Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через иргу они познают мир взрослых, серьёзных игр. Я уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач.
Цель урока: расширить и углубить базовые знания данной темы «Основы генетики и селекции»; закрепить прочность знаний генетических терминов (наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип и т.д.) ; развивать личность учащихся, стремление применять биологические знания на пpaктике; учить решать проблемные задачи; использовать деятельный подход в обучении и ориентировать учащихся на познание реальной действительности; воспитывать убеждённость в соблюдении этических норм при проведении биологических исследований.
Оборудование: таблицы по общей биологии; иллюстрирующие генетические закономерности; карточки-тесты; портреты учёных генетиков; презентация.
Презентация к уроку
Ход урока
I. Организация класса к восприятию нового материала
II. Проверка знаний и умений
1. Актуализация знаний
Учитель: Давайте, на уроке организуем, медико-генетический центр. Каждый из вас, будет иметь работу в этом центре, согласно своим знаниям и способностям.
Для выявления профессиональных качеств, я как работодатель, провожу у вас отборочный тур.
Выдается тест. Время работы – 5-6 мин. (приложение №1)
2. Домашнее задание.
Реклама своего центра.
III. Изучение нового материала
Пpaктическая работа.
Учитель. К нам поступило много предложений, после рекламного ролика на телевидение, пришли заказные письма и были анонимные звонки.
Мы должны помочь каждому кто к нам обратился, решить возникшую проблему, сопровождая ответ пояснениями и расчётами. Для многих наш центр поможет в профилактике наследственных заболеваний. Нередки случаи, когда у здоровых супругов рождается ребёнок с тяжёлым рецессивным заболеванием и родители хотят знать риск повторения заболевания у последующих детей. Наш центр последняя у них надежда.
1. Задания для каждой группы детей.
Их делим после проверки теста (ведущий специалист, младший сотрудник, генетическая экспертиза, лаборант).
Задания (контpaбандист, научный консультант фирмы «Коктейль», расстроится ли свадьба принца Уни?) (приложение №2)
2. Отчет.
Учитель. Выполняйте поставленные задачи. Первым жду генетического эксперта, вернувшегося с длительной комaндировки, у себя с отчётом. (приложение №3)
3. Решение поставленных задач группами детей.
Опрос возле доски (более сильного ученика). Комментирование решенных задач.
IV. Закрепление материала. Итоги урока.
V. Домашнее задание.
Учитель. Нам поступила заявка на международный конкурс, который будет проходить в Париже. Участвовать могут все, но нужно решить поставленную задачу «Космическое путешествие» (приложение №4).
Глоссарий
Аллель – одна из возможных форм состояния гена, например доминантная или рецессивная.
Аллельные гены – расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологичных хромосом и отвечают за развитие одного признака.
Аутосомы – хромосомы одинаковые у обоих полов.
Взаимодействие генов – взаимосвязанное действие доминантных и рецессивных аллелей двух и более генов, влияющих на проявление одного и того же признака.
Гибриды – организмы, получающиеся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными зачатками.
Генотип – совокупность генов в организме.
Ген – единица наследственности, участок молекулы ДНК, содержащий информацию.
Генетика – наука о важнейших свойствах организма наследственности и изменчивости.
Гаметы – пoлoвые клетки.
Гомозиготный организм – организм, не дающий в последующих поколениях расщепления.
Гетерозиготный организм – организм, дающий расщепление в последующих поколениях.
Доминантный признак – признак одного из родителей, подавляющий у гибридов альтернативный признак другого родителя.
Дигибридное скрещивание – скрещивание родительских форм, наследственно различающихся по двум парам признаков.
Изменчивость – свойство организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.
Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм, наследственно различающихся лишь по одной паре признаков.
Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям.
Рецессивный признак – противоположный, внешне исчезающий признак.
Решетка Пеннета – система записи различных комбинаций генов в поколениях.
Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков.
Чистая линия – группа генетически однородных, гомозиготных организмов.
Хромосомы - являются структурными элементами ядра, в котором заключен наследственный материал клетки.
Эукариоты – организмы, в клетках которых имеется оформленное ядро.
Комментарии:
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
12 11 2025 5:40:33
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
11 11 2025 1:16:32
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
10 11 2025 12:31:26
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
09 11 2025 11:51:28
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
08 11 2025 20:26:39
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
07 11 2025 16:30:32
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
06 11 2025 11:49:49
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....
05 11 2025 10:34:15
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
04 11 2025 14:45:43
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
03 11 2025 23:30:18
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
02 11 2025 23:47:22
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
01 11 2025 23:14:37
Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе.
...
31 10 2025 2:41:59
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
30 10 2025 10:22:31
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
29 10 2025 22:59:39
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
28 10 2025 15:42:46
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
27 10 2025 7:53:16
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани.
...
26 10 2025 3:24:24
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
25 10 2025 12:39:25
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
24 10 2025 7:10:15
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
23 10 2025 0:20:59
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
22 10 2025 11:51:23
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
21 10 2025 1:46:20
Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....
20 10 2025 9:23:49
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
19 10 2025 3:18:26
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
18 10 2025 4:47:33
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала.
...
17 10 2025 17:17:26
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
16 10 2025 15:40:40
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
15 10 2025 22:56:50
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
14 10 2025 1:49:52
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
13 10 2025 17:46:34
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
12 10 2025 20:51:12
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
11 10 2025 10:31:13
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
10 10 2025 5:19:18
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
09 10 2025 21:47:11
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
08 10 2025 10:41:10
Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
07 10 2025 5:19:21
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
06 10 2025 1:34:17
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор».
...
05 10 2025 1:36:35
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
04 10 2025 10:11:33
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику.
...
03 10 2025 5:29:15
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
02 10 2025 14:59:40
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
01 10 2025 5:48:51
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
30 09 2025 13:43:34
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
29 09 2025 19:45:39
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
28 09 2025 7:53:22
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
...
27 09 2025 13:53:12
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
26 09 2025 2:34:18
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
25 09 2025 19:30:38
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат.
...
24 09 2025 3:10:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны