«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

Цели урока:
- создать представление о биосфере, ее структуре, границах, компонентах
- познакомить с учеными, которые внесли вклад в познание биосферы
- продолжить развивать умения работать самостоятельно с источниками материала, текстом учебника, работать в группе, анализировать материал, выделять главное, делать выводы
- создать условия для осмысления роли человека в биосфере
Планируемый результат: учащиеся конкретизируют и обобщают знания о структуре и компонентах биосферы
Личная значимость: понимание вклада отечественных ученых в развитие науки, своей личной значимости в биосфере
Тип урока: комбинированнный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: презентация “Биосфера”, фильм “ Биосфера” коллекции, раздаточный материал, справочный материал
Межпредметные связи: география
Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
3. Постановка учебной цели
4. Построение проекта выхода из затруднений. Работа в группах.
5. Подведение итогов урока, закрепление
6. Домашнее задание
Ход урока
Здравствуйте, садитесь.
1. Самоопределение к деятельности
Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели облик нашей планеты. Но еще в начале 20 века В.И. Вернадский сумел взглянуть на нашу планету с еще более далекого расстояния и силой могучего воображения увидеть главное, что отличает Землю от других планет - наличие в ней “Проникнутой жизнью оболочки”
Слайд №1
- О чем идет речь?
- Я приветствую вас и гостей на уроке биологии по теме: “Биосфера - живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы” (слайд №2)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
- Где вы встречались с этим понятием? (ответы учащихся)
Слайд №3 ( работа с определениями)
- Что включает понятие биогеоценоз? Приведите примеры биогеоценозов?
- Понятие о биосфере “ как об области жизни” было упомянуто в 1802 году в книге “Гидрогеология” Ж.Б.Ламарком. Где мы встречались с данным ученым?
- В научном обиходе понятие “биосфера” появилось в 1875 году в книге “Лик Земли” австрийского геолога Эдуарда Зюсса (Слайд №4)
- фрагмент фильма “Биосфера” (45 с)
- 1926 год труд В.И.Вернадского “Биосфера” (слайд №5), в которм расскрывает учение о биосфере, основывыаясь на работах К.А.Тимирязева, создает учение о том, что живое вещество биосферы трaнcпортируя солнечную энергию вовлекает ее в круговорот, без которого не возможно существование биосферы. (Слайд №6)
- Вспомните, какие оболочки Земли вы знаете?
- Входят ли эти оболочки в структуру биосферы? Есть ли границы у биосферы?
И так каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о биосфере.
3. Постановка учебной цели
- Каковы же цели нашего урока? (Слайд №7)
4. Построение проекта выхода из затруднений. Работа в группах.
- Вам предлагается пронализировать материал учебника стр. 143-144, справочный материал, и заполнить таблицу “ Структура биосферы”. Затем каждая группа должа представить свою таблицу. Учащиеся работой группой по заполнению общей таблицы, затем один представитель от группы представляет модель на доске. На работу в группах 5 минут.
Структура биосферы
| Оболочки земли | Протяженность | Химический состав | Строение | Границы жизни |
- После выступления групп, (Слайд №8, 9)
- Какие выводы можно сделать из проделанной работы? ( Слайд №10)
- Кто может вспомнить и рассказать о влияние УФЛ на организм человека?
Атмосфера наполнена газами, в недрах Земли - полезные ископаемые? Как это все образовалось? Что составляет биосферу, ее компоненты.
- Предлагаю вам составть схему “Компоненты биосферы” по учебнику стр.143.
Учащиеся составляют схему в тетради, затем проверяем схему. (Слайд №11)
- Какие можно сделать выводы по компонентам биосферы? Учащиеся формулируют выводы.
У меня на столе находится коллекционный материал, попробуйте определить компоненты биосферы.
(к столу идет ученик и работает с коллекциями). (Слайд №12)
Итак, вы рассмотрели структуру биосферы, ее границы, компоненты биосферы, самый главный вопрос, на который мы должны ответить: Какие функции выполняет биосфера и ее основные свойства? Учащиеся высказывают свои предположения. (Слайд №13)
- А, как вы думаете, какая роль в биосфере отводится челоеку? (Слайд №14, 15)
5. Подведение итогов урока, закрепление
Итак, подведем итоги урока? Все ли мы цели выполнили на уроке?
Вам предлагается выбрать правильные суждения из предложенных (Слайд №16)
6. Домашнее задание (Слайд 17)
Урок окончен. Вы работали хорошо. Спасибо за урок.
Комментарии:
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
26 11 2025 23:53:26
Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации.
...
25 11 2025 9:48:19
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
24 11 2025 22:36:10
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу.
...
23 11 2025 22:24:32
Урок биологии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки экологическое сознание, умение сравнивать, находить и показывать сходство в организации птиц и пресмыкающихся. Учащиеся обсуждают гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Цель урока: сформировать умения работы с цифровым микроскопом и создать слайды в пpaктической работе....
22 11 2025 17:46:35
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
21 11 2025 7:43:45
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
20 11 2025 7:24:16
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
19 11 2025 10:14:46
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
18 11 2025 18:41:43
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
17 11 2025 1:42:40
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
16 11 2025 13:36:41
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
15 11 2025 6:17:15
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
14 11 2025 22:23:55
Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
13 11 2025 0:47:51
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
12 11 2025 23:34:12
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
11 11 2025 18:10:59
На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....
10 11 2025 12:15:27
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
09 11 2025 7:14:43
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
08 11 2025 8:37:17
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
07 11 2025 16:14:12
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края.
...
06 11 2025 18:12:14
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
05 11 2025 7:55:13
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
04 11 2025 21:58:37
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
03 11 2025 4:54:17
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
Тема урока :"Разнообразие растений"....
02 11 2025 9:31:24
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
01 11 2025 23:42:25
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
31 10 2025 1:41:20
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
30 10 2025 8:54:31
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
29 10 2025 14:29:58
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
28 10 2025 16:50:33
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
27 10 2025 18:19:16
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....
26 10 2025 8:32:57
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
25 10 2025 2:21:15
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
24 10 2025 20:57:24
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
23 10 2025 22:15:22
Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....
22 10 2025 21:59:13
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
21 10 2025 5:37:20
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
20 10 2025 15:48:45
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
19 10 2025 21:24:12
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
18 10 2025 19:18:55
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
17 10 2025 18:20:59
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
16 10 2025 2:15:32
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
15 10 2025 1:18:21
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
14 10 2025 3:35:42
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
13 10 2025 6:57:45
В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
...
12 10 2025 8:45:27
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
11 10 2025 21:15:39
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
10 10 2025 15:24:15
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
09 10 2025 22:59:44
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
08 10 2025 6:35:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




