"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс


    "Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

Источник:

Цель урока: формирование представлений о различных типах отношений между организмами и приспособлениях к совместному обитанию в природном сообществе.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Метапредметные. Личностные.
Выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов в сообществах, условий влияющих на эти отношения и приспособления организмов для длительного и устойчивого существования в сообществе. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Решаемые учебные проблемы. Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное содержание учебного материала. Взаимодействие организмов в природном сообществе. Основные типы отношений. Условия формирующие эти отношения. Приспособления организмов обеспечивающие длительное и устойчивое существование сообщества.

Структура урока

I. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя.

1. Предлагает прочитать рассказ (текст, приложение 1) Сладкова Н.Н. “Арифметика леса”.

2. Задает вопросы:

– О представителях, каких царств идет речь в данном рассказе?
– Как связаны животные, растения в природном сообществе?
– Организмы, каких царств не упомянуты в данном тексте?
– Какую роль выполняют растения, животные, грибы, бактерии в природном сообществе?
– Как называются биологические науки, изучающие растения, животных, грибы, бактерии?
– Возможно ли длительное существование природного сообщества при отсутствии в нем представителей какого-либо царства? Почему?
– Найдите в тексте примеры конкурентных отношений, хищника – жертвы, паразит– хозяин, взаимовыгодных отношений.
– С какими трудностями сталкиваются организмы, вступая в отношения, друг с другом?
– Какие взаимные приспособления формируются у хищников и жертв, в природном сообществе?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся.

Читают текст, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, роль растений, животных, грибов, бактерий в природном сообществе. Отмечают связи между различными организмами в природном сообществе (лесном), называют науки ботанику, зоологию, микологию, бактериологию. Предлагают варианты взаимоотношений между организмами в природном сообществе не отраженные в тексте, используя личностный опыт, называют виды взаимоотношений организмов, возникающие в природном сообществе.

Определяют ключевые слова урока: конкурентные отношения, отношения хищник – жертва, паразит– хозяин, взаимовыгодные отношения.

2. Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует рисунки (Рисунок 1, 2).

2. Задает вопросы:

– При каких условиях возникают конкурентные отношения между организмами.
– Какие изменения в отношениях между хищниками мы часто наблюдаем при их содержании в домашних условиях, по сравнению с отношениями в природном сообществе?
– Можно ли считать избегание конкурентных отношений между хищными животными обитающих совместно в домашних условиях результатом вмешательства человека? Почему? Какие условия изменяет человек для избегания конкуренции этих животных (рисунок 2)?
– Можно ли назвать взаимоотношения человек – собака, человек – кошка взаимовыгодными?

3. Учитель демонстрирует рисунок 3.

– Я предполагаю, что отношения паразит-хозяин существуют только в естественных природных сообществах. Среди живых организмов, обитающих на одной территории с человеком, эти отношения не встречаются. Так ли это?
– Что необходимо знать об отношениях паразит-хозяин, чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу?
– Где найти эти знания?
– Какие меры профилактики и гигиены нужно соблюдать, чтобы избежать заражения паразитами? Почему вы так думаете?
– Какую роль в природном сообществе играют паразиты?

Деятельность учащихся.

Рассматривают рисунки, вспоминаем за обладание какими ресурсами организмы вступают в конкурентные отношения, высказывают мнение об изменении человеком условий приводящих к снижению конкуренции между организмами живущими рядом с ним, предполагают степень доступности необходимых ресурсов в разных условиях. Приводят примеры взаимовыгодных отношений в естественных и искусственно созданных природных сообществах.

Вспоминают виды паразитов и условия необходимые для их жизни, способы заражения. приводят примеры заболеваний вызванные паразитами, предполагают, что на рисунке 3 для человека может сложиться ситуация при которой произойдет заражение паразитами, высказывают мнение об отрицательной и положительной роли паразитов в природном сообществе. Высказывают своё мнение о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя.

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какие приспособления приобрели живые организмы, вступая в различные типы отношений для длительного существования?”

2. Предлагает учащимся обсудить возникающие вопросы о том, что мы не знаем о приспособлениях организмов при отношениях: конкурентных, хищник – жертва, паразит – хозяин, взаимовыгодных. Ответы заносим в таблицу.

– Какое строение более выгодное для растений при конкурентных отношениях в сосновом лесу?
– Какие приспособления имеют паразиты для прикрепления к телу хозяина?
– Какие приспособления имеют хищники и жертвы? Значение наличия когтей, хищных, зубов, расположение глаз, затаивание, устрашающие позы и т. д.

