Открытый урок биологии по теме "Одомашнивание животных: коневодство и верблюдоводство"
Цель:
- обратить особое внимание на значение домашних животных в жизни человека;
- ознакомить учащихся с коневодством и верблюдоводством, как с главными отраслями животноводства;
- привить любовь к животным, уважение к труду животноводов
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: презентация темы (мультимедийное сопровождение), фотографии животных..
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие учащихся.
Игра-разминка: «Животное + Особенность». Правила игры: ученик называет животное, а его сосед по парте должен назвать особенность данного животного. Например: жираф – высокий, лягушка – зеленая и т.д.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать в группах. Образуйте 4 комaнды и дайте им названия.
2. Проверка знаний
Игра «Вопрос-ответ» (слайд 2). Правила игры: перед вами таблица с вопросами по категориям I – легкие вопросы; II – средние вопросы; III – трудные вопросы. Комaнда выбирает категорию вопросов с баллами. Комaнда, набравшая максимальное кол-во баллов выигрывает.
Вопросы I категории:
- 10 баллов – Маммология - это…
- 10 баллов – Какое сердце у млекопитающих?
- 10 баллов – Кто такие хордовые животные?
- 10 баллов – Что такое зоология?
Вопросы II категории:
- 20 баллов – Что такое диафрагма?
- 20 баллов – Сколько позвонков в шейном отделе млекопитающих?
- 20 баллов – Что такое плацента?
- 20 баллов – Назовите сумчатых млекопитающих.
Вопросы III категории:
- 30 баллов – Назовите этих животных. (слайд 3).
- 30 баллов – Назовите группы млекопитающих по месту обитания.
- 30 баллов – Назовите этих животных. (слайд 4).
- 30 баллов – Какие зубы у млекопитающих?
3. Изучение нового материала
Учитель: Назовите животных изображенных на фото. Что их связывает? (слайд 5)
(учащиеся дали ответ: корова, овца, лошадь, собака – домашние животные).
Приручение диких животных началось в далекой древности. Процесс был очень сложным и длительным. Люди начали приручать диких животных более 10-15 тыс. лет назад. Они старались брать прежде всего молодых животных или детенышей, так как те легче привыкали к людям. Приручение диких животных преследовало особые цели. Самым первым домашним животным, по предположениям ученых, была собака, чьим дальним предком является волк. По-видимому, древние люди приручали волка в качестве помощника на охоте. Их использовали для охоты и в качестве сторожевых животных. Люди одомашнивали только полезных животных. Одни – охраняют, другие – помогают на охоте, кормят, поят, одевают, перевозят тяжести. Со временем были одомашнены около 60 видов млекопитающих, 10-12 видов птиц и 2 вида насекомых. (слайд 6)
Задание: каждая комaнда в течение 3 минут должна вспомнить загадки или пословицы о домашних животных. Комaнда назвавшая большее кол-во животных, выигрывает.
Учитель: В Казахстане среди домашних животных чаще всего встречаются лошадь и верблюд. Разведение лошадей и верблюдов традиционно в нашей стране. Они очень выносливы, приспособлены к суровым условиям сухих степей и полупустынь, неприхотливы к корму, не требуют особого ухода. Целебное молоко очень ценится: оно богато белками, углеводами и витаминами. (слайд 7)
Задание: Как называется кобылье и верблюжье молоко (кумыс, шубат).
