Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"
Цель: способствовать выработке здорового образа жизни.
Задачи:
- Дать информацию о влиянии образа жизни, никотина и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы.
- Обсудить причины заболеваний сердечно-сосудистой системы.
- Поговорить о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистой системы.
- Создать положительную психологическую атмосферу, условия для приобретения навыков работы в группе.
Изучение нового материала.
Теоретическое положение:
“Сердечно-сосудистые заболевания в развитых странах служат причиной 50% всех cмepтных случаев. Вследствие этих заболеваний 45% мужчин не доживают до 60 лет”
Словарь:
- Гиподинамия – ограничение физической подвижности.
- Атеросклероз – поражение стенок артерий.
- Ишемия сердца – мышечная недостаточность сердца.
- Инфаркт миокарда – образование тромба в кровеносных сосудах сердца.
- Инсульт – сужение сосудов головного мозга.
- Гипертония – повышенное артериальное давление.
- Гипотония – пониженное артериальное давление
- Стенокардия – сужение коронарных артерий и ослабление кровоснабжения некоторых участков сердца.
Материалы необходимые для занятия: доска, мел.
Подготовка к занятию: подготовка словаря, листов бумаги (формат А4) и карандашей по количеству, равному половине состава группы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Энергизатор “Молекулы”
Участники закрывают глаза и, жужжа, начинают хаотично двигаться в разные стороны по комнате. Через какое-то время, ведущий хлопает в ладоши и дает комaнду участникам объединиться в пары. Потом дает комaнду объединиться по 4 и т.д
В процессе игры создаются формальные группы, которые вступают в следующий этап занятий-
“Мозговой штурм” (15 минут)
Доска разделена на две части. Одна часть озаглавлена “ Из-за чего нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы ?” или “В чем причины сердечно-сосудистых заболеваний?”. Другая часть – “ Как можно укрепить сердечно-сосудистую систему?”
Учитель обговаривает правила мозгового штурма.
- Называя идею нельзя повториться.
- Чем больше список идей, тем лучше.
- Разpaбатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы.
- Идеи не оцениваются и не критикуются
Работа в группах: Ребята обговаривают свои версии. На обсуждение дается 5 минут. После чего, высказывание ребят вкратце фиксируется на доске.
Групповая дискуссия
При групповой дискуссии обсуждаются ответы. Особое внимание обращается влиянию курения, употрeбления алкогольных напитков, малоподвижного образа жизни на состояние сердечно-сосудистой системы.
Мини-лекция (5 минут)
Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млрд раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4000 000 железнодорожных цистерн. И эта работа выполняется органом, масса которого немногим больше 300 г., а толщина мышечной стенки не превышает 10-15 мм. У тренированных людей этот небольшой насос показывает удивительную выносливость. Сердце спортсмена в покое обеспечивает кровью организм, сокращаясь 60-80 раз в 1 мин. При наивысших напряжениях оно может работать с частотой свыше 200 сокращений в 1 мин. Спустя непродолжительное время сердце возвращается к прежнему ритму.
В период интенсивной работы сердечной мышцы коронарные сосуды расширяются, и это удовлетворяет потребность сердца в кислороде. У тренированных людей в этом случае через коронарные сосуды может поступать в 4-5 раз больше крови, чем в покое. Увеличивается сила и скорость сокращения сердца, растет время его расслабления. При тренировках растет не только экономичность работы сердца, но и его общая масса. Утолщение волокон сердечной мышцы – один из важных показателей приспособления сердца к физическим нагрузкам.
У нетренированных людей кровоснабжение сердца не увеличивается в 4-5 раз, как это требуется организму. В итоге мышца сердца и мышцы тела получают недостаточное кислорода, т.е. работает в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы.
Важно знать и помнить, что сердце первым откликается на потребности организма: будь то физические нагрузки, подъем в гору или погружение под воду, воздействие высоких температур, эмоций и пр.
Научно-техническая революция привела к тому, что на производстве труд человека часто сводится к контролю за работой машин. Современный школьник много сидит за партой и за письменным столом, часами просиживает перед телевизором. Гиподинамия – ограничение физической подвижности – сказывается не только на состоянии сердца и настроении человека. Особенно опасна гиподинамия в среднем и пожилом возрасте, так как она способствует понижению обмена веществ и ожирению.
Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления. Кроме этого никотин увеличивает содержание адреналина в крови, усиливает свертывание крови. Это приводит к закупорке сосудов тромбами. В результате нарушения кровотока в коронарных артериях возникает инфаркт миокарда.
Столь же вредное влияние на сердце и сосуды оказывает алкоголь. Алкоголь поступает в кровь уже через несколько минут после его приема и циркулирует в ней 5-7 ч. Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результат в клетках сердца накапливается жир, уменьшается содержание белка, и в конце концов мышечные волокна сердца отмирают.
(Эти сообщения могут сделать заранее подготовленные учащиеся, можно использовать мультимедийный показ)
Работа в группах кооперативного обучения (15 минут)
Каждой группе дается информация о правилах тренировки сердечно-сосудистой системы и дается задание - на основе информации (это может быть информация в учебнике, тогда производится самостоятельная работа с учебником в группах) нарисовать рекламу сохранения долголетия и здоровья сердца.
Информация:
Сердце – мышечный орган и как всякая мышца нуждается в кислороде и питательных веществах. Попытка нетренированного человека сразу приступить к большим нагрузкам обычно приводит не только к утомлению мышц, но и к кислородному голоданию скелетных мышц и самого сердца. А оно очень чувствительно к недостатку кислорода.
С другой стороны, известно, что слабые нагрузки тренировочного эффекта не дают. Поэтому нагрузка должна не только постепенно наращиваться, но и правильно дозироваться.
Большое значение приобретает соотношение работы и отдыха: чем сильнее и интенсивнее работало сердце во время тренировок, тем реже оно будет сокращаться во время отдыха. Такой режим наиболее благоприятен для восстановления сердечной деятельности.
Во время физической работы нельзя не учитывать вид работы и состояние сосудистой системы. Известно, что утомление при статистической работе наступает раньше. Одна из причин этого связана с особенностями кровообращения и работой венозных клапанов.
При статистической работе мышц движение крови по венам и лимфоток задерживаются, так как ухудшаются условия работы венозных клапанов. Кровоснабжение органов ухудшается, и потому кислородное голодание наступает скорее.
Но статистические нагрузки приучают работать в условиях кислородной недостаточности.
Работа учащихся в группах
Выслушивание ответа отчетных групп. Объявление благодарности за творчество.
Подведение к пониманию необходимости ведения здорового образа жизни.
Выводы:
– Чтобы сохранить здоровье необходимо вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться, больше находиться на свежем воздухе, не курить и не употрeбллять алкоголь и наркотики.
Домашнее задание: прочитать параграф, обдумать материал урока. Проверить состояние сердечно-сосудистой системы на основании выполнения лабораторной работы №8. Написать синквейн “Здоровье”, “Сердце”
Справка.
Слово “Синквейн” произошло от французского числительного “пять”. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.
- 1-я строчка – это название темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение.
- 2-я строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
- 3-я строчка – это три глагола, показывающих действие в рамках темы.
- 4 –я строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
- 5-я строчка – завершение темы. Как правило. Это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Литература:
1.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Биляев. “Биология. Человек” учебник. Изд. “Дрофа” 1997 г.
2. А.С. Батуев. “Биология. Человек” учебник. Изд. “Дрофа” 2001 год.
3. В.И.Белов. “Энциклопедия здоровья” Москва. Химия. 1993 год.
Комментарии:
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
18 07 2025 8:16:22
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
17 07 2025 4:59:55
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
16 07 2025 13:44:26

