Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

ЦЕЛИ:
- обобщить знания учащихся о строении и жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся;
- расширить знания о происхождении земноводных и пресмыкающихся, познакомить с современными взглядами на эволюционную теорию на примере классов Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся;
- продолжить формирование умений анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал, применять знания из курса физики, применять теоретические знания на пpaктике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- продолжить формирование умения работать в коллективе, оценивать работу одноклассников, развивать навыки ведения дискуссии, стимулировать интерес к работе с дополнительными источниками информации.
ОБОРУДОВАНИЕ:
таблицы “Рыбы”, “Земноводные”, “Пресмыкающиеся”, “Кровеносная система типа Хордовые”, динамическое пособие “Размножение и развитие хордовых”, магнитофон, фонограмма, костюмы для вводной сценки.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
тема урока, понятия “эволюция” и “сотворение”.
ПЛАН УРОКА.
Организация. Вводное действие, постановка проблемы, актуализация знаний.
Дискуссия по вопросам темы.
Подведение итогов дискуссии. Вывод.
Оценки за урок, домашнее задание.
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА.
(В начале урока доска закрыта)
Учитель: Приветствие. Представление необычных гостей.
Вводное действие – сценка.
(фонограмма “Капитан” М. Дунаевского, учитель поет, на начало песенки в класс входят очень степенный Крокодил и кокетливая Черепаха)
Учитель:
Жил на свете Крокодил.
Он зубаст, но очень мил,
С Черепахою в приятелях был.
Крокодил (Черепахе):
С Вами в близком мы родстве.
Знаю я, сестра Вы мне,
Пусть не очень мы похожи извне.
Учитель:
Черепаха в ответ
Отвечала бойко, хоть ей все 100 лет:
Черепаха (Крокодилу):
Ах, месье Крокодил, ну конечно
Были общие предки у нас.
Да! Судьба развела так беспечно по отрядам,
Но один у нас класс!
(Появляется Лягушка, герои её не видят и поют вместе)
Нет рептилий на свете прекрасней,
Нет животных на свете древней,
Прославляем тебя, о Создатель,
Хорошо твое творение, ей-ей!
Лягушка: Ква-акая наглость! “Нет животных на свете древней!” Да вы-то от кого произошли?! От древних земноводных! Мы с вами одной породы, просто вы переква-квалифицирова-лись, приспособились к новым условиям жизни. Вот!
Крокодил: (Лягушке) Сударыня! Кто Вы такая? Ква-ква… тьфу! Квалифицированно объясните!
Лягушка: Я?! Царевна-лягушка!
Крокодил: (заинтересованно, направляется в её сторону) О-о-о!
Черепаха: (удерживает Крокодила) Да какая ты царевна! Ты … “гoлая гадина”, примазываешься тут к нам! (берет Крокодила за руку).
(Фонограмма песни Ю.Антонова “Море”, “вплывает” Рыба, разъединяет Крокодила и Черепаху, таращит глаза, открывает рот, но слов не слышно, все в изумлении смотрят на неё).
Черепаха: Это ёще кто такая?!
Крокодил: Ну и компания собралась!
Черепаха: Да-да! Одна (показывает на Лягушку) говорит Бог знает что,
Крокодил: (показывает на Рыбу) а эта вообще рот открывает, а что сказать хочет – не ясно!
Лягушка: (Рыбе) А вы сигнализируйте, мадам, сигнализируйте.
(Рыба открывает рот, вращает глазами, жестикулирует,все смотрят на неё, но ничего не понимают)
Черепаха: (направляется к двери) Нет, без сурдопереводчика не обойтись!
Учитель: Кажется, пора вмешаться. Позвольте, я помогу. Полагаю, наша гостья пытается объяснить, что все вы в ходе эволюции произошли от древних рыб. Я Вас правильно понимаю, госпожа Рыба?
(Рыба утвердительно кивает)
Черепаха: Возмутительно! Час-от-часу не легче.
