Урок биологии по теме "Фотосинтез"
Задачи урока:
- Продолжить формировать понятия об обмене веществ в организме.
- Изучить историю вопроса изучения фотосинтеза.
- Углубить и дополнить знания о фотосинтезе, полученные в курсе биологии младших классов.
- Сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза.
- Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
- Формировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.
- Продолжать формировать умение работать с текстом, работать в парах.
Ход урока
I. Постановка проблемы.
Мы продолжаем изучать особенности метаболизма разных организмов. Сегодня поговорим об особенностях пластического обмена растений. Актуальность изучаемой темы очевидна, т.к. относится к нам самым непосредственным образом. Попробуем в этом убедиться.
Вопросы.
- Чем мы питаемся? Откуда берем пищу, питательные вещества? (Из растительной, животной пищи).
- Когда мы едим конфету или торт, то не задумываемся, почему она сладкая? (Есть углеводы).
- Откуда эти углеводы, сахара? (Образуются в клетках растений). Вывод: растения – необходимое звено в цепи питания.
- Почему растения так называются? (Растут всю жизнь).
- За счет чего они растут? (За счет фотосинтеза).
- Можно ли считать “питание” и “фотосинтез” словами – синонимами? (Да).
- Какие условия необходимы для того, чтобы растения сами создавали питательные вещества? (Свет, вода и углекислый газ).
- Как называются такие организмы по способу питания? (Автотрофы).
- Если человеку создать те же условия – свет, вода, углекислый газ – сможет ли он сам себя обеспечить питанием? (Нет).
- Почему нет? Какие же особенности строения растительной клетки позволяют осуществить этот процесс? (Наличие хлоропластов).
Все эти сведения о фотосинтезе мы получали в младших классах. Описание этого процесса имеется в любом учебнике биологии. Его даже изложили в стихах, иллюстрирующие главные моменты фотосинтеза (можно во время чтения стихов показать слайд-шоу разных растений)
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь,
Поглядите на чудо,
которое видеть вы раньше
нигде не могли.
Он умеет такое, что никто
на земле не умеет.
Например…
Он берет крупинку мягкой
черной земли,
Потом он берет дождя дождинку,
И воздуха гoлyбой лоскуток,
И лучик, солнышком пролитой.
Все смешает потом (но где?!
Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?)
И вот из одной и той же
черного цвета земли
Он то красный, то синий,
то сиреневый,
то золотой!
(Вл. Солоухин)
II. Из истории открытия.
Давайте попробуем вспомнить историю изучения данного процесса, исправить ошибки и заблуждения, ученых прошлого.
Поверите ли вы, что со времен Аристотеля полагали, что пищей растениям служит не что иное, как … почва. И, правда, разве дерево не твердое? А раз так, значит, оно и потрeбллять в пищу должно что-то похожее по плотности, словно какой-нибудь зверь, которого головой засунули в плодородную землю.
Чтобы разобраться с этими, кажущимися нам теперь нелепыми, представлениями, голландский ученый ван Гельмонт более 300 лет назад поставил такой опыт…
1. Сообщение учащихся. Опыт Гельмонта.
Ян Батист ван Гельмонт – голландский естествоиспытатель, медик, живший в конце 16 – начале 17 века близ Брюсселя.
Сторонник прогрессивной для того времени теории спонтанного зарождения жизни. Изучал газы, ввел этот термин в науку. Ввел понятия о ферментах. В ряде вопросов стоял на позиции алхимии. Первым экспериментально начал изучать проблемы питания растений.
Поставил такой эксперимент. В глиняный сосуд поместил 80 кг высушенной почвы, смочил и поливал побег ивы весом в 2 кг. Почву он поливал только дождевой водой. Через 5 лет дерево весило около 68 кг. Ван Гельмонт аккуратно вынул растение из сосуда, собрал всю почву, снова просушил ее, взвесил и получил 80 кг без нескольких граммов (Рисунок 1).
