Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных.
Обучающие задачи:
- углубить и расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, животных;
- углубить и расширить знания о значении живых организмов в природе и для человека.
Развивающие задачи:
- развивать умения учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, раздаточным материалом, с различными ЭОР;
- учиться находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать умение самостоятельно ставить опыты и наблюдения.
Воспитывающие задачи:
- формировать интерес к предмету;
- осуществлять эстетическое воспитание учащихся;
- формировать культуру общения при работе в группе;
- формировать умение давать самооценку своей деятельности, позитивно относиться к успехам и неудачам товарищей.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание ценностей биологических знаний как компонента научной картины мира.
- Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи, умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, умение взаимодействовать с товарищами, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладевать пpaктическими навыками, уметь применять полученные знания на пpaктике.
- Предметные: знать особенности строения, жизнедеятельности представителей царств живой природы, уметь вести описание биологических объектов, решать биологические задачи, делать выводы и обобщения изученного, проводить наблюдения и ставить опыты над живыми организмами, находить черты отличия и сходства.
Универсальные учебные действия:
- Личностные: осознать необходимость изучения живой природы.
- Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
- Познавательные: извлекать информацию о царствах живой природы, делать отбор и анализ информации, уметь решать тесты, используя ЭОР, ставить простейшие опыты и проводить наблюдения, обобщать и систематизировать полученную ранее информацию.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах.
Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, ЭОР.
Структура и ход урока
Этапы урока | Задачи | ЭОР, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность Учеников | УУД |
1. Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе | Эпиграф к уроку: “Деятельность
должна быть моя, |
Приветствует, настраивает на эффективную работу и сотрудничество. | Настраиваются на работу. | Сотрудничество с учителем |
2. Постановка темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Актуализация знаний. | Видеофрагменты с загадками. | Активизирует внимание учащихся,
демонстрируя презентации с загадками
(видеофрагмент записи младших школьников) Вопросы классу: 1. Какие царства живых организмов вы знаете? Расшифруйте фигуры слайда №1 2. Отгадайте загадки. О представителях каких Царств идет речь в следующих строках? - Хоть меня не видит глаз, заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, насморком и скарлатиной. (Болезнетворные бактерии) - Птица – гнилица невидимкой мчится, мёртвых клюёт, а живых кормит. (Бактерии гниения) - Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
- Над речной водицей - - Имя взял у кузнеца, - Такого модника как этот ещё не видела
земля, |
Отвечают на вопросы, отгадывают загадки, формулируют тему урока и его цель. | Самостоятельное формулирование темы и цели урока, выделение информации, определение последовательности действий. |
3. Проверка домашнего задания | Обеспечение восприятия, осмысления и обобщения знаний о царствах живой природы | Слайды с изображением представителей царств живой природы | 1. Заслушивает информацию о
бактериях, грибах, растениях, животных с
использованием модуля: Название Царства; Представители; Способы питания; Разнообразие; Полезные и вредные; Значение в природе и жизни человека. 2. Обобщает и дополняет доклады учащихся. 3. Физкультпауза. Над волнами чайки кружат, Веселее загребай |
1 группа рассказывает, используя
модуль, а другие ребята изображают текст в виде символов- рисунков. После рассказа проверяют друг друга. |
Структурирование учебного
материала, построение логической цепи
рассуждений, заслушивание докладов товарищей,
помощь друг другу, работа в парах. Самооценивание. |
4. Проверка знаний с использованием ЭОР | Установление правильности и осознанности усвоения материала, выявление пробелов, их корректировка | www. drofa. ru, электронное
приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Биология. Введение в биологию. 5 класс. 1).Интеpaктив по теме “Растения” - Значение растений в природе и жизни человека; 2) интеpaктив по теме “Значение животных” - “Да-нет по теме “Животные” 3) интеpaктив по теме “Грибы” - “Собери грибы в лукошко” (12/14 + тест 13/14) интеpaктив по теме “Бактерии” - “Значение бактерий” (тест 9/9). |
1. Объясняет правила работы при
работе с ЭОР, настраивает учеников на успешное
выполнение работы. Контролирует, используя
интеpaктивное оборудование 2. Обобщает результаты выполненной работы. 3. Проводит физкультминутку. А в лесу растёт черника, Земляника, гoлyбика. Нагулялся я в лесу. |
Выполняют работу на компьютере по
темам: “Бактерии”, “Грибы”, “Растения”,
“Животные”. Решают биологические задачи.
