Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


Биология – наука о жизни, поэтому задача каждого учителя – помочь учащимся воспринимать школьный курс биологии как раскрытие и познание тайн живой природы. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.

Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Понятие жизненная форма изучается в школьном курсе ботаники и экологии. Но, я руководствовалась тем, что в ботанике это понятие изучается в конце учебного года, а в экологии – в начале, т.е. школьникам нельзя наглядно показать все жизненные формы, встречающиеся в живой природе. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке (пpaктически в любое время года) на примере комнатных растений.

Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их.

Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище и они могут сыграть определенную роль и в эстетическом воспитании учащихся.

Итак, разработанная мною система жизненных форм будет представлена ниже.

Жизненная форма как общебиологическое понятие

Понятие “жизненная форма” прочно вошло в современную биологию, но взгляды на это понятие ещё противоречивы.

Одна группа определений жизненной формы – экологическая, соответствующая эфармоническому направлению. Последователи этого течения видят в жизненной форме, прежде всего тип приспособления к определённым факторам среды без достаточного учёта морфологического сходства, что приводит к отождествлению жизненной формы и экологической группы.

Вторая группа определений сводит понятие “жизненная форма” к экологической хаpaктеристике таксона. Среди ботаников этой позиции придерживается Гoлyбев, считавший, что любой вид в конечном итоге представляет своеобразную жизненную форму.

В тоже время один и тот же вид в разных условиях может приобретать разные жизненные формы.

Таким образом, совершенно очевидно, что понятие жизненной формы не совпадают с таксоном.

Третья группа определений жизненной формы соответствует морфоэкологическому направлению в учении о жизненной форме. Серебряков хаpaктеризовал жизненную форму морфологическими и экологическими критериями.

Удачное определение дал Алеев: “Жизненная форма – целостная система взаимообусловленных эколого-морфологических адаптаций, определяющая общую конструкцию тела организма в соответствии с конкретным направлением эволюции вида в условиях конкретного биотопа”.

Большинство биологов в настоящее время разделяет морфоэкологическую концепцию понятия “жизненная форма”.

Представляет интерес новое определение жизненных форм растений, данное Дервиз-Соколовой: “Жизненная форма (биоморфа) – сходная структурная организация растений независимо от степени родства, при которой процессы питания, размножения, контролируемые отбором, разрешаются в условиях данной экосистемы оптимальным образом”. В этом определении снимается таксономическое ограничение при выделении жизненных форм и указывается причинность возникновения жизненных форм в условиях определённой экосистемы под влиянием естественного отбора.

Развивая морфоэкологическую концепцию, было предложено И.Х.Шаровой следующее определение жизненной формы как общебиологического понятия, применимого как к животным так и к растениям.

“Жизненная форма – это сходная морфоэкологическая организация (габитус) группы организмов на любой фазе жизненного цикла с разной степенью родства, отражающая хаpaктерные черты их образа жизни в определённой экосистеме и возникающая в результате параллельной и конвергентной эволюции под влиянием сходных факторов естественного отбора”.

Такое определение позволяет изучать морфологическое разнообразие организмов не только в одном крупном таксоне, но и в нескольких крупных таксонах, а также в разных царствах живых организмов. Это в дальнейшем позволит разработать общую иерархическую систему жизненных форм в биологии.

История учения о жизненных формах

Жизненные формы стали объектом внимания исследователей уже на первых этапах развития ботаники. Само понятие “жизненная форма” широко обсуждалось ещё в работах Теофраста (300 лет до н.э.) В работе “Исследования о растениях” он довольно точно описывает такие формы, как деревья, травы и т.д., и использует их в построении своей системы.

Интерес к жизненным формам возрождается лишь в XIX в., после выхода в свет в 1806 г. работы А. Гумбольдта “Идеи о физиономичности растений”, с которой, возможно, берет своё начало учение о жизненных формах. Гумбольдт установил сначала 16, а затем 19 “основных форм” – Grundformen, которые резко отличаются дуг от друга физиономически, например, пальмы, банановые, баобабовые, вересковые, кактусовые, орхидеи, лианы, злаки, папоротники, ивовые, хвойные и т.д. Но эти группы не идентичны систематическим. Они выделяются по внешнему облику, который зависит, как говорил Гумбольдт, в первую очередь от климатических условий (т.е. они могут хаpaктеризовать область с данным климатом). В последствии идеи Гумбольдта развивались многими учёными.