Ученый сделал вывод, что увеличение массы дерева на 66 кг за 5 лет произошло исключительно благодаря воде. Результаты его исследований легли в основу так называемой водной теории питания углекислого газа атмосферного воздуха.
Вопросы к классу.
- Во всем ли прав был ученый?
- В чем его заблуждения?
- За счет чего увеличилась масса растения?
Опыт ван Гельмонта явился убедительным доказательством того, что не твердая почва, а доставляемые из нее водой вещества составляют основу питания растений. Но до истины было еще далеко.
Следовало развеять еще одно заблуждение, что растениям, как и животным, нужен чистый воздух. Действительно, в герметически закрытом помещении ни зверь, ни человек долго не протянут. Что мы говорим, когда тяжело дышится? Верно, “не хватает кислорода”.
2. Сообщение учащихся. Опыт Д.Пристли.
Джозеф Пристли – английский химик и философ – материалист, члeн Лондонского королевского общества. Получил филологическое и богословское образование, профессор языков. Основные научные исследования относятся к химии газов. Считается, что именно он первым обнаружил функцию зеленого листа. Вот наглядная иллюстрация одного из экспериментов Пристли.
Он заключил мышь под стеклянный колпак. Через пять часов мышь погибла. Однако при наличии под колпаком ветки мяты она осталась живой (Рисунок 2).
Отсюда Пристли сделал вывод, что животные своим дыханием делают воздух непригодным для жизнедеятельности организма, а растения своим дыханием восстанавливают его, т.е. делают пригодным для жизнедеятельности. Аналогично на опытах он показал, что воздух, “испорченный” дыханием или горением, становится вновь пригодным для дыхания под действием зеленых частей растений.
Его открытия легли в основу изучения воздушного питания растений и впоследствии были подтверждены исследованиями Жана Сенебье и Никола Соссюра.
Вопрос. Какой вывод напрашивается из опыта Пристли? (Растения выделяют кислород).
Открытия следовали одно за другим. Изучение в течение многих лет этого явления, названного фотосинтезом, привело сегодня к созданию стройной теории преобразования энергии в живой природе.
Поглощая солнечные лучи, растения преобразуют неорганические вещества в то, что мы называем органикой – основу всего живого.
III. Химизм процесса
.Рассказ учителя с использованием схемы-рисунка (Рисунок 3). В тетради записываются основные события световой и темновой фаз.
Световая фаза.
Квант света выбивает электроны из молекулы хлорофилла.
Фотолиз воды:
Электроны восполняют потери в молекуле хлорофилла. Ионы водорода накапливаются на мембране тилакоида, а на противоположной– электроны. Потенциальная энергия созданного градиента используется ферментом АТФ – синтетазой для осуществления реакции фосфорилирования, при которой образуется АТФ.
Продукты световой фазы: АТФ, О2, Ho.
Темновая фаза.
В темновой фазе синтезируется основное органическое вещество – глюкоза, используется АТФ и Ho (со световой фазы) и СО2. Ферменты в строме хлоропластов участвуют в восстановлении СО2 до глюкозы за счет энергии продуктов световой фазы фотосинтеза.
Продукты темновой фазы: С6H12О6
Итоговое уравнение фотосинтеза:
Выводы:
- Главный итог – образование глюкозы из неорганических соединений.
- Кислород – побочный продукт фотосинтеза.
IV. Роль зеленых растений
.- Основа любой пищевой цепи – продуценты. Ежегодно производится 1,7 · 10 тонн органических веществ, углеводов. Тем не менее – это медленный процесс и малоэффективный. Зеленый лист использует примерно 1% – 7% солнечного света.
- Космическая роль зеленых растений, изучаемая академиком К.А.Тимирязевым. Кислорода при фотосинтезе выделяется в 20-30 раз больше, чем используется (расходуется при дыхании).
