Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"
Цель: Вспомнить и применить знания по теме “Лист” в предложенных заданиях. А вы должны проверить свои знания по данной теме.
Задачи:
- Развивающие: Формировать умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний.
- Обучающие: Обеспечить закрепление основных биологических понятий; применить знания на пpaктике, осуществить межпредметную связь.
- Воспитательные: Воспитывать любовь к Родному краю, формировать бережное отношение к природе; помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
Материалы учеников: лист контроля ЗУН по теме “Лист”, ручка.
Зрительный ряд: репродукции картин: Левитан И.И. “Большая вода”, “Осень”; Юон К.Ф. “Зима”; Куинджи А.И. “Березовая роща”; карта Александровского района; карточки с указанием разделов; открытки лекарственных растений; флажки; самоклеящиеся жетоны- листья; лабиринт “Лист”; изображенное дерево без листьев. На стенде “Это интересно” – интересная информация (см. Приложение 1) и чайнворд “Лист” (см. Приложение 2, Приложение 3).
Музыкальный ряд: отрывки “Пение птиц у ручья”, “Соловей”, “Пролетающие журавли”, “Вьюга”.
Ход урока
Учитель: На настоящем уроке мы поставили себе задачей повторить в главных чертах жизнь листа. Задача эта – непростая , потому что едва ли о каком органе растения существуют такие неполные и ложные понятия в среде людей, незнакомых с наукой. Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист. В течение веков, до конца прошлого столетия, человек упopно отказывался видеть в нем прямую пользу.
Мы совершим с вами путешествие в страну “Листвяндию”. Путешествовать мы будем пешком, по нашему родному краю. Цель путешествия: На каждом привале вы будете выполнять задания, применяя полученные знания.
Начинаем мы наше путешествие в устье реки Луньвы, где она впадает в Лытву (у моста) и будем спускаться на резиновых лодках по течению реки вниз. На протяжении всего путешествия соблюдайте правила поведения в лесу.
Работать вы будете в комaндах (зеленые, желтые, оранжевые). За правильные ответы я буду приклеивать жетоны соответствующего цвета на дерево. Во время выступления своих товарищей внимательно слушайте, чтобы затем дополнить и прокомментировать их ответы.
Прежде чем начать наш путь проверим готовность всех комaнд. Проведем разминку. Вопросы задаются комaндам по очереди. За каждый правильный ответ – жетон наклеивается на дерево. Каждая комaнда получает жетоны разного цвета. В итоге получится дерево с разноцветными листьями(жёлтые, красные, зелёные) чьих листьев больше, та комaнда и выиграла.
- Рыжий Егорка упал в озерко, сам не утонул и воды не всколыхнул. (Лист.)
- Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
- У меня длинней иголки, чем у елки, очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке. (Сосна.)
Почему в этой загадке мы говорим о листьях? Объясните.
Запасные вопросы:
- Есть у родственницы елки неколючие иголки, но в отличие от елки, опадают те иголки. (Лиственница.)
- С ветки в речку упадет, и не тонет, а плывет. (Лист.)
Комaнды готовы и в путь! Мы поплывем вниз по течению к горе “Балабан”, а вернемся по железной дороге. Места наших привалов на карте будем обозначать флажками.(используется топографическая карта родного района)
Первый привал в совхозе “Александровский”. Значит и вопросы будут связаны с растениями, выращиваемыми на полях и в огородах, т.е. овощах.
- Выросла травка к пище приправка. Все её пожитки- душистые нитки. (Укроп.)
- Овощное растение с розеткой листьев. Во многих странах Европы и Азии – это наиболее часто употрeбляемая овощная культура. Главная её ценность- витамины.
- Это разросшаяся верхушечная почка. Она формируется в результате быстрого роста новых листьев и медленного роста стeбля, и листья не успевают развертываться, образуя почку 10 и более кг. (Капуста.)
Запасной вопрос: Он никогда и никого не обижал на свете, чего же плачут от него взрослые и дети (лук).
(Наклеить жетоны на дерево.)
Второй привал у родника невдалеке от горы “Балабан”. Пополним запасы питьевой воды. Отдыхаем, рассматривая листья на растениях, растущих у родника.
Задания:
- Раздать гербарии листьев (смородина, клен, ива). Описать внешнее строение листа по плану (в листе контроля).
- Раздать по 3 открытки лекарственных растений. Из них выбрать 1, у которого используются листья (подорожник, крапива, тысячелистник) – 3 минуты.
Есть ли у комaнд дополнения, исправления? А все ли правильно? Какие растения растут у родника?
(Наклеить жетоны на дерево.)
Теперь поднимемся на гору “Балабан”. Мы проходим через поле, на котором растет клевер. Ответьте на вопрос
1. На одном поле скосили на сено клевер в начале его цветения, а на другом – в конце цветения. С какого поля сено будет более питательным и почему? ( В начале цветения питательные вещества накапливаются в листьях и стeблях. Поэтому в этот период сено будет более питательным).
Поднимаемся выше и нам становится жарко.
2. Если даже в очень жаркий день приложить лист дерева к щеке, то можно почувствовать, что он прохладный. Почему? (В жаркий день особенно интенсивно происходит испарение воды растениями, т.к. на испарение расходуется тепло, то поверхность листьев бывает прохладной.)
