Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"
Класс: 8.
Предмет: биология
Межпредметные связи: Зоология 7, класс Млекопитающие.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная,
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, пpaктический.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения: 1 академический час (45 минут)
Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш,Биология.8 кл.Человек.-М.Дрофа.2010г.
Цели урока:
Образовательные
- Обобщить знания о процессе пищеварения , выявить уровень усвоения ведущих понятий, закрепить их.
- Продолжить формировать понятие \"фермент\", \"субстрат\".
- Раскрыть, как происходит переваривание в желудке и тонком кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез.
Развивающие:
- Сформировать умение выделять главное, сравнивать , делать самостоятельные выводы
- Продолжить формирование работать с учебником, оборудованием
- Показать пpaктическую направленность полученных знаний
Воспитательные: способствовать гигиеническому воспитанию детей, правильному пониманию процессов питания
Оборудование:
- Оборудование для опыта: накрахмаленная тканевая салфетка, р-р йода, ватная палочка, чашка Петри.
- Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Вводная часть урока. Оргмомент. (Презентация)
II. Актуализация знаний:
1. Разминка (слайд 2)
Проверка домашнего задания:
Задание-1 (фронтально)
Поставь по порядку - глотка, - печень, - ротовая полость, - желудок, - желчный пузырь, - толстый кишечник- поджелудочная железа, - тонкий кишечник, - пищевод, - прямая кишка - двенадцатиперстная кишка, - аппендикс.
Ответ: 1 - ротовая полость, 2 - глотка, 3 -пищевод, 4 - желудок, 5 -двенадцатиперстная кишка, 6- печень, 7 -желчный пузырь, 8 -поджелудочная железа, 9 -тонкий кишечник, 10 - толстый кишечник, 11 -аппендикс, 12 -прямая кишка
Задание-2 ( Слайд 3) Соотнесите слова левой колонки с помощью стрелок со словами правой колонки, расположите над стрелками названия ферментов, расщепляющих органические вещества.
Углеводы аминокислота Жиры глюкоза Белки глицерин, жирные кислоты
(Схема остается на доске с заполненной одной стрелкой : углеводы -глюкоза, а над стрелкой- амилаза, ротовая полость )
Задание-3 (Слайд 4)
Индивидуальный опрос:
1. Как распознается качество пищи?
2. Какое значение имеет химическая и механическая обработка пищи?
3. Каковы строение и форма зубов?
Задание-4 (Слайд 5)
1. Какие железы находятся в ротовой полости и каковы их функции?
2. Какие пищеварительные ферменты содержаться в слюне?
3. Почему у людей, даже здоровых, ротовая полость богата микробами?
Задание-5 (Слайды 6,7)
Расскажите о составе и функции слюны (проверка по слайду)
Поставьте опыт, показывающий роль амилазы в расщеплении крахмала
Задание-6 (Слайд8)
Вспомните, какие зубы у высших приматов? Какие типы зубов ,зубы молочные и постоянные?
Кто приготовил сообщение о гигиене в ротовой полости?
Опыт с расческой и ватой показывает как правильно чистить зубы. Горячая вода + стеклышко показывает хрупкость эмали при контрастных температурах
Задание-7 (Слайд10)
Выполните самостоятельную работу в тетради на печатной основе
Стр. 53-54 упр. 127, 128 ,129.
Правильный ответ на слайде
Взаимопроверка и выставление оценки.
Создание проблемной ситуации.
На схеме (Слайд12) мы заполнили только одну стрелку , а где и под действием чего будет перевариваться бутерброд? Где переварится мясо, жиры?
Слайд(13)
III. Постановка целей урока:
1. Познакомимся со строением желудка и двенадцатиперстной кишкой.
2. Раскроем особенности процессов пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке.
3. Раскроем свойства ферментов желудочного сока и пищеварительных соков 12- ти перстной кишки.
4. Узнаем о роли печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Работа со слайдами12-22
Слайд (14)
Пищевой комок из ротовой полости рефлекторно проглатывается , проходит по пищеводу и попадает в желудок.
Слайд (15)
Давайте найдем в тексте пар . 32 какое строение имеет желудок, и выполним упр. 132 .
Рассмотрите слайд (Слайд (16), ответьте на вопрос: Что способствует перемешиванию пищи в желудке и почему , кроме воды, пища не сразу попадает в кишечник?
Прочитайте отрывок из пар 32 и объясните, под действием какого фермента происходит расщепление пищи в желудке? Какие железы находятся в желудке, какие секреты они выpaбатывают? Слайд (17,18)
Закончите упр. 132
Куда попадает и как продолжается переваривание пищи? Слайд 19
Объяснение роли печени, желчи, значение трипсина и кишечного сока.
Слайд (19)
Ферменты Слайд (20)
1. Ферменты - белки сложного строения , выполняющие функцию биокатализаторов.
2. Ферменты воздействуют на питательные вещества.
3. Субстрат- вещество, на которое действует фермент.
4. Ферменты выделяются пищеварительными железами.
5. Определенные виды ферментов выделяются определенными железами.
Как же изменяются питательные вещества под действием ферментов?
Свойства Ферментов
1 Являются биологическими катализаторами белковой природы;
Каждый фермент действует только при определенных условиях:
- ферменты слюны - в слабощелочной среде;
2. Каждый фермент обладает специфичностью и действует на определенный субстрат;
- ферменты желудочного сока - в кислой;
- ферменты поджелудочного сока - в слабощелочной.
3. Наиболее активны при температуре 37-39 гр.С.
4. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют свою активность.
Давайте выполним задание на стр. 167 -168 на примере \"белки\", остальное закончите дома. Слайд (22)
Закрепление.
1. Давайте заполним схему, начатую в начале урока:
Углеводы аминокислота Жиры глюкоза Белки глицерин, жирные кислоты
2. Выберите правильные высказывания:
- Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *
- Желчь выpaбатывается железами желудка.
- Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *
- Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *
- Перитонит - воспаление аппендикса.
- Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*
- Трипсин - расщепляет жиры.
- В желудке кишке кислая среда.*
- Ферменты- это биологические катализаторы.*
- Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *
IV. Дом. задание пар. 32 , закончить таблицу
Комментарии:
На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....
24 08 2025 1:45:37
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
23 08 2025 22:48:26
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
22 08 2025 1:56:31

