Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5х классов.
Чудесные лекарства приготовила природа. Она щедро дарит нам лекарственные травы, цветы, корни и плоды. Лечебными свойствами обладают и овощи, которые возделывает человек и дикорастущие растения, растущие у нас под ногами. С такими растениями ребята знакомятся, не покидая пределы пришкольного участка.
В ходебеседы, рассказа экскурсовода, ребята знакомятся с видовым разнообразием лекарственных растений, изучают особенности их строения и образа жизни, знакомятся с их лечебными свойствами.
При выполнении заданий выpaбатываются навыки работы с живыми объектами, идёт воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, развивается память, умение слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать.
В ходе экскурсии ребятам предлагаются различного рода задания, оформленные в виде карточек.
Логическое задание \"Исключи лишнее\" основано на знании учащихся, какие органы растений используют для лечения.
С правилами сбора лекарственных растений ребята знакомятся, выполняя задание: Выбрать правильный ответ.
Рассматривая лекарственные растения, о которых идёт речь, ребята знакомятся с особенностями его морфологического строения, условиями произрастания.
В ходе экскурсии звучат стихи и загадки о лекарственных растениях. Ребята вспоминают поговорки и пословицы, применимые к уроку, рассказывают стихи.
Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями.
Цель: познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы «Юный эколог» ГБОУ СОШ № 949 Г. Москвы.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о видовом составе лекарственных растений произрастающих на территории школьной экологической тропы;
- обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о пользе лекарственных растений;
- способствовать выработке у учащихся навыков работы с живыми объектами;
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- развитие творческого отношения к выполнению заданий;
- развитие памяти, умения слушать, анализировать, делать выводы, сравнивать;
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде;
- воспитание чувственного восприятия красоты природы;
- воспитание толерантности.
Методы: беседа, рассказ, целенаправленные самостоятельные и групповые наблюдения, индивидуальная и групповая работа
Оборудование: экскурсионные блокнотики, карандаш, линейка, справочники по лекарственным растениям. Живые объекты: растения, произрастающие на территории пришкольного участка (боярышник, берёза, рябина, подорожник, шиповник).
Ход экскурсии
Вступительное слово ведущему экскурсоводу.
Чудесные лекарства приготовила природа. Она щедро дарит нам лекарственные травы, цветы, корни и плоды. Лекарственными свойствами обладают овощи, которые возделывает человек, дикорастущие растения, растущие у нас под ногами. С лекарственными растениями мы познакомимся, не покидая пределы пришкольного участка.
В ходе экскурсии прозвучат стихи и загадки о лекарственных растениях, многих авторов.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Свыше 600 видов растений известные как лекарственные, используемые для лечебных целей в научной и народной медицине. В процессе нашей экскурсии, вам предстоит внимательно слушать, смотреть и выполнять задания.
Лекарственные растения содержат в себе вещества, которые при известных условиях могут помогать при лечении той или другой болезни. Вещества эти получили название действующих начал, или действующих веществ. У некоторых растений они содержатся во всех их частях, но чаще находятся только в определённых органах. Поэтому, у одних растений употрeбляются для лечебных целей и подлежат сбору только цветки: (ландыш майский, липа), у других – вся надземная часть, или «трава» (горицвет, пастушья сумка), у третьих – только листья (белена, дурман), у четвёртых – только корни или корневища, или клубни (валериана, одуванчик), у пятых – только кора (калина, крушина, дуб), у шестых – плоды, семена или споры (малина, черёмуха, тмин, плаун).
В ходе нашей экскурсии, вам предстоит внимательно слушать, смотреть и выполнять задания. Учащимся раздают карточки с заданиями, по окончанию экскурсии работа по карточкам должна быть выполнена.
Задание № 1. Логическое задание \"Исключи лишнее\"
Цель: Знай, какие органы растений используют для лечения.
| используют цветки | 1. Берёза | 2. Пижма | 3. Ромашка | 4. Липа |
| используют кору | 1. Ива | 2. Крушина | 3. Одуванчик | 4. Черемуха |
| используют ягоды | 1. Калина | 2. Шиповник | 3. Рябина | 4. Крапива |
| используют корень | 1. Пион | 2. Череда | 3. Женьшень | 4. Валериана |
При сборе лекарственных растений надо быть очень внимательным. В природе существует очень много растений, внешне похожих друг на друга, но, совершенно различных по химическому составу (по содержанию действующих веществ). Поэтому, прежде всего, нужно хорошо знать лекарственное растение и уметь отличать его среди других.
Нужно всегда помнить, что собирать лекарственные растения нужно вдали от городов и крупных магистралей. Автомобильные выхлопы, содержащие ядовитые вещества, накапливаются растениями и могут вызвать cмepтельный исход у человека и животных.
Задание № 2. \"Правила сбора лекарственных растений\"
Задание: Выбрать правильный ответ.
- Все лекарственные растения можно собирать всё лето.
- Лучше собирать растения рано утром или поздно вечером.
- Не собирай много растений на одном месте.
- Суши растения, защитив их от прямых солнечных лучей.
- Не собирай растения на территории заказников.
- Можно собирать мать-и-мачеху по обочинам дорог, а не в лесу.