Предлагались различные системы или классификации жизненных форм. Среди классификаций XIX–XX вв. И.Г.Серебряков (1962 г.) выделяет два направления.

Эколого-физиономические классификации жизненных форм, т.е. классификации, основанные на внешнем виде, на габитусе растений.

В начале XX века свою систему предложил Раункиер в 1907 г. В основу подразделения он положил различие растений в переживании нeблагоприятного времени года. Но он выбрал лишь один признак: положение почек возобновления или верхушки побегов по отношению к поверхности почвы (или воды) в течение нeблагоприятного времени. Первоначально было выделено 5 типов жизненных форм.

Считая, что указанные жизненные формы образовались в результате адаптации растений к данному климату, Раункиер предложил следующее: отдельные группы, свойственные данной климатической области, могут служить “индикатором” климата. Применив статический метод, он показал распределение групп жизненных форм в зависимости от климата, и, подсчитав их процентное соотношение для разных областей и зон, предложил простой метод – биологического спектра.

Из русских ученых систему жизненных форм предложил Г.Н.Высоцкий (1915 г.) “Ергеня. Культурно-фитологический очерк”. Группы на основе способов вегетативного размножения и распространения растений. Он выделяет 6 отделений и подгруппы в них.

Эти отделы называются “ингредиентами”, т.е. растений, подчинённые предыдущим – превалидам. Высоцкий предложил и оригинальную схему взаимоотношений между выделенными группами.

Жизненные формы растений, адаптируясь к условиям существования, следствия конкурентных отношений друг с другом постоянно изменяются и эволюционируют. В этом отношении интересна работа Г.М. Зозулина (1968 г.), который на основе двух ведущих экологических факторов – тепла и влаги – выделил четыре группы стран с качественно различными направлениями эволюции жизненных форм:

а) гумидные микротермные (криогенное направление  – под воздействием холода): хвойные зимне-листопадные леса, луга и болота умеренного пояса, тундра;
б) аридные макротермные – недостаток влаги (ксероморфное направление): листопадные саванны, леса, степи и пустыни жаркого пояса;
в) аридные микротермные – отмечают два периода покоя: холодный зимний и сухой летний – пустыни, полупустыни, частично степи умеренного пояса. Формообразование растений определяется сложным криоксероморфным направлением;
г) гумидные макротермные: вечнозеленые тропические и частично субтропические леса, т.к. формообразование определяется фотогенным фактором.

Жизненными формами Г.М. Зозулин считает совокупность растительных организмов с качественно сходными приспособлениями для удержания особью площади обитания и размножения.

Итак, критически разобрав основные концепции об исходном, первичном облике ныне живущих жизненных форм растений Т.И. Серебрякова (1972 г.), я пришла к заключению, что едва ли возможна единая, универсальная точка зрения на происхождение жизненных форм растений. Подтверждением правильности этого заключения служит тот факт, что жизненные формы растений имеют комплекс признаков, в том числе и динамических, отражающих становление жизненной формы в онтогенезе и изменение ее элементов во времени.

Жизненные формы комнатных растений

При озеленении внутренних объектов, где живет, отдыхает и работает человек, используют разнообразные жизненные формы растений. Согласно И.Г. Серебрякову, жизненная форма  – это своеобразная внешняя форма организмов, обусловленная биологией развития и внутренней структурой их органов, возникающая в определённых почвенно-климатических и ценотических условиях как приспособление к жизни в этих условиях, т.е. они представляют собой формы приспособленности видов к жизни в той или иной среде, исторически возникшие под длительным влиянием экологических факторов.