Лягушка: Ну почему же, ква-а-ажется в этом есть какой-то смысл.
Черепаха: Что?! Ква-ква!
Крокодил: Кважется я вас всех сейчас проглочу, и на этом весь смысл квалифицированно закончится!
Учитель: Друзья мои! Ваша проблема в недостатке информации. Послушайте, есть предложение провести саммит и прийти к консенсусу. (Герои в недоумении смотрят на учителя).Земля – наш общий дом, и мы не можем допустить, чтобы разногласия привели к исчезновению каких-либо животных. У нас есть вполне квалифицированные специалисты, которые помогут вам разобраться в вашем происхождении и причинах, вызвавших изменения в животном мире. Вы согласны?
Черепаха: Ну, не знаю
Лягушка: Кважется, да.
Крокодил: Посмотрим!
Учитель: Ну вот и прекрасно. Присаживайтесь, пожалуйста (герои садятся за столик).
Учитель: (вопрос к учащимся). Как вы думаете, почему сегодня к нам пришли именно эти гости?
- Мы изучили надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся типа Хордовые.
Правильно. Итак, тема сегодняшнего урока (доска открывается):
“Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение?”
На доске даны определения понятий “эволюция” и “сотворение” (зачитывает).
Между нашими гостями возник спор: Рыба и Лягушка – сторонники эволюции, а Черепаха и Крокодил – сторонники концепции сотворения. Мы с вами должны ответить на вопросы наших гостей и попытаться убедить их в том, что живой мир развивался путем эволюции. Вы готовы?
Итак, уважаемые гости, специалисты нашего класса готовы ответить на ваши вопросы
Черепаха: Можно мне? Я не буду о себе спрашивать из скромности. Но сравните, пожалуйста, нашу так называемую “царевну” и Рыбу. Уже на первый взгляд совершенно очевидно, что они не родственники, у них ведь фигура, т.е. форма тела совершенно разная. Как вы это объясните?
Учитель: Почему такие различия во внешнем строении у лягушки и рыбы, если они “родственники”? Как это можно объяснить?
План предполагаемого ответа:
- Форма тела древних земноводных и особенно предков тритонов была больше похожа на рыб, чем у современных земноводных.
- Изменение внешнего облика связано с изменением внешней среды, выживанием особей, способных адаптироваться в новых условиях.
- Меняется среда, а значит, меняются факторы воздействия, что можно объяснить объективными законами физики.
- Признаки приспособленности рыб во внешнем строении в водной среде, уменьшение силы трения, действие силы тяжести и выталкивающей силы. Выход на сушу обеспечивает воздействие других условий: сила трения “полезна” - способствует передвижению, выталкивающая сила очень мала, т.к. плотность воздуха значительно меньше плотности воды, а сила тяжести действует “сильнее”.
- Форма тела земноводных становится почти прямоугольной и плоской, изменяется расположение конечностей. Конечности состоят из нескольких костей, соединенных подвижно, действуют как рычаг, что увеличивает их мощность. Постепенно под влиянием окружающей среды и образа жизни формируется оптимально необходимая форма тела современных земноводных.
- Палеонтологические находки: непарное теменное отверстие, “третий глаз”, в черепе у древних земноводных, у древних кистеперых рыб и современных пресмыкающихся
Крокодил: Трудно с вами не согласиться. Но превращение рыб в земноводных должно было cовершенно, коренным образом изменить позвоночник, а так же пояс задних конечностей. Однако ученые не обнаружили ископаемых рыб, которые бы показали, каким образом развились тазовые кости у древних земноводных. А по-поводу “третьего глаза” хочется заметить следующее: да, он действительно есть, но, как утверждает известный палеонтолог Дейвид Эттенборроу, “… кости черепа древних рыб так отличаются от черепных костей первых ископаемых земноводных, что невозможно, чтобы одни произошли от других”.