- Заготовь столько сырья, сколько можешь использовать.
Правильные ответы: 3, 4, 5, 7
Продолжаем знакомство с растениями нашего «Аптекарского огорода». Отгадай загадку:
У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?
Подорожник – одно из самых древних лекарственных растений. В 12 веке до нашей эры его заготавливали в Китае. Древние греки и римляне применяли его семена для лечения дизентерии. Авицена считал, что его листья останавливают кровотечения, заживляют раны, язвы, его сок успокаивает боль в ушах, а полоскание отваром – зубную боль. Его применяют как отхаркивающее средство и средство от морщин.
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь! Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян. Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник. Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
Задание № 3
Рассмотрите растение подорожника. Обратите внимание на укороченный стебель, листья, прижатые к земле. Ответьте на вопрос: Связано ли название растения с его строением и образом жизни?
Продолжаем знакомство с лекарственными растениями, произрастающими на территории школьной тропы.
На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы – коготочки
Стерегут цветочки.
(Шиповник)
Недаром этот колючий кустарник получил такое название: острые шипы
причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета шиповник украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. Отсюда и второе название шиповника – дикая роза. Лекарственным сырьем являются плоды шиповника различной формы и величины.
В русских старинных лечебниках можно было прочитать такие слова: Вода цвета свороборинового раны заживляет, свербеж выводит, ране не дает распространиться ни в ширину, ни в длину.
Ребята рассматривают куст шиповника. Отмечают, что куст усыпан колючками и делают выводы о защитной их роли.
«Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве – четыре угодья:
Первое – больным на здоровье,
Второе – людям колодец,
Третье – от тьмы свет,
А четвертое – дряхлым пеленанье.
Что это за дерево?»
А отгадка у этой загадки очень простая. Дерево это, конечно, береза. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, корзинки – дряхлым пеленанье.
Задание № 4
Кто из писателей и поэтов прославил берёзу как символ России?
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(Боярышник)
Цветы боярышника символ доверчивости, а красные ягоды символ предупреждения о том, как опасно на эту доверчивость покушаться. Дeвyшки на Руси носили венки из цветков боярышника. Молодых дeвyшек на Руси величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярышнями. Плоды боярышника используют как сердечное средство.
Цветки – пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам,
А кудрявой ветке,
Место у беседки.
(Рябина)
Ученые считают рябину \"деревом здоровья”. Ягоды рябины – это кладезь витаминов и органических кислот. Они используются в кулинарии при приготовлении разнообразных блюд. Горечь из плодов можно удалить при помощи заморозки. Животные тоже лакомятся и лечатся ягодами рябины осенью и зимой. Перед спячкой медведь ест вдоволь ягоды рябины вместе с початками белокрыльника и стрелолистом. Этим растительным сбором медведь лечится от паразитов перед долгой спячкой.
Для закрепления материала, ребята отвечают на вопросы:
- Назовите самое распространенное лекарственное дерево?
- Какой кустарник является сырьем для получения сердечных препаратов?
- Назовите сорные лекарственные растения?
- Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает «здоровье»?
- Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
Ответы викторины: Берёза. Боярышник. Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка. Полынь. Шиповник и черёмуха.
Домашнее задание:
Оформить отчёт по экскурсии (задания по карточкам).
Комментарии:
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
04 12 2025 20:47:31
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
03 12 2025 6:34:34
Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....
02 12 2025 21:22:20
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
01 12 2025 1:25:57
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
30 11 2025 11:29:14
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
29 11 2025 0:38:47
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
28 11 2025 13:25:42
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе.
...
27 11 2025 16:18:50
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
26 11 2025 8:17:32
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
25 11 2025 11:17:19
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
24 11 2025 2:35:57
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
23 11 2025 20:36:47
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете.
...
22 11 2025 7:45:58
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
21 11 2025 23:44:34
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
20 11 2025 17:54:42
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
19 11 2025 8:21:39
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
18 11 2025 9:37:47
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
17 11 2025 8:46:24
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
16 11 2025 17:15:24
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
15 11 2025 8:28:14
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
14 11 2025 16:58:24
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
13 11 2025 12:12:34
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
12 11 2025 23:31:33
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
11 11 2025 3:22:58
В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....
10 11 2025 22:29:49
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
09 11 2025 13:55:13
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
08 11 2025 11:24:51
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
07 11 2025 0:44:42
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
06 11 2025 5:19:46
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
05 11 2025 22:39:10
В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...
04 11 2025 5:13:29
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
03 11 2025 6:40:24
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
02 11 2025 11:47:52
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
01 11 2025 6:54:17
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
31 10 2025 22:17:30
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
30 10 2025 0:38:27
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
29 10 2025 23:49:48
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
28 10 2025 21:31:46
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
27 10 2025 22:10:34
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
26 10 2025 17:46:12
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
25 10 2025 19:50:52
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
24 10 2025 2:25:21
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
23 10 2025 17:14:18
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
22 10 2025 11:30:12
Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....
21 10 2025 20:48:25
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
20 10 2025 17:29:47
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
19 10 2025 4:59:37
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
18 10 2025 1:34:25
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
17 10 2025 15:54:22
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
16 10 2025 1:36:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