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, корректирует и обобщает мнения.

Деятельность учащихся Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют таблицу.

Высказывают предположения.

4. Планирование.

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Деятельность учителя

1. Формирует группы.
2. Раздает текст (материал Приложения 2).
3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция (общая часть для всех групп)

1. Выберите комaндира группы, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3. Составьте план текста.

1-я группа.

– Сформулируйте и запишите определение “Конкуренция – это…”.

Пользуясь описанием конкурентных отношений, предложите схему конкурирующих организмов и ресурсы за которые они вступают в борьбу.

2-я группа.

– Охаpaктеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают хищники. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для жертв.

– Составьте таблицу взаимовыгодных отношений между растениями и животными.

3-я группа.

– Заполните схему.

Значение паразитов в природном сообществе.

“+” -

– Охаpaктеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают жертвы. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для хищников.

5. Открытие нового знания.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя.

1. Заслушивает комaндиров групп с результатами работы. Просит комaндира оценить вклад товарищей по комaнде в процессе выполнения задания.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

– Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
– Вспомните и обсудите действия каждого члeна группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
– Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового.

Деятельность учащихся.

Выступление комaндиров, обмен мнениями, обсуждение творческих заданий, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

6. Применение нового знания.

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания.

1. Сравнить типы отношений организмов в природных сообществах. Найти черты сходства и различия.

2. Предложите варианты, как может использовать полученные знания об отношениях организмов в природных сообществах человек, используя их в повседневной жизни.

3. Подводит итог по достижению цели урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, давших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

7. Рефлексия.

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Повторяет тему и задачи урока, соотносит с планом работы, записанным на доске, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: повторяют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, дают оценку всему учебному процессу. Определяют степень своего продвижения к цели.

Литература

  1. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5–6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. С. 34–36.
  2. Сладков Н.Н. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 2. Очерки, рассказы. – Л.: Дет. лит., 1988. С. 122.
  3. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий // справочник заместителя директора школы. – 2012. – № 9. С. 34–38.



Комментарии:

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

12 12 2024 1:34:25

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

11 12 2024 3:46:57

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

10 12 2024 23:23:51

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

09 12 2024 7:23:43

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

08 12 2024 5:51:13

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

07 12 2024 15:25:41

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море


    Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

      На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

06 12 2024 6:51:39

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

05 12 2024 19:57:10

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

04 12 2024 19:37:25

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

03 12 2024 7:46:38

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Органоиды клетки в стихах  ЕГЭ biologia's Blog Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...

02 12 2024 5:28:42

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

01 12 2024 5:22:18

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

30 11 2024 20:11:13

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

29 11 2024 12:19:17

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

28 11 2024 16:32:48

Программа кружка "Мир растений"


    Программа кружка "Мир растений"

      Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

27 11 2024 12:55:59

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

26 11 2024 9:36:38

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

25 11 2024 12:10:14

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

24 11 2024 15:55:15

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

23 11 2024 1:23:52

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

22 11 2024 1:54:40

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

21 11 2024 15:48:57

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"


    Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

      Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...

20 11 2024 16:53:50

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

19 11 2024 9:35:13

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"


    Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

      На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

18 11 2024 3:56:41

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

17 11 2024 14:32:41

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

16 11 2024 2:48:22

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

15 11 2024 3:46:44

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

14 11 2024 4:17:14

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

      Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....

13 11 2024 21:55:33

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

12 11 2024 5:59:35

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

11 11 2024 2:59:25

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

10 11 2024 7:55:35

Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

      Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....

09 11 2024 11:33:23

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

08 11 2024 20:28:32

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

07 11 2024 14:10:51

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

06 11 2024 23:15:48

Беседа «Ядовитые растения»


    Беседа «Ядовитые растения»

      Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....

05 11 2024 2:42:43

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"


    Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

      Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

04 11 2024 9:30:55

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

      Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

03 11 2024 19:45:26

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

02 11 2024 17:52:54

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

01 11 2024 18:18:48

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

31 10 2024 12:24:35

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

      Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

30 10 2024 22:53:31

Урок "Гигиена питания"


    Урок "Гигиена питания"

      Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....

29 10 2024 12:33:25

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"


    "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

      На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

28 10 2024 9:50:42

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

      Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

27 10 2024 13:29:35

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

26 10 2024 15:41:49

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

25 10 2024 11:16:36

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

24 10 2024 23:49:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::