Ввиду многообразия комплексов условий на Земле, существует большое количество жизненных форм организмов. Жизненные формы покрытосеменных растений И.Г. Серебряков в 1964 г разделил на 4 отдела: древесные, полудревесные, наземные травянистые и водные травянистые растения. Каждый из них, в свою очередь, представлен многими более мелкими группами жизненных форм. Детальное изучение их строения, формирования, экологической приуроченности и географического распространения было проведено И.Г.Серебряковым. Описание основных жизненных форм я привожу, основываясь на его публикациях.

Среди комнатных растений из типа Деревья можно выделить:

  • Кронообразующие: араукария, гранат, драцена, камелия, кипарисовик, кодиеум, кофейное дерево, лавр, ливистона, фатсия, фикус, цитрус, юкка.
  • Безлистные суккуленты: агава, алое, апорокактус, гавортия, гастерия, пахиподиум, селеницериус, цереус, эониум, эпифиллум.

К жизненной форме Деревья относятся многолетние растения с одним одревесневшим стволом, сохраняющимся на протяжении всей жизни растения. Распространены от экваториального до умеренно-холодных поясов. Среди них можно выделить формы “наземных кронообразующих”, где имеются деревья: с прямостоячими стволами, “кустовидные” (немногоствольные) и “одноствольные с низкими стволами”. Их ствол всегда растет прямо вверх (ортотропно). Среди наземных кронообразующих деревьев имеются жизненные формы с лежачими стволами – стланцы. Они формируются в районах, мало благоприятных для жизни древесных растений, – там, где длинная зима, прохладное лето, где часто дуют холодные ветры.
У всех у них на верхушках обычно имеются розетки крупных жестких или небольших мясистых листьев (драцена, юкка, пандaнyc, алоэ и др.). У многих вместо листьев появляются колючки, мясистые стволы (разные виды молочаев, кактусов).

К кустарникам из комнатных растений относятся: абутилон, агапетес, азалия, акалифа, белопероне, бересклет, гардения, гибискус, гортензия, катарантус, олеандр, переския, плектрантус, полисциас, пуансеттия, роза, тунбергия, шеффлера, эрантетум.

К числу древесных растений относится большая группа жизненных форм – кустарники. Для них хаpaктерно, что одновременно у растения бывает развито много равных по размеру стволов. Главный ствол, имеющийся в начале жизни, живет недолго, и когда он есть, то почти не выделяется по длине среди боковых. Жизненная форма кустарника сформировалась в процессе эволюции под воздействием условий среды с зимними дождями, с сухим и жарким летом, наиболее значительную роль в сложении фитоценозов они играют в районах аридного климата тропических областей и теплоумеренных зон северного и южного полушарий. В этих районах кустарники обычно являются важными эдификаторами (средообразователями) растительных сообществ.

Много кустарников в саванновых и колючих лесах тропической зоны, в областях с жестколистной древесной растительностью теплоумеренных зон обоих полушарий, в ксерофильных редколесьях и горно-степных районах Передней и Средней Азии, севернее предела лесной растительности в холодно-умеренной зоне и в ряде мест в зоне тундр. Много их в субальпийских районах гор и других, т. е. всегда в условиях, нeблагоприятных для развития высокоствольных растений. У одних видов кустарниковая форма образуется за счет лишь боковых побегов, в большом количестве отходящих от нижней, но надземной части главного ствола (олеандр). Новые стволы у многих из них могут возникать лишь как корнеотпрысковые.

К кустарничкам среди комнатных растений относятся: вереск, розмарин.

Кустарнички – третий тип жизненных форм древесных растений. Для всех них хаpaктерен низкий рост стeблей. Главный стебель, имеющийся лишь в начале жизни, существует недолго (3–7 лет). На смену ему развиваются укореняющиеся боковые подземные одревесневающие стeбли. Они, как правило, развиваются из спящих почек. У большинства кустарничков каждый вновь появляющийся куст, вырастая из спящей почки, первоначально растет подобно столону – параллельно поверхности почвы (т. е. плагиотропно), затем переходит к вертикальному (ортотропному) росту главной оси, а, выйдя на поверхность, начинает ветвиться. Такой разветвленный укоренившийся побег (представляющий собой надземный “кустик”) называется парциальным кустом. От каждого парциального куста, в свою очередь могут развиваться новые–отделившись от материнского, они дают начало новым растениям.

