Урок биологии по теме "Фотосинтез"
Задачи урока:
- Продолжить формировать понятия об обмене веществ в организме.
- Изучить историю вопроса изучения фотосинтеза.
- Углубить и дополнить знания о фотосинтезе, полученные в курсе биологии младших классов.
- Сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза.
- Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
- Формировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
- Продолжать формировать умение работать с текстом, работать в парах.
Ход урока
I. Постановка проблемы.
Мы продолжаем изучать особенности метаболизма разных организмов. Сегодня поговорим об особенностях пластического обмена растений. Актуальность изучаемой темы очевидна, т.к. относится к нам самым непосредственным образом. Попробуем в этом убедиться.
Вопросы.
- Чем мы питаемся? Откуда берем пищу, питательные вещества? (Из растительной, животной пищи).
- Когда мы едим конфету или торт, то не задумываемся, почему она сладкая? (Есть углеводы).
- Откуда эти углеводы, сахара? (Образуются в клетках растений). Вывод: растения – необходимое звено в цепи питания.
- Почему растения так называются? (Растут всю жизнь).
- За счет чего они растут? (За счет фотосинтеза).
- Можно ли считать “питание” и “фотосинтез” словами – синонимами? (Да).
- Какие условия необходимы для того, чтобы растения сами создавали питательные вещества? (Свет, вода и углекислый газ).
- Как называются такие организмы по способу питания? (Автотрофы).
- Если человеку создать те же условия – свет, вода, углекислый газ – сможет ли он сам себя обеспечить питанием? (Нет).
- Почему нет? Какие же особенности строения растительной клетки позволяют осуществить этот процесс? (Наличие хлоропластов).
Все эти сведения о фотосинтезе мы получали в младших классах. Описание этого процесса имеется в любом учебнике биологии. Его даже изложили в стихах, иллюстрирующие главные моменты фотосинтеза (можно во время чтения стихов показать слайд-шоу разных растений)
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь,
Поглядите на чудо,
которое видеть вы раньше
нигде не могли.
Он умеет такое, что никто
на земле не умеет.
Например…
Он берет крупинку мягкой
черной земли,
Потом он берет дождя дождинку,
И воздуха гoлyбой лоскуток,
И лучик, солнышком пролитой.
Все смешает потом (но где?!
Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?)
И вот из одной и той же
черного цвета земли
Он то красный, то синий,
то сиреневый,
то золотой!
(Вл. Солоухин)
II. Из истории открытия.
Давайте попробуем вспомнить историю изучения данного процесса, исправить ошибки и заблуждения, ученых прошлого.
Поверите ли вы, что со времен Аристотеля полагали, что пищей растениям служит не что иное, как … почва. И, правда, разве дерево не твердое? А раз так, значит, оно и потрeбллять в пищу должно что-то похожее по плотности, словно какой-нибудь зверь, которого головой засунули в плодородную землю.
Чтобы разобраться с этими, кажущимися нам теперь нелепыми, представлениями, голландский ученый ван Гельмонт более 300 лет назад поставил такой опыт…
1. Сообщение учащихся. Опыт Гельмонта.
Ян Батист ван Гельмонт – голландский естествоиспытатель, медик, живший в конце 16 – начале 17 века близ Брюсселя.
Сторонник прогрессивной для того времени теории спонтанного зарождения жизни. Изучал газы, ввел этот термин в науку. Ввел понятия о ферментах. В ряде вопросов стоял на позиции алхимии. Первым экспериментально начал изучать проблемы питания растений.
Поставил такой эксперимент. В глиняный сосуд поместил 80 кг высушенной почвы, смочил и поливал побег ивы весом в 2 кг. Почву он поливал только дождевой водой. Через 5 лет дерево весило около 68 кг. Ван Гельмонт аккуратно вынул растение из сосуда, собрал всю почву, снова просушил ее, взвесил и получил 80 кг без нескольких граммов (Рисунок 1).
