Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

ЦЕЛИ:

- обобщить знания учащихся о строении и жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- расширить знания о происхождении земноводных и пресмыкающихся, познакомить с современными взглядами на эволюционную теорию на примере классов Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся;

- продолжить формирование умений анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал, применять знания из курса физики, применять теоретические знания на пpaктике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- продолжить формирование умения работать в коллективе, оценивать работу одноклассников, развивать навыки ведения дискуссии, стимулировать интерес к работе с дополнительными источниками информации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

таблицы “Рыбы”, “Земноводные”, “Пресмыкающиеся”, “Кровеносная система типа Хордовые”, динамическое пособие “Размножение и развитие хордовых”, магнитофон, фонограмма, костюмы для вводной сценки.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

тема урока, понятия “эволюция” и “сотворение”.

ПЛАН УРОКА.

Организация. Вводное действие, постановка проблемы, актуализация знаний.

Дискуссия по вопросам темы.

Подведение итогов дискуссии. Вывод.

Оценки за урок, домашнее задание.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА.

(В начале урока доска закрыта)

Учитель: Приветствие. Представление необычных гостей.

Вводное действие – сценка.

(фонограмма “Капитан” М. Дунаевского, учитель поет, на начало песенки в класс входят очень степенный Крокодил и кокетливая Черепаха)

Учитель:

Жил на свете Крокодил.
Он зубаст, но очень мил,
С Черепахою в приятелях был.

Крокодил (Черепахе):

С Вами в близком мы родстве.
Знаю я, сестра Вы мне,
Пусть не очень мы похожи извне.

Учитель:

Черепаха в ответ
Отвечала бойко, хоть ей все 100 лет:

Черепаха (Крокодилу):

Ах, месье Крокодил, ну конечно
Были общие предки у нас.
Да! Судьба развела так беспечно по отрядам,
Но один у нас класс!
(Появляется Лягушка, герои её не видят и поют вместе)
Нет рептилий на свете прекрасней,
Нет животных на свете древней,
Прославляем тебя, о Создатель,
Хорошо твое творение, ей-ей!

Лягушка: Ква-акая наглость! “Нет животных на свете древней!” Да вы-то от кого произошли?! От древних земноводных! Мы с вами одной породы, просто вы переква-квалифицирова-лись, приспособились к новым условиям жизни. Вот!

Крокодил: (Лягушке) Сударыня! Кто Вы такая? Ква-ква… тьфу! Квалифицированно объясните!

Лягушка: Я?! Царевна-лягушка!

Крокодил: (заинтересованно, направляется в её сторону) О-о-о!

Черепаха: (удерживает Крокодила) Да какая ты царевна! Ты … “гoлая гадина”, примазываешься тут к нам! (берет Крокодила за руку).

(Фонограмма песни Ю.Антонова “Море”, “вплывает” Рыба, разъединяет Крокодила и Черепаху, таращит глаза, открывает рот, но слов не слышно, все в изумлении смотрят на неё).

Черепаха: Это ёще кто такая?!

Крокодил: Ну и компания собралась!

Черепаха: Да-да! Одна (показывает на Лягушку) говорит Бог знает что,

Крокодил: (показывает на Рыбу) а эта вообще рот открывает, а что сказать хочет – не ясно!

Лягушка: (Рыбе) А вы сигнализируйте, мадам, сигнализируйте.

(Рыба открывает рот, вращает глазами, жестикулирует,все смотрят на неё, но ничего не понимают)

Черепаха: (направляется к двери) Нет, без сурдопереводчика не обойтись!

Учитель: Кажется, пора вмешаться. Позвольте, я помогу. Полагаю, наша гостья пытается объяснить, что все вы в ходе эволюции произошли от древних рыб. Я Вас правильно понимаю, госпожа Рыба?

(Рыба утвердительно кивает)

Черепаха: Возмутительно! Час-от-часу не легче.

Лягушка: Ну почему же, ква-а-ажется в этом есть какой-то смысл.

Черепаха: Что?! Ква-ква!

