвах. Он хорошо переносит городские условия и обрезку. По устойчивости к загрязнению атмосферы осокорь значительно превосходит березу, липу и ель. Выращивается в парках и аллеях. Тополь черный (осокорь) - лекарственное растение.
Черный тополь называют сибирским пробковым деревом, применяется для изготовления спасательных жилетов, поплавков к рыбацким сетям, плавсредств. Кора дерева используется как хороший тепло - и звукоизоляционный материал. Но заготовка коры приводит к гибели деревьев, так как при снятии коры \"окольцеванием\", нарушается питание и дерево засыхает. Кора содержит около 3 % дубильных и красящих веществ и поэтому используется в кожевенной промышленности. Древесина используется как строительный материал. Интенсивная эксплуатация привела к почти повсеместному уничтожению пойменных лесов из черного тополя.
Исчезновение черного тополя повлекло за собой сокращение численности речного орла - скопы, так как осокори, являясь наиболее высокими в пойме деревьями, выбираются скопой для сооружения гнезд. Используют тополя для гнездовий - дрозды, вороны, в старых усохших деревьях в дуплах поселяются дятлы, скворцы, синицы и другие дуплогнездники. Осокори, являясь растениями поймы и имея мощную корневую систему, пpeдoxpaняют берега от размыва.
Исследования ботаников показали, что развитие черных тополей циклично. Возникшая в пойме роща черных тополей проходит стадии молодости, зрелости и старости и гибнет. Затем некоторое время в данном районе тополя не растут. А потом цикл повторяется снова. Изучение Кузнецких летописей подтвердило цикличность развития тополей: при строительстве Кузнецкого города в середине 17 века воевода запретил рубку деревьев в пойме реки Томи. В первой половине 19 века в кузнецкой летописи Конюхова указывается, что на острове Топольники растут черемуха и смородина, а о тополях нет ни слова. В конце 19-начале 20 вв. появляются первые растения, и в настоящее время возраст деревьев достигает 90-100 лет. И хотя продолжительность жизни черного тополя до 300 лет, наши Топольники находятся в угнетенном состоянии, возобновление тополей в настоящее время не наблюдается, и, возможно, скоро погибнут. Поэтому встает вопрос о разработке мер по охране экосистемы осокоря в нижней части Топольников, где представлено эталонное сообщество поймы с большим биологическим разнообразием и проектируется памятник природы регионального значения\". [3]
Флора Топольников представлена 120 видами, относящимися к 38 семействам, из них цветковые составляют 34 семейства, голосеменные -1, высшие споровые -3. В Топольниках распространены: черемуха, папоротник страусопер, ветреница гoлyбая и т.д. Наиболее интересными видами являются бруннера сибирская (Brunnera sibirica), цирцея парижская (Circaea lutetiana), относящиеся к третичным немopaльным реликтам, а также другие растения, нуждающиеся в охране в Кемеровской области, - пальчатокоренник балтийский, анемоноидес алтайский.
\"Бруннера сибирская (Brunnera sibirica) - растение широколиственных лесов, например, таких как на Кавказе. Бруннера - реликтовое растение, произраставшее в широколиственных лесах третичного периода, которые шумели в наших краях многие тысячелетия назад и от которых, как живая память, остался у нас в Кузбассе реликтовый \"липовый остров\". [2] Видимо именно из Кузедеевского \"липового острова\" бруннера сибирская была занесена пoлoвoдьем по реке Кондоме и Томи и нашла благоприятное место для существования. \"Живое ископаемое\" - Бруннера сибирская - отличное многолетнее декоративное растение используется в цветниках нашего города. Особенно хороша она у водоемов, а также годится и для выгонки. Соцветия гoлyбых необычайно крупных \"незабудок\" с высокими стeблями можно получить к Новому году. Под влиянием деятельности человека из-за вырубки лесов, выкапывания растения в качестве декоративного растения, заросли бруннеры сокращаются.
Остановка \"Орнитологическая\". В этом районе создан школьный орнитологический заказник. Внимание детей заостряется на том, что вблизи станции \"Топольники\" располагается лесная мочажина, где гнездится лесной кулик - бекас, проводится беседа о режиме покоя в период гнездования птиц.
Бекас (Gallinago gallinago)- не простой кулик, с ним связаны традиции охоты многих стран и народов. \"Охота по бекасу с легавыми\"! Именно так - \"по бекасу\", а не \"на бекаса\". На Руси не было, наверное, ни одного дворянина или помещика, который - бы не охотился на бекаса. Многие поэты и писатели воспели его в своих произведениях.
