Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"
Цель: Вспомнить и применить знания по теме “Лист” в предложенных заданиях. А вы должны проверить свои знания по данной теме.
Задачи:
- Развивающие: Формировать умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний.
- Обучающие: Обеспечить закрепление основных биологических понятий; применить знания на пpaктике, осуществить межпредметную связь.
- Воспитательные: Воспитывать любовь к Родному краю, формировать бережное отношение к природе; помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
Материалы учеников: лист контроля ЗУН по теме “Лист”, ручка.
Зрительный ряд: репродукции картин: Левитан И.И. “Большая вода”, “Осень”; Юон К.Ф. “Зима”; Куинджи А.И. “Березовая роща”; карта Александровского района; карточки с указанием разделов; открытки лекарственных растений; флажки; самоклеящиеся жетоны- листья; лабиринт “Лист”; изображенное дерево без листьев. На стенде “Это интересно” – интересная информация (см. Приложение 1) и чайнворд “Лист” (см. Приложение 2, Приложение 3).
Музыкальный ряд: отрывки “Пение птиц у ручья”, “Соловей”, “Пролетающие журавли”, “Вьюга”.
Ход урока
Учитель: На настоящем уроке мы поставили себе задачей повторить в главных чертах жизнь листа. Задача эта – непростая , потому что едва ли о каком органе растения существуют такие неполные и ложные понятия в среде людей, незнакомых с наукой. Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист. В течение веков, до конца прошлого столетия, человек упopно отказывался видеть в нем прямую пользу.
Мы совершим с вами путешествие в страну “Листвяндию”. Путешествовать мы будем пешком, по нашему родному краю. Цель путешествия: На каждом привале вы будете выполнять задания, применяя полученные знания.
Начинаем мы наше путешествие в устье реки Луньвы, где она впадает в Лытву (у моста) и будем спускаться на резиновых лодках по течению реки вниз. На протяжении всего путешествия соблюдайте правила поведения в лесу.
Работать вы будете в комaндах (зеленые, желтые, оранжевые). За правильные ответы я буду приклеивать жетоны соответствующего цвета на дерево. Во время выступления своих товарищей внимательно слушайте, чтобы затем дополнить и прокомментировать их ответы.
Прежде чем начать наш путь проверим готовность всех комaнд. Проведем разминку. Вопросы задаются комaндам по очереди. За каждый правильный ответ – жетон наклеивается на дерево. Каждая комaнда получает жетоны разного цвета. В итоге получится дерево с разноцветными листьями(жёлтые, красные, зелёные) чьих листьев больше, та комaнда и выиграла.
- Рыжий Егорка упал в озерко, сам не утонул и воды не всколыхнул. (Лист.)
- Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
- У меня длинней иголки, чем у елки, очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке. (Сосна.)
Почему в этой загадке мы говорим о листьях? Объясните.
Запасные вопросы:
- Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)
- С ветки в речку упадет, и не тонет, а плывет. (Лист.)
Комaнды готовы и в путь! Мы поплывем вниз по течению к горе “Балабан”, а вернемся по железной дороге. Места наших привалов на карте будем обозначать флажками.(используется топографическая карта родного района)
Первый привал в совхозе “Александровский”. Значит и вопросы будут связаны с растениями, выращиваемыми на полях и в огородах, т.е. овощах.
- Выросла травка к пище приправка. Все её пожитки- душистые нитки. (Укроп.)
- Овощное растение с розеткой листьев. Во многих странах Европы и Азии – это наиболее часто употрeбляемая овощная культура. Главная её ценность- витамины.
- Это разросшаяся верхушечная почка. Она формируется в результате быстрого роста новых листьев и медленного роста стeбля, и листья не успевают развертываться, образуя почку 10 и более кг. (Капуста.)
Запасной вопрос: Он никогда и никого не обижал на свете, чего же плачут от него взрослые и дети (лук).
(Наклеить жетоны на дерево.)
Второй привал у родника невдалеке от горы “Балабан”. Пополним запасы питьевой воды. Отдыхаем, рассматривая листья на растениях, растущих у родника.
Задания:
- Раздать гербарии листьев (смородина, клен, ива). Описать внешнее строение листа по плану (в листе контроля).
- Раздать по 3 открытки лекарственных растений. Из них выбрать 1, у которого используются листья (подорожник, крапива, тысячелистник) – 3 минуты.
Есть ли у комaнд дополнения, исправления? А все ли правильно? Какие растения растут у родника?
(Наклеить жетоны на дерево.)
Теперь поднимемся на гору “Балабан”. Мы проходим через поле, на котором растет клевер. Ответьте на вопрос
1. На одном поле скосили на сено клевер в начале его цветения, а на другом – в конце цветения. С какого поля сено будет более питательным и почему? ( В начале цветения питательные вещества накапливаются в листьях и стeблях. Поэтому в этот период сено будет более питательным).
Поднимаемся выше и нам становится жарко.
2. Если даже в очень жаркий день приложить лист дерева к щеке, то можно почувствовать, что он прохладный. Почему? (В жаркий день особенно интенсивно происходит испарение воды растениями, т.к. на испарение расходуется тепло, то поверхность листьев бывает прохладной.)
На пути нам попались ягоды.
3. Замечательно, ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему? ( В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего, в плодах накапливается больше сахаров).
(Наклеить жетоны на дерево.)
Мы поднялись на вершину горы “Балабан”, самая высокая точка которой 288 метров. Посмотрите как прекрасна наша природа с высоты птичьего полета. Передохнули и спускаемся вниз.
У подножия горы много гротов и ниш, в которых мы можем заблyдиться и надо найти путь в лабиринте. (Выполняют на листочках работу лабиринт “Лист” 5–7 минут). Листочки сдайте, я проверю и поставлю вам оценки.
По ЛЭП мы выходим на железную дорогу и возвращаемся домой.
Последний привал у болота.
Задание:
Раздать на столы репродукции картин, изображающих весну, лето, осень. Описать деревья, изображенные на репродукции. Ваш рассказ должен быть связан с темой “Лист” (3 минуты).
Перед ответом ребят включать музыкальные отрывки. Весна – пение птиц у ручья, лето – соловей, осень – журавли, зима – вьюга.
Ребята, послушайте! (В классе должно быть тихо.)
Перенесите себя в мир природы и музыки. (В начале музыка громко, во время ответа ребят – фоном.)
(За 1-е место – 2 жетона, 2-е место – 1 жетон, 3-е место – 0 жетонов.)
Мы увидели, что происходит с растениями в течение 1 года. Подведем итог.
Весна: набухают почки, растение просыпается, появляются первые маленькие листочки.
Лето: Формируется листовая пластинка и черешок листа, или видоизмененные листья (иголки, усики и т.д.) Активно идут процессы фотосинтеза, испарения. Накапливаются в листе органические и вредные вещества.
Осень: Сезонное изменение – листопад. Листья теряют зеленую окраску, т.к. разрушается хлорофилл. На границе черешка образуется отделительный слой. Удаляются вредные вещества вместе с листьями.
Зима: Растение находится в покое.
(За дополнения наклеить жетоны.)
Мы закончили свое путешествие и вернулись на станцию Копи. Подведем итог нашему путешествию. Какие вопросы мы с вами повторили?
(На доску вывешиваются карточки с указанием разделов.)
- внешнее строение листа
- клеточное строение листа
- воздушное питание (фотосинтез)
- космическая роль растений (запасание солнечной энергии путём накопления органических веществ)
- газообмен
- испарение воды
- листопад
- значение листьев
Посчитать количество жетонов.
Как вы оцениваете свою работу? Поставьте себе в каждой графе и итоговую оценки. Контролеры поставят вторую оценку. По итогам лабиринтов учитель – 3 оценку.
Если нас сравнить с листьями, то мы должны служить для наших корней источником силы – силы добра и любви, того света без которого нередко погибают во мpaке самые честные усилия.
Выделить наиболее активных.
Спросить какие оценки поставили ребята, какие впечатления у ребят от урока? Что взяли нового с урока?
Домашнее задание: выполнить творческое задание “Синквейн”.
- Название.
- Два существительных.
- Три глагола.
- Четыре прилагательных.
- Предложение.
Например:
- Лист.
- Черешок, пластинка.
- Растёт, желтеет, опадает.
- Зелёный, простой, черешковый, зубчатый.
- Лист – вегетативный орган растения.
Всем спасибо! Молодцы! Урок окончен.
Комментарии:
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
25 04 2025 9:49:12
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
24 04 2025 15:42:53
Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка.
Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....
23 04 2025 16:34:12
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
22 04 2025 5:11:55
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
21 04 2025 21:59:42
В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....
20 04 2025 0:50:25
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
19 04 2025 17:21:36
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
18 04 2025 21:35:15
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
17 04 2025 5:39:20
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
16 04 2025 15:10:29
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
15 04 2025 10:41:54
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
14 04 2025 11:12:55
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений.
...
13 04 2025 1:14:54
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования.
...
12 04 2025 13:21:12
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
11 04 2025 11:26:26
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
10 04 2025 9:32:10
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
09 04 2025 23:55:26
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
08 04 2025 21:18:15
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
07 04 2025 7:27:47
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
06 04 2025 10:33:19
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
05 04 2025 4:31:52
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
04 04 2025 12:44:18
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
03 04 2025 20:59:50
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
02 04 2025 16:14:54
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
01 04 2025 8:21:11
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
31 03 2025 21:31:27
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
30 03 2025 21:29:42
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации.
...
29 03 2025 4:33:42
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
28 03 2025 2:33:52
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
27 03 2025 5:55:15
Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....
26 03 2025 5:24:12
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности.
...
25 03 2025 6:34:43
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
24 03 2025 4:12:44
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
23 03 2025 8:10:52
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
22 03 2025 14:59:14
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
21 03 2025 8:57:34
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
20 03 2025 1:20:35
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
19 03 2025 2:38:43
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
18 03 2025 9:41:47
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
17 03 2025 5:48:32
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
16 03 2025 6:21:38
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
15 03 2025 15:28:42
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
14 03 2025 23:11:37
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
13 03 2025 6:23:33
Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...
12 03 2025 22:57:34
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
11 03 2025 11:41:40
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
10 03 2025 4:21:10
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
09 03 2025 8:35:52
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
08 03 2025 0:59:42
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
07 03 2025 20:14:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::