Крокодил: Кважется я вас всех сейчас проглочу, и на этом весь смысл квалифицированно закончится!

Учитель: Друзья мои! Ваша проблема в недостатке информации. Послушайте, есть предложение провести саммит и прийти к консенсусу. (Герои в недоумении смотрят на учителя).Земля – наш общий дом, и мы не можем допустить, чтобы разногласия привели к исчезновению каких-либо животных. У нас есть вполне квалифицированные специалисты, которые помогут вам разобраться в вашем происхождении и причинах, вызвавших изменения в животном мире. Вы согласны?

Черепаха: Ну, не знаю

Лягушка: Кважется, да.

Крокодил: Посмотрим!

Учитель: Ну вот и прекрасно. Присаживайтесь, пожалуйста (герои садятся за столик).

Учитель: (вопрос к учащимся). Как вы думаете, почему сегодня к нам пришли именно эти гости?

- Мы изучили надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся типа Хордовые.

Правильно. Итак, тема сегодняшнего урока (доска открывается):

“Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение?”

На доске даны определения понятий “эволюция” и “сотворение” (зачитывает).

Между нашими гостями возник спор: Рыба и Лягушка – сторонники эволюции, а Черепаха и Крокодил – сторонники концепции сотворения. Мы с вами должны ответить на вопросы наших гостей и попытаться убедить их в том, что живой мир развивался путем эволюции. Вы готовы?

Итак, уважаемые гости, специалисты нашего класса готовы ответить на ваши вопросы

Черепаха: Можно мне? Я не буду о себе спрашивать из скромности. Но сравните, пожалуйста, нашу так называемую “царевну” и Рыбу. Уже на первый взгляд совершенно очевидно, что они не родственники, у них ведь фигура, т.е. форма тела совершенно разная. Как вы это объясните?

Учитель: Почему такие различия во внешнем строении у лягушки и рыбы, если они “родственники”? Как это можно объяснить?

План предполагаемого ответа:

  1. Форма тела древних земноводных и особенно предков тритонов была больше похожа на рыб, чем у современных земноводных.
  2. Изменение внешнего облика связано с изменением внешней среды, выживанием особей, способных адаптироваться в новых условиях.
  3. Меняется среда, а значит, меняются факторы воздействия, что можно объяснить объективными законами физики.
  4. Признаки приспособленности рыб во внешнем строении в водной среде, уменьшение силы трения, действие силы тяжести и выталкивающей силы. Выход на сушу обеспечивает воздействие других условий: сила трения “полезна” - способствует передвижению, выталкивающая сила очень мала, т.к. плотность воздуха значительно меньше плотности воды, а сила тяжести действует “сильнее”.
  5. Форма тела земноводных становится почти прямоугольной и плоской, изменяется расположение конечностей. Конечности состоят из нескольких костей, соединенных подвижно, действуют как рычаг, что увеличивает их мощность. Постепенно под влиянием окружающей среды и образа жизни формируется оптимально необходимая форма тела современных земноводных.
  6. Палеонтологические находки: непарное теменное отверстие, “третий глаз”, в черепе у древних земноводных, у древних кистеперых рыб и современных пресмыкающихся

Крокодил: Трудно с вами не согласиться. Но превращение рыб в земноводных должно было cовершенно, коренным образом изменить позвоночник, а так же пояс задних конечностей. Однако ученые не обнаружили ископаемых рыб, которые бы показали, каким образом развились тазовые кости у древних земноводных. А по-поводу “третьего глаза” хочется заметить следующее: да, он действительно есть, но, как утверждает известный палеонтолог Дейвид Эттенборроу, “… кости черепа древних рыб так отличаются от черепных костей первых ископаемых земноводных, что невозможно, чтобы одни произошли от других”.

Лягушка: Действительно… А еще ква-ак и откуда у меня появилась баpaбанная перепонка, ведь рыбы воспринимают звук через покровы тела? А язык? Ни у одной рыбы нет языка, способного выбрасываться, а у моей близкой родственницы жабы он есть?