На пути нам попались ягоды.
3. Замечательно, ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему? ( В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего, в плодах накапливается больше сахаров).
(Наклеить жетоны на дерево.)
Мы поднялись на вершину горы “Балабан”, самая высокая точка которой 288 метров. Посмотрите как прекрасна наша природа с высоты птичьего полета. Передохнули и спускаемся вниз.
У подножия горы много гротов и ниш, в которых мы можем заблyдиться и надо найти путь в лабиринте. (Выполняют на листочках работу лабиринт “Лист” 5–7 минут). Листочки сдайте, я проверю и поставлю вам оценки.
По ЛЭП мы выходим на железную дорогу и возвращаемся домой.
Последний привал у болота.
Задание:
Раздать на столы репродукции картин, изображающих весну, лето, осень. Описать деревья, изображенные на репродукции. Ваш рассказ должен быть связан с темой “Лист” (3 минуты).
Перед ответом ребят включать музыкальные отрывки. Весна – пение птиц у ручья, лето – соловей, осень – журавли, зима – вьюга.
Ребята, послушайте! (В классе должно быть тихо.)
Перенесите себя в мир природы и музыки. (В начале музыка громко, во время ответа ребят – фоном.)
(За 1-е место – 2 жетона, 2-е место – 1 жетон, 3-е место – 0 жетонов.)
Мы увидели, что происходит с растениями в течение 1 года. Подведем итог.
Весна: набухают почки, растение просыпается, появляются первые маленькие листочки.
Лето: Формируется листовая пластинка и черешок листа, или видоизмененные листья (иголки, усики и т.д.) Активно идут процессы фотосинтеза, испарения. Накапливаются в листе органические и вредные вещества.
Осень: Сезонное изменение – листопад. Листья теряют зеленую окраску, т.к. разрушается хлорофилл. На границе черешка образуется отделительный слой. Удаляются вредные вещества вместе с листьями.
Зима: Растение находится в покое.
(За дополнения наклеить жетоны.)
Мы закончили свое путешествие и вернулись на станцию Копи. Подведем итог нашему путешествию. Какие вопросы мы с вами повторили?
(На доску вывешиваются карточки с указанием разделов.)
- внешнее строение листа
- клеточное строение листа
- воздушное питание (фотосинтез)
- космическая роль растений (запасание солнечной энергии путём накопления органических веществ)
- газообмен
- испарение воды
- листопад
- значение листьев
Посчитать количество жетонов.
Как вы оцениваете свою работу? Поставьте себе в каждой графе и итоговую оценки. Контролеры поставят вторую оценку. По итогам лабиринтов учитель – 3 оценку.
Если нас сравнить с листьями, то мы должны служить для наших корней источником силы – силы добра и любви, того света без которого нередко погибают во мpaке самые честные усилия.
Выделить наиболее активных.
Спросить какие оценки поставили ребята, какие впечатления у ребят от урока? Что взяли нового с урока?
Домашнее задание: выполнить творческое задание “Синквейн”.
- Название.
- Два существительных.
- Три глагола.
- Четыре прилагательных.
- Предложение.
Например:
- Лист.
- Черешок, пластинка.
- Растёт, желтеет, опадает.
- Зелёный, простой, черешковый, зубчатый.
- Лист – вегетативный орган растения.
Всем спасибо! Молодцы! Урок окончен.
Комментарии:
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
17 06 2025 5:12:57
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
16 06 2025 4:28:57
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
15 06 2025 3:32:32
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
14 06 2025 18:55:46
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
13 06 2025 8:46:40
Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома.
...
12 06 2025 11:56:57
Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...
11 06 2025 8:52:14
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
10 06 2025 16:38:11
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
09 06 2025 11:22:37
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
08 06 2025 1:38:44
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
07 06 2025 18:12:55
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности.
...
06 06 2025 11:10:24
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
05 06 2025 15:55:46
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
04 06 2025 12:16:44
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
03 06 2025 19:17:37

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
02 06 2025 7:38:40
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
01 06 2025 2:37:18
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
31 05 2025 18:57:44
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
...
30 05 2025 18:57:53
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
29 05 2025 16:49:57
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза.
...
28 05 2025 5:59:50
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
27 05 2025 5:31:31
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
26 05 2025 4:38:29
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
25 05 2025 15:39:36
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
24 05 2025 23:24:28
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
23 05 2025 6:58:41
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
22 05 2025 3:40:23
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
21 05 2025 23:13:30
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
20 05 2025 17:26:48
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
19 05 2025 17:20:44
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
18 05 2025 13:21:38
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
17 05 2025 12:35:18
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
16 05 2025 4:21:37
Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме,
вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на
использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....
15 05 2025 19:57:54
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
14 05 2025 23:46:46
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
13 05 2025 13:42:31
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
12 05 2025 5:12:34
Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....
11 05 2025 10:50:37
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
10 05 2025 19:21:17
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
09 05 2025 9:49:14
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
08 05 2025 12:39:46
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....
07 05 2025 13:47:49
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
06 05 2025 10:16:38
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
05 05 2025 21:36:52
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
04 05 2025 1:23:36
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
03 05 2025 19:19:44
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
02 05 2025 12:22:48
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
01 05 2025 14:20:55
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
30 04 2025 13:25:24
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
29 04 2025 14:24:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::