Формирование данной жизненной формы в историческом развитии происходило под влиянием условий умеренно-холодных, холодных зон и высокогорных областей, она является индикатором (показателем) этих условий.

Ко второму отделу Полудревесные растения, к типу полукустарники можно отнести аспарагус, антеннария, диморфотека, зигокактус, колеус, колумнея, кордилина, паслён сладко-горький, пеларгония, псевдерантемум, рехстейнерия, ривина, хризантема, якобиния.

Среди жизненных форм следует выделить полудревесные растения, к которым относятся полукустарники. Они свидетельствуют об аридности местообитании.

Хаpaктерный признак для полукустарников – регулярное отмирание верхних частей надземных побегов. Оставшиеся, неопавшие, части стeблей одревесневают и в таком виде сохраняются на протяжении нескольких лет. На этих одревесневших надземных частях стeбля всегда имеются почки возобновления, из которых на следующий год развиваются многочисленные новые травянистые стeбли. Этим полукустарники всегда отличаются настоящих травянистых растений.

Очень большой и разнообразной группой жизненных форм являются наземные травянистые растения. Их II.Г.Серебряков разделяет на две части: плодоносящие много раз в своей жизни (травянистые поликарпики) и плодоносящие лишь однажды (травянистые монокарпики):

Травянистые поликарпики являются формами, широко представленными от экваториальных до арктических и субантарктических стран. Это обычные наземные травы, многообразные по своему облику, биологии и экологии, но для всех них хаpaктерно отмирание их надземных ортотропных (растущих вверх) побегов ежегодно в конце вегетационного периода. В течение ряда лет и на зиму сохраняются из надземных побегов лишь плагиотропные (растущие параллельно поверхности почвы). Подземные части побегов функционируют как органы возобновления или же, как запасающие органы. В то же время имеется целый ряд видов, подземные побеги которых сохраняются живыми много лет (ландыш, ирис и др.).

Кистекорневые: примула.

Среди травянистых поликарпиков имеется жизненная форма – стержнекорневые растения. К ним относятся многолетние травы, у которых на протяжении всей жизни растения сохраняется стержневой главный корень. Стeблевое укоренение у них обычно отсутствует или выражено чрезвычайно слабо. Вегетативное размножение возможно лишь благодаря корнеотпрысковости. Эта жизненная форма в природе представлена рядом длинностержнекорневых растений и короткостержнекорневых. Первые сформировались в местообитаниях с глубоким залеганием грунтовых вод, вторые, там, где почвенная влага лежит сравнительно близко, но почва очень сильно задернована).

Кистекорневые и короткокорневищные растения широко распространены от тундровой до степной зоны, в местообитаниях с достаточным увлажнением воздуха и почв.

Наземные столонообразующие: дюшенея, живучка, камнеломка.

Столонообразующие растения весьма хаpaктерны для влажных и избыточно увлажненных местообитаний с рыхлой, мало плодородной (иногда заторфованной) почвой, например в широколистных и темнохвойных лесах.

Размножение осуществляется в основном вегетативным путем. Столонообразующие во многом сходны с длиннокорневищными, но в столонах нет отложения запасных питательных веществ, и они легко разрываются на части. К столонообразующим поликарпикам относятся: майник двулистный, адокса мускусная, седмичник европейский, фиалка удивительная, развивающие подземные столоны, и земляника, клубника, камнеломка пучковатая, живучка ползучая, имеющие надземные столоны (“усы”).

Клубнеобразующие: аморфофаллюс, ахименес, бегония, глоксиния, каладиум, калла, канна, колерия, хлорофитум, цикламен.

  • Корнеклубневые: маранта.
  • Клубнекорневищные: церопесия.