Ранним утром где-нибудь над лугом или болотом можно наблюдать, как токует самец бекаса. Но увидеть его не всегда удается: он взлетает очень высоко. А вот слышно птицу всегда. Вспорхнув с земли, самец с негромким карканьем или кряканьем летит вверх. Достигнув значительной высоты, бекас устремляется вниз, сложив крылья. Широко раскрытые перья хвоста при вибрации издают хаpaктерный дребезжащий звук, напоминающий блеяние ягненка. В некоторых областях бекаса за это прозвали \"барашком\". В образовании звука участвуют не только перья хвоста, но и кончики крыльев. Самец пикирует вниз, а затем снова набирает высоту.
Гнездования у бекасов, как у других куликов, - лунка в земле и четыре яйца. Птенцы опушенные, в траве совсем не приметные. А в случае опасности родители могут переносить выводок в безопасное место по воздуху. Взрослая птица зажимает птенца между лапами и с ним взлетает.
Остановка \"Историческая\" посвящена главному Кузнецкому православному храму, Спасо-Преображенскому Собору, взметнувшему свои купола жарким летом 1620 года. Первый кузнецкий деревянный храм, выстроенный в традиционном северорусском шатровом стиле, который является символом Московской Руси, и был похож на многие сибирские храмы того периода. Первоначально храм назывался Спасским, по названию поселка Спасск (ныне Абагур) из которого брали бревна для строительства храма. Но свое название храм получил, очевидно, по окончании строительства, в день Спаса. В начале XVIII века наш главный храм получает полное название - Спасо-Преображенский, которое по традиции перешло к новому каменному храму, выстроенному \"тщанием прихожан и доброхотных деяний\". Каменный собор был заложен 14 мая 1792 года по благословению Варлаама-епископа Сибирского и Тобольского. Окончательно собор вошел в строй 5 августа 1835 года, когда епископ Агапит I освятил престол во имя Преображения. Красавец собор располагался на высокой террасе, и вид на него открывался при подъезде к Кузнецку. До революции собор считался самым высоким за Уралом. Архитектурный стиль собора очертаниями напоминает Князь-Владимирский собор (1766-1789 гг.), выстроенный выдающимся зодчим А. Ринальди, основоположником раннего классицизма в России. Местные купцы жертвовали крупные денежные суммы на содержание и украшение храма, приобретали большие иконы с богатейшими окладами, строили каменные часовни. Долгое время церковь и храмы оставались в Сибири почти единственными очагами культуры. При соборе действовала довольно крупная библиотека, где из более чем 300 томов половину составляли книги мирского содержания. С 1893 года функционировала церковно-приходская школа. В суровые годы войны собор принял под свою крышу хлебозавод и исправно кормил город. Долгие годы был заброшен. Восстановлен и сейчас это действующий храм.
Остановка \"Геологическая\". На правом берегу р. Томи у ручья Водопадного находится уникальное геологическое обнажение \"опopный стратотипический разрез Кузнецкой свиты пермского периода\". Это объект изучения международных геологических конгрессов (1971,1975,1984 гг.). Обнажение протянулось от остановочной платформы Топольники до остановочной платформы Достоевского на 2,5 километра, и имеет относительную высоту 30-50 метров над уровнем реки. Общая мощность палеозойских осадочных толщ достигает 600-700 м.
В осыпи встречаются алевролиты, аргиллиты, песчаники, глинистые и углистые сланцы, остатки фауны двустворчатых моллюсков (двустворок), усоногих рачков (эстерий), изредка насекомых и растительные остатки древних растений - кордаитов, папоротников, хвощей. Здесь делается зарисовка или фотография обнажения, собираются образцы для коллекции.
В 1739 году Акинфием Демидовым была сделана заявка на первый уголь Кузнецка. Дальнейшее изучение угольного пласта проводилось В.И. Яворским в начале XX столетия.
Опopный геологический разрез кузнецкой подсвиты пермского периода включен в состав проектируемого памятника природы регионального значения \"Кузнецкий\".
Остановка \"Гидрологическая\". На ручье Водопадном расположен самый крупный на территории города действующий в течение всего года водопад - 3,5 метра. Здесь в расщелине, создаются особые микроусловия, способствующие произрастанию своеобразной травянистой растительности и водорослей на склонах каньона. Растут полынь, молодило, очиток, подмаренник и др. Проводится очистка ручья от мусора и валежника.
Каскад водопадов на ручье Водопадном включен в состав проектируемого памятника природы регионального значения \"Кузнецкий\".
От ручья Водопадного тропа ведет в гору.
Остановка \"Экологическая\" расположена у оврага, где обучающиеся знакомятся с действием текучих вод, определяют меры борьбы с оврагами. В окрестностях оврага расположена куртина горицвета весеннего, ценного лекарственного растения, занесенного в Красную книгу, и роща облепихи алтайской. Обучающиеся осматривают условия их произрастания, знакомятся с правилами поведения в природе, беседуют о воздействии человека на окружающую среду.