Ученый сделал вывод, что увеличение массы дерева на 66 кг за 5 лет произошло исключительно благодаря воде. Результаты его исследований легли в основу так называемой водной теории питания углекислого газа атмосферного воздуха.
Вопросы к классу.
- Во всем ли прав был ученый?
- В чем его заблуждения?
- За счет чего увеличилась масса растения?
Опыт ван Гельмонта явился убедительным доказательством того, что не твердая почва, а доставляемые из нее водой вещества составляют основу питания растений. Но до истины было еще далеко.
Следовало развеять еще одно заблуждение, что растениям, как и животным, нужен чистый воздух. Действительно, в герметически закрытом помещении ни зверь, ни человек долго не протянут. Что мы говорим, когда тяжело дышится? Верно, “не хватает кислорода”.
2. Сообщение учащихся. Опыт Д.Пристли.
Джозеф Пристли – английский химик и философ – материалист, члeн Лондонского королевского общества. Получил филологическое и богословское образование, профессор языков. Основные научные исследования относятся к химии газов. Считается, что именно он первым обнаружил функцию зеленого листа. Вот наглядная иллюстрация одного из экспериментов Пристли.
Он заключил мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибла. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она осталась живой (Рисунок 2).
Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения своим дыханием восстанавливают его, т.е. делают пригодным для жизнедеятельности. Аналогично на опытах он показал, что воздух, “испорченный” дыханием или горением, становится вновь пригодным для дыхания под действием зеленых частей растений.
Его открытия легли в основу изучения воздушного питания растений и впоследствии были подтверждены исследованиями Жана Сенебье и Никола Соссюра.
Вопрос. Какой вывод напрашивается из опыта Пристли? (Растения выделяют кислород).
Открытия следовали одно за другим. Изучение в течение многих лет этого явления, названного фотосинтезом, привело сегодня к созданию стройной теории преобразования энергии в живой природе.
Поглощая солнечные лучи, растения преобразуют неорганические вещества в то, что мы называем органикой – основу всего живого.
III. Химизм процесса
.Рассказ учителя с использованием схемы-рисунка (Рисунок 3). В тетради записываются основные события световой и темновой фаз.
Световая фаза.
Квант света выбивает электроны из молекулы хлорофилла.
Фотолиз воды:
Электроны восполняют потери в молекуле хлорофилла. Ионы водорода накапливаются на мембране тилакоида, а на противоположной– электроны. Потенциальная энергия созданного градиента используется ферментом АТФ – синтетазой для осуществления реакции фосфорилирования, при которой образуется АТФ.
Продукты световой фазы: АТФ, О2, Ho.
Темновая фаза.
В темновой фазе синтезируется основное органическое вещество – глюкоза, используется АТФ и Ho (со световой фазы) и СО2. Ферменты в строме хлоропластов участвуют в восстановлении СО2 до глюкозы за счет энергии продуктов световой фазы фотосинтеза.
Продукты темновой фазы: С6H12О6
Итоговое уравнение фотосинтеза:
Выводы:
- Главный итог – образование глюкозы из неорганических соединений.
- Кислород – побочный продукт фотосинтеза.
IV. Роль зеленых растений
.- Основа любой пищевой цепи – продуценты. Ежегодно производится 1,7 · 10 тонн органических веществ, углеводов. Тем не менее – это медленный процесс и малоэффективный. Зеленый лист использует примерно 1% – 7% солнечного света.
- Космическая роль зеленых растений, изучаемая академиком К.А.Тимирязевым. Кислорода при фотосинтезе выделяется в 20-30 раз больше, чем используется (расходуется при дыхании).
В 60 –70 годах 20 столетия искусственно синтезировали хлорофилл и думали, что сбылось пророчество К.А.Тимирязева: “…явится находчивый изобретатель и предложит изумленному миру аппарат, подражающий хлорофилловому зерну, с одного конца получающий даровый воздух и солнечный свет, а с другой подающий печеные хлебы”. Увы, предсказание пока не осуществилось. Удалось произвести лишь отдельные стадии процесса.
