Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"
Класс: 8.
Предмет: биология
Межпредметные связи: Зоология 7, класс Млекопитающие.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная,
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, пpaктический.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения: 1 академический час (45 минут)
Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш,Биология.8 кл.Человек.-М.Дрофа.2010г.
Цели урока:
Образовательные
- Обобщить знания о процессе пищеварения , выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.
- Продолжить формировать понятие \"фермент\", \"субстрат\".
- Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.
Развивающие:
- Сформировать умение выделять главное, сравнивать , делать самостоятельные выводы
- Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием
- Показать пpaктическую направленность полученных знаний
Воспитательные: способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания
Оборудование:
- Оборудование для опыта: накрахмаленная тканевая салфетка, р-р йода, ватная палочка, чашка Петри.
- Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Вводная часть урока. Оргмомент. (Презентация)
II. Актуализация знаний:
1. Разминка (слайд 2)
Проверка домашнего задания:
Задание-1 (фронтально)
Поставь по порядку - глотка, - печень, - ротовая полость, - желудок, - желчный пузырь, - толстый кишечник- поджелудочная железа, - тонкий кишечник, - пищевод, - прямая кишка - двенадцатиперстная кишка, - аппендикс.
Ответ: 1 - ротовая полость, 2 - глотка, 3 -пищевод, 4 - желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 - толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка
Задание-2 ( Слайд 3) Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.
Углеводы аминокислота Жиры глюкоза Белки глицерин, жирные кислоты
(Схема остается на доске с заполненной одной стрелкой : углеводы -глюкоза, а над стрелкой- амилаза, ротовая полость )
Задание-3 (Слайд 4)
Индивидуальный опрос:
1. Как распознается качество пищи?
2. Какое значение имеет химическая и механическая обработка пищи?
3. Каковы строение и форма зубов?
Задание-4 (Слайд 5)
1. Какие железы находятся в ротовой полости и каковы их функции?
2. Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне?
3. Почему у людей, даже здоровых, ротовая полость богата микробами?
Задание-5 (Слайды 6,7)
Расскажите о составе и функции слюны (проверка по слайду)
Поставьте опыт, показывающий роль амилазы в расщеплении крахмала
Задание-6 (Слайд8)
Вспомните, какие зубы у высших приматов? Какие типы зубов ,зубы молочные и постоянные?
Кто приготовил сообщение о гигиене в ротовой полости?
Опыт с расческой и ватой показывает как правильно чистить зубы. Горячая вода + стеклышко показывает хрупкость эмали при контрастных температурах
Задание-7 (Слайд10)
Выполните самостоятельную работу в тетради на печатной основе
Стр. 53-54 упр. 127, 128 ,129.
Правильный ответ на слайде
Взаимопроверка и выставление оценки.
Создание проблемной ситуации.
На схеме (Слайд12) мы заполнили только одну стрелку , а где и под действием чего будет перевариваться бутерброд? Где переварится мясо, жиры?
Слайд(13)
III. Постановка целей урока:
1. Познакомимся со строением желудка и двенадцатиперстной кишкой.
2. Раскроем особенности процессов пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке.
3. Раскроем свойства ферментов желудочного сока и пищеварительных соков 12- ти перстной кишки.
4. Узнаем о роли печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Работа со слайдами12-22
Слайд (14)
Пищевой комок из ротовой полости рефлекторно проглатывается , проходит по пищеводу и попадает в желудок.
Слайд (15)
Давайте найдем в тексте пар . 32 какое строение имеет желудок, и выполним упр. 132 .
Рассмотрите слайд (Слайд (16), ответьте на вопрос: Что способствует перемешиванию пищи в желудке и почему , кроме воды, пища не сразу попадает в кишечник?
Прочитайте отрывок из пар 32 и объясните, под действием какого фермента происходит расщепление пищи в желудке? Какие железы находятся в желудке, какие секреты они выpaбатывают? Слайд (17,18)
Закончите упр. 132
Куда попадает и как продолжается переваривание пищи? Слайд 19
Объяснение роли печени, желчи, значение трипсина и кишечного сока.
Слайд (19)
Ферменты Слайд (20)
1. Ферменты - белки сложного строения , выполняющие функцию биокатализаторов.
2. Ферменты воздействуют на питательные вещества.
3. Субстрат- вещество, на которое действует фермент.
4. Ферменты выделяются пищеварительными железами.
5. Определенные виды ферментов выделяются определенными железами.
Как же изменяются питательные вещества под действием ферментов?
Свойства Ферментов
1 Являются биологическими катализаторами белковой природы;
Каждый фермент действует только при определенных условиях:
- ферменты слюны - в слабощелочной среде;
2. Каждый фермент обладает специфичностью и действует на определенный субстрат;
- ферменты желудочного сока - в кислой;
- ферменты поджелудочного сока - в слабощелочной.
3. Наиболее активны при температуре 37-39 гр.С.
4. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют свою активность.
Давайте выполним задание на стр. 167 -168 на примере \"белки\", остальное закончите дома. Слайд (22)
Закрепление.
1. Давайте заполним схему, начатую в начале урока:
Углеводы аминокислота Жиры глюкоза Белки глицерин, жирные кислоты
2. Выберите правильные высказывания:
- Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *
- Желчь выpaбатывается железами желудка.
- Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *
- Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *
- Перитонит - воспаление аппендикса.
- Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*
- Трипсин - расщепляет жиры.
- В желудке кишке кислая среда.*
- Ферменты- это биологические катализаторы.*
- Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *
IV. Дом. задание пар. 32 , закончить таблицу
Комментарии:
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
27 11 2024 4:27:17
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...
26 11 2024 18:38:40
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
25 11 2024 1:16:56
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
24 11 2024 1:20:17
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
23 11 2024 20:27:36
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
22 11 2024 17:14:43
Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....
21 11 2024 4:27:11
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
20 11 2024 16:50:21
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
19 11 2024 22:13:16
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
18 11 2024 19:25:37
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
17 11 2024 20:54:59
На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....
16 11 2024 11:56:48
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...
15 11 2024 16:54:43
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
14 11 2024 3:31:20
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
13 11 2024 8:38:58
Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....
12 11 2024 22:47:57
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
11 11 2024 23:47:23
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
10 11 2024 20:30:58
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...
09 11 2024 4:13:37
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...
08 11 2024 23:11:50
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...
07 11 2024 21:40:33
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
06 11 2024 0:20:17
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
05 11 2024 21:11:42
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
04 11 2024 17:49:22
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
03 11 2024 6:30:52
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...
02 11 2024 15:39:59
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
01 11 2024 8:30:29
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
31 10 2024 6:33:18
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
30 10 2024 22:42:17
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
29 10 2024 4:49:56
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
28 10 2024 11:53:23
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
27 10 2024 20:19:27
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
26 10 2024 23:55:58
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
25 10 2024 6:57:43
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
24 10 2024 18:35:42
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
23 10 2024 0:57:40
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
22 10 2024 7:31:54
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
21 10 2024 15:57:26
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
20 10 2024 5:10:25
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание. Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм. В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма. Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения. ...
19 10 2024 14:24:33
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
18 10 2024 11:50:31
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...
17 10 2024 6:52:34
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
16 10 2024 14:37:56
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
15 10 2024 18:21:54
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
14 10 2024 12:50:59
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...
13 10 2024 18:13:31
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
12 10 2024 15:30:53
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
11 10 2024 7:54:31
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
10 10 2024 5:26:14
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
09 10 2024 0:32:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::