Учитель: Кто может ответить на эти вопросы? Никто?! Загадка? Предлагаю поступить следующим образом: на доске мы фиксируем наши доказательства и “загадки”. Но разве у нас больше нет аргументов? Разве мы так просто сдадимся? Ведь есть ряд неопровержимых доказательств происхождения земноводных от рыб, например, размножение.

План предполагаемого ответа:

  1. Размножение земноводных и рыб в воде
  2. Строение икринок
  3. Наружное оплодотворение

Черепаха: Ну, хорошо, а у нас, пресмыкающихся, икры нет, яйца – в кожистой оболочке или скорлупе. При такой ситуации, простите, наружное оплодотворение вряд ли поможет. А яйца мы откладываем на суше, хоть некоторые из нас живут в воде.

Учитель: Почему у пресмыкающихся появляется или скорлупа, или кожистая оболочка? Как происходит оплодотворение?

План предполагаемого ответа:

  1. Вторичное возвращение в воду некоторых пресмыкающихся, но в основном – это сухопутные животные
  2. Скорлупа и кожистая оболочка- защитное приспособление
  3. Оплодотворение внутреннее
  4. Развитие зародышей (динамическое пособие “Развитие хордовых”), общие признаки на ранних стадиях развития.

Лягушка: Это звучит убедительно, но мне не понятно, почему из наших икринок потомство выходит незрелым, потом еще идет развитие в несколько стадий, а у пресмыкающихся детеныши вылупляются их яйца в зрелом виде? Когда и как появилась у них такая привилегия как скорлупа и яйцевой зуб, с помощью которого они освобождаются из своего заточении?

Учитель: Это еще одна загадка. Эволюционист Арчи Карр с сожалением писал: “…Одна из разочаровывающих особенностей палеонтологической летописи позвоночных заключается в том, что она совсем недостаточно показывает эволюцию пресмыкающихся в их ранний период, когда развивалось яйцо, покрытое скорлупой”.

Крокодил: Очень хорошо, что Вы затронули вопрос о скорлупе. Мы хотим поговорить и о наших покровах. Как объяснить родственную связь при такой, извините, “одежде”, как у Лягушки?

Черепаха: Да-да! Ведь земноводных еще называют “гoлые гады”…

Лягушка: Ква-акой оскорбительный тон! Вы, кстати, тоже “гады”, только чешуйчатые.

Учитель: Прошу вас прекратить ссориться, задавайте вопросы по существу!

Черепаха: Хорошо, простите. Можете ли вы объяснить, почему у земноводных и пресмыкающихся такие разные покровы тела?

План предполагаемого ответа:

  1. Гoлая влажная кожа земноводных выполняет дыхательную функцию, что связано с недостаточно развитыми легкими и условиями окружающей среды в период появления древних земноводных.
  2. Кожа пресмыкающихся имеет роговой покров и выполняет защитную функцию от высыхания, компенсация потребности в кислороде происходит за счет увеличения дыхательной поверхности легких
  3. Концентрация кислорода в крови не высокая еще и вследствие особенностей строения кровеносной системы. (Таблица “Кровообращение у Хордовых”)
  4. Низкий уровень обмена веществ – пойкилотермность этих животных.

Учитель: Какое значение имеют данные факты для современных животных этих классов?

План предполагаемого ответа: выживание животных в современных климатических условиях

Учитель: А что произошло с древними предками наших “гостей”?

План предполагаемого ответа: Древние рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, не приспособившиеся к изменению климата, вымерли (примеры)

Учитель: Спасибо. Давайте подведем итог нашей дискуссии.

Сегодня мы попытались выяснить, как происходило развитие жизни на Земле на примере трех классов типа Хордовых, установит их происхождение, причины, вызывающие изменения во внешнем облике и внутреннем строении, определить причины вымирания древних животных. Можем ли мы в обсуждении поставить точку?

Уважаемые гости, мы ответили на ваши вопросы, разрешили ваши сомнения?

Черепаха: Мы должны отметить, что многие вопросы были убедительно разъяснены. Но, тем не менее, считаем, что точку ставить нельзя.

