Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)
Тема: «Голосеменные растения. Лабораторная работа «Строение сосны. Пыльца и шишки».
Цели урока:
- раскрыть особенности строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменных растений;
- продолжить формирование умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными;
- проводить экологическое и патриотическое воспитание учащихся на примере темы.
Оборудование урока:
- таблица «Сосна обыкновенная»;
- гербарные экземпляры голосеменных;
- коллекция шишек;
- схемы учебника;
- микроскопы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация учебного процесса
III. Проверка знаний
А) Строение папоротника. Каковы особенности
папоротниковидных?
Б) Размножение папоротника. Как осуществляется
процесс размножения папоротников?
В) Виды папоротников обитающих на территории
Красноярского края. Пpaктическое значение
папоротниковидных. Какие виды папоротников
встречаются на территории края?
IV. Изучение нового материала
1. Голосеменные – высшие растения.
Многообразие видов, жизненных форм
(беседа-рассказ, демонстрация коллекции). В
настоящее время эта группа включает всего около
700 видов деревьев и кустарников. Современные виды
распространены по всему земному шару.
В состав отдела голосеменных входит несколько
классов, наиболее многочисленны представители
класса хвойных. Почти все виды представлены
деревьями: сосна, ель, пихта, лиственница.
2. Особенности строения голосеменных на примере сосны обыкновенной (рассказ, демонстрация гербарных экземпляров растений). Сосна является долгожителем. Продолжительность жизни некоторых видов сосен составляет до 4 тыс. лет. Паренхимы в древесине очень мало. У многих видов в коре и древесине имеются смоляные ходы, заполненные смолой, эфирными маслами и другими веществами.
3. Особенности размножения сосны
обыкновенной, мужские и женские шишки, их
расположение, образование семян (рассказ,
демонстрация гербария.) Сосна – обоеполое
ветроопыляемое растение. На молодых стeблях
образуются два вида шишек – укороченных побегов:
мужские и женские.
На мужских шишках образуется микроспоры, а на
женских формируются мегаспоры. В ходе опыления и
оплодотворения образуется семя с запасом
питательных веществ. Созревшие семена
разносятся ветром.
4. Семя, особенности его строения и расположения на чешуйках, роль семян в эволюции растительного мира. (Беседа-рассказ, демонстрация таблиц.) Семя имеет запас питательных веществ и одето защитными оболочками. В ходе эволюции у семени образовалось крылышко для распространения и расселения.
V. Сохраняющие технологии
VI. Закрепление
А) Лабораторная работа «Строение сосны. Пыльца и шишки».
Инструктивная карточка:
1. Рассмотрите внешнее строение побега сосны.
Каков внешний вид хвоинки?
2. Рассмотрите мужские шишки сосны.
3. Рассмотрите пыльцу под микроскопом при
увеличении в 300 раз. Найдите воздушные пузырьки.
4. Рассмотрите внешний вид женской шишки.
5. Рассмотрите зрелую шишку .
6. Рассмотрите семя. Найдите крылышко.
7. Зарисуйте в тетради семя, подпишите его части.
8. Сделайте вывод.
Б) Мини-викторина:
1. Какое голосеменное растение называется
«виноградом хвойного леса»? (Можжевельник)
2. По-латыни это растение называется «пинус», что
значит «скала». А как это растение называется
по-русски? (Сосна)
3. Назовите самое музыкальное хвойное дерево. (Ель)
4. Какое голосеменное растение является символом
России?
5. Это хвойное дерево ,произрастающее в Сибири,
всем известно под названием кедр. Но такое
название с ботанической точки зрения
неправильно. Назовите правильное научное
название этого растения. (Кедровая сосна.)
На территории Красноярского края произрастают
голосеменные растения: сосна обыкновенная, сосна
сибирская, сосна кедровая, лиственница
обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. В
Средней Сибири леса с преобладанием лиственницы
занимают площадь около 52 млн. га. В крае
произрастают два вида лиственницы: даурская и
сибирская.
Растет лиственница быстро: в год прибавляется на
метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких
ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам.
VII. Итоги урока
Голосеменные растения – многочисленная группа растений (700 видов) на планете, распространены по всему земному шару, среди них выделяют различные жизненные формы: деревья и кустарники. Но все они имеют семена расположенные открыто на чешуйках шишек.
VIII. Домашнее задание
Стр.68-70, вопросы стр.74.
Литература:
В. Рохлов, А.Теремов, Р.Петросов
«Занимательная ботаника», «Аст-пресс», М., 1999.
Т.И. Серебрякова Биология.6-7. Растения,
М., «Просвещение», 2001.
В.Б. Захаров. Н.И. Сонин Биология.
Многообразие живых организмов. 7 класс, «Дрофа».
М., 2003.
А.Д.Мухачев Розовая чайка. М.,
Росссельхозакадемия, 2005.
Край, в котором я живу. Управление образования
Администрации города Норильска. Методический
отдел. 2006.
Комментарии:
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
01 04 2025 23:18:26

Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....
31 03 2025 7:49:51
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
30 03 2025 18:24:43
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
29 03 2025 15:51:40
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
28 03 2025 23:33:56
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
27 03 2025 4:38:53
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
26 03 2025 20:50:16
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
25 03 2025 7:52:11
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
24 03 2025 13:52:51
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
23 03 2025 12:32:55
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
22 03 2025 23:30:16
Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....
21 03 2025 1:17:43
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
20 03 2025 12:16:44
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
19 03 2025 10:51:54
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
18 03 2025 19:17:11
Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
17 03 2025 13:21:12
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
16 03 2025 6:54:42
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
15 03 2025 2:12:10
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
14 03 2025 19:48:46
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
13 03 2025 3:58:43
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
12 03 2025 4:18:43
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
11 03 2025 15:25:30
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний.
...
10 03 2025 10:11:39
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
09 03 2025 8:59:48
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
08 03 2025 8:35:40
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
07 03 2025 16:21:22
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
06 03 2025 22:35:18
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
05 03 2025 10:27:33
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
04 03 2025 12:56:58
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
03 03 2025 19:18:40
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
02 03 2025 9:24:10
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
01 03 2025 17:48:17
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
28 02 2025 3:36:58
На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...
27 02 2025 16:21:42
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
26 02 2025 5:10:18
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
25 02 2025 7:32:48
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
24 02 2025 23:41:23
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
23 02 2025 22:24:50
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
22 02 2025 8:17:41
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
21 02 2025 11:50:52
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
20 02 2025 20:42:45
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
19 02 2025 7:18:44
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
18 02 2025 20:45:15
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
17 02 2025 9:41:45
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
16 02 2025 10:39:55
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
15 02 2025 16:21:27
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
14 02 2025 8:11:48
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
13 02 2025 15:18:43
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
12 02 2025 12:20:19
Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....
11 02 2025 4:24:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::