Учитель: Предком лошади является тарпан и лошадь Пржевальского. В прежние времена в Казахстане можно было встретить многочисленные табуны этих животных. Лошадь всегда являлась ценным и важным животным. Люди к ней относились с большой любовью и заботой. На лошадях кочевали, защищали земли от врагов и конечно лошади являлись поставщиками мяса и кумыса. В мире 250 пород лошадей, их разводят в специальных коневодческих хозяйствах. У нас встречаются следующие породы лошадей: адаевская, кушумская, донская, ахалтекинская, мугалжарская. (слайд 8)
Предком верблюда является дикий верблюд. По наличию горба верблюды делятся на: дромедаров – одногорбых верблюдов, бактрианов – двугорбых верблюдов. Верблюд -крупное животное. Его масса доходит до 700-800 кг, шея мощная и длинная. Тело покрыто верблюжьей шерстью. У бактрианов шерстный покров наиболее значителен в области горбов, затылка и нижней стороны шеи. Настриг шерсти с двугорбых верблюдов в 2-3 раза больше, чем с одногорбых. У верблюдов и лам на пальцах не бывает роговых образований – копыт. На ступнях у них подушкообразные мозолистые утолщения, поэтому этих животных называют мозоленогими. (слайд 9)
Задание: Что означает понятие порода домашних животных? (дети отвечают)
Учитель: Порода – группа однородных животных, полученных в результате селекции и отбора для определенной цели. У каждой породы хаpaктерное внешнее строение, особенности, связанные с приспособлением к среде обитания, направление продуктивности, качественные признаки. Например, имеются породы лошадей мясного, молочного, спортивного направлений, используемые как тягловая сила.
4. Закрепление
Заполните таблицу (слайд 10).
лошадь | верблюд | |
предки |
|
|
породы |
|
|
значение |
|
|
(дети самостоятельно 5-7 минут заполняют таблицу )
Учитель: Ребята, объясните следующие выражения:
- Верблюд – роскошь.
- Лошадь – гордость.
- Овца – богатство.
- Корова – довольствие
- Коза – лучше, чем ничего.
Правильные ответы учащихся оцениваются.
Учитель: Выполните следующее задание:
Каждая комaнда должна написать на листке свое отношение к домашним животным и 4 причины их необходимости (от каждой комaнды выходит представитель и рассказывает). Задание оценивается.
5. Итог урока
Подводятся итоги всех заданий. Выявляется победитель. Выставляются оценки.
Домашнее задание:
Нарисовать любимых животных. Приготовить сообщение.
Литература:
- Биология. Методическое руководство. Авторы: К. Кайым, Р. Алимкулова. – Алматы: Атамура, 2012.
- Большая энциклопедия животных. Авторы: Т. Руденко. – Москва : Олма – Пресс, 2004.
Комментарии:
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
01 04 2025 18:56:32
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
31 03 2025 0:47:32
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
30 03 2025 8:39:16
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
29 03 2025 10:50:17
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
28 03 2025 9:29:12
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
27 03 2025 18:39:39
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
26 03 2025 13:33:38

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
25 03 2025 0:57:50
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
24 03 2025 14:43:14
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
23 03 2025 11:51:43
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
22 03 2025 17:31:34
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
21 03 2025 0:41:44
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
20 03 2025 17:11:28
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
19 03 2025 16:13:42
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
18 03 2025 10:19:32
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
17 03 2025 9:27:28
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
16 03 2025 21:11:49
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
15 03 2025 2:30:33
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
14 03 2025 14:55:27
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
13 03 2025 7:23:44
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
12 03 2025 7:15:22
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
11 03 2025 14:27:27
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
10 03 2025 11:49:54
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
09 03 2025 6:10:51
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
08 03 2025 10:40:47
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.
О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения.
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.
...
07 03 2025 22:52:48
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения.
Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся.
...
06 03 2025 10:54:57
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
05 03 2025 23:44:16
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
04 03 2025 20:10:51
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
03 03 2025 18:15:46
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
02 03 2025 15:57:38
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
01 03 2025 0:40:20
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
28 02 2025 11:39:16
Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию.
...
27 02 2025 0:47:57
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
26 02 2025 21:14:17
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
25 02 2025 20:47:57
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
24 02 2025 6:21:40
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
23 02 2025 3:59:34
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
22 02 2025 2:57:58
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
21 02 2025 11:58:44
Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....
20 02 2025 15:25:17
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
19 02 2025 12:12:54
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
18 02 2025 15:44:56
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
17 02 2025 19:38:58
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
16 02 2025 15:11:42
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
15 02 2025 6:27:14
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний.
...
14 02 2025 15:15:14
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
13 02 2025 16:51:55
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
12 02 2025 4:15:53
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
11 02 2025 14:10:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::