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
21 08 2025 11:26:13
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
20 08 2025 14:30:44
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
19 08 2025 23:57:50
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
18 08 2025 21:16:45
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
17 08 2025 5:59:59
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
16 08 2025 15:23:20
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
15 08 2025 4:15:26
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
14 08 2025 15:12:52
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
13 08 2025 23:10:32
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
12 08 2025 14:10:41
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
11 08 2025 1:56:49
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
10 08 2025 23:49:16
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
09 08 2025 20:59:16
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
08 08 2025 2:46:42
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
07 08 2025 12:26:49
Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
06 08 2025 21:43:12
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
05 08 2025 19:51:26
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
04 08 2025 19:45:17
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
03 08 2025 14:38:59
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
02 08 2025 0:24:55
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
01 08 2025 15:46:56
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
31 07 2025 8:39:42
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
30 07 2025 23:48:50
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
29 07 2025 1:38:11
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
28 07 2025 0:34:21
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
27 07 2025 16:53:54
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
26 07 2025 3:30:22
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
25 07 2025 16:31:59
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
24 07 2025 11:52:54

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
23 07 2025 23:35:44
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
22 07 2025 17:22:48

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
21 07 2025 5:29:25
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
20 07 2025 5:55:39
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
19 07 2025 19:51:39

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
18 07 2025 18:22:49
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
17 07 2025 20:22:52
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
16 07 2025 2:41:12
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
15 07 2025 1:43:57
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
14 07 2025 0:38:26
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
13 07 2025 2:49:22
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
12 07 2025 10:55:19
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство.
Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности.
...
11 07 2025 22:36:10
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
10 07 2025 21:33:27
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК.
...
09 07 2025 20:57:41
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
08 07 2025 17:21:25
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
07 07 2025 1:58:23
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
06 07 2025 13:40:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::