Крокодил: Да-да-да! Вы абсолютно правы, моя дорогая! Нужно заметить, что имеют место следующие реальные факты: в палеонтологических находках, на которые опираются эволюционисты, нет зачатков новых структур в живых организмах. Ведь хотя бы у некоторых ископаемых должны были обнаружиться развивающиеся органы, где переходные формы этих превращений?

Учитель: Значит загадки и сомнения? А может быть действительно сотворение, а не эволюция? Сам автор эволюционной теории в заключении своего труда “Происхождение видов” писал: “Есть величие в этом воззрении на жизнь с её различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только в одну…” Что вы думаете по этому поводу?

(Рефлексия учащихся: 3 – 4 мнения )

Черепаха: Получается, что сам Ч.Дарвин сомневался в правильности своего учения, а как же мы должны его изучать?

Учитель: Эволюционная теория действительно имеет некоторые спopные вопросы, но на сегодняшний день это единственная НАУЧНАЯ теория, имеющая определенную СИСТЕМУ палеонтологических доказательств в свою пользу. Хотя сомнения есть и у современных ученых, и споры вокруг теории сейчас наверное еще жарче, чем в момент её появления. Ну, что на это сказать? Сомневаешься – значит мыслишь, будешь ставить вопросы и искать ответы, а значит будешь стремиться к СОВЕРШЕНСТВУ. А это стремление для ЧЕЛОВЕКА наверное одно из главных. СОМНЕВАЙТЕСЬ! Спасибо за урок.

Оценки за урок. Домашнее задание.



Комментарии:

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

27 11 2024 2:40:32

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

26 11 2024 4:48:20

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

25 11 2024 22:40:58

Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога


    Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога

      В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

24 11 2024 5:56:13

Органы и системы органов животных Биология

Органы и системы органов животных  Биология Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...

23 11 2024 15:21:47

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников


    Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

      Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

22 11 2024 18:59:58

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

21 11 2024 22:28:57

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

20 11 2024 13:49:29

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

19 11 2024 12:34:17

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

18 11 2024 14:39:49

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

17 11 2024 9:47:42

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

16 11 2024 8:19:34

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

15 11 2024 22:51:54

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

14 11 2024 3:16:57

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

13 11 2024 4:36:52

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

12 11 2024 15:29:37

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"


    Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"

      Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....

11 11 2024 14:56:54

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

10 11 2024 1:48:22

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

09 11 2024 19:27:13

Генетика Биология

Генетика  Биология Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

08 11 2024 15:42:42

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

07 11 2024 4:15:10

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

06 11 2024 1:59:54

Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс


    Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Многообразие водорослей". 7-й класс

      Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...

05 11 2024 23:25:39

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

04 11 2024 11:10:53

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

03 11 2024 22:40:29

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

02 11 2024 14:57:21

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

01 11 2024 22:58:30

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

31 10 2024 21:31:58

Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"


    Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"

      Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....

30 10 2024 16:19:46

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу. ...

29 10 2024 6:22:52

Интернет-ресурсы на уроках биологии


    Интернет-ресурсы на уроках биологии

      Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

28 10 2024 15:41:36

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

      Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

27 10 2024 3:58:46

Видоизменения побегов: подземные и надземные

Видоизменения побегов: подземные и надземные Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....

26 10 2024 10:35:38

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

25 10 2024 5:42:13

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

24 10 2024 6:32:43

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

23 10 2024 15:33:56

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю


    Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

      Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....

22 10 2024 18:43:40

Мастер-класс "Первый шаг в биологию"


    Мастер-класс "Первый шаг в биологию"

      Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...

21 10 2024 13:41:40

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

20 10 2024 1:43:57

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

19 10 2024 2:22:36

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

18 10 2024 11:14:26

Воспитание экологической культуры посредством краеведческого подхода

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....

17 10 2024 5:11:52

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

16 10 2024 5:27:53

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

15 10 2024 2:26:41

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

14 10 2024 17:55:46

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

13 10 2024 9:13:52

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

12 10 2024 0:18:58

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

11 10 2024 8:54:18

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

10 10 2024 7:44:52

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

09 10 2024 0:56:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::