В 60 –70 годах 20 столетия искусственно синтезировали хлорофилл и думали, что сбылось пророчество К.А.Тимирязева: “…явится находчивый изобретатель и предложит изумленному миру аппарат, подражающий хлорофилловому зерну, с одного конца получающий даровый воздух и солнечный свет, а с другой подающий печеные хлебы”. Увы, предсказание пока не осуществилось. Удалось произвести лишь отдельные стадии процесса.
V. Закрепление материала.
Закрепление материала. На парты раздаются тексты с ошибками, за несколько минут учащиеся, обсуждая этот текст в парах, находят биологические ошибки, комментируют вместе с учителем.
Текст – закрепление (с биологическими ошибками).
- Основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света.
- Ее могут использовать клетки зеленых растений, животные клетки и некоторые бактерии.
- Биосинтез веществ с использованием световой энергии называется фотосинтез.
- Организмы, способные к фотосинтезу, называются гетеротрофами.
- В фотосинтезе различают световую и темновую фазы.
- В световой фазе в клетках растений образуется глюкоза.
- Кислород можно считать побочным продуктом фотосинтеза.
- Хлорофилл, способный взаимодействовать с квантами света, находится в особых органоидах – хромопластах.
- Органическое вещество – крахмал, образуется из неорганических веществ – углекислого газа, кислорода и воды.
- Кислород выделяется как в световой, так и в темновой фазе.
- Фотосинтез – это процесс, от эффективности которого зависит урожай всех зеленый растений.
Дополнительный вопрос задается, если осталось время на уроке, а если нет, то с этого вопроса можно начать опрос на следующем уроке.
Вопрос.
Одна лондонская богатая дама узнала, что растения “очищают воздух” и велела привезти в свою спальню (которая, кстати, не проветривалась) из зимнего сада 5 больших кадок с тропическими растениями. Наутро она проснулась с головной болью и после этого утверждала, что растения вовсе не очищают воздух, а наоборот, портят его.
Объясните ошибку дамы.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок
.Домашнее задание
.§11; Заполнить в тетради схему, которую перенести с доски в тетрадь. Вместо знаков “?” вставить нужные слова.
Интернет-ресурсы (используемые рисунки):
- http://900igr.net/kartinki/biо
- biostrov.ru
Комментарии:
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
01 04 2025 21:55:13
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
31 03 2025 18:53:24
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
30 03 2025 0:38:44
Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....
29 03 2025 13:37:54
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
28 03 2025 15:25:15
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
27 03 2025 9:57:59
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
26 03 2025 12:35:56
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
25 03 2025 15:39:54
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
24 03 2025 19:50:15
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
23 03 2025 4:32:17
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
22 03 2025 2:25:20
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
21 03 2025 13:31:44
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
20 03 2025 11:24:35
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
19 03 2025 5:42:30
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
18 03 2025 6:18:15
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
17 03 2025 17:55:31
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
16 03 2025 7:33:55
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
15 03 2025 17:58:41
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
14 03 2025 17:47:31
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
13 03 2025 20:48:35
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
12 03 2025 6:41:44
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
11 03 2025 23:24:53
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
10 03 2025 3:41:44
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
09 03 2025 7:52:53
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
08 03 2025 10:26:51
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
07 03 2025 15:12:33
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
06 03 2025 23:45:40
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
05 03 2025 15:51:54
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
04 03 2025 17:25:54
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
03 03 2025 20:33:22
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
02 03 2025 18:50:12
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
01 03 2025 20:45:40

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
28 02 2025 0:27:34

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
27 02 2025 3:12:18
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
26 02 2025 9:44:37
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
25 02 2025 18:40:17
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
24 02 2025 19:15:56
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
23 02 2025 14:29:49
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
22 02 2025 5:52:18
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
21 02 2025 9:54:44
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
20 02 2025 22:58:50
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
19 02 2025 7:18:35
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
18 02 2025 21:29:11
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
17 02 2025 5:53:40
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
16 02 2025 14:42:32
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
15 02 2025 7:13:30
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
14 02 2025 23:42:38
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
13 02 2025 3:31:31
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
12 02 2025 12:45:21
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
11 02 2025 3:40:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::