Лягушка: Действительно… А еще ква-ак и откуда у меня появилась баpaбанная перепонка, ведь рыбы воспринимают звук через покровы тела? А язык? Ни у одной рыбы нет языка, способного выбрасываться, а у моей близкой родственницы жабы он есть?
Учитель: Кто может ответить на эти вопросы? Никто?! Загадка? Предлагаю поступить следующим образом: на доске мы фиксируем наши доказательства и “загадки”. Но разве у нас больше нет аргументов? Разве мы так просто сдадимся? Ведь есть ряд неопровержимых доказательств происхождения земноводных от рыб, например, размножение.
План предполагаемого ответа:
- Размножение земноводных и рыб в воде
- Строение икринок
- Наружное оплодотворение
Черепаха: Ну, хорошо, а у нас, пресмыкающихся, икры нет, яйца – в кожистой оболочке или скорлупе. При такой ситуации, простите, наружное оплодотворение вряд ли поможет. А яйца мы откладываем на суше, хоть некоторые из нас живут в воде.
Учитель: Почему у пресмыкающихся появляется или скорлупа, или кожистая оболочка? Как происходит оплодотворение?
План предполагаемого ответа:
- Вторичное возвращение в воду некоторых пресмыкающихся, но в основном – это сухопутные животные
- Скорлупа и кожистая оболочка- защитное приспособление
- Оплодотворение внутреннее
- Развитие зародышей (динамическое пособие “Развитие хордовых”), общие признаки на ранних стадиях развития.
Лягушка: Это звучит убедительно, но мне не понятно, почему из наших икринок потомство выходит незрелым, потом еще идет развитие в несколько стадий, а у пресмыкающихся детеныши вылупляются их яйца в зрелом виде? Когда и как появилась у них такая привилегия как скорлупа и яйцевой зуб, с помощью которого они освобождаются из своего заточении?
Учитель: Это еще одна загадка. Эволюционист Арчи Карр с сожалением писал: “…Одна из разочаровывающих особенностей палеонтологической летописи позвоночных заключается в том, что она совсем недостаточно показывает эволюцию пресмыкающихся в их ранний период, когда развивалось яйцо, покрытое скорлупой”.
Крокодил: Очень хорошо, что Вы затронули вопрос о скорлупе. Мы хотим поговорить и о наших покровах. Как объяснить родственную связь при такой, извините, “одежде”, как у Лягушки?
Черепаха: Да-да! Ведь земноводных еще называют “гoлые гады”…
Лягушка: Ква-акой оскорбительный тон! Вы, кстати, тоже “гады”, только чешуйчатые.
Учитель: Прошу вас прекратить ссориться, задавайте вопросы по существу!
Черепаха: Хорошо, простите. Можете ли вы объяснить, почему у земноводных и пресмыкающихся такие разные покровы тела?
План предполагаемого ответа:
- Гoлая влажная кожа земноводных выполняет дыхательную функцию, что связано с недостаточно развитыми легкими и условиями окружающей среды в период появления древних земноводных.
- Кожа пресмыкающихся имеет роговой покров и выполняет защитную функцию от высыхания, компенсация потребности в кислороде происходит за счет увеличения дыхательной поверхности легких
- Концентрация кислорода в крови не высокая еще и вследствие особенностей строения кровеносной системы. (Таблица “Кровообращение у Хордовых”)
- Низкий уровень обмена веществ – пойкилотермность этих животных.
Учитель: Какое значение имеют данные факты для современных животных этих классов?
План предполагаемого ответа: выживание животных в современных климатических условиях
Учитель: А что произошло с древними предками наших “гостей”?
План предполагаемого ответа: Древние рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, не приспособившиеся к изменению климата, вымерли (примеры)
Учитель: Спасибо. Давайте подведем итог нашей дискуссии.