V. Закрепление материала.
Закрепление материала. На парты раздаются тексты с ошибками, за несколько минут учащиеся, обсуждая этот текст в парах, находят биологические ошибки, комментируют вместе с учителем.
Текст – закрепление (с биологическими ошибками).
- Основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света.
- Ее могут использовать клетки зеленых растений, животные клетки и некоторые бактерии.
- Биосинтез веществ с использованием световой энергии называется фотосинтез.
- Организмы, способные к фотосинтезу, называются гетеротрофами.
- В фотосинтезе различают световую и темновую фазы.
- В световой фазе в клетках растений образуется глюкоза.
- Кислород можно считать побочным продуктом фотосинтеза.
- Хлорофилл, способный взаимодействовать с квантами света, находится в особых органоидах – хромопластах.
- Органическое вещество – крахмал, образуется из неорганических веществ – углекислого газа, кислорода и воды.
- Кислород выделяется как в световой, так и в темновой фазе.
- Фотосинтез – это процесс, от эффективности которого зависит урожай всех зеленый растений.
Дополнительный вопрос задается, если осталось время на уроке, а если нет, то с этого вопроса можно начать опрос на следующем уроке.
Вопрос.
Одна лондонская богатая дама узнала, что растения “очищают воздух” и велела привезти в свою спальню (которая, кстати, не проветривалась) из зимнего сада 5 больших кадок с тропическими растениями. Наутро она проснулась с головной болью и после этого утверждала, что растения вовсе не очищают воздух, а наоборот, портят его.
Объясните ошибку дамы.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок
.Домашнее задание
.§11; Заполнить в тетради схему, которую перенести с доски в тетрадь. Вместо знаков “?” вставить нужные слова.
Интернет-ресурсы (используемые рисунки):
- http://900igr.net/kartinki/biо
- biostrov.ru
Комментарии:
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
27 11 2024 7:55:39
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
26 11 2024 13:45:22
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
25 11 2024 14:38:34
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
24 11 2024 9:21:28
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...
23 11 2024 10:30:32
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
22 11 2024 11:27:40
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
21 11 2024 18:47:22
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
20 11 2024 23:32:46
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
19 11 2024 16:49:17
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
18 11 2024 0:50:30
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
17 11 2024 12:31:30
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
16 11 2024 5:44:40
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
15 11 2024 20:56:41
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...
14 11 2024 17:31:11
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
13 11 2024 8:20:37
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...
12 11 2024 7:35:36
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
11 11 2024 5:26:18
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
10 11 2024 10:26:31
Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....
09 11 2024 17:40:53
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
08 11 2024 20:53:37
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
07 11 2024 20:43:13
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
06 11 2024 5:55:59
Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...
05 11 2024 9:46:48
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...
04 11 2024 22:44:32
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
03 11 2024 20:45:12
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
02 11 2024 7:37:26
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
01 11 2024 14:21:17
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
31 10 2024 7:54:22
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
30 10 2024 12:50:53
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...
29 10 2024 22:29:35
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
28 10 2024 9:23:30
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
27 10 2024 5:45:42
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
26 10 2024 18:44:56
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
25 10 2024 10:53:26
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
24 10 2024 19:48:28
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...
23 10 2024 0:19:41
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
22 10 2024 21:34:22
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
21 10 2024 22:11:40
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
20 10 2024 0:48:41
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
19 10 2024 17:21:24
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
18 10 2024 4:46:42
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
17 10 2024 15:30:40
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...
16 10 2024 3:31:55
В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....
15 10 2024 23:51:38
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
14 10 2024 10:31:33
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
13 10 2024 3:58:22
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...
12 10 2024 5:26:43
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
11 10 2024 13:51:31
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
10 10 2024 2:29:54
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
09 10 2024 16:19:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::