Клубнеобразующие поликарпики обладают специализированными органами запаса питательных веществ – клубнями корневого, стeблевого и листового происхождения. Все эти поликарпики хаpaктерны для мест, в которых четко выражена смена периодов покоя и вегетации (в связи с зимой или засухой). Среди этих растений имеется много видов, у которых с помощью клубней осуществляется возобновление и расселение растений. К данной группе жизненных форм принадлежат:

  • Корнеклубневые, с клубнями стeблевого происхождения (цикламен, хохлатки, шафраны, гладиолусы, монтбреция, безвременник и др.), с клубнями на концах столонов (стрелолист, иксиолирион и др.).
  • Луковичные: агапантус, амариллис, валотта, гемантус, зефирантес, кринум, панкрациум, птицемлечник, эухарис.

Жизненная форма луковичные поликарпики хаpaктерна для засушливых районов, где жаркое сухое лето надолго прерывает вегетацию их побегов. Одни из них являются эфемероидами, другие способны вегетировать и в сухое время, например лук гoлyбой, туркестанский, Королькова и др.

Корнеотпрысковые: алоказия, аспидистра, калатея, кислица, кливия, молочай, родея, сальвия, сансевиерия, смитианта, стангопея.

Лиановидные травянистые поликарпики: жасмин, партеноцисс, пассифлора, плющ, сингониум, тетрастигма, филодендрон, хойя, циссус, эпипремнум.

Лианы – особая жизненная форма растений, выработавшаяся в борьбе за свет и прострaнcтво в густых растительных сообществах. Для лиан хаpaктерны длинные тонкие стeбли и способность к очень быстрому росту, позволяющая им выносить листья на поверхность крон деревьев. Большинство лиан – светолюбивые растения. Возникновение лиан в природе происходило независимо в разных классах и семействах растительного царства под влиянием сходных условий существования: есть лианы среди папоротников, голосеменных, однодольных и двудольных покрытосеменных растений.

Способы прикрепления к опopным растениям у лиан различны. Вьющиеся лианы обвивают опору молодыми неодревесневающими верхушками стeблей, обладающими способностью совершать круговые движения. Таковы восковое дерево, алламaнда слабительная, клеродендрон госпожи Томсон, тунбергия. Лазящие лианы взбираются на опору при помощи загнутых назад крючков и щетинок. Многие виды семейства ароидных (монстера, филодендрон, сингониум), различные представители семейства перечных и фикусы прикрепляются к опоре придаточными корнями. Наиболее совершенными приспособлениями для прикрепления к опоре являются усики различной морфологической природы. В усик может превращаться то лист, то черешок, то целое соцветие. Встречаются лианы и в странах с субтропическим и умеренным климатом, но там их немного и они не играют большой роли в растительном покрове.

Ползучие травянистые поликарпики (луговой чай, вероника лекарственная и др.) имеют лежачие хорошо олиственные многолетние стeбли, легко укореняющиеся. Данная жизненная форма хаpaктеризует местообитание с достаточно влажной почвой и умеренным освещением.

Травянистые монокарпики широко распространены в засушливых областях умеренной зоны северного полушария.

Среди таких монокарпиков есть многолетние и двулетние растения (ряд видов из сем. зонтичных, крестоцветных). У большинства из них корень утолщен и содержит запасные питательные вещества.

Однолетние травянистые монокарпики могут быть длительно вегетирующими, эфемеры, лиановидные, полупаразитные и паразитные (повилика).

Однолетние в большинстве случаев являются представителями областей с засушливым климатом и спутниками полевых культур в искусственных биогеоценозах.

Среди всех типов жизненных форм нередко встречаются подушковидные растения. Это, как правили, многолетние травянистые, реже – древесные растения, иногда вечнозеленые. Для всех них хаpaктерны чрезвычайно маленький годичный прирост главной оси и очень сильное ветвление боковых побегов, которые, располагаясь радиально или этажами, создают компактную форму “подушки”.

Подушковидные растения приурочены обычно к местообитаниям или с влажной, холодной и малоплодородной почвой, или в сухих жарких областях в условиях очень сухих глинистых и каменистых почв, среди скал, но развиваются в условиях сильного освещения.

Отмирая, листья не опадают, а остаются на растении в течение 15–16 лет.