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
15 07 2025 15:18:45
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
14 07 2025 14:16:20
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
13 07 2025 11:52:17
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
12 07 2025 20:15:18
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
11 07 2025 15:21:54
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
10 07 2025 18:57:21
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
09 07 2025 7:50:56
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
08 07 2025 17:18:23
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
07 07 2025 16:46:32
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
06 07 2025 17:45:43
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
05 07 2025 8:46:55
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
04 07 2025 7:58:40
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии.
...
03 07 2025 1:19:52
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
02 07 2025 0:43:14
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
01 07 2025 8:57:21
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
30 06 2025 23:23:33

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
29 06 2025 2:33:21
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
28 06 2025 21:14:49
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
27 06 2025 20:31:42
Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....
26 06 2025 5:30:19
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
25 06 2025 8:26:38
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
24 06 2025 18:48:58
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
23 06 2025 7:56:41
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
22 06 2025 4:12:59
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
21 06 2025 16:46:48
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
20 06 2025 11:29:15
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
19 06 2025 6:16:36
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
18 06 2025 18:15:17
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
17 06 2025 16:30:26
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
16 06 2025 11:51:12

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
15 06 2025 12:20:30
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
14 06 2025 21:43:46
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
13 06 2025 19:56:24
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
12 06 2025 6:53:49
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
11 06 2025 2:49:57
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
10 06 2025 9:22:46
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
...
09 06 2025 9:14:28
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
08 06 2025 19:17:23
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
07 06 2025 3:51:55
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
06 06 2025 5:48:46
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
05 06 2025 9:15:32
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
04 06 2025 6:15:58
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
03 06 2025 14:48:49
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
02 06 2025 22:56:11
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
01 06 2025 20:50:23
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
31 05 2025 2:31:54
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
30 05 2025 3:52:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::