Сегодня мы попытались выяснить, как происходило развитие жизни на Земле на примере трех классов типа Хордовых, установит их происхождение, причины, вызывающие изменения во внешнем облике и внутреннем строении, определить причины вымирания древних животных. Можем ли мы в обсуждении поставить точку?
Уважаемые гости, мы ответили на ваши вопросы, разрешили ваши сомнения?
Черепаха: Мы должны отметить, что многие вопросы были убедительно разъяснены. Но, тем не менее, считаем, что точку ставить нельзя.
Крокодил: Да-да-да! Вы абсолютно правы, моя дорогая! Нужно заметить, что имеют место следующие реальные факты: в палеонтологических находках, на которые опираются эволюционисты, нет зачатков новых структур в живых организмах. Ведь хотя бы у некоторых ископаемых должны были обнаружиться развивающиеся органы, где переходные формы этих превращений?
Учитель: Значит загадки и сомнения? А может быть действительно сотворение, а не эволюция? Сам автор эволюционной теории в заключении своего труда “Происхождение видов” писал: “Есть величие в этом воззрении на жизнь с её различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только в одну…” Что вы думаете по этому поводу?
(Рефлексия учащихся: 3 – 4 мнения )
Черепаха: Получается, что сам Ч.Дарвин сомневался в правильности своего учения, а как же мы должны его изучать?
Учитель: Эволюционная теория действительно имеет некоторые спopные вопросы, но на сегодняшний день это единственная НАУЧНАЯ теория, имеющая определенную СИСТЕМУ палеонтологических доказательств в свою пользу. Хотя сомнения есть и у современных ученых, и споры вокруг теории сейчас наверное еще жарче, чем в момент её появления. Ну, что на это сказать? Сомневаешься – значит мыслишь, будешь ставить вопросы и искать ответы, а значит будешь стремиться к СОВЕРШЕНСТВУ. А это стремление для ЧЕЛОВЕКА наверное одно из главных. СОМНЕВАЙТЕСЬ! Спасибо за урок.
Оценки за урок. Домашнее задание.
Комментарии:
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
05 12 2025 19:15:19
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
04 12 2025 22:14:54
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
03 12 2025 19:39:25
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
02 12 2025 14:18:11
Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
01 12 2025 5:31:33
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
30 11 2025 11:57:49
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
29 11 2025 9:42:43
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
28 11 2025 1:50:12
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
27 11 2025 5:20:32
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
26 11 2025 18:49:46
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
25 11 2025 18:48:31
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
24 11 2025 3:33:11
Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
23 11 2025 19:17:52
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
22 11 2025 4:49:41
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
21 11 2025 10:29:38
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
20 11 2025 18:17:29
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
19 11 2025 7:38:31
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
18 11 2025 6:27:49
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля.
...
17 11 2025 21:50:46
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права.
...
16 11 2025 14:26:27
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
15 11 2025 0:24:19
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
14 11 2025 7:45:59
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
13 11 2025 0:25:40
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
12 11 2025 4:13:58
Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
11 11 2025 23:56:13
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
10 11 2025 12:24:45
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
09 11 2025 14:18:28
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
08 11 2025 21:17:50
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
07 11 2025 0:30:14
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
06 11 2025 12:56:47
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью.
...
05 11 2025 23:39:34
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
04 11 2025 10:16:26
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
03 11 2025 0:15:55
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
02 11 2025 21:17:54
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
01 11 2025 3:30:13
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
31 10 2025 22:56:21
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
30 10 2025 6:27:25
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
29 10 2025 14:13:43
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
28 10 2025 13:50:12
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
27 10 2025 23:41:39
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
26 10 2025 16:50:55
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
25 10 2025 17:11:37
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
24 10 2025 6:39:18
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
23 10 2025 11:20:45
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
22 10 2025 23:26:38
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
21 10 2025 12:51:50
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
20 10 2025 13:10:52
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
19 10 2025 5:21:42
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
18 10 2025 8:33:48
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
17 10 2025 15:41:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