Слушают учителя, заносят оценки в карту самооценки |
Анализ, построение логической цепи рассуждений Обнаружение пробелов в знаниях. Исправление ошибок. Самооценивание |
5. Пpaктикум | Обеспечение обобщения и систематизации знаний с помощью пpaктических заданий. | Живые объекты: дождевые черви, моллюски, мох сфагнум, дрожжи, вода, стаканчики химические, стёкла, сахар, метиленовый синий, весы. | 1. Предлагает применить знания на
пpaктике. - Используя полученные ранее знания и живой объект, поставьте опыт или проведите наблюдение и сделайте выводы. |
Весь класс работает в группах по 4 человека | 1. Само- и взаимооценивание. 2. Нахождение эффективных способов решения заданий. |
6. Решение проблемной задачи | Обеспечение обобщения и систематизации знаний. | 1. Предлагает ребятам решить
биологическую задачу, реализуя знания
графически - Предлагаю вам, ребята, нарисовать “фотороботы” по описанию объекта. 1) Растут как растения, а питаются как животные. Бывают полезными и вредными, съедобными и ядовитыми. (Грибы) 2) Они могут сделать йогурт, вино, уксус, почву. И всё это делают так незаметно! 3) Они могут делать сахара, а из них – крахмал, жиры и белки. Они могут быть сладкими, а могут быть горькими, но самое главное, что они всех кормят и очень любят свет. (Растения). 4) Сами не могут сделать себе еду, но хорошо добывают её. (Животные). |
Решают биологическую задачу | Анализ, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем и творческого поиска. | |
7. Этап самооценки и подведения итогов урока | Обеспечение осмысления знаний о царствах живой природы, объективности в оценке себя и товарищей. | Карта самооценки, карта-путеводитель на уроке. | 1. Заслушивает самооценки учащихся, направляет их размышления, помогает сделать выводы о качестве проделанной работы. | Размышляют о результатах своего труда, качестве знаний по изученным темам, оценивают себя. | Сличение с эталоном, осуществление пошагового контроля, правдивость в оценке себя и товарищей. |
8. Этап рефлексии | Обеспечение выражения эмоций и впечатлений от урока. | Смайлики, цветные флажки. | 1. Заслушивает впечатления ребят от
урока. 2. Предлагает изобразить настроение в виде цвета или смайлика. |
Описывают своё отношение к работе, свои впечатления от различных этапов урока, отображают настроение в цвете. | Осознание причастности к успеху в учебной деятельности, точное, правдивое выражение своих впечатлений от урока и работы в группе. |
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
Комментарии:
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
18 03 2024 20:29:44
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
17 03 2024 6:42:53
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
16 03 2024 18:44:48
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
15 03 2024 19:56:33
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
14 03 2024 23:56:20
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
13 03 2024 9:23:27
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...
12 03 2024 16:39:39
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
11 03 2024 6:19:28
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
10 03 2024 8:13:45
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...
09 03 2024 10:33:23
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...
08 03 2024 18:11:42
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
07 03 2024 23:11:33
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
06 03 2024 7:18:36
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
05 03 2024 13:24:25
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
04 03 2024 19:51:56
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
03 03 2024 4:55:25
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
02 03 2024 21:36:44
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
01 03 2024 20:30:26
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
29 02 2024 10:38:17
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
28 02 2024 14:41:20
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
27 02 2024 17:32:54
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
26 02 2024 1:32:54
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
25 02 2024 8:39:20
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
24 02 2024 8:44:59
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
23 02 2024 9:46:31
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...
22 02 2024 10:25:15
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
21 02 2024 16:17:53
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
20 02 2024 8:19:17
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
19 02 2024 16:18:24
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...
18 02 2024 7:19:38
Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...
17 02 2024 14:21:23
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...
16 02 2024 3:16:43
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
15 02 2024 14:31:46
Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....
14 02 2024 11:38:23
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
13 02 2024 9:15:21
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
12 02 2024 5:55:57
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
11 02 2024 2:29:51
В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....
10 02 2024 15:20:37
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
09 02 2024 13:47:32
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
08 02 2024 1:57:18
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
07 02 2024 7:45:30
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
06 02 2024 22:56:44
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
05 02 2024 20:30:47
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
04 02 2024 14:48:17
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...
03 02 2024 12:54:10
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
02 02 2024 12:38:27
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
01 02 2024 11:13:38
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
31 01 2024 12:26:51
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...
30 01 2024 1:26:30
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
29 01 2024 7:41:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::