Этому способствуют условия высокой сухости почвы и воздуха, низкая температура в течение всего года, сильные ветры и очень яркое освещение.

Выводы:

  1. Описание жизненных форм у растений позволяет по комплексу адаптивных морфологических признаков дать хаpaктеристику организмов как современных, так вымерших; осветить их роль в биоценозах.
  2. Спектры жизненных форм, т.е. соотношение их по обилию, используется для хаpaктеристики биогеоценозов, ландшафтных зон. Господствующие жизненные формы отражают наиболее ярко специфику условий обитания организмов в каждой почвенно-растительной формации.
  3. Выделение жизненных форм и сравнительная оценка их прогрессивности помогают выяснить пути экологической эволюции в различных крупных систематических категориях у растений.
  4. В сукцессионных рядах почв в ландшафтах спектры жизненных форм хаpaктеризуют сдвиги в экологической структуре растительного покрова.
  5. Изучение жизненных форм организмов в культурных ландшафтах позволяет выяснить пути изменения их под влиянием хозяйственной деятельности человека.
  6. Изучение жизненных форм открывает пути к познанию общих законов возникновения адаптаций (адаптогенеза) и параллельной эволюции.
  7. Изучение жизненных форм даёт биогеоценологии систему индикаторов различных свойств среды, в известной мере не зависящую от систематического состава региональной фауны.
  8. Использование комнатных растений, несомненно, поможет учащимся лучше усвоить сложный теоретический материал курса экологии, понять основную сущность и значение естественного отбора как главной движущей силы эволюции, увидеть его результаты в разнообразии жизненных форм организмов.


Выделительная система человека. Строение и функции почек

Выделительная система человека. Строение и функции почек Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....

18 05 2022 22:47:48

Генеалогический метод изучения наследственности


    Генеалогический метод изучения наследственности

      Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

17 05 2022 4:14:44

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

16 05 2022 12:12:54

Химическая организация клетки. 9-й класс


    Химическая организация клетки. 9-й класс

      На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....

15 05 2022 7:25:58

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

14 05 2022 20:17:17

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

13 05 2022 2:19:48

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

12 05 2022 11:27:20

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

11 05 2022 2:40:28

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

10 05 2022 19:10:39

Посвящение шестиклассников в юные биологи


    Посвящение шестиклассников в юные биологи

      Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....

09 05 2022 16:41:11

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

08 05 2022 8:49:30

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

07 05 2022 14:27:41

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

06 05 2022 11:28:53

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

05 05 2022 14:17:26

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

04 05 2022 15:46:27

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс


    Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

03 05 2022 21:46:15

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

02 05 2022 8:20:52

Урок на тему "Правила рационального питания"


    Урок на тему "Правила рационального питания"

      После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

01 05 2022 14:54:22

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

30 04 2022 22:20:17

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

29 04 2022 22:53:48

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)


    Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

      Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

28 04 2022 14:18:29

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

27 04 2022 16:15:44

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

      Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

26 04 2022 21:47:44

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

25 04 2022 0:50:19

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

24 04 2022 1:55:24

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

23 04 2022 18:51:53

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

      Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

22 04 2022 19:30:39

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

21 04 2022 8:14:30

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"


    Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

      Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

20 04 2022 0:31:24

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

19 04 2022 23:17:15

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

18 04 2022 18:23:20

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

17 04 2022 9:20:10

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

16 04 2022 7:43:39

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

15 04 2022 14:14:43

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

14 04 2022 14:56:23

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

13 04 2022 16:43:16

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся


    Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

      Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

12 04 2022 5:22:39

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

11 04 2022 18:20:35

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

10 04 2022 0:54:13

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....

09 04 2022 10:56:31

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

08 04 2022 15:53:16

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

07 04 2022 8:52:44

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"


    Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

      Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

06 04 2022 23:10:35

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

05 04 2022 0:54:47

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"


    Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

      Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

04 04 2022 19:44:29

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

03 04 2022 15:29:55

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

02 04 2022 4:49:56

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

01 04 2022 0:50:53

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

31 03 2022 16:53:23

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

30 03 2022 13:12:10

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::