От оврага тропа поднимается на Маяковую гору на остановку \"Географическая\". Маяковая гора (Вознесенская, Крепостная) возвышается над окрестностями, и это позволяло из Кузнецкого острога, а затем из Кузнецкой крепости, возведенных на ней, наблюдать за приближением кочевников. При возникновении опасности зажигался огромный костер, огонь которого \"маячил\" жителям окрестных деревень. Дети осматривают панораму левобережной части города Новокузнецка: Соколиные горы (405-445 м над уровнем моря), Старцева грива, Становая грива, у подножия которых раскинулись Центральный и Куйбышевский районы, и протекает главная река Новокузнецка и Кемеровской области - Томь. Три района города Новокузнецка - Кузнецкий, Орджоникидзевский, Заводской располагаются на правом берегу реки Томи.
Томь-самая большая река в нашей области, правый приток Оби. Ее протяженность 839 километров. Свое начало Томь берёт на болотистом склоне между северными отрогами хребта Карлыган (1767 м., с тюркского \"гора, покрытая снегом\") и горой Вершина Томи в южной части Кузнецкого Алатау, расположенного на территории Хакассии. Пересекает Кузбасс с юго-востока на северо-запад. О происхождении названия есть несколько толкований. Тоом-\"большая река\", \"темная\", так называли ее шорцы и телеуты, [6] а древние жители-кеты, проживающие в бассейне реки Томи, величали реку Том-су-\"олений рог\", [4] за удивительное сходство с ветвистыми рогами северного оленя. На высоком правом берегу реки Томь располагался в 50-е - 60-е годы XX века гидропровод, который перемещал грунт для отсыпки Мохового болота и других заболоченных территорий Центрального района. Объем работ составил более 7 млн. м3.
Далее тропа продолжается по недостроенной окружной дороге в направлении к Кузнецкой крепости.
Остановка \"Краеведческая\". \"Кузнецк - первое русское поселение, основанное в 1618 году первыми московскими воеводами Тимофеем Степановичем Бабарыкиным и Осипом Герасимовичем Оничковым, русскими служилыми людьми и казаками. Назван Кузнецким острогом как дань уважения к шорцам-кузнецам, которые в то время занимались выплавкой железа, кузнечным делом, изготовлением железных орудий труда, оружия, предметов домашнего обихода. Шорцы называли город Аба-тура - отец-город. Кузнецк - был важным русским укрепленным пунктом в Западной Сибири и выполнял функции пограничного города на южных рубежах Российской империи\". [6] Статус города и герб с изображением волка - символ дикости и необжитости края Кузнецкий острог получил в 1622 году. С 1708 года он вошел в состав только что учрежденной Петром I Сибирской губернии. С 1726 года Кузнецк подчинен администрации Тобольской провинции. С возникновением в 1783 году Колыванской губернии вошел в ее состав.
К концу ХVIII века деревянные укрепления пришли в полную негодность, так как острого несколько раз горел. И, кроме того, возникла реальная угроза нападения на Российскую империю со стороны Китая. В 1799 году на горе Вознесенской (ныне Крепостной) начали строительство каменной крепости, которое длилось 20 лет. Крепость отвечала самым современным требованиям фортификационного искусства того времени. Стены крепости уникальны: это массивные сооружения до 5-7 метров в толщину и до 10 метров в высоту. Они выложены камнем, который добывался вдоль русла реки Томь. Сама кладка также удивительна, камень ложился не на ребро, а горизонтально плашмя, что позволяло увеличить прочность стен. Для защиты Кузнецк держал воинский гарнизон из 550 служилых людей, вооруженных пушками, отлитыми на Урале (сейчас четыре их них находятся перед входом в Краеведческий музей).
С 1804 года Кузнецк - центр округа, а затем и уезда Томской губернии. В 1804 году был утвержден новый герб уездного города Кузнецка. Его щит разделен на две части, в верхней - изображение герба губернского города Томска-серебряная лошадь в зеленом поле, в нижней - русская кузница с полным набором инструментов в золотом поле.
В 1840-1842 годах Кузнецкая крепость была упразднена, военный гарнизон выведен, артиллерийская комaнда последней покинула крепость. Все крепостные сооружения были официально переделаны под Кузнецкий тюремный замок, на территории которого находился военный лазарет, услугами военного фельдшера пользовались не только арестанты, но и рядовые жители Кузнецка. Кузнецкая тюрьма просуществовала до 1919 года. [5]
В начале ХХ века на территории современного Центрального и Куйбышевского районов города находились деревни Бессоново, Араличево, Горбуново, Бызово. В 1926 году у железнодорожной станции возник поселок Сад-город. В 1926 году на месте деревни Горбуново, на Горбуновской площадке, началось строительство Кузнецкого металлургического комбината. КМК был возведен в поразительно короткий срок - за 1000 дней, несмотря на то, что строительство велось в очень тяжелых, нечеловеческих условиях. В 30-е и последующие годы КМК стал градообразующим предприятием. Вокруг строительства возникли рабочие поселки Верхняя Колония, Нижняя колония, Соцгород, Островская площадка. В 1931 году эти поселки и старинный город Кузнецк, расположенный на противоположном, правом берегу Томи, были объединены в город, получивший название Новокузнецк. Имя это подчеркивало преемственность со старым историческим русским городом Кузнецком, появившемся на данной территории еще в начале ХVII века.
2 марта 1932 года Кузнецк как город прекратил свое существование, став административным районом города Новокузнецка. Однако Новокузнецком город был меньше года. Из политических соображений в 1932 году он был переименован в Сталинск, в честь И.В. Сталина. Только в 1961 году городу вернули название Новокузнецк.
\"Новокузнецк - крупнейший город на юге кемеровской области, при слиянии рек Кондомы и Томи. Высота над уровнем моря - от 190 до 216 метров. Расстояние до Москвы по железной дороге - 3967 километров, до Кемерова - по железной дороге - 312 километров, по автомобильной - 270 километров\". [4]
Завершить экологическую тропу можно или на остановке общественного трaнcпорта \"Советская площадь\" или у \"Новокузнецкого научно-пpaктического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Росздрава\". Протяженность тропы - 3 километра. Наиболее удобное время посещения - с конца апреля по октябрь.
Литература
- Бойко, Н.Я., Гагина, Т.Н., Тивяков, С.Д. Природоохранительное просвещение в школе (охрана природы Кузбасса): Учебное пособие для студентов естественно-географического факультета и учителей биологии. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1989г., 92с.
- Земля Кузнецкая: Альманах о природе/Сост.И.А.Балибалов. - Кемеровское книжное издательство, 1978. - 142с.
- Информационно-представительский альбом из серии \"Кто есть кто в Новокузнецке\", выпуск 8. - Новокузнецк: Издательский центр \"Призма До\", Новосибирск: Издательский дом \"Вояж\", 2005г. - 208с., илл.
- Свидание с природой.- Кемеровское книжное издательство,1971г., 528с.
- Фотоальбом \"Новокузнецк\", выпуск 2. - Новокузнецк: Издательский центр \"Призма До\",2006г. - 120с., илл.
- Шабалин, В.М. Тайны имен Земли Кузнецкой. Краткий топонимический словарь Кемеровской области. - Кемерово, 1994г, 224с.
Комментарии:
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
13 11 2025 21:56:40
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
12 11 2025 4:37:17
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
11 11 2025 18:22:53
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
10 11 2025 9:19:48
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
09 11 2025 10:26:22
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
08 11 2025 3:37:29
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
07 11 2025 5:23:49
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
06 11 2025 5:11:36
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
05 11 2025 23:27:10
Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
04 11 2025 1:47:31
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
03 11 2025 23:38:26
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
02 11 2025 14:48:28
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
01 11 2025 7:28:30
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
31 10 2025 20:53:28
Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
30 10 2025 11:31:54
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
29 10 2025 23:25:38
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
28 10 2025 7:42:42
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
27 10 2025 10:52:35
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
26 10 2025 22:25:48
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
25 10 2025 9:10:51
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
24 10 2025 12:42:29
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления.
...
23 10 2025 9:46:49
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
22 10 2025 6:46:19
Пpaктическая работа по биологии с использованием компьютерной технологии. На уроке ученики углубляют знания о метаболизме на основе изучения фотосинтеза как одного из вариантов пластического обмена. Привлечение учащихся к цели урока происходит через включение их в самостоятельную работу.
...
21 10 2025 8:47:16
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
20 10 2025 20:15:58
Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
19 10 2025 20:47:37
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
18 10 2025 8:51:44
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
17 10 2025 22:32:43
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
16 10 2025 17:35:16
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
15 10 2025 2:16:30
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
14 10 2025 23:26:19
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
13 10 2025 7:37:16
В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология.
Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии.
...
12 10 2025 22:14:31
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
11 10 2025 2:58:45
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
10 10 2025 14:42:59
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
09 10 2025 23:17:55
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
08 10 2025 0:25:38
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
07 10 2025 17:30:56
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
06 10 2025 20:44:16
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
05 10 2025 1:32:34
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
04 10 2025 1:40:11
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
03 10 2025 1:36:23
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
02 10 2025 20:14:41
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
01 10 2025 17:40:43
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
30 09 2025 2:57:14
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
29 09 2025 14:44:37
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
28 09 2025 10:51:17
Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
27 09 2025 1:11:42
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
26 09 2025 21:36:31
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
25 09 2025 4:10:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны